Звуковая карта SB Live! Platinum 5.1 от Creative


 

Вступление

Приветствую всех постоянных читателей iXBT и просто любителей хорошего звука на PC! Сегодня мы с вами посмотрим в деталях, что из себя представляет звуковая карта Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1. Несмотря на то, что звуковой чип на всех картах модельного ряда SoundBlaster Live! один и тот же — EMU10K, новая серия карт от Creative, имеющая приставку 5.1, является уже третьим их поколением, ведущим отсчёт аж с 1998 года. И данная карта, Live! Platinum 5.1, является самым совершенным на сегодня творением Creative из всех её звуковых карт.

Что у нас новенького?

Мельком посмотрим на коробку изделия:

В первую очередь в глаза бросаются красные магические знаки 5.1. С другой стороны, сулит новые комфортные ощущения пульт ДУ, спрятавшийся у правого края картинки. А в остальном — дизайн коробки полностью соответствует предыдущей карте Creative из той же серии, SBLive! Platinum.

Для тех, кто ещё не догадался, что означают приписанные загадочные цифры 5.1 в названии, поясняю. Это такой последний писк моды в звуковых картах, от ведущих кутюрье в области мультимедиа — снабжать свои изделия шестью аналоговыми линейными выходами, для возможности воспроизведения раскодированного на 6 каналов звукового сопровождения в играх, DVD-фильмах и даже для воспроизведения многоканальных музыкальных композиций (файлы с расширением AC3).

Другим существенным нововведением является улучшенный модуль для 5-ти дюймового отсека Live! Drive IR:

Таким образом, с передней панели компьютера становятся доступны:

  1. две пары цифровых интерфейсов (RCA и оптические входы и выходы)
  2. регулируемый выход на наушники (5-ти мм jack)
  3. совмещённый регулируемый микрофонный/линейный вход (5-ти мм jack)
  4. линейный вход 2 для записи с бытовой аппаратуры (отдельные левый и правый RCA разъёмы)
  5. MIDI интерфейс, вход и выход (разъём PS/2, в комплекте идут переходники на стандартный 5-ти штырьковый DIN)

Последние же буквы в названии модуля, IR, означают infra red, подсказывая нам, что появилась поддержка пульта дистанционного управления на инфракрасных лучах. В самом деле — карта не из дешевых, и наличие пульта выглядит не как излишество, а как логичное усовершенствование и дополнение к её многочисленным возможностям.

А высокую цену немного скрашивает продуманная до мелочей комплектация платы:

  • сама PCI плата с пластмассовыми разъёмами (с немного странной маркировкой SB0060)
  • интерфейсный модуль Live! Drive IR, для установки в 5-ти дюймовый отсек
  • задняя панелька c разъемом Digital Din, для соединения с мультимедийными наборами акустики от той же фирмы
  • два соединительных шлейфа с нестандартными 40-контактными колодками
  • тонкий оптический пластмассовый проводок Toslink интерфейса, на одном из концов имеющий миниджековое исполнение (таким универсальным разъёмом — и цифровым и аналоговым интерфейсом "всё в одном" — комплектуются некоторые Mini-disk плееры, видимо, для экономии места и из соображений практичности)
  • CD-audio и CD-digital шнурки для соединения с приводом CD-ROM
  • два проводка-переходника с PS/2 на MIDI для Live!Drive IR панели
  • конденсаторный микрофон от Creative с переходником миниджек->джек
  • пакетик с крепёжными болтиками
  • печатное руководство для пользователя на нескольких языках, включая русский
  • каталог игр, поддерживающих фирменную EAX технологию
  • набор дисков:
    • компакт диск с драйверами и утилитами (включая PlayCenter 2.0 и специальную версию Live!Ware 3.0);
    • компакт диск с приложениями (наиболее интересные из них — это цветомузыка Lava! 2.5, PixMaker Creative Edition для создания фотопанорам и программа для лайв-диджеинга Mixman Studio 3.2);
    • пакет программ для работы со звуком от Steinberg: облегчённый audio&midi секвенсор Cubasis VST for Creative, wav-редактор WaveLab Lite, loop-редактор ReCycle Lite (все три размещены на одном компакт диске);
    • а так же две игрушки: MDK2 и Rollcage.

Такая традиционная тщательность в комплектации Creative-ом своих топ-моделей не может не радовать. Купив этот набор, теоретически можно сразу приступать к любой деятельности — будь то развлечения или работа со звуком в небольшой домашней музыкальной студии.

Установка

Тестовая конфигурация компьютера осталась той же, что и в прошлом обзоре SBLive! Platinum:

  • процессор P!!!-733 (133х5.5)
  • память 128 Мб PC133
  • материнская плата ABIT BE6-II (чипсет 440BX, 33 МГц на PCI)
  • винчестер Quantum FB KA 7200 об/мин

При этом, выражаясь военным языком, активными постановщиками помех являлись:

  • ISA-вская 10 мегабитная noname сетевая карта (в самом нижнем слоте материнской платы)
  • PCI-ный модем на чипе Rockwell 56K

Всё было заключено в добротном широком InWin-овском корпусе формата midi-tower, с 235-Ваттным блоком питания.

Установку Platinum лучше начать с прочтения инструкции, чтобы не перепутать случайно два комплектных, похожих на IDE-шлейфы, кабеля между собой. У них разное функциональное назначение, а также важна их ориентация при подключении. Русская часть руководства в целом переведена неплохо. (Опустим некоторую техническую корявость текста. Например, требование о наличии свободного 5-ти дюймового отсека на передней панели корпуса компьютера для установки модуля Live!Drive IR переведено с английского невнятным "Open Bay для установки Live! устройства")

К сожалению, печатный вариант содержит только инструкцию по установке и подключению. Полноценного варианта на русском в формате PDF, содержащегося ранее в комплекте Platinum на диске с драйверами, не оказалось (пришлось довольствоваться англоязычной версией). Хотя сие чтиво перед установкой не лишено смысла, так как в меню установки будут предложены десятки программ и утилит без всяких пояснений их назначения. На сей раз удобная версия Adobe Acrobat 4.05 для просмотра файлов pdf (основное усовершенствование которой — поддержка привычного и удобного скролинга колёсиком или рычажком мышки), идёт прямо на компакте с драйверами.

Драйверы

Drivers

Я испробовал возможность установить одновременно два Лайва в системе: Live!Value(4830) и Live!Platinum 5.1. Как и в начале 2000 года, когда только появился Live!Ware3, две Creative карты (тогда второй из них был "обычный" Platinum) под родными драйверами в Win98 не живут. То есть, одна работает нормально, а вторая желтеет в Системе с восклицательным знаком и не отзывается, хотя конфликтов по ресурсам не наблюдалось. В результате длительных экспериментов с разными вариантами установки (а драйвера к карте 5.1 устанавливаются целых 15 минут на моём, не сказать что слабом, компьютере) помирить две карты так и не удалось.

Однажды, правда, новые драйверы, идущие к Live!Platinum 5.1, заработали на обычном Live! Будем надеяться, что Creative вскоре напишет универсальные драйверы, подходящие для всей линейки своих карт.

