На чём играть в эксклюзивы в конце 2020-го? Часть первая: ретроспектива

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Думаете это риторический вопрос? Лучшая платформа для эксклюзивов давно известна и тут не о чем спорить? Позволю себе не согласиться. Возможно, пришла пора посмотреть на этот вопрос под новым, девятым по счёту углом? Давайте порассуждаем о том, какая платформа самая эксклюзивная, а на какой больше эксклюзивов, какие устройства предпочитали наши дедушки с бабушками для мультиплатформы, а чьи эксклюзивы станут боготворить наши потомки.

Эпиграф

«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...»

А. С. Пушкин

Для того, чтобы разговор о будущем не лишился контекста, предлагаю обратиться в первую очередь к прошлому. К тем стародавним временам, когда трава была восьмибитнее, а небо скроллилось между страницами отрисовки как на гифке ниже.

Давным давно

В те бородатые годы ещё не существовало такого понятия, как мультиплатформа. Игры в основном делались для какой-то одной платформы, а затем, если был такой запрос, портировались на другие. Не стоит забывать, что когда-то даже видов ПК существовало больше десятка, а разница в архитектуре платформ могла быть как минимальной, так и колоссальной. Так что изначально даже самого понятия “эксклюзив” в современном его понимании не существовало, ведь большинство игр по умолчанию и были этими самыми эксклюзивами. Впрочем, популярные игры вроде Дума могли иметь добрую дюжину версий для разных устройств (сейчас этот список насчитывает десятки, если не сотни платформ, но не будем отвлекаться).

Если верить википедии, то оригинальная Prince of Persia вышла аж на 21 устройстве. Вот это я понимаю, мультплатформа!

Но время шло. Сначала количество популярных архитектур ПК сократилось до двух. Затем где-то между четвёртым и седьмым поколением осталась лишь большая тройка производителей игровых консолей, один из которых изначально строил свои аппаратные платформы на основе «пэкашных» процессоров. В итоге, игровых платформ стало меньше, портировать игры стало проще, а сами игры стали (пока лишь условно) делиться на эксклюзивы да мультплатформы. Давайте с вами остановимся на этом этапе и рассмотрим сложившийся status quo.

А что же в новом тысячелетии?

Итак, экспозиция: на дворе 2001-й год, недавно наступил новый миллениум, «большая тройка» почти сформировалась и буквально последние недели терпит рядом с собой умирающий Dreamcast, а на игровом ПК рынке только собираются закреплять своё окончательное доминирование x86-совместимые компьютеры. Почему только собираются? Дело в том, что их основной к тому времени конкурент в лице IBM Power PC уверенно окопался в начинке компьютеров Apple Mac и приставок Nintendo Game Cube.

Да, вы не ослышались. Две из четырёх консолей шестого поколения уже тогда строились на центральных и видеопроцессорах от персональных компьютеров. Intel Celeron + Nvidia GeForce у Microsoft Xbox и IBM PowerPC + видеоядро от ATI у Nintendo Game Cube. Кастомные ядра пока остаются только у Sega Dreamcast и PlayStation 2. Думаю, теперь даже самым маленьким становится понятно, насколько во втором миллениуме упростилось портирование игр? Именно в этих новых условиях и рождаются такие привычные нам маркетинговые понятия, как эксклюзив и мультиплатформа.

Самая мультиплатформенная мультиплатформа шестого поколения

Что ж, давайте вернёмся к нашему основному вопросу: На чём лучше играть в эксклюзивы? К 2002 году Sega окончательно выпадает из гонки платформ, а ПК по сути в неё ещё не вошёл. Вот только очевидное уменьшение количества вариантов ответа почему-то не делает сам выбор проще. Если спросить у геймера из начала нулевых, то однозначного ответа вы не получите. Кто-то скажет, что на игровой станции лучший выбор игр, кто-то безапелляционно укажет на Halo и Xbox, а кто-то, как и сейчас сделает упор на Марио и Зельду. Ведь мариобои никогда не меняются)

Современным игрокам может показаться, что уже в те годы God of War мог стать серьёзной причиной выбрать плойку, но я вас разочарую. Вот список из двадцати самых продаваемых игр для каждой консоли из т. н. «большой тройки»:

Sony Play Station 2Nintendo Game CubeMicrosoft Xbox
  • Grand Theft Auto: San Andreas
  • Grand Theft Auto: Vice City
  • Gran Turismo 3: A-Spec
  • Grand Theft Auto III
  • Gran Turismo 4
  • Final Fantasy X
  • Need for Speed: Underground
  • Need for Speed: Underground 2
  • Medal of Honor: Frontline
  • Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty
  • Final Fantasy XII
  • Kingdom Hearts
  • Crash Bandicoot: The Wrath of Cortex
  • Final Fantasy X-2
  • Madden NFL 2004
  • Dragon Quest VIII: Journey of the Cursed King
  • Medal of Honor: Rising Sun
  • Guitar Hero II
  • Guitar Hero III: Legends of Rock
  • Madden NFL 06
  • Super Smash Bros. Melee
  • Mario Kart: Double Dash!!
  • Super Mario Sunshine
  • The Legend of Zelda: The Wind Waker
  • Luigi's Mansion
  • Animal Crossing
  • Metroid Prime
  • Sonic Adventure 2 Battle
  • Pokémon Colosseum
  • Mario Party 4
  • Paper Mario: The Thousand-Year Door
  • Mario Party 5
  • Sonic Mega Collection
  • Star Wars Rogue Leader: Rogue Squadron II
  • Star Fox Adventures
  • Resident Evil 4
  • Mario Party 6
  • Pikmin
  • Kirby Air Ride
  • Super Mario Strikers
  • Shadow The Hedgehog
  • Halo 2
  • Halo: Combat Evolved
  • Tom Clancy's Splinter Cell
  • The Elder Scrolls III: Morrowind
  • Fable
  • Rockstar Games Double Pack: Grand Theft Auto III & Grand Theft Auto Vice City
  • Need for Speed: Underground 2
  • Star Wars: Knights of the Old Republic
  • Project Gotham Racing
  • Grand Theft Auto: San Andreas
  • Madden NFL 2006
  • Dead or Alive 3
  • Tom Clancy’s Ghost Recon
  • Star Wars: Battlefront
  • Madden NFL 2005
  • Need for Speed: Underground
  • Star Wars: Battlefront II
  • PGR: Project Gotham Racing 2
  • ESPN NFL 2K5
  • Rainbow Six 3: Raven Shield

