Недооцененные сокровища прошлого. Обзор серии JRPG Lunar
Многие из вас слышали про игру Chrono Trigger. Не столь важно, только ли слышали, провели в игре некоторое время или прошли на все 13 концовок. Главное здесь — вы о ней косвенно, но знаете. Ее постоянно сравнивают с другими, она попадает во всевозможные топы и даже спустя 25 лет продолжает оставаться на слуху. Но что вы знаете о серии Lunar?
У всех есть игры, которые навсегда останутся в памяти. Для кого-то это первые тайтлы, к которым удалось прикоснуться. Для кого-то — игры, вызвавшие сильные эмоции и яркие впечатления. Кому-то запоминаются интересные механики или глубокий сюжет. И вне зависимости от причины практически каждый из нас может выделить несколько игр, которые запали глубоко в душу. У меня такое произошло именно с серией Lunar.
Основные игры в серии
Франшиза была создана японской компанией Game Arts и насчитывает четыре основные игры:
- Lunar: The Silver Star — Sega CD
- Lunar: Eternal Blue — Sega CD
- Lunar: Walking School — Sega Game Gear (никогда не выходила за пределами Японии)
- Lunar: Dragon song (Lunar: Genesis для EU региона) — Nintendo DS
Первые три игры из списка получили перерождение в виде ремастера для Sega Saturn и PlayStation 1. Однако, Magic School Lunar! вышла исключительно на Сатурне, и из-за его проблемной архитектуры до сих пор не переведена до конца на английский язык. Lunar: Dragon song в свою очередь является очень странным произведением с сомнительным сюжетом и очень, очень кривым геймплеем. Именно поэтому в статье я рассматриваю исключительно основные сюжетные части для PS1 Lunar: Silver Star Story Complete и Lunar 2: Eternal Blue Complete, сделав акцент на сомнительных решениях, которые предприняли разработчики при разработке сиквела.
Lunar: Silver Star Story Complete
С первого взгляда игру можно назвать простой фэнтези-историей о превращении деревенского паренька в великого героя. О длинном путешествии по землям и городам вдали от дома, новых знакомых и великой угрозе. И к слову, как же хорошо, что разработчики отказались от своего первого концепта, где сюжет крутился вокруг того, как подросток на луне распространяет демократию в массы. И Lunar могла бы показаться обычной дженерик РПГ, если бы не чудесная атмосфера, отличные диалоги и огромная работа дизайнеров, композиторов и сценаристов (которая в нынешнее время была бы тотально зацензурена при локализации игры для западного рынка).
Я постараюсь избегать всех возможных спойлеров, так как искренне считаю, что такое путешествие нужно пережить самому и проникнуться простой, но в то же время многогранной историей с сюжетными поворотами и интригами.
В путешествии нас будут сопровождать 7 персонажей.
- Алекс — простой деревенский парень с культом личности великого героя прошлого — Мастера Дайна, скончавшегося 15 лет назад при неизвестных обстоятельствах.
- Луна — приемная дочь в семье Алекса, обладающая уникальными вокальными данными. Скромная, но слегка стервозная девушка, которой восхищаются все в родной деревне.
- Рамус — Странный паренек, живущий по соседству в той же деревне. Авантюрист без талантов и потенциала к магии. Стремится разбогатеть любым возможным способом и уехать жить в большой город.
- Нэш — Заносчивый и самовлюбленный маг, подающий большие надежды в школе магии. На протяжении всей истории борется со своим эгоизмом и надменным отношением к тем, кто ниже его по происхождению.
- Кайл — Местный Робин Гуд. Лидер деревни бандитов-наемников, грабящих богатых, но безвозмездно защищающих женщин и детей. Хоть на первый взгляд он и кажется глупым мужланом, имеющим проблемы с алкоголем, но за этой ширмой скрывается серьезная и эмоциональная личность.
- Джессика — Единственный зверочеловек в команде. Ребенок героя прошлого и столичной аристократки. Скрывает от отца повадки томбоя и попутно обучается в храме богини Алтены на священнослужителя.
- Мия — Наследница одного из сильнейших магических родов и по совместительству дочь великой героини. Добрая и отзывчивая девушка, которая практически все время находится на территории магической академии.