Утилиты

Utilites

Вот список комплектных утилит, которые могут быть выбраны для установки в режиме Custom Installation:

  • Audio HQ
  • Creative Keytar
  • Creative Launcher
  • Creative MiniDisk Center
  • Creative PlayCenter 2.0
  • Creative Recorder
  • Creative Rhythmania
  • Diagnostics
  • DOS Drivers

Выплывающий сверху рабочего стола, Creative Launcher претерпел небольшие косметические изменения.


Теперь у Creative основной упор сделан на посеребрившуюся эмблемку EAX:


Playcenter2

На самом деле, в Launcher едва ли не в 3 раза больше всяких сервисных утилит, основной из которых является микшер. К сожалению, вид Surround Mixer остался неизменным. И, несмотря на файлы с расширением *.skn, сменить чёрно-желтое оформление скинов мы не имеем (пока?) возможности.

Комплектные программы


Набор демонстрашек и программ существенно увеличился:

  • Kool Karaoke 1.0
  • LAVA Player 2.5
  • Mixman Studio 3.2
  • MediaRing 7.2
  • PixMaker, PixScreen
  • Cubasis VST for Creative
  • WaveLab Lite
  • ReCycle Lite

Даже ознакомительный их просмотр может занять не один день, а поверхностный обзор каждой увёл бы нас далеко в сторону от обзора самой карты. Попытаемся просто сделать из комплектации Live!Platinum 5.1 определённые выводы.

В обзоре Platinum прошлой весной я уже отмечал наступление фирм PC мультимедиа на индустрию развлечений — место, исконно занимаемое производителями бытовой электроники и игровых приставок. С этой точки зрения становится понятно, почему для запуска демонстрационных программ Creative виртуализировала меню в виде типичного интерьера небольших двухэтажных аппартаментов простого трудолюбивого дудла.

Создаются подобные интерьеры с помощью софта компании PixAround.com (".com" в названии компании подчеркивает ее виртуальность). Такое исполнение меню мне показалось более интересным, чем стандартные закладки и меню с ярлычками. В комплекте также идут демо-версии программ, позволяющие создавать подобные фотопанорамы из собственных фотографий, виртуальной склейкой их в кольцо.

Но самой интересной особенностью мне показалось наличие шести музыкальных композиций в формате AC3. Сами файлы имеют такое же расширение (*.ac3)

.
AC-3 Experience

Вот сведения об этих файлах, полученные с помощью моей любимой программы PowerDVD (чтобы их добыть в меню нужно выбрать пункт Configuration и в последнем закладку Information):


AC-3 attribute

То есть, файлы кодированы по схеме: 96х2+64х4 (подробнее о кодировании звука в стандарте Dolby Digital 5.1 можно прочитать в статье Акустические системы VideoLogic DigiTheatre и DigiTheatre DTS).

Во время прослушивания этих файлов на моём домашнем комплексе мне было психологически трудно ощущать "звук вокруг" именно при прослушивании музыки. Качество самого звука было очень хорошим. Субъективно, на уровне 160-256 кбит/с mp3. Ну а позиционирование инструментов в классических композициях и объёмные эффекты в современных музыкальных композициях были выше всяких похвал, много лучше, чем на многих прослушанных мною лицензионных CD. Очень интересно было также послушать эти файлы в хороших наушниках, включив в третьей версии PowerDVD опцию Dolby Headphone:


AC-3 Dolby Headphone

Сколько "весят" подобные композиции можно прикинуть по их битрейту. 3-4 [мин] * 60 [с/мин] * 448 [кбит/с] : 8 [б/бит] : 1024 [Мб/Кб] ~ 10-13 Мб в среднем каждая стандартная композиция. Ну что же, кабельный или спутниковый интернет в каждом доме уже не за горами. Да и мода на 128 кбит/с mp3 постепенно проходит. С другой стороны, от 60-70 композиций на CD-R в формате AC-3 я не отказался бы уже прямо сейчас :). Плачьте, лицензионные ассоциации и звукозаписывающие компании. Или перестраивайтесь под новые условия. Иначе — вас постигнет та же учесть, что и в своё время динозавров.

Технология LAVA за прошедший год также значительно подросла и прибавила в качестве. Как я и предсказывал, из прикольной цветомузыки вышла довольно качественная визуализация, с использованием последних достижений в области Direct3D эффектов.


LAVA!

Далее, мне ужасно понравилась реализация (от Creative) идеи звуковой платы с пультом ДУ. Для управления всеми функциями, связанными с ДУ, служит программа RemoteCenter. При установке она сканирует содержимое жестких дисков компьютера на наличие аудио файлов, индексируя и группируя полученную информацию из названия файлов и ID3 тегов MP3 файлов. И всё это без утомительного процесса составления, возможно, многогигабайтных архивов записей в MP3, как это предлагается в различных других программах. Впоследствии достаточно выбрать сначала вид группировки:


RemoteControl

А затем вид наименования, для доступа к списку данной подгруппы:


RemoteControl

Причём все надписи выполнены на экране ясным, разборчивым с большого расстояния шрифтом (масштабируемым на все разрешения) на контрастном чёрном фоне.

Так же очень удобно пользоваться регулировкой общей громкости. Особенно если звук выводится на усилитель, не имеющий ДУ.


RemoteControl

Что касается новой версии Creative Playcenter2, то это уже на любителя. До WinAmp или Windows Media Player 7.0 ещё далековато, но определённый прогресс в дизайне уже наблюдается:


RemoteControl

Тесты в программе SpectraLAB

От описательной части статьи перейдём к сухим и беспристрастным цифрам.

Ниже приведено сравнение характеристик плат SBLive!Platinum 5.1 с четырёхканальным кодеком SigmaTel STAC9708 и SBLive!Platinum (там применялся SigmaTel STAC9721).

Как обычно, для количественной оценки параметров качества звучания была использована программа SpectraLab 4.32.14.

Всем, кто захочет повторить измерения, я рекомендую найти самую последнюю версию этой программы на www.soundtechnology.com.

Приведены спектрограммы тестов на нелинейные искажения и шумы, при подаче на вход эталонного синусоидального сигнала частотой 1кГц. Тестовый синусоидальный сигнал с амплитудой -3дБ был получен в wav-редакторе SoundForge 4.5 стандартным генератором Simple Synthesis. Такой выбор обусловлен, во-первых, тем, что в реальности никто не нормализует материал под 0 дБ, во-вторых, для обеспечения адекватности сравнения результатов, т.к. на многих карточках уже при -2 дБ сильно возрастают искажения.

Если вы не являетесь специалистом в области звука и не знаете куда смотреть на спектрограмме, я рекомендую прочитать мои пояснения в этом материале: "Измеряем с помощью программы SpectraLAB" (84 Kb в формате RTF).

Часть1. PC-D-C-D-PC

Первая серия тестов приведена для следующей цепочки прохождения сигнала в звуковой карте: "аудио контроллер->AC-link->ЦАП кодека->АЦП кодека->AC-link->аудио контроллер". Результаты могут быть применимы, например, при переводе MIDI-треков в Audio-треки в секвенсоре. Все остальные источники, эквалайзеры и регуляторы тембра были отключены. Для исключения ошибок тесты проводились несколько раз, и были выбраны лучшие результаты для каждой карточки. Значения SNR брались невзвешенными.


codec48-3


Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Platinum normal mode SBLive! Platinum 5.1 normal mode SBLive! Platinum 5.1 digital only
Codec's loopback, 48000 Hz sampling,
-3dB@1kHz
THD, % 0,0008 0,0012 0,0014
SNR, dB 88,7 90,4 74,0
THD+H, % 0,0063 0,0030 0,0170


codec44-3.


Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Platinum normal mode SBLive! Platinum 5.1 normal mode SBLive! Platinum 5.1 digital only
Codec's loopback, 44100 Hz sampling,
-3dB@1kHz
THD, % 0,0011 0,0005 0,0010
SNR, dB 80,2 88,0 74,5
THD+H, % 0,0098 0,0040 0,0180

Часть2. PC-D-A-D-PC

Вторая серия тестов проводилась подачей сигнала с линейных выходов карты на её линейные входы посредством шнурка миниджек на миниджек, спаянного из раздельно-экранированных микрофонных проводов d=6 мм, длиной 10 см, позолоченые разъемы производства Тайвань, немного расточенные с торца. Для перестраховки провода были свиты в витую пару.

Эти тесты заинтересуют тех пользователей, которые собираются оцифровывать аудиосигнал с линейного входа (к примеру, писать с тюнера музыкальные композиции и сжимать их в mp3).


wire48-3


Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Platinum line input SBLive! Platinum line input SBLive! Platinum line2 input
External loopback, 48000 Hz sampling,
-3dB@1kHz
THD, % 0,0020 0,0025 0,0044
SNR, dB 73,2 72,4 82,0
THD+H, % 0,0215 0,0230 0,0078


wire44-3


Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Platinum line input SBLive! Platinum line input SBLive! Platinum line2 input
External loopback, 44100 Hz sampling,
-3dB@1kHz
THD, % 0,0018 0,0022 0,0048
SNR, dB 73,1 72,5 78,0
THD+H, % 0,0223 0,0220 0,0126

Вход Line2 input — это линейный вход на панели Live!Drive IR. Я разобрал модуль и посмотрел, что там внутри. В качестве АЦП для этого входа применена микросхема Philips UDA1360T, с весьма неплохими характеристиками (SNR = -97 dB A @ U=0, THD+N=-80-85 dB A @ 0 dB). А вот тракт для наушников с регулятором громкости (во главе с ЦАП-ом UDA1451TS), мне не очень понравился. Вторая гармоника большая, да и шумновато будет, даже по-сравнению с Rear Out (контроль производился на наушниках Philips HP600 for Digital, 106 dB чувствительность).

Подведём итог. Измеренные характеристики позволяют с уверенностью сказать — Platinum 5.1 получился по-крайней мере не хуже своего предшественника, обычного Platinum. А в тестах Codec's loopback (особенно в 44,1 кГц), 5.1 значительно подтянулся. То есть, смысл сейчас покупать "старый" Platinum совершенно отсутствует.

Часть 3. АЧХ

Посмотрим же на АЧХ карты. Файл с плавно изменяющейся частотой от 20 Гц до 20 кГц был сгенерён в CoolEdit 2000. Волны в начале шкалы частот — наша методическая погрешность. Они возникают в результате конечности тестового WAV-файла по времени.


afc48

И в увеличенном масштабе:


afc48 zoom in

Platinum 5.1 ещё раз порадовал нас линейностью АЧХ своих выходов и входов. А небольшая неравномерность (+1,-1 дБ) второго линейного входа не смутит даже очень требовательного меломана.

Чем хороши приведённые тесты? Прежде всего своей доступностью и повторямостью. Внимание! Приведённые цифры не являются абсолютными. Они лишь служат для целей сравнения одной карты с другой. Производитель в спецификации может указывать цифры, полученные им в совершенно других тестовых условиях. Параметры применяемых элементов также могут различаться, что вносит свой разброс в конечные характеристики каждого конкретного изделия.

DVD и декодирование Dolby Digital 5.1

Итак, самая горячая тема в конференциях, посвещённых звуковым картам, звучит примерно так: "Да как может этот Live!5.1 со своим стареньким чипом EMU10K, образца 98 года, что-то там аппаратно декодировать?! Что-то тут нечисто…"

Давайте разбираться вместе. Основная причина такой "живучести" Live! заключена в том, что чип EMU10K разрабатывался как универсальное инженерное изделие, для применения в совсем "недетских" звуковых картах и семплерах фирмы EMU. А посему содержит очень много ресурсов по своей расширяемости. Сюда можно отнести наличие выводов чипа для работы как с шиной AC-link, так и с шиной I2S. А также наличие четырех (!) выводов S/PDIF out.


EMU10K

В обычном Лайве использовался только один выход, информация по остальным — дублировалась. В серии карт 5.1 используются уже 3 таких выхода. В подтверждение того, что карты 5.1 не отличаются от обычных Live!, приведу опыт моих друзей из Санкт-Петербурга. Они поменяли прошивку в ПЗУ, стоящем на Live!Value1024 (CT4830) на подобную от Player 5.1. Драверы встали без малейших проблем, и все приложения работали так, будто это была карта 5.1 (за исключением физической невозможности вывода 2-х из 6-ти каналов). Так что все разговоры несведущих фанатов о якобы специальной и оптимизированной для DolbyDigital ревизии чипа EMU10K были опровергнуты на практике.

Итак, декодирование DolbyDigital 5.1 осуществляется на уровне драйверов. Для получения такой возможности нужен программный DVD-проигрыватель, поддерживающий сквозной посыл AC-3 потока на цифровой выход Live! При этом, при выставлении опции "AC-3 decode" в настройках Surround Mixer, и, выбрав режим S/PDIF output (или что-то в этом роде) в программном DVD плеере, получаем декодирование AC-3 потока драйверами карты. При этом нельзя получить сигнал с цифрового выхода ни у Live! 5.1, ни у Platinum 5.1. То есть, не получится, к примеру, подключить карту по цифре для музыки, а по аналогу — для домашнего кинотеатра.

Сама Creative изначально позиционировала карту для "DolbyDigital ready" ресиверов или для своих наборов без аппаратного декодера в комплекте (таких, как DTT2200). Однако последние пресс-релизы рекомендуют использовать карты серии 5.1 также и с DTT3500 (который содержит в себе аппаратный декодер).

С другой стороны, никто не мешает включить в последних версиях софтверных проигрывателей, например, WinDVD или PowerDVD, поддержку 6-ти канальных карт и отдать декодирование DolbyDigital внутренним алгоритмам этих замечательных программ. Однако, программы эти коммерческие, а в 5.1 — эта поддержка хоть и идёт через софт, однако сразу в комплекте. То есть, теоретически возможен вариант найти какую либо программу (или устаревшую версию двух названных мною самых популярных плееров), не поддерживающую 6-ти канальное воспроизведение, и воспользоваться услугами карты по декодированию (возможно сэкономив тем самым своё драгоценное время и не менее ценные деньги).


