У Линча или у Вильнёва: какая Дюна лучше? Мнение посмотревшего впервые

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Кино и сериалы

Я никогда не смотрел Дюну до 2023 года, но я очень хорошо помню хайп вокруг нового фильма Дени Вильнёва, поэтому решил ознакомиться с фильмами, начиная со старого. О вселенной я знаю совсем немного, разве только то, что в моём детстве была шикарная игра стратегия «Dune The Battle For Arrakis» для Сеги. Но ведь фильмы посмотреть можно и без фонового знания, правда?

Dune / Дюна, 1984

Источник: play.google.com

Первой я посмотрел Дюну 1984 года, срежиссированную Дэвидом Линчем. В целом мне понравился старый фильм.

Что понравилось. Мне понравилась игра актёров и роли. Актёры подобраны грамотно, на их игру приятно смотреть. Кроме того известность актёров добавляет фантастическому фильму особого очарования: Юный Кайл Маклахлен, Патрик Стюарт, Стинг и другие. Их персонажи не выглядят супергероями, но и не выглядят слабыми. Они выглядят такими, какими были бы в реальной жизни — приземлёнными и простыми, без лишней драмы, без психологического багажа за плечами. Актёрская игра поставлена убедительно, хочется верить, что всё происходящее на экране — норма для вселенной Дюны.

Правдоподобным выглядит способность Пола управлять голосом, потому что появилась не сразу, а после практики. Убедительно выглядит Барон, представленный как коварный подлец.

Отдельно отмечу костюмы и грим: смешные лысины у мужчин и женщин, прекрасные брови и жирные гнойные прыщи у Барона на лице. Гротескно по нынешним стандартам, но крайне забавно, можно долго разглядывать.

Что не понравилось. Фильм состоит из двух неравных частей. Первая часть кажется затянутой и скучной, развитие сюжета очень медленное, малопонятное. Зато вторая часть развивается стремительно, молниеносно, полна действия и богата на события.

Не понравились спецэффекты. Слишком простая кубическая графика личных щитов даже для своего времени, но червяки вполне себе ничего.

Фильм скорее понравился, погружает в атмосферу и запоминается. 8/10

Режиссёр: Дэвид Линч

В главных ролях: Кайл Маклахлен, Вирджиния Мэдсен, Франческа Аннис, Леонардо Чимино, Стинг

Рейтинг IMDB: 6.3/10

Оценка на Metacritic: 41

Моя оценка: 7/10

Dune: Part One / Дюна, 2021

Источник: soundeffects.fandom.com

Посмотрел классику, посмотри и свежак. Я помню, как много хайпа было вокруг выхода этого фильма, но я почему-то не спешил с просмотром. Просмотр дюны Вильнёва не оставил у меня таких тёплых впечатлений как просмотр Дюны Линча.

С первых минут видно, что это современный фильм: подбор актёров продиктован SJW-повесткой. Не то чтобы фильм ей пропитан, но по актёрскому составу это очень хорошо заметно. Кажется, в фильме представлены все возможные расы и национальности. Не скажу, что это плохо, просто мне не нравится, когда актёры подобраны не по тому, как они играют и как они вживаются в роль, а по иным правилам.

Примечательно, что большая часть персонажей молодая, например, Пола Атрейдеса играет Тимоти Шаламе. С точки зрения канона это правильнее, чем Маклахлен. Но проблема в том, что он не похож на мудрого лидера, который поведёт всех за собой, он остаётся всего лишь мальчиком. Так и не скажешь, что у Пола есть какие-то способности, но по сюжету очень даже есть.

Что не понравилось. Не понравилось, что всё в фильме делается на грани и вопреки, превозмогая. Полёт в шторм обязательно закончится крушением, но оно будет долгим, обязательно перед этим будет борьба со стихией и случай «чуть было не было, но главный герой спас ситуацию».

