Дюна 2022. Испытание Голливудом

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Кино и сериалы

К культовой серии Герберта трудно относиться равнодушно. Хорошо представленный мрачный мир, населенный героями, заслуживающими отдельного сольника каждый, и насыщенный подтекстом из актуальных в любое время вопросов и наблюдений. Сюжет развивается в нетривиальном направлении, наполнен сложной моралью. И главное: текст подан как в виде размышлений персонажей, так и насыщен диалогами и действием, ввиду чего картина фильма буквально вырисовывается в голове у читателя. Книга с различным успехом экранизировалась дважды, и признаться откровенно несмотря на мискаст у меня были определенные надежды на экранизацию Дени Вильнева.

Книгу я читал очень давно, и подробности уже стерлись из памяти. Поэтому просмотр фильма стал для меня особо интересным опытом, и пробудил желание пробежаться по тексту, относящемуся к событиям фильма (что я в итоге и сделал). Но культовые сцены забыть непросто, и то как Вильнев распоряжается с предоставленным ему материалом бросалось в глаза даже мне.

Подход

Если рассматривать фильм целиком, и в контексте книги, то становится понятно, что у режиссера есть план по разбивке истории на эпизоды, и план этот удачен. История Вильнева имеет вектор, она проходится по важным моментам книги, и заканчивается на ярком переходном моменте поединка Пола с фрименом Джамисом. Увы хронометраж фильма заполнен не камерными сценами книги, которых просто безумное множество, а самым банальным фансервисом. Не являясь особо ярым поклонником серии книг, я осознаю ее сильные стороны, и искренне не понимаю людей, которым пришлись по вкусу оба произведения.

Вступление отдали фрименам, мгновенно разрушив их загадочный и чуждый образ родоплеменного общества, с трудом осознающего доминирование цивилизованных народов над собой. Фримены Вильнева собирают в себе качества, явно подцепленные из картины благородных краснокожих старых вестернов. Дальнейший тон фильма сразу становится понятен. Романтический инфантилизм, с которым юная Чани описывает свою планету, создает впечатление будто она десятки лет путешествовала вдали от дома, проучилась в местном Гарварде, и наконец вернулась. Вместо обыденности происходящего и практического взгляда на вещи — бессмысленная лирика. Все же Вильнев гораздо лучше молчит чем говорит.

Кастинг

Тимоти Шаламе. Главный герой он же главный раздражающий фактор фильма. По непонятной причине этому актеру систематически предлагают роли, под которые его фактура совершенно не подходит. Это не было бы такой проблемой, если бы актер не так часто демонстрировал свою режущую глаз дистрофию. Ему запрещают набирать массу перед съемками или это болезненное состояние? Задумка понятна. Изобразить героя в юном возрасте, чтобы он преобразился во взрослого мужчину в сиквелах. Вот только полное отсутствие каких-либо зачатков мускулатуры и способности сделать сильное выражение лица работает в ущерб данной концепции, не меньше чем тридцатилетние школьники — подростковым фильмам. Ведь этому персонажу предстоит внушать, восхищать, пугать.

Но стоит добавить, что избранность книжного Пола и его умение делать все на свете и сразу маленько раздражала меня в книге. В наше время линчевский Пол может показаться гротескно идеальным. Желание приземлить его и очеловечить только приветствуется. Если во второй части пола сыграет Адам Драйвер, я все прощу Вильневу!

Так же как Пол не выглядит наследным аристократом с задатками лидера, его мать Джессика не производит впечатления всегда готовой к прыжку красивой пантеры. Персонаж получился жалкий, слезливый и заурядный абсолютно во всем, а почти все сцены где она демонстрировала силу вырезаны. Зато добавлены диалоги и фразы, подчеркивающие статус ее равноправия, никак его не демонстрируя наглядно. И я понимаю стремление режиссера полагаться на естественную внешность актрис, но использование грима хотя бы на особо важных приемах, на которых мама наследника не выглядела бы прозрачным приведением можно было допустить. На фоне заштукатуренных до кончиков волос герцогов она выглядит частью декораций. При том самой бедной.

Более второстепенные персонажи хорошо показаны, но совершенно нераскрыты, от чего к ним не может быть особых претензий. Что прискорбно для фильма с таким хронометражом и количеством растянутых сцен. А ведь коротких эпизодов, ярко обрисовывающих их характер в книге предостаточно.

Настроение фильма

Неотъемлемая часть книги, неизбежно перетекающая в ее экранизации — доносимая до зрителя идея. Тот самый момент, который можно уловить, но так сложно выразить… И то что недопустимо передавать в руки ленивого ремесленника. Вильнев никогда не создает, никогда не опирается на сильный первоисточник. Он выбирает из голливудского зла более подходящее по сабжу. Из заготовок «я не хочу быть избранным, мамочка» и «папочке плевать на мои чувства» Вильнев выбрал первую. В канву событий она ложится лучше, но раздражает от этого не меньше.

Давящий визуал и музыка — все еще хорошо даются Вильневу. Во время немых сцен даже нет ощущения, что смотрите современный фильм. Но вот актерская игра лицом после линчевской картины смотрится ниже среднего. Актеры мечутся между отсутствием эмоций и их переизбытком. Эмоции не пробиваются у персонажей через дисциплину и тренировку поведения. В экранизации важнейшей книжной сцены пророчества джихада, где Пол не только боялся, но и ужасал сам, менялся на глазах, он только боится. Это лишь продолжение формулы «я не хочу быть избранным, мамочка» в которую Вильнев неуклюже вплетает культовые сцены. И глядя на Шаламе и его игру, мы понимаем, что это невозможная задача в руках любого режиссера. Такой человек просто не может угрожать миру войной на уничтожение.

Я бы назвал этот прием сдержанная истерика. Герои просто хнычут, а потом делают вид будто в глаз что-то попало. И нет, визуальное и звуковое сопровождение не спасает загубленные сцены.  Казалось бы, линчевсий фильм так же не всегда угадывал в каст, но в отображении героев в тех же самых сценах, он словно наглядное пособие. Но справедливости ради стоит отметить, что от соблазна заставить своих персонажей истерить мало кто защищен. В той же линчевской экранизации режиссер отпускал свою фантазию с цепи при проработке образа Харконненов. Вместо хнычущих истерик, там истерики безумные, но общее настроение портит оно точно так же, так что ставить в вину поверхностное представление персонажей одному Вильневу будет нечестно.

При этом опущены некоторые очень кинематографичные сцены, раскрывающие важные моменты вселенной, вроде спора Джессики и преподобной матери Моийам над спящим Полом. Вместо этого нам предлагают диалог про Нео в стиле матрицы, который не объясняет, а рубит с плеча. И рубит не то что Герберт вложил в оригинал, а то что Вильнев подцепил из «Матрицы». Полнейшее отсутствие глубины в артхаусном стиле — визитная карточка этого режиссера.

Повестка

В целом «Дюна» 2022 года страдает от повестки на вполне приемлемом уровне, поскольку сам оригинал к ней достаточно предрасположен. Но то что Герберт подавал как экзотичный элемент, добавляющий и без того прорисованному миру ярких мазков, в фильме доведено до полнейшего абсурда.

Я понимаю желание авторов ввести в повествование темнокожих персонажей, и не считаю, что оно каким-либо образом противоречит логике вселенной. Однако темнокожий дипломат посыльный Императора смотрится как домашний слуга перед белыми и арабскими господами. Костюмы что ли так работают? Надеюсь императорская семья в фильме темнокожая. Сцена невольно вызывает улыбку, но повторюсь логике не противоречит. Ну и классика жанра: расы намешаны в невозможных сочетаниях. Постановка самой сцены внушает, и мне нравится то как Вильнев вводит в повествование важные его элементы: образ печати герцога Атредиса и способности людей-компьютеров ментатов.

Желание максимально наполнить повесткой хронометраж фильма, где и так соблюдены все условия, для принятия любой современной критики, выглядит горячечным бредом. При наличии большого количества внушительных женских персонажей, важные для сюжета мужские без видимой причины меняют пол (видимо эколог неправильного пола не может существовать в этой вселенной). Орден Бене Гессерит вместо того чтобы плести свои интриги и влиять на политику через советников, в наглой форме раздает приказы главам домов. Приказы, прямо противоречащие книжным приказам императора и гильдии навигаторов, которые в фильме фактически не представлены.  Просто чтобы самым тупым зрителям, из тех что смотрят кино только чтобы проверить на соответствие повестке, не пришло в голову пожаловаться на то что в фильме женщина не на самом первом плане?