PowerDVD

Я тестировал Platinum 5.1 на следующем домашнем кинотеатре:

  • Ресивер Onkyo TX-DS484 (DD5.1, DTS, 24bit/96kHz DACs for all channels, 5x75W PHC 6 Ohm, 5Hz-100kHz +0…-3dB)
  • Фронт JPW ML510i (2x75 W RMS, 6 Ohm, 89 dB/W on 1m, 60-22000Hz ±3dB)
  • Тыл JPW Golden Monitor (2х75 W RMS, 6 Ohm, 87 dB/W on 1m)
  • Центр NAD 808CC (100 W RMS 8 Ohm)
    Сабвуфер JPW SW40 (активный, 50 W)
  • Телевизор "Philips 29"

Домашний кинотеатр в "свёрнутом" состоянии:


Прелесть ресивера Onkyo TX-DS484 для нас в том, что он, помимо обоих видов цифровых интерфейсов (коаксиального и оптического), имеет и 5.1 аналоговый вход. То есть, имелась возможность сравнить качество декодирования и воспроизведения Live!Platinum 5.1 и аппаратного декодера по цифровым входам. Чем я с удовольствием и воспользовался. Для тестов были использованы насыщенные звуковыми эффектами DVD демо-трейлеры нескольких голливудских фильмов (Blade, Matrix, The Mask of Zorro, Tomorrow Never Dies, etc.) с различными битрейтами звуковых дорожек (от 256 до 448 кбит/с).

Качество звука, выдаваемого Лайвом по аналоговым выходам, было весьма достойным. А также в микшере имеется удобная возможность отдельно отрегулировать громкость сабвуфера по вкусу. Ну и когда я переключился на аппаратное декодирование в Onkyo, сопровождение изменилось. Тембры стали побогаче и само звучание немного естественнее. Однако, если бы я не слышал, как играет аппаратный декодер, то был бы весьма доволен качеством Platinum 5.1. Далее, я попробовал воспроизвести звуковую дорожку 6-ти канальной опцией софтовых плееров. Особых отличий ни в качестве звучания, ни в загрузке процессора (по sysmon), по сравнению с драйверами Live!, я не обнаружил.

И снова о MIDI

В статье про обычный Platinum, я устраивал виртуальный поединок в MIDI между тремя основными конкурентами на рынке звуковых карт на тот момент — Live!, Yamaha и Vortex. За прошедший год мало что изменилось. Поэтому тем, кому интересно использование звуковой карты в качестве минусовки в караоке плеере, под старые ностальгические игрушки с MIDI звуком, для обучения себя и ребёнка музыкальной грамоте, а может и для реализации собственных музыкальных экспериментов, я рекомендую ознакомиться с результатами тестирования и прослушать звучание упомянутых звуковых карт в моём прошлом обзоре, отмотав 3 экрана от конца того обзора.

Там же я восторженно описывал преимущества для музыканта от использования готовящихся новых 2.0 драйверов для Live! и EMU APS. Однако минул год — а воз, к сожалению, и ныне там… Что касается использования драйверов EMU версии 1.5, то эта возможность доступна последние полгода уже без особых напряжений. Подробнее можно посмотреть на сайте, посвящённом неофициальной модифицированной версии драйверов, под названием APSLive. Я лично не большой фанат Cubase и идеи работать со семплами своего производства (как-то не сложилось со времён популярности в народе XG MIDI, который Cubase слабо поддерживал). Да и ограничение в 32 Мб на суммарный размер банков семплов не очень радует. Однако прямая поддержка ASIO, более богатые возможности поканального роутинга эффектов, аппаратные компрессор и эквалайзер, возможно, того и стоят.

Но, на мой взгляд, всё это не слишком важно. Ведь плохому танцору всегда что-то будет мешать, а одарённый человек сыграет на скрипке и с одной струной. Возможностей же Live! вполне достаточно для организации небольшой домашней компьютерной музыкальной студии. А относительная распространённость банков семплов в формате sf2 в сети и не слишком большая сложность редактора Vienna SoundFont Studio позволяет музыканту, по крайней мере, с чего-то начать.

Если кому-то интересно, поделюсь своим личным опытом пользования Лайва. Я пришёл в семплерные технологии со стороны живой музыки. Поэтому долгое время не мог терпеть тембральный суррогат, заложенный в клавиши-самоиграйки и смешные PC-шные wavetable синтезаторы с целым мегабайтом (!) ПЗУ, в котором было втиснуто 128 инструментов. С широким распространением стандарта XG, за небольшие деньги стало возможным делать различные techno композиции. Однако все партии живых инструментов (особенно наборы ударных) звучали тускло и безжизненно. И только после встречи с Лайвом я переменил своё мнение о возможностях современных музыкальных технологий при их внезапно свалившейся доступности и простоте использования (если в 1998-м году Live! стоил $200, то сейчас Value OEM (СT4830) можно приобрести всего за $45). И хотя 2000-й год называли годом софтовых синтезаторов (главным образом, из-за их широкой распространённости в пиратском виде), аппаратные решения всё ещё популярны и могут поспорить за своё место под солнцем. Но-с, довольно болтовни и досужих домыслов (оставим это бриллиантовое право всезнающим журналистам), перейдём к делу. А точнее, к прослушиванию композиции, написанной вашим покорным слугой при помощи только лишь "игровой и несерьёзной" звуковой карты SoundBlaster Live!

Итак, имею честь представить вашему вниманию музыкальную композицию Август (4,86 МБ, формат wma 160 кбит/с). Музыка и аранжировка — мои. Слова неизвестного автора. Я мельком услышал эту песню в 1991 году, довольно посредственно исполняемую под гитару, но слова — почему-то запали в душу. И вот, спустя 10 лет, с трудом вспоминая мелодию и полностью переписав всю гармонию, я отважился сделать "римейк" и придать этой вещице достойный современный вид.

Небольшие технические подробности. Использовалось 3 различных банка семплов, общим объёмом в 42 МБ (так что приводить wrk-файл без sf2 банков — бессмысленно). Процесс создания и записи композиции производился в секвенсоре CakeWalk 9.0 (имеющим удобный SoundFont менеджер).


Сakewalk

Вокал прописывался немодным нынче способом — за один проход (то есть без семплирования алфавита и составления потом из него вокальной партии) и без претензии на профессиональное исполнение. :) Так что — особо не придирайтесь, если где-то не попадаю на ноты, и считайте это скорее "лайв" версией. При записи использовался конденсаторный микрофон AKG C419 со своим предусилителем AKG B29 (ориентировочная цена $150). Но никто не мешает для своих экспериментов использовать микрофон и из комплекта к Platinum 5.1. Для компрессии и коррекции АЧХ микрофона были задействованы DirectX плагины от Waves: Q10 Paragraphic EQ и C1 Compressor. В Cakewalk-e для этого есть возможность производить realtime посылы на любые эффекты в любой последовательности на выбранный трек в графе Effects. Хватило бы мощности у центрального процессора (у меня, при всего одном аудио треке и двух эффектах, загрузка уже составляла 10-15% на P3-733). Эхо и реверберацию в композиции осуществляет 32-битный процессор эффектов, интегрированный в EMU10K (а если поставить драйверы APSLive, то можно использовать и аппаратный компрессор с эквалайзером от EMU, полностью отказавшись от софтовых плагинов). Все вопросы, комментарии и отзывы, как обычно, принимаются по почте. Туда же можно написать, насколько в наше время тотального засилья "пейджера, пепси и MTV" (а также Макдональдса, Квейка и MP3) народу интересна тема домашних экспериментов с музыкой.

Заключение

Звуковая карта Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1, на наш взгляд, является наилучшим звуковым решением на рынке мультимедиа звуковых карт и может быть рекомендована к приобретению самому требовательному пользователю. В 2000-м году карта получила награду Лучшая звуковая карта года.


