Играть в шутер на геймпаде: извращение, легальный чит или вопрос удобства?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Само название этой статьи намекает на то, что в игровом сообществе ведутся нешуточные баталии вокруг вопроса: уместно ли играть в шутеры с геймпадом? Споры разгораются нешуточные, а сообщество, кажется, разделилось на три непримиримых лагеря.

Первые — ярые противники геймпада в шутерах по принципиально-религиозным мотивам. Для них игра на контроллере — извращение, неудобство и пережиток прошлого. Как можно играть в шутер без мыши, без арсенала кнопок клавиатуры и возможности молниеносно развернуться? Это ж какой-то ад!

Вторые, напротив, уверены: геймпад в шутерах — залог комфорта. Можно рассластиться на диване с большим экраном, не седея над мелким курсором и не оттачивая реакцию киберспортсмена — и отстреливать головы с идеальной точностью. Да, к геймпаду надо привыкнуть, но зато как же это удобно для расслабленной игры!

Наконец, третьи считают, что играть в шутеры на геймпаде — это форма читерства из-за функции аим-ассиста, которая компенсирует неидеальность быстрого прицеливания на контроллере.

Судить не буду, осуждать тоже — но мнение скажу

Знаете, я не буду рассуждать о том, кто из них прав, а кто виноват. Если весь интернет до сих пор не пришел к консенсусу, то какой смысл мне вставать на чью-то сторону?

Вместо этого я лучше постараюсь ответить на другой вопрос: а каково это — играть в шутер на геймпаде? Какие есть преимущества и недостатки у контроллера в жанре, где, казалось бы, безраздельно должна властвовать «клавомышь»?

Не буду скрывать: лично я предпочитаю играть на ПК и привык к мыши с клавиатурой. Но я тоже порой беру в руки геймпад (или, если точнее, контроллер Nintendo Switch, но разница непринципиальна) — и вот, что могу сказать.

Как геймпад приспособили к шутерам?

Изначально консоли вовсе не были рассчитаны на полностью трехмерные шутеры. Слишком высоки требования к точности наведения, слишком мало кнопок, чтобы заменить «клавомышь». Та же PS1 (в оригинальном виде, до аналоговых стиков) в теории могла бы запустить Quake, но играть на ней было бы невозможно. Однако со временем ситуация менялась.

Автор: Evan-Amos

Первой ласточкой стал Goldeneye 007 на Nintendo 64 в 1997 году. Игра была кривой, косой, управление — адская мука (поскольку на контроллере не было аналоговых стиков), но она доказала принципиальную возможность реализации шутера на консоли. Потом была новая версия контроллера PlayStation, с двумя стиками, порты туда второго Quake и других игр, Medal of Honor, в конце концов… Но это, все же, «не то».

Революцию совершили Microsoft и Bungie, выпустив в 2001 году Halo: Combat Evolved на первую Xbox. Это была первая игра, для которой «сложились звезды»: с «железной» стороны, на контроллере появилось минимально-достаточное количество кнопок и два аналоговых стика, обеспечивающих приемлемое управление. Но главное — софтверная часть, где впервые была реализована динамическая чувствительность (чем сильнее отклоняешь стик, тем резче движение) и аим-ассист для компенсации неточности быстрого наведения — главной головной боли в создании консолькой «стрелялки». С этого момента шутеры на геймпадах стали нормой — и понеслась…

Автор: Олег Ставицкий Источник: www.igromania.ru

Именно Halo открыл шлюзы и доказал, что играть в шутер на геймпаде можно — причем не хуже, чем на ПК. И понеслась: постепенно разработчики находили всё более изящные решения, помогающие адаптировать жанр под контроллер. Дальше перечислять уже бесполезно, достаточно сказать, что к 2002-2003 самыми продаваемыми играми и на Xbox, и на PS2 были именно шутеры.

Консоли (не) против ПК

Долгое время вопрос шутеров на геймпаде никого особо не волновал. ПК-бояре получали свою привычную «клавомышь», консольщики — контроллеры, и все были довольны. Ну, разве что изредка обе стороны вяло перебрасывались обвинениями в том, что играть на геймпаде/мышке — извращение.

