Почему Quake жив. Как играть в шутер 1996 года в 2020-м

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Здравствуй!

Устал от современных коридорных шутеров? От лутбоксов, от “70$ за игру”, от завышенных системных требований, SJW-пропаганды и прочих прелестей современной индустрии? Пошли со мной, я покажу тебе мир, в котором люди железо не обновляют с 2007 года, и они всегда играют во что-то новое. 

Мир, в котором сообщество пускай не такое большое, но довольно плотное и дружелюбное, всегда появляется новый “контент” и доступен он бесплатно. Где подвох?..

Ну… Во-первых, это не про “душещипательные” истории. Во-вторых, там нет графона. И, в-третьих, это сообщество по большей части — так или иначе причастные к геймдеву. Пришёл какой-нибудь 40-летний Мишель после долгого раскидывания джеггернаутов по аванпостам домой, и давай делать карты для Quake. На весьма профессиональном уровне! 

Что такое QUAKE?

Для тех, кто в танке, вернемся на 24 года назад. На дворе 1996 год. Подавляющее большинство игроков привыкло, что если в 3D-игре попытаться обойти труп противника — он всегда будет “смотреть” в камеру, этажей над этажами не существует, а плавать можно только в речке-вонючке перед домом. И тут появляется великий и могучий QUAKE и предлагает игрокам поплавать в лаве!

Помимо по-настоящему трехмерных противников и окружения, Quake предлагал освещение “лайтмапами” (технология активно используется по сей день), россыпь ловушек, платформ и разнообразных противников. Противники здесь — это не болванчики, отличающиеся друг-от-друга только количеством здоровья. Это принципиально разные враги. Одни стреляют самонаводящимися снарядами, другие — отскакивающими гранатами, третьи вообще бьют в ближнем бою и т.д. И всё это на первом Pentium!

Заслуги Джона Кармака и Ко можно перечислять долго, однако самая важная для нас сегодня заслуга — это открытые по лицензии GNU GPL исходные коды игры и игровые ресурсы для создателей карт. Так, игра получила своё бессмертие — лицензия обязывала разработчика выкладывать исходные коды, если он использовал их. И как грибы после дождя стали появляться source-порты. Один краше другого.

Что такое source-порт?.. По факту, это игра, собранная из оригинальных исходных кодов, возможно, с некоторыми улучшениями для какой-то конкретной платформы. Даже на Windows XP было проблематично играть в оригинальный Quake 1996-го года, и энтузиасты “портировали” игру на современные платформы. Сорс-порт — это не что-то одно. Их огромное количество, и все они чем-то отличаются. Обычно всё, что необходимо сделать — это поместить .exe-файл в папку с игрой и запустить. 

Рассмотрим 3 моих любимых:

QBISM8 — самый “трушный” quake-опыт, с ограниченной цветовой палитрой, но это всё ещё современный движок, поддерживающий новые карты, туман, но не поддерживающий цветное освещение по понятным причинам. Графика в нём считается центральным процессором — да-да, прямо как в 90-ые, когда у людей ещё не было 3Д ускорителей. Максимально близок к DOS-версии игры без 3Д ускорения. Есть простенькие особенности, вроде рыбьего глаза. 

QUAKESPASM — минимальное количество настроек, максимально простой и совместимый со всем, что только существует. Отличный выбор, если хочешь просто наслаждаться игровым процессом.

MARK V engine — опять же пример весьма хорошего движка, но с огромной россыпью настроек. У этого движка мощная консоль (не одними NOCLIP и GOD) и он подходит, пожалуй, больше для разработчиков. Если интересно покопаться с динамическим освещением и прочими современными фичами — правильный выбор. А ещё он есть на android :)

С вашего позволения “не ванильный экспирианс” мы рассматривать не будем — на мой вкус все эти блики, размытия и прочий новодел в квейке выглядит как цыганщина. Квака — она как World of Warcraft, больше про вручную нарисованные текстуры, или даже про пиксель арт. Впрочем, если хотите эффектов, их есть у меня — вышеупомянутый MARK V или же darkplaces позволяют превратить игру в буйство бликов а-ля Unreal Engine 3. 

Теперь, когда ты выбрал порт своей мечты и оригинальная компания пройдена, пришло время посмотреть на основные моды для quake. По большей части они представлены мап-паками, иногда с новыми монстрами, оружием и предметами. Я ищу моды и мап-паки на quaddicted.com. Пусть тебя не страшит архаичный дизайн сайта, ведь за ним кроются гигабайты интересных вещей. Приступим! 

