Обзор Dungeon Keeper 2 — или как убить хорошую франшизу

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Сегодня я хотел бы рассмотреть одну старую, но весьма неплохую игру. А так же на ее примере показать, на какие деструктивные методы готовы пойти эффективные менеджеры в крупных корпорациях ради своих амбиций. Это история того как черное попытались обелить, и что из этого вышло. История о Dungeon Keeper 2.

Dungeon Keeper 2

Вы любите темное фэнтази? Ой да хорош стесняться, тут все свои! Признайтесь, хотя бы ради себя, что любите вы темное фэнтази. Все его любят. Даже те, кто вырос и обожает истории о том, «как космические корабли бороздят Большой театр», нет да нет, а наслаждаются выдуманными мирами, населенными темными эльфами, мрачными варварами, злобными колдунами некрофильской наклонности, жуткими порождениями различных планов бытия и такой густой серой моралью, что ее можно кусками резать и продавать по кило за рубль.

И Dungeons & Dragons — это то самое темное фэнтази. Концепция у игр и историй этой вселенной простая, как два динара: группа героев спускается в подземный мир, населенный жуткими обитателями, и похищает какие-то сокровища и древние артефакты, по пути кромсая и калеча этих самых обитателей. Герои, чего с них взять! Им не понятно, что раз древний артефакт сокрыт глубоко в подземелье, то это не просто так. Явно есть какая-то причина. Ну, а поиск сокровищ — это по сути банальный грабеж. Статья 161 УК РФ, если что. От 4 до 12 лет в зависимости от тяжести совершенного проступка. Но это же герои! Им вина, что гусю вода.

Кратко про знакомство с серией Dungeon Keeper

И вот такая несправедливость существовала довольно долго. Нет, нам иногда давали истории про другую сторону этого конфликта интересов, но часто это были камерные сюжеты, и нам не демонстрировали всю картину в целом. Возможно я ошибаюсь, но до выхода в 1997 году Dungeon Keeper никто не показывал ту самую темную изнанку лора D&D. В Хранителе подземелья нам была уготовлена роль небольшого подземного божества, которое должно рьяно охранять свои земли от посягательств тех самых типа светлых героев, алчущих наложить лапы на наши сокровища. А так же постепенно захватить местные королевства, что бы раз и навсегда решить геройский вопрос.

Если ранее мы играли за партию героев-оборванцев, издевающихся над бедными гоблинами и гоняющихся за бехолдерами, как будто бы тем и так проблем мало. То теперь мы наоборот должны взять на себя задачу по созданию настолько запутанных лабиринтов с опасными ловушками и натренированными монстрами, что бы ни одна геройская падла не смогла выползти из подземки хотя бы ни обеспеченной по полной программе.

И эта концепция оказалась весьма интересной и крайне затягивающей. Мы столько раз грабили бедных жителей подземелий, что просто обязаны искупить свою вину создав действительно огромную и непобедимую подземную империю. Настоящую ось зла, на которую будут равняться все темные владыки и повелители злых сил.

В Dungeon Keeper была отпадная атмосфера того самого темного фэнтази. Мрачные коридоры подземелий, жуткие монстры-мионы, карикатурная жестокость и смачный черный юмор. Игра каждым своим кусочком от графики до музыкального сопровождения кричала: «Быть плохим — это круто!»

Хотя казалось бы — простые ж механики. Тупо копаешь новые проходы, строишь комнаты и спускаешь ораву разъяренных тварей на очередную партию отпетых героев, разной степени паршивости (по степени сложности от 1 до 10). Но как гениально это было обставлено.

Хотя надо признать, в 1997 году, еще до упоминания об игре в известной передаче «От винта», нам на руки попал диск с этой игрой. И мы по первому знакомству не поняли ни фига. Господи, какие же мы были тупые в детстве! Ха, как будто бы сейчас мы умнее стали. Но суть не в этом. Стоило нам разобраться в несложных игровых механиках, как Хранитель подземелья надолго поселился на нашем домашнем компьютере. И часто к нам заходили и играли остальные члены нашей шайки «малолетних дебилов», как говорит один известный в узких кругах интернет-деятель. Да я до сих пор нет да нет, а запускаю первый DK что бы навалять люлей этим рыцарям и волшебникам. В то время как игры по прямому лору D&D я забросил давным-давно. Скучно и однообразно.

