Наследие Doom. Почему ретро-шутеры популярны даже сейчас?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Вы когда-нибудь задумывались, какой сейчас самый популярный жанр игр? Возможно стратегии или приключения? Нет, это шутеры. Если посмотреть на 50 первых игр по онлайну в Steam и сделать небольшой анализ, то получится такая таблица.

Источник: store.steampowered.com

На диаграмме, шутеры обгоняют все остальные жанры с большим отрывом. Стоит учесть, что была выделена и несколько расплывчатая категория как экшен, но даже так шутеры обгоняют всех. Данная статистика не показывает полного положения в видеоигровой индустрии, но все же по ней можно приблизительно прикинуть насколько шутеры популярны сегодня.

Наследие прошлого

История такого знаменитого жанра уходит в прошлое, на более чем 30 лет назад. Тогда группа из нескольких человек, а точнее компания id Software создает Wolfenstein 3D, а затем культовые серии Doom и Quake в придачу. Тем самым формируя жанр шутера как отдельную единицу в игровой индустрии. Что-то похожее на First Person Shooter было и раньше, но именно благодаря этим играм, жанр приобрел характерные черты и стал популярным.

Источник: www.nickderington.com

Сегодня классика от id Software, множество игр-клонов и проектов, которые были вдохновлены Doom или Quake называется ретро или бумер-шутерами. Такие имена они получили из-за случившихся изменений в жанре, нынешние FPS совершенно не похожи на те проекты 90-х. Поэтому люди решили отделить старую классику в поджанр.

Но сегодня, как ни странно, несмотря на огромную популярность современных шутеров, рынок их ретро представителей живет вполне неплохо. И цель данного текста понять, в чем же секрет бумер-шутеров, почему они нравятся игрокам, а также оценить с точки зрения современного геймера легендарные тайтлы.

Doom

Сегодня каждый уже занет про оригинальный Doom. Отчасти благодаря тому, что его можно запустить на чем угодно: начиная с диспетчера задач Windows, заканчивая принтерами и калькуляторами. Такая популярность проекта среди игроков вполне заслужена. Огромные продажи на момент 1993 года, новая тематика, отточенный геймплей и прекрасная музыка помогли стать этой игре сначала популярной, а позже и культовой.

Все много слышали про Doom, насколько он крут и вообще легендарен, но кто из вас полностью его проходил? Думаю не многие. Эта часть текста будет про то, как современный геймер поиграл в классический шутер.

Начать хочется с технического момента. Как же сегодня поиграть в Doom? Есть несколько вариантов. Первый, если у вас имеется аккаунт другого региона, где доступны игры от крупных компаний, то вы можете приобрести Doom в стиме и спокойно играть.

Второй способ, веб сайты, где можно попробовать Doom, но он является довольно сомнительным. Высокая задержка ввода, плюс отсутствие настроек игры, делают этот способ не совсем релевантным.

Третий вариант, запустить дум на эмуляторе, например в DosBox. Он довольно прост в исполнении, и не требует денежных вложений, а взамен дает идеальный экспириенс с возможностью настройки игры.

Источник: steamcommunity.com

Конечно стоит упомянуть ещё один вариант — собрать компьютер тех лет и погрузиться в аутентичную атмосферу ретро-шутеров. Тут комментарии излишни, хотя некоторым ценителям это приносит особенно много удовольствия.

Теперь приступим к самой игре. Что же ждет современного геймера в Doom? Нас встречает стильная графика. Да ей 30 лет, но первое впечатление обманчиво, ведь через 30 минут геймплея уже не замечаешь все её изъяны.

Они сглаживаются другими отличными аспектами игры, например, прекрасной музыкой! Каждый трек божественен, а встречает на первом уровне нас бодрый At Doom's Gate. Косить демонов под неё — сущее удовольствие. Просто послушайте или поиграйте, это того стоит!

