Фото iТОГИ 2006


Пролетевший 2006 год оказался очень богатым на новости и события в области цифровой фототехники. Попробуем же вспомнить самые ключевые из них.

Детали описываемых событий можно найти в наших новостях и статьях, перейдя по ссылкам в тексте.

В начале года компания Konica Minolta объявила о своем намерении покинуть фотобизнес. После 31 марта 2006 года все разработки в области фототехники и соответствующие производственные мощности перешли под крыло корпорации Sony. Тогда же представители Sony обнародовали и свои весьма смелые планы: достичь, ни много, ни мало, 20% рынка цифровых SLR-камер, и тем самым составить достойную конкуренцию таким тяжеловесам в отрасли, как Canon и Nikon.

Minolta 7000

История, как известно, повторяется. В 1985 году была выпущена первая коммерчески успешная автофокусная камера Minolta 7000 (справедливости ради напомним, что первая автофокусная серийная камера Pentax ME-F была выпущена 1982 году), известная также как Maxxum 7000 на рынке США и как Alpha 7000 в Японии. Да-да, именно от этой камеры и унаследовала своё имя первая «зеркалка» Sony. И не только имя, но и байонет и, соответственно, оптику.

Не ясно, правда, какие имелись основания на смену названия системы крепления, ведь авторами её были инженеры, работавшие в то время в компании Minolta. А Sony приобрела лишь право «зарабатывать» на эксплуатации данного изобретения, но никак не право присваивать себе его авторство. Впрочем, вся эта занимательная история с самого начала была омрачена широко известным патентным скандалом с Honeywell. И не исключено, что вскоре мы увидим его следующий виток. Ведь повторяется всё — не только названия камер :-)

Sony A-100

Спецификации новой Альфы мы узнали в июне. Тогда же стала известна информация о планируемых к выпуску объективов и аксессуаров, а, главное, прозвучало подтверждение: камера поступит в продажу в начале июля по цене около 1000 долларов.

Как и было обещано, в июле в продаже появилась первая цифровая SLR-камера Sony. На то время это был не просто передовой, а уникальный по совокупности потребительских свойств продукт: 10-мегапиксельная ПЗС-матрица формата APS-C, система стабилизации изображения, система отчистки сенсора от пыли и другие «вкусности» за сравнительно небольшие деньги. (Подробно о Sony A-100 читайте в статье на нашем сайте).

Nikon D80

Позже подтянулись и конкуренты. Первой на вызов Sony ответила компания Nikon, запустив рекламную компанию своей новой камеры сразу же после начала продаж Альфы. И уже в начале августа мир увидел SLR-камеру Nikon D80 во всей красе. И хотя новинка не могла похвастаться новомодными штучками вроде системы стабилизации и отчистки матрицы от пыли, а сенсор в ней был применён тот же, что и в Sony Alpha 100, камера у Nikon вышла более функциональная и изначально позиционировалась несколько выше «зеркалки» Sony. Соответственно выше и цена на неё. (Статья о Nikon D80).

Canon EOS 400D

Август месяц не успел закончиться, как прогремела одна из самых долгожданных премьер года: компания Canon представила наследника наипопулярнейшей бюджетной «зеркалки» EOS 350D — модель EOS 400D. Как и прежде компактная, но уже с 10-мегапиксельным КМОП-сенсором собственного производства, новой системой автофокуса и системой защиты от пыли. Кроме того, цена на Canon EOS 400D была объявлена и вовсе «смешная»: 800 долларов за «тушку» и 900 долларов за комплект со штатным зум-объективом. (Статья о Canon EOS 400D).

В сентябре свою 10-мегапиксельную SLR-камеру представила и компания Pentax. Новинка, получившая индекс K10D, оснащена по последней моде. В наличие и востребованные пользователями системы стабилизации изображения Shake Reduction (SR) и защиты от пыли Dust Removal (DR). Несколько неожиданная и, несомненно, приятная особенность камеры — пылезащищённая и влагостойкая конструкция корпуса, включающая 72 защитных шва и предохранительные защёлки на отсеках карты памяти и батареи.