Печально, когда от примитивности диалогов перестают работать сильные визуальные сцены с любимым мной хоровым пением

Чтобы это бросалось в глаза сценаристы рубят с плеча и от этого физически больно. Обмен фразами: «Потому что я сын герцога?» «Потому что ты сын Джессики.» без последующего объяснения ставит крест на смысл существования ордена, и интереснейшем принципе их работы, которая, повторимся, не противоречит современным повесткам. Просто кому-то понадобилось подчеркнуть этот момент на случай если кто из активистов неправильно понял. И убить весь смысл идеи… Самый отвратительный вид использования политической повестки. Видна натужность там, где в ней нет никакой необходимости. И подается она на контрасте переигрывания и недоигрывания от Вильнева, из-за чего теряется сила сцен. Это все во вселенной где женский орден ученых-воинов занимает сильнейшие ведущие роли как в политическом, так и в физическом положении. Можно же было добиться того же самого эффекта в гораздо более тонком исполнении, введя в сюжет конфликт Джессики и Суфира Хавата.

И подобная рубка с плеча происходит во всем. Вселенная, которая держится на интригах и полунамеках, просто рассыпается на глазах. А ведь книжные сцены, мягко подающие информацию, при этом еще предельно кинематографичны, и Линч уже наглядно это доказал. Особо расстроила сцена общения герцога со Стилгаром. В книге она настоящее столкновение культур и торжество различия взглядов на дипломатию, и опять же целиком составлена из действий и диалогов, ввиду чего очень кинематографична и легко рисуется в памяти. Вильнев опустил ее до прямолинейного непонимания благородных дикарей и нежных белоручек. И это после сцены где дочь фримена в такой лиричной подаче задавала тон положению их народа.  Методы Вильнева не работают в кино, в котором возможность заснять сильный образ редко разнообразит большие объемы диалогов.

Монтаж против настроения картины

Лозунг Вильнева — поверхностность во всем. В неожиданных поворотах, в мотивации персонажей, в политической жизни мира. Даже в четко прописанных сценах книги он не может переступить через себя.

Сильную сцену, в которой Пол долго не мог расправиться с противником из-за особенностей своей техники фехтования, терзался одновременно страхом и удовольствием первого убийства, а впоследствии, будучи опьяненным кровью и внезапно свалившимися почетом и вниманием, столкнуться с последствиями и осознанием своего поступка, свели к инфантильной морали, о том как он не мог решиться убить в первый раз. И это при том, что сцена прописана буквально до запятой, и явно прочитана внимательно. Постановка финального боя хорошего качества, соответствует тексту книги, и хорошо подходит для красивой точки первой части киносаги. Финал демонстрирует как хорошие представление Вильнева о ремесле кино… так и полнейшее непонимание текста оригинала. Дуэль заканчивается идиотским немым эпизодом поздравления с победой вместо сильного продолжения этой же сцены: имянаречения Усула Муад'Диба. Как можно не понимать таких очевидных вещей?

За исключением финального поединка, постановка экшен сцен стандартна для поверхностного боевика. Рукопашная происходит без какого-либо акцента, просто поверх сцены заготовки наложен эффекты защитного поля. По какому принципу оружие пробивает поле по какому нет, из боевых сцен понять невозможно. Наверное, трудно ругать современного режиссера за такой подход, поскольку подобные недостатки кочуют из одной работы в другую.

Вильнев попытался исправить некоторые недостатки книги. Например, в сцене где Лето не запустил щит сразу поняв, что рядом с ним прячется убийца, но это привело к еще большей глупости, когда пущенный пневматический дротик пробил поле, специально созданное против такого оружия. В тоже самое время во время схватки Харконненов и Атрейдесов воины забывают про свои поля, чтобы продемонстрировать пафос Гурни Халлека в очередной сцене-заготовке. И как это бывает неприятно, когда из-за ленивой режиссуры персонаж погибает напрасно. Эпичная гибель Дункана Айдахо в бою оказалась просто бесполезной, а время для спасения персонажей выигрывала запертая дверь.

Ну и в эпизоде, где по воле сценариста вдруг перестает работать прагматичный подход, идеализм, общие интересы, стремление и работа всей жизни, внезапно...

