Улучшаем звук в играх и возвращаем EAX

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Гайд | Компьютерные и мобильные игры

Если вам кажется, что звук в современных видеоиграх ужасен и сильно отличается от того, который вы когда-то слышали во времена Windows XP, то, возможно, вам вовсе не кажется и синдром утёнка здесь ни причём. В этом материале мы постараемся разобраться, куда пропал один из важнейших аспектов влияющих на погружение, а также постараемся исправить всё то, что компания Microsoft успела натворить в плане ухудшения звука за 15 лет.

Внимание!

Гайд рассчитан на уверенного пользователя и автор не несёт никакой ответственности, если вы что-то сломаете. Все выполняемые действия лишь на вашей совести.

В чём проблема современного звука

Когда-то звук был одним из важнейших аспектов, влияющих на погружение в играх, но современные способы вывод звука сильно отличаются от того, что когда-то считалось незыблемой нормой. Если во времена Windows XP звуковой поток передавался напрямую к аппаратной части через интерфейсы с низкой задержкой, то начиная с Windows Vista ситуация приняла печальный оборот и качество звуковых эффектов начало отходить на второй план. Компания Microsoft, под предлогом обеспечения лучшей совместимости и удешевления консолей, переработала привычную схему вывода звука и добавила весьма длинную цепочку программных вмешательств.

Такие изменения в звуковой подсистеме небыли вынужденными, ибо проблемы с микшером или принудительным изменением всего до 48 кГц не были критичными и спокойно исправлялись в пару кликов пользователем или производителями звуковых карт. Все изменения были лишь желанием Microsoft, которое привело к потерям многих звуковых эффектов (EAX), задержкам, искажениям и смерти рынка игровых звуковых карт. Мы получили реальность, где разработчики просто забили на качественный хардварный звук и переложили всю обработку на программную часть ресурсами процессора, превратив звук в плоское подобие прекрасного, а также лишив множество игр былого шарма.

Что мы потеряли

Одной из важнейших потерь, о которой всё ещё плачут геймеры за 30, является технология EAX. Чтобы не быть многословным и не грузить вас лишней информацией, здесь стоит лишь отметить, что технология EAX работала по принципу современного Ray tracing, но только в плане звука. Каждый звук мог отражаться от объекта окружающего мира и звучать исходя из размера помещения, способности материала передавать и поглощать звук, удалённости объекта и т.п.

Пример работы технологии EAX

EAX использовался во многих популярных видеоиграх — это Half-life, Counter-StrikeGrand Theft Auto San AndreasGrand Theft Auto IVS.T.A.L.K.E.R.Doom 3 и т.п. Список игр с поддержкой технологии можно найти здесь.

Хотя сжатие ютуба и влияет на качество передачи, но разницу можно отчётливо уловить, особенно это становится заметно в Doom 3 и Halo: Combat Evolved в определении источников звука.

Как исправить звук в Windows

Существует множество способов исправить ошибки Microsoft и пустить звук напрямую к оборудованию в обход программного вмешательства Windows, но универсальным средством являются только утилиты Alchemy и ASIOALL.

ALchemy Universall — это приложение для восстановления функциональности DirectSound 3D (EAX) на картах от Creative, но в последующем модифицированное для работы с любыми звуковыми картами. Программа работает по принципу ретранслятора, минуя вмешательства со стороны Windows и переводя запросы в OpenAL напрямую.

В основном ALchemy необходим для старых игрушек, но я советую включать приложение для всех игр, ибо если игра даже не поддерживает EAX, то вы всё равно заметите некоторое улучшение играх при использовании ALchemy.
Возможно, лучше всего добавить все игры в ALchemy; если вы не заметите никаких преимуществ или испытываете отрицательные эффекты от использования ALchemy, то просто удалите игру из программы.

  1. Установить ALchemy и OpenAL
  2. Открываем ALchemy и нажимаем на кнопку Add
  3. Указываем путь до вашего исполняемого файла
  4. Нажимаем окей и переносим с помощью стрелок добавленный exe на правую сторону
  5. EAX активирован.

Скачать OpenAL
Скачать Alchemy Universall

Многие встроенные звуковые чипы имеет поддержку технологии Asio, но умышленно или в силу иных причин не задействуют её в своих драйверах. Бесплатная утилита ASIOALL призвана исправить эту проблему. 

ASIOALL — это универсальный драйвер разработанный музыкантами для уменьшения задержки ввода и вывода при игре на гитаре. Если вы хотите быть быстрее всех в соревновательных игрушках или вы замечаете, что звук иногда опаздывает за мимикой рта персонажа в игре, то ASIOALL вам просто необходим.

