8 видеокулеров в связке с картой NVIDIA GeForce 8800 GT



Часть 1. Продукты Arctic Cooling, Thermalright, Thermaltake, Zalman и Zerotherm

Результаты тестовых испытаний (видеокулеры нового поколения)

Для исследования тепловой эффективности испытуемых видеокулеров мы взяли на вооружение практически те же самые методологические принципы, что находят свое применение в наших тестах процессорных систем охлаждения. То есть, в качестве первичных данных здесь вновь выступают температурные показатели встроенного термодиода, только меняется тепловой источник (теперь это VPU NVIDIA G92), базисная платформа (видеокарта NVIDIA GeForce 8800 GT) и набор тестового программного обеспечения.

Весьма интересный факт выявился в процессе предварительного исследования тепловых характеристик видеокарты GeForce 8800 GT с помощью популярного тестового пакета 3DMark06: прогон достаточно сложных и графически насыщенных сцен «Canyon Flight» и «Deep Freeze» (шейдеры третьей версии) показал тепловыделение видеочипа порядка 55 Вт, в то же время относительно простые, специализированные тесты «Fill Rate (Multi-texturing)» и «Pixel Shader» сумели подтянуть VPU до уровня 70 Вт. Так что, вместо набора сцен «Return to Proxycon», «Canyon Flight» и «Deep Freeze», который использовался в прошлогоднем тестировании видеокулеров на платформе ATI, участники сегодняшнего обозрения разогревались зацикленной комбинацией фич-тестов «Fill Rate (Multi-texturing)» и «Pixel Shader».

Причем, сама видеокарта работала в частотной раскладке 740/1728/2000 МГц (ROPs/Shaders/RAM): при выставлении оборотов шататного кулера на отметке 2500 RPM (то есть, в ситуации, когда производимый шум все еще можно считать приемлемо эргономичным, если же обороты выше — то уже слишком громко) именно этот функциональный режим оказался максимально допустимым для нашего экземпляра GeForce 8800 GT, более высокие частоты приводили к нестабильности. Соответственно, такая раскладка и была выбрана в качестве «отправной точки» нашего сравнительного тестирования видеокулеров.

Дополнительной, но строго обязательной процедурой также выступила проверка тепловых режимов видеопамяти и преобразователя питания видеокарты (VRM): откалиброванными цифровыми термометрами снимались температурные показатели чипов памяти M1, M2 и M7, а также транзисторов Q17, Q18 (в каналах преобразователя напряжения питания VPU) и Q24 (в канале преобразователя напряжения питания видеопамяти), с обеспечением инженерной точности измерений и последующей статистической обработкой результата.

Итак, конфигурация тестового стенда:

  • материнская плата ASUS P5AD2-E Premium rev. 1.05
  • процессор Intel Pentium 4 550
  • видеокарта NVIDIA GeForce 8800 GT
  • ОС Microsoft Windows XP

Для моделирования тепловой нагрузки VPU, близкой к максимальной, используется графический пакет 3DMark06 — под-тесты «Fill Rate (Multi-texturing)» и «Pixel Shader» в цикле, каждый кулер испытывается в три «прогона» длительность по 60 мин, температура среды (внутренности полуоткрытого тестового бокса) поддерживается на уровне 30 град. Наконец, для мониторинга температуры VPU применяется утилита RivaTuner.

Диаграмма 1. Температурные показатели, VPU

Замечания
Каждый кулер тестировался со штатным термоинтерфейсом


Диаграмма 2. Температурные показатели, видеопамять



Диаграмма 3. Температурные показатели, VRM



Диаграмма 4. Шумовые характеристики

Замечание: фоновый уровень шума 18 дБА

Что ж, как видим, новоявленные видеокулеры демонстрируют очевидное превосходство над штатным кулером первой ревизии по всем функциональным ориентирам — и в эффективности охлаждения видеочипа, и в «попутной» вентиляции элементов преобразователей питания, и особенно в охлаждении подсистемы памяти. Явный лидер на сегодня — это «крепыш» Thermalright HR-03 Rev.A, приправленный эталонным вентилятором Scythe Minebea (хотя, вариант монтажа HR-03 Rev.A с тыла видеокарты на поверку действует все-таки менее слаженно — на 800 об/мин проигрыш уже весьма существенный!). Отличную результативность проявляет также «кореец» Zerotherm Hurricane HC92 Cu 8800, правда, тоже с одной негативной оговоркой — на максимальных оборотах вентилятора уровень производимого шума слишком высок, чтобы считаться сколько-нибудь эргономичным, что ограничивает целесообразность применения этого кулера рабочим режимом 2600 об/мин.

Как и следовало ожидать, именно эти видеокулеры в связке с картой GeForce 8800 GT образуют самый гармоничный и продуктивный дуэт — согласно итогам попутного эксперимента, частотная формула нашего экземпляра карты под их опекой добирается до отметки 817/1890/2150 МГц! По-видимому, это уже чисто физический «Рубикон», пересечь который можно только лишь вольт-модом. Два других кулера ведут себя поскромнее, тем не менее, их достижения тоже более чем уважительны — частотная раскладка 800/1782/2150 МГц на дороге не валяется! :)

Часть 3. Результаты тестовых испытаний (видеокулеры «старой школы»)
Часть 4. Эксперименты с водяным охлаждением. Обобщенные итоги исследования (термическое сопротивление, шум, соотношение эффективность-шум). Выводы




Дополнительно

8 видеокулеров в связке с картой NVIDIA GeForce 8800 GT - Часть 2

8 видеокулеров в связке с картой NVIDIA GeForce 8800 GT


Часть 1. Продукты Arctic Cooling, Thermalright, Thermaltake, Zalman и Zerotherm

Результаты тестовых испытаний (видеокулеры нового поколения)

Для исследования тепловой эффективности испытуемых видеокулеров мы взяли на вооружение практически те же самые методологические принципы, что находят свое применение в наших тестах процессорных систем охлаждения. То есть, в качестве первичных данных здесь вновь выступают температурные показатели встроенного термодиода, только меняется тепловой источник (теперь это VPU NVIDIA G92), базисная платформа (видеокарта NVIDIA GeForce 8800 GT) и набор тестового программного обеспечения.