При этом очень радует, что персонажи не стали стереотипными и карикатурными, как это обычно бывает в таких играх. Типичные черты составляют основу личности персонажа, но при этом герои ведут себя предельно реалистично и адекватно, а клише уравновешиваются глубокими переживаниями и тонкостями человеческой натуры.
В игре просто невероятная атмосфера и музыкальное сопровождение. У меня в целом с саундтреками довольно сложные отношения — я их просто не запоминаю, однако местные музыкальные композиции глубоко застряли у меня в голове. Весь саундтрек звучит великолепно, аутентично, качественная проработка окружения и соответствие музыки локации вызывают у меня ассоциации с Pokémon Platinum по качеству исполнения. Даже сами разработчики говорили в интервью, что старались выжать из звукового чипа Сатурна (ремейк изначально вышел именно на нем), а в дальнейшем и из PS1 все возможное и сделать музыку максимально приближенной к стандартам, соответствующим кинематографу 90-х годов. А это подразумевало больше инструментов, сэмплов и разнообразия.
Игры с простыми визуальными решениями можно условно разделить на две группы. В первую категорию попадают игры, которые выглядят так из-за технических ограничений своего поколения. Как мне кажется, именно от этого пострадал оригинал на Sega CD. Ко второй группе можно отнести игры, разработчики которых сознательно выбирают простоту визуальной части и обращают ее в собственный запоминающийся стиль. В результате чего ремейки до сих пор выглядят очень приятно, и играть в них хочется без постоянного желания ускорить геймплей в несколько раз.
Классическая JRPG со стандартным набором механик
- Баффы/Дебаффы
- Негативные статусы
- Навыки, приобретаемые с повышением уровня или по сюжету
- Урон по зонам
- Блок и тактическая расстановка персонажей по карте
- Отсутствие рандом энкаунтеров (огромное вам за это спасибо)
Не настолько инновационно и уникально, как в том же Chrono Trigger, но и слабым такое наполнение назвать сложно, особенно для своего времени (1996 год). Да и всегда приятно видеть, когда разработчики понимают и правильно используют игровые механики, выбранные для проекта.
Но все же есть одна уникальная особенность, о которой я узнал только благодаря официальному гайду. Как оказалось, HP боссов формируется по принципу Х*уровень Алекса. Что? в свою очередь? дает возможность пройти игру на низком уровне для дополнительного челленджа. Не знаю, часто ли такой формат расчета сложности применялся в играх того времени, но это однозначно стало для меня приятным сюрпризом.
Важный элемент любой игры, а JRPG в особенности — текстовое наполнение. Каждый раз, когда я погружаюсь в Lunar: SSSC, я вновь и вновь убеждаюсь в его художественной (хоть и очень странной) ценности. Проработанный лор в обеих основных частях и прекрасный мир, который познаешь в процессе путешествия. Но самое главное — диалоги.
Представьте ситуацию: вы впервые прибываете на материк с небольшого острова, где прожили всю жизнь и не видели ничего, кроме пары деревень, леса да пещеры. И первое, что бросается вам в глаза в большом городе — пьяный мужик, спящий посреди мостовой. На любые попытки его растормошить он отмахивается фразами «Наш мэр защищает нашу свободу преследовать милых девушек и бухать, пока не начнет двоиться в глазах». А в библиотеке магического города можно обнаружить руководство по избавлению от похмелья или книгу эротического содержания для домохозяек за 40.
Вся игра пропитана специфическим, но тонким и качественным юмором. При этом он всегда остается органичным, не ломает серьезности происходящих вещей и не позволяет себе скатиться в сторону откровенно сортирных шуток. Здесь даже есть деревня, в которой живут исключительно классические реднеки с характерными повадками и манерой речи. При этом жители других городов неоднократно подчеркивают их низкие умственные способности, ссылаясь на частые случаи инцестов в этих краях.
А затем вышла вторая часть… Точнее, ее ремейк. В целом да, это Лунар. В целом да, это сиквел, но его содержание и комментарии разработчиков вызывают множество вопросов.
