Обзоры наших игр. Два проекта в стилистике ZX Spectrum
Во что же сыграть собирающемуся в дом престарелых?
Продолжаю строчить обзоры на любопытные проекты отечественного игростроя. В прошлых выпусках у нас были: The Bookwalker Thief of Tales и Revival: Recolonization.
Содержание
Сегодня речь пойдёт о двух небольших проектах, созданных для тех кому очень и очень за тридцать. Разработчики (как и автор обзора) давят на чувство ностальгии, взывая к эпохе ZX Spectrum — первому массовому персональному компьютеру постсоветского пространства. Шедевру технологической мысли 80-ых годов прошлого… тысячелетия. Микропроцессор на частоте 3,5 МГц, 48 Килобайт оперативной памяти, 8 цветов с двумя уровням яркости — Ух, техника!
В представленных играх есть механики, способные заинтересовать молодую аудиторию. Однако мне сложно представить, что в ЭТО можно играть, не вслушиваясь на фоне тот самый божественный звук — скрип прокручивающейся в магнитофоне аудиокассеты! Нет уже того магнитофона, давно на свалке те кассеты, а звук… звук всё ещё слышится. Ведь он идёт прямо из сердца!
Немногие возьмут на себя труд дочитать этот обзор до конца. Ещё меньше уделят хоть пару минут своего времени упомянутым играм. Но разве ностальгирующего графомана способны остановить подобные мелочи, верно?
Snow Queen
Это бесплатная игра, созданная одним человеком для конкурса Gaminator. Скачать можно по ссылке, на странице проекта.
Snow Queen — классический квест в стиле Dizzy. Бли-и-и-н! Мне же теперь надо рассказать, кто такой Dizzy. Вдруг залётный ньюфаг-школотрон (от 8 до 35 лет включительно), всё же, решит прочитать обзор.
Dizzy — маскот ZX Spectrum. Персонаж одной из самых популярных (если не самой популярной) серии игр на платформе. Прямо визитная карточка. Dizzy — яркий пример героя былых времён. Он добрый, умный, честный, белый натурал. Ещё он огромное яйцо в красных боксёрских перчатках, вынужденное постоянно решать проблемы своих многочисленных родственников. В основном спасать их от козней злого волшебника. Игры серии Dizzy стояли у истоков жанра — квест.
Snow Queen не просто похожа на Dizzy. Разработчик прямо взял графику из игр ZX Specrtum. Нау, а чего такого? Проект бесплатный. Создавался для конкурса. Авторскими правами создатель не заморачивался.
Казалось бы, зачем запускать игру со взятой напрямую из Dizzy графикой, если можно сыграть в самого Dizzy? Наследие ZX Spectrum не кануло в Лету. Эмулятор и библиотека игр гуглятся за пару секунд. Скачать (или запустить прямо в браузере) можно любой старый шедевр. Многое переведено на русский язык.
Тут какое дело… Snow Queen берёт красотой! Разработчик не просто стырил графику. Он её проапгрейдил до уровня «воспоминаний детства». Snow Queen выглядит не как старый шедевр с ZX Specrtum, а как память олдфага об этом шедевре.
Если вы не видели Dizzy с тех пор, как закинули свой старенький ZX далеко-далеко на антресоль, то… Запустив эмулятор, вы увидите, как на самом деле выглядели игры тех времён. Вероятно, даже останетесь разочарованными. Раньше трава не была зеленее, а солнце не светило ярче!
Однако именно в Snow Queen вы увидите графику ZX Specturm именно такой, какой вы её запомнили, а не какой она была в реальности! Игра удивительно красива! Это правда! Понимаю, ньюфаги вообще не вкурят как подобным вырвиглазом можно наслаждаться, однако же… можно! Для тех, кто в теме.
Отдельное удовольствие Snow Queen — подмечать разные мелочи. Из какой старой игры что было взято. Дракон и осьминог из Slightly Mage. Продавец и Шалтай-Болтай из Dizzy. Конь в пальто… вот этого я не знаю. Возможно, выдумка разработчика.
Snow Queen — прекрасная ностальгическая игра. Красивая, с хорошим сюжетом и музыкой (правда, не 8-биттной). Проходится она довольно быстро, хотя в квестах есть неочевидные решения. Без подсказок можно застрять.
Проект я однозначно рекомендую тем, кто хочет поностальгировать об ушедшей эпохе. Плюс, тем молодым и любознательным людям, желающим понять: о чём же им рассказывают старпёры. Где, ну, вот где там было лучше?! Запуск эмулятора ZX Specrtrum здесь не поможет. Люди запомнили Dizzy совершенно иным.