Решив, во что бы то ни стало, не отставать от «большой четвёрки», представила зеркальную камеру с новым 10-мегапиксельным ПЗС-сенсором и компания Olympus. Именно этой компании, учитывая её приверженность к системе 4/3, тяжелее других принимать участие в «гонке мегапикселей». Но, к сожалению, для большинства покупателей цифровых камер «мегапиксельность» до сих пор является основным критерием выбора. И SLR-камеры здесь не исключение. Новая камера Olympus E-400 радует глаз приятным дизайном в стиле знаменитых плёночных «зеркалок» Olympus. К тому же, E-400 — самая компактная и лёгкая из известных сегодня цифровых SLR-камер.

Но если переход на 10-мегапиксельные светочувствительные датчики в стане бюджетных SLR-камер вполне логичен и обоснован, то повальное применение крошечных, как правило, 1/1,8-дюймовых (7,18×5,32 мм) матриц разрешением 10 Мп в ультракомпактных фотокамерах иначе как «массовым психозом» не назовёшь. Но что поделаешь? Раз массовый покупатель готов платить за мегапиксели, то он их и получает. Практически все вендоры выпустили в 2006 году на рынок хотя бы по одной компактной 10-мегапиксельной камере. Причём, как правило, от своих предшественниц эти аппараты отличались только этими самыми матрицами. Остальные их характеристики и уж тем более объективы не улучшались.

А тем временем число чувствительных элементов на матрице сегодня достигло явно избыточных значений. И, похоже, уже стоит бороться не за увеличение размера отпечатков, сделанных портативными камерами, а за улучшение их качества. Для этого имеет смысл увеличивать «мегапиксельность» разве что ради увеличения числа фильтров, позволяющих правильно оценивать интенсивность излучения во всем видимом диапазоне.

Попытки использовать 4 фильтра уже предпринимались ранее. Например, матрица «просьюмерской» камеры Sony Cybershot DSC-F828 имела красный, зеленый, синий, и изумрудный (emerald) фильтры (изумрудный фильтр пропускает всю коротковолновую часть видимого спектра, включающую синий и зеленый, то есть, с физической точки зрения должен бы называться голубым). А Nikon Coolpix 5700 — голубой, желтый, зеленый и пурпурный. Но, вероятно, этого недостаточно и нужно использовать 5-8 фильтров перед чувствительными элементами. Вполне возможно, что вскоре производители будут вынуждены вернуться к разработкам в этом направлении.

Casio Exilim EX-Z1000

Первыми ещё в январе анонсировали свои компактные «10-мегапиксельники» Vivitar и Skanhex. В апреле о взятии новой «высоты» отрапортовали маркетологи Casio, в мае - Praktica, Samsung и Polaroid, а вслед за ними и HP. В июле Panasonic показала новый «топовый» ультразум Lumix DMC-FZ50 с 10-мегапиксельным сенсором. До конца года 10-мегапиксельные камеры показали и остальные производители (статья о Casio Exilim EX-Z1000).

А производители самих сенсоров в течение года удивляли нас своими новыми рекордами. Год назад мы удивлялись быстро ставшему массовым 6-мегапиксельному 1/2,5-дюймовому ПЗС-сенсору Sony ICX624.

Спустя четыре месяца мы уже читали новость о 8-мегапиксельном КМОП-сенсоре Micron Technology того же физического размера. А в ноябре Sharp скромно объявила о создании 12-мегапиксельной 1/1,7-дюймовой ПЗС-матрицы. Можете не сомневаться, в году наступившем только ленивый не объявит о выпуске 12-мегапиксельной «цифромыльницы».

Panasonic LX2

Кстати, приятно, что однообразие используемых «стандартных» форматов матриц 4:3 и 3:2 снова было «разбавлено» компанией Matsushita. В «продвинутой» ультракомпактной камере Panasonic Lumix DMC-LX2 установлена 1,65-дюймовая 10-мегапиксельная ПЗС-матрица с весьма перспективным соотношением сторон 16:9.

Возвращаясь к зеркальным камерам, хотелось бы отметить ещё несколько новинок и событий 2006 года.

Год назад компания Samsung вывела на рынок «свою» первую SLR-камеру GX-1S, фактически являющейся перелицованной «зеркалкой» Pentax *ist DS2. Это была первая и далеко не последняя SLR-камера, выпущенная под брендом Samsung в ушедшем году. И сотрудничество между Samsung и Pentax продолжается. Как говаривал небезызвестный глава концерна Volkswagen Фердинанд Пих, рыбак, имеющий две удочки, наловит рыбы больше, чем тот, у кого удочка одна.

