iТоги 2004 года: цифровые плееры


 

Прошедший 2004 год не принес ничего революционно-нового на рынок цифровых плееров — последняя революция состоялась более шести лет назад, когда в продажу начали поступать первые аппаратные плееры с поддержкой формата МР3. Форматы аудиосжатия, появившиеся в конце 20-го века, выгодно отличались от своих предшественников достаточно высоким качеством при большой компактности, а рост производительности персональных компьютеров (что позволило обойтись без дорогих аппаратных решений для кодирования) и развитие каналов передачи данных привело к взрывному распространению аудио «нового образца» среди пользователей. MP3 стал первенцем, позднее появились и другие форматы, по части параметров (или даже по всем) его превосходящие, однако вытеснить с рынка первенца всегда очень сложно — в его пользу «играют» накопленные в сети петабайты готового музыкального материала. Впрочем, плееры постепенно научились поддерживать и другие форматы аудио (в первую очередь WMA, сейчас некоторые модели работают и с OGG, иногда встречалась и поддержка ААС, ныне закрепившаяся в плеерах от Apple), однако по старинке их всех продолжают называть «МР3-плеерами».

Цифровые плееры в законе

Простота копирования цифрового контента никогда не нравилась аудиозаписывающим компаниям: с одной стороны она упростила им работу, существенно снизив себестоимость продукции, с другой — тиражирование музыки оказалось слишком простым. Настолько простым, что речь можно было вести даже не о снижении стоимости тиражирования, а о полном ее исчезновении. На первом этапе внедрения компакт-дисков делались даже предположения о том, что новые носители сумеют снизить уровень пиратства, однако широкое распространение бытовых рекордеров и каналов передачи данных привело к обратному результату — пиратство стало еще более выгодным бизнесом: затраты нулевые, низкая цена полученных копий позволила увеличить их массовость, да и бытовое пиратство вышло на новый уровень — выложенный на FTP-сервер новейший альбом или фильм совершенно безвозмездно распространяется по всему миру. Не имея возможности перевоспитать пользователей (все рассуждения о морали быстро разбиваются парой пословиц с многолетней историей «Краденая кобыла дешевле купленной» и «Когда от многого берут немножко, это не кража, а просто дележка» и более свежей мудростью цифрового века «Лицензионную копию я бы все равно не купил, значит, скачав пиратскую, никому ущерба и не нанес»), отдельные компании и их ассоциации занялись борьбой со следствиями.

Боевые действия мы наблюдали все пять лет существования цифровых плееров — одну из первых массовых флэш-моделей производителю, помнится, вообще пришлось лишить возможности переносить данные.

Чуть позднее производителям плееров пришлось бороться за копирование музыкальных файлов лишь в одном направлении, дабы не оказаться ответчиками в суде. Однако медленно, но верно аудиоиндустрия пришла к выводу, что действие рождает противодействие, да и презумпцию невиновности никто не отменял — нельзя каждого покупателя плеера или пишущего CD-привода заранее подозревать в том, что покупку он будет использовать специально для того, чтобы нарушить закон. К тому же, все мероприятия по защите авторских прав либо повышали цену устройств, либо приводили к неудобству пользователей, да и ломали их с потрясающей регулярностью. В результате чего через некоторое время производители пришли к выводу, что пользователям лучше дать возможность делать с купленным устройством все, что угодно. Чтобы не воровал — просто обеспечить возможность приобретать сжатые аудиофайлы удобным образом и недорого. А чтобы потом не обменивался купленными композициями следует ограничивать возможность воспроизведения файлов на различных устройствах, а не копирования их между компьютерами, плеерами и прочим.

Результат стал заметен сразу. Почувствовав послабления, производители стали активно продвигать плееры как портативные накопители — теперь пользователь получил возможность не привязываться к специальным программам, а использовать обычные средства операционной системы. Большинство выпущенных в 2004 году плееров на флэше системой опознаются как стандартное UMS (подобно флэшдрайву или ВЖД). Что касается моделей на жестких дисках, то там нередко требуется и специальный драйвер, но это не всегда вызывает возмущение: с учетом большой емкости встроенного винчестера, все равно приходится как-то организовывать на нем информацию. Однако часть плееров уже сейчас может свободно обращаться с любыми данными, а специализированное ПО лишь увеличивает удобство, но перестает являться обязательным компонентом.

