Постой и послушай. Подборка игровых саундтреков, которые впечатлили меня за последние пять лет

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Подборка | Подборки, перечисления, топ-10, и так далее

Когда-то давно, когда я ещё учился во втором-третьем классе, к нам на урок наведались некие студенты с соцопросом. Убей не вспомню, кто они были и откуда, но спрашивали они нас про то, какой жанр музыки мы больше всего любим. Очевидно, что никто из нас ни черта не понимал ни в музыке, ни в её жанрах, так что большинство в качестве ответа указывали любимую песню или исполнителя. Отлично помню, то многие поминали Crazy Frog’а – его ремикс Axel F в то время как раз набирал популярность.

Я же сидел за своей партой в дальнем углу и не получал от происходящего никакого удовольствия. К музыке в том возрасте я относился весьма холодно, в чем-то даже пренебрежительно. От участия в опросе я бы с радостью отказался, да выбора-то особо не было. Поэтому, когда подошли ко мне, я лишь выдавил из себя название того, что в те годы вызывало отклик в моей душе: «музыка из HoMM 4». И мне было почему-то ужасно стыдно за этот ответ – что перед опрашивающими, которые «не поймут», что перед одноклассниками, которые «засмеют».

И спустя пятнадцать лет я могу уверенно заявить вам, дорогие читатели – да плевать с высокой колокольни, что они подумали. Неважно, какого опрашивающие были мнения по поводу музыки из видеоигр и считали ли они её вообще за музыку. Важно то, что уже несколько десятилетий в игровой индустрии работают великолепные композиторы, которые создают не менее прекрасные треки. Композиции, которые не просто «неплохи» — нет, они достойны того, чтобы восхищаться ими как вещью в себе. Композиции, которые можно слушать что дома в наушниках, что в концертном зале в исполнении оркестра.

И подборку эту я создал, чтобы поделиться с вами игровыми саундтреками, которые больше всего впечатлили меня за последние пять лет. Ведь среднестатистическому игроку ничего не стоит пропустить проект с хорошей музыкой — вышел не на той платформе, не в том жанре, а может просто руки не дошли. Я надеюсь, что такие читатели смогут к своей радости найти в этой подборке треки, которые придутся им по душе.

Но перед началом должен вас предупредить. Подборка вышла крайне объемная — среди прочего, более 7-8 часов суммарной длительности музыкальных примеров. Нет ничего постыдного в том, что вы не осилите всю статью с ходу и целиком. Уж чем скакать галопом по Европам, лучше просто быть готовым взять паузу и позже вернутся. Это позволит вам лучше насладиться представленными саундтреками и не забивать свой слух попытками прослушать все и сразу.\

Немного о принципах подбора

Если вас интересует исключительно музыка — смело пропускайте этот пункт и листайте дальше. Но если вы уже морально приготовились затеять дискуссию, что мол «а вот это забыли», то эта пара абзацев помогут разобраться с моими критериями выбора музыки для статьи.

Первый и самый главный написан в заголовке. Музыку из этой игры я впервые услышал в период с 2016 по 2021 год — и она мне понравилась. Например, в этой статье вы не найдете упоминания музыки Doom 2016 или Death Stranding — уж не фанат я такого жанра. Также отмечу — в этой статье есть саундтреки из игр, в которые я не играл, но такие случаи немногочисленны. Часть проектов прошла и мимо меня. Например я, как убежденный ПК-шник, просто не играл в большинство игр Playstation или Nintendo — и с музыкой их, соответственно, не знаком. А раз не знаком, то и как-то оценивать их, как считаю, не имею морального права.

Некоторые могут возразить — уж не слишком ли предвзятая подборка получится? А как же «объективность»? Вон все сказали что саундтрек в *название игры* отличный, а ты не указал. На это отвечу — никакой объективности вы здесь не найдете. Я в неё в принципе не верю. Музыка — художественное произведение, и её восприятие может разнится от человека к человеку. На вкус и цвет товарищей нет, как известно.

Более того, я считаю, что каждый кто пытается вешать на подборку художественных произведений слово «лучшие» — кривит душой. Он все равно расскажет о том, что понравилось ему лично — просто попытается обмануть читателя, выдав свое мнение за общее. Можно, конечно, делать подборки на основе какой-то статистики, не знаю там, кол-ва лайков на ютубе — но в чем тогда интерес? Текст о том, в чем автор не разбирается и с чем не имеет никакой душевной связи? Поэтому я говорю — лишь мое мнение. Я не могу ручаться, что это лучший список, что он всеобъемлющий, нейтральный, объективный и далее по списку. Ручаюсь лишь за то, что все треки в статье вызвали у меня эмоции — а значит, могут понравиться и вам.

Саундтреки

Игры, что идут дальше, объединяет одно: количество хороших мелодий в их саундтреках заметно превышает то, что я могу привести в качестве примера в статье. Право дело, не буду же я к каждой игре по два-три десятка композиций прикреплять. Но могу поручиться — в них явно есть больше, чем парочка хороших песен. Если есть время, я бы мог даже рекомендовать прослушивание полного саундтрека на ютубе — потому что я крайне высокого мнения о работе композиторов в проектах, что идут дальше.

Nier Automata

Не секрет, что многие купили эту игру благодаря впечатляющей фигуре главной героини. Но я был не из их числа – более того, явное сходство с аниме стилистикой для меня было скорее минусом. Да и имя Ёко Таро на тот момент мне ещё ни о чем не говорило. Но после того, как я совершенно случайно наткнулся на саундтрек Nier Automata на ютубе, я понял – я должен в это поиграть. И да, решение было верным – не только саундтрек, но и сюжет в этой игре великолепны.

Чем же выделяет саундтрек Nier Automata? С одной стороны — прекрасные и эпичные боевые темы. Масштаб событий и чувство «последнего шага» вообще крайне хорошо вплетены в игру на всех уровнях. Начнем примеры с «Birth of a wish» — лейтмотив этот встречается в игре несколько раз, но именно этот вариант мне больше всего по душе. Достаточно тяжелая оркестровая музыка с мужским вокалом местами красиво переплетается с восточными мотивами, которые отсылают нас к локации битвы. Вторая же композиция одна из моих любимых — «Possessed by a Disease» имеет что-то завораживающее в свое постепенном нарастании и практически невероятном женском вокале. Говорю практически, потому что на одном из концертов исполнительница пела ЭТО вживую. Хотя игровая версия, я так полагаю, была все же записана в студии отдельными кусками и подверглась постобработке.

Вторая сторона саундтрека — неимоверно спокойная и печальная. Я люблю, когда музыка не просто сопровождает игру, но вливается в неё, становится неотъемлемой частью мира и атмосферы. Так и саундтрек Nier Automata в перерывах между боями напоминает нам о других вещах. Например, прекрасная и спокойная «Rays of Light» — о том, сколь все же прекрасен мир, если на минуту отвлечься от этой бесконечной войны. Воистину, новая жизнь, что рвется к солнцу сквозь каменные руины. С другой стороны, треки вроде «Blissful Death» и ряда других словно незримо подводят игрока к мысли, что что-то не так. И даже за достаточно мирным треком чувствуется некая печальная предрешённость. 

И третье, за что я действительно проникся уважением к композитору Кеити Окабе и его творению — это отсутствие боязни экспериментировать. Это проявляется во многих деталях. Первое — это развитие треков. Дело в том, что каждая локация в игре имеет несколько вариантов саундтрека в зависимости от местонахождения героев и ситуации. При этом разные варианты мягко переходят друг в друга — например, включаются новые инструменты или изменяется динамика. Это по мне — заметный шаг вперед, учитывая то, что в большинстве игр до сих пор треки переходят друг в друга резко, словно по щелчку рубильника. Что-то похожее я могу припомнить лишь в Attila TW.

