Почему консольные «эксклюзивы» уходят в прошлое?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Эра консольных эксклюзивов определённо уходит в прошлое. Во времена первой и второй PlayStation эксклюзивных игр было больше половины. В эпоху PS3 и Xbox 360 их доля составляла около четверти. А в прошлом поколении, когда на рынке появились PS4 и Xbox One, крупных консольных (да и ПКшных, скажем честно — механика работает в обе стороны) эксклюзивов можно пересчитать по пальцам одной руки.

С выходом PS5 и Xbox Series X|S ситуация продолжила меняться в том же направдении: по-настоящему больших эксклюзивов единицы, причем зачастую даже они — это игры, которые выходят на консоли, ПК и/или Nintendo Switch, но не на конкурирующей платформе. Эра эксклюзивов, кажется, подходит к концу.

Автор: Veselyi_kot

Что заставляет индустрию отказываться от концепции эксклюзивов, которая была столь успешной в прошлом, и «отпускать» свои главные франшизы на другие платформы? Давайте разбираться.

Разработка дорожает, а цены не растут

Как я упоминал в одной из недавних статей, разработка игр стала гораздо более затратным делом по сравнению с прошлым поколением консолей. Объем контента в современных ААА-проектах вырос в два-три раза, а требования к качеству графики, физики, анимации и других аспектов игрового процесса значительно возросли.

Мы получаем более детализированные, красочные и захватывающие игровые миры с потрясающей графикой и реалистичными эффектами. Открытые локации стали настолько обширными и проработанными, что их можно исследовать часами, постоянно находя что-то новое. Сюжетные кампании удлинились, персонажи обрели больше глубины и проработки. Но за все эти улучшения приходится платить.

При этом цены на игры практически не менялись на протяжении последних десятилетий, отставая даже от инфляции. Если в 90-х годах за новую игру платили 50-60 долларов, то сегодня ценник остался примерно таким же, хотя производственные затраты выросли в десятки раз.

Эта ситуация привела к тому, что маржинальность игровой индустрии значительно снизилась. Если раньше даже небольшая целевая аудитория одной консоли могла окупить разработку игры и принести прибыль, то теперь выпустить хит, который окупится только на одной платформе, становится все сложнее.

Подробнее об этом феномене я писал в отдельной статье: Видеоигры никогда не были лучше, чем сейчас — но надолго ли это?

Именно поэтому производители консолей вынуждены субсидировать создание эксклюзивных игр, поскольку в противном случае их разработка просто не окупится. Таким образом, эксклюзивы превращаются в убыточные проекты, спонсируемые платформодержателями ради привлечения аудитории на свои системы и маркетинговых целей.

И это бы не помешало «строгать эксклюзивы», если бы не тот факт, что у платформодержателя деньги тоже не бесконечные и из воздуха не берутся. В эпоху PS3, когда маржа была ещё приемлемой, напротив, игры и игроделы субсидировали консоли, позволяя продавать их по цене «ниже рыночной». В эпоху PS4 баланс свелся к нулю (когда за счет прибыли с эксклюзивов уже нельзя спонсировать цену консоли и/или заметно форсировать продажи, но и убытков с них нет — можно делать престижа ради)… И медленно пополз вниз.

Сегодня даже при рыночной цене консоли и хорошем качестве продукта, эксклюзивная игра заведомо убыточна. Её нужно спонсировать из чего-то ещё, а точнее — прибыли самого платформодержателя, уменьшая уже его маржу с продаж самих консолей. Кто будет готов на это пойти ради эфемерных преимуществ эксклюзива, кроме как «по инерции» или от избытка денег в карманах?

К сожалению или к счастью, но экономика так не работает
Автор: Veselyi_kot
Консоли теряют уникальность

Еще одна причина угасания консольной эксклюзивности заключается в том, что современные приставки по сути представляют собой слегка модифицированные ПК. Если раньше архитектура консолей была совершенно уникальной, то начиная с поколения PS4/Xbox One все приставки используют APU с архитектурой x86 — такой же, как в обычных ноутбуках, только с общей ОЗУ и слегка проапгрейженной видеочастью. Для разработчиков это означает гораздо меньшие сложности при портировании проектов между платформами.