Это что касается техники. Специальные налоги на цифровую аудиотехнику, часть которых отправляется звукозаписывающим компаниям и исполнителям, до сих пор существуют во многих странах, однако появилась тенденция к их отмене. В частности, под конец года в Канаде пришли к выводу, что соответствующий налог должен взиматься лишь при продаже носителей музыки, а не устройств для ее воспроизведения. Еще один шаг к признанию цифрового плеера обычным бытовым устройством, а совсем не оружием внуков одноногого Сильвера :)

Прошивки против пользователей

Со времени появления первых плееров возможность смены встроенного программного обеспечения рассматривалась как достоинство плеера. Энтузиасты справедливо считали, что это позволит в течение жизни модели исправлять допущенные на этапе проектирования ошибки и наделить устройство новыми возможностями. Что ж — своего добились: ныне все плееры поддерживают обновление firmware. Однако у медали оказалось две стороны, и рассуждая об удобствах пользователя все как-то забыли о том, как этой возможностью распорядятся производители. А они нашли как: если несколько лет назад каждый плеер буквально «вылизывался» до выхода на рынок, поскольку потом исправить ошибки было бы крайне сложно, то в этом году практически все производители «порадовали» нас выходом крайне сырых моделей. Ситуация стала напоминать то, что творится на рынке программного обеспечения: главное, новинку как можно быстрее в продажу пустить, а там все поправим. В результате, пользователи получили сомнительную возможность поработать бета-тестерами (за свои же деньги!), причем не всегда вообще можно быть уверенным, что все ошибки будут исправлены за то время, пока модель будет поставляться. А снимут ее через год и… Кто-то из производителей, может быть, прошивки выпускать продолжит, кто-то займется выпуском и совершенствованием столь же сырой новой разработки.

В общем, пока особого удовольствия прошиваемость плееров не приносит. Иногда хочется попасть в прошлое — пусть ничего нового в плеере за время жизни не появится, но он хоть будет сразу работать так, как обещано.

Война форматов

Строго говоря, никакой войны никогда и не было — МР3 контролировал процентов 95 рынка, остальные разделили остатки. Очередные «убийцы» проявлялись из небытия и в небытие же и уходили. Во многом уходили как раз из-за проблем с совместимостью: вы можете быть уверены в том, что любое устройство, вообще способное воспроизводить сжатый звук и каким-либо образом обмениваться данными с компьютером, воспримет записи в МР3 (в худшем случае — конвертирует их «на лету»), а вот в случае альтернативных форматов на это рассчитывать было бы сложно: производители не спешили вкладывать деньги в форматы сомнительной перспективности. Впрочем, уже несколько лет как подавляющее большинство портативной аудиоаппаратуры кроме МР3 поддерживает и WMA — формат активно продвигается Microsoft, так что уже давно было ясно, что так или иначе, а на рынок его выведут (тем более, после появления кодеков версии V9 стал он обгонять МР3 и по качеству, и по другим параметрам). Однако и сейчас на рынке можно найти плеер, поддерживающий только МР3 — многим пользователям большего и не нужно.

Впрочем, в последнее время список форматов немного расширился — один из «альтернативщиков», а именно OGG Vorbis, благодаря неплохому качеству и открытости сумел хоть немного, но закрепиться на рынке. Доля невелика, однако надо же производителям как-то конкурировать :) В результате чего понемногу начали появляться плееры с поддержкой OGG. В небольших количествах, однако то, что этот формат уже начал появляться и в продукции бюджетного класса от малоизвестных производителей означает, что в году 2005 стандартная ныне формула «MP3+WMA» превратится в «MP3+WMA+OGG».

От стандарта есть только два заметных отступления — это продукция Apple и Sony. Что касается второй компании, то она всегда активно продвигала свой собственный ATRAC, изначально разработанный для использования в минидисковых плеерах. Позднее именно его модификация стала основным и единственным форматом для флэшовых и винчестерных плееров компании, а все остальные перекодировались при копировании музыки. Однако в этом году предпоследний бастион пал — Sony заявила о намерении в ближайшее время встроить прямую поддержку MP3 в новые модели своих плееров, благо это не так сложно — MP3/CD Sony уже давно производит. Пока точная информация есть по поводу моделей на флэше и HDD, но я не удивлюсь, если в следующем году MP3 придет и на минидиски. Что касается Apple, то плееры компании поддерживают MP3, однако не поддерживают WMA — вместо этого компания продвигает два формата аудио: один для сжатия без потерь и AAC, причем основная ставка делается на последний — именно в этом формате Apple музыку продает через свой онлайновый магазин. Пока изменять список поддерживаемых форматов компания не собирается — ни в сторону WMA, ни OGG. Впрочем, MP3 поддерживается, а этого для многих достаточно. В нашей стране — даже при покупке музыки: в отличие от западных интернет-магазинов, отечественные в основном ориентируются именно на MP3.