Не понравилось, что всё в фильме так или иначе призвано создавать масштаб, размах, пафос и драму. Зачем? Лучше бы сюжет усилили. Сюжет первого из двух фильмов серии почти тот же, что в 1984. Понятно, что по одному роману, но можно же разнообразить, иначе зачем смотреть то же самое, но жирными штрихами.

Сюжет кажется очень затянутым, действие начинает происходить только к концу второго часа. По сути, то же самое наблюдалось и в картине Линча, но она разогналась быстрее и состояла из одной части. Дюна Вильнёва больше похожа на тизер того, что будет во второй части. Судя по всему, во второй части будет очень много экшена и эпичных картин. Но стоит ли смотреть тизер длинной в два с половиной часа?

А ещё я совершенно не понимаю, почему фильм так темнит. В некоторых сценах настолько темно, что глазу не за что зацепиться. Странное решение.

Исполнители главных ролей
Источник: winteriscoming.net

Я провёл маленький эксперимент, показав фото актёров, исполняющих главную роль, жене, её маме и своей младшей сестре. Двое из трёх выбрали Маклахлена и только сестра выбрала красавца Шаламе. Хотя бы поэтому фильм будет иметь больший успех у молодого поколения, которым сейчас по 20-25 лет, а не на стариков вроде меня, моей жены или наших родителей.

Что понравилось. Понравились спецэффекты. Всё смотрится просто шикарно — взрывы, песчаные бури. Техника очень качественная. Не знаю, канон или нет, но летательные аппараты в виде стрекоз — это очень крутая и красивая идея.

Глядя на оценки пользователей и отзывы критиков, мне кажется, что я стреляю сам себе в ногу. Ну, как может не понравиться такой высоко оценённый фильм? К сожалению, мне не понравилась новая Дюна. Возможно, вторая часть окажется лучше.

Режиссёр: Дени Вильнёв

В главных ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Зендея, Оскар Айзек, Джейсон Момоа, Стеллан Скарсгард, Джош Бролин

Рейтинг IMDB: 8/10

Оценка на Metacritic: 74

Моя оценка: 4/10

Итог

Я не могу назвать себя кионкритиком, кто я такой, чтобы критиковать режиссёров с мировым именем, но я могу назвать себя зрителем. Как зрителю мне значительно больше понравился фильм Дэвида Линча. Не потому что он лучше или хуже, а потому, что я не являюсь целевой аудиторией фильма Вильнёва.