Рандомно вставленная непроработанная любовная линия спасает ситуацию. Другой мотивации в настолько поверхностной экранизации быть просто не может.

Антураж и декорации

Лучшая часть фильма и сильная сторона Вильнева. Если бы он занимался только внешним и звуковым оформлением кино, цены бы такому специалисту не было. Антураж украшают различными деталями, у каждой из которых есть свое предназначение. Мне нравится употребление в кадре бумажных текстов и документов. Создается впечатление их ценности в новых условиях. Для богатейшей знати винтажная архаика, для нищих продвинутые дешевые технологии. Смесь восточных элементов одежды и европейского костюма хорошо ложится в логику вселенной.

Режиссер, явно вдохновляясь культовой картиной Линча, видел и старался исправить ее недостатки. Большой частью это работает, но временами всплывают проблемы источника его вдохновения. Логово Харконненов все еще напоминает отдел космодесанта хаоса. Изобразить благородный дом едва скрывающий жуткую реальность под красивым фасадом пока никто не стремится.

Но опять-таки визуал, в котором требуется больше глубины чем деталей, оказался ему не по силам. Даже в сериале вещие глюки Пола изображены таинственнее и с большим старанием. Если такое одинаковое, но такое раскрываемое при продвижении по сюжету очередное видение линчевского Пола завораживает, то каждый раз разные, но при этом похожие как близнецы приходы вильневского только раздражают.

Расстраивает красивый но затянуто-резкий переход от планов мира Атредисов к Арракису. Вся работа заключается в изображении визуала богатых водой их родного миров и давящих пейзажей пустынь. Это видимо должно сыграть на контрасте. И оно стоило того чтобы отказаться от эпизода, в котором можно представить гильдию навигаторов и космические перелеты?

Итог

Вильнев не всегда удачно подбирает актеров, но снимать их у него выходит мастерски. Пусть Шаламе большую часть фильма и выглядит не на своем месте, я был готов простить это фильму, и позволить магии кино захватить меня образами и звуком. Но примитивность диалогов всякий раз выдергивала из атмосферы. Фильм, который мог доставит массу удовольствия своими видами и антуражем примени режиссер уже имеющиеся у него диалоги на экране, обречен с первых слов. Стихия Вильнева — немногословные фильмы с продолжительными немыми сценами, а хорошо поставить картину, в основе которой стоят диалоги и монологи, ему просто не по плечу. Он не чувствует силу слова, не понимает важность заложенной в них мысли, не способен отойти от голливудских заготовок, использует привычные голливудские приемы для оформления сцен, и, что самое грустное, использует он их для того чтобы растянуть сцену, а не сократить ее. Вдохновляющие сцены Герберта и Линча в исполнении Вильнева вызывают нарастающее раздражение. И виной тут отнюдь не повестка — она маячит где-то на фоне — проблема в методах подачи сценарного материала Вильневым. Они все работают в минус. Признаться, ожидания от фильма были куда выше, и желания увидеть сиквел у меня нет никакого.

Фантастический фильм
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Будущее за 1060. Надежда в 1050.