Но по-настоящему удивила в начале прошлого года компания Olympus, объявив о новой «революционной» SLR-камере EVOLT E-330 с возможностью визирования по экрану. Для реализации этой востребованной многими фотолюбителями функции, разработчикам пришлось применить два светочувствительных сенсора. Основной — так называемый LiveMOS-сенсор формата 4/3 дюйма с разрешением 7,5 Мп, и вспомогательный — 1/2,5-дюймовый 5-Мп ПЗС-сенсор. Вспомогательный сенсор размещён в системе зеркал таким образом, что на него попадает часть света, и изображение постоянно транслируется на ЖК-дисплей.

Подобные приставные устройства на тот момент уже существовали. А вот функция прямого визирования по основной матрице при поднятом зеркале до этого встречалась только в камерах Canon 20Da и Fujifilm FinePix S3 Pro.

Panasonic DMC-L1

Позже на рынок вышли похожие модели Panasonic DMC-L1 и Leica Digilux 3, комплектуемые высококачественными объективами Leica.

Лидеру рынка — компании Canon — революции устраивать ни к чему. Преемница заслуженной SLR-камеры EOS 20D была создана исключительно эволюционным путём. Несмотря на неизменившееся разрешение КМОП-сенсора, новая камера Canon EOS 30D получилась очень сбалансированной и современной. Видимо, её предшественница всё-таки опередила своё время. И основная задача разработчиков новой модели заключалась лишь в том, чтобы не испортить удачную «двадцатку».

Почитатели «зеркалок» Fujifilm дождались замены интересной «полупрофессиональной» SLR-камеры FinePix S3 Pro. За день до открытия выставки Photokina 2006 состоялся анонс её наследницы. Суеверные японцы решили пропустить цифру «4» и дали новинке имя FinePix S5 Pro. Новая камера представляет собой симбиоз удачной «тушки» Nikon D200 с фирменной матрицей Fujifilm SuperCCD SR Pro, славящейся более широким динамическим диапазоном по сравнению с традиционными ПЗС- и КМОП-сенсорами.

Sigma SD14

Не менее долгожданная новинка вышла и у компании Sigma. Как говорится, не прошло и три года, как поклонники «зеркалок» с «трёхслойными» матрицами Foveon увидели замену модели Sigma D10. Правда, увидели пока только на картинках и выставках. В продаже 14-мегапиксельная (3 слоя по 2652×1768 Мп) Sigma SD14 так пока и не появилась.

Кстати, тем же датчиком Foveon X3 Pro 14M размером 20,7×13,8 мм оснащена и вторая новинка компании Sigma — «компактная» камера DP1, адресованная энтузиастам цифровой фотографии.

А в конце года удивила Nikon, анонсировавшая и оперативно выведшая на рынок новую любительскую зеркальную камеру D40. Главная интрига заключается в цене новинки. Камера в комплекте с обновлённым объективом Nikon AF-S DX Zoom Nikkor 18-55 мм ED II предлагается всего за 600 долларов. Весьма заманчивое предложение для фотолюбителей, выбирающих первую «цифрозеркалку», а также для тех, кто при минимальном бюджете желает добиться максимального качества снимков. Только необходимо помнить, что в этой модели производитель решил не использовать автофокусировочный мотор. Поддержка функции автофокуса доступна только при работе с объективами, оснащёнными собственными моторами (AF-S и AF-I). Можно сказать, с выходом Nikon D40 стоимость билета в «зазеркалье» существенно снизилась. Ждём адекватных ответов от конкурентов.

Подобные по техническим характеристикам и габаритным размерам камеры несколькими месяцами ранее выпустила компания Pentax. Речь идёт о 6-мегапиксельных зеркальных камерах K100D и K110D. Причём, «старшая» из них даже оснащена системой стабилизации (SR, Shake Reduction), разработанной специалистами Pentax.

Pentax

Несколько слов хотелось бы сказать и системе 4/3 (Four Thirds System). Многие пророчили ей скорую смерть. Но прошлый год показал, что стандарт 4/3 скорее жив, чем мёртв. Более того, он продолжает развиваться. Правда, уже как закрытый межкорпоративный стандарт.