По старой-доброй традиции, в интернете кто-то не прав
Автор: Veselyi_kot

Но настоящие проблемы начались, когда в игры ворвался кроссплей — возможность для пользователей разных платформ играть вместе в одном матче. На первых порах разработчики его игнорировали, но с релизом очередного поколения консолей в 2013-2014 году ситуация изменилась: впервые за десятилетия консоли и ПК стали едины архитектурно, а кроссплей из нонсенса стал нормой.

Преимущества и недостатки геймпада

Прежде чем перейти к деликатному вопросу кроссплея, давайте разберемся, какие объективные преимущества и недостатки есть у игры на контроллере в жанре шутеров?

Тут, на мой взгляд, все довольно очевидно. Главное преимущество геймпада — уже упомянутый аим-ассист, который помогает наводиться на цель. Да, он не делает из вас киберспортсмена, но занижает как верхнюю планку скилла (никаких наведений на пиксель, голова и тело противника — немаленькие такие «прямугольники», в пределах которых игра донаведет за вас)), так и нижнюю — за вас компенсируют часть ошибок позиционирования.

Еще один плюс контроллера — более точное позиционирование. У WASD на клавиатуре предусмотрено всего два значения скорости движения: полный вперед или стоп. А аналоговый стик позволяет плавно регулировать степень отклонения, то есть скорость передвижения. Та же история и с мышкой: если вы не киберспортсмен, то идеально вести цель на ПК не сможете, тогда как на геймпаде — достаточно немного отклонить стик и уравнять угловую скорость прицела со скоростью противника.

Кроме того, не стоит забывать про тактильный фидбек через вибрацию геймпада: отдача от разных видов стрельбы, столкновений и падений помогает лучше чувствовать происходящее в игре. Хотя это уже вкусовщина.

Автор: Veselyi_kot

Что до недостатков, то главный из них — невозможность быстрого разворота и «флика» (молниеносного наведения) на резко появившуюся цель. С мышью вы можете быстро резануть запястьем до края коврика и полностью развернуться на 180-360 градусов — или сделать быстрый и сравнительно точный «рывок» до неожиданно появившейся цели, а затем зажать туда весь магазин. Со стиком же, какой бы высокой ни была чувствительность, вы все равно ограничены максимальной угловой скоростью.

Если же вести речь о клавиатуре — то её преимущество в количестве кнопок. Их хватит на ВСЁ — тогда как на контроллере приходится использовать запоминание прошлого выбора, радиальные и вложенные меню, цикличное переключение, комбинации кнопок и так далее по списку — лишь бы «впихнуть» хотя бы бОльшую часть управления в «быстрый доступ».

То есть, если грубо, контроллер точнее, но медленнее «клавомыши». Аим-ассист и аналоговая натура стиков помогают удерживать прицел в районе цели, но мгновенно сменить ее уже не получится.

ReWASD: лучшее (и худшее) из обоих миров?

А что если совместить преимущества двух форм управления? Именно это обещает программа reWASD. Она позволяет эмулировать работу геймпада на обычной мыши, так что вы получаете аим-ассист на ПК!

Однако не все так просто. Во-первых, далеко не каждый разработчик считает использование reWASD законным — перед запуском лучше убедиться, что не нарушаете правила игры. Во-вторых, саму программу из России нельзя легально купить (но есть бесплатный триал, а там уж решайте сами).

Автор: reWASD

Я же, попробовав reWASD в играх, где он разрешен, не считаю это «читом». Не в полной мере, как минимум, хотя такой геймплей и явно не был задуман разработчиками. Да, вы получаете консольный аим-ассист, но вместе с ним идут и все недостатки управления геймпадом — замедленные, инертные движения камеры. Зато точного позиционирования и плавного наведения на цель, как на контроллере, тут нет.

В итоге польза от reWASD довольно спорная, и никакого однозначного перевеса над «чистой» мышкой я не обнаружил. Стоит ли оно того? Я для себя решил, что, пожалуй, нет.

