Nintendo Switch как основная и единственная игровая консоль: часть 1. Муки выбора

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Когда я захотел купить новую гибридную игровую консоль от Nintendo, я обнаружил, что в Рунете полезной информации немного. Чтобы помочь тем, кто задумался о покупке, я решил изложить свои впечатления от Nintendo Switch вместе с подходом к выбору и продолжительным опытом использования.

В первой части я обьясню, почему решил остановиться именно на консоли от Nintendo, и соберу все обнаруженные мной факты и нюансы в одном месте — в этой самой статье.

Вначале — небольшая предыстория. Мне 22 года, и я работаю в IT последние 4 года. Живу в Украине. Самые сильные околоигровые воспоминания у меня связаны с PSP 2008, которую отец купил мне на один из праздников. Эта самая консоль до сих пор жива, разве что аккумулятор быстро высаживается. А ведь прошло больше 10 лет с момента ее покупки:

Почти одновременно у меня появились Xbox 360 и ноутбук с мобильной видеокартой Radeon 5650 — Acer Aspire 7740G. Собственно, настоящий «графоооон!» я видел только в трейлерах или на системах у своих друзей. Меня это практически не смущало, так как игры на Xbox и PSP шли отлично. Помню лишь один случай с Wolfenstein: The New Order, когда на минимальных настройках игра на моем ноуте выглядела лучше, чем на Xbox. Хочу отметить, что я обнаружил эту разницу только при прямом сравнении. В остальном я прошел игру на коробке от Microsoft от и до с большим удовольствием, как и многие другие релизы вроде Halo, Gears of War, Bayonetta.

Спустя некоторое время мы с моей старшей сестрой решили собрать себе полноценную игровую систему. Примерно последние три-четыре года мы жили с видеокартой GTX 1050 Ti и процессором i3-6100. На тот момент мы могли играть в большее число тайтлов с достаточно высокими настройками.

Наступил 2020. Грянула эпидемия, все перешли на работу из дома, и компьютер отошел сестре. Мне с моим нынешним ноутбуком — Acer Swift 3 со встроенной графикой Intel HD 620 — играть стало негде. Захотелось свою игровую платформу.

Учитывая жизненные обстоятельства и предпочтения, я составил список требований к новой платформе:

  • Компактность. Я часто ездил в командировки и переезжал с места на место, потому платформа должна быть максимально портативной. В момент пандемии первое не так актуально, однако из дома я время от времени выхожу и хочу играть с комфортом, при этом не забивая рюкзак всяким барахлом;
  • Возможность играть где угодно. Кажется, что это повторение первого пункта, но это не так. Здесь речь идет об сочетании автономности и необходимого пространства для комфортной игры. Например, вы стоите в очереди. Очередь движется очень медленно, но сесть рядом особо негде. В таких условиях вы сможете поиграть на смартфоне или портативной консоли, но не на более крупных устройствах. 
  • Простота в использовании. Апгрейд ПК для меня требует временных и умственных затрат. Помимо выбора из очень большого числа компонентов нужно думать о перспективе — какой процессор взять сейчас, какие есть возможности для апгрейда с учетом выбранной материнской платы с конкретным сокетом, какой накопитель не посыпется через несколько месяцев и так далее. Да, я могу этим заниматься, но у меня есть другие заботы, а получить отдушину от работы мне хотелось как можно быстрее. Готовые сборки я покупать не хотел, так как для меня это больше похоже на покупку кота в мешке, причем с наценкой.
  • Игры. Я люблю платформу PSP за классные игры. Из самых ярких представителей могу вспомнить God of War, Patapon, Killzone: Liberation, Flatout. И я хотел такие же яркие впечатления от игр на будущей игровой платформе. При этом, я не люблю играть в соревновательные или онлайн игры, потому социальные функции и онлайн мне были не нужны.