Как мы и предполагали, «открытость» оказалась крупномасштабным мошенничеством. На сайте four-thirds.org появилась надпись: «Full specifications cannot be provided to individuals or other educational/research entities». А на сайте Красногорского завода им. С.А.Зверева можно прочитать следующий комментарий:

«Система формально считается открытой для присоединения, однако, т.к. ключевые решения запатентованы (см., например, патент США 6.910.814), а никаких технических подробностей реализации не публикуется, поэтому в реальности «Система 4/3» представляет собой закрытый межкорпоративный стандарт. И даже не просто закрытый. Например, даже такая мелочь, как длина рабочего отрезка, судя по всему, является секретной информацией, не подлежащей разглашению (сторонние исследователи указывают размер, примерно равный 38,67 мм). В журналистских описаниях «Системы 4/3» часто указывается, что «любой сторонний разработчик фотокамер или объективов может создавать полностью совместимое оборудование без необходимости лицензионных отчислений авторам стандарта». Это утверждение не совсем соответствует истине: лицензионные отчисления с участников консорциума, возможно, и не берутся, но здесь главное - попасть в круг «избранных», что для «любого стороннего разработчика» весьма проблематично. Например, на просьбу прислать в адрес КМЗ подробности своего «открытого» стандарта фирма Olympus ответила категоричным отказом».

Заметим, что свою первую зеркальную камеру Зенит КМЗ выпустил в 1952 году, а Olympus FTL появился только в 1971 году, легендарный OM1 и того позже — в 1973 году.

Помимо упомянутых выше камер Olympus EVOLT E-330, Olympus E-400, Panasonic DMC-L1 и Leica Digilux 3, появилось и множество новых объективов. А производство матриц этого стандарта помимо компании Eastman Kodak освоила и Matsushita.

Легендарная Leica Camera AG объявила о поддержке стандарта 4/3 и выпустила для начала объектив D Vario-Elmarit 14-50 мм f/2,8-3,5 ASPH. А «народная» Sigma выпустила сразу пять и анонсировала еще четыре объектива для SLR-камер системы 4/3.

Сама же Olympus на Photokina 2006 показала прототип своёго нового флагмана, который готовится для замены родоначальника E-серии и первой камеры системы 4/3 — Olympus E-1.

KODAK EASYSHARE V570

Были в минувшем году интересные новинки и в стане компактных камер. Компания Eastman Kodak удивила «ультракомпактом» EasyShare V570 необычной конструкции, получившей фирменное имя RETINA. Камера имеет два объектива Schneider-KREUZNACH: широкоугольный (фокусное расстояние 23 мм в 35-мм эквиваленте, f/2,8) и 3-кратный зум-объектив (фокусные расстояния 39-117 мм, f/3,9-f/4,4). Соответственно применяются и две отдельные ПЗС-матрицы. Таким образом, при сохранении миниатюрных размеров камеры, обеспечивается 5-кратный оптический зум с очень коротким фокусным расстоянием в широкоугольном режиме, что обеспечивает дополнительные удобства при съемке групповых портретов, архитектуры или панорам. (Cтатья KODAK EASYSHARE V570).

Позже Eastman Kodak выпустила на рынок еще несколько камер подобной конструкции. В том числе и самую компактную фотокамеру с 10-кратным оптическим зумом — модель EasyShare V610. Достигнуто это благодаря тому, что оба её объектива имеют переменное фокусное расстояние: 38-114 мм (в 35-мм эквиваленте) при f/3,9 — f/4,4 и 130 — 380 мм (в 35-мм эквиваленте) при f/4,8. В итоге, пользователю доступен диапазон эквивалентных фокусных расстояний 38-380 мм. При этом габаритные размеры фотокамеры составляют всего 111,0×55,5×23,2 мм. По сравнению с широко известным «ультразумом» Panasonic Lumix DMC-TZ1 толщина корпуса у EasyShare V610 заметно меньше.

Кстати, в камере Kodak EasyShare V610 появилась встроенная поддержка беспроводной технологии Bluetooth, с помощью которой можно передавать фотоснимки на совместимые принтеры и на различные мобильные устройства. Вполне допускаем, что в ближайшее время Bluetooth в «мыльницах» станет обыденным явлением.