Кроссплей, разверзший пламя

Все это, впрочем, не было бы такой большой проблемой, если бы все играли в равных условиях — ПК-бояре против ПК-бояр, консольщики против консольщиков. Но с выходом PlayStation 4 и Xbox One грустной реальностью стал кроссплей между разными платформами. И, что хуже, далеко не во всех играх его даже можно отключить.

В результате разгорелась настоящая война! Игроки на «клавомыши» наперебой обвиняли тех, кто сидит на контроллере, в читерстве из-за аим-ассиста и «легкого» управления. Консольщики же огрызались, что победить их все равно невозможно, ибо мышка дает колоссальное преимущество в скорости реакции.

Как изобразить мышку в этой стилистике я так и не придумал, так что обойдемся клавиатурой
Автор: Veselyi_kot

А пользователи ReWASD и вовсе бесили обе стороны, ибо выступали в роли троянского коня — на ПК с «преимуществами» консольного геймпада! «Контроллерные геймеры» считают их читерасами за использование мышки, а «клавомышники» — за аим-ассист.

Взаимные обвинения в читерстве, нечестной игре и вопли о сломанном балансе долетели до каждого уголка интернета. И, шо характерно, не утихли по сей день (10 лет с выхода того поколения прошло, успокойтесь!)

И что же (объективно) лучше?

Увы, ни к какому консенсусу это противостояние не пришло до сих пор — да и прийти не может. Объективной правды, как всегда, нет — все зависит от того, как именно настроены чувствительность управления и сила аим-ассиста в каждой конкретной игре. Ну и, разумеется, все в итоге упирается в субъективный скилл каждого отдельного игрока.

Что до ReWASD, то игровому сообществу, видимо, еще только предстоит определить свое отношение к таким программам. Пока что точка в этом вопросе не поставлена.

Но в чем я могу быть уверен на 100%, так это в том, что один из способов управления в каждой игре будет по статистике чуть эффективнее другого — просто в силу фундаментального и неразрешимого противоречия. А значит, в идеале пользователей разных устройств ввода следовало бы снова развести по разным «баракам», исключив их из совместных матчей.

Ведь неважно, считать ли мышь/геймпад читерством или просто вопросом удобства. Факт остается фактом: на мой взгляд, это два разных способа играть, два разных стиля и два разных взгляда на жанр. И если мы хотим сохранить честную конкуренцию, они не должны пересекаться в рамках одного матча. Точка. В противном случае битва за баланс будет вечной, а проигравшими окажутся все.

Что думаете вы? Мышь, геймпад, ̶к̶о̶г̶о̶ ̶з̶а̶б̶а̶н̶и̶т̶ь?

ШутерДругая
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Играю в игры, читаю о них — а теперь и пишу, чтобы разбавить жизнь копирайтера для китайских (ой, простите, *тюменских*) товаров. Несколько лет проработал компьютерным мастером, так что, порой, и о «железе» могу написать, если вдруг что в руки попадёт. Всегда мечтал быть игровым журналистом — и, как знать, может быть однажды эта мечта сбудется?