Важное примечание: если решите сыграть, обязательно, скачав и запустив игру, нажмите F1. Затем, в появившемся меню поставьте галочку «Full Screen» и перезапустите проект. Иначе вы ничегошеньки не увидите на мониторе большого разрешения. Предвосхищая вопросы: нет, в настройках этого сделать нельзя. Меню настроек в игре нет. Инди такое инди, тем более бесплатное и для конкурса. Поэтому делаем, как я сказал: скачиваем — запускаем — жмём F1 — выбираем полный экран.
Сам разработчик оставить инструкцию по эксплуатации для своего шедевра не удосужился. Во всяком случае на видном месте. Кстати, можете зайти в его группу в VK. Там есть и другие игры. Все бесплатные, но сделанные уже не под ZX.
Я же переходу ко второму участнику обзора!
Klad
В далёком… (страшно писать каком, но я напишу) 1984 году на ZX Spectrum вышла игрушка под названием Lode Runner. Я много играл в неё в детстве и, по скриншотам решил, будто Klad — это её клон. Что послужило главным мотивом выложить за проект 150 рублей в VK Play.
Да-да, игра является эксклюзивом VK Play. Прямо как Atomic Heart, только Klad. Правда, есть у меня подозрение, что дело не в эксклюзивности. Разработчик либо поленился публиковать игру в Steam, либо пожалел 100$ на регистрацию приложения. Последнее прискорбно, но неудивительно. В VK Play у проекта ровно четыре отзыва (последний написал я). Разраб явно не надеется отбить затраты на разработку проекта и уже не верит, что Steam ему в этом поможет. Если так, то жаль. Игра действительно любопытная. Народу её заметило мало, но тем, кто играл, явно понравилось. Из четырёх отзывов — три строго положительные и лишь один негативно-нейтральный (который и написал я!).
Klad действительно является клоном, но не Load Runner, а японской игры Rise Out. Базовый гемйплей в них схож. Игра разбита на уровни. Каждый уровень представляет собой лабиринт, выложенный из красных кирпичей. Задача игрока, уклоняясь от врагов, бегать по уровню и собирать клады, пока не откроется проход в следующий лабиринт.
Блоки с кирпичами можно и нужно разрушать, меняя конфигурацию уровня. Разница между Klad и Load Runner состоит в том, что во второй игре можно «копать». То есть, убирать блоки, расположенные под ногами персонажа. В Klad (Rise Out) копать нельзя, зато есть оружие. Персонаж умеет стрелять вправо или влево, разрушая кирпичи. Врагам стрельба никакого вреда не наносит.
Получается, в первой игре мы умеем убирать блоки, расположенные в близи и строго под нами. Во второй можем стрелять, но только горизонтально и на уровне своего тела. Выстрелить вверх или вниз не получится.
Разрушенные блоки быстро восстанавливаются. Если в момент «регенерации» внутри кирпичей оказывается игрок, персонаж теряет жизнь. Замурованные враги тоже умирают, но довольно быстро возрождаются на экране. Чтобы спокойно обшарить лабиринт и собрать все клады, выгодно не убивать врагов, а запирать их в обложенных кирпичом комнатах. Откуда они уже не смогут выбраться.
Подводя итоги, мы имеем любопытный и необычный по нынешним временам геймплей — сочетание аркады и головоломки.
Игра затягивает. Приходится думать. Причём делать быстро, поскольку враги не стоят на месте. Например, чтобы пройти уровень, представленный на скриншоте выше, нужно: встав на точку Х, расстрелять стену вправо. Затем, дождавшись, когда она начнёт восстанавливаться, подгадать момент и спрыгнуть в точку Y. Просто выбежать с платформы нельзя. Персонаж пролетит через зелёную верёвку и приземлится в точке Z, где лежит клад-приманка. Выбраться оттуда можно только сиганув в лаву, то есть умерев.
Интересная задачка! Так почему же я оставил нейтрально-негативный отзыв, выставив игре только 5 из 10? К слову в VK Play, в отличие от Steam, оценки можно варьировать по десятибалльной шкале. Если игра вам понравилась, но не так, что аж кушать не можете, достаточно поставить 7 и продолжить жизнь в ладах со своей совестью. Господи! Вот, что я сейчас делаю? Я хвалю VK Play! До чего мы дожили?! Ладно, не важно.