В упомянутом «ультразуме» Panasonic Lumix DMC-TZ1 для снижения габаритов применено не менее элегантное решение.

Panasonic Lumix DMC-TZ1

Часть оптической схемы объектива размещена в корпусе самой камеры. В конструкцию добавлена специальная призма. Светочувствительный элемент перенесен в правую часть камеры и развернут на 90° вокруг вертикальной оси. Таким образом, L-образный 10-кратный зум-объектив позволил обеспечить камере весьма «удобные» размеры — 112,0×58,1×40,2 мм. При этом нашлось место и для фирменной системы оптической стабилизации изображения MEGA O.I.S. (Первой цифровой ультракомпактной камерой, имеющей схему с использованием призмы и поворотом оптической оси, ещё 5 лет назад стала Minolta Dimage X. К сожалению, за компактность подобной конструкции приходится платить дополнительными хроматическими аберрациями).

FinePix F30

Известная своими «высокочувствительными» матрицами SuperCCD HR компания Fujifilm вывела на рынок достойного последователя удачнейших моделей FinePix F10/F11. Новая камера FinePix F30 вопреки последним веяниям моды оснащалась, как и её предшественницы, 1/1,7-дюймовой матрицей разрешением 6,3 Мп. Но применяемый в ней сенсор SuperCCD HR уже шестого поколения позволил увеличить доступное пользователям значение эквивалентной чувствительности до ISO 3200. Разумеется, само по себе это значение — чисто маркетинговый ход. Хотя справедливости ради отметим, что остальные значения, включая ISO 800, в той или иной степени пригодны для повседневной бытовой съемки. И уж однозначно уровень шумов на них заметно ниже, чем в камерах-одноклассниках конкурентов.

Можно констатировать факт, что, начиная именно с этой модели, производители фототехники, участвовавшие в «гонке мегапикселей», активно включились и в «гонку значений ISO». Позже, в течение года мы ещё не раз были свидетелями анонсов «мыльниц» с крошечными 1/2,5-дюймовыми матрицами, в спецификациях которых указывались самые немыслимые значения чувствительности — ISO 800, 1000, 1250, 1600… Фактически, цифра это зависела исключительно от «скромности» вендора и мало отражала реальные возможности системы «матрица+процессор».

Хотелось бы обратить внимание ещё на один «трюк» маркетологов. До сих пор далеко не все производители оснащают свои камеры полноценными эффективными (но не дешёвыми) оптическими системами стабилизации, принцип работы которых основан на сдвиге самой матрицы или линз в объективе. Зато все пытаются заработать на востребованной рынком функции. И делается это «относительно честно». На корпусе камеры и в спецификациях гордо указывается наличие системы стабилизации, да не «простой», а «цифровой» или «электронной». На непосвящённого пользователя эти слова воздействуют магически и вводят его в заблуждение. На самом же деле подобная «стабилизация» всего лишь поднимает значение чувствительности при съёмке, что позволяет сократить выдержку и предотвратить «смаз» изображения, но при этом, разумеется, возрастает и уровень шумов. Причём часто до абсолютно неприемлемого уровня.

Canon G7

Но вернёмся к нашим компактным камерам. Слухи о прекращении выпуска фотокамер Canon G-серии оказались сильно преувеличены. В сентябре компания Canon приготовила приятный сюрприз и представила очередную модель этой, можно сказать культовой, серии — PowerShot G7. Новинка получила 10-мегапиксельную ПЗС-матрицу и 6-кратный зум-объектив. Причём, объектив оснащён оптической системой стабилизации изображения. Максимальное значение чувствительности увеличилось до 1600 единиц по ISO. А для выбора значений чувствительности предусмотрен отдельный диск управления. Но многие поклонники серии остались разочарованы отсутствием возможности съёмки в RAW (!) и относительно «тёмным» объективом, особенно, если сравнивать его характеристики с объективами моделей-предшественниц.

Заметно расширился в ушедшем году и выбор оптики. Помимо упомянутых выше новинок для системы 4/3 хотелось бы упомянуть о выпуске новой линейки объективов Carl Zeiss Planar серии ZF, предназначенных для цифровых и пленочных SLR-камер Nikon с байонетом F. Благо, действие патента на байонет давно закончилось, и объективы под байонет F, равно как и наш аналог Н, можно выпускать без «авторских» отчислений. Объективам Планар в прошлом году исполнилось 110 лет. Первый из них по схеме, предложенной Паулем Рудольфом был выпущен фирмой в 1896 году.

