Самый быстрый путь к российской игровой приставке

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Прошло уже больше месяца с момента, как Владимир Путин на встрече с представителями игровой индустрии заявил о необходимости создания отечественной игровой консоли. С тех пор в интернете не утихают споры: возможно ли это вообще? Сколько времени и средств потребуется? Будет ли востребованной такая приставка среди геймеров?

Я не могу не признать, что задача действительно сложная. Разработка современной игровой приставки с нуля — процесс, требующий колоссальных вложений в НИОКР, производственные мощности и маркетинг. Даже таким гигантам, как Sony и Microsoft, даже при отсутствии необходимости одновременно вытягивать за уши полупроводниковую индустрию, пришлось потратить миллиарды долларов, чтобы создать PlayStation и Xbox.

Автор: Кот Веселый

Но, может быть, есть более простой и быстрый путь? В этой статье я предлагаю альтернативное видение того, как Россия может обзавестись «суверенной игровой консолью» в кратчайшие сроки и с разумными затратами. Ключом к этому может стать… Уникальная ситуация с широкополосным интернетом в стране.

Что вообще такое «игровая консоль»?

Давайте начнем с основ. Что такое игровая консоль? Формальное определение предельно простое: это устройство, которое подключается к телевизору или монитору и позволяет запускать видеоигры, управляемые с помощью прилагаемого контроллера. Всё. Точка.

Казалось бы, что может быть проще? Но не будем забывать, что современные AAA-игры предъявляют огромные требования к «железу». Топовые консоли PlayStation 5 и Xbox Series X работают на 8-ядерных процессорах и видеокартах с достаточно большой производительностью. Создать что-то подобное с нуля — задача архисложная.

Но давайте отбросим все эти технические детали. По сути, игровая консоль — это лишь удобный способ наслаждаться играми на большом экране в гостиной… А значит, решение может быть гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

VK как вероятный исполнитель

Если задуматься о том, какая российская компания могла бы взяться за создание «суверенной игровой консоли», сразу приходит на ум VK (ранее — Mail.ru Group).

Автор: Victoria Borodinova (CC0) Источник: www.publicdomainpictures.net

VK давно зарекомендовала себя в качестве ведущего игрока на российском рынке онлайн-игр и ММО. Ее игровой каталог насчитывает десятки популярных проектов вроде «Аллодов», «Танков» и «Калибра». Компания владеет сетью игровых порталов, облачным игровым сервисом VK Cloud, сервисом для стримеров и даже киберспортивным холдингом, а в последнее время — активно продвигает синглплеер, заключив эксклюзивные договоры на распротранение таких игр, как «Atomic Heart» и «Смута» в РФ.

Очевидно, что игровая индустрия — одно из стратегических направлений для VK. Особенно сейчас, в условиях ограниченного доступа к зарубежному контенту и программному обеспечению. Получив государственный заказ на создание отечественной консоли, VK могла бы серьезно укрепить свои позиции и фактически стать монополистом на игровом рынке страны. Остается только определиться с формой этого решения.

VK Cloud как путь к консоли

Теперь перейдем к главному — как же VK может реализовать создание «суверенной консоли» наиболее быстрым и эффективным способом? Ответ лежит на поверхности: используя технологию облачного гейминга.

Для тех, кто не в курсе, облачный гейминг позволяет запускать и играть в самые современные и требовательные игры, не имея дорогостоящего игрового ПК или консоли. Вся графическая «тяжесть» обрабатывается на удаленных серверах, а пользователю транслируется видеопоток на любое подключенное к интернету устройство — ПК, смартфон, ТВ-приставку.

Заметьте, я специально упомянул ТВ-приставки. Именно они станут идеальным вариантом для консоли нового поколения. Достаточно создать относительное недорогое (и на 100% отечественное) устройство, подключаемое к телевизору, с предустановленным клиентом для облачного сервиса — и вуаля, суверенная консоль готова!