19 комментариев

114469366904112457408@google
К культовой серии Герберта Уэллса трудно относиться равнодушно.
ЧТОА?! Я был первым, кто прочитал хотя бы первую строчку этого поделия?!
s
Да, с Уэллсом получилось мощно )
Владимир Косов
Бог знает почему я их постоянно путаю, но впервые пожалел, что не вставил имя автора в заголовок.(
G
Откуда вы, такие ценители, берётесь? Серия Герберта Уэллса...
Фильм в прошлом году вышел, кстати.
Владимир Косов
Да сам проорал. Думал напишу посредственный разбор посредственного кино, а вышло прямо запоминающееся событие в жизни.
109119818707306581041@google
Мена-критик, чем тебе дрищ Шаламе не угодил? Преподобная с сомнением обращалась к матери Пола, мол не маловат ли он, Джессика? На что ей было дано пояснение, мол, все нормально, старая, все Атрейдесы взрослеют поздно.
Влажные фантазии увидеть Драйвера во второй части — это просто прекрасно. Вилимо, Пол всегда стоял спиной к сухим ветра Дюну и ему уши загнуло. Эти объясняется внезапная лопоухость. Ну и вода жизни довершила остальные преобразования.
Владимир Косов
Тем что Шаламе не «незрелый», а именно, что дрищ, как вы изволили заметить? Не неразвито, а болезненно выглядящий человек. Более того я отметил, что если бы его не пихали через кадр в неглиже, то задумка даже ничего. И я отказываюсь видеть возмужавшего Шаламе в ком-то кроме лорда ситха!
S
Вопрос к комментаторам: посмотрев фильм, вам захотелось перечитать книгу? Аффтару — да, мне — да… Может, в этом и есть задумка Вильнёва? — дать понять зрителю, что магия кино еще не способна передать столь многогранное произведение?
Вопрос к аффтару: Уэллс — умышленно?
Насчёт креатива — аффтар, пиши исчо. «Лозунг Вильнева — поверхностность во всем» — зашло, и это — ключ к пониманию замысла режиссёра!
Владимир Косов
Нет, это моя личная шиза. Возможно связано с тем что я в детстве из фантастики только Стругацких и Уэллса читал, а «Дюну» прочел уже очень сильно взрослым. Я точно знаю, что Уэллс ее не писал, но всегда говорю «Дюна» Уэллса. Ну и имена созвучны, может дело в этом.
И я понимаю, что у меня много негатива в обзоре, и нормально отношусь к критике со стороны поклонников фильма, на то здесь и комментарии. Но очень уж многого я ждал от этой экранизации, долго откладывал ее под настроение, не посмотрел разбор Клима Саныча, и в итоге чуть ли не каждый диалог меня разочаровал.
J
Интересная позиции. Кино — вторичный и рекламный придаток к книжному первоисточнику, без смелости и сценарный работы — отличное кино, ведь мотивировало прочесть книгу. Я бы лично не пошел читать, после фильма Вильнева.
221034124@vkontakte
поверхностный обзор фильма от нытика, ничего в нем непонимающего
это не он ли тут блоги про танчики вечно слезами омывает?
а вот это:
«Будущее за 1060. Надежда в 1050. » — вместо тысячи слов. Мамка не купила подороже? Прослеживается «десятки лет путешествовал вдали от дома, проучился в местном Гарварде, и наконец вернулся», мудроздь поколеней, чо...
понаберут инвалидов-копирайтеров-калек мозговых…
Владимир Косов
Все нытье одинаково. Шаламе поныл в фильме, я поныл над его нытьем, а вы поныли над моим, и даже устремили поток слез до куда более высоких материй. Как видите общение на одной волне удалось.
А еще мне мама запрещает ходить в киноа, а карманных расходов только на кинопоиск хватает! Но не ожидал, что это повод утянуть меня в конфликт любителей любить и не любить танки. В общем спасибо вам за эту приписку подняли настроение.)
п.с.
Если напишете ответный обзор о том что в танках хорошего, я обязательно его прочту! Ваши срачи — последний признак жизни на сервисе после завершения пк-консольных войн…
115752584531769134198@google
Эмоциональные просторечия и вызывающие вопросы делают из рецензии желтогазетную статью. А пренебрежительное отношение к фактчекингу и языковому оформлению выдают неуважение к читателям, что лишает уважения и вас. Впрочем, вашим рвением можно горы сворачивать. Если оно будет идти об руку с критическим мышлением, то до журналистского успеха недалеко.
Владимир Косов
Журналистика сказано как-то слишком сильно. Эту работу можно, сделав большой комплимент, отнести к любительской критике максимум. И рвения здесь не было никакого. Я за пару часов посмотрел фильм, от которого ожидал очень многого, по мере просмотра описал впечатления. А на следующий день достал из шкафа старую книгу, пробежался глазами по сценам, за которые зацепился глаз, и дополнил его. В общем кроме эмоций и личных наблюдений в моем посте ничего нет. Ну и поскольку эмоции были отрицательные, то и вылилось это в негатив.
Разумеется, я был готов к негативу от поклонников, которым фильм понравился. Готов его принять вместе с их мнением, и ответить на него.
585916151@vkontakte
Это не обзор, а гоVноVысер! Специально для тупых диванных кинокритиков: Нет идеальных фильмов! Есть авторское прочтение материала режиссёром! Вильнёв в этом фильме выдал именно то, что ждали от Вильнёва! Я изначально садился смотреть не идеальную киноадаптацию книги, а именно фильм Вильнёва! И я получил именно то, что хотел! Это именно то прочтение, которое ожидаешь от автора «Убийцы» и «Бегущего по лезвию 2049»! Меньше всего мне бы хотелось слушать 2 часа болтовни, воспроизводящей все диалоги книги! Вильнёв непревзойдённый визуал в современном кинематографе и именно этим он ценен и за это любим!
И тут приходит какой то хрен с горы и начинает критиковать возможно лучшего режиссёра 2010-2020-х годов!
Владимир Косов
Эм… т.е. вы признаете, что высказанное мной справедливо, но ввиду того, что другие продвигаемые Голливудом режиссеры по вашему мнению еще хуже, это все равно хорошая сторона фильма? Джексон с переменным успехом перенес диалоги «Властелина Колец» в кино, Уайсс и Бениофф с переменным успехом перенесли диалоги ПЛИП в сериал. Но зачем это делать лучшему режиссеру современности? Даже пытаться не стоит.
Про смелость критики было сильно. Значит, если фильм полностью провалил ваши ожидания и не развлек ни секундой экранного времени, то вы должны либо заткнуться, либо хвалить его в угоду другой стороне.
J
Огромное спасибо за статью. Уже в который раз, читаю блог, с интересом. Мысли очень смелые. На примере с Дюной, мне кажется, стало как никогда, очевидно что Вильнев сугубо «техничный» и скорее студийный, нежели авторский режиссер. Хотя глядя на его ужасные и бутафорские «Пожары», ясно что уже тогда Дени тяготел в сторону Голливуда. А что касается самой Дюны, то от первоисточника никогда не был в восторге, и думаю удачно его адаптировать в кино, можно было бы, только сильно переиначив книгу. Примерно как Линч, что понимал книгу, но сильно по своему интерпретировав. По крайней мере Линч смог уместить книгу в один фильм. А здешняя идея разделения книги на 2 части мне думается абсолютно провальной, так и еще с отдельными съемками.
Владимир Косов
Благодарю за комментарий. Тут не столько мысли, сколько эмоции, очень уж многого я ждал от этого фильма.
Вас легко можно понять. У книги есть недостатки, которые бросаются в глаза, и эпизоды, в которых Вильнев пытается их исправлять, одни из немногих, что я смотрел с интересом. И я намеренно не трогал моменты, которые не удались еще в линчевской адаптации, как например образ Владимира Харконнена. Все на свете в кино не впихнуть, тут вы правы. Линч кстати тоже жаловался, что ему не дали снять фильм, который он хотел.
Владимир Косов
Одна уже есть. И пусть не как экранизация, но как кино она хороша. Но поклонников «Дюны», которые никак не могут получить экранизацию своей любимой книги так же легко понять.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор новинки, планшет Teclast T50HD: бюджетный, производительный, стильный