Акулы капитализма и их жертвы

Разработчики под нехитрым названием Bullfrog, под руководством того самого Питера Молиньё, создали один из эталонов жанра стратегий с непрямым управлением. Пусть Питер и считается сегодня больше треплом в игрострое, чем настоящим разработчиком видеоигр, но не признавать его заслуг, как и заслуг его коллег по цеху, нельзя. В лоне Bullfrog создавали самые крутые симуляторы, игрой в которые люди наслаждаются до сих пор.

Но вот есть такая у капитализма проблема, а точнее одна из самых важных проблем — корпоративное стремление поглотить все, что можно. Что бы всеми правами и брендами владеть и от количества злата постепенно сходить с ума. И одной из таких крупных корпораций была и есть Electronic Arts (да погрязнут в долгах их держатели акций, и да прибудут у них постоянные финансовые проблемы). Получилось так, что EA буквально сжирала целые известные серии. Не для того, что бы под своим крылом их развивать, как это было например у Microsoft или даже Activision, а для того, что бы тупо превратить хорошую франшизу в… коричневую субстанцию. EA — этакий царь Мидас, только превращающий все не в золото, а в пирит.

Серию Dungeon Keeper эта «корпоративная стратегия» так же не обошла стороной. К сожалению, или скорее к счастью, я не служу корпоративным интересам EA. Но я сам неоднократно работал в крупных и теперь так же работаю в не самой мелкой компании и такое понятие как «эффективный менеджер» мне известно и хорошо знакомо. Причем на собственном горьком опыте. Если кто-то думает, что «эффективный менеджер» — это про деньги, то должен вас расстроить. Это совершенно не так. Эффективный менеджер — это не про получение какой-то прибыли, это больше про то, как человек совершенно не разбирающийся в концепции каких-либо продуктов старается их продвигать теми способами, которые считает правильными. Причем не просто продвигать, а тупо отстаивать свою точку зрения, даже если на нее сыпется огромный ворох претензий. И эта точка зрения не верная по своей сути. Но для эффективного менеджера важно свое я, важно показать что он что-то решает в корпоративной среде, что он — самая главная шестеренка в этом клубке жаб с гадюками. Ни одна серия хороших игр скатилась из-за такого подхода. Да назревающий в близлежащее время новый игровой кризис — это следствие того, как непонимающие в игровой сфере люди, упираясь своими бараньими рогами, отстаивают свои неверную в корне точку зрения. Просто тупо потому, что не умеют признавать свою неправоту. Все дело в воспитании, а не в деньгах.

И эти самые люди, не вкуривающие в лор, взяли наше любимое темное фэнтази и… покрасили его белой краской. Тупо для того, что бы снизить возрастные рейтинги. И в итоге у них получился — Dungeon Keeper 2.

Не поймите меня неправильно, Dungeon Keeper 2 — не плохая игра. Наоборот, она даже местами замечательная. В ней даже есть несколько весьма интересных игровых механик. И о них я тоже расскажу, но чуть ниже. Но есть несколько пунктов, которые ломают игровую вселенную Хранителя подземелья.

Как эффективно сломать игру

И первый из них — атмосфера. Если первый Dungeon Keeper — это мрачное и жестокое подземелье, в котором свет — явление редкое, а жизнь каждого зависит от прихоти маленького подземного божка. То вот вторая часть игры — это яркое и веселенькое приключение не самых плохих ребят, которые просто хотят казаться «плохими парнями», а на деле переводят старушек через улицу, снимают котят с деревьев и раздают бесплатные конфеты по праздникам, вместо битого стекла и ржавых лезвий в красивой обертке. Жестокость и мрачность — это не про DK2. Тут нет места жестокости и мрачности, нет места черному юмору и издевкам. Максимум тут есть — вас просто превратят в цыпленка. И то лишь в веселом красочном ролике между уровнями.