Итого, давайте посмотрим, какие игровые платформы вписываются в эти критерии. Я надеюсь вас удивить некоторыми непривычными кандидатами:

Xbox One/Series и PS4/5

Библиотека игр у них огромна, но консоли не портативны и не компактны. Им нужен отдельный монитор и постоянное подключение к сети.

Поскольку графика мне не важна, я могу достаточно легко обойти этих титанов и следующую категорию устройств. 

ПК и игровые ноутбуки

ПК по понятным причинам тоже отпадает. Тащить с собой системный блок, монитор, мышь и клавиатуру — довольно спорная затея. Многие здесь сделают вполне разумное замечание: «А как же ноутбуки?» Что же, поговорим о них.

В нынешних игровых ноутбуках «железная» составляющая достаточно мощная, чтобы тянуть все современные тайтлы, и технически вам необязательно быть около розетки, чтобы играть. Однако мы быстро начнем сталкиваться с неприятными нюансами:

  • Автономность. Сколько времени вы сможете играть на ноутбуке от одного заряда аккумулятора? Я сомневаюсь, что дольше одного-двух часов. При этом стоит помнить, что аккумулятор в игровом ноутбуке не рассчитан на постоянную работу в режиме полной нагрузки и частые циклы перезаряда. Это приведет к быстрой деградации аккумулятора. Устройство должно подходить под сценарий долгой игры в любом месте.
  • Портативность. Да, не спорю, ноутбук можно носить где угодно. Я сам до недавних пор всю работу делал на ноутбуке, и было классно до пандемии спуститься вниз в кафе и поработать оттуда. Однако можете ли вы играть на ноутбуке действительно везде? В большинстве случаев, игровой процесс на встроенном тачпаде больше походит на мазохизм, поэтому вам понадобится мышь или геймпад. Возникают две дополнительные заботы — куда ставить ноут для надежной фиксации и где размещать мышь? Вдобавок к этому, игровые ноутбуки обычно не пушинки. Поверьте, даже два килограмма — вес среднестатистического ноутбука с 15-дюймовой матрицей — хорошо ощущаются на ногах.
  • Многообразие моделей. С одной стороны, это преимущество — можно взять себе модель с тем набором комплектующих, внешним видом и ценой, которая вам подходит. Однако я нахожу в этом несколько недостатков:
    • моделей на рынке астрономическое количество. Чтобы выбрать подходящую, придется потратить много времени, несмотря на агрегаторы сравнения вроде E-katalog и Hotline;
    • не на все модели ноутбуков есть обзоры. Зачастую журналистам и блоггерам на обзор выдается околотоповая конфигурация, где внутренности могут быть устроены совершенно иначе. В конфигурациях подешевле может использоваться другая модель термопасты, другая система охлаждения и так далее;
    • итого, в случае единой системы вроде консолей Nintendo, Sony и Microsoft моделей намного меньше, и, скорее всего, кто-то сделает на них подробный обзор, где будут перечислены недостатки, которые помогут сделать выбор более осознанно.

Итого, ноутбуки для меня тоже в пролете, и мы идем дальше. 

Консоли-эмуляторы, ретро-консоли

Я долго думал, как назвать эту секцию, чтобы кратко и емко описать, о чем речь. Но не получилось, потому давайте изучим детали. В последние несколько лет очень сильно вырос рынок ретро-консолей, которые:

  • имеют компактный форм-фактор;
  • хорошо собраны;
  • достаточно долго живут от аккумулятора;
  • предлагают ОС преимущественно на основе Linux с предустановленными портами известных игр вроде Doom, Quake и эмуляторами старых систем — NES, SNES, Game Boy, Game Boy Advance, PS1 и тд, где есть много достойных игр, несмотря на их возраст;
  • имеют достаточно гуманный ценник(часто их можно купить дешевле 100 баксов).

Если вы не были осведомлены о существовани этого рынка, предлагаю посмотреть на несколько моделей(не реклама, ссылки на них ищите сами) — Anbernic RG351P, Retroid Pocket 2, Pocket Go V2 чтобы получить представление о продуктах в этом сегменте.

