Обзор Exosuit: русский бумер-шутер в стилистике Spectrum

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Листая новинки в VK Play, я наткнулся на необычный проект под названием Exosuit. Ретро-стилистика и непривычная графика сразу привлекли мое внимание. Цена в 74 рубля невысока, поэтому я решил рискнуть и опробовать эту игру. Стоит ли проект своих денег? Давайте разбираться.

Необычная графика в стиле Spectrum

Определенно, то, что сразу бросается в глаза в Exosuit — это уникальный визуальный стиль, являющийся данью уважения легендарному компьютеру ZX Spectrum, известному в России (и у родственника на даче, где я с ним и познакомился) под прозвищем «Ленинград». Разработчики из небольшой студии Emergency Exit воссоздали характерную цветовую палитру и пиксельную графику восьмибитной эпохи с поразительной точностью и вниманием к деталям.

Автор: Emergency Exit

Игра буквально переносит нас на десятилетия назад, в золотой век домашних компьютеров, когда яркие, насыщенные цвета и примитивные, но узнаваемые формы были нормой. Это сознательный творческий выбор стилистики, и он работает… Просто работает, и на этом остановимся. Не сработал бы — я бы дальше пролистал. Яркие, кислотные цвета, разделенные на «блоки», крупные пиксели и минимализм в оформлении — все это создает неповторимую атмосферу.

Да, местами в угоду геймплею от неё отошли, например, местами всё же можно встретить диззеринг или смешение цветов — но именно что «местами», и в глаза это не бросается. В целом же, мы видим эталонный графический ультраминимализм в характерных грязно-сине-черных тонах.

Геймплей от DooM (1993)

Если графика — это то, что привлекает внимание, то геймплей в Exosuit — это квинтэссенция классического шутера. Разработчики здесь явно вдохновлялись легендарным DooM, и игровой процесс практически один в один повторяет его. Бесконечные коридоры, отстрел волн врагов, поиск ключей для открытия новых областей… всё это «уже где-то было"(С). Почему DooM, а не Quake, спросят меня? Да больно уж подход к левел-дизайну характерный, да и некоторые объекты сделаны «под спрайты».

Но не стоит думать, что это просто бездумный клон. Создатели Exosuit очень бережно и с уважением подошли к классическому геймплею, сохранив все лучшее, что было в играх того времени. Управление плавное и отзывчивое, стрельба доставляет истинное удовольствие, а разнообразие, скорость реакции и фирменная привычка врагов появляться за спиной заставляют постоянно менять тактику (ограниченность носимого боекомплекта тоже этому способствует).

Кроме того, разработчики «тяпнули» из source-портов оригинала три вещи, которых DooM не хватало: обзор по всем трем осям, прыжки и приседание.

Автор: Emergency Exit

Некоторые могут назвать это плагиатом или устаревшим подходом, но, по-моему, если что-то работает, зачем это менять? Классический геймплей шутеров зарекомендовал себя десятилетиями и до сих пор остается актуальным для многих игроков. Да, игре не хватает оригинальности, но порой лучше не испортить то, что уже хорошо, если ты не уверен, что можешь сделать лучше.

Левел-дизайн — есть. Не более и не менее, зато с открытым миром

Что касается уровней, то здесь тоже чувствуется влияние DooM, особенно его второй части. Однако создатели не пошли по пути банального копирования, а попытались привнести свой уникальный стиль. Благодаря ретро-графике, даже относительно простая геометрия уровней выглядит необычно и атмосферно.

Автор: Emergency Exit

Хорошо это или плохо? Сложно сказать однозначно. С одной стороны, отсутствие действительно нового и свежего подхода к дизайну уровней может разочаровать ожидавших чего-то более оригинального, особенно с учетом того, что творит тот же SGtMarkIV с оригинальным движком и всеми его ограничениями. Но с другой стороны, для игры в таком стиле это вполне уместно и позволяет сосредоточиться на том, что действительно важно — атмосфере и геймплее.

Один момент, который мне особенно понравился — отсутствие разделения на отдельные уровни. Вас буквально бросают в открытый мир, и дальше вы сами решаете, куда идти, что исследовать и с какими врагами сражаться.

Уровни спроектированы так, чтобы поощрять исследование и вознаграждать любопытных игроков. Тайные комнаты со специальным оружием и боеприпасами, пустые комнаты с врагами на каждом шагу — все это заставляет игроков внимательно изучать окружающее пространство и думать, куда идти. И когда, после долгих поисков, вы, наконец, находите новый мощный ствол или ключ-карту, это приносит настоящее чувство триумфа и удовлетворения.

Пригодится!
Автор: Emergency Exit

Признаюсь, иногда дизайн локаций может сбивать с толку своей запутанностью. Неоднократно я оказывался в тупиках или нарезал круги в уже исследованной области. Но, пожалуй, это не только задалбывает (хотя местами и подбешивало, скажем честно), но и, в некоторой степени, канонично — в оригинале «нарезки кругов» было немногим меньше, а тут ещё и открытый мир.

Саундтрек цепляет, но переслушивать бы не стал

Музыкальное сопровождение в Exosuit я бы не назвал плохим. Скорее наоборот — оно весьма неплохое… Но переслушивать его отдельно от игры, хранить на смартфоне или включать «просто так» я бы не стал. Отдельные композиции довольно примитивны (а если быть точным, то это один и тот же трек «на репите»), но в сочетании с примитивным духом самой игры музыка почему-то работает. Да, саундтрек едва переступает нижнюю планку качества, но при этом гармонично вписывается в общую атмосферу и погружает в процесс — а, стало быть, и баллы срезать вроде как не за что.

Автор: Emergency Exit

О недостатках

К сожалению, не все так идеально в Exosuit. Один из главных минусов заключается в том, что на момент написания этого обзора игра все еще находится в стадии разработки. Это означает, что некоторые области и локации пока недоступны, даже если у вас есть соответствующие ключ-карты.

Ничто так не выбивает из атмосферы, как натолкнуться на запертую дверь, ведущую в никуда, особенно после того, как ты уже потратил немало времени и усилий на поиски нужного ключа. Это ощущение разочарования и досады, когда тебе буквально дразнят чем-то заманчивым, но в последний момент отказывают в доступе.

А… Всё. Жми «E», не жми «E», сезам не откроется.
Автор: Emergency Exit

Еще один минус, на который нельзя не обратить внимание — это некоторая безжизненность игрового мира. Из-за упора на ретро-стилистику, в Exosuit практически отсутствуют анимированные текстуры и динамические объекты, которые бы создавали ощущение «живого» окружения. И, мне кажется, если постараться — их сюда всё же можно было бы впихнуть, не ломая стиль.

Временный эксклюзив VK Play

Еще один важный момент: на данный момент Exosuit доступна исключительно в магазине VK Play. Игра появилась там 9 апреля 2024 года, и только 22 апреля ее смогут опробовать обладатели Steam (там же уже сейчас доступна бесплатная демо-версия, к слову — узнал об этом я лишь на момент написания этих строк:-)

Для тех, кто предпочитает играть только через Steam, это может стать небольшим разочарованием, ведь придется либо ждать еще две недели, либо осваивать непривычную платформу VK Play. Но, с другой стороны, это хорошая возможность для разработчиков оценить реакцию игроков и, возможно, внести необходимые правки перед релизом на западной площадке.

Заключение: С пивом — пойдет

Подводя итог, Exosuit — это ничего особенно оригинального, кроме, пожалуй, своего визуального стиля. В девяностые такой проект без колебаний записали бы в разряд «DOOM-клонов», как тогда говорили. Но, несмотря на это, в нем нет и ничего откровенно плохого.

Это просто добротный шутер «старой школы», который пытается взять своё открытым миром и визуальным стилем. Получилось ли? По цене банки пива — скорее да, чем нет: пару вечеров отнять игра смогла, а большего я, скажем честно, и не ждал.

Автор: Emergency Exit

Что до балльной оценки — я бы поставил Exosuit 7/10. Минус два балла за неоригинальность в плане геймплея и общей концепции, ещё минус балл за откровенную незавершенность части контента, что слегка портит впечатление. Но в остальном — это сносный ретро-шутер, достойный звания «хорошего проекта в своей ценовой категории», и о потраченных деньгах я не жалею. Стоит ли его брать вам? Если цена банки «девятки» для вас критична, то нет, если не критична, а вечер занять нечем — почему бы и не да?

Post Scriptum

Автор не связан финансово, лично или любым иным способом с ООО «VK», студией «Emergency Exit» или иными связанными организациями. Спасибо, что дочитали до этой строки:-)

Изображение в превью:
Автор: Emergency Exit
Источник: Exosuit
ШутерPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Играю в игры, читаю о них — а теперь и пишу, чтобы разбавить жизнь копирайтера для китайских (ой, простите, *тюменских*) товаров. Несколько лет проработал компьютерным мастером, так что, порой, и о «железе» могу написать, если вдруг что в руки попадёт. Всегда мечтал быть игровым журналистом — и, как знать, может быть однажды эта мечта сбудется?

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор новинки, планшет Teclast T50HD: бюджетный, производительный, стильный

Предлагаю подробно рассмотреть новинку на рынке планшетов, а именно — модель Teclast T50HD, которая имеет вполне неплохие заявленные характеристики и продается по адекватной стоимости....

Format выпустил первый в мире велосипед гревел-кантри?

Довольно необычная новость обнаружилась на официальном сайте популярного российского бренда велосипедов Format. Компания опубликовала крохотную заметку, которая оставляет больше вопросов, чем...

Телефон против фотоаппарата: гонка длиной в 25 лет

Ровно 25 лет назад, в мае 1999 года, был представлен первый телефон со встроенной камерой. Им стал «японец» Kyocera VP210, правда, камера у него располагалась спереди и предназначалась в первую...

Обзор Vancer Groove & Thrash: топовые игровые мыши с 8К донглом в комплекте

Недавно малоизвестная компания Vancer, специализирующаяся на игровых мышках, представила 2 интересные новинки — Groove и Thrash. Знаю, о чем вы подумали, название второй модели не самое...

Охота на призраков: как ученые выслеживают темную материю

В бесконечных просторах Вселенной скрывается загадка, которую ученые пытаются разгадать уже не одно десятилетие — загадка темной материи. Эта невидимая субстанция, не взаимодействующая...

Обзор MoonDrop Para: открытые планарные наушники на 100 мм драйвере

В компании MoonDrop, похоже, решили положить конец дилемме относительно размера планарного излучателя. Да, в относительно новых Para установлен не 50 и даже 60 мм драйвер, а, так сказать, полная...