Где кровища! Кровища где, я вас спрашиваю? Где жуткие крики попавших в очередную смертельную ловушку героев? Где адские извращенные пытки в комнате собственно пыток? Где звуки капающей воды и зловещая тишина в темных лабиринтах? Где страшные последствия жестоких битв сил добра и зла? Где вот это все? Это и есть атмосфера. Это — темное фэнтази, черт возьми, а не какой-то там детский утренник в дошкольном учреждении под крылом страшного КГБ! Убрав атмосферу EA совершили страшное преступление, караться которое должно так же, как выше указанная статья. Нельзя просто так взять и изъять большую часть того, что делало игру «той самой игрой» и потом делать вид, что так быть и должно. Нет, не должно!

Но им даже этого мало. Менеджеры EA видимо считают, что компьютерные игры — это детское развлечение. А значит из игр нужно удалять как можно больше противоречивого контента. Делать игры стерильными, без изюминки. Spore, C&C, Medal of Honor, Syndicat и вот Dungeon Keeper. Оттуда кривым скальпелем буквально вырезали все, что хоть как-то могло повредить детскую психику. Например, в DK2 со временем убрали анимацию демониц-махохисток, которая проигрывалась в камере пыток. Когда эти девицы в латексе «наслаждались» пыточными устройствами или проводили разъяснительные работы с «счастливчиками», попавшими в эту самую комнату. Это просто убрали в последних патчах для игры.

Информация не по игре, но показывающая, что жесть на экране не делает людей зверьми.
Что-что, я слышу голоса из зала «Детям такое нельзя показывать»!? А вы уверены, вы точно уверены, что нельзя? А может быть все-таки не надо решать за всех, ага. Простите мне маленькое отхождение от темы, но я хочу рассказать, как я пришел к жестким пацифистским идеям. Что бы было понятно, почему я против такого рода правок в компьютерных играх. Дело в том, что мои родители и родственники часто водили меня по всяческим музеям, театрам и т. п. В том числе и в музей, тогда еще, Советской армии. И был там небольшой такой закуток, неприметный. С иллюстрациями, фотографиями и документами из нацистских концлагерей, военных госпиталей и жутких полей битв. Меня маленького особенно впечатлило две вещи: выставленная на обозрение срезанная кожа с руки человека и фотография бойца красной армии с застрявшей в ребрах минометной миной среднего калибра. А еще я по телевизору смотрел такие замечательные произведения, как «Иди и смотри» и «Апокалипсис сегодня». Эпизод с ушами до сих пор у меня перед глазами стоит… бррр… А еще я частенько смотрел на картины Верещагина выставленные в Третьяковской галерее. Если что я даже в первый класс не ходил тогда. И с тех пор я считаю убийство людей — самым мерзким проявлением зверской человеческой натуры. Особенно, когда к этому принуждают всяческие разные. Теперь-то и тот зал уже в музее Российской армии выделен в отдельный блок, через который детишек водят с закрытыми глазами. И кино стало вылизанное до тошноты, а страшные фильмы, показывающие мир без прикрас, убрали из эфира. Хотя сам мир не изменился, просто всю черноту и его мрачность пытаются скрыть плохо склеенной фанеркой, разрисованной нелепыми безвкусными цветочками.

Но я чего-то увлекся. В общем убрав ту самую атмосферу игру испортили. И ведь сначала то, если судить по некоторым артам и информации просочившемся в сеть, Dungeon Keeper 2 должен был быть таким же мрачным и атмосферным продолжением, как и первая игра. Но пришли эффективные менеджеры со своим «В это же будут играть дети!» и все попортили. А остановить их было уже не кому — Питер Молиньё и некоторые другие ключевые сотрудники Bullfrog покинули студию. А зачем и сама студия была уничтожена корпоратами. Не потому что неэффективные разработчики не могут создать хорошие проекты, а тупо просто от алчности. Зачем платить много денег талантливым людям, когда можно за чашку риса нанять каких-нибудь азиатов, что бы те делали на основе известных франшиз мобильные донатные помойки. Это все, что вам нужно знать про корпоративную этику и «справедливый капитализм». Такая же безвкусная фанера, собранная на клее из соплей.