Это сложно передать самими треками, так как это лучше передается в геймплее, но я возьму все же один пример. Ниже вы можете найти композицию «War to War» — тяжелая и боевая, она отсылает нас к последней части игры, решительному наступлению на Землю. Ничего вам не напоминает? Может и напомнить, ведь она использует тот же лейтмотив, что и упомянутая выше «Rays of Light». Один лейтмотив, одна локация — но как сильно мелодия преображает дело.

Говоря о новациях, не могу промолчать и про гибкость композитора в плане стиля. Как вы могли заметить по всем прошлым трекам, большая часть музыки в игре — оркестровая, с частым вкраплением женского и мужского вокала. Впрочем, не боится автор и переходить в другие жанры. «End of the Unknown», к примеру, встречает игрока электроникой и напоминает о том, что Кеити Окабе в свое время писал музыку для Tekken, а «Emil's Shop»… Я даже не знаю, что принимал автор, когда создал это. Ещё я не знаю, как пионерская песенка с детским голосом, поющим словно невпопад, может оказаться действительно неплохой. 

Подводя итог —Nier Automata это не только отличный сюжет и героиня с большим внутренним миром, но и великолепный саундтрек. Я бы сказал — по-хорошему японский. Местами — эпичный и крутой, местами — спокойный и эмоциональный. Саундтрек, который я однозначно рекомендую даже тем, кто ещё почему-то не поиграл в этот шедевр от настоящего японского гения.

Heroes 7

Да, седьмые Герои Меча и Магии – полный провал. Но давайте не будем о грустном, а остановимся лучше на одной из немногочисленных частей этой игры, которые вышли хорошо – музыке. Право дело, лично меня Пол Энтони Ромеро никогда не подводил. Можно много говорить о том, что треки в 3-4-5 части были лучше и интереснее, но уж назвать плохим саундтрек седьмой части у меня язык не поворачивается.

Стартует игра с козырей – одна тема главного меню, «Gathering of the Council», уже задает темп. В ней можно проследить и общий стиль саундтрека – более резкий и боевой, чем в прошлых играх. В чем-то можно сказать – более «дефолтно-фэнтезийный». Не сказать, чтобы это было существенным минусом и делало треки хуже, но все же жаль, что был выбран такой путь. Раньше серия Героев была известна не просто хорошей музыкой, но и музыкой по-хорошему самобытной.

Две основных пласта музыки в любой игре серии HoMM – это мелодии городов и мелодии разных типов местности. Из первых хотелось бы отметить мелодию Академии «The Wizard’s Waltz», а также Лесного союза — «The Elven Coronation». Заострить на них внимание хотелось бы и потому, что обе существенно отклоняются от тем, которые обычно используются для этих рас в серии. Мелодия магов меланхоличная и задумчивая, в то время как в других частях их темы скорее наполнены величием и духом покорения и исследования. В то же время музыка эльфов в седьмой части более открытая и свободная, чем раньше. Не тайный оплот мира и спокойствия из HoMM 2-3, но праздник, рассвет новой жизни. Ну и конечно же нельзя пропустить тему Твердыни орков – «The Journeyman’s Encounter» которая наоборот, в лучших традициях серии, наполнена духом свободы.

Перейдя к темам ландшафтов, нельзя не упомянуть «Towards the Blue Horizon», которая для меня быстро заняла место в топе водных мелодий. Это ещё не «Floating Across Water» из четвертой части, но достаточно близко. Также хочу остановить внимание читателя на снежной теме, «A Lonely Journey». Название передает суть намного лучше любого описания. Законное же место в конце нашего обсуждения саундтрека седьмых героев займет мелодия из титров – «Piano Concerto For a Hero №1 in Ahab Minor», во многом вдохновленная творчеством Рахманинова.

Heroes 2

Читатель недоверчиво смотрит сначала на заголовок абзаца, затем на название статьи, а потом приходит к мысли — у автора проблем со счетом. Ведь вторая часть серии HoMM вышла в 1996 году! Но здесь есть маленькое но — я действительно поиграл в эту игру впервые лишь год назад. Кто-то может обидеться на такую нечестность, но я приведу один контраргумент в пользу того, почему и играм такого плана найдется место в списке.

Как и многие, в детстве я познакомился в первую очередь с HoMM 3-4-5. Замечательные игры, в которые я до сих пор иногда играю. Но вот именно вторая часть была сочтена мною слишком старой и даже никогда не запускалась. Как итог, я долгие годы пропускал не только неплохой сюжет, но и источник прекрасной музыки. Так что я спрошу тебя читатель — да, использование таких игр в подборке слегка… не честно. Вводит в заблуждение, в чем я даже упрекал других. Но разве нет шансов, что эту или другую такую игру ты пропустил в свое время — как и её саундтрек? Отдельно отмечу, что музыка стареет намного лучше игр и даже сейчас её можно упрекнуть разве что в качестве записи — но не качестве мелодий. Поэтому я считаю, что не стоит боятся давать шанс саундтрекам из игр, которые в силу своего возраста могут быть уже забыты широкой аудиторией.

Во времена вторых Героев серия вполне себе отличалась интересным стилем. Говоря о мелодиях городов, стоит отметить частое использование оперного пения — возьмем те же мелодии Волшебницы или Некроманта. В целом музыка первых двух частей была создана под заметным влиянием барокко — Ромеро даже отмечал прямое вдохновение Бахом во время создания самой первой мелодии для серии.

А вот что меня поразило в мелодиях ландшафтом, так это потрясающее спокойствие и мелодичность. Начнем с каноничного «Grass Theme». Щебетания птичек, клавесин, флейта — и вот ты уже словно сам идешь по бесконечному полю зелени. И не нужно никуда идти, нет никакой работы, никаких проблем — лишь бескрайнее небо над головой. Также весьма любима мной «Sea Theme» — спокойная и загадочная, она обладает тем же успокаивающим эффектом. Да что там — даже боевые темы в этой части не назовешь агрессивными. Послушайте «Combat 3» сами и убедитесь. У меня они скорее ассоциируются с ритуальными танцами древних племен, чем яростной битвой той же пятой части. Ближайшей параллелью я бы назвал боевые темы четвертой части — в них тоже было нечто ритмично-медитативное. 

Ознакомившись со вторыми Героями, я сильно пожалел, что пропустил их раньше. Быть может, тактически бои там не такие интересные, экономика не так сбалансирована, а в геймплее есть ряд проблем — зато она обладает чудным визуальным и музыкальным стилем. Я даже начал немного понимать людей, которые жаловались на HoMM 3 — при всех геймплейных нововведениях и улучшениях в плане стиля она сделала шаг назад.

Undertale

Глядя в интернете на скриншоты Undertale, можно подумать, что все советы в неё поиграть – это затянувшийся пранк, имеющий целью поиздеваться над вашим чувством прекрасного. Но это не так – эта игра действительно стоит того. И одним из столпов, на котором держится эта игра, является атмосфера сказочного приключения. При всем своем размахе оно умудряется оставаться глубоко личным, завязанным на чувства и переживания персонажей. И саундтрек, который Тоби Фокс написал для своей игры, играет в этом немаловажную роль.

Музыка в Undertale не боится быть эмоциональной, причем спектр невероятно широк. Вот «Fallen Down” – нерешительность и в то же время осторожное любопытство главного героя, попавшего в незнакомое место. Проходит всего полчаса – и вы попадаете в безопасность, где вас окутывает уютом композиция с незамысловатым названием „Home“. И это прослеживается на протяжении всей игры. Музыка передает самые разнообразные чувства – радость, ностальгию, одиночество, предвкушение, ну и конечно же – решительность.

Нельзя не упомянуть и темы персонажей игры, каждая из которых дополняет их характер или обстановку боя с ними ничуть не меньше, чем диалоги. Флегматичный и насмешливый „sans.“, порывистая „Spear of Justice“, безумный „Spider Dance“ под чашечку чая с кексом? За каждой из мелодий стоит не просто «очередной босс с пафосной музыкой», но персонаж со своими взглядами и своим отношением к главному герою и его поступкам.