Панель настроек 2.13, с версии 2.15 её нет.
  1. Установить ASIOALL
  2. Запустить a4apanel.exe
  3. Сместить ползунки как на скриншоте.

Cкачать ASIOALL_RU

В основном достаточно ALchemy для возвращения качественно звука, но если вас интересуют только задержки ввода и вывода, то достаточно использовать ASIOALL.

Есть ли смысл в EAX сейчас

Несмотря на появление новейших технологий объёмного звучания и 7.1 канального звука, смысл в EAX ещё остаётся, ибо многие проекты, благодаря своим звуковым движкам, имеют скрытую поддержку технологии и только ждут пока вы её активируете. Возможность же современных встроенных кодеков поддерживать-эмулировать версии EAX, позволяет без каких-либо затрат окунуться в настоящее объёмное звучание и обеспечить незабываемый эффект присутствия. Посмотреть список игр по звуковым движкам на наличие скрытой технологии можно здесь.

Выводы

Конечно, обидно, что что-то настолько хорошее, по прихоти IT-гиганта, так бесславно волочит своё существование, но пока остаётся возможность активации настоящего хардварного звука без программных вмешательств и разработчики продолжают использовать EAX в новых проект (Killing Floor 2 [2017]), то надежда,  о возвращении хорошего звука продолжит жить.

PCДругой
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Сисадмин и любитель эльфиек.

98 комментариев

87638502@vkontakte
Зеркала, если ссылки не работают.
Alchemy Universall
https://disk.yandex.ru/d/qUjfTu0jqelqRA
ASIOALL_RU
https://disk.yandex.ru/d/Zn_lWFpslGM8TA
370582630@vkontakte
Наконец-то я смогу слушать шипение своих наушников в 3D!
87638502@vkontakte
Это не так работает…
370582630@vkontakte
Конечно не так, у меня ведь один наушник не работает…
s
Имеет ли смысл заморачиваться на встроенных звуковухах? Или от этого не зависит?
87638502@vkontakte
Я же вроде и писал, что смысл в этом есть. Современные чипы в материнских платах имеют поддержку технологии EAX.
Обычно это 2.0 EAX.
s
наверно пропустил. Спасибо, попробую.
Просто смутил твой комментарий:
«Забыл добавить, что смысла во внутренних звуковых картах уже не осталось, ибо только наводки ловить от компонентов пк, а вот покупать внешние карты и перекидывать туда EAX всё ещё имеет смысл.», — но вроде понял, что внутренние и встроенные это немного разные вещи.
101266250704633834386@google
https://drive.google.com/file/d/1LtzodvNep9Vb5bx7NcLCUNm7_w5JT8Q2 не дает качать
Поделитесь Alchemy Universall
mim
Подтверждаю.
Пишет: Нет доступа
370582630@vkontakte
.
mim
2008 год. Старое, хорошо проверенное ПО :)
На той же PCgamingWIKI есть еще Creative ALchemy от 2017, кажется, года. Я так понимаю, что он заточен только под звуковухи от Creative?
370582630@vkontakte
2008 год. Старое, хорошо проверенное ПО :)
На той же PCgamingWIKI есть еще Creative ALchemy от 2017, кажется, года. Я так понимаю, что он заточен только под звуковухи от Creative?

ALchemy Universall — это приложение для восстановления функциональности DirectSound 3D (EAX) на картах от Creative, но в последующем модифицированное для работы с любыми звуковыми картами.

В статье же написано, что с какой-то версии может работать для любых звуковых карт.
87638502@vkontakte
Не с какой-то,
ALchemy и ALchemy Universall это не только разные версии ПО.
370582630@vkontakte
Не с какой-то,
ALchemy и ALchemy Universall это не только разные версии ПО.