А знаете что обиднее всего? Атмосфера веселого праздника — это по сути одна из двух основных проблем DK2. Сделать чуть темнее текстуры, убрать факела через каждую игровую клетку, добавить мрачности и кровавости, вернуть неоднозначные анимации и игра станет таким же шедевром, как и первая часть. За исключением маленького нюанса.

Графика. Черт возьми эту графику. Я понимаю, что модно тогда было делать все в трехмерном пространстве. Надо было идти в ногу со временем и все такое. Но выглядит это просто ужасно. Плоские банальные спрайты до сих пор выглядят нормально. Да они плоски и банальные, но зато на них можно разглядеть детали. А тут что — три с половиной полигона и натянутая сова поверх них. Жутковатое зрелище. И еще жутко, когда камера нарочно старается показать все как можно близко. HD переиздание не помешало бы игре.

А еще кривые модельки персонажей частенько любят застревать в полигональной сетке. И вот ты спустил армию отборных скелетов на очередной аванпост сил добра… а скелеты тупо стоят на месте и ловят своими гнилыми ребрами стрелы и фаерболы противника, разлетаясь костьми в пыль. А ты сидишь такой, рукой лицо прикрываешь и проклинаешь всех программистов горе оптимизаторов, которые берутся делать то, к чему ни железо, ни софт не предназначены. Вот исправить бы эту проблему в переиздании.

Где ремастер, EA?

Кстати вот о переиздании. Если для первой части фанатское сообщество выпустило KeeperFX, который позволяет насладиться отличной игрой на современных машинах, правит баги и добавляет кучу новых возможностей, в том числе и создавать собственные модификации. То второй части так не повезло. Причем так сильно не повезло, что даже нормальный патч для широкоформатных мониторов не смогли создать до сих пор. А все попытки отредактировать нужные строчки в реестре приведут к тому, что весь внутриигровой текст станет нечитабельным, либо вообще исчезнет. Игра тупо закодированна под разрешение 4:3 и никак ты ее не отучишь.

И вот казалось бы, EA снизошла до простых пользователей и с помощью азиатской студии Lemon Sky выпустила ремастер первых двух игр серии Command & Conquer. Ремастер не без проблем и косяков, но вполне играбельный. Что же мешает поступить так же с серией Dungeon Keeper? Да просто овчинка выделки не стоит. Фанатов DK во много раз меньше, чем фанатов C&C. Особенно на азиатском рынке. А на азиатском рынке и донатная помойка по франшизе приносит прибыль, так зачем же тратить даже копеечку для того, что бы ремастировать старую серию. Пусть вон специалисты из Good Old Games возятся с кодом и хоть как-то пытаются подружить старую игру с новым компьютерным железом. За что им, кстати, огромное спасибо.

Маленькое уточнение по запуску игры на современных системах.
Еще небольшое отступление, но уже по теме. Игру на самом деле можно запустить и без gog-патча. Но для запуска придется воспользоваться «программным костылем» в виде установки glide-эмулятора dgVoodoo. Достаточно только будет установить эмулятор в корень с установленной игрой и переместить файлы из папки MS\x86 в каталог игры. Далее можно попробовать настроить параметры эмулятора под свое железо и игра тогда, скорее всего, запустить без особых проблем. Может быть даже на весь экран, без черных полос по краям, правда с растянутым изображением. Но стабильность работы программы я, к сожалению, не гарантирую.