Carl Zeiss Planar

А сама Nikon тем временем выводила на рынок новинки, оснащённые «фирменной» системой подавления вибраций второго поколения (VR II).

Компания Tamron выпустила ряд зум-объективов в исполнениях под самые распространённые байонеты. Наибольший интерес у фотографов вызвал «штатник» SP AF17-50 мм F/2,8 XR Di-II LD ASPHERICAL, предназначенный специально для цифровых SLR-камер с матрицами формата APS-C. Светосильный и довольно качественный объектив предлагается за вполне адекватную цену менее 500 долларов. Вторая интересная новинка компании — универсальный 13,9-кратный «ультразум» AF 18-250 мм f/3,5-6,3 Di-II LD Aspherical (IF) Macro. Объектив поражает диапазоном фокусных расстояний, который позволяет фотографу без смены оптики вести съёмку в режиме как «широкоугольника», так и «телезума». Но, разумеется, не стоит ждать от него выдающихся оптических характеристик или красивого рисунка. Просто очередной рекорд.

Компания Canon в прошедшем году представила несколько высококачественных дорогих объективов. Хотелось бы отметить такие интересные модели, как светосильные «портретник» EF 85 мм f/1,2 II USM и «полтинник» EF 50 мм f/1,2L USM. Canon EF 70-200 мм f/4L USM получил новейшую систему стабилизации и превратился в «стабилизированный» Canon EF 70-200 мм f/4L IS.

Для компании Sigma год также был весьма урожайным. Мы увидели множество интересных моделей объективов: светосильные «телезумы» с ультразвуковым HSM-мотором APO 70-200 мм f/2,8 EX DG Macro HSM и APO 50-150 мм f/2,8 EX DC HSM, недорогой «штатник» 17-70 мм f/2,8-4,5 DC MACRO, «рыбий глаз» AF 8 мм f/3,5 EX DG Circular Fisheye, «стабилизированный» универсальный зум-объектив 18-200 мм f/3,5-6,3 DC OS и другие.

Компания Pentax порадовала своих почитателей анонсом (к сожалению, пока только анонсом) сразу трёх зум-объективов, отличающихся постоянной светосилой во всём диапазоне фокусных расстояний и наличием ультразвуковых моторов для обеспечения быстрой, точной и бесшумной автофокусировки.

Leica M8

Не остались обиженными и энтузиасты фотографии, ценящие высококачественную эксклюзивную фототехнику. Новинки были, как говорится, на любой вкус и кошелёк.

Компания Seiko Epson анонсировала обновленную версию своей «дальномерки» Epson R-D1, известной с 2004 года. Новинка получила индекс R-D1s. Легендарная Leica всё-таки показала цифровую дальномерную камеру модели M8.

Seitz 6x17 Digital

А рекорды «мегапиксельности» побили среднеформатная SLR-камера Hasselblad H2D-39 и панорамная камера Seitz 6x17 Digital с цифровым сканирующим задником Seitz D3 digital scan back разрешением 160 (!) мегапикселей!

Важным событием ушедшего года однозначно стала и интереснейшая «юбилейная» выставка Photokina 2006, проходившая в сентябре в немецком Кёльне.

Похоже, минувший год стал последним для «плёночной» техники и вряд ли мы уже увидим новые серьёзные плёночные аппараты. Nikon сообщила, что планирует отказаться от выпуска пленочных камер и объективов к ним. Бесперспективность данного направления признала и компания Canon. В связи с чем было принято решение о сворачивании всех программ по разработке плёночных камер. Извечный спор последних лет «цифра или плёнка» как-то сам собой утих. Многим фотографам буквально приходится переходить на «цифру» и осваивать «фотошоп». А многие уже давно и с удовольствием это сделали, успев оценить все прелести и преимущества современных технологий. Главное не забывать, что снимает всё-таки не камера, а фотограф. И чем сложнее камера, тем больше времени нужно тратить на её изучение. Ведь за деньги мы покупаем не знания, а необходимость долго учиться, чтобы оправдать сделанные в камеру вложения :)






Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.