В былые времена вынести игру, скажем, с PlayStation 3 на ПК (или даже архитектурно схожий Xbox One) было чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим процессом. Порой легче было заново переписать весь движок и логику игры, чем портировать его на совершенно иную архитектуру. Именно поэтому в те годы консоли, особенно ранние модели, изобиловали уникальным контентом: просто не имело смысла тратить ресурсы на перенос игры на другие платформы, когда затраты на перенос могли быть больше потенциальной прибыли от расширения рынка.

Сегодня же все обстоит совершенно иначе. Да, консоли все еще отличаются своими «фирменными» особенностями вроде уникальных геймпадов. Но в плане «железа» они уже практически полностью унифицированы с ПК, что невероятно упрощает портирование. В результате консольные разработчики все чаще выпускают свои игры сразу на нескольких платформах, лишая их статуса полноценных эксклюзивов кроме как по договору с платформодержателем.

Игроки ненавидят эксклюзивы

С годами у игроков сформировалось весьма негативное отношение к концепции эксклюзивных игр. И это неудивительно, ведь в мире, где эксклюзивы норма, геймеру приходится покупать сразу несколько консолей и игровой ПК, чтобы наслаждаться всеми хитами. Это не только крайне дорого, но и попросту неудобно — мало кто захочет загромождать свой дом разными системами.

Автор: Veselyi_kot

Альтернативой становится пропуск целого пласта игр, к которым у вас просто нет доступа из-за отсутствия нужной платформы. А это уже больно бьет по нервам и самомнению настоящего геймера — ведь пропускать главные хиты никому не хочется. Неудивительно, что многие эксклюзивы уже на релизе получают низкие оценки от игроков, недовольных самим фактом их эксклюзивности.

«Отличная игра, но почему она не вышла на ПК/PlayStation/Xbox?» — примерно такие отзывы можно встретить в интернете.

Такая негативная репутация также подталкивает производителей консолей к отказу от эксклюзивов в пользу мультиплатформенных релизов, которые доступны максимально широкой аудитории. Зачем создавать потенциальный повод для недовольства, если можно сразу выпустить игру везде, где только можно, пусть даже исключая платформу прямого конкурента?

Будущее консольных эксклюзивов: постэксклюзивное время?

Как мне кажется, этот антипотребительский концепт эксклюзивных игр рано или поздно уйдет в прошлое под давлением трех вышеупомянутых причин. Чем дальше, тем больше эксклюзивы становятся невыгодными и вредными для репутации разработчиков и издателей.

Уже сегодня мы видим, что даже Sony, некогда гордившаяся своими эксклюзивами, перешла на модель «сначала на PlayStation, через год на ПК». Компания осознала, что полная эксклюзивность может обернуться серьезными финансовыми потерями и разочарованием значительной части аудитории.

Вместо этого Sony предпочла идти по пути постепенного размывания границ между консолями и ПК. Теперь их эксклюзивные проекты выходят сначала на PlayStation, а спустя год становятся доступными и для владельцев персональных компьютеров. Это позволяет максимизировать аудиторию и доходы, сохраняя при этом временное преимущество для консольных игроков.

Еще более радикальный шаг предприняла Microsoft. В 2024 году Фил Спенсер, глава подразделения Xbox, вообще заявил о полном отказе от эксклюзивности в рамках создания более дружелюбного к потребителям образа «Microsoft с человеческим лицом» (̶в̶ы̶ ̶б̶ы̶ ̶е̶щ̶ё̶ ̶о̶т̶ ̶р̶у̶с̶о̶ф̶о̶б̶и̶и̶ ̶о̶т̶к̶а̶з̶а̶л̶и̶с̶ь̶,̶ ̶и̶ ̶б̶ы̶л̶о̶ ̶б̶ы̶ ̶в̶о̶о̶б̶щ̶е̶ ̶з̶а̶м̶е̶ч̶а̶т̶е̶л̶ь̶н̶о̶,̶ ̶д̶а̶).