67 комментариев

P
Ещё был мини-сериал 2000-го года “Дюна” (‘Frank Herbert's Dune’) с Алеком Ньюманом в роли Пола Атрейдеса, который и смотрелся настоящим герцогом-бунтовщиком, в отличие от мискастовых Маклохлина и Шаламе.
Всё в этих мини-сериях было здорово, за исключением маленького бюджета, что сильно резало глаза.
B
Дюна 2021 не просто медленная, а ооооочень медленная, как мне показалось.
Меня это остановило.
r
Книга лучше
Grolribasi
Наверняка, надо ознакомиться
B
Книга тоже так себе. Такого уровня фантастику клепают сотнями книг в год. Средний уровень
745866722@vkontakte
Книга хорошая, только читать надо было раньше. Мне тоже в 43 как то не заходит. До этого Желязны сборник рассказов легко.
b
Абсолютно согласен — Дюну от Линча, пересматриваю под настроение. Смотрел уже раз 5 а то и больше. От Вильнева — посмотрел один раз и желания пересматривать особо нет.
A
Не везет Дюне на экранизации.
b
Ну дык ToTo — хитовая группа. Из хитов — Africa, причем кое где интонации из этой темы с музыкой в Дюне пересекаются.
vilgun
новая Дюна офигенная
что такое SJW-повестка
Grolribasi
Это когда в актёрском составе представлены все расы, полы и меньшинства, темнокожие там, где их исторически не могло быть (в средневековой Англии, например).
116224496560637943128@google
ну против тренда не попрешь. В целом фильм очень удачный и наличие множества рас не мешает. Хотя если включить логику, вот не помню, что бы у Герберта где то их разнообразие ущемлялось. Миров было много, конкурирующих «домов» тоже, почему же рас должно быть меньше?
Grolribasi
Ничего против самого явления не имею, но просто примечается такое само собой
112111355643383557508@google
Воин социальной справедливости sjw повестка рассчитана на клованов которые везде видят ущемление расы религии пола или ориентации. Поэтому режиссер занят тем чтобы никого не обидеть.
7507713@vkontakte
Глупо сравнивать фильмы, если не читал книгу. Главный герой и был мальчиком, а не мужчиной, это скорее камень к первому фильму. Весь фильм снят в точности по книге, где и как они должны были усилить сюжет? Автору бы Марвел смотреть, где все написано на коленке, а адаптацию книги нечем усиливать не должны, она должна передавать то что автор вложил в это произведение
Grolribasi
Я не берусь судить о том, насколько правдиво адаптирована книга у двух режиссёров. Правильно заметили, что это глупо, если не читал.
Но посмотреть два фильма с ± одним сюжетом и сравнить впечатления от просмотра я могу.
PanzerK
В «точности»? Вы точно книгу читали? Или только слышали в пересказе Рабиновича )))
111853965430826987686@google
100% согласен,
А насчёт «в точности» — ровно настолько, насколько это возможно при экранизации,
Уж как я ждал что фильм окажется марвелом пока поднимали хайп перед выходом, даже в кинотеатр идти не хотел, точно так же потом был доволен и теперь жду выхода второй части. Книгу читал, да, согласен что начинать ее надо было в юности, мне повезло — вовремя подвернулась, перечитывал и в 30 и вот в 43 — норм, думаю если бы сейчас в первый раз, может и сдюжил бы, а так воспоминания юности помогают
Старый фильм не смотрел, но кажется что в те времена рановато было браться за такую экранизацию, и уж точно не в мультяшном стиле ее делать
Grolribasi
Как вы вы можете говорить про мультяшный стиль, если даже не смотрели?
b
Глупо писать что читал книгу — если видел в ней, пардон фигу.
Главный герой в книге это юноша 15 лет отроду, а не мальчик. В книге это описано четко. Посмотри-ка сейчас на 15 летних. И 190 ростом есть, и на мужиков 30 летних похожие есть — именно те которые обладают отличной физ. подготовкой, спортсмены и т.п. А книга как раз нам дает понять что все свои 15 лет — Пол тренировался и поддерживал свою физическую форму. И здесь — у меня, именно при чтении книги создалось противоречие — худоватого юноши и отличной физической формы. Это разные вещи, однако. Возможно у Линча были такие-же мысли. Да и насчет молодо выглядит — понятно что есть поправки в книге на то что типа «сыны из рода Атрейдесов выглядят моложе своих лет» — но реальные факты показывают что человеческая кожа стареет очень быстро в агрессивных условиях типа пустынь и т.п. То есть под конец, в пустыне — он стал выглядеть старше своих лет. Поэтому Маклахлен на роль Пола Атрейдеса подходит больше.
