Creative Audigy2 ZS

новое семейство 7.1 звуковых карт с поддержкой DVD-Audio, DTS ES, THX-калибрации, EAX4.0


 

Предисловие

30 сентября 2003 года компания Creative провёла в Москве пресс-конференцию, где представила свои новые мультимедийные продукты. Обновления коснулись всех линеек изделий от этого производителя. Среди активной акустики появилось множество моделей с двухполосными сателлитами (подробнее читайте нашу статью Активная 2.1-акустика Creative Inspire T2900). Серьёзные изменения коснулись и линейки звуковых карт. На смену Live! 5.1 приходит 5.1-карта Audigy LS с поддержкой формата 24/96. Audigy и Audigy2 обновлены до Audigy2 ZS.

Всю исчерпывающую информацию по новым продуктам можно легко найти на русскоязычном сайте Creative. Очень полезную сравнительную табличку по новым картам можно посмотреть на специализированном сайте www.soundblaster.com.

Просим прощения у читателей за задержку со статьёй. Главным образом это произошло из-за того, что присланный в наш адрес сэмпл был нерабочим, а другого семпла у Восточно-Европейского отделения Creative так и не нашлось. Однако я выражаю благодарность местному представительству Creative в России, которое пошло нам на встречу и сразу после официальной презентации предоставило семпл карты на длительное время для полноценного тестирования.

Введение

Перед чтением данной статьи рекомендуем тем, кто ещё не читал, прочесть наши статьи о семействе Audigy2: Creative Audigy2 — новое семейство звуковых карт, Creative Audigy2 Platinum eX — топовая модель с внешним блоком, так как в этих материалах имеются подробные разъяснения по поводу формата DVD-Audio и много прочих полезных вещей, на которых мы не будем останавливаться в данном материале.

Вкраце отметим основные отличия семейства карт Audigy2 ZS от Audigy2:

  1. наличие дополнительного режима работы аналоговых выходов — 7.1, в дополнение к существовавшему режиму 6.1;
  2. сигнал/шум 108 дБА вместо 106 дБА (заявлено для аналогового выхода при уровне сигнала 2 В и с применением фильтра AES17 при измерениях);
  3. поддержка декодирования DTS ES, в дополнение к DolbyDigital Surround EX;
  4. поддержа ASIO2, дополнительный режим 24/96 (появилось в A2 Platinum eX);
  5. изменения в комплектных утилитах: дополнительно появилась панель настроек THX, многополосный эквалайзер, режим караоке;
  6. поддержка новых игровых фич EAX4 (пока что виртуальная, реально появится где-то к концу года с обновлением драйверов в интернете).

Не так уж мало и, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы назвать новое поколение карт Audigy3! Но, в Creative ограничились лишь Audigy2 ZS, попутно вводя сбивающие с толку марки Audigy LS (5.1-карта, по сути Audigy без IEEE1394) и Audigy2 NS (внешнее USB 5.1-устройство с поддержкой 24/96).

Audigy2 ZS: осмотр внешнего вида, сравнение с Audigy2

По сравнению с Audigy2 в новой модели с приставкой ZS практически ничего не изменилось. Разводка обычных (бывших Player) и Platinum моделей полностью сохранилась, за исключением добавления ещё одного аналогового выхода.

Дополнительные 7-й и 8-й каналы идут третьим сигнальным контактом во втором и третьем аналоговом выходе, так что, в отличие от всех других 7.1-карт, требуют для подключения специальных разъёмов мини-джек и специальных шнуров.

Кстати, Creative некорректно называет surround-каналы "боковыми" — "side" (как называть правильно и что представляет собой 6.1/7.1-звук на самом деле — читайте на сайте www.dolby.com или в нашем материале Комплект активной 6.1-акустики Creative Inspire 6.1 6700).


Audigy2 ZS (SB0350) — новая карта, она же в варианте Platinum


Audigy2 (SB0240) — карта предыдущего поколения,
приводится для сравнения

Более внимательный осмотр показывает, что изменились последние буквы в маркировке основного DSP чипа и ЦАПа: вместо CA0102-IAT теперь CA0102-ICT, вместо CS4382-KEP соответственно CS4382-KQ.