Минусы для меня обнаружились в следующем:

  • обычно покупать их приходится из-за границы. Можно купить некоторые модели на месте, но перекупщики часто заламывают цены;
  • консоли из этой категории технически довольно слабые и не настолько распространены/похожи друг на друга, чтобы какой-то сторонний крупный издатель начал выпускать для них свои актуальные игры. Я - дитя конца 90-х и начала 00-ых и довольно сильно избалован современными геймдизайнерскими решениями. Играть в первую The Legend of Zelda с NES мне уже несколько тяжело, потому хотелось все же что-то более актуальное. 

Консоли на основе микрокомпьютеров

Я решил поставить эту категорию особняком. Суть в том, что вы, обладая определенными навыками в электротехнике и моделировании, можете сами создать свою консоль вокруг некой системы и реализовать свое видение игрового устройства. На мой очень любительский и далекий от темы взгляд, самым популярным микрокомпьютером с единой материнской платой(single-board computer) является Rasperry Pi. Уникальной особенностью серии этих компьютеров является наличие портов универсального ввода-вывода(GPIO — General-Purpose Input Output), благодаря которым к Rasperry Pi можно подключать самого разного рода датчики, сенсоры, платы и так далее. 

Есть и заранее готовые проекты, которые можно собрать самому без сильного погружения в тему. Сейчас могу вспомнить PiBoy и Game Boy Null. При этом на профильных сайтах(нашел в Google вот такой) можно отыскать самого разного рода безумства, которые люди вытворяют(аркадные кабинеты, встроенные в корпуса контроллеров консоли и прочее), вдохновиться и сделать что-то похожее.

Минусов у этой категории продуктов несколько:

  • зачастую вам нужно будет собирать консоль самому, либо из набора «все-включено», либо из разных частей, заранее убедившись, что они подходят;
  • если решили делать дизайн с нуля, нужно иметь какие-то знания в электротехнике. Воткнете не туда аккумулятор при сборке, и может произойти что-угодно;
  • вам понадобится опыт работы с операционными системами на базе Linux и программами на них, чтобы заставить микрокомпьютер делать то, что вы хотите;
  • обычно такие консоли не будут обладать мощью современных приставок от крупных компании и тем более не будут позволять вам играть в игры оттуда, потому на таких устройствах вы будете видеть те же проекты, что и на предыдущей категории в этой статье;
  • большая часть документации будет на английском, потому без знаний языка вы можете не найти нужной вам информации по тому или иному аспекту работы устройства.

Для многих людей процесс сборки — это главный пункт в пользу выбора такого девайса. После того, как ты собрал нечто своими руками, это самое нечто воспринимается по-особенному, однако людям без специальных навыков будет довольно трудно провернуть подобное. Поскольку у меня руки растут из неправильного места и познания в электротехнике у меня практически отсутствуют, я предпочел эту категорию пропустить. 

Смартфон

На самом деле, это не такой плохой вариант, как может показаться на первый взгляд. Эмуляторы старых систем так же можно сюда поставить. Вдобавок, рано или поздно в странах СНГ станет доступным облачный гейминг, и играть можно будет хоть с калькулятора, работающего на картошке, лишь бы было нормальное и стабильное соединение с Интернетом. К тому же, есть игры, которые целенаправленно выходили для этой платформы. Вы могли пропустить или забыть, что на мобильных устройствах есть замечательные проекты вроде The Room, Space Marshals, Frozen Synapse. Во время написания этой статьи я совершенно случайно увидел, что на Android доступен стратегический хит середины 2000-ых — Company of Heroes!