По словам Спенсера, Microsoft больше не будет создавать игры, доступные только на Xbox. Вместо этого они сосредоточатся на выпуске мультиплатформенных проектов, которые одновременно выйдут на консолях, ПК и, возможно, даже на других устройствах вроде смартфонов и планшетов.

Game Pass для всех?
Автор: Veselyi_kot

Что же придумают консоледелы, чтобы конкурировать в постэксклюзивное время? Возможно, они сосредоточатся на создании уникальных сервисов и экосистем, которые будут привлекать игроков на их платформы, как та же Xbox сделала ставку на Game Pass. Или, может быть, мы увидим совершенно новые формы конкуренции, о которых сегодня можно только гадать?

Одно можно сказать наверняка: эра консольных эксклюзивов, когда-то бывшая нормой в индустрии, постепенно подходит к концу. И это, вероятно, хорошая новость для игроков, которые больше не будут вынуждены пропускать шедевры.

А как думаете вы: уход эксклюзивов — это во благо? И что будет… После?

Изображение в превью:
Автор: Veselyi_kot
Источник: Авторский пиксель-арт
ДругойДругая
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Играю в игры, читаю о них — а теперь и пишу, чтобы разбавить жизнь копирайтера для китайских (ой, простите, *тюменских*) товаров. Несколько лет проработал компьютерным мастером, так что, порой, и о «железе» могу написать, если вдруг что в руки попадёт. Всегда мечтал быть игровым журналистом — и, как знать, может быть однажды эта мечта сбудется?