Нельзя не отметить, что фанаты — люди весьма упертые. И в какой-то момент, как собственно часто происходит, группе энтузиастов пришла в голову мысль: «А давайте перенесем игру на новый движок?» Мысль хорошая, я бы даже сказал весьма прогрессивная. Работа по проекту шла медленно, чем страдают все любительские проекты, по понятным причинам. И вот все было бы круто, если бы не вмешательство EA. Корпораты, как собаки на сене, вцепились в права на «интеллектуальную собственность», к которой сами то они ни мизинца левой ноги не приложили, а «наша собственность». И пришлось бы фанатам сворачивать деятельность, если бы среди них не оказалось толковых людей. Которые подсказали, что раз нельзя делать Dungeon Keeper, то можно сделать игру похожую на DK. В итоге через некоторое время появился на свет идейный продолжатель серии, с крайне неудачным, на мой взгляд названием — War for the Overworld. Крайне неудачное название. Хотя сама игра весьма хорошая, впитавшая в себя мрачную атмосферу первой части и игровые механики из второго Хранителя. Вот только нет там всем знакомых существ, а только их выдуманные аналоги. И если герои — они герои и есть, как ты их не называй, то с нашими миньонами все не так просто. Ну какой же Хранитель подземелья без жирных демонов, садисток демониц и маскота — совершенно отмороженного рогатого дьявола? А тут еще не самый удачный движок, глючный и прожорливый. И, как бы натянуто это не звучало, вина снова на EA — если бы не жадность, то вышло бы отличное продолжение Dungeon Keeper. Но об этой интересной игре расскажу как-нибудь в другой раз.

Лучшее из Dungeon Keeper 2

И вот теперь настала пора рассказать, что же было в Dungeon Keeper 2 такого хорошего. А там есть много чего.

Если в первой игре были комнаты, ловушки и существа, которые были бесполезны по своей сути, то во второй части все комнаты, ловушки и существа полезны по своему. Разве что за исключением рычага активатора ловушек. В нем смысла — как в корзинке с гнилыми бананами. Ловушки поставленные в правильном порядке способны сильно проредить вражеский патруль. И вам лишь останется добить выживших используя навыки существ, запуская вперед закованных в броню черных рыцарей, которых поддерживают за спинами стрелки и маги-чернокнижники. Никакой тебе свалки, в которой гибнут и свои и чужие. Все по законам стратегии боя, описанным великим Сунь-цзы.

К дизайну и свойствам комнат подошли с большим умом. Тут есть все нужное для самых изысканных темных слуг. И более продуманные посты обороны. И комнаты для удовлетворения своих темных желаний: казино и колизей — яма для проведения смертельных боев. Библиотека теперь не только содержит в себе изученные заклинания и собранные в подземелье секретные коробки, но так же позволяет улучшить заклинания, увеличивая эффективность последних.

Сами заклинания так же преобразились. Теперь на их использование тратится мана, а не деньги. Что не только логично, но и позволяет проводить манипуляции с преобразованием маны в деньги и денег в ману, в лучших традициях прожженных биржевых маклеров. Таким образом игрок имеет шансы на успех даже если его казна напоминает государственный бюджет Гамбии. Хотя вот с молнией перемудрили: она теперь бьет только на своей территории и только по определенной цели. И мощность выбирать нельзя. Так же жаль что некоторые заклинания из первой части не перенесли. Та же болезнь например была весьма чумовым средством против сильной вражеской армии. А превращение в цыпу позволяло какому-нибудь слабому троллю употребить в пищу рыцаря десятого уровня. Оставив это только в дурашливых заставках.

Зато имы, эти безвольные трудяги, которые гибнут пачками под стрелами лучников и ударами секир гномов, которых злобный хранитель в качестве издевательства зашлепывал насмерть, получили главную обновку — возможность расти в опыте просто работая. Представьте себе, они работают и получают за свою работу опыт. Это ж гениально! Кроме того, нельзя пленять рабочих, что в первой части могло привести к тому, что игрок или вражеский хранитель оставался бы без рабочих вообще. И нельзя использовать импов как «сырье» для создания непобедимой армии вампиров. Рабочие просто работают и в этом их главная ценность в этой игре.

Так же претерпел изменения главный маскот серии — рогатый дьявол. Подземный жнец кровавой жатвы. Отмороженный садист и самый бесполезный слуга первой части. От слабого таракана и то больше пользы было, чем от этого поехавшего, готового взбеситься тупо по любому поводу. При этом гибнущего в схватке с врагами на раз два и не разбирающему ни своих ни чужих. В Хранителе подземелья 2 Рогатый жнец стал вызываться особенным заклятьем во время прохождения компании. И его мощь настолько велика, что выступив в одиночку против целой армии врагов он оставит после себя кучу трупов для вскормленния вампирского отродья и еще половину героев, которым срочно потребуется сменить подштанники. Если они у них конечно есть. А уж охрану императора состоящую из каменных рыцарей только Рогатый жнец и может победить.