Впрочем, не чужд Undertale и размах. Что на пути Геноцида, что на пути Пацифиста игрок не разочаруется в финале и получит все, что ему причитается. В первом случае – эпичный и безжалостный бой под уже ставшую культовой „Megalovania“. Во-втором же – не менее эпичную попытку сохранить этот мир от гнева и отчаяния нового бога. Остается лишь вслушаться в „Hopes and Dreams“, ведь все надежды и мечты обитателей этого мира обращены к главному герою.

Кроме прочего, Undertale примечателен в этом списке тем, что практически полностью создан одним человеком – самим Тоби Фоксом. Как ни крути, чаще всего музыку к игре пишут отдельные люди, которые имеют достаточно слабое представление об игровом процессе и ситуациях, когда музыка будет использоваться. Композиторам предоставляют лишь общий набросок или тему, дальше же им приходится выкручиваться самим. Но не в случае с Undertale, где один и тот же человек как создавал персонажей и прописывал диалоги, так и создавал музыку. В результате она стала неотъемлемой частью игры, которая передает намного больше информации, чем достаточно схематичная графика.

Deltarune

Даже странно писать эту игру в отдельный пункт. Это все тот же Тоби Фокс и по сути все та же игра – но новая. Сложно сказать, как именно связанны Undertale и Deltarune, ведь вторая пока что не закончена, а автор категорически не хочет преждевременно делиться деталями истории. Важно лишь то, что саундтрек первой главы Deltarune, вышедшей в 2019, ничуть не уступает музыке первой части.

Но так как о творчестве Тоби Фокса здесь и так рассказано немало, остановимся лишь на паре треков. Не перестает меня удивлять его умение создавать треки, которые вызывают чувство легкой ностальгии и светлой грусти – даже при первом прослушивании. Как яркие примеры таких треков приведу „Field of Hopes and Dreams“ и „Scarlet Forest“. Не уступают старым и темы боссов – в этот раз ограничимся одним „The World Revolving“.

О музыке этой серии можно было (и хотелось) бы писать ещё много, но впереди нас ждет ещё немало достойных образчиков из других игр, которые тоже нуждаются во внимании. В качестве финального слова по творчеству Тоби Фокса скажу лишь, что немногие композиторы достигают успеха в создании саундтрека не просто красивого и интересного, но целостного и самобытного. Эти треки сложно было бы представить в другой игре – как и музыку из другой игры в Undertale. К такому стоит стремиться всем композиторам, которые хотят создавать действительно хорошую музыку к играм.

Surviving Mars

Достаточно неожиданная встреча, не находите? Игра про покорение космоса на деле оказалось достаточно серой и проходной, в результате чего особой любви среди народа не снискала. Я бы даже рискнул утверждать, что уже спустя два года большинство задвинули её на дальнюю полку и никогда не достанут. Но вот что меня в игре действительно впечатлило – так это её музыка. Но давайте подробнее.

Оригинальный саундтрек Surviving Mars длится более пяти часов и состоит из четырех частей – в игре это представлено в виде разных радиостанций. Самый крупный пласт – это собственно радио „Surviving Mars“. Написан он болгарским композитором Георгием Стрезовым, который может некоторым быть знаком как автор музыки к „Viktor Vran“. Кроме этого саундтрека, есть ещё три радиостанции с разными песнями, сгруппированных по стилистике – о них отдельно.

Итак, что же представляет собой радио „Surviving Mars“? Есть такое понятие – ретрофутуризм. Мир будущего, базирующийся на технологиях прошлого. Во многом по этим стопам идет и саундтрек этой игры. Нет, не в инструментах и стиле, но в самом духе. Это дух исследования, который ещё не запятнан грязью суровой реальности. Этой музыке свойственен тот самый оптимизм, который вы могли бы почувствовать при изучении воодушевляющих плакатов времен космической гонки. Чистосердечная вера в прекрасное будущее и безграничность человеческих возможностей.

Но что описывать словами то, что можно послушать ушами? И отличным примером станет уже сама заглавная мелодия. Дальше у нас идет спокойный и слегка печальный „MgO“, величественный „Xe“, закончим же чистым серебром – „Ag“. Выбор, на самом деле, был трудный – буквально каждую вторую композицию в этом саундтреке я бы назвал как минимум хорошей. Спокойные и ненавязчивые, они отлично подойдут как для игры, так и в качестве фоновой музыки для других занятий.

В качестве небольшого оффтопа расскажу о том, как же тесен все таки мир. Некоторые из вас могут знать такое объединение композиторов, как Two Steps From Hell. Они специализируются на эпичной музыке, и их мелодии часто мелькают в фильмах, трейлерах и даже играх. Например, их треки пару раз использовались в серии Mass Effect. Заядлые же фанаты этой группы знают об их интересе к фольклорным песням, в особенности болгарским. И связь эта, видимо, намного глубже простого интереса – в 2014 году симфонический оркестр Софии помогал им записывать некоторые треки для альбома „Battlecry“. В записи же трека „Never Back Down“ активное участие принимал и упомянутый Георгий Стрезов – его имя вы можете увидеть как в самом ролике, так и в описании видео. Лично мне приятно видеть, когда более крупные игроки не стесняются работать с менее заметными фигурами, тем самым продвигая их.

Возвращаясь к саундтреку Surviving Mars, стоит замолвить словечко и про другие радиостанции. Первой из них значится „Official Mars“. Она состоит из 16 треков от четырех разных исполнителей. Хоть и электроника с битами, но на удивление все мелодии крайне спокойные. В целом неплохо, но особым фанатом я бы себя не назвал.

Третья станция — „Free Earth“ — это разные песни и мелодии с ноткой попсовости. Она наименее однородна среди всех радиостанций, треки бывают самые разные. Общим можно назвать лишь дух оптимизма, который в целом выдержан и тут. Также в среднем песни тут более динамичные, чем на других станциях. И песни мне, к удивлению, даже понравились. Из примеров хотелось бы с вами поделиться „Dr Pops: Celestial“ и „Celestial Mind: Marry me“. Даже странно, но покорять Марс можно и под песню про сёрфера, которые был вынужден бросить девушку, не разделявшую его любовь к морю.

А вот четвертая станция мне не понравилась. Космическое кантри? Может быть, кому-то и зашло, спорить не буду. Просто не мое, сойдемся на этом.

Подводя итог — Surviving Mars стал для меня крайне неожиданным открытием в плане музыки. От градостроителей я привык ждать местами интересных и спокойных мелодий — но лишь местами. Две-три. Здесь же у нас целых 2-3 часа отличной музыки для покорения неизведанных планет и выполнения прочих задач вроде программирования, учебы и чем вы там занимаетесь. Была бы ещё „Lo-fi hip hop girl“-картинка на тему этой игры...

Divinity OS II

Что можно сказать про ДОС 2 такого, что вы ещё не слышали? Это великолепная игра. Практически в каждом аспекте. Мир, сюжет, персонажи, взаимодействие с окружением… музыка? Да, без сомнений – и прекрасная музыка, созданная болгарским композитором Бориславом Славовым (статья проплачена болгарами, дизлайк отписка...). Величественная и проникновенная, она делает шаг за пределы „обычной фэнтезийной музыки“. Отдельно отмечу, что перед Славовым стояла непростая задача — не только создать саундтрек, но и грамотно продолжить идеи прошлого композитора серии, Кирилла Покровского. И он с этой задачей справился. 