Итак, что мы можем считать основными итогами года? Во-первых, наметилась тенденция к встраиванию поддержки OGG, во-вторых, исчезла последняя «МР3-несовместимость» (точнее, ее обещали убрать в ближайшее время). Разумеется, если рассматривать три основные на сегодня носителя: флэш, жесткие диски и CD. А вот что с этими сегментами происходило в течение этого года, мы сейчас поговорим подробнее.

MP3/CD — смерть через победу

Данный сектор рынка особого внимания уже давно не привлекает. Фактически то, что на нем происходит, можно назвать одним словом: «стагнация». Причем главной причиной была даже не конкуренция с другими типами плееров как таковая — исполнился прогноз пятилетней давности о смерти «обычных» CD-плееров, что привело к интересным последствиям и на рынке MP3/CD. Да, «классика» начала исчезать с рынка по мере того, как все крупные производители с большей или меньшей охотой перешли к поддержке MP3. MP3/CD победили, но… это мгновенно вымело с рынка большинство небольших производителей, которые ранее и двигали его вперед, конкурируя друг с другом. Теперь же сама по себе возможность воспроизводить MP3-файлы перестала быть чем-то особенным, так что малоизвестным фирмам стало слишком сложно привлекать внимание именно к себе, а не к Sony или Panasonic, например, тем более что цена тоже перестала быть важным фактором — бренды начали продавать свои модели по цене от 40 долларов. Заработать же на энтузиастах помешало то, что плееры на винчестерах и флэше успели избавиться от детских болезней и сильно подешеветь: кому нужен громоздкий MP3/CD за 200 долларов, если за эти деньги уже можно купить плеер с 512 мегабайтами флэша?

iRiver iMP-1000 iRiver iMP-1100

Однако нельзя сказать, что плееры на компакт-дисках исчезли совсем. Пока еще они остаются любимыми устройствами малообеспеченных пользователей, благо при сегодняшних условиях спокойно конкурируют даже с сохранившимися в заповедниках кассетными плеерами (даже компьютер необязателен — пиратский диск с десятком разных альбомов стоит менее 100 рублей, а за кассеты пришлось бы выложить больше). Однако что-либо новенькое на рынке появляется теперь очень редко — бренды линейки обновляют не очень часто и очень аккуратно, а небогатого пользователя широким спектром возможностей не привлечешь: ему цена все же важнее. Впрочем, при равной цене материковые производители обеспечивают большую компактность, но последние рекорды в этой области ставились в 2003 году, а не в только что прошедшем. Да и воспроизведением VideoCD при подключении плеера к компьютеру кого-либо удивить можно было разве что четыре года назад, но не позднее. Однако компания iRiver, и ранее умеющая поражать пользователей своими разработками на рынке CD-плееров, решила, что негоже им загибаться, не исполнив «лебединую песню». Таковой стал выпуск двух моделей с поддержкой MPEG4! И если iMP-1000 очень похож на привычные модели, работающие с видеодисками, и подобно им нуждается во внешнем дисплее (в роли которого обычно выступает обыкновенный телевизор), то iMP-1100 позволяет смотреть видео в дороге. Не могу сказать, что использование для этого дисплея с диагональю два дюйма способно доставить пользователю массу удовольствия, да и CD несколько мелковаты для увлекающегося видео (перспектива таскать с собой один-два диска на каждый фильм радости точно не прибавляет), но сам факт интересен — таким образом, по возможностям CD-плееры сровнялись со своими конкурентами из других классов. По крайней мере, номинально.

А больше ничего интересного в течение 2004 года не происходило. Стабилизация в крайней форме, именуемой застоем.

Флэш-память: если высоты достигнуты, пора придумывать новые

Стоит отметить, что и на рынке плееров на флэш-памяти каких-либо глобальных прорывов не происходило — большая часть новых конструкторских решений относится к году позапрошлому, а не прошлому. Однако вода по капле камень точит, так что основная масса разработок 2004 года, благодаря мелким изменениям, начавшим происходить ранее, существенным образом отличается от классических плееров первых лет.

Вспомним, с чего начинался рынок. Высокое энергопотребление микросхем того времени просто не позволяло сделать плеер очень компактным — требовалась возможность работы от пальчиковых батарей (ввиду того, что аккумулятор, распространенных тогда типов, мог питать устройство лишь несколько часов — максимум пять). Высокие цены на флэш-память, опять же, не позволяли встраивать ее в больших количествах — цена была бы слишком неприличной. Для решения этой проблемы пришлось идти на компромисс — предусматривать не более 128 Мбайт встроенной памяти и возможность ее расширения при помощи сменных карт, которые, кстати, в те времена тоже имели не самые маленькие размеры. Первое время для связи с компьютером использовался параллельный порт, а его большие размеры логично приводили нас к необходимости в связи при помощи отделяемого кабеля. Борьба за уменьшение энергопотребления заставляла обходиться примитивным ЖК-дисплеем, благо все равно выполнял он лишь информационные функции — плееры не требовали сложной схемы управления, да и навигации по паре-тройке десятков треков можно было не придавать очень большого значения.

Однако со временем флэш-память существенно подешевела — процесс начался еще три года назад, однако в течение последнего года существенно ускорился. В результате, появилась возможность отказаться от карт расширения — покупатель может сразу выбрать тот объем памяти, который ему необходим. Благо и цены это позволяют: плеер с вполне достаточными для городских условий 256 мегабайтами памяти ныне можно уже приобрести менее чем за 100 долларов (т.е. дешевле, чем MP3/CD три года назад… да и дешевле некоторых моделей сегодня), 512 вполне способны «вписаться» в две сотни, а когда-то немыслимый гигабайт — менее чем в 300 долларов (разумеется, речь идет о минимальных ценах; впрочем, сегодняшние бюджетные модели ни в чем не уступают топовым плеерам позапрошлого года). Встроенная память оставляет больше свободы дизайнерам — привычные размеры «сигаретной пачки» ныне удел плееров на HDD, флэшовые же модели быстро уменьшились раза в два, а то и более. Фактически сейчас размеры лимитируются лишь удобством использования и размером батарейного отсека.

Оказалось, что и с последним тоже можно что-то сделать — широкодоступными стали Li-Ion-аккумуляторы, емкостью 400-700 мАч. В результате батарейки типа АА ныне удел тех моделей, которые нацелены на достижение максимального времени работы от одного элемента питания, огромное количество представителей «среднего класса» обходится батарейкой ААА, работая от нее порядка 10 часов, а то и более, и заметную долю рынка заняли плееры со встроенным аккумулятором. При этом дизайн может быть совершенно любым, а масса плеера снижается в полтора-два раза, что не может не радовать. И если к концу 2003 года плееров подобного типа в Москве продавалось буквально два-три, то сейчас на рынке уже больше десятка аккумуляторных моделей, рассчитанных на самые разные требования и разную толщину кошелька.

Но если нам плеер удалось сделать достаточно тонким, а размеры дальше уменьшать нет смысла (станет неудобно пользоваться), причем памяти даже в моделях среднего ценового класса для музыки не просто достаточно, но уже и много, то почему бы не совместить приятное с полезным — оснастить плеер встроенным USB-разъемом? Опять же, звукозаписывающая индустрия перестала ставить палки в колеса желающим выпускать плееры, работающие со стандартными драйверами системы, так что ничто не мешает активному продвижению гибридов флэш-плееров с флэшдрайвами. Первые такие устройства появились на границе 2002 и 2003 года, однако о существенном прогрессе в этой области можно говорить как раз в отношении к 2004: фактически все крупные (не говоря уже о мелких) производители дополнили свои линейки классическими плейдрайвами. Причем в отличие от 2003 года, покупателю подобного устройства уже не нужно идти на компромиссы — если раньше в жертву прямому подключению необходимо было приносить функциональность, то все современные плейдрайвы поддерживают прием FM-радио, снабжены встроенным микрофоном, а многие включают и онлайн-кодер (иногда и линейный вход).