Карта Creative SB Live! Platinum предоставлена компанией Creative

 

Дополнительно

Звуковая карта SB Live! Platinum 5.1 от Creative

Звуковая карта SB Live! Platinum 5.1 от Creative

 

Вступление

Приветствую всех постоянных читателей iXBT и просто любителей хорошего звука на PC! Сегодня мы с вами посмотрим в деталях, что из себя представляет звуковая карта Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1. Несмотря на то, что звуковой чип на всех картах модельного ряда SoundBlaster Live! один и тот же — EMU10K, новая серия карт от Creative, имеющая приставку 5.1, является уже третьим их поколением, ведущим отсчёт аж с 1998 года. И данная карта, Live! Platinum 5.1, является самым совершенным на сегодня творением Creative из всех её звуковых карт.

Что у нас новенького?

Мельком посмотрим на коробку изделия:

В первую очередь в глаза бросаются красные магические знаки 5.1. С другой стороны, сулит новые комфортные ощущения пульт ДУ, спрятавшийся у правого края картинки. А в остальном — дизайн коробки полностью соответствует предыдущей карте Creative из той же серии, SBLive! Platinum.

Для тех, кто ещё не догадался, что означают приписанные загадочные цифры 5.1 в названии, поясняю. Это такой последний писк моды в звуковых картах, от ведущих кутюрье в области мультимедиа — снабжать свои изделия шестью аналоговыми линейными выходами, для возможности воспроизведения раскодированного на 6 каналов звукового сопровождения в играх, DVD-фильмах и даже для воспроизведения многоканальных музыкальных композиций (файлы с расширением AC3).

Другим существенным нововведением является улучшенный модуль для 5-ти дюймового отсека Live! Drive IR:

Таким образом, с передней панели компьютера становятся доступны:

  1. две пары цифровых интерфейсов (RCA и оптические входы и выходы)
  2. регулируемый выход на наушники (5-ти мм jack)
  3. совмещённый регулируемый микрофонный/линейный вход (5-ти мм jack)
  4. линейный вход 2 для записи с бытовой аппаратуры (отдельные левый и правый RCA разъёмы)
  5. MIDI интерфейс, вход и выход (разъём PS/2, в комплекте идут переходники на стандартный 5-ти штырьковый DIN)

Последние же буквы в названии модуля, IR, означают infra red, подсказывая нам, что появилась поддержка пульта дистанционного управления на инфракрасных лучах. В самом деле — карта не из дешевых, и наличие пульта выглядит не как излишество, а как логичное усовершенствование и дополнение к её многочисленным возможностям.

А высокую цену немного скрашивает продуманная до мелочей комплектация платы:

  • сама PCI плата с пластмассовыми разъёмами (с немного странной маркировкой SB0060)
  • интерфейсный модуль Live! Drive IR, для установки в 5-ти дюймовый отсек
  • задняя панелька c разъемом Digital Din, для соединения с мультимедийными наборами акустики от той же фирмы
  • два соединительных шлейфа с нестандартными 40-контактными колодками
  • тонкий оптический пластмассовый проводок Toslink интерфейса, на одном из концов имеющий миниджековое исполнение (таким универсальным разъёмом — и цифровым и аналоговым интерфейсом "всё в одном" — комплектуются некоторые Mini-disk плееры, видимо, для экономии места и из соображений практичности)
  • CD-audio и CD-digital шнурки для соединения с приводом CD-ROM
  • два проводка-переходника с PS/2 на MIDI для Live!Drive IR панели
  • конденсаторный микрофон от Creative с переходником миниджек->джек
  • пакетик с крепёжными болтиками
  • печатное руководство для пользователя на нескольких языках, включая русский
  • каталог игр, поддерживающих фирменную EAX технологию
  • набор дисков:
    • компакт диск с драйверами и утилитами (включая PlayCenter 2.0 и специальную версию Live!Ware 3.0);
    • компакт диск с приложениями (наиболее интересные из них — это цветомузыка Lava! 2.5, PixMaker Creative Edition для создания фотопанорам и программа для лайв-диджеинга Mixman Studio 3.2);
    • пакет программ для работы со звуком от Steinberg: облегчённый audio&midi секвенсор Cubasis VST for Creative, wav-редактор WaveLab Lite, loop-редактор ReCycle Lite (все три размещены на одном компакт диске);
    • а так же две игрушки: MDK2 и Rollcage.

Такая традиционная тщательность в комплектации Creative-ом своих топ-моделей не может не радовать. Купив этот набор, теоретически можно сразу приступать к любой деятельности — будь то развлечения или работа со звуком в небольшой домашней музыкальной студии.

Установка

Тестовая конфигурация компьютера осталась той же, что и в прошлом обзоре SBLive! Platinum:

  • процессор P!!!-733 (133х5.5)
  • память 128 Мб PC133
  • материнская плата ABIT BE6-II (чипсет 440BX, 33 МГц на PCI)
  • винчестер Quantum FB KA 7200 об/мин

При этом, выражаясь военным языком, активными постановщиками помех являлись:

  • ISA-вская 10 мегабитная noname сетевая карта (в самом нижнем слоте материнской платы)
  • PCI-ный модем на чипе Rockwell 56K

Всё было заключено в добротном широком InWin-овском корпусе формата midi-tower, с 235-Ваттным блоком питания.

Установку Platinum лучше начать с прочтения инструкции, чтобы не перепутать случайно два комплектных, похожих на IDE-шлейфы, кабеля между собой. У них разное функциональное назначение, а также важна их ориентация при подключении. Русская часть руководства в целом переведена неплохо. (Опустим некоторую техническую корявость текста. Например, требование о наличии свободного 5-ти дюймового отсека на передней панели корпуса компьютера для установки модуля Live!Drive IR переведено с английского невнятным "Open Bay для установки Live! устройства")

К сожалению, печатный вариант содержит только инструкцию по установке и подключению. Полноценного варианта на русском в формате PDF, содержащегося ранее в комплекте Platinum на диске с драйверами, не оказалось (пришлось довольствоваться англоязычной версией). Хотя сие чтиво перед установкой не лишено смысла, так как в меню установки будут предложены десятки программ и утилит без всяких пояснений их назначения. На сей раз удобная версия Adobe Acrobat 4.05 для просмотра файлов pdf (основное усовершенствование которой — поддержка привычного и удобного скролинга колёсиком или рычажком мышки), идёт прямо на компакте с драйверами.

Драйверы

Drivers

Я испробовал возможность установить одновременно два Лайва в системе: Live!Value(4830) и Live!Platinum 5.1. Как и в начале 2000 года, когда только появился Live!Ware3, две Creative карты (тогда второй из них был "обычный" Platinum) под родными драйверами в Win98 не живут. То есть, одна работает нормально, а вторая желтеет в Системе с восклицательным знаком и не отзывается, хотя конфликтов по ресурсам не наблюдалось. В результате длительных экспериментов с разными вариантами установки (а драйвера к карте 5.1 устанавливаются целых 15 минут на моём, не сказать что слабом, компьютере) помирить две карты так и не удалось.

Однажды, правда, новые драйверы, идущие к Live!Platinum 5.1, заработали на обычном Live! Будем надеяться, что Creative вскоре напишет универсальные драйверы, подходящие для всей линейки своих карт.

