10 лет «Отелю »Гранд Будапешт"": 10 фирменных фишек Уэса Андерсона, делающих фильм особенным

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Кино и сериалы

Это, разумеется, вкусовщина, но мне «Отель «Гранд Будапешт»» нравится больше всех остальных работ Уэса Андерсона — картину отличает не только узнаваемый визуальный стиль, но и увлекательный сюжет, хотя этот режиссер умеет снимать кино и, как может показаться, совсем без сценария. Вообще, ленты Андерсона угадываются с одного взгляда, возможно, это самый оригинальный на сегодня постановщик в Голливуде, а может, и в мире. И как ни странно, его «заскоки» публике ничуть не надоели — наоборот, мы готовы в каждой новой картине искать фирменные черты, замечать перекличку образов и планов, фиксировать схожесть приемов. Именно этим способом я и хотел бы выразить свою любовь к «Гранд Будапешту» — давайте вспомним, что делает его таким крутым.

Источник: www.imdb.com

Строго говоря, «Отель «Гранд Будапешт» даже для самого Андерсона можно назвать новаторским — в нем режиссер попробовал несколько приемов, которые впоследствии стали частью его фирменного стиля. Что-то стало закономерным развитием предыдущих его игровых работ, что-то возникло из экспериментов с полнометражной анимацией. В любом случае, «Отель» показал, что постановщик не намерен останавливаться и готов к экспериментам. Самые яркие его старые и новые фишки отметим ниже.

Трагикомедия

Многие склонны относить фильмы Андерсона к комедийному жанру, но он, безусловно, блистательный трагик. Причем драматизм был свойственен его фильмам с самых давних пор — вспомните «Семейку Теннебаум», где фарс падающих с лестницы персонажей успешно сочетается с попытками суицида, или «Поезд на Дарджилинг», где помимо веселой суеты присутствует и эпизод со смертью ребенка. В «Отеле «Гранд Будапешт»» Уэс остается верен себе — комические остроты и комедийные твисты чередуются в фильме с душераздирающими моментами. И еще неизвестно, чего в картине больше.

Впечатляющий актерский ансамбль

С тех пор как для «Семейки Тенненбаум» Андерсону удалось собрать невероятный актерский ансамбль, режиссер стал буквально одержим тем, чтобы заманить в свой проект максимальное число звезд самой большой величины (исключение составляет, пожалуй, только «Поезд на Дарджилинг» — в нем автор обошелся минимум). Подбор актеров для «Отеля «Гранд Будапешт»», пожалуй, наиболее поразительный — соединить столько звезд в одном проекте могут позволить себе только считанные гении, а постер просто разрывает яркими именами: Рэйф Файнс, Ф. Мюррей Абрахам, Сирша Ронан, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон, Билл Мюррей. Фантастика!

Источник: www.imdb.com

Симметрия

Уэс Андерсон известен своим особенным построением кадра — камеру он всегда помещает перпендикулярно объекту, ведущий персонаж у него всегда четко отцентрирован, а края кадра строго симметричны. Идеальная иллюстрация этому — сцена декларации мсье Густавом его письма из тюрьмы. За его спиной и сбоку расположились слева другие заключенные, а справа охрана. Идеально! Столь же превосходно в кадре смотрится перестрелка, когда одна противоборствующая сторона занимает одну сторону экрана, а вторая — другую.

Главы

Поскольку кинематограф — творчество коллективное, в нем авторам реже позволяется как-то проявлять свою индивидуальность и оригинальность. Но не в случае с Уэсом Андерсоном, который сам пишет сценарии своих картин. Страстный поклонник литературы, Андерсон и свое творчество видит в форме адаптированных для большого экрана романов — отсюда и разделение фильмов на главы. В первые подзаголовки появились в «Семейке Тенненбаум», а к «Отелю «Гранд Будапешт» этот прием уже сформировался в отдельный яркий штрих с фирменными «карточками».

Внутрикадровый монтаж

Снятый пятью годами ранее «Бесподобный мистер Фокс» открыл Андерсону бескрайний мир внутрикадрового монтажа — в анимационном фильме с кукольными персонажами режиссер мог как угодно менять мизансцены не прибегая к склейкам и рубленным переходам. В «Отеле «Гранд Будапешт»» Уэс попробовал то же самое сделать с живыми актерами, и это ему удалось. Движения героев в ряде сцен стали синхронизироваться с движениями камеры — это добавило фильму еще одну гран взаимодействия со зрителем.

Источник: www.imdb.com

Любимые актеры

Когда после съемок очередного фильма актеры рассказывают в интервью о том, что стали за время работы одной большой семьей, верить этому не следует — чаще всего это преувеличение и игра на публику. За исключением случаев на съемочной площадке картин Уэса Андерсона. До сих пор доподлинно неизвестно, что он там подмешивает в еду, но в его новые проекты действительно записываются в очередь, а те, кто однажды вкусили этот плод, непременно хотят повторить ощущения. Круг актеров, снимающихся у Андерсона постоянно, известен — это Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Джейсон Шварцман, Тильда Суинтон, Эдриан Броуди, Джефф Голдблюм, Уиллем Дефо. И все они есть в «Отеле «Гранд Будапешт»» — пусть в минутной роли, но есть.

