Советские электронные игры Электроника ИМ

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Компьютерные и мобильные игры

В 1980-е годы в СССР пришли компьютерные и электронные игры. В 1983 году советская промышленность осваивает выпуск бытовых компьютеров серии БК (бытовой компьютер), а в 1984 году начинается выпуск электронных игр серии Электроника ИМ (игра микропроцессорная). Компьютеры серии БК широкого распространения не получили из-за небольшого количества доступного к покупке ПО и высокой стоимости компьютера. Стоимость БК составляла 600—650 рублей, это 2—3 средние зарплаты в 80-е годы. По нынешним временам за эти деньги можно купить топовый игровой ПК со всем необходимым «фаршем». Впрочем, в 80-е годы БК в СССР и был топовым домашним игровым ПК.

Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!»

В отличие от домашних компьютеров, наладонные игровые устройства были доступны для многих. Стоимость такой игры составляла 25 рублей (что сейчас примерно эквивалентно стоимости AAA-эксклюзива для консоли нового поколения). Это, конечно, дорогое устройство, но более дешевых просто не было, а желающих приобщиться к новомодному геймингу было огромное количество. Неудивительно, что эти игры пошли в народ (что ААА-эксклюзивам совсем не гарантировано). Сейчас уже мало для кого является секретом, что устройства этой серии (да и практически все последующие), были нелицензионной копией Nintendo Game & Watch, выпускаемых с начала 1980-х. Только выпускались они на базе советских микропроцессоров и производились на нескольких заводах СССР.

Самой известной и популярной портативной игрой у детей 80-х была «Ну погоди!» (Электроника ИМ-02). С помощью четырех кнопок игрового устройства игрок управлял волком, который собирал в корзину куриные яйца, катящиеся с насеста. Игра имела два уровня сложности. На первом уровне сложности яйца катились только с трех из четырех насестов, на втором уровне яйца катились со всех четырех насестов одновременно. Задача волка собрать как можно больше яиц, не разбив. Если волк не успевал собрать какое-то яйцо, оно падало с насеста и разбивалось, а игроку засчитывался 1 штрафной балл (или 0,5 балла, если в момент падения яйца из дома над насестами выглядывал заяц). Три штрафных балла означали окончание игры. Количество штрафных баллов обнулялось при достижении игрока 200 и 500 очков.

Кроме игры с персонажами мультипликационного сериала «Ну, погоди!» выпускались аналогичные по игровой механике устройства как с оригинальным оформлением (например, ИМ-16 «Охота»), так и копии игр от Nintendo (например Электроника 24-01 с Микки Маусом, копия Nintendo Game & Watch MC-25 Mickey Mouse). В некоторых играх игровая механика была иной. Например, в игре «Тайны океана» игроку нужно было управлять водолазами, которые доставали сокровища из затонувшего корабля и при этом не попасться гигантскому осьминогу (Ктулху, привет!). В игре «Веселый повар» игрок должен был заниматься подкидыванием готовящихся продуктов на сковороде. Были выпущены даже гонки (ИМ-23 «Автослалом»). Впрочем, основной игровой механикой выпускаемых устройств была первоначальная, из игр 24-01 с Микки Маусом и ИМ-02 «Ну, погоди!».

Веселый повар
Автослалом

Среди подписчиков канала iXBT.Games игроков со стажем очень много, и думаю, что многие из них в детстве имели, как и я, подобные устройства. Купить такие сейчас в рабочем состоянии можно на вторичном рынке, но цена… Забавно, но она по-прежнему будет сопоставима со стоимостью AAA-эксклюзива для консоли. Можно ли «вернуть детство» чуть-чуть дешевле? Оказывается, можно.

На платформе Android доступна великолепно выполненное приложение «Электроника» за авторством Дениса Спирина. Графика практически идеально точно повторяет игровое устройство на экране вашего смартфона. Руки и пальцы, натренированные с детства, берут смартфон в привычный хват и ты снова на некоторое время оказываешься в прошлом. Отличная графика (да, повторюсь), аутентичное звуковое сопровождение, правильная игровая механика идеальны. Все выполнено в точности с каноном. Бесплатно для игроков доступно три игры — Электроника 24-01 (Микки Маус), ИМ-02 (Ну, погоди!), ИМ-03 (Тайны океана). Остальные 22 (!) игры доступны за 129 рублей. Это просто «В гостях у сказки».

Игры серии Электроника ИМ на Android
Игры серии Электроника ИМ на Android

И, кстати, если игры серии Электроника ИМ и не превосходили Nintendo Game & Watch в реальности (хотя и не уступали), то вот с эмуляторами этих устройств на Android ситуация иная. Эмулятор Дениса Спирина на голову по качеству превосходит доступные в Google Play эмуляторы Nintendo Game & Watch. Браво!

На платформе iOS доступно приложение «Игры Электроника ИМ». Про это приложение судить не берусь, отзывы в целом положительные (4,7), но в отрицательных отзывах пользователи жалуются на поломанную игровую механику, что портит все впечатление от игры.

Что в сухом остатке? Игровая механика из начала 80-х и сейчас способна подарить мне приятные эмоции, даже на в исполнении игры на Android. Сколько в этих эмоциях воспоминаний, а сколько фана собственно от механики сейчас сказать не берусь. Моя дочка, с интересом посмотрев на игру, сыграть в неё не пожелала — она считает, что игра «слишком сложная». Вот в Roblox, там все проще. Всего хорошего.