С чего начать знакомство с миром и саундтреком, как не с заглавной темы самого мира? „Rivellon“ с ходу запоминается своей кажущейся простотой и проникновенностью. Раз есть мир, то нужны и герои! Каждый из шести основных персонажей имеет свою отдельную тему, вроде той же „The queen's high seas“, которая представляет нам гнома пирата по кличке Зверь… а заодно сопровождает игрока во время битвы в таверне. По мне — пример того, когда величественная музыка при этом не улетает куда-то ввысь давить всех эпиком, но сохраняет долю задора, иронии, столь близкой человеку. Или вот „Mead, Gold & Blood“ — история целого персонажа в одной мелодии. От неспокойной юности в рядах Крестоносцев, через печальное моральное падение человека, который подвел целый народ — и к искуплению в новой цели.

Переходя к боевым мелодиям, стоит отметить интересную деталь музыки этой игры. При создании персонажа вам предлагают выбрать один из четырех инструментов — виолончель, уд, бансури или тамбуру. Часть мелодий из саундтрека будет играть именно в варианте того инструмента, что вы выберите (к счастью, его можно легко менять и во время игры). Просто сравните один и тот же трек. „Fort Joy — Alternate Battle“ с виолончелью — тяжелая оркестровая музыка, отрывчатая и твердая. Та же мелодия с бансури стает намного более отдаленной и словно бы печальной, одинокой.

Говорить о Divinity: Original Sin 2 я могу бы очень долго — добрых 5 часов саундтрека, как-никак. И все как на подбор мне нравится. Но из уважения к читательскому времени остановлюсь лишь ещё на паре примеров, призванных показать разнообразие саундтрека. Первый — это „The Shadow Prince“ с привкусом спойлеров в названии, как же я такое люблю. Второй трек — это „Quirky Bones“, также известная как „Impish pocker realm“. Существует аж в трех вариантах с разным темпом и сопровождает игрока в странном мире, где время может ускорятся и замедлятся. Впрочем, остановлюсь на вариант со средним темпом.

На этом мы наше знакомство с Ривеллоном закончим. Впрочем, если вам понравилось, не бойтесь обращаться к полному саундтреку на ютубе — он замечательный. Как и игра.

Divine Divinity

И снова устремляемся в прошлое — на этот раз к истоку серии Divinity, вышедшему в 2002 году. Игра, на мой вкус, безбожно устарела, но говорить мы сегодня будем не о геймплее. Объектом нашего интереса станет саундтрек за авторством уже упомянутого Кирилла Покровского — русского композитора, бывшего участника групп „Ария“ и „Мастер“. К сожалению, Кирилл скончался в 2015 году — но музыка его жива в сердцах фанатах. А может быть, будет теперь жить и в вашем.

Что отличает саундтрек Divine Divnity — в том числе и от его наследника из DOS II? Дело в том, что он придерживается принципиально другого тона — который редко встретишь в современных играх. Да, саундтрек DOS II прекрасен, величественен, эмоционален — но в то же время, местами… ожидаем. Типичное высокое фэнтези — и типичный саундтрек к нему. В то же время, саундтрек Divine Divnity намного более меланхоличен, спокоен, задумчив. На ум приходят ассоциации с теми же самими четвертыми героями — не эпичное приключение про спасение мира, но одинокое путешествие среди лесов, гор и рек.

Но уж лучше один раз послушать, чем сто раз прочитать, не так ли? Начнем с боевых мелодий „Against Doom and Despeir“ и „Stronghold of the Orcs“ — не очень динамичных, но постепенно нарастающих и отдающих фатализмом. Есть место и мирным мелодиям — спокойным и вдумчивым. Вот к примеру — „A forest dark and deep“, которая далеко не так зловеща, как её название. Закончим отдающей чем-то восточным „Winds of Sand“, в которой лично я вижу вдохновение идеями середины двадцатого века, быть может даже с ноткой блюза.

Также хотелось бы указать несколько примеров эмоционального разнообразия саундтрека. Первый — это „Horror of the Walking Bones“. Достаточно типичная композиция для разного рода подземелий, нагнетающая атмосферу. Второй же, „Drunk with Dwarven Mirth“, отлично дополняет атмосферу таверны своим весельем и беззаботностью. Кстати, именно лейтмотив этого трека стал основой для „The queen's high seas“, которую я упоминал в саундтреке DOS II. Закончить же я хотел бы крайне необычной „Dwarven Clockwork“. Необычной — потому что она меньше всего похожа на стереотипное музыкальное сопровождение гномов. Ни нордских мотивов, ни труб и низкого мужского вокала — скорее что-то механическое и неземное, одновременно умиротворяющее и обеспокоенное.

И хоть саундтрек Divine Divnity достаточно короткий, меня он заметно впечатлил. Не в последнюю очередь — потому что такая стилистика мне весьма по вкусу. Наверное, можно было бы провести ассоциацию к тому, что сейчас назвали бы „кельтской музыкой“. Я удивлен, что к нему так редко обращаются последние лет пятнадцать. Не поймите меня неправильно, я ничего не имею ни против оркестрового эпика, но по мне в современном фэнтези его многовато. Так или иначе, музыка Divine Divnity — не только интересный, но и весьма самобытный образчик игрового саундтрека.

Transistor

Студия Supergiant games смогла заработать себе имя во многом благодаря запоминающемуся стилю. Интересный визуал, прекрасная музыка, геймплей… мда, геймплей не столь хорош, но сегодня наше внимание сконцентрировано не на нем. Transistor — это история о певице, которая потеряла свой голос, и поэтому музыка играет там заметную роль. Выполнена она, по характеристике самого композитора Даррена Корба, в стиле „Old-world Electronic Post-rock“. И поверьте, этот саундтрек сам по себе — произведение искусства. Остается порадоваться, что я поиграл в неё благодаря раздаче одного магазина, а не на старте в 2014 — ведь тогда бы она сюда не попала.

Начнем так же, как и игра, которая чуть ли не с первых секунд захватывает композицией „Old Friends“. Как и сюжет, музыка пропитана трагизмом и печалью — но при этом не теряет динамики и надежды. Героине через многое пришлось пройти, но она точно не собирается сидеть сложа руки. Есть, впрочем, и достаточно расслабленные и задумчивые мелодии, вроде „Coasting“. Хотелось бы также отметить „Dormant“, который мне весьма по душе — тяжелый и давящий, он отлично создает гнетущую атмосферу. К тому же, лично мне нравится использование аккордеона — крайне недооцененный инструмент в современных саундтреках. Кроме игры, что ещё будет затронута в этой статье, я слышал его разве что в третьем Ведьмаке, в композиции „On the Champs-Desoles“ — и там он тоже был чертовски крут. Замечательный инструмент в умелых руках. Жаль что у большинства он ассоциируется только с попрошайками в переходах и народными оркестрами.

Нельзя конечно промолчать и про песни в саундтреке, которые которые играют важную сюжетную роль (о сути которой я впрочем промолчу, во избежание спойлеров). В качестве примера приведу лишь „The Spine“ и „We all become one“. Комментировать тоже ничего не хочется — здесь уж действительно проще послушать и прочувствовать самому.

Подводя итоги — за свои 6-7 часов Transistor дает больше эмоций, чем многие игры за десятки и сотни. Более того — хоть геймплей лично я нашел весьма скучным, именно музыка и сюжет заставили меня все же дойти до конца. Музыка вплетена в этот мир и идет вместе с героями от первого шага и до самого конца. И саундтрек Transistora навсегда завоевал уголок в моем сердце. Быть может, я не слушаю его днями и ночами, но к нему всегда приятно вернутся. 

Crypt of the Necrodancer

Весьма неожиданное открытие для меня. Познакомился я с этой игрой лишь в конце 2020 года, когда внезапно открыл для себя жанр ритм-игр после прохождения Bullets per Minute. И эта игра меня поразила. В большинстве игр музыка пытается стать в первую очередь неотъемлемой частью атмосферы или сюжета — здесь же она становится самим геймплеем. Это создает более тесную связь с саундтреком, но и ставит высокие требования — он должен быть крайне ритмичен и легко читаем. Ну и конечно — не надоедать даже после многократного прослушивания.