Весьма интересный факт выявился в процессе предварительного исследования тепловых характеристик видеокарты GeForce 8800 GT с помощью популярного тестового пакета 3DMark06: прогон достаточно сложных и графически насыщенных сцен «Canyon Flight» и «Deep Freeze» (шейдеры третьей версии) показал тепловыделение видеочипа порядка 55 Вт, в то же время относительно простые, специализированные тесты «Fill Rate (Multi-texturing)» и «Pixel Shader» сумели подтянуть VPU до уровня 70 Вт. Так что, вместо набора сцен «Return to Proxycon», «Canyon Flight» и «Deep Freeze», который использовался в прошлогоднем тестировании видеокулеров на платформе ATI, участники сегодняшнего обозрения разогревались зацикленной комбинацией фич-тестов «Fill Rate (Multi-texturing)» и «Pixel Shader».

Причем, сама видеокарта работала в частотной раскладке 740/1728/2000 МГц (ROPs/Shaders/RAM): при выставлении оборотов шататного кулера на отметке 2500 RPM (то есть, в ситуации, когда производимый шум все еще можно считать приемлемо эргономичным, если же обороты выше — то уже слишком громко) именно этот функциональный режим оказался максимально допустимым для нашего экземпляра GeForce 8800 GT, более высокие частоты приводили к нестабильности. Соответственно, такая раскладка и была выбрана в качестве «отправной точки» нашего сравнительного тестирования видеокулеров.

Дополнительной, но строго обязательной процедурой также выступила проверка тепловых режимов видеопамяти и преобразователя питания видеокарты (VRM): откалиброванными цифровыми термометрами снимались температурные показатели чипов памяти M1, M2 и M7, а также транзисторов Q17, Q18 (в каналах преобразователя напряжения питания VPU) и Q24 (в канале преобразователя напряжения питания видеопамяти), с обеспечением инженерной точности измерений и последующей статистической обработкой результата.

Итак, конфигурация тестового стенда:

  • материнская плата ASUS P5AD2-E Premium rev. 1.05
  • процессор Intel Pentium 4 550
  • видеокарта NVIDIA GeForce 8800 GT
  • ОС Microsoft Windows XP

Для моделирования тепловой нагрузки VPU, близкой к максимальной, используется графический пакет 3DMark06 — под-тесты «Fill Rate (Multi-texturing)» и «Pixel Shader» в цикле, каждый кулер испытывается в три «прогона» длительность по 60 мин, температура среды (внутренности полуоткрытого тестового бокса) поддерживается на уровне 30 град. Наконец, для мониторинга температуры VPU применяется утилита RivaTuner.

Диаграмма 1. Температурные показатели, VPU

Замечания
Каждый кулер тестировался со штатным термоинтерфейсом


Диаграмма 2. Температурные показатели, видеопамять



Диаграмма 3. Температурные показатели, VRM



Диаграмма 4. Шумовые характеристики

Замечание: фоновый уровень шума 18 дБА

Что ж, как видим, новоявленные видеокулеры демонстрируют очевидное превосходство над штатным кулером первой ревизии по всем функциональным ориентирам — и в эффективности охлаждения видеочипа, и в «попутной» вентиляции элементов преобразователей питания, и особенно в охлаждении подсистемы памяти. Явный лидер на сегодня — это «крепыш» Thermalright HR-03 Rev.A, приправленный эталонным вентилятором Scythe Minebea (хотя, вариант монтажа HR-03 Rev.A с тыла видеокарты на поверку действует все-таки менее слаженно — на 800 об/мин проигрыш уже весьма существенный!). Отличную результативность проявляет также «кореец» Zerotherm Hurricane HC92 Cu 8800, правда, тоже с одной негативной оговоркой — на максимальных оборотах вентилятора уровень производимого шума слишком высок, чтобы считаться сколько-нибудь эргономичным, что ограничивает целесообразность применения этого кулера рабочим режимом 2600 об/мин.

Как и следовало ожидать, именно эти видеокулеры в связке с картой GeForce 8800 GT образуют самый гармоничный и продуктивный дуэт — согласно итогам попутного эксперимента, частотная формула нашего экземпляра карты под их опекой добирается до отметки 817/1890/2150 МГц! По-видимому, это уже чисто физический «Рубикон», пересечь который можно только лишь вольт-модом. Два других кулера ведут себя поскромнее, тем не менее, их достижения тоже более чем уважительны — частотная раскладка 800/1782/2150 МГц на дороге не валяется! :)

Часть 3. Результаты тестовых испытаний (видеокулеры «старой школы»)
Часть 4. Эксперименты с водяным охлаждением. Обобщенные итоги исследования (термическое сопротивление, шум, соотношение эффективность-шум). Выводы