36 комментариев

v
Автор иллюстраций Veselyi_kot или очередная говногенерилка картинок?
Veselyi_kot
Пиксель-арта — я. Для остальных SDXL плюс тоже я, убравший артефакты генерации в фотошопе.
ДОК
главный недостаток контроллеров это их отвратный жизненный ресурс. в первую очередь стиков, есесно
И
Играть на геймпадах могло бы быть офигительно, если бы я только смог продвинуть в игровую индустрию свою идею о гироскопическом прицеливании, ээээх!
Вот видео https://youtu.be/4hyE8UUX320
Это не так же точно как клавомышь, но дарит очень классные ощущения, как будто полуVR, только это можно надстроить на любой даже аренашутер и будет играться классно. И ради таких ощущений я готов отказаться от нескольких процентов точности прицеливания. На самом деле у этого способа прицеливания есть приемущества перед стандартным прицеливанием с геймпада и клавомыши. Стрелять вверх и вниз также удобно, как и целясь перед собой. В обычном прицеливании в таком случае даже на мышке приходится бороться с тем, что перемещение мыши как бы проецируется на сферу, которая сужается кверху, и когда смотришь вверх, горизонтальная чувствительность совсем становится никакая, а целиться приходится, возя прицел по орбите. В моём типе прицеливания аля Wii, ты просто поворачиваешь камеру вверх и целишься по экрану в любое место, которое видишь. И ДАЖЕ можешь стрелять в вещи, которые в верху экрана, то есть фактически они находятся позади тебя. Например можешь стрелять в стену, которая у тебя за спиной, просто потому что ты её видишь, когда поднял взгляд. Это невозможно с клавомыши. А тут это возможно, потому что подъём камеры суммируется с подъёмом оружия относительно экрана. Кайф да и только. Но большой вопрос, как это донести до больших разработчиков, чтобы они втыкали это в свои игры, типа например в шутер Pioner, который скоро выйдет. Шутер бы от этого только сильно выиграл в иммерсивности. Да, на мышке такое управление невозможно, но его можно реализовать как надстройку, которую можно просто по галочке включать в опциях, как только ты подключил геймпад с гироскопом. Было бы круто продвинуть эту идею в массы. Пока не знаю как)
O
Трек пад вместо правого стика, как у валвовского стим пада, уже давно решил проблему с прицеливанием, а если и этого и не хватало, то гироскоп тоже был.
И
Моё решение вообще не об этом, а о крутом геймплее с подвижным оружием, и это очень удобно и кайфово играется, и возможно только с гироскопом. А Вэлв сделали просто гироскоп прицепив к мышке и это совсем совсем другое
O
Ты мало описал. То что ты хочешь это 3/6 dof vr контроллер для пк, а такого не придвидится еще очень долго. Покупаешь vr шлем и идешь рубиться в стрелялки(или в игровые автоматы в рельсовые шутеры), на пк такого в ближайшем будущем не жди.
106739095398204027715@google
Steam controller можно настроить гироскоп как твоей душе угодно. Только его Valve перестала выпускать. Я на таком сам играю. В Ред редемшн 2 использую гироскоп как доцеливание. Но В бондерленл и дуум играю на мышке.
106739095398204027715@google
Steam controller можно настроить гироскоп как твоей душе угодно. Только его Valve перестала выпускать. Я на таком сам играю. В Ред редемшн 2 использую гироскоп как доцеливание. Но в бондерленд и дуум играю на мышке.
Steam controller можно настроить гироскоп как твоей душе угодно. Только его Valve перестала выпускать. Я на таком сам играю. В Ред редемшн 2 использую гироскоп как доцеливание. Но В бондерленл и дуум играю на мышке.
111204901287356699442@google
Играть с гейпада в шутеры и стратегии, такое же извращение, как играть с клавамыши в гонки, файтинги и АРПГ.
x
Идёт баба вдоль поля, смотрит в поле мужик в скафандре траву косит, подходит она к нему и спрашивает:
— Мужик, а почему ты в скафандре траву косишь?
— Трудности я люблю преодолевать, потому и в скафандре.
— А если я с тобой переспать захочу?
— Это без проблем, но только в гамаке и стоя.
Г
Вопрос, что лучше — клавомышь или геймпад, мучил еще древних греков. И он такой же тупой, как вопрос, что лучше — консоль или пека. Ответ до ужасного прост — Всё зависит от конкретных обстоятельств индивидуума. Если нам с женой надо в кооперативе, сидя рядышком перед большой плазмой, во что нибудь пошпилить — мы выбираем геймпады. Другие варианты и не требуются) Но это же не повод писать, что клавомышь для убогих дегротов? Потому что писать подобное, было бы враньём как минимум.
115714461586402090162@google
Да, потому что убогим дегротам геймпад подойдет куда больше :)
Г
И это заявление тоже было бы враньём. Потому что на вкус все фломастеры одинаковые, разница только в цвете. Мы все геймеры, все получаем удовольствие от игр, и разницы нет никакой, играю я в пресловутый rain world или hollow knight на свиче, компе или android.
Лучше звоните Солу
Консоли и порты с них на ПК — это рак игровой индустрии, убивающий всё хорошее, что было в играх: быстрые сохранения, удобное управление, удобное игровое меню и выбор оружия, возможность отстреливать или отрубать врагам различные части тела…
Г
Можно так же написать про игры в целом. Столько взрослых людей тратят свою жизнь на никчемные игрульки, когда могли бы отстреливать или отрубать врагам различные части тела… Если вам в играх именно это нравится, то я рад, что вы свои неосознанные желания в них сублимируете, а не выходите с кухонным тесаком по ночам в парк прогуляться. Хотя кто знает…
Лучше звоните Солу