Сложно сказать, под стать саундтрек сюжету или же наоборот, сюжет подстраивается под саундтрек как геймплейный элемент? Так или иначе, главная героиня в поисках своего отца попадает в старый склеп, где случайно падает и… умирает. В это время её находит NecroDancer (каламбуры тут на каждом шагу), и с помощью волшебной лютни воскрешает. Но все имеет свою цену — сердце героини теперь бьется в такт ритму, заданному лютней, и она умрет, если не будет ему следовать.

И этот бит пронизывает всю игру и весь саундтрек. Начинается все достаточно просто — в первых мирах вас ждут достаточно безобидные треки, вроде „Mausoleum Mash“ или „Disco Descent“. Хочется отметить также весьма интересную механику одного из первых боссов, которому соответствует трек „Konga Conga Kappa“. Паузы в нем отнюдь не случайны — каждый восьмой бит во время боя нужно пропускать, иначе игрок будет… оштрафован. 

Но чем глубже в крипту, тем быстрее бит, динамичнее треки… и тем легче ошибиться. В третьем мире вас ждет весьма интересное открытие — там каждый уровень разделен на две части, „холодную“ и „горячую“. Причем в холодной играют мелодии в оригинальном стиле игры, вроде „A Cold Sweat“, а в горячей — их метал-версии, как „A Hot Mess“. В конце же начинается кромешный ад вроде „The Wight to Remain“ с его 160 bpm. Впрочем, это не делает музыку хуже — лишь подстегивает неудержимое желание делать какие-то движения ей в такт. По мне — идеальная характеристика для ритм-игры.

Говоря о стиле игры, мне сложно дать некий конкретный ответ. Сам автор в интервью останавливается на названии „Spookhouse Rock“ — хороший каламбур, но по мне не очень многое говорит о музыке. Уж пугающей её точно не назовешь. Кстати об авторе — им является Денни Барановски, который также выступал композитором The Binding of Isaac и Super Meat Boy.

Также отмечу, что кроме оригинального варианта саундтрека, существует ещё четыре его вариации в разных стилях от других авторов. Здесь и тяжелый метал, и synthwave, и EDM, и free retro — каждый найдет что-то на свой вкус. Сверх того ещё пара доступна в DLC. Если же вам не хватит и этого, то в игру можно вставить практически любой пользовательский трек — игра его проанализирует и подгонит под геймплейную механику. Да, здесь можно зачищать склеп под „Thriller“ Майкла Джексона — разве не чудо?

Crypt of the Necrodancer — это невероятная смесь юмора, безудержного танца и хардкорного рогалика. Музыка не отстает, помогая игроку на его нелегком пути. Понравится она может и тому, кто с игрой незнаком — я, к примеру, знакомство с ней начал именно с прослушивания саундтрека на ютубе. На нем же и понял — игру с таким уникальным, неудержимым духом пропускать нельзя ни в коем случае.

Anno 1800

Anno — старая и почтенная серия градостроителей, и музыка ей под стать. Спокойная, умиротворяющая, она отлично подходит для созерцания как вашего растущего города, так и бесконечных полей, что обеспечивают его ресурсами. Работой компании Dynamedion по созданию музыки к этой серии я ещё ни разу не разочаровывался. Даже в целом провальная Anno 2205 подарила сообществу чудесный „Global Union Anthem“. И вот — новая часть. Девятнадцатый век, время технических и научных открытий, время революций. Время надежд. 

Начать представление игры мы в очередной раз дадим теме главного меню — „Crown and the Lion“. С одной стороны — величие эпохи, с другой — типичное для серии ощущения начала путешествия, готовности отправиться в путь. Тема путешествия прослеживается и дальше — например, в мелодии „Into the Unknown“, которая задает тему вашим экспедициям. Особенно мне нравится вторая часть — она обычно стартует, если экспедиция попадает в особенно тяжелые условия вроде бурь или ледников.

Разделение игры на локации Старого и Нового мира нашли отражение и в саундтреке. Старый мир, аналогичный Европе, встречает нас мирными и спокойными оркестровыми мелодиями. Вот, к примеру, „Hush“ с его вкрадчивым пианино, или спокойная и величественная „Old Money“. С другой стороны — Новый свет, представляющий Южную Америку. Разгорается пламя революции, а сердца жителей наполняются пониманием того, что они сами могут вершить свою судьбу. Музыка этого региона наполнена этим духом и латиноамериканским колоритом. Послушайте только „Izabel's Dream“ — такая спокойная в начале, оно постепенно развивается и нарастает, как искра, что разгорается ярким пламенем. А гитара и аккордеон (статья проплачена репетиторами аккордеона...) отлично играют на атмосферу. Закончим же тему Нового света треком „Heartland“ — простой и душевный, он отлично вписывается в медитативный и спокойный геймплей игры.

Завершить же тему Anno 1800 хотелось бы парой треков из DLC. Первый — это „The Lion Hides in High Grass“ из DLC „Land of Lions“. Жемчужина в короне этого замечательного дополнения, он передает саму его суть. В современном мире так просто забыть, что Африка — это не только бесконечные пески и страны третьего мира с крохами ресурсов. Это край древней культуры, край Жизни, где люди точно так же стремятся к счастью и процветанию. Позволю даже себе легкое лирическое отступление, ведь в моем представлении продукты вроде „Land of Lions“ намного лучше продвигают культуру Африки в массы, чем та же абсолютно выдуманная и нереалистичная Ваканда. Второй же трек отправляет нас далеко на север, а Арктику. Из треков этого дополнения мне больше всего понравился „Starvation Cove“, особенно вступительная часть — холодная, неуютная, как безжалостный мороз, которому равнодушны людские страдания.

Anno 1800 — это замечательная игра про викторианскую эпоху. Про исследование, про борьбу, про ощущение того, что человеку все по силам и ничто не помешает. И музыка отлично соответствует этому духу. Быть может, кого-то смутит достаточно низкая динамика мелодий — но такова суть игры. Ведь Anno — градостроительная и экономическая стратегия. Игра не про бои и взрывы, а про медленный и упорный труд, про постройку своего собственного города — камень за камнем, дом за домом. Не про рвение и экшен, но про настойчивость и усидчивость.

Loop Hero

Казалось бы, инди-игра, созданная четырьмя людьми, дешевая графика, чиптюн саундтрек… откуда вылезти чему-то хорошему? Но перед нами очередное доказательство того, что не в количестве разработчиков или пикселей дело. Здесь у нас не только неплохая игра, но и просто великолепный саундтрек. Игра кстати, создана в России, и автором музыки выступает русский же композитор blinch.

Мир исчез. Испарился, распался на атомы, уничтожен злой волей и возвращен в состояние первозданной пустоты. И ничто не погрузит вас в атмосферу отчаяния и потери лучше, чем заглавная тема „Empty Ocean“ (мне по душе вариант перевода „Опустевший океан“). Но паника ничему не поможет. Поэтому герой отправляются в экспедиции, одна за одной, в попытках все исправить. Компанию ему составляют отличные композиции вроде „Loop Blues“, „PathLoot Crusaders“ и „Anamnesis of the world“s Sin». Все они относительно спокойные и неплохо подходят для того, чтобы часами смотреть за вашим героем, ходящим по кругу. Впрочем, с ними было бы интересно смотреть и за хомяком в колесе.

Дело кардинально меняется, когда дело подходит к боссу. Первое что вы услышите — так называемые «portal» мелодии. Они играют на последнем круге перед боссом, когда портал к нему уже появился, но вы ещё не вступили в схватку. И они отлично сделаны. Треки вроде «Wheel of Faith», «Star Judgment» и «Cosmic Temperance» пронизаны чувством неизбежности, даже фатализма, а также предвкушением скорого боя. А вот сами темы боссов меня не впечатлили. Отметить могу лишь «Universe's Storm» из финального боя. Кстати, в интервью разработчики отмечали, что этот трек был сделан буквально в последние дни перед релизом. Также понравился «Star Hunter», но без внутриигрового звука рожка он звучит совсем не так.

Как сам Loop Hero оказался неожиданной жемчужиной инди-сцены, так и его саундтрек сияет наперекор всем предрассудкам. И по мне, он должен быть примером — не нужны сотни тысяч долларов, чтобы сделать хороший саундтрек. Не нужен собственный оркестр, не нужна поддержка крупной конторы — достаточно крупицы таланта, веры в себя и упорного труда. И в качестве бонуса к саундтреку — комментаторы говорят, что все названия треков в Loop Hero являются отсылками к JoJo. Не знаю зачем вам это знать, но пусть будет. Вдруг через десять лет будут проблемы со сном, будет о чем подумать.

Отдельные вещи

Если выше были целые саундтреки, то дальше пойдут игры, которые смогли меня удивить лишь парой треков. Отмечу — ни в коем случае это не говорит о том, что это плохая музыка. Скорее, я не настолько проникся саундтреком в целом, чтобы советовать другим слушать его целиком — поэтому и отобрал только то, что считаю лучшим. Также есть здесь и игры, в которые я не играл — понятное дело, что прохождение игры заметно укрепляет вашу связь с её музыкой. И все же, перечисленные ниже треки я считаю интересными вне зависимости от вашего отношения к игре, откуда они взяты.

Civilization 6

Культовая серия стратегия известна, среди прочего, и неплохими саундтреками. Например, за заглавную тему четвертой цивилизации, «Baba Yetu», Кристофер Тин получил Грэмми. Также хочется отметить вклад в саундтрек Джеффа Норра (Кнорра?). И шестая часть снова не подвела — достаточно послушать вступительную «Sogno di Volare» (на слова Леонардо да Винчи).

Основой для саундтреков Цивилизации всегда были композиции, созданные конкретными народами. Ту же Россию в шестой части представляют «Коробейники» с запахом клюквы, а в пятой — размышления на тему «Танца Рыцарей» Прокофьева. Впрочем, это же послужило причиной того, что саундтрек шестой части мне зашел лишь частично — уж слишком мало там своего. В той же Civilization 5 было немало оригинальных мелодий, созданных специально ради игры — здесь же по большей части лишь переделки да аранжировки. Впрочем, стоит отметить, что теперь каждая мелодия имеет целых 4 разных варианта — в зависимости от эпох. 

Пройдемся коротко по тем мелодиям, что мне нравятся. Начнем с «Hej Dunáról fúj a szél; Cinege, Cinege» — темы Венгрии, вдохновленной её народными песнями. Товарищ Матьяш Корвус точно не страдает от недостатка крутости. Затем перейдем к теме Аравии, «Talama Ashku Gharami/Katibim/Banat Iskandaria». Никогда не поздно узнать, откуда растут корни у всемирно известного «Ra-ra-rasputin». Впрочем, я слыхал, арабы с балканскими народами ломают копья на тему того, кто первый придумал мелодию. Но останавливаться не стоит, ведь на горизонте уже слышится уртын-дуу, горловое пение. «Pastoral Song; Urtin Duu» — отличная пасторальная мелодия, под которую все ваши города сгорят в огне. Закончим на удивление жизнерадостной «Brejeiro» из далекой Бразилии.

Dark Souls III

Достаточно странно писать эту игру здесь. Я считаю себя большим фанатом этой серии и её музыки в частности, но так вышло, что саундтреки в DS всегда были крайне неоднородны. Невероятно крутые и эпичные треки соседствовали с совершенно посредственными — и именно поэтому я не могу советовать саундтрек целиком. Кроме того, мне не очень нравится, куда завела музыкальную часть игры Юки Китамура, чье влияние в этой части значительно усилилось. В последнем DLC ей вообще дали карт-бланш. У неё есть много хороших вещей, но, на мой вкус, из-за её влияния саундтрек стал местами уж слишком однообразным.

Стартуем мы с разгона, как и «Vordt of the Boreal Valley». Эпичный и неудержимый, он давно уже вышел за рамки сообщества DS и стал мемом, подсказывающим зрителю видео, что «сейчас будет босс». Нельзя пройти и мимо «Abyss Watchers», одной из лучших мелодий саундтрека в принципе. В противовес этим динамичным и боевым мелодиям хотелось бы поставить скорбную и трагичную «Secret Betrayal». В серии Dark Souls ты редко слышишь музыку, тем более за пределами боев с боссами. Поэтому эта мелодия в игре отлично напоминает о том, что твои действия иногда имеют… не лучшие последствия.

Закончить же тему хотелось бы так же, как и сами разработчики. Два финальных босса, один для игры, второй для серии. «Soul of Cinder», которая в решающий момент начинает давить на ностальгию, и «Slave Knight Gael» с его драматизмом последнего боя на осколках мира. Признаюсь, я крайне скептично отношусь к Гаэлю как боссу и персонажу, но музыка действительно неплохая.

Warhammer 40,000 Mechanicus

Игра, в которую я никогда не играл, по вселенной, которую я никогда не любил. Отличное место для саундтрека с рядом весьма интересных мелодий. В чем секрет? В той самой дикой комбинации, которую являют собою Адептус Механикус. Вера и технологии, сплетенные воедино, порождают и соответствующие мелодии — церковная музыка, перенесенная в космические просторы. В качестве примеров оставлю «Noospere» и «Children of the Omnissiah». 

PoE

Диву даюсь, как композитор этой игры, Камиль Орман-Яновски, умудряется так сильно прыгать в качестве музыки. Иногда слушаешь — и прям до мурашек, а иногда наоборот, дивный проходняк. Тем не менее, я возьму на себя отделение зерен от плевел и представлю только то, что считаю интересным.

Из оригинального саундтрека, с которым игра стартовала, могу отметить «Solaris Temple». Такое спокойное и величественно начало в храме Солярис, которое затем перерастает в мрачное и угрюмое путешествие по храму Лунарис. А вот в дополнении «Awakening» чуть ли не каждый второй трек я готов похвалить. Здесь и «Highgate», и величественная «Grand Arena», и опустошенно-безнадежная «Dried Lake», и динамично нарастающая «Daresso's Dream»… Вы не устали? 

Но если вы полны сил, то хотелось бы представить ещё пару треков из более поздних. Во-первых, это «Coast» — свет в конце тоннеля, новая надежда после страшного поражения. Ну и тихий прибой и песок под ногами. Также нельзя промолчать про мелодии лиг — весьма популярны «Legion» и «Blight». Жаль в последней вся мякотка спрятана в конце. 

Sabnautica

Великолепная игра, которая вас познакомит вас с чудесами подводного мира и привьет боязнь глубокой воды, темноты, гигантских существ и много чего ещё. Воистину, лучшие хорроры — игры, которые не позиционируют себя как хорроры. Но здесь мы поговорим больше про музыку. Всплывает она в игре редко, но погружает неплохо (статья проплачена союзом юмористов и каламбурщиков...). Отметить стоит и достаточно необычный выбор жанра — электронщина, местами откровенно перетекающая в танцевальную музыку. Да-да, подлодка ваша идет ко дну мод мелодию, под которую скорее хочется танцевать. И в этом даже что-то есть.

Здоровается игра с нами темой «Salutaions» из главного меню. Весьма интересными я также нахожу мелодии «Alterra Science» и «Abandon Ship». Отдельно хочется упомянуть «Alien Spaces» — она меня в свое время весьма впечатлила. Проблема с ней лишь в том, что впечатление это было жестко завязано на локации, где происходило дело, и сюжетном напряжении — так что вряд ли люди, не игравшие в игру, смогут её оценить в полной мере.

Frostpunk

Достаточно средняя игра, которая тем не менее смогла добиться большой популярности. Причины? Я назову три: интересный сеттинг, красивый визуал и не менее красивая музыка. За последнее ответственен Пётр Музиал, который, кроме работы с 11 bit studios, в том числе участвовал в создании саундтрека к «Blood & Wine», дополнению к Ведьмаку 3. И снова, как тесен мир...