Первая попытка сделать что-то подобное в России. Не на отечественном «железе» и без облака, а потому провалившаяся — но достойно упоминания.
Автор: Nicolae Botnari (CC BY 3.0 Legal Code) Источник: youtu.be

А лучшего облачного игрового сервиса, чем VK Cloud, в России просто не найти. И по объективному качеству, и ввижу неимения альтернатив. Компания располагает масштабной инфраструктурой дата-центров по всей стране, обеспечивающей низкие задержки для комфортной облачной игры. При этом цены на подписку остаются весьма демократичными.

Возможность запуска AAA-игр на бюджетных устройствах и отсутствие локального шума — огромные преимущества облачного гейминга. Но есть и обратная сторона: жесткие требования к пропускной способности и задержкам интернет-канала.

Тем не менее, в России с интернетом все очень хорошо. За последние 20 лет государство и частники колоссально проинвестировало в инфраструктуру широкополосного доступа, так что сегодня страна входит в Топ-10 стран мира по доступности высокоскоростного интернета для населения: канал от 10 Мбит/с имеют, по разным оценкам, от 61 до 85% населения

Таким образом, благодаря инфраструктурным инвестициям последних лет и запуску проекта VK Cloud Gaming у России есть уникальный шанс стать первопроходцем в области облачных игровых консолей. Вместо того, чтобы пытаться воспроизвести традиционные решения Sony и Microsoft, можно пойти принципиально новым путем.

Итого: российский рынок идеально подходит для массового распространения облачного гейминга. В стране активно развивается широкополосный доступ в интернет, по охвату которого мы входим в мировую десятку лидеров. Скорости от 10 Мбит/с и выше доступны более чем 60% населения уже сегодня — то есть половина населения сможет ощутить выгоду такой консоли.

«Железо» и софт для суверенной консоли

Хорошо, облачная архитектура позволяет обойти огромные вложения в «железо» для клиентских устройств. Но что насчет самих серверов для стриминга игр? Также потребуется и специальное программное обеспечение, ОС для консоли и прочее.

С «железной» частью проблем быть не должно. У России есть отечественные разработки процессоров «Эльбрус» и «Байкал». Пусть они и отстают по производительности от современных CPU AMD/Intel, но для стриминга Full HD видео их вполне хватит. Вопрос лишь в масштабировании производства максимально убогого варианта «на пару ядер», чтобы сбить цену при оптовых поставках (а заодно подтолкнуть индустрию в сторону гражданского рынка). Сервера же у VK уже есть, и их нам свободно поставляют из Китая: эта проблема закрыта, как минимум, на время.

Автор: Pxhere, CC0 Источник: pxhere.com

Что касается программной части, то тут всё и того проще. VK Cloud Gaming уже работает, а значит, у VK есть необходимые компетенции по оптимизации игр для облака и кодеки для эффективного стриминга. Создание ОС для консоли также не должно стать проблемой: возьмите любую отечественную сборку Linux, «обрежьте лишнее» и добавьте VK Cloud в автозагрузку. Собственно, всё.

В качестве основы для игрового сервиса может выступить библиотека игр VK, портированных под работу в облаке. У компании уже есть большой каталог игр различных жанров, от экшенов и RPG до стратегий и инди-проектов — и ещё больше на подходе. Кроме того, на базе платформы Cloud Gaming можно будет запускать и иностранные игры, лицензированныесамим пользователем в других сервисах, и даже виртуальный рабочий стол Windows: этот функционал у VK тоже есть.

В целом же, создание игрового каталога для облачной консоли по силам VK. Компания уже имеет большой опыт в игровой индустрии и налаженные связи со студиями-разработчиками. При правильном продвижении новой платформы привлечь студии не составит труда — особенно с учетом, мягко говоря, отсутствия альтернатив — «или в VK Play, или лесом».

Модель монетизации облачной консоли

Ключевым вопросом для успеха любого игрового проекта является монетизация. Как будет зарабатывать деньги российская «суверенная игровая консоль»?

Очевидно, что просто продавать физические устройства-клиенты по разумной цене будет недостаточно для окупаемости. Львиную долю выручки должны принести подписки на сервис облачного гейминга.