DSP по-прежнему называется Audigy2, без приставки ZS. Также интересно, что маркировка KQ появилась у ЦАПа карты Audigy2 Platinum eX и плавно перекочевала в ЦАПы всех новых ZS-карт без исключения. Информации о различиях между версиями KEP и KQ на сайте производителя или каких-то других сайтах интернета обнаружить не удалось. АЦП тот же самый — Philips UDA1361T.

Если говорить о топовых вариантах новых и старых карт с внешним блоком — Audigy2 Platinum eX и Audigy2 ZS Platinum Pro, то здесь различия имеются. У новой карты был возвращён на место отсутствующий по сравнению с младшими моделями кодек Sigmatel STAC9721T и вместе с парочкой разъёмов: AUX_IN и CD_SPDIF. Очень странное решение, учитывая достаточно слабую пользу от этих разъёмов и тот факт, что, по заявлению производителя, убирали это всё для увеличения качества звука в версии Platinum eX.


Audigy2 ZS Platinum Pro (SB0360) — новая топ-модель,
идёт в варианте с внешним блоком



Audigy2 Platinum eX (SB0280) — топ-модель предыдущего поколения,
приводится для сравнения

Сам внешний блок остался точно таким же, как у модели Platinum eX (посему, чтобы не дублировать информацию, отсылаем читателя к статье Creative Audigy2 Platinum eX). Проведённый эксперимент показал полную взаимозаменяемость "нового" и "старого" одинаковых блоков. И даже надпись на верхней крышке "106dB SNR", относящаяся к Audigy2, всё ещё присутствует!

Потрясающее открытие

По этому поводу Creative вкладывает в коробку с картой специальную бумажку с разъяснениями и наклейку с новым значением SNR, теперь уже 108dB.



"В последнюю минуту разработки, мы смогли улучшить отношение сигнал/шум звуковой карты с 106 дБ до 108 дБ. Пожалуйста, игнорируйте любое упоминание о 106 dB SNR в инсталляционном софте или руководстве, так как они были написаны ещё до нашего открытия!"

Подобный комментарий вызывает некоторые сомнения в соответствии заявленных характеристиках реальности, особенно в свете идентичности преобразователей, остальных элементов и разводки карт. Однако, чтобы достоверно проверить такое заявление, необходимо перемерять характеристики как минимум с помощью Audio Precision System Two (ценой $16000), что является не очень лёгкой задачей. Притом, измерять нужно в тех же самых условиях, которые были у инженеров Creative. К измерениям вообще и значимости этой характеристики в частности мы ещё вернёмся.

Пару слов по поводу пульта ДУ внешнего блока Audigy2 ZS Platinum Pro. Он уменьшился в габаритах в полтора раза в длину и полтора в толщину, прибавив в удобстве и логике расположения клавиш.

Ликбез из области измерений: небольшой, но назревший

В последнее время среди производителей звуковых устройств участились случаи манипуляции техническими параметрами качества в рекламных целях. С другой стороны, не всё так плохо, околокомпьютерная пресса, да и простые любознательные пользователи, потихоньку повышают квалификацию и начинают проверять тестами заявленные параметры звуковых устройства. В то же время существует большой разрыв в уровне подачи материала в рекламных проспектах фирм с одной стороны и в технических доках для разработчиков с другой. На беду изобретательных рекламщиков, в России в прессе вместо радостных журналистов местами почему-то работают злые и угрюмые инженеры, выпускающие "вредоносные" измерительные тесты и вообще — изрядно мутят воду долгими копаниями вглубь продукта. Вобщем, никакого повода расслабиться и спокойно продавать очередную "долгожданную революцию в звукостроении".

Сигнал/шум: шум есть, сигнала нет

Итак, возьмём, к примеру (порядком надоевший мне) любимый рекламно-маркетинговый параметр компании Creative — SNR (Signal-to-Noise Ratio, отношение сигнал/шум). Пользуясь абстрактной логикой и не привлекая знаний из области электроники можно было бы предположить, что это разница между сигналом и шумом в сигнале. Чем больше сигнал/шум, тем меньше будет шума и чище звук. А уж для новых форматов 24 бит и DVD-Audio обязательно нужно повышенный сигнал/шум. Именно на этом бытовом представлении построена вся идеология применения данного параметра в качестве рекламного лозунга.