Утилиты

Utilites

Вот список комплектных утилит, которые могут быть выбраны для установки в режиме Custom Installation:

  • Audio HQ
  • Creative Keytar
  • Creative Launcher
  • Creative MiniDisk Center
  • Creative PlayCenter 2.0
  • Creative Recorder
  • Creative Rhythmania
  • Diagnostics
  • DOS Drivers

Выплывающий сверху рабочего стола, Creative Launcher претерпел небольшие косметические изменения.


Теперь у Creative основной упор сделан на посеребрившуюся эмблемку EAX:


Playcenter2

На самом деле, в Launcher едва ли не в 3 раза больше всяких сервисных утилит, основной из которых является микшер. К сожалению, вид Surround Mixer остался неизменным. И, несмотря на файлы с расширением *.skn, сменить чёрно-желтое оформление скинов мы не имеем (пока?) возможности.

Комплектные программы


Набор демонстрашек и программ существенно увеличился:

  • Kool Karaoke 1.0
  • LAVA Player 2.5
  • Mixman Studio 3.2
  • MediaRing 7.2
  • PixMaker, PixScreen
  • Cubasis VST for Creative
  • WaveLab Lite
  • ReCycle Lite

Даже ознакомительный их просмотр может занять не один день, а поверхностный обзор каждой увёл бы нас далеко в сторону от обзора самой карты. Попытаемся просто сделать из комплектации Live!Platinum 5.1 определённые выводы.

В обзоре Platinum прошлой весной я уже отмечал наступление фирм PC мультимедиа на индустрию развлечений — место, исконно занимаемое производителями бытовой электроники и игровых приставок. С этой точки зрения становится понятно, почему для запуска демонстрационных программ Creative виртуализировала меню в виде типичного интерьера небольших двухэтажных аппартаментов простого трудолюбивого дудла.

Создаются подобные интерьеры с помощью софта компании PixAround.com (".com" в названии компании подчеркивает ее виртуальность). Такое исполнение меню мне показалось более интересным, чем стандартные закладки и меню с ярлычками. В комплекте также идут демо-версии программ, позволяющие создавать подобные фотопанорамы из собственных фотографий, виртуальной склейкой их в кольцо.

Но самой интересной особенностью мне показалось наличие шести музыкальных композиций в формате AC3. Сами файлы имеют такое же расширение (*.ac3)

.
AC-3 Experience

Вот сведения об этих файлах, полученные с помощью моей любимой программы PowerDVD (чтобы их добыть в меню нужно выбрать пункт Configuration и в последнем закладку Information):


AC-3 attribute

То есть, файлы кодированы по схеме: 96х2+64х4 (подробнее о кодировании звука в стандарте Dolby Digital 5.1 можно прочитать в статье Акустические системы VideoLogic DigiTheatre и DigiTheatre DTS).

Во время прослушивания этих файлов на моём домашнем комплексе мне было психологически трудно ощущать "звук вокруг" именно при прослушивании музыки. Качество самого звука было очень хорошим. Субъективно, на уровне 160-256 кбит/с mp3. Ну а позиционирование инструментов в классических композициях и объёмные эффекты в современных музыкальных композициях были выше всяких похвал, много лучше, чем на многих прослушанных мною лицензионных CD. Очень интересно было также послушать эти файлы в хороших наушниках, включив в третьей версии PowerDVD опцию Dolby Headphone:


AC-3 Dolby Headphone

Сколько "весят" подобные композиции можно прикинуть по их битрейту. 3-4 [мин] * 60 [с/мин] * 448 [кбит/с] : 8 [б/бит] : 1024 [Мб/Кб] ~ 10-13 Мб в среднем каждая стандартная композиция. Ну что же, кабельный или спутниковый интернет в каждом доме уже не за горами. Да и мода на 128 кбит/с mp3 постепенно проходит. С другой стороны, от 60-70 композиций на CD-R в формате AC-3 я не отказался бы уже прямо сейчас :). Плачьте, лицензионные ассоциации и звукозаписывающие компании. Или перестраивайтесь под новые условия. Иначе — вас постигнет та же учесть, что и в своё время динозавров.

Технология LAVA за прошедший год также значительно подросла и прибавила в качестве. Как я и предсказывал, из прикольной цветомузыки вышла довольно качественная визуализация, с использованием последних достижений в области Direct3D эффектов.


LAVA!

Далее, мне ужасно понравилась реализация (от Creative) идеи звуковой платы с пультом ДУ. Для управления всеми функциями, связанными с ДУ, служит программа RemoteCenter. При установке она сканирует содержимое жестких дисков компьютера на наличие аудио файлов, индексируя и группируя полученную информацию из названия файлов и ID3 тегов MP3 файлов. И всё это без утомительного процесса составления, возможно, многогигабайтных архивов записей в MP3, как это предлагается в различных других программах. Впоследствии достаточно выбрать сначала вид группировки:


RemoteControl

А затем вид наименования, для доступа к списку данной подгруппы:


RemoteControl

Причём все надписи выполнены на экране ясным, разборчивым с большого расстояния шрифтом (масштабируемым на все разрешения) на контрастном чёрном фоне.

Так же очень удобно пользоваться регулировкой общей громкости. Особенно если звук выводится на усилитель, не имеющий ДУ.


RemoteControl

Что касается новой версии Creative Playcenter2, то это уже на любителя. До WinAmp или Windows Media Player 7.0 ещё далековато, но определённый прогресс в дизайне уже наблюдается:


RemoteControl

Тесты в программе SpectraLAB

От описательной части статьи перейдём к сухим и беспристрастным цифрам.

Ниже приведено сравнение характеристик плат SBLive!Platinum 5.1 с четырёхканальным кодеком SigmaTel STAC9708 и SBLive!Platinum (там применялся SigmaTel STAC9721).

Как обычно, для количественной оценки параметров качества звучания была использована программа SpectraLab 4.32.14.

Всем, кто захочет повторить измерения, я рекомендую найти самую последнюю версию этой программы на www.soundtechnology.com.

Приведены спектрограммы тестов на нелинейные искажения и шумы, при подаче на вход эталонного синусоидального сигнала частотой 1кГц. Тестовый синусоидальный сигнал с амплитудой -3дБ был получен в wav-редакторе SoundForge 4.5 стандартным генератором Simple Synthesis. Такой выбор обусловлен, во-первых, тем, что в реальности никто не нормализует материал под 0 дБ, во-вторых, для обеспечения адекватности сравнения результатов, т.к. на многих карточках уже при -2 дБ сильно возрастают искажения.

Если вы не являетесь специалистом в области звука и не знаете куда смотреть на спектрограмме, я рекомендую прочитать мои пояснения в этом материале: "Измеряем с помощью программы SpectraLAB" (84 Kb в формате RTF).

Часть1. PC-D-C-D-PC

Первая серия тестов приведена для следующей цепочки прохождения сигнала в звуковой карте: "аудио контроллер->AC-link->ЦАП кодека->АЦП кодека->AC-link->аудио контроллер". Результаты могут быть применимы, например, при переводе MIDI-треков в Audio-треки в секвенсоре. Все остальные источники, эквалайзеры и регуляторы тембра были отключены. Для исключения ошибок тесты проводились несколько раз, и были выбраны лучшие результаты для каждой карточки. Значения SNR брались невзвешенными.


codec48-3


Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Platinum normal mode SBLive! Platinum 5.1 normal mode SBLive! Platinum 5.1 digital only
Codec's loopback, 48000 Hz sampling,
-3dB@1kHz
THD, % 0,0008 0,0012 0,0014
SNR, dB 88,7 90,4 74,0
THD+H, % 0,0063 0,0030 0,0170


codec44-3.


Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Platinum normal mode SBLive! Platinum 5.1 normal mode SBLive! Platinum 5.1 digital only
Codec's loopback, 44100 Hz sampling,
-3dB@1kHz
THD, % 0,0011 0,0005 0,0010
SNR, dB 80,2 88,0 74,5
THD+H, % 0,0098 0,0040 0,0180

Часть2. PC-D-A-D-PC

Вторая серия тестов проводилась подачей сигнала с линейных выходов карты на её линейные входы посредством шнурка миниджек на миниджек, спаянного из раздельно-экранированных микрофонных проводов d=6 мм, длиной 10 см, позолоченые разъемы производства Тайвань, немного расточенные с торца. Для перестраховки провода были свиты в витую пару.

Эти тесты заинтересуют тех пользователей, которые собираются оцифровывать аудиосигнал с линейного входа (к примеру, писать с тюнера музыкальные композиции и сжимать их в mp3).


wire48-3


Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Platinum line input SBLive! Platinum line input SBLive! Platinum line2 input
External loopback, 48000 Hz sampling,
-3dB@1kHz
THD, % 0,0020 0,0025 0,0044
SNR, dB 73,2 72,4 82,0
THD+H, % 0,0215 0,0230 0,0078


wire44-3


Вид теста Измеряемый параметр SBLive! Platinum line input SBLive! Platinum line input SBLive! Platinum line2 input
External loopback, 44100 Hz sampling,
-3dB@1kHz
THD, % 0,0018 0,0022 0,0048
SNR, dB 73,1 72,5 78,0
THD+H, % 0,0223 0,0220 0,0126

Вход Line2 input — это линейный вход на панели Live!Drive IR. Я разобрал модуль и посмотрел, что там внутри. В качестве АЦП для этого входа применена микросхема Philips UDA1360T, с весьма неплохими характеристиками (SNR = -97 dB A @ U=0, THD+N=-80-85 dB A @ 0 dB). А вот тракт для наушников с регулятором громкости (во главе с ЦАП-ом UDA1451TS), мне не очень понравился. Вторая гармоника большая, да и шумновато будет, даже по-сравнению с Rear Out (контроль производился на наушниках Philips HP600 for Digital, 106 dB чувствительность).

Подведём итог. Измеренные характеристики позволяют с уверенностью сказать — Platinum 5.1 получился по-крайней мере не хуже своего предшественника, обычного Platinum. А в тестах Codec's loopback (особенно в 44,1 кГц), 5.1 значительно подтянулся. То есть, смысл сейчас покупать "старый" Platinum совершенно отсутствует.

Часть 3. АЧХ

Посмотрим же на АЧХ карты. Файл с плавно изменяющейся частотой от 20 Гц до 20 кГц был сгенерён в CoolEdit 2000. Волны в начале шкалы частот — наша методическая погрешность. Они возникают в результате конечности тестового WAV-файла по времени.


afc48

И в увеличенном масштабе:


afc48 zoom in

Platinum 5.1 ещё раз порадовал нас линейностью АЧХ своих выходов и входов. А небольшая неравномерность (+1,-1 дБ) второго линейного входа не смутит даже очень требовательного меломана.

Чем хороши приведённые тесты? Прежде всего своей доступностью и повторямостью. Внимание! Приведённые цифры не являются абсолютными. Они лишь служат для целей сравнения одной карты с другой. Производитель в спецификации может указывать цифры, полученные им в совершенно других тестовых условиях. Параметры применяемых элементов также могут различаться, что вносит свой разброс в конечные характеристики каждого конкретного изделия.

DVD и декодирование Dolby Digital 5.1

Итак, самая горячая тема в конференциях, посвещённых звуковым картам, звучит примерно так: "Да как может этот Live!5.1 со своим стареньким чипом EMU10K, образца 98 года, что-то там аппаратно декодировать?! Что-то тут нечисто…"

Давайте разбираться вместе. Основная причина такой "живучести" Live! заключена в том, что чип EMU10K разрабатывался как универсальное инженерное изделие, для применения в совсем "недетских" звуковых картах и семплерах фирмы EMU. А посему содержит очень много ресурсов по своей расширяемости. Сюда можно отнести наличие выводов чипа для работы как с шиной AC-link, так и с шиной I2S. А также наличие четырех (!) выводов S/PDIF out.


EMU10K

В обычном Лайве использовался только один выход, информация по остальным — дублировалась. В серии карт 5.1 используются уже 3 таких выхода. В подтверждение того, что карты 5.1 не отличаются от обычных Live!, приведу опыт моих друзей из Санкт-Петербурга. Они поменяли прошивку в ПЗУ, стоящем на Live!Value1024 (CT4830) на подобную от Player 5.1. Драверы встали без малейших проблем, и все приложения работали так, будто это была карта 5.1 (за исключением физической невозможности вывода 2-х из 6-ти каналов). Так что все разговоры несведущих фанатов о якобы специальной и оптимизированной для DolbyDigital ревизии чипа EMU10K были опровергнуты на практике.

Итак, декодирование DolbyDigital 5.1 осуществляется на уровне драйверов. Для получения такой возможности нужен программный DVD-проигрыватель, поддерживающий сквозной посыл AC-3 потока на цифровой выход Live! При этом, при выставлении опции "AC-3 decode" в настройках Surround Mixer, и, выбрав режим S/PDIF output (или что-то в этом роде) в программном DVD плеере, получаем декодирование AC-3 потока драйверами карты. При этом нельзя получить сигнал с цифрового выхода ни у Live! 5.1, ни у Platinum 5.1. То есть, не получится, к примеру, подключить карту по цифре для музыки, а по аналогу — для домашнего кинотеатра.

Сама Creative изначально позиционировала карту для "DolbyDigital ready" ресиверов или для своих наборов без аппаратного декодера в комплекте (таких, как DTT2200). Однако последние пресс-релизы рекомендуют использовать карты серии 5.1 также и с DTT3500 (который содержит в себе аппаратный декодер).

С другой стороны, никто не мешает включить в последних версиях софтверных проигрывателей, например, WinDVD или PowerDVD, поддержку 6-ти канальных карт и отдать декодирование DolbyDigital внутренним алгоритмам этих замечательных программ. Однако, программы эти коммерческие, а в 5.1 — эта поддержка хоть и идёт через софт, однако сразу в комплекте. То есть, теоретически возможен вариант найти какую либо программу (или устаревшую версию двух названных мною самых популярных плееров), не поддерживающую 6-ти канальное воспроизведение, и воспользоваться услугами карты по декодированию (возможно сэкономив тем самым своё драгоценное время и не менее ценные деньги).