Однако тут есть нюансы, связанные со спецификой российского рынка. Дело в том, что отечественные пользователи весьма неохотно платят за цифровые подписки и предпочитают разовые покупки. Концепция постоянных ежемесячных платежей пока не слишком популярна.

Возможно, более оптимальным будет классический для игровых приставок подход — заложить стоимость «железа» (в данном случае, подписки на облачный сервис) прямо в розничную цену устройства. То есть сделать предоплаченным определенный период использования.

  • Для примера, минимальный «безлимит» VK Cloud сейчас стоит 999 рублей в месяц. За год выходит 11988 рублей. Допустим, при оптовых закупках VK предоставит госкорпорации существенную скидку, и себестоимость годового доступа составит около 10000 рублей.
  • Теперь прикинем стоимость самой потребительской консоли. Обычный ТВ-бокс на ARM-процессоре сегодня можно купить за 3-5 тысяч рублей. С учетом необходимости использовать более дорогие российские комплектующие, специализированной сборки и небольших по мировым меркам партий, получим примерно 10-15 тысяч за изделие.
  • Суммируя, отпускная цена гипотетической консоли с 1 годом подписки VK Cloud может составить 20-25 тысяч рублей. Но поскольку 1 год едва ли кого-то устроит, заложим 4 года, за ~50 000 суммарно — ведь дальше уже так и так гарантия на «серьёзную» консоль от производителя бы закончилась, так что эта отметка психологически комфортна.
Сейчас тарифная сетка выглядит так
Автор: VK

Как альтернативу этой схеме, можно дать игрокам «безлимит» на free-to-play игры при покупке по честной цене (без предоплаченного пакета), но брать с разработчиков, например, 40% комиссии за пополнение баланса в играх с «суверенной консоли». Так те, комуне будут нужны премиум-игры, смогут заплатить меньше.

Альтернативы нереалистичны. Заключение

Подводя итог, хочу еще раз повториться: разработка классической игровой консоли «с нуля», с полностью отечественным «железом» в нынешних реалиях представляется задачей если не невыполнимой, то уж точно потребующей невероятных ресурсов и сроков.

Создание собственного игрового процессора и графического чипа, способных тягаться с продукцией AMD или Nvidia хотя бы десятилетней давности — это и вовсе фантастика, как минимум, пока. Даже у крупнейших российских разработчиков пока нет решений, хотя бы отдаленно приближающихся к требуемому уровню производительности. Не говоря уже о проблемах с современными техпроцессами, литографией, серийностью и прочими узкими местами.

Так что если правительство действительно хочет получить хоть какую-то работающую консоль в обозримые сроки, ему придется пойти по пути наименьшего сопротивления. Создать некий гибридный продукт, совмещающий в себе элементы традиционного игрового устройства и облачного сервиса. И здесь компания VK со своей наработанной инфраструктурой дата-центров, библиотекой локализованных игр и относительно функциональным облачным гейминг-сервисом выглядит естественным кандидатом на партнерство с государством.

Так что вполне вероятно, что первая в мире по-настоящему массовая облачная игровая консоль будет родом из России. Пусть не самое передовое, но работающее решение, которое при должной поддержке способно занять свою нишу. И кто знает, возможно именно с него начнется новая эра отечественной игровой индустрии?

P.S. Попытка пройти по этому пути уже была, со стороны Ростелеком, в таком далеком от нас 2020… Но те обломали зубы об санкции через два года после запуска, и, что называется, «не взлетело». Да и госфинансирования у них не было, и все та же подписочная модель… Учтем ошибки?

ДругойДругая
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Играю в игры, читаю о них — а теперь и пишу, чтобы разбавить жизнь копирайтера для китайских (ой, простите, *тюменских*) товаров. Несколько лет проработал компьютерным мастером, так что, порой, и о «железе» могу написать, если вдруг что в руки попадёт. Всегда мечтал быть игровым журналистом — и, как знать, может быть однажды эта мечта сбудется?