Музыку, написанную Бобби Принсом можно хвалить бесконечно, но тут задерживаться не будем.

Так, с графикой и звуком разобрались, что дальше? Геймплей! Начало у игры простенькое, первый уровень — это по сути обучение, где вы пройдете несложную карту, а дальше, больше, во всех смыслах! Количество демонов растет с каждым уровнем, но и арсенал игрока пополняется: дробовик, пулемет и ракетница. Они будут вашими верными спутниками на протяжении всей игры. Анимации смерти демонов — отдельное удовольствие для игрока. Как же круто наблюдать разлетающихся на части жителей преисподней.

В игре 3 эпизода, 27 уровней, и каждый из них интересен по своему. Больше всего запоминаются несколько жутких моментов. Представьте, вы спускаетесь в комнату, с мигающим светом. И на вас бегут Спектры, почти невидимые монстры, которые как и другие собратья издают страшные крики. Тут же добавляется музыка, которая создает ощущения тревожности и напряжения. Это здорово пугает! В классическом Doom грамотно сделаны экшен и хоррор составляющие. Такие моменты происходят парочку раз за игру и делают её действительно разнообразной.

Ну и невозможно не сказать про левел дизайн. Он стал отличительной чертой не только игр серии Doom, но и большинства ретро-шутеров. Игрока ждут разветвленные уровни и иногда даже настоящие лабиринты, двери, ключи, а также секреты. На некоторых картах видно, что разработчики фанились и создавали интересные очертания.

Игра проходится всего лишь за 6 часов, зато какие это 6 часов! Прекрасный саундтрек, отличный геймплей и хороший левел дизайн — это все про Doom, и это говорит современный геймер. Если вы еще не играли в классический Doom, но слышали о его крутизне, то обязательно попробуйте его. Ведь даже спустя 30 лет, играть очень весело и интересно. Кончен, все игры не без греха. В Doom есть недостатки и изъяны, например скучные боссы и бесполезные улучшалки. Однако после прохождения, мне стало понятно почему эта игра считается культовой и за что ее в свое время, полюбили тысячи игроков.

Doom II: Hell on Earth

После первой части не осталось сомнений, что нужно играть дальше в Doom II. Каждый уважающий себя сиквел не будет кардинально отличаться от первой части. Он лишь соберет в себе и улучшит все положительные черты предшественника, а плохие моменты попытается сгладить или вовсе от них избавиться. Сейчас расскажу, с справился ли с этой задачей Doom 2.

И первое изменение, которое бросается в глаза, это левел дизайн, он был кардинально улучшен. Разработчики полностью изучили и применили имеющиеся наработки, что позволило создать отличные уровни. Часто на картах попадалась интересная игра со светом, что лучше погружало атмосферу. Команда id Software увеличила проект не только в ширину, но и в глубину. Теперь каждый этап — это отдельная, небольшая головоломка, которую нужно решить, чтобы продвинуться дальше. Особенно хочется отметить карты Американа Макги, они самые интересные.

В Doom 2 хоррор моментов почти не было, что обидно, хоть и не критично. Боссов тоже улучшили, теперь они стали интереснее. Главным противников стала большая головоломка в игре, которую не каждый сможет решить.

Длительность прохождения не увеличилась, зато повысились качество и плотность игрового процесса. Появилось больше оружия, монстров и кровищи, а саундтрек стал ещё круче.

Doom 2 — это отличное продолжение, которое заслуживает звания культовой игры не меньше оригинала. Если вы решитесь познакомиться с Doom 1993, то обязательно захотите поиграть в сиквел.. Эти два замечательных проекта займут у вас часов 15, но зато принесут много удовольствия. Вы сами сможете прочувствать насколько эти игры хороши, даже спустя 30 лет.

В чем суть ретро-шутеров?

Поняв, что классические части Doom это отличные игры даже по меркам современности, можно попробовать выделить характерные черты и особенности ретро-шутеров. Итак, начнем:

  • Графика, а точнее ее реализация и художественный стиль. Сочные анимации, реки крови и большой арсенал брутального оружия, после выстрела которого, любой противник разлетается на части. Эта составляющая для игр данного жанра. Ведь в первую очередь мы воспринимаем проект глазами, а уже потом доходит все остальное. Зачастую в ретро-шутерах применяется псевдо 3д графика, состоящая только из 2д спрайтов, или же смесь 3д и 2д.
  • Геймплей. Высокая скорость, большой арсенал вооружения, разнообразные разветвленные уровни и просторные арены, на которых есть куча противников. Важен широкий и разнообразный ассортимент вооружения. В игре должны присутствовать не просто 10 видов автоматов, а набор из инструментов, которые вы применение в нужное время. Жонглирование пушками является одним из важнейших навыков в подобных проектах. Скорость и необычный левел дизайн придают ретро-шутеру дополнительный челлендж и повышают требования к игроку.
  • Саундтрек. Музыка — это неотъемлемая часть не только нашей жизни, но и видеоигр. Именно она в большей мере придает настроение сцене. Правильно подобранная музыка позволяет получить дополнительную дозу адреналина во время напряженного сражения. Главная тема, а в шутере обязательна, а звуки окружения должны выполнять функцию поддержки. Урчание монстров — пугать, а стрельба оружия — радовать игрока своей глубиной.
  • Сюжет, а точнее его отсутствие. Этот элемент не очень важен для увлекательного шутера, хотя современные представители всё чаще отходят от парадигмы Джона Кармака: «Сюжет в игре — как сюжет в порно фильме. Он должен быть, но совершенно не важен.»

Эти отличительные черты и делают из обычного шутера ретро-проект, а никак не дата выхода. Для таких игр возраст лишь цифра, которая не сильно влияет на удовольствие от игры. Здесь важно наполнение, что автор вкладывает в свою игру. Какие техники и приемы геймдизайна он использует. Всё это и делает подобные игры популярными и любимыми.

Источник: mavink.com

Пусть у них нет глубокого сюжета или компании на 40 часов, но в эти проекты приятно играть. Относительно короткие, но насыщенные и динамичные ретро-шутеры нашли свое место на рынке. И даже сегодня они чувствуют себя очень хорошо.

На волне ремейков и переизданий ретро-шутеры стали популярны как никогда. Можно перечислить парочку самых известных современных представителей: ULTRAKILL, DUSK, WARHAMMER 40,000: BOLTGUN, ION FURY и POST VOID. С высокой долей вероятности, о некоторых проектах вы точно слышали, а может и играли.

Источник: greatgamer.ru

Давайте вместе ознакомимся с некоторыми не самыми популярными, но интересными проектами. В каждом из них мы выделим черты, присущие поджанру и разберём отличительные черты. Начнем с чего-то попроще, а закончим обязательным мастхэвом.

Project Warlock

Монстры, кишки и магия — вот как можно кратко описать эту игру. Первое что стоит отметить — стильная графика. Работа со светом, анимации оружия и смерти врагов — всё это сделано на высочайшем уровне. Геймплей неплох, но под конец местами монотонный. Зато радует разнообразие вооружения и возможность его прокачки. Наличие магии позволяет придумывать сложные комбинации во время сражения.

Боссы как и в Doom 1993 года — полный отстой, они совершенно легкие и проходные. Уровни почти плоские и лишь иногда представляют из себя что-то интересное. Загадки на уровнях — это лишь скрытые кнопки в стенах.

Эта игра не бриллиант, но основные аспекты ретро-шутера присутствуют: сочная графика, скоростной геймплей, разнообразие оружия, неплохая музыка и зачаток сюжета. Проект имеет некоторые недостатки, в частности местами всё выглядит однообразно и предсказуемо. Project Warlock это не плохой представитель жанра, в который можно поиграть, если другие проекты были уже пройдены. Игра проходится за 7 часов, да и стоит недорого.

Forgive Me Father

Многие игроки называют игру — «Лавкрафт с пушками». Думаю уже понятно, что чьим творчеством была вдохновлена игра. Помимо лавкрафтовской атмосферы этого здесь имеется джентльменский набор для ретро-шутеров: стильная графика, совмещающая 2d и 3d, большой выбор оружия, динамичный геймплей и хорошая тяжелая музыка, которая в пылу сражения только добавляет куража.

Forgive Me Father разительно отличается от предыдущего проекта. Здесь карты сделаны интересно, они разнообразны и имеют некоторую вертикальность. Виды противников также меняются, а некоторые из них выглядят довольно занятно.

Разработчики постарались и смогли решить почти все проблемы, про которые говорилось ранее. Но и здесь есть грешок — боссы все так же скучны, возможно это проклятье ретро-шутеров. Ещё в игре присутствует прокачка и это для современных бумер-шутеров скорее норма, чем что-то необычное.

В целом, игра приносит много удовольствия и фана. Прохождение занимает всего 8 часов. Попробуйте данную игру, если она вас заинтересовала, будет весело.

A.W.O.L.

A.W.O.L. — очень красивая игра. Разнообразные локации, кинематографический текст поверх карты и живые анимации оружия делают её эталоном среди ретро-шутеров. По общему впечатлению игра сильно напоминает старые голливудские боевики.

Геймплей тут менее динамичен, да и классических арен мало, зато он более сложен. Враги меткие и могут достойно ответить игроку. Еще присутствует возможность прицеливания и хедшоты, что редкость для этого поджанра. Звуки и музыка тоже сделаны добротно. Ну и конечно же, небольшой сюжет, который подается вставками перед уровнями в стиле Max Payne.

Отдельно отмечу левел дизайн, он разнообразен и создает атмосферу, чем-то напоминающую локации в подсерии Call of Duty: Modern Warfare. Уровни поражают своей красотой, от окружения вы точно не заскучаете. А вот от чего будет обратный эффект, так это напарники. Бегают за тобой и мешают больше, чем помогают. Им конечно можно задать поведение, но это особо не спасает ситуацию. В защиту игры скажу, что напарники не доставляют больших проблем, просто иногда мешаются под ногами и раздражают.

В общем, вот она отличная игра, скрытая за просторами стима, да еще и бесплатная! Но без ложки дегтя не обойтись — оптимизации в проекте нет. Чтобы запустить игру нужен современный компьютер, желательно с дискретной видеокартой.

Еще один минус в том, что игра короткая. Проект проходится всего за 4-5 насыщенных часов. Рекомендую провести парочку вечеров за этой игрой, тем более что она бесплатна и доступна в Steam.

CULTIC

Последняя игра в этой подборке хороших ретро-шутеров — CULTIC. Графически игра представляет из себя смесь всевозможных стилей: 2д, 3д, лоу поли, пиксельарт и воксели. Необычная графика добавляет атмосферности. По сюжеты мы должны разрушить магический культ. Геймплей менее динамичный чем в Doom, враги стреляют точно и больно. Цена ошибки высока. Имеется большой выбор оружия, и конечно же его прокачка.

Левел дизайн шикарен. Радует разнообразие локаций, их атмосферность и частая вертикальность уровней. Секреты здесь реализованы интересно и награждают игрока сполна. Это все делает игру одной из лучших представителей своего поджанра. Музыка тоже хороша, а звук — отличный: выстрелы, импакт, перезарядка и окружение. Они не только приносят удовольствие, но и помогают погрузиться в игру с головой.

CULTIC длится всего 4-5 часов, но это ультимативный ретро-шутер, и если вы не знаете с чего начать, то попробуйте эту игру.