Klad — игра неплохая и даже хорошая. Разработчик старался, неукоснительно следовал всем правилам и традициям old-school разработки. Проблема в том, что он перестарался! Выкрутил сложность игры на полный old-school.
Проще объяснить на примере. Взгляните на диспозицию следующего уровня:
Выход в правом верхнем углу карты. К нему ведёт одна лестница, расположенная справа. При этом, лестницу сторожит гоблин. Напомню, выстрелы на врагов не действуют. Подкоп тоже не сделать, это не Load Runner. Кирпичи можно сбивать только на своей линии.
Очевидно, прежде чем идти к выходу, врага нужно увести влево. Боты здесь тупые и бегут прямо на героя, если им не мешает препятствие. Чтобы враг мог выйти, нужно, расположившись на точке №1 (см. скрин), расстрелять кладку кирпичей в точке №2.
Проблема в том, что враг побежит и упадёт в лаву (точка №3). После чего спокойно восстановится на месте респауна. Следовательно, мы должны уберечь врага от гибели в лаве. Сам он с этой высокоинтеллектуальной задачей не справится. Для спасения нужно сбить кирпич в точке №4. Однако удобной для стрельбы позиции на экране нет. Получается, в точку №4 надо стрелять в падении, прыгая сверху вниз. Затем взбираться по лестницам и стрелять в кладку №2, спуская врага вниз мимо лавы. Проблема в том, что осуществить сей манёвр нам ОЧЕНЬ мешает второй враг на экране.
По аналогии (уворачиваясь от врагов и стреляя в полёте) надо разбить кирпичи в точках №5 и №6. При этом время сильно ограничено, поскольку невидимый псих-строитель быстро восстанавливает разрушенную кирпичную кладку.
Казалось бы, классно! Клёвая же игра. Есть над чем подумать, но находится занятие и для пальцев. Всё так. Вот только в игре 65 уровней. Как думаете: какой из них представлен на скриншоте с моими стрелочками? 50-ый? 32-ой? Нет! Это 6-ой уровень! Прописью, шестой! К слову на первых пяти тоже есть над чем попотеть.
Klad — сложная игра. При этом она почти не даёт времени на «разогрев». Не как нынче принято, когда первые 10 уровней — этот так, чисто размяться, привыкнуть к управлению. Здесь не так! Ведь к нам, товарищи, завезли old school. Не I wanna be Boshy, конечно, но и не прогулка для казуалов типа Dark Souls. Я понимаю, почему так делалось раньше. Характеристики железа не позволяли впихнуть большое число проходных миссий, но сейчас-то…
Однако это ещё не всё! Кое в чём разработчики Klad превзошли даже садиста, создавшего I wanna be Boshy. Игра за каким-то хреном ведёт учёт жизней вместо системы чекпоинтов. Если вы прошли уровень, то вы его прошли, но лишь до момента, пока у вас не кончились жизни. Дальше прогресс обнуляется. Системы сохранений нет, а в игре, напомню, 65 уровней.
Представьте ситуацию: потом, кровью и слезами вы прошли 64 экрана. Остался только один, но тут у вас и закончились жизни. Упс! Надо проходить все уровни заново! Наслаждайтесь!
Зачем так было делать, а?! Даже если игрок хорошо запомнил все уровни, ему так или иначе понадобится в среднем 5 минут на прохождение каждого экрана. Следовательно, путь от первого до предпоследнего уровня займёт где-то 5-6 часов. Если игрок вновь сольётся на последнем экране, то ещё минус 5-6 часов из жизни. Без читов вы не сможете пройти Klad как обычную головоломку — прошёл уровень и встал на чекпоинт. Ну, или записал пароль. Ни фига, если закончились жизни, пожалуйте на старт!
Для полной аутентичности и погружения в атмосферу прошлого осталось только добавить в игру загрузочный экран минут эдак 10. Ещё и с небольшим шансом краша. Вдруг кассету в магнитофон зажевало? Вот тогда был бы полный old-school.
Klad — не тёплая и не ламповая игра, созданная для уютных вечеров и ностальгических воспоминаний. Это надо брать, садиться и проходить! Правда, следует не признать: если вы пройдёте Klad — это будет действительно достижение! Повод похвастаться перед друзьями и накидаться в щи!
P.S. Благодарю за то, что дочитали мою заметку до конца. Если она вам понравилась, возможно (только возможно), вам понравится… нет, не мой телеграмм-канал, а моя компьютерная игра — эпическо-юмористическое инди-РПГ с проработанным сюжетом — Heroines of Swords & Spells.
5 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий