Период полураспада продолжается. Обзор игры Half Life 2

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Игра вышла почти 20 лет назад в 2004 году. Valve сделала презентацию аккуратной и чистой, начиная с логотипа и заканчивая чрезвычайно продуманной страницей меню. Сразу же вас встречает полностью трехмерный вид на площадь в городе… неизвестном, но узнаваемом европейском. Вдали, за угрожающими металлическими воротами, вздымается в небо гигантский черный шпиль. На него взлетает ворон, и вашему взору предстают военные гвардейцы в доспехах и противогазах в форме искаженных черепов. В воздухе летают маленькие беспилотники, фотографирующие все, что движется.

Для Half Life 2 Valve создала новый 3D-«движок» под названием Source, который состоит из различных программных процедур, позволяющих использовать всевозможные причудливые графические приемы. В частности, он способен отрисовывать четкие текстуры даже на средних настройках и создавать многослойные поверхности (например, блестящий металл, покрытый ржавчиной, отражающую поверхность кожи) даже на относительно устаревшей машине, при условии, что у вас есть видеокарта, совместимая с DirectX 9. И делает это превосходно. Не все идеально, так как время загрузки довольно велико, но для того, что вам предлагают, эти мелкие нюансы простительны.

Особенности игры

Еще одна вещь, которую позволяет движок Source, — это лучшая физическая игра, которую я видел в 3D-играх в реальном времени. На самом деле, с точки зрения нюансов, персонажи в Half-Life 2 даже лучше, чем в таких кинематографических работах, как Final Fantasy и The Polar Express, они действительно настолько хороши, а жуткий G-Man — одно из первых действующих лиц, с которым вы встречаетесь. Эта злобная фигура в холодном костюме встречает вас, когда вы встаете на место Гордона Фримена, одноименного героя, с которым игрок познакомился в предыдущей игре. Но не волнуйтесь, вам не нужно ничего знать об оригинальном Half-Life, кроме того, что Гордон теперь работает на этого странного человека. Возможности рендеринга в реальном времени просто невероятны, когда думаешь, что все это делает твой собственный компьютер. Пока G-Man вводит вас в курс дела, на заднем плане мелькают сцены из оригинала и из будущей игры.

Примечательно то, как он представлен. Он кажется настоящим. Это настоящий шаг вперед по сравнению с игровыми «актерами» — правда, он не совсем идеален, но то, как его глаза смотрят на вас через монитор, и необычайно убедительная актерская игра, которая сопровождает это, покоряют вас. В отличие от многих статичных игровых 3D-персонажей, таких как, например, в The Moment of Silence или Syberia, G-Man полон движения. Движок способен воспроизводить движения рта и губ в реальном времени под любой саундтрек или язык. Его кожа создана из многослойных текстур, а когда он улыбается, уголки его рта морщатся… Все эти детали делают его, что немаловажно, очень правдоподобным. Это то, что было разработано только для этого движка, и это то, что также используется в другой игре на базе Source, Vampire The Masquerade: Bloodlines. Несмотря на невероятное количество багов и меньшую полировку, Bloodlines отлично использует эту технологию для визуализации разветвленных деревьев разговоров со многими неигровыми персонажами. Это то, что могло бы замечательно сработать в приключении и действительно погрузить игрока в игру больше, чем просто полагаться на хорошую игру голосом и сценарий, и помогло бы сделать ее более правдоподобной. Хорошим аргументом может быть то, что если бы у вас был отличный сценарий и озвучка (но давайте посмотрим правде в глаза, как часто мы видим и то, и другое в наши дни), вам бы это не понадобилось. Но всего лишь тридцать секунд, проведенные в присутствии этого 3D-аватара, заставляют понять, насколько важна графика при создании персонажа.

Что касается немого главного героя и его использования в игре, то то, как он представлен, заставляет вспомнить Myst IV: Revelations. Как Revelations перешла от статичного вступления к тому, чтобы позволить игроку исследовать и привыкнуть к окружающей обстановке, так и Half-Life 2. Фактически, первые 20 минут или около того полностью свободны от действий и по содержанию превосходят Revelations. После того как G-Man попрощался и погас, поезд и два пассажира исчезают, и вы берете управление на себя. Примечательно, что двое мужчин смотрят прямо на вас через экран и, несмотря на сложность движущегося вагона поезда с его грязными кожаными креслами и заколоченными окнами, выходящими на станцию, играют так же здорово, как и G-Man — даже если модели не такие детализированные.