Lunar 2: Eternal Blue Complete
История второй части разворачивается через тысячу лет после событий оригинала и пытается рассказать о еще большей угрозе, нависшей над изменившемся за это время миром.
Нашему вниманию представляют новую партию героического «материала».
- Хиро — авантюрист и расхититель гробниц, живущий с дедом на отшибе мира. Любит залезать в места, куда ему соваться точно не стоит, что и становится причиной его путешествия в неизвестность
- Люшия — инопланетное существо, спустившееся с голубой звезды, чтобы спасти Лунар от возвращения великого зла
- Ронфар — бабник, алкоголик и… священник, отошедший от дел после трагического инцидента. Зарабатывает азартными играми и проводит целые дни в кабаках
- Лемина – прямой потомок рода великих магов. Из последних сил пытается возродить гильдию магов и найти деньги для восстановления магического города из руин
- Лео — святой рыцарь белого дракона. Наивный поборник правды, поддающийся любой пропаганде и внушению. Пытается выследить и остановить «разрушителя», спустившегося с небес.
- Джин — цыганка, путешествующая с бродячим карнавалом. Прирожденная танцовщица, желающая забыть свое сложное и трагическое детство
На первый взгляд, завязка сюжета не уступает первой части, и к ней сложно предъявлять претензии. Имеется пачка прописанных героев, масштабное путешествие с целью противостояния великому злу… Однако схожий материал в этот раз используется несколько иначе. Атмосфера работает с перебоями, интерфейс и картинка выглядят значительно дешевле и проще, многие ситуации и диалоги уходят в откровенную буффонаду. В результате чего сопереживать удается далеко не всем персонажам в команде. Проще говоря — в отличие от оригинала, игра не работает и оставляет совершенно иные эмоции.
При этом самое странное, что в интервью разработчики рассказывали о вещах, которые сразу же должны были им показаться сомнительными. И рассказывали с предельной гордостью и уверенностью. Чтобы не быть голословным, хочу привести в пример цитаты из Q&A, найденные в мануалах и официальных гайдах серии.
«Lunar 2: Eternal Blue Complete имеет оригинальный и более самостоятельный саундтрек, не ориентирующийся на другие медиа произведения»
Может, он и оригинальный, вот только по пути авторы уменьшили разнообразие сэмплов и количество музыкальных инструментов. В результате после двух прохождений я помню только один трек, который даже не был включен в диск с OST'ом, прилагающимся к игре. Стоит упомянуть и визуально упрощенный интерфейс. Ничто не мешало разработчикам просто перенести его из первой части, доработать необходимые окна и все. Но они решили сделать все с нуля, в результате чего мы получаем карательный минимализм во всей красе. Простейшее оформление с минимумом визуальных элементов и дизайнерских решений. При этом игра смотрится выцветшей, что сразу бросается в глаза.
«Мы старались сделать Lunar 2: EBC максимально кинематографичным и плавным в повествовании»
На первый взгляд звучит разумно и даже хорошо. Вот только на деле вся кинематографичность сводилась к тому, чтобы впихнуть тонну 2-3 секундных анимационных роликов в сцены. Только PS1 не очень хорошо умела подгружать FMV ролики, что привело к загрузкам, которые длились дольше самих роликов. Такие же сцены в первой части Lunar: SSSC реализовывали через спрайты с дополнительной озвучкой диалогов — и выглядело это куда органичнее, качественнее и приятнее.
Возможно, именно это также является причиной того, что второй Лунар крайне проблематично эмулировать. PSP просто отказывается воспроизводить ролики и зависает после нескольких кадров с начала вставки. На андроиде очень сильно тормозит карта мира и местами появляются обильные графические артефакты. Я пробовал на двух относительно мощных на тот день смартфонах — результат идентичен.
«Наши фанаты растут, и мы хотим, чтобы и наша история росла вместе с ними. В Lunar 2 мы решили сделать более взрослую и глубокую историю»
Это утверждение задело меня сильнее всего. Поэтому постараюсь показать проработанность и концепцию «серьезности» обеих частей.
Lunar: SSSC — история любви друзей детства
Деревенский парень и девушка, воспитывавшаяся в его семье с младенчества. Иначе говоря, история искренних отношений, формировавшихся на протяжении долгих лет и проверенных общим бытом, временем и различными конфликтами интересов.