V
Согласен, Duna 2021 переоценена. Спец эффекты не могут заменить игры актёров, в противном случае люди перестали бы ходить в театр или читать книги. С моей точки зрения — средней руки фильм, если не ниже. Затянут. Главный герой ни по фактуре ни по игре не соответствует масштабу героя, скорее он из разряда «вышел мальчик погулять». Главная героиня выглядит на этом фоне более серьёзно и органично смотриться в фильме. Она отвечает всем требованиям к героини книги, фильма, на которую возложенна ответственностью не только за свою судьбу, но и судьбу своего народа. В книге акцент сделан на людей, на их внутрений мир, их каварстве, интригах, стремлении в реализаций своих их амбиций, желаний. Фантастическое окружение, это всего лишь декарации среди которых разворачивается вечная драма борьбы за власть, деньги и права на независимость от мнения большинства отдельной личности и народа. Посмотрим, что будет предложенно во второй части.
115268271276965195103@google
Рейтинг IMDB «Dune. Part One» (2021) 8.0/10 на основании более чем 720 тысяч оценок, но никак не 4, как указано у Вас
Grolribasi
Спасибо, что заметили! Ошибка, будет исправлено.
115268271276965195103@google
Если интересно, для себя делал группу в тг, закрытую, так что не реклама, накидал туда аудиокниг, ну с учётом того, что надо будет послушать как-то… В том числе и все части «Дюны» читает Сергей Чонишвили, это который Доминика Торретто в «Форсажах», кажется начиная с 4-го озвучил
https://t.me/+lbIqPTQkRTQ1MDYy
Вот если что слушайте, мне не жалко.
Ещё раз: подписчиков в группу не ищу, группа закрытая, это не реклама, просто поделился, не более
N
Надо было ещё с сериалом ещё сравнить, он максимально приближен к первоисточнику, хоть и снят ужасно. У Линча тоже достаточно промахов — звуковое оружие, саудакары мутанты, совсем уж уродские Харконнены и дождь в конце… Но даже это лучше чем то что было у Вильнёва, а его Лиета Кинеса я лично ему никогда не прощу.
104434162084689035276@google
Мне тоже больше с Алеком Ньюманом нравится больше
с
При всём уважении к Дэвиду Линчу (как к режиссёру (считаю его самым лучшим режиссёром)), «Дюна» и 3-ий сезон «Твин Пикс» — полный провал.
117876974574186610472@google
Пересматривала недавно оба фильма. Честно говоря, фильм Линча поражает наивность получился. Во многих сценах не удаётся удержаться от смеха из-за комичности подачи. Со старшим сыном отметили костюмы и звуковое оформление. Интересно, что такие же «древние» Звёздные войны эпизод IV до сих пор выглядят вполне актуально.
Согласна, что второй вариант сильно затянут, и картинка слишком тёмная. С другой стороны очень понравился выбор актёров, многонациональность не смутила. Понравилась атмосферность, звуковое оформление, эффекты.
Что касается близости к оригинальном сюжету, то они приблизительно одинаковы, как по мне.
Спасибо за рекомендацию сериала в комментариях. Не знала про него, обязательно посмотрю.
A
Может быть темная картинка потому, что фильм предназначен для кинотеатров, ну или хороших телевизоров с полноценным HDR.
Смотрел в кинотеатре — все выглядит великолепно. Такого 100% попадания в атмосферу книги я ещё среди фантастики не встречал.
Grolribasi
Может быть, конечно. У меня основной монитор поддерживает и телевизор тоже, но я смотрел на маленьком без HDR.
107682819598912108456@google
Именно. И про HDR, и про атмосферу. А по поводу претензий к затянутости и т. д., меня друг после просмотра мной спросил, стóит ли ему идти, и я считаю, что верно сформулировал суть фильма Вильнëва, когда ответил, что идти нужно, если читал книгу, так как это не столько экранизация, сколько «визуализация» культового произведения, и визуализация эта шедевральна.
P
Автору необходимо прочесть книгу, прежде, чем пытаться оценивать ЭКРАНИЗАЦИЮ! Дюна Вильнева максимально приближена к сюжету книги. Книгу перечитывал раз 5. Спецэффекты и масштабы постановки заставляют сказать спасибо. Думаю Герберт так это себе и представлял.
Grolribasi
Уже говорил выше, я оценивал не экранизацию, а два фильма об одном и том же. Достоверность меня не волнует, я о впечатлениях от просмотра.
Eldarado
а два фильма об одном и том же