iGator NQ-705 NEXX NF-510

Впрочем, нельзя сказать, что 2004 год обошелся совсем без новинок. Во-первых, началась замена USB 1.1 на более новую версию стандарта. Хотя массовые модели до сих пор в большинстве своем поддерживают лишь низкоскоростной вариант, однако число плееров с поддержкой USB 2.0 растет прямо на глазах. Если первые модели обеспечивали скорость работы лишь 1–3 Мбайт/с., что выше, чем в случае USB 1.1, но существенно меньше, чем у флэш-накопителей или внешних винчестеров, то вышедший во второй половине года MPIO FG100 легко и непринужденно поднял планку до 4-5 Мбайт/с., что на данный момент является рекордом для плееров на флэш-памяти. Думаю, что со временем достижение будет перекрыто конкурентами ;) Вторым «открытием года» стали OLED-дисплеи. В отличие от ЖК, они поддерживают более одного цвета, но, главное, не нуждаются в подсветке. Более того — независимо от внешнего освещения и угла обзора, информация на дисплее этого типа хорошо различима, чем не могут похвастаться черно-белые (тем более, цветные) ЖК-дисплеи. OLED-экраном комплектуется уже упомянутый MPIO FG100 (топовая модель от DigitalWay), однако большинству покупателей будет интересно то, что подобные дисплеи мы можем встретить не только в плеерах верхнего уровня, но и в недорогих моделях. В частности, в конце 2004 года в продаже появилась такая интересная модель, как NEXX NF-510. Для полного счастья в ней не хватает только прямого подключения к компьютеру (драйверы не нужны, но нужен кабель), да поддержки USB 2.0. Однако в наличии остальные «чудеса прогресса»: OLED-дисплей, поддержка OGG, встроенный аккумулятор, FM-радио, диктофон в очень компактном корпусе. Причем плеер, укомплектованный 256 мегабайтами памяти стоит 150 долларов, а в два раза больший объем обойдется менее чем в полтора раза дороже (где-то 215 долларов). Дорого? Компактный плейдрайв (остальные возможности такие же, как у NEXX) iGator NQ-705 с полугигабайтом памяти можно приобрести всего за 175-180 долларов! Собственно, ничего удивительного в том, что при таком уровне цен модели на флэше постепенно захватывают все большую и большую часть рынка плееров: покупка плеера на винчестере мероприятие куда более затратное, а покупать CD-плеер за сравнимые деньги (при несравнимых размерах) и возиться потом с дисками хотят далеко не все.

MPIO FG100 iRiver iFP-1000

Удивить, как всегда умудрилась iRiver. Компания, как и многие другие производители, перешла к использованию USB 2.0 (хотя ее реализация поддержки стандарта оказалась самой медленной :)), освоила встроенные аккумуляторы и поддержку OGG, правда, не выпустила ни одного плейдрайва и не стала использовать OLED. Вместо этого старшие модели фирмы снабжаются полноцветными ЖК-дисплеями. С одной стороны, ценность их сомнительна (для аудиоплеера), с другой — теперь линейка iFP получила возможность отображать фотографии. И не только отображать, но и снимать! «Проклятие» мобильных телефонов докатилось и до плееров — iFP-1000 содержит встроенную VGA-камеру (переводя с русского на русский — раньше у нас был один ненужный фотоаппарат в мобильнике, теперь же мы получаем уже два столь же мало пригодных для использования: в мобильнике и в плеере :)). Нельзя сказать, что идея скрещивания плееров с ЦФК столь нова ( DigitalWay впервые реализовал ее еще пять лет назад), но ранее камера была внешней, теперь мы получили встроенную. Пока такая модель всего одна, однако, с учетом сокращения параметров для возможной конкуренции, данная инициатива iRiver наверняка будет подхвачена и остальными производителями.

Итак, каким же будет итог по данному сегменту рынка? К 2004 году весь необходимый путь, начатый шесть лет назад, уже пройден: современные плееры содержат достаточный для практического использования объем памяти без использования карт расширения, неплохо справляются со своей основной задачей и имеют «большой запас хода». Увеличилась и скорость обмена данными с компьютером, причем заложена возможность его дальнейшего увеличения. А обострившаяся конкуренция приводит к тому, что ее приходится переносить на новую высоту: например, меряться тем, у кого лучше дисплей. Или кто поддержит больше форматов аудио. Или, наконец, продолжать расширять функциональность в области, ранее не свойственные плеерам, что уже началось после появления первой модели со встроенной цифровой камерой.

Жесткие диски — зрелость технологии

На этом сегменте рынка за год произошло достаточно много событий. Не затронули они лишь самые крупные модели — на базе 2.5” винчестеров. Как и год назад, классические аудиоплееры защищает Creative Zen Xtra с объемом винчестера до 60 Гбайт. В области мультимедиа-комбайнов особых изменений тоже не произошло: Archos провел плановое обновление линейки AV с 300-й серии до 400-й, однако основные возможности новых плееров остались теми же.

