Фильм «Гонка (Rush)»: один из лучших фильмов про автоспорт и Формулу-1?
Формулу-1 не просто так называют королевой автоспорта. Соревнования на пределе возможностей человека и техники, скорость, адреналин, смертельная опасность, различные решения гениальных инженеров и слаженность работы механиков. Также это весьма драматичное зрелище: небольшая заминка на пит-стопе, ошибка пилота или соперника, или отказ силовой установки на последнем круге — всё это легко может стоить победы или привезти к трагичным последствиям. А уж «эффектные» аварии на скоростях 200-300 км/ч могут напугать покруче любого фильма ужасов.
Содержание
У каждой эпохи свои герои
Фильм повествует об одном из самых интересных и знаковых сезонов формулы-1 1976 года. Сезон, который должен был закончиться убедительной победой чемпиона мира 1975 года Ники Лауды на Ferrari, но судьба распорядилась иначе.
70-е годы двадцатого века для Формулы-1 стали временем экспериментов и необычных технических решений. Антикрылья стали неотъемлемой частью конструкции, двигатели становились мощнее, появился привычный «слик» и дождевые шины. Различные эксперименты вроде болидов с полным приводом и газотурбинным двигателем (Lotus 56), шестиколёсный Tyrrell (мелькает в фильме)
Ники Лауда. Одна из самых известных личностей среди пилотов формулы-1. Трехкратный чемпион (1975,1977,1984), два титула за Феррари и один за Макларен. Причем чемпионат 1984 года выиграл после возвращения и долгого перерыва, и с преимуществом в 0.5 очка над своим партнером по команде Аленом Простом (не менее легендарный пилот, и будущий четырехкратный чемпион). Был руководителем команды Ягуар и советником Мерседес. В фильме его играет Даниэль Брюль.
Джеймс Хант. Чемпион 1976 за Maclaren. Для многих не знакомых с миром Формулы-1 встаёт вопрос: а кто это вообще такой? Гонщик рано ушёл из жизни и карьера его после завоевания титула была недолгой. Но благодаря своему имиджу и характеру, также был одним из самых известных пилотов своего времени. Появление подобного гонщика в современной рафинированной Формуле-1 просто немыслимо. В фильме его играет Крис Хемсворт.
Остальные действующие лица не так важны, но актеры также очень похожи на своих прототипов и играют весьма неплохо.
Две стороны медали
Фильм не боится показывать смерть и травмы гонщиков, лишний раз напоминая цену славы и побед. В те годы гибель гонщиков была обычным делом и сопровождала почти каждый сезон. Как раз тогда и началось движение за повышение безопасности гонок, но до современных стандартов было ещё очень далеко.
Хоть фильм и ведёт повествование от лица Ники Лауды, в нем нет ярко выраженного протагониста и антагониста. И Лауде и Ханту уделено достаточно много экранного времени. Два очень разных по характеру человека, с разными отношением к гонкам и к жизни за их пределами. В то же время уважающих друг друга. Очень хорошо передано их соперничество и мотивация во чтобы то ни стало опередить друг друга.
Также очень неплохо показали и их жизнь за пределами гоночной трассы. Гоночных сцен в фильме не так и много, но нельзя же весь фильм уделять только гонкам. Тогда его просто станет не интересно смотреть.
Ferrari против Maclaren
Две самые успешные команды Формулы-1 за всю её историю. За них выступали самые известные чемпионы и их дорожные машины известны на весь мир.
Очень жаль, что в фильме им уделяется мало внимания. Я понимаю, что хронометраж ограничен, но про Hesketh показано и рассказано довольно много. Неужели эта команда заслуживает больше экранного времени чем Maclaren?
Про Ferrari показано немного больше, и даже несколько смешных эпизодов на эту тему. Особенно отношение простых итальянцев к этой легендарной марке, и высказывание Лауды.
Фильм конечно и без этого интересно смотреть, но для меня это большой недостаток.
Нюрнбургринг (зелёный ад)
На брифинге пилотов Лауда доказывает всем, что эта трасса слишком опасна и гонку надо отметить. Вопрос: почему? Для гонщиков то это и так понятно, но для зрителя? Чем опасна эта трасса? Фильм не объясняет. Показана только авария Лауды и её последствия. При чем по телевизору показывают уже реальные кадры той аварии и выглядит она гораздо страшнее.
А ведь про эту трассу можно снять отдельный фильм или даже целый сериал. Даже название уже есть — «Nordschleife». Учитывая сколько жизней она забрала, и то что она эксплуатируется до сих пор. Куда смотрят киноделы? Поле ведь непаханное.
Трасса использует естественный рельеф местности и протяженность её составляет почти 23 км. Из-за этого сочетает в себе множество скоростных и медленных поворотов с разными углами наклона. Так как трасса построена по большей части в лесу, то на ней очень много слепых поворотов и очень сложно сделать большие зоны безопасности. Ещё большей проблемой является её длина. Разместить достаточное количество маршалов очень сложная задача, а быстро добраться до некоторых участков можно только на вертолете. Т. е пилоту попавшему в серьезную аварию могли просто не успеть оказать необходимую помощь, а ведь в таких случаях каждая секунда на счету. В фильме как раз хорошо показано, что не ожоги являлись главной проблемой, а то что гонщик мог быстрее умереть от угарных газов. Впрочем как и при любом пожаре.
Общение с прессой в стиле командора Шепарда
Здесь конечно чистая выдумка. Не избивал Хант никакого журналиста. Если бы подобное случилось в реальности, то биография этого замечательного гонщика запомнилась бы не эпичным сезоном 1976 года, а судом и реальным сроком. Зачем этот эпизод в таком хорошем фильме? А фиг его знает, видимо авторы так захотели.
Как в кино
Но самое важное как это кино смотрится и восприниматься? В целом отлично. Постановка гоночных эпизодов и внимание к деталям на очень высоком уровне. Прикольный прием с движением механических деталей в двигателе и аварии смотрятся эффектно. Крупные планы болидов и замедленная съемка также выглядят отлично.
Хорошо воссоздана эпоха и атмосфера гонок тех лет. Естественно я не жил в то время и судить об этом было бы довольно странно, но видеозаписей гран-при и фотографий той формульной эпохи видел предостаточно. По крайней мере в этом плане фильм для меня работает самым лучшим образом.
Да, тут напутаны результаты некоторых этапов, есть недочёты и по биографии самих Лауды и Ханта. Особенно странно, что по фильму Лауда показан как человек технически подкованный, но не очень то показано, что это был как раз один из самых талантливых и быстрых гонщиков своего поколения. Но даже если бы этот фильм был полностью плодом фантазии его авторов, то он всё равно был бы хорош.
Сценарий выстроен грамотно. Отлично раскрыты главные герои и их противостояние. Финальный Гран-При Японии с практически нулевой видимостью действительно воспринимается как кульминация всего того, что герои пережили за тот сезон.
Выводы
Отличное кино, которое можно посмотреть даже без знания истории Формулы-1 и любви к автоспорту. Так как сценарий написала сама жизнь, то и вопросов к логике происходящего не возникает. Фильм действительно может заставить задуматься о том насколько цель оправдывает средства, что можно поставить на кон, и какова награда за все это. Кино про людей, но при этом и самим гонкам уделено много внимания. Спустя 10 лет, так и вовсе воспринимается как настоящий шедевр.
6 комментариев
Добавить комментарий
Тут нужно прошедшее время. Трасса в такой конфигурации в F1 не использовалась с середины 80-х. Да и сам этап исключен из календаря больше 10 лет назад. Сейчас это скорее туристический объект, как был Зандворт, например.
Добавить комментарий