14 комментариев

Maksey
Спасибо за статью.
Берём RuStore, копируем туда удобство, механики и алгоритмы Steam, чтобы создать там живое сообщество, которого нет в Google Play. И получаем отличную отечественную платформу потенциально на каждой мобилке и потенциального конкурента зажравшемуся монополисту, который убил мобильный гейминг.
Но нет. Лучше мы сделаем лобовой клон Google Play, где нормальных игр в 1000 раз меньше, чем в Google Play, а даже если выйдет что-то мало-мальски интересное — геймеры эту игру тупо никогда не увидят, потому что алгоритмы на отечественной платформе ТОПовые, но с буквой Ж.
Veselyi_kot
Ну… Таков путь. Вот реально, на VK вся надежда уже. Ибо такое впечатление, что остальные (Яндекс, и уж тем более чиновники от фонда кино) слабо понимают, как тут всё работает.
nemoi13
Маилру за всё берётся смело. Всё превращается в навоз.
А если за навоз берётся. То просто тратит меньше сил.
102655606630750839533@google
Несмотря на всеощий хейт и ненависть mail group. Это реально на удивление подход который выглядит разумным.
Не нужно дорогое железо к покупке, нет пиратства, легко обеспечить скрепность (лгбт защиту детей и прочий мусор). Единственная проблема — игры. Консоли нужны системселлеры, много (хотя основную прибыль обеспечивают сессионки).
Смута на такое явно не сгодится а вот атомик например вполне мог бы, но его одного мало.
Чтобы идея сработала нужно где-то добыть много хороших игр. Допустим геншены с хонкаями — договоримся, какие нибудь PoE, танки, тарковы — тоже, но большие эксклюзивы не заполучить пока санкции — никаких игр от blizzard, sony, konami. Значит нужно делать своё и хорошее — а это хоть и по силам русским разрабом было всегда, но всё равно сложно.
205872727@vkontakte
Не хочу умалять достоинства вк, но например у яндекса уже есть рпзработанные и продающиеся тв приставки и даже Смарт тв, и даже облачный сервис плюс гейминг они уже запустили. Поэтому тут путь гораздо ближе до реализации. Если вк начнёт делать что-то подобное, то это хорошо, т. к. в условиях конкуренции технологии всегда развиваются быстрее. Самый большой вопрос в наполнение сервиса. Но, опять же, на плюс гейминг частично решили вопрос привязкой стимовского аккаунта, что бы можно было играть в игры купленные там.
67081402@vkontakte
Изначально мертвая идея. Какие то конские ценники на подписку. Из игр только атомик херт и Аллоды. Я в шоке как ВК плей то живёт (уверен что он очень убыточен) а если его совместить с китайским ты боксом и стримингом по подписке, то лучше не станет, ибо консоль продают игры, а играть откровенно не во что. Оптимизм автора про 100% русскую сборку этой консоли конечно очень наивен, вспомнить хоть теже отечественные мониторы, где впаивали русский чип, который ничего не делает, лишь бы монитор по % прошел как отечественный. В общем эта статья лишь влажный сон президента, майл ру групс и прочих людей, что далеки от игровой индустрии. Одним словом сказка
108743360298770223077@google
на самом деле игровую приставку выгодней продавать в какие нить эратрии где вообще не че нет чтобы с чем то сравнивать
Лучше звоните Солу
Ахаха. Выгодней продавать туда, где нечё нет? )) Так там нечё нет не потому, что им ничего не продают, а потому что денег у них тоже нет ))
Gridon
А не чё что у нас так денди распиарили и удивительно даже в те годы были деньги на такое удовольствие
Лучше звоните Солу
Где это «у нас»? У меня нечё небыло, ни денди, ни денег. Но пиратские картриджи на рынке видел. Пиратские! Получается пиарили, чтоб пиратку продавать? Шутка. Если хорошо вспомните те годы, никакого пиара небыло. Он был просто ненужен ). У кого были деньги, те и без всякой рекламы покупали это новое невиданное ранее чудо: игровая приставка к ТВ. Просто потому, что это было что то новое, интересное, фантастичное даже.
В
Какие-то цены у автора на подписку с непонятным контентом и качеством+ непонятной приставкой. Расчитал он на 4 года и вышло у него 50 000₽?
А теперь посмотрим например Xbox: Xbox One S/Xbox Series S- 20000₽/25000₽ + подписка Xbox game pass ultimate (через посредника на свой аккаунт лицензия) 4000₽-5000₽ в год.
Получается 36000₽-45000₽ за 4 года
У автора выходит 50000₽ непонятно за что вообще и что из этого получится ?
Подписка должна стоить не выше, чем если бы покупали у мировых брендов в недорогих регионах. У сони — это украинский аккаунт (6000₽-7000₽/ 12 месяцев), а Майкрософт на данный момент аккаунт США(4500₽ за 13 месяцев).
И это на самых мощных консолях в мире, которые сами тянут и в облаке можно поиграть.
Подписка по стоимости не должна превышать на данный момент 4000₽/12 месяцев.
Не надо мерить московскими зарплатами. Москава- это не Россия.
Мне вот принципиально жаль будет отдавать 10000 в год за х… знает что, если я могу оплатить 4500 за проверенное качество и лучшие игры, с возможностью их дополнения в индивидуальном порядке (покупка игр отдельно).
Автор похоже не понимает того, чтобы что-то раскрутить, надо вложить и цены должны быть крайне низкими, набрать свою аудиторию, проанализировать, исправлять ошибки и добавлять новшества. И только тогда, когда хоть что-то путнее выйдет, можно аккуратно поднимать цены.
А так мне, как и большинству геймеров вообще не нужен непонятный сервис за 10000 в год. Кормить мошенников или недоумков я не собираюсь. Сделать для начала это бесплатным- вообще супер. Пусть государство платит за то, что не развивали это вообще!!!
НО САМА ИДЕЯ ? МНЕ НРАВИТСЯ! Великое начинается с малого. С развитием данной технологии подтянутся и другие IT сферы ?
А
Россия пишется с большой буквы, автор это касается вас
R
,, госзаказ,, на игровую консоль йопнулись совсем да?
э
Даром не нужно. Сверенное, с купленными комлектующими в Китае. Китайская валюта, китайское оборудование. Китайские тачки.
Что наше то, кроме алигархов??????