Смешение анимации и живого действия

Свою любовь к анимации Уэс Андерсон проявил на большом экране задолго до того, как снял первый полнометражный мультфильм — если помните, океанские обитатели в «Водной жизни Стива Зиссу» были нарисованы. После успеха «Бесподобного мистера Фокса» Андерсон расширил границы и стал смело совмещать анимацию и игру живых исполнителей, в том числе и в «Отеле «Гранд Будапешт»». Кто-то скажет, что нарисованные погони и прыжки стали частью картины только из-за экономии бюджета, но автор с такой публикой поспорил бы. Иногда такие решения оправданы и с творческой точки зрения.

Закадровый голос

Использование закадрового голоса в кино — одно из самых неоднозначных решений, использовать которое решаются либо гении, либо полные бездарности. Уэс Андерсон, наряду с Мартином Скорсезе, не стесняется использовать такой «костыль», но делает это с особенным очарованием и бесподобным мастерством. Поразительно, насколько уместными оказываются прочитанные закадровым голосом письма Сэма и Сьюзи в «Королевстве полной луны»! В «Отеле «Гранд Будапешт»» закадровый голос тоже возникает исключительно уместно — Джуд Лоу в роли писателя пересказывает нам историю молодого Зеро Мустафы и делает фильм богаче.

Источник: www.imdb.com

Изменение соотношения сторон кадра

Самый заметный оригинальный прием, который Уэс Андерсон впервые попробовал в «Отеле «Гранд Будапешт», а затем повторил во «Французском вестнике» — это, конечно, «игра» соотношением сторон кадров. Режиссер показывает разные эпохи в различном экранном формате, и это позволяет зрителю быстро переключаться между временами и локациями. Андерсон не первым воспользовался таким визуальным решением, но он довел прием до совершенства. В последующих картинах к меняющимся границам экрана добавилась еще и черно-белая пленка.

Ограбление

Начиная со своего дебюта с «Бутылочной ракетой», Андерсон регулярно использует в сюжете своих картин линию с ограблением. В «Водной жизни Стива Зиссу» главный герой грабит лабораторию конкурента, в «Бесподобном мистере Фоксе» лисы планируют обобрать фермеров. Важной частью сюжета «Отеля «Гранд Будапешт» тоже становится преступление на почве несправедливости — когда сын Мадам Д. силой отнимает у мсье Густова завещанную ему картину «Мальчик с яблоком», герой решает вернуть ее себе, пусть даже нарушив закон. Без этого лихого налета кино было бы заметно менее ярким и захватывающим.

Конечно, это далеко не полный перечень того, что выделяет «Отель «Гранд Будапешт»» из тьмы других голливудских картин и даже из ряда произведений самого Уэса Андерсона — эту ленту можно пересматривать бесконечно, и каждый раз вы будете находить новые и новые детали. Впрочем, «Отель» позволительно смотреть и просто для удовольствия — мягкие тона, игра света и тени, тщательно подобранная палитра кадра успокаивают и умиротворяют даже в немногочисленных экшн-эпизодах и драматических сценах повествования. Андерсон настоящий волшебник, эстетика которого всегда вызывает у меня трепет. Надеюсь, у вас так же.

Источник: www.imdb.com

А пока вы рассказываете в комментариях, насколько дороги вам геометрия, музыка, свет фильмов Уэса Андерсона, я переключусь на другие темы, благо свежих фильмов и сериалов вышло достаточно, да и классика никуда не делась. Всеми своими самыми интересными мыслями буду делиться здесь, на канале — заглядывайте, если вдруг заскучаете. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!

КомедияДрамаПриключенческий фильмТрагикомедия
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Подписывайтесь на telegram-канал «Киновед в штатском»!

2 комментария

B
Жаль мульты перестал делать.
Город астероидов уже сложно было смотреть, т.к. приелось, что ли...
Французский вестник зашел. Наверное, как раз потому что он после Острова собак шел и было разнообразие.
И чего-то в духе Королевства полной луны не хватает :)
F
Отличный, очень атмосферный фильм! Недавно пересматривал

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор Miko V15: вертикальный беспроводной пылесос для сухой и влажной уборки с множеством насадок

Сегодня мы расскажем о Miko V15. Это не только стильная вертикалка с изысканным графитовым дизайном и ураганной силой всасывания в 30 кПа, но с вариативными насадками в комплекте: разные щётки для...

Беспроводная эргономичная мышь Baseus F01 Bluetooth: для ноутбука, для смартфона и как запасная

Компактная мышка с двойным подключением — подойдет для ноутбука и в качестве портативной. Специально искал простую, но удобную мышку для разъездов с ноутбуком, чтобы помещалась в сумке и...

Обзор проводных наушников вкладышей — Sivga Audio M200

Сегодня у меня на обзоре достаточно интересные и недорогие наушники вкладыши. Компания Sivga Audio отдаёт своё предпочтение производству внутриканальных моделей, но не забывает и о вкладышах....

«Звездный рой» у черной дыры: молодые звезды в опасной близости от Sgr A*

В самом сердце нашей Галактики, где скрывается сверхмассивная черная дыра Стрелец А*, астрономы обнаружили загадочные объекты, окутанные облаками пыли. Эти объекты, получившие название...

Как велосипедисту защититься от агрессивных собак: основные и необычные способы

Летом количество велосипедистов на улицах кратно возрастает. А вот собаки никуда не деваются, как нападали на первых велосипедистов, так нападают и на современных. Причем как собаки бродячие, так и...

Как выбрать робота-мойщика окон в 2024 году: критерии и советы

Роботы-мойщики становятся все популярнее, причем сегодня можно найти качественные приборы по доступным ценам. Но выбрать подходящего робота среди разнообразия устройств на рынке непросто. В статье...