Так для этого и надо прочитать книгу. Она вообще о борьбе за власть разных кланов.
PanzerK
Вы там бредите что ли? Каких ещё кланов?
Eldarado
Ты книгу читал вообще? Атрейдисы, Харконнены в курсе кто такие?
PanzerK
Атрейдисы… и Харконены… это — великие дома.
Какие к чёрту кланы? Как вы такое выдумываете?
114272253481647205549@google
Дюна Линча субъективно показалась атмосфернее Дюны Вильнева несмотря на устаревшие спец эффекты и графику, игра актеров тоже понравилась больше в первом фильме.
N
Как человек, написавший магистерскую работу по сравнению экранизаций, читал вашу статью с фейспалмом. Но, сколько людей, столько и мнений. Однако, большое количество людей, которые прочитали ваш текст, будут опираться на ваше мнение при рассуждениях на эту тему, к сожалению.
Grolribasi
Расскажите подробнее, что вызвало фейспалм и почему?
745866722@vkontakte
Это интернет. Автор не энциклопедию же пишет. Главный триггер в статье есть, сравнение чего то с чем то. И всё, мы читаем комментируем. И как множество статей через 2-3 дня забудется. Кому на что опираться, все умные, сами знают.
116224496560637943128@google
Однозначно от Вильнева, Линч вкупе с Ди Лаурентисом родили мутанта, мрачный, унылый жескач, с жуткими персонажами. Разумеется книга лучше ибо детализирована. Тем не менее, приятнее смотрится последний фильм.
117396936649602599640@google
Для этого есть imdb кинопоиск и иже с ними.
B
Мне Линч понравился больше, Барон и его племянник получились очень харизматичные от них веет безумием. Фейт классный. Даже их культура в Гиди прайм у всех рабов есть пробка на сердце. Это ужасная смерть всегда рядом с тобой. Ужасы тирании так сказать
745866722@vkontakte
У меня ощущение, что обе экранизации отталкиваться от персонажа барона Харконнена, каков барон, такое и настроение фильма, будто остальные актёры подыгрывают. И Вильнев и Линч прям таки упиваются этим персонажем.
61001113@vkontakte
Дюна. Скажем так морально устаревшая фантастика. Книга была мега хитом своего времени, но сейчас это просто старое во многом наивное чтиво.
По способу написания она очень схожа с творчеством Толкиена, когда сначала придумывается во всех деталях мир со своей историей и лишь потом в него запихиваются герои и сюжет.
Фильм вильнева неплохо передает ее содержание но боюсь для тех кто книгу не читал там будет масса непонятных вещей. Начиная от использования голоса или ментатов и заканчивая экологией Дюны.
И да орнитоптеры то есть летательные аппараты стрекозы по канону. Канон у Вильнева вообще достаточно хорошо изображен.
Если забыть всю ту шнягу вроде навроде замены героев мужиков на баб и белых на негров.
Стоило ли переснимать это… ИМХО нет. Повторюсь история морально устарела. Я как человек всю жизнь читавший кучу всего с уверенностью могу сказать что есть масса современных книг годных к экранизации тем более если это будет сделано на хорошем уровне с хорошим бюджетом.
Вообще что у нас что у них почемуто часто берутся снимать фильмы по «неснимаемым» произведениям
То марсианина снимут где в принципе невозможно передать на экране весь тот стеб над самим собой и НАСА который описывает в дневнике и своих мыслях главный герой. То возьмут Лукьяненко с ночным дозором где те кто его не читал ни шиша не могут понять что им показывают на экране про комаров и какой то сумрак. То Головачева пытаются экранизировать. И нет бы снять что то вроде бича времен который вполне смотрелся бы на экране в качестве боевичка с интересной идеей, снимают всякую непередаваемую экраном эзотерику
PanzerK
Фильм Вильнёва прямо противоречит тому что написано в книге и является в лучшем случае экранизацией фильм Линча… )))
745866722@vkontakte
Как с языка снял)) на 10500
V
С Вами полностью согласен. Когда прочитал произведение и смотришь его экранизацию, то в зависимости от уровня режиссёра понимаешь удалось ли ему перенести основную идею книги или нет. Да «Дюна» в XXI веке не актуально, устарела. Есть много произвений, которые не могут быть экранизированы на том основании, что они больше сосредоточены на внутреннем мире героев, а не на внешних проявлениях. Если рассматривать фантастический сюжет для экранизации, то для этой роли например, подойдёт любое произведение Гарри Гаррисона где рассказывает о похождениях Язон динАль, начиная с «Неукротимая планета Мир смерти — 1». Есть всё, для классного филльма: — приключения, экшен, сражения, драки, фантастический мир, динамичный сюжет и т.д. и т.п.
gnatukvi
Не надо забывать, что новый фильм нужно смотреть в формате «Аймакс». Это совсем другое дело!
104477075391296896368@google
Не смог смотреть оба. Кота за хвост и не о чем.
Grolribasi
Тоже нормальное явление, не всем заходит
104477075391296896368@google
книгу прочитал в прошлом веке, ничего, зашла.
113692969@vkontakte
Ясно. После пожелания автора усилить сюжет (может хотел чтобы пол геем оказался или ещё какой рояль в кустах?) даже читать смысла нет. Притянутые за уши претензии к sjw, когда актеры вполне хорошо играют, к тому что пол ведёт себя как мальчик(внезапно) а не как лидер ну и топчик — объективное мнение о маклахлене и шашаме от жены и тещи.
П.с. я не говорю что фильм 2021 идеален, но почти все претензии автора — бред.
Grolribasi
Я знаю, что моя статья далека от идеала, ни почти все претензии комментатора — бред. Неприятный комментарий, после которого хочется умыться.
K
Простите, а как автор может судить за подбор актёров если он не знаком с книжным источником?) что за шиза?)
102008995170272980489@google
А мне новая Дюна понравилась, точней мне старая ни как не нравилась, не мону объяснить, просто какая-то гротескная неприязнь к актёрам и персонажам. Я смотрел её очень давно, но сравнивал я её не с книгой, а конечно же с игрой на Сеге или Дюной 2000 на печке. Старая Дюна, как по мне, всратая театральная постаеовка с переигрыванием от старых пердунов, считал её такой тогда, считаю и сейчас. Новая кучная, монотонная, без действий, но если смотришь в кинотеатре, это просто потрясный звук и атмосфера, красивый визуал и в целом приятно смотреть, не отталкивает, я даже повесточки не заметил, точней она там ненавязчивая, нкт явных противоречий
A
Самое забавное, что и Маклахлену, и Шаламе обоим было 24 года в время съёмок Дюн. Просто Шаламе реально выглядит на 18-20, Маклахлен выглядит старше своих лет.
105355190269763634798@google
Фильм Девида Линча несравненно лучше