Creative Zen Touch MPIO HD300 Apple iPod Photo

Куда интереснее развивалась ситуация на рынке моделей на винчестерах с пластинами диаметром 1,8”. Как мы помним, родился этот сегмент благодаря компании Apple, решившей, что 5 Гбайт это уже вполне достаточный объем для относительно компактного цифрового плеера, в то время как остальные производители тогда предпочитали продолжить работы над моделями с более емкими моделями на винчестерах большего форм-фактора. Однако оказалось, что пользователям компактность важна, плюс популярность Apple на некоторых рынках — результат превзошел все ожидания (в том числе и компании-производителя, оказавшегося неспособным удовлетворить возникший спрос). Однако сейчас, похоже, Apple в очередной раз решила повторить свою любимую ошибку — в то время как конкуренты активно работают над новыми моделями, компания собралась почивать на лаврах, не замечая, что доля рынка постепенно сокращается. И ничего удивительного — весь год анонсы все новых и новых «iPod-киллеров» сыпались как из рога изобилия. Чем на это ответил Apple? Почти ничем — нельзя же считать Photo iPod серьезным ответом. Да, плеер обзавелся цветным дисплеем и поддержкой отображения фотографий, ну и что? Как говорил герой одного доброго мультфильма: «Маловато, понимаешь» :) Сравнения с появившимся в этом же году Archos Gmini 400 никакого — последний не только фотографии показывает, но и видео крутит, и игры поддерживаются не в количестве «две-три от производителя», но и добавлять новые можно! А еще есть и встроенный слот CompactFlash, что позволяет фотографу использовать для хранения снимков винчестер плеера с его высокой емкостью. Практически мы получили все возможности серии AV, кроме записи видео, но в очень компактном корпусе, заплатив за это разве что уменьшением дисплея. Цена? Как у iPod при несравнимых функциональных возможностях ;)

Archos Gmini 400 Archos Gmini XS200

Почему Archos так зашевелился, понятно — основной продукцией компании являются как раз комбайны, а на этом рынке началась конкуренция. Microsoft давно обещала разработать собственную платформу для портативных цифровых плееров, все производители давно обещали выпустить продукты на ее основе. А некоторые не стали ждать, что получится у софтварного гиганта, и на всякий случай разработали собственные модели того же типа. Базовые характеристики новых моделей очень неплохи: по размерам они превышают основную массу аудиоплееров на винчестерах этого ФФ, но лишь потому, что используют ЖК-дисплеи с диагональю 3.5”. Набор возможностей весьма богатый: воспроизведение и (нередко) запись видео в формате MPEG4, то же самое с аудио, отображение фотографий, встроенный радиоприемник (которого очень не хватает Apple, кстати, ввиду заточенности iPod под американский рынок, где радио не слушают). Стоимость подобных комбайнов получилась достаточно невысокой — в районе 500-550 долларов (это долларов на 100 выше, чем цена Gmini 400, но не забывайте о разнице в размере дисплея и записи видео), а первые модели уже начали появляться на нашем рынке. Причем iRiver, как водится, отличилась — PMP100 производства этой компании вместо обычного USB поддерживают USB On-the-Go, что позволяет использовать комбайн для записи фотографий с фотоаппарата (или иных данных с любых USB-носителей) без всяких слотов и подобного (такая же возможность, кстати, реализована и в плеерах этой компании линейки «Н»).

MSI MEGA VIEW 561
iRiver PMP100

Впрочем, не одними комбайнами был интересен прошедший год. Например, Creative все-таки решила выпустить Zen на базе винчестеров ФФ 1.8”. В Zen Touch вернулась поддержка пульта ДУ, так что по этому параметру плеер даже интереснее «монструозного» Xtra. А поскольку простым аудиплеером этого типа никого уже не удивишь, в качестве основного инструмента конкуренции была использована цена — плеер уже в Москве можно добыть всего за 250 долларов. А вот в Archos решили уделить максимум внимания компактности, что производителю удалось — новенький Gmini XS200 является самым маленьким в мире плеером с винчестером данного форм-фактора: размеры всего лишь 76,5 × 59 × 19,5 мм, что уже сравнимо с плеерами на однодюймовых винчестерах. Да и цену особо повышать не стали — порядка 300 долларов. Примерно столько же стоит и новый продукт DigitalWay — MPIO HD300 (заменяющий не очень удачную модель на 2.5” винчестере HD100) с винчестером емкостью 20 Гбайт. Его плюсом следует считать наличие встроенного FM-тюнера, в то время как плееры от Archos и Creative подобную функциональность получают лишь после приобретения (за отдельную сумму, разумеется) ПДУ. В остальном новая модель чем-то похожа на iPod и Zen Touch — в частности, использует сенсорные кнопки вместо обычных (не могу сказать, что это удобнее, но зато модно). Впрочем, более интересной, скорее всего, будет не младшая, а старшая модификация HD300 — плеер с винчестером емкостью 40 Гбайт стоит всего порядка трех с половиной сотен, что на данный момент является самым выгодным предложением по соотношению «долларов за мегабайт» в этом классе (замечу, что iPod и плееры iRiver стоят дороже даже при в два раза меньшем объеме жесткого диска).