PowerDVD

Я тестировал Platinum 5.1 на следующем домашнем кинотеатре:

  • Ресивер Onkyo TX-DS484 (DD5.1, DTS, 24bit/96kHz DACs for all channels, 5x75W PHC 6 Ohm, 5Hz-100kHz +0…-3dB)
  • Фронт JPW ML510i (2x75 W RMS, 6 Ohm, 89 dB/W on 1m, 60-22000Hz ±3dB)
  • Тыл JPW Golden Monitor (2х75 W RMS, 6 Ohm, 87 dB/W on 1m)
  • Центр NAD 808CC (100 W RMS 8 Ohm)
    Сабвуфер JPW SW40 (активный, 50 W)
  • Телевизор "Philips 29"

Домашний кинотеатр в "свёрнутом" состоянии:


Прелесть ресивера Onkyo TX-DS484 для нас в том, что он, помимо обоих видов цифровых интерфейсов (коаксиального и оптического), имеет и 5.1 аналоговый вход. То есть, имелась возможность сравнить качество декодирования и воспроизведения Live!Platinum 5.1 и аппаратного декодера по цифровым входам. Чем я с удовольствием и воспользовался. Для тестов были использованы насыщенные звуковыми эффектами DVD демо-трейлеры нескольких голливудских фильмов (Blade, Matrix, The Mask of Zorro, Tomorrow Never Dies, etc.) с различными битрейтами звуковых дорожек (от 256 до 448 кбит/с).

Качество звука, выдаваемого Лайвом по аналоговым выходам, было весьма достойным. А также в микшере имеется удобная возможность отдельно отрегулировать громкость сабвуфера по вкусу. Ну и когда я переключился на аппаратное декодирование в Onkyo, сопровождение изменилось. Тембры стали побогаче и само звучание немного естественнее. Однако, если бы я не слышал, как играет аппаратный декодер, то был бы весьма доволен качеством Platinum 5.1. Далее, я попробовал воспроизвести звуковую дорожку 6-ти канальной опцией софтовых плееров. Особых отличий ни в качестве звучания, ни в загрузке процессора (по sysmon), по сравнению с драйверами Live!, я не обнаружил.

И снова о MIDI

В статье про обычный Platinum, я устраивал виртуальный поединок в MIDI между тремя основными конкурентами на рынке звуковых карт на тот момент — Live!, Yamaha и Vortex. За прошедший год мало что изменилось. Поэтому тем, кому интересно использование звуковой карты в качестве минусовки в караоке плеере, под старые ностальгические игрушки с MIDI звуком, для обучения себя и ребёнка музыкальной грамоте, а может и для реализации собственных музыкальных экспериментов, я рекомендую ознакомиться с результатами тестирования и прослушать звучание упомянутых звуковых карт в моём прошлом обзоре, отмотав 3 экрана от конца того обзора.

Там же я восторженно описывал преимущества для музыканта от использования готовящихся новых 2.0 драйверов для Live! и EMU APS. Однако минул год — а воз, к сожалению, и ныне там… Что касается использования драйверов EMU версии 1.5, то эта возможность доступна последние полгода уже без особых напряжений. Подробнее можно посмотреть на сайте, посвящённом неофициальной модифицированной версии драйверов, под названием APSLive. Я лично не большой фанат Cubase и идеи работать со семплами своего производства (как-то не сложилось со времён популярности в народе XG MIDI, который Cubase слабо поддерживал). Да и ограничение в 32 Мб на суммарный размер банков семплов не очень радует. Однако прямая поддержка ASIO, более богатые возможности поканального роутинга эффектов, аппаратные компрессор и эквалайзер, возможно, того и стоят.

Но, на мой взгляд, всё это не слишком важно. Ведь плохому танцору всегда что-то будет мешать, а одарённый человек сыграет на скрипке и с одной струной. Возможностей же Live! вполне достаточно для организации небольшой домашней компьютерной музыкальной студии. А относительная распространённость банков семплов в формате sf2 в сети и не слишком большая сложность редактора Vienna SoundFont Studio позволяет музыканту, по крайней мере, с чего-то начать.

Если кому-то интересно, поделюсь своим личным опытом пользования Лайва. Я пришёл в семплерные технологии со стороны живой музыки. Поэтому долгое время не мог терпеть тембральный суррогат, заложенный в клавиши-самоиграйки и смешные PC-шные wavetable синтезаторы с целым мегабайтом (!) ПЗУ, в котором было втиснуто 128 инструментов. С широким распространением стандарта XG, за небольшие деньги стало возможным делать различные techno композиции. Однако все партии живых инструментов (особенно наборы ударных) звучали тускло и безжизненно. И только после встречи с Лайвом я переменил своё мнение о возможностях современных музыкальных технологий при их внезапно свалившейся доступности и простоте использования (если в 1998-м году Live! стоил $200, то сейчас Value OEM (СT4830) можно приобрести всего за $45). И хотя 2000-й год называли годом софтовых синтезаторов (главным образом, из-за их широкой распространённости в пиратском виде), аппаратные решения всё ещё популярны и могут поспорить за своё место под солнцем. Но-с, довольно болтовни и досужих домыслов (оставим это бриллиантовое право всезнающим журналистам), перейдём к делу. А точнее, к прослушиванию композиции, написанной вашим покорным слугой при помощи только лишь "игровой и несерьёзной" звуковой карты SoundBlaster Live!

Итак, имею честь представить вашему вниманию музыкальную композицию Август (4,86 МБ, формат wma 160 кбит/с). Музыка и аранжировка — мои. Слова неизвестного автора. Я мельком услышал эту песню в 1991 году, довольно посредственно исполняемую под гитару, но слова — почему-то запали в душу. И вот, спустя 10 лет, с трудом вспоминая мелодию и полностью переписав всю гармонию, я отважился сделать "римейк" и придать этой вещице достойный современный вид.

Небольшие технические подробности. Использовалось 3 различных банка семплов, общим объёмом в 42 МБ (так что приводить wrk-файл без sf2 банков — бессмысленно). Процесс создания и записи композиции производился в секвенсоре CakeWalk 9.0 (имеющим удобный SoundFont менеджер).


Сakewalk

Вокал прописывался немодным нынче способом — за один проход (то есть без семплирования алфавита и составления потом из него вокальной партии) и без претензии на профессиональное исполнение. :) Так что — особо не придирайтесь, если где-то не попадаю на ноты, и считайте это скорее "лайв" версией. При записи использовался конденсаторный микрофон AKG C419 со своим предусилителем AKG B29 (ориентировочная цена $150). Но никто не мешает для своих экспериментов использовать микрофон и из комплекта к Platinum 5.1. Для компрессии и коррекции АЧХ микрофона были задействованы DirectX плагины от Waves: Q10 Paragraphic EQ и C1 Compressor. В Cakewalk-e для этого есть возможность производить realtime посылы на любые эффекты в любой последовательности на выбранный трек в графе Effects. Хватило бы мощности у центрального процессора (у меня, при всего одном аудио треке и двух эффектах, загрузка уже составляла 10-15% на P3-733). Эхо и реверберацию в композиции осуществляет 32-битный процессор эффектов, интегрированный в EMU10K (а если поставить драйверы APSLive, то можно использовать и аппаратный компрессор с эквалайзером от EMU, полностью отказавшись от софтовых плагинов). Все вопросы, комментарии и отзывы, как обычно, принимаются по почте. Туда же можно написать, насколько в наше время тотального засилья "пейджера, пепси и MTV" (а также Макдональдса, Квейка и MP3) народу интересна тема домашних экспериментов с музыкой.

Заключение

Звуковая карта Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1, на наш взгляд, является наилучшим звуковым решением на рынке мультимедиа звуковых карт и может быть рекомендована к приобретению самому требовательному пользователю. В 2000-м году карта получила награду Лучшая звуковая карта года.


Карта Creative SB Live! Platinum предоставлена компанией Creative