Lunar 2: EBC — история любви человека к красивому… бревну.
Главная героиня Люшия — пришелец, который впервые видит людей и всю игру учится проявлять человеческие эмоции. К концу она осваивает только базовый минимум, чтобы не казаться соляным столбом. Зарождается симпатия (и в дальнейшем любовь) Хиро исключительно из-за ее внешней привлекательности. Это неоднократно подчеркивается фразами вроде «Это самая красивая девушка, что я когда-либо видел», а также сценой на горячих источниках, где кто-то путает мужскую и женскую половину… Не говоря уж о том, что в одном из диалогов на вопрос: «Почему ты ей помогаешь?» есть вариант ответа «Because she is a total babe».
И вот на фоне этого разработчики называют «взрослой» историю мимолетной влюбленности, не основанной ни на чем, кроме физической привлекательности? Возможно, это ближе к нашим реалиям, и разработчики тем самым пытаются разрушить сложившуюся идеальную романтическую линию о суровые скалы быта реального мира. Но если честно, я в этом ничего зрелого и «взрослого» увидеть не могу. Что выглядит более адекватным — любовь хоть и не родных, но все же брата и сестры, или желание молодого паренька вступить в отношения с инопланетным организмом?
Также можно оценить степень раскрытия персонажей. К счастью, в обеих частях присутствует один и тот же город — Мерибия. И в обеих частях у него есть мэр. На его примере как раз удобно провести сравнение. Я собрал все тезисы о персонаже, которые смог выделить из разговоров с горожанами, работниками особняка, при чтении книг и прочих внутриигровых источников.
Мэл де Алькирк — Lunar: SSSC
- В прошлом был пиратом.
- Получил прозвище Hell Mel.
- Женился на дочке аристократа — капитана государственного флота.
- Жена скончалась от болезни, долго восстанавливался от горя.
- Любящий отец.
- Дочь — томбой, но скрывает это.
- Поддерживает политику открытых дверей в управлении городом.
- Полная свобода населения в действиях и пристрастиях, пока это не мешает другим горожанам.
- Сражался огромным топором, используя только одну руку.
- Защищает права сексистов и алкоголиков.
- Был одним из 4 легендарных героев.
- Жизнерадостная и светлая личность.
- Лучший мэр всех времен.
- Имеет заклятого врага в Нанзе (городе бандитов).
- Защищает город от нападения пиратов и бандитов.
Мастер Ланн — Lunar 2: EBC
- Основал Додзе в здании особняка.
- Сделал Мерибию безопасным местом (не уточняется, после каких событий).
- Он лучше Мэла (не уточняется, в чем).
- Рыцарь синего дракона.
- Мастер боевых искусств.
Когда я собирал информацию во второй части, мне даже пришлось еще раз обойти город, чтобы убедиться, что ничего не упущено. Здесь, конечно, присутствует сюжетная причина, почему о мэре мало информации, но в его ситуации для создания образа хорошего человека деталей должно быть значительно больше, чтобы было легче манипулировать населением.
Разница проработки мира проявляется и в поведении жителей в городах поменьше. В Lunar: SSSC люди рассказывали о детях, о том, как сюда перебрались, или о самых ярких событиях в жизни. Может это и не очень реалистично по меркам обычной жизни — рассказывать все, что на душе, первому попавшемуся страннику, но это работало на атмосферу и оживляло окружающий мир. Во второй части все наоборот зацикливаются на какой-то мелочи и повторяют ее хором всем городом. К примеру, когда ты пытаешься найти Ронфара или Лео. Все местные жители просто бесконечно повторяют, какие они милые и привлекательные. И даже после окончания сюжетного эпизода речь населения не сильно меняется. При этом в сиквеле страдает и самое ценноеиз оригинала — специфический юмор. Lunar 2: EBC неоднократно пересекает ту тончайшую линию, отделяющую тонкую чернуху от сортирных шуток. Добавьте к этому дополнительную порцию неуместной буффонады, и все станет еще печальнее. Появляются странные референсы к реально существующим людям, местами градус неадекватности доходит до уровня Рика и Морти, когда на турнире герои встречаются в бою с расой волков-каратистов или ученицами школы кроличьего кулака, которые, цитирую: «Любят выбивать дерьмо из своих мужей». Это вроде забавно, но уже не соответствует атмосфере серьезного фэнтезийного приключения.