Дизайн

Все это ничто без великолепного дизайна. Выйдя из вагона, вокзал выглядит мрачно и реалистично: солнечные лучи проникают сквозь стекло наверху, на стенах наклеены плакаты, а на асфальте разбросан различный мусор. Маленькая летающая камера подлетает к вам и делает снимок, на мгновение ослепляя вас своей вспышкой. Сверху через большую голограмму транслируется главный враг, администратор доктор Брин, и знакомит вас с Сити-17. «Здесь безопаснее», — говорит он, когда вы, завернув за угол, видите, как солдат (инопланетные угнетатели известны как The Combine) угрожает человеку, пытаясь забрать его багаж. Вас отталкивают назад, и вы видите, как женщина, ухватившись за решетку, спрашивает, не едет ли в поезде ее потерянный муж. Это отличная актерская игра и дизайн — солдат действительно выглядит угрожающе и, когда его толкают (или забавно, если вы бросаете в него мусор), преследует и нападает на вас с электрической дубинкой. Более того, место, где это происходит, кажется реальным, но в то же время слегка мечтательным.

Многие исследования, проведенные в игровом движке Source, были направлены на создание реалистичных, не генерических игровых персонажей. Лица персонажей Half-Life 2, основанные на детальных фотографиях реальных людей, невероятно реалистичны. Благодаря 40 настраиваемым параметрам мышц, смоделированным на основе медицинских исследований мышечной активности, выражающей человеческие эмоции, персонажи игры могут выразить любую эмоцию, тонкую или экстремальную, с невероятной детализацией. Глазные яблоки имеют эллиптическую форму и ориентированы под небольшим углом, а высокодетализированные текстуры и подсветка придают им реалистичный вид. Рот автоматически синхронизируется с любым звуковым клипом речи. Параметры лица и тела также могут изменяться случайным образом, что придает индивидуальность даже типовым игровым персонажам, несмотря на ограниченный набор моделей персонажей. Персонажи также оснащены убедительным искусственным интеллектом, который взаимодействует с окружающей средой, заставляя их находить обходные пути, укрываться и придумывать разумные стратегии атаки. Добавьте к этому скелетную систему с физикой тряпичной куклы и различные другие крутые функции, и вы получите самую продвинутую и убедительную систему управления персонажами, которая когда-либо встречалась в компьютерных играх!

Half Life 2 захватывает и заставляет забыть, что это всего лишь игра. Half Life 2 позволяет вам учиться на ходу, когда вы встречаете персонажа по имени Барни, который помогает вам сбежать. Он даже продлевает вступление, чтобы помочь вам освоиться в мире. В конце концов, после того как обстоятельства изменились к лучшему, вы выходите из маленькой двери на ослепительный солнечный свет и попадаете на площадь из меню, со шпилем вдалеке. Именно здесь игра начинает напоминать футуристический фильм в жанре B-Movie, явно взятый из «Войны миров» Уэллса. Вдохновение становится еще более очевидным, когда, завернув за угол, вы видите, как 30-футовый треножник (Strider) патрулирует соседнюю улицу.

Несмотря на то, что Half Life 2 не идеальна, она сочетает возможности движка с изящным и очень хорошо реализованным визуальным и звуковым оформлением, будь то треск радиостанций Комбината, далекая угроза шпиля или обескураживающий вид одного из странных органических летательных аппаратов Комбината. В сочетании с отличной игрой голосом и физическими данными актеров, даже если их моделирование не совсем правильное, это первый большой шаг в игровой индустрии за последнее время. Кроме того, повествование, хотя и лишено линейности (в чем-то схожей с жанром приключений), мягко подталкивает вас вперед и полагается на ваши естественные инстинктивные реакции, чтобы пройти через то, что, по сути, является полностью интерактивным фильмом. Все первые 20 минут — это, по сути, самостоятельная сцена.