Выводы

В конце хочется сказать, что ретро-шутеры это интересный поджанр, который может увлечь многих любителей шутеров, как таковых. Набор отличительных черт, особенно выделяют их среди современных игр. Даже на примере не самых известных проектов видно, что игры в этом поджанре являются уникальными и на них стоит обратить своё внимание.

Источник: tutorials.eu.org

Надеюсь вы нашли себе парочку ретро-шутеров, которые помогут интересно скоротать вечерок.

ШутерПриключенческий боевикPCДругойДругая
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе

Для связи jackhalloween9@gmail.com

3 комментария

2957612@vkontakte
Люблю ретро-шутеры, начиная с Doom beta 0.91, играл в него осенью 1993 года, еще до релиза. Интересный обзор, но его портит корявость и ошибки. «Современному геймеру» стоило бы подучить русский язык.
Примеры.
Запятые:
приблизительно прикинуть насколько шутеры
жанр шутера как отдельную единицу
были вдохновлены Doom или Quake называется ретро
Музыку, написанную Бобби Принсом можно хвалить
которые как и другие собратья издают
после выстрела которого, любой противник
Чтобы запустить игру нужен современный компьютер,
Ошибки в орфографии:
Сегодня каждый уже занет
Думаю не многие.
Кончен, все игры не без греха
Главным противников стала
По сюжеты мы должны
Корявость:
Огромные продажи на момент 1993 года
Высокая задержка ввода
Урчание монстров — пугать, а стрельба оружия — радовать игрока своей глубиной.
Помимо лавкрафтовской атмосферы этого здесь имеется
может увлечь многих любителей шутеров, как таковых.
Maksey
RPG на четвёртом месте — приемлемо.
102655002127258554820@google
Все очень просто. Шутан — это очень быстрая игра. Быстро играется и быстро проходится.
Ретро шутан, при нормальных программистах и дизайнерах, не требует мощной системы и запускается практически на любой микроволновке (а при большем умении даже на тесте на беременность).
То есть человеку проще прийти после потогонки и часок, если есть время, зарубиться в тупой мозгоспинный шутан. И это нормально.
Многие другие игры требуют либо больше времени (РПГ например), либо шевеления мозгами (квесты), либо и тем и другим (стратегии).

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Как быстро отпаривать одежду? Обзор бюджетного отпаривателя для одежды Futula ST1200

В этом коротком обзоре речь будет идти о бюджетном отпаривателе для одежды от компании Futula. На момент публикации это устройство стоит около 800 рублей, и скоро узнаем, на что оно способно....

Изучаем конструкторы в стиле Lego от Яндекс Фабрики: серия «Город в деталях»

В продажу поступила линейка из трех коллекционных конструкторов «Город в деталях» от Яндекс Фабрики.Сразу уточню, что Яндекс Фабрика — это отдельное бизнес-направление, в котором Яндекс...

Черный квадрат Малевича стал часами: обзор новинки из Углича

В год 145-летия Казимира Малевича Угличский часовой завод представил новинку под брендом Lincor: часы «Черный квадрат». Я искренне думаю, что это одна из самых интересных кварцевых моделей года, но...

KZ Saga (Bass Improved Version) — музыкальная мощь — обзор динамических внутриканальных наушников

KZ Saga — новая модель от уже известного в широких кругах производителя портативного аудио, главная специализация которого — внутриканальные наушники. В этот раз KZ не...

Как правильно выбрать и носить термобелье: избегаем частых ошибок

Думаю, уже все готовы к холодам и успели пополнить гардероб новым термобельем. Те, кто пользовался, знают, что этот элемент гардероба не просто согревает, но и помогает оставаться сухими в любых...

Аль-Натах — затерянный город Аравии: археологи обнаружили 4000-летнее поселение

Северо-Западная Аравия, регион между Меккой и Акабой, долгое время оставалась белым пятном на карте археологических исследований. Сложность рельефа, климатические условия и ограниченный доступ к...