Apple iPod Mini

Теперь поговорим о самых маленьких. Основным событием года можно считать то, что на рынок микровинчестеров вышел еще и Seagate, а для конкуренции с Hitachi первый же продукт компании получил емкость 5 Гбайт, да и цены, как и следовало ожидать, поползли вниз. Производители отнеслись к этому факту по-разному. Apple пока продолжает гнать несколько устаревший iPod Mini на винчестерах, емкостью 4 гигабайта. Остальное (кроме размеров и емкости) подобно оригинальному iPod, т.е. на конец 2004 года тоже порядком устарело :) Creative же, начавший поддерживать микровинчестеры одним из первых (еще начиная с модификаций емкостью 1.5 Гбайт) сразу расширил линейку MuVo2. Кроме увеличения емкости жесткого диска на четверть, новый MuVo2 FM еще и содержит встроенный FM-тюнер (что хорошо заметно по названию) и поддерживает работу в режиме диктофона. Собственно, и предыдущие модели можно было научить этому, однако лишь после покупки пульта ДУ. Теперь же, пойдя на встречу пожеланиям пользователей, эти элементы стали частью базовой функциональности. И немудрено — большинство плееров конкурентов таковой обладают. А конкуренция на этом сегменте рынка разворачивается нешуточная. В частности, подобную модель выпустил DigitalWay (MPIO HD200), недавно прошел анонс соответствующего плеера от NEXX — в общем, данным направлением заинтересовались не только крупные производители (типа Creative или DigitalWay), но и небольшие компании, ранее плееры на винчестерах игнорирующие. Большинство этих моделей содержат встроенный FM-тюнер и микрофон и поддерживают работу в режиме UMS, что позволяет использовать их как средство транспортировки данных. К сожалению, это имеет и свои минусы, главным из которых является «жесткая» навигация по файлам и каталогам (частично смягчается возможностью составления плейлистов). Creative использовал такой подход в линейке MuVo2, однако в Zen применялись собственные драйверы и собственное ПО, что мешало использовать плеер в качестве жесткого диска. Новенький Zen Micro способен примирить оба подхода — в компании резонно решили, что при объеме в 5 Гбайт развитые средства организации музыкальной коллекции уже нужны. Однако и пользователей, желающих использовать устройство как сменный диск, тоже расстраивать не хотелось. Вышли из положения оригинальным образом — реализовав возможности отведения части диска плеера под хранилище данных, причем при подключении к компьютеру в соответствующем состоянии плеер определяется именно как UMS (музыкальная коллекция при этом не видна). И, разумеется, в наличии и встроенное радио, и микрофон.

Creative Zen Micro Creative MuVo2 FM MPIO HD200

Итак, что же можно сказать по итогам года? Видно, что модели на базе самых больших (из портативных :)) винчестеров развиваться практически прекратили — снижение стоимости их более меньших собратьев и рост емкости последних привел к тому, что пользователи предпочитают доплатить за компактность. Впрочем, и на рынке винчестеров диаметром 1.8” дюйма основное внимание уделяется уже комбайнам, а не аудиоплеерам — новые модели последних могут похвастаться разве что низкой ценой, да и немного новых разработок присутствует. Зато в сегменте однодюймовых микровинчестеров настоящий прорыв. Так вышло, что по размерам и массе эти плееры уже способны конкурировать с флэшовыми плеерами «классического дизайна», а цена (которая всегда была достаточно высока) уже опустилась до уровня топовых моделей с памятью емкостью 1 или даже 0,5 Гбайт (против 5 Гбайт винчестера) при одинаковой функциональности. В результате, плееры на микровинчестерах стали крайне популярны как среди покупателей, так и среди производителей.