Печальные выводы

Замечательные игровые механики, позволяющие проходить миссии по-разному. Что собственно от хорошей стратегии и требуется. Если бы не испорченная атмосфера, то мы бы получили идеальный сиквел отличной игры. Но, к сожалению, нет в мире ничего идеального. Даже мрачное темное фэнтази стало каким-то теперь цветастым и беззубым. Ни тебе черного юмора, ни тебе серой морали. Лишь редкие выскочки, типа всем известных бельгийцев, еще как-то радуют ценителей этого странного, но притягательного мира. Мира окровавленного меча и сомнительного качества магии.

Питер же Моленьё неоднократно заявлял, что готов принести в этот грешный мир новую, теперь уже третью, часть великой серии Dungeon Keeper. Но к сожалению, Питер уже стал тем, кем его считают сегодня, и дальше разговоров дело не идет. Возможно, что оно и к лучшему.

СтратегияPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

11 комментариев

Лучше звоните Солу
В первый не играл, а диск со вторым купил только из-за красивой картинки, не зная что за игра внутри. Поэтому сильно разочаровался, когда вместо трёхмерного фэнтези увидел непонятную «шахматную» доску. Удалил игру нафиг и забыл про неё наверное на год. Но потом, когда играть было совсем не во что, всё таки попробовал. Залип надолго. Проходил потом много раз, у игры невероятная реиграбельность. И шикарные мультфильмы в заставках )
Жаль, что так и не сделали прдолжение. Эти китайские анимэ подделки в Стиме и рядом не стояли с DK2.
Как то пробовал запустить и первый, но поблевал от графики и удалил. Также в первой, в отличие от второй, небыло русской озвучки и перевода вообще.
11615490@vkontakte
Есть же фанатский проект Dungeon Keeper FX, где присутствует пиратский перевод и озвучка из оригинального DK (а самих переводов в сети порядка пяти), а игра нормально запускается на современных машинах. А про графику это вы зря, учитывая что это игра 1997 года. «Поблевал от графики».?‍♂️Вы родились в 99м?? Я уже не говорю про атмосферу, которая в первой части выше на две головы. Кстати во DK2 тоже не было официального перевода и озвучки.
Лучше звоните Солу
Ну вот пишу как есть, после второй играть в первую мне было неинтересно. А графика первой игры, по сравнению со второй, просто ужаснула.
102655002127258554820@google
Потому что она примитивнее?
Лучше звоните Солу
В том числе. Сейчас уже не смогу сказать, точно, что именно не понравилось, потому что даже от второй, которую прошёл тогда несколько раз, в памяти остались только какие то старые обрывки впечатлений )
Вот сейчас уже не помню, когда запускал первую. Возможно даже только тогда, когда она появилась в Ориджине, а значит запускалась точно на ЖК мониторе, может быть в этом всё дело. В старые игры, играть на ЖК мониторах нельзя )
Pedestrian
Не играл ни в первую, ни во вторую, но почитать было интересно.
C
В первую играл на выходе, вторую недавно прошёл. Вторая тож отличная, но первая лучше — факт. Одно только разное зрение у разных существ в первой части чего стоит.
102840841613428081908@google
А каким образом цензура на жестокость связана с капитализмом? В социалистическом СССР цензуры было между прочим гораздо больше и не только по поводу жестокости. Поинтересуйтесь с каким трудом у нас публиковался «Властелин Колец». И в современной России цензура к слову СТРОЖЕ чем в «корпоративной» Америке. Все познается в сравнении знаете-ли.
То что в 90х было больше свободы это факт и это связано как раз с тогдашним ПРАВЫМ поворотом — меньше государства, меньше регулирования. А потом маятник качнулся в обратную сторону и гайки стали закручиваться. Но виноваты в этом не капиталисты. Источник цензуры — государство и обеспокоенная общественность. Претензии переадресуйте им.
102655002127258554820@google
Либертарианцы? Идите либертарианствуйте куда подальше отсюдава. Тут нормальные все люди собрались. :)
Кровушку из игры убрали, что бы попасть под рейтинги правоверные, позволяющие втюхать игрушку большему количеству игорьков.
Почитайте что ЕА, будь они трижды прокляты, сделали с «симулятором жизни» The Spore. Игра должна была быть про настоящую эволюцию со всеми вытекающими (жестокость, акты размножения, борьба за выживание и все такое прочее, чем знаменита третья планета от Солнца), а сделали из нее красивую игрушку для детей.
И при чем тут государство? Я вообще где-то про государство писал. Анархист я и не люблю все эти государственные и монополизационные строи побольше либертарианцев всяческих. :)
Тут цензура частная. Или частная цензура — это можно? Двойные стандарты, да?
Вот такие комментарии, вообще не к месту (ладно бы об игре было) — вторая причина почему я больше ничего не пишу.
102840841613428081908@google
Да, формально частная, но тем не менее она «волшебным» образом колеблется вместе с усилением государства. Даже можно проследить это по президентам — при левом Рузвельте закручивание гаек, при Рейгане ослабление. При Клинтоне временное ужесточение, при Буше Мл. снова послабление и тд. Впрочем это и правда оффтоп, просто на этом портале слишком уж часто делятся своим мнением об (около)политике, так что я тоже немного поделится решил.
По теме — первая часть сделана более живой и обьективно качественнее, и пиксельная графика действительно приятней для глаз, но когда я играл в нее меня оттолкнул «реактивный» темп когда монстры носились как угарелые. Особенно остро это чувствовалось когда твои монстры начали между собой драться — не успел понять где эта драка случилась а уже труп на земле. Во вторую часть в детстве играл с удовольствием но сейчас уже не могу — слишком нещадно состарилась игра.
102655002127258554820@google
Как раз микроменеджмент был в первой части лучше из-за того, что требовалось на ограниченном пространстве отстроить так свою подземку, что бы твари ее населяющие, друг с другом не пересекались. Это как раз и напоминает политические игры. :)
При Буше, после 911, гайки как раз стали закручивать сильнее всего. Особенно в «свободных» штатах. PRISM и прочие программы тогда и запустили силовики.
И да, Рейган — фиговый президент, потому что просто актеришка, которого к власти привели. А Рузвельт — отличный политик, выведший страну из кризиса, в который загнали как раз частные собственники своим перепроизводством и не умением работать сообща. :)