Затем игра проходит через Сити-17, где Гордону удается сбежать и в конце концов встретить женщину по имени Аликс. Аликс — первый полноценный персонаж, которого вы встречаете «в кадре» (без каламбура). Здесь нет никаких заблокированных кадров. Когда она говорит с вами напрямую, это выглядит совершенно естественно. Вы можете ходить вокруг нее, и она все равно будет действовать в вашем направлении. Ее личность и голос за кадром теплые и дружелюбные, более того, невероятно человечные. Позже, когда она начинает спорить или устраивает драматические сцены, эмоции, исходящие от этого цифрового аватара, по-настоящему убедительны. Даже во время экшен-сцен, где она сражается рядом с вами, она смотрит на вас и отпускает колкости. Она — первый игровой персонаж, который действительно кажется мне почти реальным человеком. Все, что движок Source делает с помощью ее мимики и взаимодействия с декорациями, а также ее голос за кадром и анимация, работают в унисон, создавая действительно оригинальную и умную симуляцию.

Она является важным этапом в характеристике игр из-за таланта и времени, которые, очевидно, были потрачены на ее создание. Хотя многие из вас, возможно, никогда не сыграют в Half Life 2 — и некоторые из вас не без оснований, — одним из аргументов в пользу того, чтобы написать эту рецензию, является именно этот персонаж. Она демонстрирует, что можно сделать в 3D без ущерба для реализма, и является первым цифровым аватаром (да, включая вышеупомянутые фильмы), который даже близко не подходит к изображению реалистичного человека. Все актеры в игре хорошо сыграны — охранник Барни и его очаровательные шутки в том числе, — но Аликс, будучи, так сказать, закадычным другом, действительно выделяется. Valve даже нашли время, чтобы позволить игроку расслабиться и познакомиться с ней, даже если никакого взаимодействия (к сожалению, для некоторых, я уверен) на самом деле не происходит. Сильные сценарий и озвучка играют здесь не последнюю роль, но движки Source с мощным риггингом лица действительно вытаскивают персонажа из экрана во время споров с другими героями или игры с ее 12-футовым роботом, Псом. Который, как ни странно, ведет себя точно так же, как и его имя.

Правда, он демонстрирует некоторые существенные недостатки, от которых страдает жанр приключений, а именно — жесткую безжизненную актерскую игру. Персонажи бегают по циклу и говорят все подряд без эмоций, они не передают свои реплики, они не действуют, и игрок не может к ним относиться. От нас, геймеров, ждут, что мы будем искренне верить в этих персонажей, но они почти полностью лишены жизни.

Обидно, что другие жанры, в которых меньше внимания уделяется вовлечению игрока, сейчас лидируют в том, что должно быть обычным явлением в приключениях. Не то чтобы в этом была чья-то вина, ведь жанр приключений перестал пользоваться популярностью у издателей. Однако то, что демонстрирует Half Life 2, можно перенять или разграбить. Troika, создатели Vampire The Masquerade: Bloodlines, — довольно небольшая компания, но она отлично использовала возможности движка Source для создания убедительной актерской игры своих персонажей, что превращает игру из довольно средней в нечто особенное. Не то чтобы каждое приключение обязательно должно использовать движок Source — тем более что Detalion добилась больших успехов, используя движок Jupiter от Monolith в Sentinel: Descendents in Time — но в нем трудно не увидеть возможность сделать что-то действительно выдающееся в жанре приключений, используя его запрограммированные ресурсы.

Во вселенной Half-Life погружение — это все, и игрок ни разу не выходил из ботинок Гордона Фримена в период между началом и концом игры. Это непрерывная прогулка/движение от начала до конца. Даже HUD, отображающий на экране необходимую статистику здоровья и оружия, дискретен и как можно меньше мешает обзору игрока от первого лица. Используя знакомое визуальное и звуковое оформление из предыдущей игры, сохраняется уникальное ощущение от геймплея Half-Life, отполированное до совершенства. Возможно, введенная в игру часть управления транспортными средствами нуждается в доработке, но в целом геймплей невероятно сбалансирован и плавен. Единственное существенное технологическое ограничение, которое Valve, похоже, еще предстоит преодолеть, — это периодические паузы при загрузке нового участка карты.

Еще одна особенность Half-Life 2 — непрерывное, не прерывающееся (за исключением времени загрузки) повествование от одной точки зрения. Правильно выбрать направление, необходимое для этого, очень и очень сложно, но Valve это удалось. Создается ощущение, что вы совершаете путешествие из одного места в другое, двигаясь все дальше и дальше к конечной цели. Хотя сама история довольно двумерна — это типичный научно-фантастический сюжет о вторжении, — эта игра подтверждает поговорку «важно не то, что ты рассказываешь, а то, как ты это рассказываешь». Valve отлично удается поддерживать интерес игрока с помощью случайных деталей, будь то различные высказывания неигровых персонажей (пара в квартире в самом начале почти душераздирающа в своем отчаянии) или обнаружение информации, относящейся к игровому миру, через внутриигровые материалы для чтения. Одна из стен в научной лаборатории впоследствии была заклеена газетами, описывающими появление Комбината и восхождение его администратора-человека, доктора Брина.

Игровые механики

Впечатляет и то, что жестко прописанные сцены — например, сцена телепортации в лаборатории Кляйнера — удерживают интерес игрока, одновременно требуя от него участия. В каком-то смысле это своего рода «экшен-мистика». Чтобы продолжить это сравнение, пусть и нечеткое, в игре также есть приличное для шутера количество головоломок, многие из ранних связаны с доставкой лодки из пункта А в пункт Б. Часто вы обнаруживаете, что используете голову, а не оружие, пытаясь найти лучший способ решения ситуаций, иногда ответы на них находятся прямо перед вами. Ничто не является ракетостроением, но иногда оно выбивает вас из колеи, а исключительное использование антигравитационного пистолета, введенного на полпути игры, постоянно требует от игрока находить новые и творческие способы прохождения каждого сценария — в одной из сцен, довольно тошнотворной, он вытаскивает из стены жужжащую пилу, чтобы метнуть ее в зомби, вместо того чтобы тратить столь необходимые патроны.

Ах… энергетическое оружие с нулевым зарядом. Экшн-фрик или нет, но нужно быть очень жестким человеком, чтобы признать, что это не самая лучшая идея. С его помощью можно решать физические головоломки, поднимать и бросать во врагов предметы, а в одной особенно напряженной сцене — создавать мосты из мусора над песком, в котором живут чувствительные к вибрации шестифутовые насекомые. Кроме того, с помощью этого предмета можно сыграть в мяч с вышеупомянутым псом в приятной по времени игровой сцене, где вы учитесь им пользоваться. Недавний переход 3D в физическую плоскость с возможностью манипулировать всевозможными объектами, хотя и довольно простым способом в этой игре, обнадеживает. Разработчики начинают придумывать инновационные способы его использования, а не просто как основного инструмента для метания тел. В Half-Life 2 также есть система утяжеления каждого предмета: бризблоки тяжелее картонных коробок, а анимация и специфические звуки настраиваются для каждого материала. Хотя лично я не могу представить, как можно применить подобную технологию в жанре приключений в данный момент, она дает еще один набор инструментов, когда нужно придумать новые способы заинтриговать и вовлечь игрока.

Во-первых, это делает игровой мир гораздо интереснее для игрока не только в плане его представления, но и в плане его возможностей. Застряли в комнате, из которой не можете выбраться? Складывайте ящики свободно, в отличие от Broken Sword: Sleeping Dragon, где их нужно толкать и тянуть на место. Не можете преодолеть пропасть? Найдите доску достаточной длины, чтобы сделать мост, или смастерите что-нибудь из близлежащих предметов, чтобы перебраться туда. Не умеете плавать? Используйте эти ящики, чтобы создать группу ступенек. Нужен щит? Оторвите этот радиатор от стены с помощью гравитационной пушки и держите его перед собой. Все довольно просто, но до недавнего времени игры не могли этого сделать. Возможности применения практически безграничны.

Удивительные физические эффекты в Half-Life 2 — результат сотрудничества Valve с компанией Havok, разработчиком программного обеспечения для реалистичной физики виртуальных сред. Их технология, реализованная в игре, обеспечила реалистичную физику без произвольных ограничений. Вы можете опрокинуть бочку и скатить ее по лестнице не потому, что она запрограммирована на это, а просто потому, что она круглая, а лестница идет вниз! Если неуверенно поставить стеклянную бутылку на край стола, она может упасть на пол и разбиться. Прыгните на картонную коробку, и она расплющится… Возможности физического взаимодействия с игровым миром для решения головоломок практически безграничны! С точки зрения дизайна, карты текстур Half-Life 2 могут быть связаны с материалами, обладающими четко определенными физическими свойствами, такими как вес, плотность, трение, способность ломаться, а также звуками, назначаемыми для различных действий с материалом. Это позволяет легко создавать реалистичные объекты в игровом движке Source.

В этой игре не так много того, о чем я еще не говорил, разве что о стрельбе. Достаточно сказать, что она есть и требует, благодаря разнообразию и отличному искусственному интеллекту врагов, которых вы встречаете на протяжении всей игры, более чем достаточного стратегического мышления, чтобы пройти ее с хорошим выбором интересного оружия наготове.

Итог

Half-Life 2, хотя и не совсем без недостатков, является игрой исключительного достоинства. Она не оригинальна, но в основном берет старые идеи и смешивает их в нечто особенное, а также выдвигает на передний план доселе неразвитые элементы, существующие в играх. Она содержит элементы приключенческого жанра, но смешивает их с другими жанрами в формате FPS, создавая нечто, что плавно перетекает из одного сценария в другой, от погонь до транспортных средств, от ужасов выживания до головоломок, и все это в контексте одной игры. Но при этом она не забывает о важных основах геймплея и создает из них нечто приятное.

Оригинальная Half-Life имела успех не только как игра, но и собрала огромное мод-сообщество, которое быстро начало выпускать впечатляющие игры, созданные на игровом движке Half-Life. Самым заметным детищем оригинальной Half-Life является Counter-Strike, крупнейший и самый популярный в мире онлайн-экшен. Valve быстро приняла это мод-сообщество и не только сделала Counter-Strike: Source официальной многопользовательской функцией Half-Life 2, они выпустили набор официальных инструментов для редактирования игры на движке Source вместе с самой игрой.

Мое прохождение можно посмотреть тут:

ШутерPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

8 комментариев

Maksey
Игры не то что «до недавнего времени не могли это сделать», игры напрочь забыли, как это делать. Геймдизайнеры напрочь забыли, что такое интерактивное окружение, что такое свободное использование окружения в геймплее с постоянным экспериментированием. Об этом сейчас помнит разве что Нинтендо с её Зельдой и возможно какие — нибудь никому не известные инди — студии с никому не известными проектами.
Лучше звоните Солу
В БГ3, например, столько этого интерактивного использования окружения, что уже хотелось бы и поменьше.
Maskot
Игра неплохая. Хотя первый халф-лайф мне понравился больше.)_
AngelD
Кто бы и что бы не говорил, но H-L 2 с эпизодами и сейчас топ. Проходится всё так же с большим интересом.
Недавно прошел модификацию Entropy: Zero 2, по сути предыстория H-l 2. Очень понравилась, как и Чёрная меса.
Maksey
Игра отличная, плохо, что на мобилках её сделали эксклюзивом устройств с Tegra, а так-то для мобил она вообще ТОПчик. Круто было бы ремейк увидеть когда — нибудь всей франшизы. Всё равно сейчас ничего лучше не делают, так хоть в старенькое поиграть в обновлённой обёртке.
115267974718268262982@google
Движок source портировали на андроид, и есть возможность запустить half life 2, half life episode 1 -2 на телефонах теперь, я так её и прошёл недавно, если играть с джойстиком, то вообще шикарно
117193583801184085629@google
Такое ощущение что плохо переведено с другого языка.Кто это писал? Тоджык?

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор Sendy Audio Apollo: открытые планарные наушники для продвинутого меломана

Бренд Sendy Audio является одним из дочерних подразделений всем вам хорошо известной компании Sivga, имя которой уже несколько лет буквально не сходит с языков у ценителей качественных...

Иллюзия бесконечности: ученые сомневаются в форме Вселенной

Взгляните на ночное небо. Миллиарды звезд, разбросанные по темному полотну, кажутся бесконечными. Но так ли это на самом деле? А что, если Вселенная вовсе не безгранична, а замкнута сама на...

Роторная или сеточная электробритва: какая лучше

Бритье — это больше, чем просто ежедневный ритуал для многих мужчин. Это момент, когда можно привести себя в порядок и подготовиться к новому дню. И когда дело доходит до выбора...

Самые необычные и странные правила дорожного движения в мире

Обычно базовые правила дорожного движения практически во всех странах одинаковые, однако, культурные отличая, традиции и привычки жителей из разных стран, могут вносить интересные особенности в...

Миллионер отказался от своего состояния, чтобы доказать, что любой может разбогатеть, но у него не получилось

В интернете можно найти огромное количество роликов и книг на тему того, что заработать огромные деньги может каждый. Нужно только правильно приложить усилия. Для подтверждения этой теории один...

Что делать, если вас заблокировал другой водитель на парковке?

Блокировка автомобиля на парковке становится все более распространенной проблемой в крупных городах, где места для парковки ограничены. Владельцы автомобилей часто сталкиваются с ситуацией, когда...