Предлагаю подробно рассмотреть новинку на рынке планшетов, а именно — модель Teclast T50HD, которая имеет вполне неплохие заявленные характеристики и продается по адекватной стоимости....

Format выпустил первый в мире велосипед гревел-кантри?

Довольно необычная новость обнаружилась на официальном сайте популярного российского бренда велосипедов Format. Компания опубликовала крохотную заметку, которая оставляет больше вопросов, чем...

Телефон против фотоаппарата: гонка длиной в 25 лет

Ровно 25 лет назад, в мае 1999 года, был представлен первый телефон со встроенной камерой. Им стал «японец» Kyocera VP210, правда, камера у него располагалась спереди и предназначалась в первую...

Обзор Vancer Groove & Thrash: топовые игровые мыши с 8К донглом в комплекте

Недавно малоизвестная компания Vancer, специализирующаяся на игровых мышках, представила 2 интересные новинки — Groove и Thrash. Знаю, о чем вы подумали, название второй модели не самое...

Охота на призраков: как ученые выслеживают темную материю

В бесконечных просторах Вселенной скрывается загадка, которую ученые пытаются разгадать уже не одно десятилетие — загадка темной материи. Эта невидимая субстанция, не взаимодействующая...

Обзор MoonDrop Para: открытые планарные наушники на 100 мм драйвере

В компании MoonDrop, похоже, решили положить конец дилемме относительно размера планарного излучателя. Да, в относительно новых Para установлен не 50 и даже 60 мм драйвер, а, так сказать, полная...