Впрочем, из всех треков игры я могу посоветовать лишь один — «The City must Survive». Почему? Во-первых, он лучший. Стопроцентное попадание в атмосферу отчаяния, борьбы за жизнь, последнего рывка перед рассветом. Весь трагизм, вся решительность — в нем. Во-вторых же, саундтрек этой игры хорош, но слегка однообразен. Не найдете вы в нем жанрового и эмоционального разнообразия. А поэтому и знакомства с лучшим образчиком достаточно.

Hue

Маленькая и ничем не примечательная игра, о которой я узнал лишь благодаря бесплатной раздаче в EGS. И очень за это рад — это не только неплохая головоломка, но и источник пары интересных мелодий. Больше всего меня впечатлила «Great Machines». Красивое и трагичное пианино так поразило меня, что я не поленился найти оригинальный трек — а сейчас не поленился вспомнить эту игру для вас.

Far Cry 4

И снова абзац одной мелодии. Игра бы была как игра, ни туда ни сюда, если бы не одна локация — Шангри Ла. Чудо в визуальном плане, даже не верится, что Ubisoft вставили его в игру бесплатно. В конце же — бой с ракшасом, стальной птицей. Под стать бою и музыка. 

Watch Dogs

Быть может вы подумаете — ещё одна игра от Ubisoft просто ради одного трека. На удивление, это не так. Признаюсь, я тоже был весьма скептичен по поводу Watch Dogs после достаточно смешанных отзывов на старте. Но когда я все же поиграл в неё спустя несколько лет, то был приятно удивлен. На мой вкус — неплохой нуарный боевик. А музыка — так вообще крайне недооцененная. Впрочем, и не дурно — большинство хороших треков так и не были опубликованы в официальном саундтреке. Земля пухом тем, кто принял такое решение. 

Начнем с крайне тяжелой (морально) и печальной «Clara's Theme», которая играет в момент гибели соответствующего персонажа. Отличное сочетание классики и электроники, заправленное грустью и безысходностью. Или вот мелодия из миссии «Collateral» — у этого шедевра даже нет официального названия. Когда я услышал в игре кусок, который начинается с 1:22, я просто поставил игру на паузу и пошел искать её в интернете — не дай богу забуду. Ну и конечно же — финальная миссия, «Sometimes you still lose». Это целое произведение из доброго десятка частей, подводящих нас к кульминации. Атмосфера локального апокалипсиса и гонки не на жизнь, а на смерть прилагается.

Touhou Project

Touhou — это целая серия игр (несколько десятков!), созданная одним человеком с ником Zun. Да, как и упомянутый выше Тоби Фокс, Zun создает свои проекты в одиночку — сам программирует, сам рисует, сам сочиняет музыку. И музыка эта весьма неплоха. Но есть одна проблема. Touhou — это целый мир, своя вселенная, сотни часов игры и сотни песен. Я же ко всему этому даже не притрагивался, поэтому не буду судить о серии в целом. Могу лишь сказать, что те мелодии, что я слышал, весьма неплохи.

Стартовал я свое знакомство с «Entrusting this World to Idols ~ Idolatrize World» из последней на тот момент части серии. Эпичная и решительная, она не боится прямо на ходу менять свой стиль, что мне весьма понравилось. Следующей меня заинтересовала «Prince Shoutoku's Pegasus ~ Dark Pegasus» из той же части. Бегло пройдясь по мелодиям из частей постарше, я обнаружил ещё несколько интересных мелодий — вроде «Tonight Stars an Easygoing Egoist» и «Flowering Night» — возможно последнюю вы слышали в виде ремикса «Night of Nights»

Мне сложно подвести какой-то итог по поводу музыки из Touhou. Я могу сказать — судя по всему, там много хорошего. Многое из того что я слушал, мне понравилось. Но это уж слишком большой кусок для того, чтобы полностью с ним ознакомится. Но если вы любите всякую японщину и скролл-шутеры — почему бы и нет? Уж музыкой фанаты, сколько я понял, крайне довольны.

Hotline Miami 1&2

Абсолютная, бессмысленная и жестокая наркомания. Кровь, насилие, массовые убийства. Но это не сильно смущает главного героя — ведь ему это даже нравится. Да и в ушах у него играет отличный synthwave саундтрек, за которым не слышно крики жертв. Этот ритмичный саундтрек — одна из основных причин успеха Hotline Miami. Не будь его — и игра, скорее всего, утонула бы где-то в подвале Стима.

Начнем мы с пары мелодий из первой части — это «Inner Animal» от Scattle и "Hydrogen" с «Crystals» от M.O.O.N. Во второй же части саундтрек стал длиннее, и, на мой вкус, ещё интереснее. Именно здесь появляются мои любимые треки из серии: She Swallowed Burning Coals от El Tigr3 и Roller Mobster от Carpenter Brut.

Sword of the Berserk: Guts’ Rage

Бывает так, что какое-то произведение твердо ассоциируется с дополнительными материалами от совсем другого автора. Например, именно гравюры Гюстава Доре считаются классическими иллюстрациями к «Божественной Комедии» Данте, хоть творцов и разделяла пропасть в 500 лет. Точно так же, музыкальное сопровождение манги «Берсерк» и других произведений по ней твердо ассоциируется с именем композитора Сусумы Хиросава. Именно он создал музыку к аниме 1997 года, фильмам 2012-2013. Создал он и музыку к игре «Sword of the Berserk: Guts’ Rage», которая вышла на Dreamcast в 1999 году. В игру я, понятное дело, никогда не играл, но познакомился с саундтреком, когда начал интересоваться вселенной.

Точно так же, как Миура сформировал самобытный визуальный стиль Берсерка, так и Хиросава создал не менее самобытный саундтрек. Возьмем к примеру центральный эмоциональный стержень манги — гнев. Немногие композиторы действительно могут передать это чувство. Не вспышку, что сколь внезапно началась, так же быстро и закончилась. Но темное чувство, что постепенно нарастает из глубин души. Кулаки, что все сильнее сжимают рукоять, мышцы, что аж дрожат от предвкушения. Именно это я слышу за такими треками, как «Niko» или «Adhession in Blood». Не просто злость, а настоящая одержимость.

Но малая была бы цена этому саундтреку, если бы в нем не было ничего, кроме гнева. И вторая сторона, печальная и задумчивая, отлично оттеняет первую. Именно их симбиоз образует ту целостность, за которую фанаты любят Берсерка. Ведь отнюдь не только про махание мечами. Послушайте только «Sister's Story». Спокойная, печальная и щемящая, она рассказывает простую и грустную и историю об одном мальчике, который просто хотел жить. Чем-то похожа и «Indra». Это песня из мира, в котором все так или иначе обращается ко Злу, ведь таков здешний Бог. Сколько не сражайся, сколько демонов не убивай — зло будет продолжать свой поход по земле и в душах людей.

Daikatana

Да, это она! Дайкатана Джона Ромеро, худшая игра в истории и далее по списку. На мой вкус вполне сносна, но сегодня не об этом. Ведь в этой крайне сомнительной игре по стечению обстоятельств — вполне приличный саундтрек. Причем каждый из четырех актов имеет свою собственную тематику.

В первом акте, происходящем в далеком будущем, нас встречают тяжелые треки вроде «Hardcore». Второй акт — это древняя Греция, и музыка под стать. Таинственная «Long Journey», величественная и размашистая «Grandeur». Третий же акт — средневековая Скандинавия — встречает нас чем-то, отдаленно напоминающим саундтрек Diablo. Послушайте «Plague Times» и убедитесь сами.