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Эти китайские часы получили «Оскар». Обзор CIGA Design: чем они впечатлили Швейцарию?

Модель Blue Planet от китайской компании CIGA Design действительно наделала много шума и уже несколько лет является хитом компании, многократно переизданным в разных цветах и корпусах. И понять это...

Что будет, если растают все ледники? Последствия и прогнозы

Представьте себе мир, где крупнейшие мегаполисы мира уподобились легендарной Атлантиде, скрывшись под толщей воды. Где привычная карта мира стала всего лишь историческим артефактом, ведь очертания...

Правильное время для полива огорода: как избежать потери урожая

Полив огорода — это искусство, требующее не только усердия, но и точности. Даже заядлые садоводы и огородники могут совершать ошибки, результатом которых становится не только гибель...

Почему телевизоры настолько подешевели

Помните те времена, когда покупка нового телевизора была чем-то особенным? Когда приобретение плазменной панели с поддержкой HD считалось роскошью, на которую многие выкладывали немалые деньги...

Почему в пассажирских самолётах не предусмотрены парашюты?

Современная статистика говорит о том, что самолеты — это самый безопасный из современных видов транспорта, и шанс погибнуть в авиакатастрофе гораздо ниже, чем в наземном ДТП. В...

Как правильно носить сумку, чтобы избежать проблем со здоровьем ?

Вы задумывались о том, как правильно носить сумку? Сумки уже давно перестали быть просто аксессуаром и стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Мы набиваем их самыми разными...