6 комментариев

M
Об этом уже говорилось много раз. Консоли устарели, причем уже очень давно. Смысл консолей в свое время заключался в том, что туда совали топовое кастомное железо, максимально заточенное под игры. Например ПК в начале 90х не очень то предназначались для игр, а в консоли вы получали 2D/3D ускорение и топовый звук за вполне себе приемлемую цену. Сейчас же разработка игр стала гораздо более затратным делом, ПКшное железо стало стандартом де-факто, а потому в целях унификации в консолях стоит по сути то же железо, что и в ПК. Какой в них сейчас смысл то? Чтобы получить топовое на данный момент игровое железо по цене ниже себестоимости, зато потом несколько лет переплачивать в 2-3 раза за игры? Да смысл. Эксклюзивы были последней фишкой консолей. Но и они не выгодны. Разработчики таких игр четко понимают, что заработали бы в разы больше денег, если бы издавали их на всех платформах сразу. Делать эксклюзивы просто не выгодно.
Veselyi_kot
Если бы «топовое». И Xbox One, и Xbox Series — содержат в себе самую банальную APUшку, только графику пожирнее навалили да общую память. И по уровню даже Series X — объективно где-то на уровне рыксы 6700XT с шестиядерным райзеном 3 поколения (да, на иксбоксе восьмиядерный, но он задушен по частотам). Что как бы я и сам могу за примерно те же деньги собрать.
М
Наверное сейчас мы возвращаемся к пк геймингу. Хороший системник можно собрать от 80 тысяч руб, что не сильно дороже ps5. Требования по играм не сильно растут. Собрать компактный пк, подключить пару геймпадов и играть на телеке). Охват по играм наверное процентав 90, если взять playstation или xbox. По нинтендо процентов 50. Вообще считаю, что сейчас лучшее время для перезапуска стим машин. То есть железка по цене консоли с доступом к стим базе и удобной покупкой игр. Как раз на этом выехал стим дек, на фоне нинтендо и дал толчок выпуску конкурентов на винде типа lenovo legion go или Asus Rog Ally
Veselyi_kot
> Не сильно растут
> Urinal Engine 5, выдающий 16 кадров на 3070.
Эх, если бы… А я вот всерьёз думаю о том, чтобы подкопить денег и взять себе следующий аппарат уже с 4080/4090 на борту ближе к новому году, настолько всё с этими требованиями плохо. Потому что использовать урину явно не перестанут, а эпики на оптимизацию столь же явно забили длинный и ржавый.
Лучше звоните Солу
В Смуту на максималках играть?
Chenz
Справедливости ради стоит отметить, что дорожают не только консоли и разработка игр, но и хороший ПК нынче тоже стоит отнюдь не 10–20 тысяч рублей. Однако у ПК как у игровой платформы есть неоспоримое преимущество. Возможность добавления новых запчастей, исключающая необходимость приобретения полноценного игрового девайса. Консоль — вещь, безусловно, удобная, если вопрос стоит о портативности и лёгкости, но в долгосрочной перспективе данная платформа изначально убыточна. Дорогие диски, дорогая приставка, дорогой геймпад и далее по списку. А ведь когда комплектующая в виде геймпада стоит дороже самой игры, это серьёзный повод задуматься. Вспоминая «Хогвардс Легаси» и его цену, без малого 6 тысяч, для Икс бокс и средний геймпад ценой в 8 тысяч, невольно закрадывается вопрос… Собственно, а зачем? За такие деньги можно взять очень хорошие клавиатуру с мышью, а если брать набором, то и наушниками обзавестись. Скажу честно, я ни разу не верю, что разработка дорожает, скорее кто-то нашёл данное заявление хорошим оправданием для выкручивания ценников в потолок и оправдания своих ошибок. А насчёт эксклюзивности, ну это не более чем самообман и псевдоэлитаризм. Камон! Компании делают деньги, и чтобы было их больше, нужен больший охват аудитории, и скажу по секрету, пользователей ПК больше. Вот и приходим к выводу, что понты в итоге сдуваются или же в перспективе всё равно сдуются. И это относится ко всем. Долгое время «Нинтендо» держит тех же покемонов подле себя, не выпуская свои игры на других платформах, и к чему это привело? Правильно, это привело к появлению «Палворлд», что в очередной раз доказывает проверенную временем фразу. Если этой конторе не нужны эти фанаты, то найдутся те, кто им предложит альтернативу. Поэтому в итоге и приходим к выводу, что эксклюзивность имеет место быть, но так или иначе она кончается забвением. Многие нахваливали «Ласт оф ас», когда игра была на консоли, часть хвалила, когда она вышла на ПК, но большинству на неё было откровенно всё равно. Серьёзно, неужели кто-то думал, что тот, кого в своё время лишили возможности поиграть в игру на его любимой платформе, побежит покупать консоль или же спустя время побежит покупать игру? Не-е-е. Тут даже не принцип сыграл, а просто человеку уже всё равно.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Скрытые возможности Android System WebView: максимизация эффективности

Android System WebView — это приложение, которое играет важную роль в отображении веб-контента на экранах смартфонов. В этой статье мы рассмотрим его скрытые функции и настройки, которые...

Зелёный вампир растёний! Как избавиться от тли: народные средства и современная химия

Какой огородный вредитель самый глупый, самый прожорливый и самый плодовитый? Тля, разумеется! Там, где медведка берёт скрытностью, а гусеницы аппетитом, тля давит числом и способностью копировать...

Идеальны для занятия спортом. Обзор TWS-гарнитуры GoGadget CityBone HC007 с костной проводимостью

В линейке производителя GoGadget появились новые беспроводные наушные CityBone HC007 с технологией костной проводимости. Данный гаджет удобен во время занятия спортом, ведь окружающие звуки всегда...

Пассатижи и плоскогубцы: очень похожие инструменты, отличающиеся друг от друга только одной особенностью конструкции

Пассатижи и плоскогубцы очень похожие друг на друга инструменты. В представлении некоторых это один и тот же инструмент, просто называют его по-разному. Другие догадываются, что это разные...

Присоска, гусеницы и железный панцирь. Что могут роботы-улитки из Китая?

Новое изобретение китайских инженеров переворачивает с ног на голову то, что мы обычно представляем, когда заходит речь об роевых роботах. А представляем мы обычно квадракоптеры: синхронный полёт...