Есть и проблемы мотивации у антагонистов. Мотивы большинства прописаны вполне исправно. Вот только есть небольшая неувязка. Как только им хорошенько прилетает от наших героев, они моментально становятся добрыми… Магическая необходимость для сценария? Низкие убеждения и принципы персонажей? Лень сценаристов? Остается только гадать, какая причина была у этих сюжетных поворотов.
Если говорить о разнице в геймплее, то основные игровые механики сиквела идентичны первой части. Из хорошего хочется подчеркнуть появление фазированных боссов. Отличная концепция, где враг меняет форму и навыки прямо в процессе боя, которую, к сожалению, не реализовали в первой части. Но есть и несколько негативных моментов. В игре появляются баффы на показатель agility/crit и другие побочные статы, которые численно не отображаются при применении заклинаний. Это в свою очередь вызывает большие проблемы, в особенности, когда враги кастуют их на самих себя.
Боссы стали максимально заскриптованными. Они используют атаки в строгом зацикленном порядке и всегда на одни и те же цели, например, ближайший или стоящий в центре поля персонаж. Такая предсказуемость позволяет с легкостью избегать большей части входящего урона и разбираться с боссами без особого труда. Однако, местами сложность игры резко возрастает. Босс неожиданно начинает высасывать огромные объемы маны, и игроку в этот момент вообще нечего этому противопоставить. В результате получаем точечное отсутствие баланса, которое сильнее всего проявляется в момент встречи с величайшим злом. Если Lunar: SSSC можно было проходить на низком уровне, обходя монстров и убивая только боссов, избегая гринда в любом его проявлении, то в сиквеле главного антагониста просто физически невозможно убить, пока персонажи не пересекут границу 50 уровня для получения финальных скиллов.
И при всем том негативе нельзя назвать Lunar 2: EBC откровенно плохой. Сиквел проигрывает именно в сравнении со своим предшественником. Если бы порядок их выхода был обратным, то и претензий было значительно меньше. Те моменты, когда ты находишь упоминания о персонажах первой части, все равно вызывают приятные ощущения и дарят чудесные эмоции. А после убийства финального босса игроков ожидает чудесный сюрприз, который за счет дизайна так и хочется отнести в категорию «jojo референс».
Серия действительно заслуживает внимания. Я с самого детства хотел заполучить полноценные коллекционные издания US региона, и только совсем недавно мне под руку подвернулась прекрасная возможность пополнить коллекцию. Лунар был моей первой JRPG, помог начать изучать английский и в целом привлек интерес к игровой индустрии. Надеюсь, что хотя бы один человек, который прочитает статью, задумается, а не приобщиться ли к прекрасному произведению. И даже если у вас нет ни одной из основных платформ, на которых выходили эти игры, и нет желания возиться с эмуляцией старых консолей, то самую важную и ценную из них в 2012 году выпустили и на iOS под названием Lunar Silver Star Story Touch.
9 комментариев
Добавить комментарий
Может потом подниму и все остальное кладбище статей, которые для себя чисто писал.
Хотя от дракона из канализации с бантиком поржал.
Нет нет нет нет, я лучше SSSC перепройду в 6ой раз.
Пример из первой части: https://www.youtube.com/watch?v=x-oeKgGy2AY
https://www.youtube.com/watch?v=Dv5YEAdLb1k
Обе части Лунар стали хитами своего времени благодаря невероятным возможностям мультимедия, огромной вместительности CD дисков и главное, благодаря таланту исполнителей песен и музыкантов.
Серию игр, которая собрала кучу наград, игры которой стали бестселлерами на нескольких платформах и на много лет осталась непревзойденной среди «музыкальных игр» недооцененной назвать очень сложно, если не троллить.
Вторая часть во всех аспектах превзошла первую. Она больше, красивее, интереснее и музыкальнее.
Добавить комментарий