QUAKE 1.5 — пожалуй, самый «попсовый» на данный момент мод. Если пришёлся по вкусу Brutal Doom — твой выбор для прохождения оригинальной компании. Своей мод, пока что, не обзавёлся. В наличии расчленёнка да кровища, новые модели оружия, новая физика стрельбы, замедленние времени и ещё много всякого. В комплекте с модом уже идет source-порт darkplaces, и лучше использовать именно комплектный. 

ARCANE DIMENSIONS (AD) — легендарный в кругах квакеров мод, вносящий новую физику всего и вся, противников, препятствия, механики и пару десятков новых карт, которым будет чем удивить. Всё это не диссонирует с оригинальной игрой ни по стилю, ни по геймплею. Своего рода “мастхев”. Также на этот мод есть и сторонние карты. Лучше всего дружит с quakespasm.

RUBICON RUMBLE PACK (RRP) — добротный маппак в стиле хай-тек. Не единственный в своем роде. Видишь карту с словом “rubicon” в названии — смело качай. Маппаки хорошо себя чувствуют на всех популярных портах. 

DIMENSION OF THE PAST (DOPA) — якобы 5-ый эпизод, созданный не кем-попало, а студией machine games, которые, на секундочку, разработчики Wolfenstein: the New Order, Old Blood и New Colossus. Запускается даже на оригинальной DOS-игре.

Отдельного упоминания стоят джемы. Это нечто вроде хакатонов, если угодно, где люди в ограниченное время создают пак карт. На данный момент мап-джемов прошло очень немало, достаточно зайти на quaddicted и отсортировать карты по размеру — джем на хеллоуин, джем на рождество, тысячи их. Из последних мне понравился January Jump Jam, одна из карт в стиле метроидвании, а сам маппак включал мод на предмет, дающий дабл-джамп. 

Установка всего этого добра — дело не сложное, как может показаться сперва. Обычно с модами и паками идет readme, но читать его не обязательно. Есть 2 основных случая:

1) Когда внутри скачанного архива лежит только файл/несколько формата .BSP и .LIT — это карта. Содержимое стоит запихнуть в папку ID1/MAPS/, запустить игру, нажать на тильду и написать map %название_карты%
2) Когда внутри архива много папок, допустим, maps, progs или один файл расширения .PAK — необходимо создать новый каталог в папке с игрой, создать ярлык на .exe-файл вашего source-порта и в пути прописать -game %название_новой_папки%. Вот пример:

Я хочу поиграть в arcane dimensions, я создаю папку AD, отправляю в неё содержимое архива, создаю ярлык на свой quakespasm и дописываю -game ad. После старта игра начнется уже в стартовой локации мода. 

Quake жил, жив и будет жить. Количество инструментов для разработки, карт, модов растет с бешеной прогрессией, а разработкой этих инструментов зачастую занимаются профессионалы, по юности полюбившие quake. Если же конкретно ты хочешь стать в будущем левел/гейм-дизайнером — для тебя это также может послужить отличной практикой, благо инструменты удобные, простые и современные, да и видео с мануалами полно (например, канал dumptrack_ds). Если же ты просто любишь драйвовые аркадные шутеры — лучше ознакомься с этой игрой и творчеством фанатов. Сейчас quake — куда больше, чем просто игра. Это платформа, на которую вышло и выйдет невероятное количество контента, часто от профессионалов своего дела. Это как “новомодные” игры с пользовательскими картами, вроде super mario maker, только бесплатно (за исключением файлов оригинальной игры, но это если совсем легально). Достаточно просто сделать пару кликов мышью — и вот оно, счастье. 

Надеюсь, тебе было интересно. Спасибо что дочитал, и поменьше шемблеров на твоём пути.