Минусы этой платформы лично для меня такие:

  • смартфон для меня — это еще один рабочий инструмент. Я бы не хотел высаживать его аккумулятор или грузить на него тонну «спираченных» образов игр старых систем, которые легально уже не купишь;
  • все-таки для смартфона нужен отдельный контроллер. Играть в многие проекты вроде шутеров без адаптированной схемы управления на мобильных устройств кажется мне отдельным видом извращения. Причем контроллер должен как-то удерживать смартфон на себе для сохранения портативности, о понятии которой я говорил в начале этой статьи. У меня был есть опыт в связке телефона с геймпадами IPega PG-9099 и 8BitDo SN30 Pro Plus, где можно закрепить телефон с помощью специального держателя. Мне это показалось неудобным, так как руки начинали болеть довольно быстро;
  • непонятно, когда будет доступен облачный гейминг. Microsoft Xcloud, Playstation Now и Google Stadia в Украине без свистоплясок недоступны.

Playstation Vita

Тут у меня будет совсем немного. По факту, Vita мертва. На нее не выходит новых громких тайтлов и со стороны Sony нет никакой поддержки. Я бы сказал, что игр на Vita выходило в принципе мало(исключая японские).
Тем не менее, если вы у вас есть желание взять ее исключительно для игр PS Vita и PSP, это скорее всего ваш лучший вариант, так как PS Vita имеет полную обратную совместимость со старой портативкой от Sony.

PSP я упоминаю лишь вскользь по схожим причинам. Консоль уж очень стара, так как изначально она вышла 15(!) лет назад. Добавлю только, что я пытался оживить свою «старушку» PSP 2008, несколько раз меняя в ней аккумуляторы и недавно заменив второй раз аналоговый стик. К сожалению, все последующие элементы питания, что мне удавалось достать, давали малое время автономной работы и быстро вздувались, потому я решил оставить эту затею.

Остается последний кандидат.

Nintendo

Скорее всего, многие уже догадались, что до этого дойдет. Microsoft, насколько мне известно, никогда не делала портативных консолей. Sony на свою Vita благополучно забила. Ufo, портативная консоль от Dell, на данный момент остается концептом, и с CES 2020 о ней не было слышно ничего. По сути, у Nintendo на рынке портативных игровых устройств среди больших компаний попросту нет конкурентов, кроме одного — самой Nintendo.

На данной момент у большой N есть три консоли на выбор:

  • линейка 3DS(сюда же причислю 2DS, New 3DS и New 2DS;
  • Switch;
  • Switch Lite.

Разберем каждую из них по очереди.

Nintendo 3DS

На этой системе так же хватает очень классных игр. Сам форм-фактор с откидывающейся крышкой способствует тому, чтобы ее куда-то переносить. Консоль относительно других представителей от крупных брендов дешевая. Однако для себя я выделил два пункта:

  • сейчас уже очевидно, что линейка закрыта. В сентябре Nintendo официально заявила о прекращении производства новых консолей 3DS, следовательно, никакой поддержки в будущем ожидать не стоит;
  • меня привлекали фишки следующего кандитата.
Nintendo Switch

Эта консоль появилась на мировом рынке в марте 2017 года как гром среди ясного неба. Для пущего понимания приведу небольшую статистику. За первый год своего существования было реализовано около 17 миллионов экземпляров. Эта цифра больше, чем число проданных единиц консоли-предшественника — Wii U — за весь(!) ее жизненный цикл. На июнь 2020 года было реализовано уже 55 миллионов консолей. Это больше, чем количество проданных Xbox One за все время продаж, но меньше, чем то же число у PS4. При этом помните, что Switch еще не исполнилось и четырех лет.

Перейдем от сухих и оторванных цифр к конкретным моделям консолей.

Есть три модели в линейке Switch — оригинальная, выпущенная в 2017ом году, ревизия оригинала в том же корпусе 2019го года, и новая модель Switch Lite. Если ревизию от оригинала отличает по большему счету только несколько другой экран(не хуже, не лучше, просто другой) и большее время автономной работы и говорить больше особо не о чем, то про последнюю мне кажется логичным поговорить отдельно.
Я на всякий случай опишу ключевые фишки оригинального Switch для тех, кто в танке.