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор Miko V15: вертикальный беспроводной пылесос для сухой и влажной уборки с множеством насадок

Сегодня мы расскажем о Miko V15. Это не только стильная вертикалка с изысканным графитовым дизайном и ураганной силой всасывания в 30 кПа, но с вариативными насадками в комплекте: разные щётки для...

Беспроводная эргономичная мышь Baseus F01 Bluetooth: для ноутбука, для смартфона и как запасная

Компактная мышка с двойным подключением — подойдет для ноутбука и в качестве портативной. Специально искал простую, но удобную мышку для разъездов с ноутбуком, чтобы помещалась в сумке и...

Обзор проводных наушников вкладышей — Sivga Audio M200

Сегодня у меня на обзоре достаточно интересные и недорогие наушники вкладыши. Компания Sivga Audio отдаёт своё предпочтение производству внутриканальных моделей, но не забывает и о вкладышах....

«Звездный рой» у черной дыры: молодые звезды в опасной близости от Sgr A*

В самом сердце нашей Галактики, где скрывается сверхмассивная черная дыра Стрелец А*, астрономы обнаружили загадочные объекты, окутанные облаками пыли. Эти объекты, получившие название...

Как велосипедисту защититься от агрессивных собак: основные и необычные способы

Летом количество велосипедистов на улицах кратно возрастает. А вот собаки никуда не деваются, как нападали на первых велосипедистов, так нападают и на современных. Причем как собаки бродячие, так и...

Как выбрать робота-мойщика окон в 2024 году: критерии и советы

Роботы-мойщики становятся все популярнее, причем сегодня можно найти качественные приборы по доступным ценам. Но выбрать подходящего робота среди разнообразия устройств на рынке непросто. В статье...