Цитата с сайта www.soundblaster.com: "Sound Blaster Audigy 2 ZS delivers 24-bit ADVANCED HD audio quality playback with incredible 108dB SNR." Цитата с задней стороны коробки карты Audigy2 ZS: "Sound Blaster Audigy 2 ZS series is the only available PC platform to deliver Advanced Resolution playback at 24-bit/192 kHz in stereo or 24-bit/96kHz in 5.1 surround at 108dB SNR".

Теперь обратимся к известному инженерному документу "Personal Computer Audio Quality Measurements" By Dr. Steven Harris & Clif Sanchez Cirrus Logic, Crystal Audio Division (осторожно! 458 кбайт), написанному фирмой производителем ЦАПа, применяемого в Audigy2/Audigy2 ZS:

The label SNR should not be used due to industry confusion over the exact definition.

Как мы видим, параметр SNR вообще не рекомендуется использовать, в связи с неопределённостью его значения! В случае с Creative, SNR означает уровень шума в отсутствие сигнала, что никак не может улучшить качество воспроизведения! Учитывая то, что в CS4382 встроена фича под названием auto-mute, которая полностью отключает выход ЦАПа в случае приёма 8192 нулевых семплов (в режиме 44100 Гц это примерно 0,2 с). Именно поэтому вместо SNR и был придуман и используется параметр DR (Dynamic Range, динамический диапазон):

Dynamic Range is the ratio of the full scale signal level to the RMS noise floor, in the presence of signal, expressed in dB FS. This specification is given as an absolute number and is sometimes referred to as Signal-to-Noise Ratio (SNR) in the presence of a signal. <…> DR can be measured using the THD+N measurement with a -60 dB FS signal. This low amplitude is small enough to minimize any large signal non-linearity, but large enough to ensure that the system under test is being exercised.

У нас в программе RMAA, кстати, в соответствии с этой рекомендацией также не используется SNR. Однако, помимо DR, мы измеряем Noise level, подавая на вход ЦАПа шумовой сигнал минимально возможного уровня, который сам по себе имеет параметры, равные теоретически возможному значению шума квантования при данной битности в полосе измеряемых частот. Зачастую его также хватает для отключения срабатывания auto-mute.

SpectraLABщики

Некоторые немногочисленные издания по политическим соображениям и из любви ко всему альтернативному, игнорируют RMAA, и используют для измерений ворованную версию программы SpectraLAB, которая под SNR подразумевает значение THD+N, просто выраженное не в %, а в дБ. Причём, эти энтузиасты измеряют сигнал/шум на синусоиде 1 кГц, таким образом измеряя два раза одно и тоже — нелинейные искажения, что имеет слабое отношение к измерению уровня шума (если, конечно, они знают расшифровку применяемых ими "умных терминов"). При этом, конечно же у них в опциях отключено A-взвешивание. Вы можете над ними посмеяться, послав им письмо с формулой "их SNR" = 20 log ("их THD+N"/100) — универсальная формула пересчёта из % в дБ.

А-обвешивание

И ещё один момент — при измерениях Creative использует специальный фильтр AES17, фильтрующий частоты выше 20 кГц и взвешивающий результат по кривой А. Последее — совершенно правильное решение, так как адаптирует результаты к усреднённой чувствительности уха человека:

Example measurement result could be listed as DR = 85 dB FS A This example indicates that the dynamic range for the playback path is 85 dB relative to a Line Out full-scale value (FS). The "A" suffix indicates that an A-weighting filter was used in this measurement.

Однако это написано меленькими буковками в разделе спецификации, а рядом с 108 дБ совершенно случайно отсутствует суффикс A. (Кстати, с кривой взвешивания тоже не так просто — существует несколько вариаций на эту тему, различающиеся точкой пересечения кривой и нулевой отметки. Соответственно разное оборудование или софт могут выдавать немного отличающиеся результаты, так что лучше смотреть на сравнения в единых условиях измерений.)