Ааа, тогда извините.
mim
Кхм. Нет тут написано другое. Это две РАЗНЫХ программы.
Есть Creative Alchemy ПО от Creative для карт Creative. Которое они пилят давно и обновляют достаточно давно.
А есть ОЧЕНЬ СТАРАЯ Alchemy Universall — это видимо Fork старой или аналог, я не знаю.
Т.е. не с какой-то версии работает на всех звуковых картах, а иная программа, которая работает на всех картах.
87638502@vkontakte
Это форк бесплатной версии для всех карт.
87638502@vkontakte
Забыл рассшарить, проверьте пожалуйста, сейчас всё должно быть доступно.
mim
Все качает теперь, спасибо.
109254006685500570565@google
Враньё. Та технология что автор имеет в виду (с трассировкой источников звука) называлась A3D от компании Aureal. Её потом купила и успешно задушила Creative, у которой и была технология EAX — тупое наложение эффектов окружения (типа в пещере выкрутить эхо по максимуму). Не надо плакать по EAX, это было фуфлом.
87638502@vkontakte
Где ваши доказательства?
Какое наложение, если сейчас готовлю вторую часть, где активация технологии будет универсальной, в новых играх тоже заранее просчитали мёртвую технологию и наложили эффекты?
87638502@vkontakte
Разбивка на каналы и так будет, ибо это одна из основ технологии.
Всё вы написали верно, кроме последнего это не будет аналогичным или даже похожим.
Пс, нет не все движки придут к разбивки эффектам, а лишь те, что заранее запарились с этим.
Список на движки звуковые в статье, как и разбор OpenAL.
109254006685500570565@google
Начнём с названия, EAX — Environmental Audio Extensions (Аудио-эффекты Окружения). Далее, идём тупо в Википедию и читаем что же предоставляет EAX по версиям:
https://en.wikipedia.org/wiki/Environmental_Audio_Extensions Никакого упоминания 3D или трассировки, всё крутиться вокруг материалов и окружения.
Далее читаем про A3D: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Aureal_Semiconductor#A3D
> A3D uses a subset of the actual in-game 3D world data to accurately model the location of both direct (A3Dspace) and reflected (A3Dverb) sound streams (A3D 2.0 can perform up to 60 first-order reflections). EAX 1.0, the competing technology at the time promoted by Creative Labs, simulated the environment with an adjustable reverb—it didn't calculate any actual reflections off the 3D surfaces.
>Following Aureal Semiconductor's acquisition by Creative, support for the API was discontinued.
И на практике всё это подтверждалось. С A3D было немедленно заметно реальное 3D-позиционирование звука, EAX ничего такого не делал только добавлял больше эха и крутил эквалайзер, оставляя позиционирование DirectSound. Это примитивная технология, которая с лёгкостью просчитывается на ЦПУ и она не стоит ностальгии.
87638502@vkontakte
Ещё один человек с заблуждением.
Некоторые люди считают, что программной обработки звука достаточно, потому что современные ЦП намного мощней процессоров звуковых карт 10-летней давности, которые аппаратно обрабатывали звук. Это совсем не так. ЦП оптимизирован обрабатывать х86-команды, а DSP гораздо быстрей обрабатывает звук центрального процессора, как и видеокарта быстрей производит растеризацию, чем ЦП. Центрального процессора хватит для не сложных алгоритмов, а вот качественная реверберация с множеством источников звука будет отнимать слишком много ресурсов даже мощного ЦП, что скажется на падении ФПС в играх. Это уже признала компания Microsoft и уже вернула поддержку обработки звука DSP-процессорами в Windows 8, а также компания Sony, которая добавила в свою приставку PS5 отдельный чип для обработки 3D-звука
Открываем вики и видим отражение с версии 2.0 и допиленность с версии 3.0.
370582630@vkontakte
То, что EAX не делает позиционирование — это некорректное утверждение. Так как многим здесь важны «ПруФЫ», оставляю ссылку на реализацию EAX в Wine-Staging (p.s. wine — свободная реализация windows api).
В частности, здесь реализуется начальные отражения звука:
https://github.com/wine-staging/wine-staging/blob/master/patches/dsound-EAX/0014-dsound-Implement-EAX-early-reflections.patch
Важно: В wine-staging реализуется только первая версия EAX, не понятно как ведут себя версии по старше, т.к. их исходный код закрыт.
M
Вдруг кому пригодятся по звуковой карте Asus Xonar.
В приниципе тоже самое, что и в статье.
8 Channels (Аналог EAX — GX от Asus)
16 bits 48 000 Khz (низкая задержка)
Exicitier mode >64ohms (усилитель для наушников)
EQ Jazz (только надо поднять бассы выше середины) (лучше слышно голос, более чистый звук для меня)
Окружение — поставить Комната (размер Medium) (немного эхо для объема).
87638502@vkontakte
Лучше использовать проект DSOAL, ибо он заставляет виндовс активировать ушедшие фишки даже в неподдерживаемых устройствах. Cкриншот с доказательством.
https://sun9-49.userapi.com/impg/40pcq96o_KhIki7mhipOrYGcy1wse7XN8I35JA/Axq0TI15Xdw.jpg?size=945x775&quality=96&sign=4c29d1f64c5dd45f78dc17bf590f4453&type=album
M
Я Uni Driver 2016 установил на Xonar, и эти библиотеки появились в Аиде.
Оказывается у меня все было выключено.
87638502@vkontakte
Я рад, что смог вам помочь.
87638502@vkontakte
Во первых вы не правы с версиями EAX, ибо многие игры поддерживают не только младшие версии технологии, что спокойно доказывается открытием списка на вики.
Во вторых начиная с версии 2.0 уже существовала полноценная трассировка, достаточно открыть техническую вики и убедиться в этом.
В третьих вы путаете программную реализацию технологии 1-2 на современных чипах с хардварной.
Ну, а в 4 про бред с 5.1 канальным звуком и профилями эмуляции
даже обсуждать нет желания, ибо бред.
87638502@vkontakte
Мужик, я дипломированный радиотехник и верить тех вики с инженерами из прошлого на примере старых игр или мужику из интернета, что спорит с тех вики?
Я не спорю про микширование, реверберацию, EAX 5.0 это уже вообще совершенно иное, я просто говорю,
что посмотрите на тех вики, да и никто бы не стал умертвлять ЕAX если бы он просто был зашитом бредом с пресетами.
87638502@vkontakte
Мои корочки сис админа смеются над данным заявлением. Вот именно — программист, а не айтишник и даже не звуковик..
87638502@vkontakte
Вы сейчас приравняли код программной эмуляции к легаси коду и оригинальной
железки с блоками ускорения… Серьёзно?
87638502@vkontakte
В случае с EAX может и должна, разные карты с одинаковой версией EAX могли звучать весьма по разному. В случае с ЕAX мы и получали эти данные....
Расчёты Ray-Tracing (отражение лучей) для получения параметров отражения для каждого источника звука.
Я повторяюсь, EAX 5.0 это уже чистая программная приблуда и его стоит рассматривать только в новейших проектах.
87638502@vkontakte
Ещё раз для очень странных прогеров: Тех доки выше ваших предъяв. Я уже устал отправлять на тех вики, так что просто отправьтесь на реддит и узри аналогичные мнения и, о ужас, программистов получше. Я уже честно не понимаю, почему вы предъявляете претензии в том, что технология умеет и делает. И пс, хватит путать хардварную и программную реализацию.
370582630@vkontakte
Отличная идея, предложить оппоненту самому поискать доказательство которое его убедит. А если он найдёт и высмеет — заявить что нашёл не то. Чувак, после стольки ударов себя в грудь уже поздно устраивать танцы, пришло самое время нанести добивающий удар той-самой-ссылкой. А то складывается впечатление, что либо под техдоками/техвики ты имел какую-то лажу, либо ты уже сам перечитал статью и понял что нужных утверждений там нет.
Кстати, ну как там, я услышу ответ, как ты предлагаешь EAXу трассировать звук не имея информации о геометрии игровой локации? Достаточно названия функции. Или всё, слился?

Кхм. Я конечно не эксперт, но разве переменные reflectionsPanX, reflectionsPanY и reflectionsPanZ не обеспечивают уже эту геометрию отражения? Или что это тогда?
https://docs.microsoft.com/en-us/dotnet/api/opentk.audio.openal.effectsextension.eaxreverb.-ctor?view=xamarin-ios-sdk-12
87638502@vkontakte
Выше уже написано про проект Dsoal.
Будет завтра
https://sun9-49.userapi.com/impg/40pcq96o_KhIki7mhipOrYGcy1wse7XN8I35JA/Axq0TI15Xdw.jpg?size=945x775&quality=96&sign=4c29d1f64c5dd45f78dc17bf590f4453&type=album
87638502@vkontakte
Зайдите на гитхаб и почитайте. Или на хабр.
d
К сожалению автор вообще не понимает о чем пишет.
==
технология EAX работала по принципу современного Ray tracing, но только в плане звука.
==
Что? ЧТОООО????
EAX как уже ниже писали — просто пресеты.
87638502@vkontakte
А теперь автор просит пройти на тех вики и почитать с какой версии добавили отражения, а не вспоминать версию 1.0 мать его налево.
d
полноценная трассировка

Да что ты несешь.
87638502@vkontakte
встречный вопрос
d
Правду. Только правду.
87638502@vkontakte
в отношении 1.0, но не выше.
d
Пруфы про звуковую трассировку будут? Я профессиональный неверующий диванным профессионалам.
87638502@vkontakte
Странно, что с такими принципами вы верите себе.
Михаил Шкредов 2011 г.
https://www.gametech.ru/tools/14
d
Опа, извиняюсь. Не распознал сразу тролля.
Это же сам повелитель мохнаток Мишаня писал :). Все, уел. С такими пруфами спорить бессмысленно. Жыве́ Белару́сь!
T
Уфф… Пройдемся по второй части.
Asio2all — это вообще не о том. Игры, знаете ли, не работают с ASIO-интерфейсами. Это для того, чтобы гонять профессиональные DAW на встройке.
Просто не имеет отношения к играм от слова «совсем».
И да — тема Nahimic и его вариаций не раскрыта (а вот его много кто использует).
87638502@vkontakte
Имеет, просто испытайте.
T
У меня профессиональный внешний модуль с аппаратным ASIO. Ни одна игра ASIO не использует — просто не умеет.
«Эффект плацебо» в чистом виде.
87638502@vkontakte
Так дело не в прямом использование асио — перечитайте гайд. Мы включаем хардварный буфер.
T
Facepalm.
Надергали картинок — сути не понимаете.
Нет никакого хардварного буфера в данном случае.
Вы не админ, вы в лучшем случае — эникейщик.
87638502@vkontakte
Ваш ник отлично вам подходит, там справа есть кнопочка — хардварный буфер.
Наслаждайтесь.
N
а мне пожалуйста объясните какую такую игру сможет улучшить asio если игры этот интерфейс просто напросто не используют.
asio как таковая, и тем более asio4all это ещё те костыли которые призваны побороть ущербость windows в плане звука. но используют asio только то ПО которое умеет его использоаать, а это внезапно программы для обработки звука, иногда — для видео, но никак не игры.
87638502@vkontakte
Так дело не в прямом использование асио — перечитайте гайд. Мы включаем хардварный буфер.
B
Звук EAX хорошо, креатив вообще отлично, win XP лучшая ОС!
НО
— «фарш невозможно провернуть назад»
— «рождённый мёртвым, умереть не может»
ценность махинаций статьи, для 2021, околонулевая (как владелец Creative вам говорю, с 20+ опыта)
87638502@vkontakte
Сейчас вторую часть выпустим и посмотрим, что вы скажите )
B
Я только ЗА! может где-то окажется ВАУ эффект и будет действительно полезно.
Но пока в ряде игр попытки улучшайзинга только размывают позиционирование и снижают глубину сцены неправдоподобным эхо. За все не скажу, а конкретно в CSGO, Battlefield V, Apex.
87638502@vkontakte
Спасибо за ответ, я добавлю кс, как пример работы технологии в новой игре.
Уже нет, удалил случайно виндовую библиотеку х0.
209011867@vkontakte
Спасибо за статью, Павел! Всегда приятно узнать о новых фишках. А то со звуком в большинстве новых игр и в правду, конкретная, такая беда.
87638502@vkontakte
Спасибо за похвалу, скоро будет готова вторая часть с более универсальным методом включения и примерами, почему программный 7.1 проигрывает древнему EAX.
87638502@vkontakte
Вторая часть!
https://www.ixbt.com/live/games/uluchshaem-zvuk-v-igrah-i-vozvraschaem-eax-chast-2.html
d
что за игра на обложке?

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Космическое шоу в эти выходные: Лириды озарят ночное небо 21-22 апреля

Апрельское небо, пронизанное прохладой уходящей весны, готовит для землян захватывающее представление — метеорный поток Лириды. Свое название он получил от созвездия Лиры, откуда, словно...

Почему кошки обожают валерьянку

Всем известно, что котики испытывают настоящее блаженство от валерьянки. Недаром это растения получило в народе названия «мяун-трава» и «кошачий корень». Поговорим о том, с чем связана эйфория...

Ложная диагностика: почему TikTok-тесты не работают

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, проникнув даже в такие интимные сферы, как романтические отношения. Одной из последних тенденций в TikTok стали так называемые «тесты на...

Как вырастить чеснок размером с кулак: забытые методы

В каждом огороде найдется место для ароматного и полезного растения, без которого не обходится ни одна кухня. Чеснок — это не только незаменимый ингредиент, придающий блюдам пикантность...

Ученые озадачены: материалы подчиняются «правилу четырех», но почему?

Представьте себе, что вы стоите на пороге великой тайны, скрытой в самом сердце материи. Тайны, которая бросает вызов нашим представлениям о строении мира и заставляет переосмыслить фундаментальные...

Почему производители не рекомендуют заливать дистиллированную воду в утюг с парогенератором

Время от времени на подошве утюга образуется известковый налёт. Даже модели с функцией «самоочистки» не справляются с этим и причина здесь только одна — залитая в прибор вода. Но какую...