Диванный психолог? ) Звучит как анекдот. Заходит как-то в бар диванный психолог и говорит: «Хотите поговорить про сублимацию и неосознанное?» )
MAMOHT
Дочитав до фразы — (геймпад) «помогает НАВОДИТЬСЯ на цель» сразу стало понятно что автор вообще не понимает принцип эйм-ассиста и разницу между эйм-ассистом и эйм-ботом (чит который именно целится вместо вас). Эйм-ассист замедляет прицел (в зависимости от настроек игры — сильно или не очень сильно) в определенной области вокруг врага (область тоже зависит как от игры, так и от настроек игры), а эйм-бот нацеливается за вас… Но в целом по теме — играйте на чем удобнее, знаю парней которые и без эйм-ассиста большинству клавомышеров зад надерут. При этом монго людей на клавомыши играют сильнее нежели большинство на падах. Главное просто получайте удовольствие от игр, а на чем — да какая разница ;)
Veselyi_kot
Вот только описанный вами механизм дополняется такой системой, как snap aim assist (zoom snap и ещё десяток названий) — которая работает именно как эйм-бот. Загуглите и узнаете много нового.
115714461586402090162@google
Народ недавно выкладывал видео из ранних версий The Finals, где игрок зажимал кнопку прицеливания, и прицел сам НАВОДИЛСЯ и ПРИЛИПАЛ к модельке врага, следуя за ней, причем не так уж близко к прицелу. После этого оставалось нажать и подержать вторую кнопку — кнопку стрельбы.
Вот и весь консольный скилл.
s
Как по мне без геймпада всё же удобнее, мне с ним тяжеловато как-то управлять. Всегда предпочту мышку.
115714461586402090162@google
Очередной консолебой старательно пытается избегать простого факта, что практически все шутеры, где есть кроссплей между консолями и ПК — обеспечивают лютый аим ассист на геймпадах.
В тех редких играх, где аим ассиста все-таки нет, консольные инвалиды сливали клавомыши по полной программе, что приводило в консольному вою до небес, океанам слез и срочным требованиям запретить кроссплей с ПК.
Если кратко — геймпад никак не может тягаться с клавиатурой и мышью ни в точности, ни в скорости. Единственное, что делает геймпад удобным в шутерах — костыли в виде аим ассиста, без него — прицеливание игроков на геймпаде выглядит соревнованием инвалидов.
Геймпад изначально создавался для совершенно другой разновидности игр, для аркад и дивана. Это вообще чудо, что на консолях смогли сделать управление в шутерах приемлемым.
Да о чем можно тут вообще говорить, если использование специальных адаптеров, позволяющих играть, пусть и криво, в шутеры на консоли с помощью клавиатуры и мыши — приравнено к читерству? Более точные органы управления — к читерству, епта!
Veselyi_kot
> Очередной консолебой
Окститесь. Из консолей у меня только PS3 на даче и Switch для командировок.
> В тех редких играх, где аим ассиста все-таки нет, консольные инвалиды сливали клавомыши по полной программе, что приводило в консольному вою до небес, океанам слез и срочным требованиям запретить кроссплей с ПК.
А там, где есть — к вою ПКшников и тому же самому требованию запретить кроссплей. Или воплю сразу с двух сторон, если разрабы не обосрались.
Что возвращает к теме статьи: в зависимости от того, за какие крутилки подергали разрабы — сосать будет или то, или то. Что неизбежно с учетом принципиальной разницы в преимуществах и недостатках, и потому кроссплей НАДО запретить.
> Единственное, что делает геймпад удобным в шутерах — костыли в виде аим ассиста, без него — прицеливание игроков на геймпаде выглядит соревнованием инвалидов.
Точно так же, как цирком уродов будет среднестатистическая попытка мышеюзера «вести» бегущую цель — потому что вместо задания вектора ему нужно непрерывно отслеживать прицел, цель и совмещать одно с другим руками. Именно поэтому, скажем, у снайперок на консолях в прицеле отключены все ассисты и увеличена тряска прицельной марки — у них и так преимущество. И поэтому же консольщики tn masse предпочитают в ближнем бою активный геймплей — векторная природа стиков позволяет точнее вести цель и тогда, когда движешься ты сам, а не цель.
> Это вообще чудо, что на консолях смогли сделать управление в шутерах приемлемым.
Вот тут не могу не согласиться.
> Да о чем можно тут вообще говорить, если использование специальных адаптеров, позволяющих играть, пусть и криво, в шутеры на консоли с помощью клавиатуры и мыши — приравнено к читерству?
Трансляторов команд? Да, некоторые приравнивают, так же как и reWASD на ПК. А вот воткнуть клавомышь в порты и играть никто не запретит — бОльшая часть консольных шутеров это сейчас поддерживает.
987675@vkontakte
Бугагашеньки, что?
«Можно рассластиться на диване»??
Лучше звоните Солу
Что такого? Вы не можете, я тоже не могу. А кто-то может.
987675@vkontakte
Что такое «рассластиться на диване»? Опрокинуть под себя бутылку сиропа?
Может «развалиться на диване»??
Лучше звоните Солу
Мы можем только предполагать, в какие отншения с диваном всупает автор, на сколько извращённости своей фантазии хватит. Но скорей всего да, это обычная скучная опкчвтка.
987675@vkontakte
Ну, пусть так.
Возможно, региональный лексикон.
111712135335367606835@google
Ну учитывая что на данный момент есть более 30 различных устройств ввода, по удобству eye tracking наиболее комфортно в шутерах
Лучше звоните Солу
Неа, нет ничего комфортней мыши и клавиатуры. Eye tracking — это что-то следящее за взглядом? Если так, то это полное барахло. Обычная мышь дешевле, удобней и практичней. И обеспечит большую точность в трудном деле пиксельхантинга, я уверен.
111712135335367606835@google
Ок дальше будем пользоваться барахлом…