Switch — это гибридная консоль. Сама по себе консоль имеет вид 6,2-дюймового планшета с пристыкованными к ней двумя контроллерами JoyCon. Без всяких других аксессуаров это:

  • обычная портативная консоль с полным набором кнопок для современного контроллера(два кликабельных аналоговых стика, 4 кнопки действия, 2 кнопки-шифта и 2 кнопки-триггера, и d-pad, разделенный на отдельные 4 кнопки). Вы можете в таком виде играть практически во все игры, что выходят для консоли, и ваши возможности в игре будут такими же. Есть исключения в виде игр, заточенные на активность, вроде Ring Fit Adventure и Just Dance, которые используют заложенные в Joy-Con гироскопы(в каждом контроллере он свой), и по этой причине без покупки дополнительных аксессуаров вы поиграть в такие игры в портативном режиме не сможете, но таких можно на пальцах рук и ног пересчитать.
  • настольная консоль. Вы можете отсоединить контроллеры от планшета, поставить планшет на стол или другую ровную устойчивую поверхность при помощи встроенной в заднюю часть откидывающуюся подставку и играть. Nintendo Switch и Switch Lite поддерживают подключение беспроводных контроллеров по Bluetooth, (не все контроллеры можно подключить, ищите поддержку в спецификациях конкретного устройства);
  • домашняя консоль. При помощи комплектной док-станции, Switch может выводить картинку на подключенный к доку по HDMI телевизор. Хочу отметить, что процесс переключения с портативного режима вне дока на доковый происходит практически моментально(вы скорее всего не успеете дойти до дивана, когда на телевизоре уже появится картинка). В таком режиме вы можете подключать контроллеры все так же по Bluetooth, а можете пользоваться портами USB в доке для подключения поддерживаемых контроллеров проводным способом.
    В доке Switch начинает работать в режиме с большей частотой графического процессора, что позволяет крутить игры с большей производительностью.
  • в стандартном виде с подключенными Joy-Con у вас с собой всегда есть портативный сетап для локального мультиплеера. Нашли удобное место, дали своему другу или подруге контроллер, и играете вдвоем на любой устойчивой поверхности.

В итоге, где угодно у вас игры с графикой PS3/Xbox 360(где-то чуть лучше, где-то чуть хуже). При этом, как показывает практика компании Bethesda, при правильном подходе туда можно портировать и вполне современные игры вроде Doom Eternal.

И тут, в том же 2019 году, рядом с ревизией старой консоли, Nintendo «выкидает» на рынок следующего кандитата.

Nintendo Switch Lite

По своим мощностям, Switch Lite не уступает оригинальной консоли. Вы по-прежнему можете играть в абсолютно те же игры с теми же графическими наворотами, при этом консоль стала стоить на 100 долларов дешевле. Бесплатный сыр только в мышеловке, потому давайте разбираться, в чем подвох:

  • только портативный режим. Switch Lite — это монолитная консоль без подставки, потому идея с локальным мультиплеером везде и всегда со стандартным комплектом отпадает — для получения этого игрового опыта вам нужно докупить два контроллера и какую-то подставку. Да, именно два, так как первый подключенный контроллер и элементы управления на самом Switch Lite считаются игроком 1. Об этом нюансе я узнал из обзора аксессуаров для Switch Lite на канале Wulff Den и есть пара постов об этом на Reddit — тут и тут;
  • невозможность подключить консоль к телевизору. Возможность вывода изображения у Switch Lite вырезана на аппаратном уровне, потому нет вообще никакой возможности как-то вывести картинку с нее на внешний источник;
  • отсутствие датчика автояркости и какой-либо вибрации. Если первое еще можно как-то простить благодаря быстрой доступности настройки яркости откуда угодно, то второе мне кажется уже чрезмерным. Тут можно спорить долго, и я пойму людей, которые примут этот ход. ИМХО, таким образом срезается важная часть погружения в игровой процесс. Да, запатентованная Nintendo вибрация в виде HD Rumble, когда у нее есть множество степеней срабатывания — это дорого. Однако вариант без вибрации совсем я считаю излишним.
  • итоговый форм-фактор. Да, безусловно, выше указанные решения привели не только к удешевлению консоли, но и к монолитности конструкции. Поскольку контроллер намертво прибит к консоли и вписан в дизайн корпуса, отсутствует износ слотов для контроллеров, что должно оставлять после себя ощущение большей надежности. Однако мне это видится палкой о двух концах и добавляет к недостаткам.
    • дрифт стиктов. До сих продолжают поступать жалобы от пользователей о наличии дрифта стиков на Joy-Con-ах в оригинальном Switch — когда начинаются регистрироваться ложные нажатия и вы при этом никах не касаетесь стика. Nintendo ничего с этим так и не сделала, и конструкция стиков в Switch Lite такая же, как и в Joy-Con, что не отменяет вероятность дрифта. Если в случае со Switch в худшем случае вам придется сдать в ремонт сломанный Joy-Con или докупить новый ему на замену, то со Switch Lite вам придется заменять всю консоль или целиком сдавать ее в ремонт. Особенно этот вопрос остро стоит в странах, где нет официального представительства Nintendo и непонятно, кто и с каким уровнем качества и добросовестности будет заниматься вашей консолью. В Украине, увы, Nintendo официально как раз не представлена;
    • автономость повысилась относительно оригинального Switch(3-7 часов у Switch Lite против 2.5-6.5 у старой модели Switch), но она все же ниже ревизии 2019го года(4.5-9 часов). Разница между актуальными моделями существенна и не в пользу Switch Lite, при этом для полностью портативной консоли время автономной работы играет куда большую роль, чем для гибрида;
    • габариты так же снизились незначительно. Switch Lite — это все еще не карманная консоль. Технически, ее проще положить в карман штанов, шорт или джинс, но она меньше примерно на 15% в длину, на 10% в высоту и легче примерно на 25% в сравнении с обычным Switch. Вам не придется по душе тот факт, что стики все равно будут упираться в край одежды или вам в тело, что автоматически требует для переноски чехол.

Итого, грубо говоря, Nintendo Switch Lite — это то, чем была в свое время PSP и PS Vita, сугубо портативная консоль на одного человека.

Учитывая все варианты и связанные с ними нюансы, мой выбор пал в итоге на вторую ревизию Nintendo Switch. Об этой покупке я не жалею, но есть свои подводные камни, о которых я буду рассказывать в следующих частях этой серии. 

В заключение этой части так же хочу сказать, что в конечном итоге главное не то, на чем вы играете и насколько выше где-то разрешение. Понятно, что игра не должна вызывать у вас неприятных ощущений(привет Cyberpunk 2077 на базовых консолях PS4/Xbox One), но за пределами этого важную роль в конечном счете играет сам процесс. Играйте в игры, а не в бездушные железки, и всего вам хорошего.

8 комментариев

t
Очень понравилась статья, задумался о покупке nintendo switch
Musipulechka
теперь задумайся о стоимости игр
S
Это тема для следующей части, но вы правы, игры там обычно дороже, чем на прочих платформах, иногда — значительно дороже.
O
Все экзы в виде кариков доступны на вторичке, а если вы не склонны к коллекционированию то их ещё и менять можно.
O
Когда есть друзья на той же платформе цены перестают быть такими пугающими. Да и если город более или менее крупный то можно менять карики. Особенно это актуально для недавно купивших консоль ибо на вторичке кариков завались.
t
Я считаю, что если ты готов купить консоль, то должен быть готовым покупать и игры :)
L
Статья больше похожа на попытку подогнать исходные данные под результат.
S
Не спорю, это все субьективное мнение. При этом, есть один вопрос, который для меня решил практически все — что сейчас есть из современных и активно развивающихся платформ, аналогичных PSP для своего времени?

Добавить комментарий