Наши DSP — не для скуки! SRC и нойз-шейпинг

Однако не только мы не даём расслабиться производителям, но и они нам. :) В прошлый раз с выходом Audigy2, специальный алгоритм SRC (sample rate convertion, преобразование частоты семплирования) в DSP карты на тестовом сигнале 19 кГц и 20 кГц перегружал цифровой тракт в тесте RMAA IMD, вызывая переполнение разрядной сетки и неправдоподобно высокие искажения. Мы исправили ситуацию в версии RMAA 5.1, где вместо CCIF в тесте IMD использовали набор синусоид SMPTE, который, как оказалось, к тому же более адекватно показывает ситуацию именно в области слышимых частот.

В этот раз, применяя в измерениях фильтр AES17, обрезающего высокие частоты выше 20 кГц, но не сильно это афишируя, Creative нас немного застал врасплох.

Анализ результатов показал, что в повышенных разрешениях по частоте Creative использует специальный вид дизеринга, называемый нойз-шейпингом, сосредотачивающий шумы квантования в высокочастотной области, таким образом улучшая шумовую обстановку в слышимой области. Так что после изучения неудовлетворительных результатов теста (уровень шума в режиме 24 бит 192 кГц без фильтрации составил -53 дБ!), нам пришлось выпускать специальную версию программы RMAA 5.2, где есть возможность съэмулировать работу фильтров. Причём, наш вариант более точен методически, так как при разложении в спектр и последующим вычислении RMS мощности шума берутся только ограниченные FFT-точки спектра, без побочных эффектов, которые свойственны аналоговым фильтрам.

Уязвимость подобных "скорректированных" измерений в том, что таким образом получаются данные не совсем звукового устройства. Скорее это параметры цепочки "устройство-фильтр_AES17". А ведь в реальности такого фильтра не будет, вернее в этом качестве будет выступать усилитель, колонка и ухо слушателя.

Кроме этих соображений есть ещё один момент. Принудительный нойз-шейпинг карты автоматически сводит на нет тот нойз-шейпинг, который записан на DVD-Audio диск при мастеринге (увы, нам пока не удалось измерить параметры карты при воспроизведении DVD-Audio дисков, софт для авторинга стоит безумные деньги). Возможен вариант, что сигнал там пускается/можно_пустить в обход "слишком умных" алгоритмов DSP (созданных для вытягивания из железа бесполезных рекламных параметров, таких как сигнал/шум).

24 бит: мифы и реальность

Идём дальше. Второй излюбленный рекламный параметр Creative — это 24 бит. Всем понятно, что 16-битный режим видеокарты хуже, чем 24(32)-битный. 16-битный ЦПУ хуже, чем 32-битный. Поэтому здесь рекламный отдел играет на ассоциациях с другими областями и заманивает понятным пользователю компьютера вещами — разрядностью представления данных. Однако, если с видео ситуация более простая, так как человеческий глаз начинает видеть артефакты от насыщения полутонов, с аудио этого не происходит. Главным образом потому, что динамический диапазон 16-битного звука подходит вплотную к порогу чувствительности слуха. А если ещё и применить нойз-шейпинг с фильтрацией частот выше 20 кГц, то сигнал, оставаясь в 16-битной сетке, субъективно будет звучать как 18 битный. Учитывая то, что эффективно 24-битных звуковых ЦАПов до сих пор не создано, вполне можно понять живучесть CD-DA и 16-битного звука.

Однако, такое объяснение вряд-ли на руку рекламному отделу, продвигающему очередную "24-битную новинку нового поколения crystal clear sound". И тут на помощь приходит распространённое среди обывателя мнение о том, что цифровой звук представляет из себя "лесенку"! Как мило, вы только полюбуйтесь:

  1. Начнём разоблачение с того, что при PCM-кодировании цифровой сигнал не существует в промежутках между отсчётами. Он там просто не определён, учите математику. Вместо "лесенки" должны рисоваться точки. В конце-концов, пространство у нас дискретное, а не непрерывное.
  2. Вашу мать. У нарисованной "лестницы" спектр бесконечен! А итоговая линия по отсчётам на выходе ЦАПа имеет конечный спектр и зависит от интерполяционного фильтра (к тому же в современных ЦАПах сигма-дельта модулятор и формирователь псевдо-случайного шума). Если и сравнивать исходный сигнал, то именно с конечным результатом после ЦАПа, а не с промежуточным, некорректно совмещая на графике два кардинально отличающихся пространства.
  3. Далее, на картинке обычно рисуют 3-битный сигнал (8 градаций амплитуды) vs. 4-битный (16 градаций амплитуды). Отлично! Верим, что различаются.
  4. Частоты семплирования (расстояния между соседними "ступеньками") различаются в 5-6 раз — тоже "нормально", хотя между 44,1 кГц и 96 кГц разница в 2 с небольшим раза. Да! Ура, 96 кГц лучше чем 44,1 кГц.
  5. Исходный сигнал почему-то всегда одиночный синус. Хотя, кроме как в тестах, он не используется. А если подать розовый шум, а если меандр?
  6. Реальный сигнал, даже если это синус, всегда содержит в себе шум. Возникает вопрос: если при фильтрации в АЦП мы заменяем реальную кривую некоторой промежуточной гладкой кривой, то стоит ли переживать, что при оцифровки этого основного, слышимого сигнала мы только его и сохраним, а при обратном преобразовании подмешаем другой неслышимый шум на выходе? Ведь теряющаяся информация, если она плохо передаётся при оцифровке с частотой 44,1 кГц, просто напросто лежит за пределами половины частоты дискретизации. А это >22 кГц, то есть заведомо выше слышимого диапазона.

А где же тогда увидеть реальные картинки, спросите вы? Да хотя бы в программе CoolEdit. Эта программа примечательна тем, что вместо тупых "лесенок", как, к примеру, в SoundForge, здесь рисуются и семплы и работа идеального интерполирующего фильтра. Возмём синусоиду 10 кГц и посмотрим:





Разница есть, но не выглядит такой уж впечатляющей. Но зато это полностью согласуется со слуховыми ощущениями. Увы, вместо революции — лишь эволюция. Однако, в отличие от 16/44, у высоких форматов потенциал ещё до конца не исчерпан, что внушает определённый оптимизм. Также записи в высоком разрешении лучше сохраняют качество при компрессии на стадиях сведения и мастеринга. По крайней мере отличия в результате слышны на слух даже на недорогой звуковоспроизводящей аппаратуре (даже на такой, как компьютерные деревянные стереоколонки, ценой от $50).

Но, вернёмся к нашим картам.

Может ли Audigy2 ZS воспроизводить 24 битный звук в истинном разрешении?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить — как мы можем это проконтролировать? С частотой дискретизации всё понятно, там это видно по АЧХ. Если имеется пересчёт (как это было с Audigy), то после половины частоты пересчёта АЧХ резко идёт вниз, либо, что ещё хуже, зеркально отражается в ВЧ-область.

С битностью — также есть критерий. Максимальный динамический диапазон записи примерно равен 20 log (2^N), где N — количество бит. Измерив DR и взяв обратную функцию можно посчитать так называемую "эффективную разрядность". Если где-то идёт пересчёт в 16 бит, то это непременно урежет нам конечный результат.

DR (16 бит 44 кГц в диапазоне 20 Гц — 20 кГц) = 96,8 дБ = 97,8 дБ А

DR (24 бит 96 кГц в диапазоне 20 Гц — 48 кГц) = 146,3 дБ = 151,0 дБ А

Как было сказано выше, пока что не существует ЦАП-ов, которые бы использовали весь динамический диапазон. В лучшем случае эффективная разрядность составляет примерно 20 бит, что означает 120 дБ.

В Audigy2 ZS применён ЦАП CS4382, для которого заявлены следующие характеристики:

Обратите внимание на комментарий, что DR для 16 бит ограничены шумами квантования для 16-битного сигнала. Также показательно, что DR для 24-битного сигнала составляет 108-114 дБ А. Обратите внимание, что измерения производились в диапазоне 10 Гц — 20 кГц, при температуре 25°C. В компьютере же обычно чипы нагреваются до 40-50°C, что повышает собственные тепловые шумы полупроводников. Кстати, сигнал/шум, SNR, он же "шум в паузе" здесь равен 114 дБ, но вряд ли кого этот показатель вообще заинтересует.

Таким образом, можно выработать критерий, что если результаты превосходят теоретический предел для 16 бит, то каким-то образом используется 24-битность. Лучшая карта из протестированных нами, Lynx Two, с топовыми ЦАПами от того же производителя, имеет измеряемый в RMAA динамический диапазон 115 дБ А (APS2 показывает 117 дБ А). 24-битные карты на Envy24HT демонстрируют разные результаты, в основном в диапазоне 100 — 106 дБ А, что весьма похоже на правду.

Выберем максимально комфортный для Audigy 2 ZS режим — 48 кГц, где нет артефактов передискретизации, и будем изменять лишь битность — 16 и 24 бита. Измерять будем картой Lynx Two (c DR 117 дБ А по входу). Фильтр 20-20 отключен.

Фронтальный аналоговый выход Reference 16/48 SB Audigy 2 ZS 16/48 Reference 24/48 SB Audigy 2 ZS 24/48
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.01, -0.05 +0.00, -0.00 +0.01, -0.05
Уровень шума, дБ (А): -98.1 -95.6 -148.1 -96.8
Динамический диапазон, дБ (А): 98.0 94.8 133.1 95.9
Нелин. искажения, %: 0.0003 0.0049 0.0000 0.0049
Интермод. искажения, %: 0.0037 0.0077 0.0002 0.0075
Взаимопроникновение каналов, дБ: -100.0 -92.8 -149.4 -91.2




Как мы видим на спектрограммах и в окошке результатов, сигнал в 24 битах даже не достигает параметров 16-битного сигнала. Гипотетически можно предположить, что тут сказываются какие-то сакральные особенности сопряжения аналоговых устройств.

Хорошо! Проделаем то же самое для цифрового S/PDIF-выхода карты:

Цифровой выход Reference 16/48 Audigy 2 ZS S/PDIF 16/48 Reference 24/48 Audigy 2 ZS S/PDIF 24/48
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Уровень шума, дБ (А): -98.1 -93.7 -148.1 -98.8
Динамический диапазон, дБ (А): 98.0 95.9 133.1 97.4
Нелин. искажения, %: 0.0003 0.0043 0.0000 0.0043
Интермод. искажения, %: 0.0037 0.0071 0.0002 0.0068
Взаимопроникновение каналов, дБ: -100.0 -89.7 -149.4 -96.8



Увы, наблюдается та же самая картина. Зато мы выяснили, что виновата цифровая часть карты, то есть алгоритмы в DSP. Так что есть надежда, что их повышенный интеллект карты нейтрализовать в новой версии драйверов.

Чтобы не думалось на программу, мы прогнали тест через нашу измерительную карту. Результаты показали, что в пределах методической погрешности программа работает верно.

Цифровой выход Reference 16/48 LynxTWO-B 16/48 Reference 24/48 LynxTWO-B 24/48
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Уровень шума, дБ (А): -98.1 -98.0 -148.1 -146.3
Динамический диапазон, дБ (А): 98.0 98.0 133.1 133.0
Нелин. искажения, %: 0.0003 0.0003 0.0000 0.0000
Интермод. искажения, %: 0.0037 0.0037 0.0002 0.0002
Взаимопроникновение каналов, дБ: -100.0 -99.8 -149.4 -147.9

Неожиданный результат принес перевод карты в режим 24/96:

Цифровой выход Reference 24/96 Audigy 2 ZS analog 24/96 Audigy 2 ZS S/PDIF 24/96 Lynx Two S/PDIF 24/96
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.01, -0.05 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Уровень шума, дБ (А): -150.9 -97.3 -101.1 -149.2
Динамический диапазон, дБ (А): 133.3 97.2 100.9 133.3
Нелин. искажения, %: 0.0000 0.0013 0.0003 0.0000
Интермод. искажения, %: 0.0002 0.0088 0.0037 0.0002
Взаимопроникновение каналов, дБ: -151.1 -90.7 -99.1 -149.1

Появилась надежда, что проблему-таки можно поправить программным путём. Также не исключено, что при съёме параметров в лаборатории Creative карта измерялась с какой-то специальной версией драйверов. Но результата это не меняет. В текущем виде говорить о полноценной 24-битной поддержке на Audigy2 ZS не приходится. Даже по цифре передаётся что-то странное, более напоминающее 16 бит.

Чтобы окончательно исключить вину приёмной карты, мы также прогнали цифровой выход 7.1-карты аналогичного класса — M-Audio Revolution 7.1:

Что касается слуховых тестов, то прослушивание демонстрационного 24/96 DVD-Audio диска в WinDVD 5 (вернее, виртуального его образа на HDD, чтобы не мешал шум DVD-привода) попеременно на Audigy2 ZS и на Revolution 7.1 на мониторах Event 20/20 bas даёт субъективное ощущение, что Audigy2 звучит менее детально.

Увы, Lynx Two послушать не удалось, так как с этой картой WinDVD отправляет комп на перезагрузку.

Утилиты

Хорошая новость для владельцев предыдущих карт Creative. По исследованию посетителей нашей конференции, новые драйвера и утилиты работают практически на всех картах Creative, включая Live. Мы убедились в этом лишь на примере карты Audigy2 Platinum eX — действительно, всё работало без нареканий.

Surround Mixer



Speaker Settings








EAX Console









DVD-Audio player

THX Setup Console



Графический эквалайзер

Media Player

Демонстационные программы

После установки софта и перезагрузки нам предлагают подробно ознакомиться с возможностями приобретения и даже послушать сэмпл в формате 24 бит 192 кГц. Прочие производители звуковых карт не балуют нас такой возможностью.

Все фичи карты подробно описаны в специальных интерактивных презентациях, идущих в комплекте.



Имеется также возможность сравнить форматы 16/44 стерео и 24/96 5.1, переключаясь на лету при проигрывании одной и той же композиции.

Мы уже не говорим о DVD-Audio диске в комплекте. Впрочем, здесь не обошлось без ложки дёгтя: DVD-A плеер от Creative не умеет воспроизводить видео-часть, поэтому пользователь лишён возможности лицезреть записанную на демо-диске текстовую и графическую часть информации. Придётся раздобыть WinDVD 5.0 со специальным DVD-Audio паком.

Тестирование в RightMark 3DSound

Что интересно, теперь наконец-то карта правильно называется в диспетчере устройств.

Версия драйверов: 10.07.2003 5.12.6.402.

Диагностика DirectSound

Device: SB Audigy 2 ZS Audio [8400] (ctaud2k.sys)

Features:
  DirectSound 3D Hardware present
  DirectSound 2D Hardware present
  EAX 1 present
  EAX 2 present
  EAX 3 present
  Device has no EAX4 Advanced HD support

Rates:
  dwMinSecondarySampleRate 4000
  dwMaxSecondarySampleRate 192000

Free buffers stats:
  dwFreeHw3DAllBuffers 62
  dwFreeHw3DStaticBuffers 62
  dwFreeHw3DStreamingBuffers 62
  dwFreeHwMixingAllBuffers 62
  dwFreeHwMixingStaticBuffers 62
  dwFreeHwMixingStreamingBuffers 62

Max buffers stats:
  dwMaxHwMixingAllBuffers 64
  dwMaxHwMixingStaticBuffers 64
  dwMaxHwMixingStreamingBuffers 64
  dwMaxHw3DAllBuffers 64
  dwMaxHw3DStaticBuffers 64
  dwMaxHw3DStreamingBuffers 64

Тесты загрузки CPU

Тесты проводились на P4-2,53 ГГц, 512 DDR333.


  DirectSound 2D DirectSound 3D DirectSound 3D+EAX
0 buffers 0,3/0,1 0,3/0,0 0,3/0,0
8 buffers 0,5/0,1 0,7/0,1 0,6/0,1
16 buffers 0,6/0,2 1,1/0,2 1,0/0,2
32 buffers 1,1/0,4 2,0/0,4 1,9/0,4
48 buffers 1,4/0,6 2,7/0,6 2,6/0,6
64 buffers 1,7/0,8 3,5/0,8 5,6/0,9

Таблица загрузки ЦПУ (%) в зависимости от режима работы и числа DirectSound-буферов. Через черту даны среднее значение и разброс (мат.ожидание и среднеквадратичное отклонение) при двухминутном тестировании и отбросе случайных выбросов системы (своп и т.п.).