Hi-MD — новости из параллельного мира

Какое место на рынке заняли бы минидисковые плееры, если бы Sony отпустила их «в свободное плавание»? Была бы конкуренция, быстро росла бы функциональность и качество… А так как чемодан без ручки: и выбросить жалко, и тащить тяжело. Все беды этих плееров начались с самого начала: Sony проектировала их как конкурента кассетным плеерам, так что во избежании ущерба для рынка CD частота дискретизации была искусственно ограничена 32 кГц. Позднее это исправили, но момент во многом был уже упущен. Да и дальше развитие продолжалось такими же странными темпами — все делалось, но с опозданием на пару-тройку лет. Когда появились первые МР3-плееры, MD-модели клали их на обе лопатки и по стоимости носителей, и по времени автономной работы, существенно проигрывая лишь в двух вещах — записи в реальном времени и невозможности использования для транспортировки немузыкальных данных. Число компьютеров у пользователей росло, запись музыки через линейный вход становилось все более архаичной, и вот Sony, наконец-то, пустила в массы NetMD-плееры. От предшественников их отличала лишь поддержка стандартного USB-интерфейса и возможность быстро (относительно классических моделей, разумеется — МР3-плееры догнать все равно не удалось) переписывать музыку с компьютера на минидиски. Появись такие плееры в 2000, в крайнем случае — 2001 году, и, возможно, заняли бы они огромный кусок рынка, благодаря дешевым дискам и отработанной технологии. А так момент был упущен: дали подняться на ноги и флэш, и винчестерам, так что увеличения доли рынка не произошло — хорошо хоть с уменьшением хоть что-то сделали. Однако использовать диски для переноса информации по-прежнему было нельзя, да и объем в 140 мегабайт начал становиться архаичным (у винчестеров гигабайты, с флэшом по компактности конкуренция все равно почти невозможна). И вот, наконец-то, в этом году появилась поддержка дисков емкостью 1 Гбайт (которую обещали уже очень давно) и способность к переносу обычных файлов. Не поздно ли? В конце-концов, плееры на базе микровинчестеров имеют даже меньшие размеры, и позволяют вообще не возясь с дисками хранить до 5 Гбайт музыки. Да и Archos XS200 по габаритам сравним с минидисковыми плеерами, а несет на борту 20 Гбайт дисковой памяти. Да и USB 2.0 давно уже активно применяется в винчестерных и части флэшовых моделей, что ускоряет проведение необходимых манипуляций по обновлению музыкальной коллекции, причем ее не требуется постоянно переконвертировать (пусть на лету, но операция сама по себе бесполезная и качества, как минимум, не добавляет). С другой стороны, что, если решение Sony напрямую поддержать МР3 относится не только к плеерам на флэше и HDD, но и к минидискам? Тогда получим мы очередной подвид МР3-плееров, о каком многие мечтали пять лет назад ;) А как сложится его дальнейшая судьба — покажет время.

Окончательные итоги

Кое-какие из глобальных итогов я отметил уже в начале статьи, теперь пора подвести окончательные. Итак, 2004 год войдет в историю, во-первых, тем, что развитие CD-плееров подошло к логическому завершению, попутно прихватив и прогресс на рынке плееров на базе 2.5” HDD. Все, что неспособно поместиться в любой карман и весит более 200 грамм, либо смещается в отдельные ниши (типа мультимедиа-комбайнов), либо становится достоянием истории. Во-вторых, и компактные модели перестали быть простенькими устройствами, способными лишь воспроизводить файлы одного-двух форматов, которые еще и в их память нужно было записывать минуты или десятки минут при помощи специальных программ, отображая служебную информацию светодиодами или при помощи простеньких ЖК-дисплеев. Теперь мы получаем мегабайты в секунду при использовании USB 2.0, OLED или цветные LCD, минимум три или четыре формата аудиокомпрессии, радио и диктофон почти в обязательном порядке, совместимость с драйвером UMS, иногда и дополнительную функциональность, типа отображения текстовых файлов или встроенной фотокамеры. Не все сразу, разумеется, но прогресс в этой области движется очень быстро. Ну а третьим итогом можно считать то, что долгое время бежавшие по параллельной дорожке MD-плееры становятся все более похожими на своих древних антагонистов. Возможно, что в следующем году между ними останется лишь одно различие — тип используемого носителя данных.

 

Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.