29 комментариев

182749768@vkontakte
Снимаю шляпу перед олдами! Есть чего интересного про Quake 2? Давно не играл, может подскажешь где найти интересные модификации для оригинальной компании?
a
По quake 2 всего не так много известно, увы. Я ограничился в своё время 2-мя оффициальными мишн-паками, и вспоминается ещё dawn of darkness, который вроде как даже продавался в виде самостоятельной игры. Уж не знаю почему так, возможно из-за того, что не было доступных левел-эдиторов (хотя мультиплеерные карты народ клепал ещё в 90-ые). С сорс портами на неё тоже туговато, я на yamagi quake 2 перепроходил. Если что нарою — напишу нечто подобное этому «мануалу» :)
107585916274116388348@google
Вторая квака не получила народной любви, так что мод-сообщество по ней мертво, особенно по сравнению с первой частью. Хотя для меня ку2 это первая игра на своем пк, так что люблю ее больше всего.
a
Вот тут даже не знаю… У меня знакомых, знающих Ку2 куда больше, нежели первую часть. Да и мультиплеер её явно был поживее у нас. Весь наш отечественный киберспорт в то время был только ей и представлен, а не quakeworld :)
106268476622572421275@google
а ку 2 интересный?! не знал, не знал. интересно было только картинки в журналах рассматривать, там в 97, в дезматч было интересно, если было на чем и с кем. а вот как игра это коричнево-ржавое поделие что-то интереса не вызвала особо. вот blood было интересно, unreal через год тоже было интересно. и сейчас в них интересно! а этот кармаковский высер чем вам так запомнился, кроме графена?
Последний раз редактировалось
a
Это верно. За рубежом блогеры на тему кваки есть, причем делают весьма качественный контент, но просмотров у них маловато. Хотя конечно вдруг таки грядет «писишный ренесанс», но сейчас люди больше интересуются проектами с закосом под олдскул, нежели какой-то нативной платформой
В коопе проходить бывает сложно, в основном из-за разного стиля игры и не заточенного под это баланса карты
K
Спасибо! А-то предыдущий опус на тему мёртвого квейка смердил дилетантщиной и аргументацией на уровне начальной школы!
a
Да, собственно, он и сподвиг :)
Вот так сидишь, N лет проходишь карты и моды, общаешься с сообществом, смотришь как оно растнт, и тут — на тебе
K
Ага, раз и в некрофилии обвинили :)))
110097281221967604426@google
Ну, первый блин комом. Ну зато дал мотивацию на хорошую статью).
111608349322202429680@google
Quake I — one love. Вполне и в 20ом норм катается.
107585916274116388348@google
Там же на сайте есть программка-клиент с базой данных по мапам и моментальной загрузкой их оттуда. Далее карты запускаются прямо из клиента по щелчку мыши. Очень удобно.
a
Да, есть такая штука, но я упустил её из внимания т.к. никогда не юзал. А жаль, о ней стоило сказать в статье :/
Т
В квак играл только в 3 и 4. Ибо больше приверженец УТ. На лэшке портейбл 99, запускаю на любой машине, если охота поиграть и серверов полно активных с игроками… Олдскул жив и будет жить, а новым нужны вливания допконтента, чтоб не загнулись через пару лет
a
Я одинаково люблю обе серии. Правда, UT больше с 2004 — когда появилась техника и режим onslaught. По десматчу в маленьких аренах все же больше кваку предпочитаю :)
А
Современных корридорных шутеров? пардон, в современном мире их нет, все делают унылые дрочильни в открытом и полуоткрытом мире.
a
Ну как же, по новой call of duty каждый год :)
l
Мир должен быть открытым. Все остальное Г.
a
Подскажешь какие-нибудь хорошие, динаминчые шутеры в открытом мире? А то я ни одного не знаю…
c
Порты, порты… Лет 15 назад я играл в Quake на HP iPAQ2200 (Windows Phone), на еще резистивном экране без мультитача =) В те времена у КПК еще был нормальный джойстик, а не одна кнопка, тем и спасались.
19017518@vkontakte
AD — очень крут, именно архитектура, геометрия — просто загляденье, вполне по современному смотрятся уровни. А так действиетльно, статья правдива. Вот именно таким образом играю в Quake I буквально с момента выпуска. Очень много, и очень интересных модов. И они порой гораздо лучше, чем типовые современные стрелялки.
Хотя порой хочется конечно чтобы и Quake переделали с графикой уровня Doom Ethernal, но с игровой механикой кваки первой: замками с ловушками, задумчивыми монстрами, угрюмым sci-fi — в самобытном мире.
115576688665060291965@google
Как играть в Квейк в 2020 с живым онлайном?
Играть в Half life Multiplayer.Почти идентичная по мясу штука
117312883231016927890@google
Quake1 — первая игра которую я запустил, сев за свой личный компьютер, и до сих пор в нее играю. В ней всё минимально необходимое для реалистичности трехмерного пространства: полноценная карта, разное освещение, трехмерные модели монстров, обзор взглядом. На ее движке можно построить трехмерную модель любого помещения или сооружения (ну только ограничение на количество цветов), в отличие от ранних (Doom, Duke3d) где карта имела ограничения.
Текстуры древних замков ностальгически вызывают интерес к игре, так и хочется мечтать разглядывая их.
Aqel
В Quake4 и сейчас играю, пусть и с HD текстурами… :)

Добавить комментарий