Традиционно изделие Creative демонстрирует непревзойдённые результаты по минимальной загрузке ЦПУ даже при большом количестве буферов. Чуть меньшая загрузка в режиме DS3D+EAX вероятно вызвана очерёдностью прохождения тестов, когда данные от предыдущего DS3D теста частично кэшируются в каком-то из буферов системы. Мы будем продолжать разработку этого теста, чтобы обеспечить как можно более адекватные результаты.

Игры

Как нам удалось выяснить, поддержка EAX4.0 ожидается в следующем релизе драйверов. Что же насчёт игр с EAX4.0, то компетентные господа из Creative не могут пока ничего сказать публично, но уверяют, что готовится несколько хитов с поддержкой этой технологии. Подробнее о EAX3.0 и EAX4.0 можно почитать в статье Современные звуковые технологии в играх.

По нашей информации поддержка EAX4.0 есть в Jedi Knight II в специальном патче. Однако существующие бета-драйверы для разработчиков с поддержкой EAX 4.0 на Audigy2 ZS корректно не устанавливаются и работают только на Audigy2. Финальной версии EAX 4.0 SDK пока тоже нет, доступна только бэта. EAX Unified 4.0 не входит в beta SDK 4.0 (Unified драйвера нужны для того чтобы ЕАХ4 эффекты эмулировались на старых карточках, например на Live!). Со стороны разработчика EAX4.0 инициализируется с новыми идентификаторами, но все ЕАХ1/2/3 в SDK тоже присутствуют.

Идущая в комплекте с картой игра TR:AoD имеет поддержку EAX. Какой версии — непонятно, так как без установки Unified драйвера EAX вообще не детектился. После установки Unified игра определила поддержку EAX 3.0 и включила его в игре. Надо сказать, что в данной игре поддержка EAX совершенно не показательна. Кроме того, звук в этой игре вообще не играет никакой значимой роли.


В игре с наилучшей поддежкой EAX3.0 через OpenAL, речь конечно же об игре UT2003, карта Audigy2 ZS звучала также, как Audigy2. То есть превосходно, обходя всех конкурентов на порядок по чистоте звука и качеству 3D-позиционирования.

Выводы

Новое семейство 7.1 звуковых карт Audigy2 ZS выглядит идеальным выбором геймера и неплохим выбором для музыкальных нужд обычного пользователя. К сожалению, с существующими драйверами и до исправления всех глюков мы не можем порекомендовать карту требовательному аудиофилу.

Владельцу Audigy2 покупать новинку мало резону. Гораздо эффективнее будет достать и обновить драйвера и утилиты. Всем остальным владельцам Live, Live!5.1, Audigy1 имеет смысл делать апгрейд только при наличии достаточно качественной акустики.

Плюсы

  • поддержка 7.1;
  • отличное программное оснащение (интерактивные презентации, DVD-Audio диск в комплекте, качественный демо-семпл 24/192);
  • поддержка EAX3.0, а в будущем и EAX4.0;
  • лучшее качество звука в играх на сегодня (справедливо для всего семейства Audigy2/ZS);
  • программный DVD-Audio плеер, DVD-Audio диск в комплекте;
  • графический эквалайзер;
  • поддержка DTS ES (отсутствующая пока что у WinDVD, PowerDVD);
  • поддерка караоке;
  • ASIO 2.0 24/96.

Минусы

  • невнятная поддержка 24 бит с текущими драйверами;
  • сомнительное улучшение отношения сигнал/шум;
  • не до конца реализованный потенциал ЦАПов
    (справедливо для всего семейства Audigy2/ZS);
  • отсутствие возможности побитовой передачи у цифрового выхода;
  • отсутствие в комплекте программного DVD-Video плеера;
  • отсутствие возможности воспроизведения графической информации на DVD-Audio дисках.

 

Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.