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

За гранью предела Гринвальда: ученые преодолели барьер на пути к термоядерной энергии

Термоядерная энергия, энергия звезд, издревле манит человечество. Это практически неисчерпаемый источник чистой энергии, способный решить энергетические проблемы нашей планеты. Одним из наиболее...

Содержание нескольких питомцев: взвешиваем все «за» и «против»

Можно спокойно жить с одним котом или собакой, а можно завести целый «зверинец» и наслаждаться ежедневной суетой. Мы все разные, и у каждого есть свои представления об идеальных питомцах и их...

Сода в саду и на огороде: когда она спасает урожай, а когда становится врагом

Сода — это не просто средство для выпечки или чистки дома; она обладает множеством полезных свойств, которые можно эффективно использовать в саду и огороде. Этот белый порошок способен...

Экономим время и место: Микроволновая печь Harper HMW-20ST04

Время — это ценный ресурс, а микроволновые печи сильно экономят время, проведенное на кухне. Благодаря им можно быстро и удобно приготовить разнообразные блюда, разогреть закуски или...

Математика квантового мира: как «трансряды» помогают понять туннелирование

Мир, который мы видим, осязаем, ощущаем — это лишь вершина айсберга. Под поверхностью привычного скрывается квантовый мир, царство парадоксов и загадок. Здесь частицы ведут себя как...

От нейтрона к аксиону: как «недостатки» физики помогут разгадать тайну темной материи

Вселенная — это грандиозный театр, где разыгрывается спектакль, полный загадок и тайн. Одна из них, окутанная мраком неизвестности, будоражит умы ученых уже не одно десятилетие: тайна...