Persona 5

Одна из лучших игр Playstation — в которую я так и не поиграл ввиду отсутствия Playstation. Тем не менее, саундтрек с Ютуба я нашел весьма занимательным. Песни вроде «Rivers in the desert» и «Life Will Change» с ходу дают заряд бодрости и открывают характер команды главных героев — бунтовщики, революционеры, которые решили обратить свои силы во благо общества. Из того что я слышал, также понравилась «Freedom and Security», которая наоборот, очень спокойная и меланхоличная.

Ace attorney

Да, я узнал об этой игре из мемов про то, как Феникс и Эджворт спорят о блинах без муки или о том, является ли суп напитком. Нет, ни о чем не жалею. Вот вам мелодия, если кто искал.

Airborne Kingdoms

Ещё один пример того, как достаточно проходная игра со средним саундтреком почему-то заедает в мозгу. Вот вроде бы не сказать, что что-то особенное, но к этому восточному саундтреку я возвращаюсь раз за разом с момента прохождения. Есть в нем что-то умиротворяющие. Послушайте только тот же «Wind's Bazaar» — такой простой и спокойный в начале, он со временем развивается и расцветает.

Но при этом, саундтрек этой игры достаточно разнообразен. Да, все мелодии относительно спокойные и мирные, но при этом выражают достаточно широкий спектр эмоций. Вот «We Return to Our Home (Night)» — динамика, нотка радости, изящество. Или вот «Swiftly Through the Valley» — немного печальное начало, но с обнадеживающим развитием. А вот «Faith in Our Steps» — тягучая и неспешная, с ноткой вальяжного величия.

Return of the Obra Dinn

Ваше маленькое окно в будни парусного корабля конца XVIII века за авторством Лукаса Поупа, также известного по его игре Papers, Please. Он не только создал Return of the Obra Dinn, но и написал музыку к ней. Остается только дивиться его продуктивности и талантам. Музыка отлично передает дух новейшего времени и морского приключения — послушайте только «Main Theme».

Большинство треков в игре крайне короткие — едва ли длинной в минуту. Поэтому это обычно скорее тема, настроение, идея, чем полноценное музыкальное произведение. Впрочем, это не делает их хуже. К прослушиванию предлагаю «The End B» и «The Calling A».

Gris

Об этой игре я слышал много хорошего, но руки так до неё и не дошли. Но уже во время написания статьи один мой знакомый скинул мне пару треков — и я проникся. Доношу этот маленький кусочек прекрасного и до вас.

О чем саундтрек? Я слышу некий дуализм печали и надежды. Та же «Gris Pt.1», которая, судя по всему, является одной из вступительных мелодий. Печаль и робость, которые с ходом трека наполняются силой и мощью, выливаясь в нечто прекрасное. Из других треков мне понравились «Unagi» и «Karasu» — напряженные и решительные, они местами переходят к более тихим и трагичным участкам. Концовка же «Unagi» — отдельный повод для радости. Рассвет, рождение после длинной ночи — вот что предстает перед моим воображением.

Outer Wilds

Вот и статья эта подходит к концу. И закончу я её игрой, которую как раз недавно прошел — и ничуть об этом не пожалел. Она здорово меня впечатлила. Причем это был отнюдь не «Вау-эффект» — скорее наоборот, лишь спустя недельку размышлений я смог полностью ею проникнуться.

Про что это игра и музыка к ней? Про исследование. Про робкую попытку амфибий с небольшой планеты познать мир вокруг них. Послушайте лишь заглавную тему — какая же она… тёплая? Близкая? Не так уж сложно представить, словно ты действительно сидишь возле костра, греешь лакомство над огнем и слушаешь, как твои знакомые играют. Тем более что так скоро ты их покинешь, останешься один на один с космосом и древними руинами, пытаясь открыть прошлое и будущее системы под мелодии вроде «The Search». Печальное пианино и легкий отголосок банджо в конце. Так и в игре — одни идут по стопам других.

Но чем дольше ты вслушиваешься в саундтрек этой игры, тем больше понимаешь, что в глубине своей он отнюдь не про исследование. Он про тайну. Страшную тайну, которую уже нет сил никому скрывать. Она очевидна, но никто не хочет в неё верить. Грядут «End times». Это конец. Конец всего, включая эту статью.

Послесловие

Знаете, впервые идея этой подборки появилась у меня во время обсуждения в интернете новостей по игре «Atomic Heart». Как раз стало известно, что композитором станет Мик Гордон, и все весьма этим восхищались. Я же удивился. Даже откинув мой скепсис с его саундтрекам, он конечно неплох — но уж далеко не гений. Но общаясь на эту тему дальше, я с печалью обнаружил — как же мало все таки людей уделяют внимания музыке в играх, которую играют, и композиторам, которые её сочиняют.

Поэтому я решил написать. Написать, что кроме Мика Гордона, Йеспера Кюда да Джереми Соула в игровой индустрии есть ещё композиторы. Не один, не два — десятки. И есть саундтреки за пределами тех, что получают награды VGA. Самых разных жанров и стилей, самой разной эмоциональной окраски. Для боя и для отдыха, для радости и для грусти. Я даже горд за то, что смог представить в этой статье более сотни треков, каждый из которых считаю интересным и оставившим у меня в душе след. И это только из тех, что я слышал за последние пять лет — сколько ещё осталось за бортом, сколько просто не влезли, сколько пришлось отсеять, чтобы не растягивать статью? Воистину, музыка для видеоигр — гигантский культурный пласт, который многие игнорируют. И очень зря.

Я надеюсь, что вам эта подборка пришлась по вкусу. Надеюсь, что вы нашли в ней что-то новое для себя — в этом и была цель. Возможно, узнали какие-то новые игры, возможно, что-то новое про композиторов, которые все это создавали. Ещё очень надеюсь, что вас не сильно утомили объемы этой статьи и тем более музыки в ней. Не стоит бояться в случае чего сделать паузу и дать шанс некоторым трекам через недельку — слух ведь тоже забивает от большого обилия разнородных треков.

Ну и последнее мое напутствие — несите благую весть. Если вам нравится музыка в играх — не бойтесь об этом говорить, не бойтесь её обсуждать. Ведь игровой саундтрек — такая же часть произведения, как сюжет или арт-дизайн. А если вы хотите, чтобы на это больше обращали внимания другие — например, обзорщики и журналисты — то не бойтесь и сами активно проявлять свой интерес к музыке.

Виктор Полуянов

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Обзоры и мнения по стратегиям, градостроителям, стелсам, ARPG и прочему. Если заинтересовало, можешь ознакомиться с другими статьями через этот материал или мой профиль

7 комментариев

В
Музыка из игр — ну это такое, сильно на любителя. В самой игре нужно, но без игры — а зачем?
101213634604024129943@google
Если автор еще не слушал, то из Streets of Rage 4 ему музыка зайдет.
105852890405489372162@google
Так долго слушал треки из статьи, надеясь, что в конце меня ждёт OST «Ведьмак 3: Дикая Охота». Вот холера!
K
Ведьмак третий в этом плане староват, проходил его на самом старте. Да и был бы он слегка… очевидным? Все кто хотел и мог уже давно в него поиграли. Но музыка да, знатно там потрудились люди. Могу отметить, что как и с Watch Dogs обидно, что много хороших треков остались вне официального саундтрека, из-за чего их нужно вручную искать по интернету.
105852890405489372162@google
Согласен с неудобством поиска музыки из игры и очевидностью появления этих треков здесь. И что ещё хотелось бы отметить, саундтрек прекрасно дополнял атмосферу городов и происходящих событий, сильнее раскрывая взаимосвязь персонажей и дополняя их эмоции. Лично для себя я в дальнейшем отметил сходство с Undertale, где музыка характеризовала персонажей и локации. В этой подборке подобраны прекрасные примеры. Шикарные игры с шикарными саундтреками. Спасибо автору!
K
Всегда пожалуйста! Для вас и стараюсь
V
Олдфаги помнят Crusader:No remorse и его главную тему

Добавить комментарий