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Красиво и дорого: обзор гибридных наушников 7Hz Aurora

Единственная гибридная комбинация в относительно высоком сегменте наушников, которую мы с вами пока ещё не рассмотрели - это связка из реально большого динамика, планарного излучателя и нескольких...

Как измерить яркость проектора в ANSI люменах

Один из важнейших параметров любого проектора — его яркость. От неё зависит, насколько контрастной будет картинка в темноте и насколько хорошим будет изображение при неполном...

Как приготовить настоящий борщ: легкий и вкусный рецепт

В мире кулинарных шедевров немногие блюда могут сравниться с ароматным и насыщенным вкусом настоящего борща. Это не просто горячий заправочный суп на основе свёклы — это настоящая...

Основные параметры, на которые стоит смотреть при выборе робота-мойщика окон

Приобретение робота-мойщика для многих решает проблему ручного мытья окон. Особенно это актуально для пожилых людей и людей с боязнью высоты. На что следует обратить внимание при выборе, чтобы...

Измельчитель пищевых отходов: стоит ли устанавливать на вашей кухне

Представьте, что каждый кусок пищевых отходов на вашей кухне может быть мгновенно утилизирован, не покидая дом. Измельчитель отходов предлагает именно такое решение, обещая простоту управления...

8 необычных способов покраски яиц на Пасху

Уже вскоре состоится главный христианский праздник — Пасха, выпадающий в 2024 году на 5 мая. Одна из традиций — это приготовление соответствующей пищи, такой как куличи,...