P. S. Забавный факт для неофитов. Среди детей СССР про игру «Ну, погоди!» ходила легенда, что если набрать 1000 очков, то игра покажет мультфильм. Да я и сам в это верил. И однажды даже набрал 999 очков, которые со следующим пойманным яйцом превратились в 0. Мультфильм так и не показали. Не знаю, предусмотрели ли разработчики эмуляторов такую «опцию», ведь техническая возможность в современных смартфонах для этого есть. Надо будет попробовать, а вдруг?

25 комментариев

101213634604024129943@google
Как обстоят дела в современных играх...
https://emulate.su/wp-content/uploads/2020/08/chilik-komiksy-nu-pogodi-sojuzmultfilm.jpg
115635688795002@facebook
я 8 раз за один заход через 1000 проходил
знал уникума, который смог 14 раз
374955426887004@facebook
так а что после 1000?
white_medwed
999 потом 0
374955426887004@facebook
И ничего больше???? А скорость падала также до 0 оригинальной?
115635688795002@facebook
нет, скорость после каждой 1000 выше, чем предыдущая
114808253857932665800@google
Никому не нужно это спиженое гавно.
Outlaw
600—650 рублей, это 2—3 средние зарплаты в 80-е годы

3-4
white_medwed
Угу, но в начале 80-х ближе к четырем, в конце ближе к двум. Денег тогда много напечатали, а цены остались прежними.
Barton1866
С датой выпуска автор по моему ошибся, по крайне мере я увидел видел в продаже эти игры только в самом конце 80-х
Так же от себя могу добавить, что единственной по настоящему стоящей игрой был «Авто слалом» все остальные просто просто копировали игровую механику с другой картинкой...
По этому кстати «автослалом» труднее всего было купить, он был самым дефецитным :)
Barton1866
Последний раз редактировалось
buduar
гоночки да не плохи, но мне больше нравилась — «Тайны океана», по моему единственная в которой был выбор действия, после того как возьмёш золото не обязательно идти в лодку, можно остаться подводой и продолжать грести золото уворачиваясь от щупалец.
вообще все двухкнопочные хороши, и «космический мост» и «повар», а все четырёхкнопочные — дно.
Последний раз редактировалось
white_medwed
А мне как раз гонки не зашли. Веселый повар играл у кого-то, понравилось. А тайны океана у друзей не было :(
Ну погоди замучил, потом была у меня Охота и Космический полет. Но там геймплей такой же как и волке с яйцами.
dimamyth
Была НЛО из этой серии.
102359328494295988923@google
Точно нелицензионная копия была? Я так и не смог найти точных данных об этом
lamer
На телефоне не то. Без физических кнопок неудобно играть
white_medwed
Есть немного, но я через минут 5 адаптировался
GrLebedev
Ко мне игра по мотивам «Ну, погоди!» попала в середине 90ых годов, я тогда учился в школе. Мне она понравилась больше, чем всякие иностранные игры на Dendy и Sega.
У меня была такая, с волком, в 1994 году. Для тех времен это была бомба. А позже я уже ознакомился с Денди, с тетрисом, Сегой, ПС1. На рынке продавали Денди за 100р, но продавец начал задавать непонятные вопросы, типа поддерживает ли наш телевизор Секам, или ПАЛ, так что у него не взяли, взяли у какой-то женщины, которая продавал Денди вместе с неимеющими к электронике вещами, оказалось, она продала нам сломанный Денди за 90р, вернуть не смогла — она начала кричать скандалить, закончилось ничем. Позже собрал из запчастей немного глючный Денди. Далее был ПС1, который я включал за деньгии бесплатно ребятам, но были большие проблемы с дисками — они были пиратскими, и загрузка с них удавалась только с 10 попытки. Потом был компьютер, через который тоже ребята играли платно и бесплатно. В основном бесплатно — я добрый. Помню до сих ор игру про пиратов от Сида Майера.
102359328494295988923@google
У меня была такая, с волком, в 1994 году. Для тех времен это была бомба
Да нет, для 1994 года это было совсем уж старьё. Тогда вовсю были кетайские тетрисы миллион-в-одном и денди. Ты где жил?
100002010397581@facebook
От Тетриса отличий серьезных нет. И «графика» получше чем квадратики, хотя игр больше, а не просто одна игра. Я жил в Дагестане, «Волк» был куплен когда лежал в больнице в магазине «Электроника». Про тетрис кажется у нас никто и не слышал, по крайней мере массово этого не было, разве что у мажоров. Потом уже массово пошли тетрисы, Денди, Сега, Дримкаст, Сони
102359328494295988923@google
От Тетриса отличий серьезных нет. И «графика» получше чем квадратики, хотя игр больше, а не просто одна игра
Не важно. Технологически их разделяет почти десятилетие.
Про тетрис кажется у нас никто и не слышал, по крайней мере массово этого не было, разве что у мажоров.
Потому что:
Я жил в Дагестане
100002010397581@facebook
Возможно. Хотя, Дагестан в чем-то опережает другие регионы уже, к примеру, кабельный Интернет есть в селах, в других же регионах даже сотовый есть не везде далеко

Добавить комментарий