Как прекрасно видно, именно PlayStation 2 игроки тех времён выбирали для того, чтобы, как говорится, “катнуть в мультиплатформу”. Что интересно, в основном в гоночки).

И всё же уникальных игр на платформе тоже хватало. Более того, именно PlayStation 2 сегодня многие считают самой плодовитой на крутые игры консолью из всех. Тем не менее, я всё же советую обратить внимание на положение игр серии GTA в списках самых продаваемых игр для PS2 и Xbox. Впрочем, на место в них God of War тоже стоит обратить пристальное внимание XD.

Как-то так вышло, что в те времена на западе именно Xbox original покупался ради того, чтобы “поиграть в тот самый эксклюзив HALO”, Да и в стране восходящего солнца традиционно котировались игры из серии Mario, Zelda, Sonic или Animal Crossing, доступные на Game Cube.

Для чего я написал обо всей этой древности в статье про игровые платформы в 2020 году? В первую очередь для того, чтобы ты, мой пытливый читатель (думаю, мы уже можем перейти на ты?) точно знал, что PlayStation далеко не всегда являлась средоточием желаний любителей эксклюзивов.

Что же изменилось?

Так почему же сегодня мы с вами привыкли называть именно продукт Sony оплотом эксклюзивности. Давайте разберёмся.

Причин, подтолкнувших Sony к такому позиционированию своих игровых приставок существует несколько, но мы остановимся на основной. И причина эта — непомерные амбиции архитекторов PlayStation 3. Именно благодаря им в седьмом поколении унификации всех игровых платформ вокруг одной архитектуры так и не произошло. Дело в том, что и Microsoft и Nintendo выбрали для своих новых продуктов процессоры IBM PowerPC, таким образом оставив Sony единственным разработчиком своего аппаратного решения. И имя ему Cell.

Как бы повернулась история, если бы и наиболее популярный производитель консолей решил поддержать PowerPC? Как бы это отразилось на будущем игровой индустрии? Какой сейчас была бы Apple, в 2005 году вслед за Sony тоже отказавшаяся от этой архитектуры и где сейчас была бы компания AMD, занявшая пустую нишу и объединившая обе стационарные консоли под крылом архитектуры x86? Сейчас мы можем только гадать, впрочем, статья не об этом. Не будем мы и обсуждать технические особенности кастомного камня новой плойки, об этом в интернете есть море статей и видео. Перейдём сразу к итогам того спорного решения.

Итак, многочисленные проблемы переусложнённой архитектуры Cell вылились в то, во что вылились: На Playstation 3 мультиплатформа работала значительно хуже, чем на других консолях и ПК. Портирование игр на Cell было сложным и неблагодарным занятием, эмуляция нормально не работала, так что игровым разработчикам куда проще было портировать игры между простым и привычным PowerPC и тем же x86 в лице Intel и AMD. В результате, на PlayStation прекрасно и выигрышно смотрелись только игры, которые изначально разрабатывались под кастомный процессор Cell. Такие игры, к слову, не очень хорошо портировались к конкурентам, что, фактически, вынудило маркетологов Sony перевернуть с ног на голову всю свою маркетинговую политику. Они быстро смекнули, что PlayStation 3 совершенно невозможно продвигать так же как раньше — в роли самого массового игрового устройства с наибольшим количеством игр. Что ж, самое время всё переиграть и выдать недостатки за преимущества: Король мультиплатформы умер, да здравствует новый король эксклюзивов!

И ведь сработало! Такое переобувание в воздухе удалось провернуть в том числе и благодаря тому, что реальный король эксклюзивов Nintendo не выдержал конкуренции в своей экологической нише и ушёл покорять казуальный рынок со своими Wii Remote, а Microsoft согласилась забрать себе освободившееся звание лучшего устройства для мультиплатформы. В конечном итоге, превратив недостаток в преимущество, Sony удалось не только выжить в седьмом поколении, но и выработать выигрышную политику, позволившую доминировать на консольном рынке ещё как минимум 2 поколения. Но ничто не остаётся навсегда неизменным…

Наши дни...

О том, что творится с эксклюзивами в наши дни, читайте в следующей статье.

3 комментария

101213634604024129943@google
Где тут за сегу проголосовать?
С
Как за наиболее эксклюзивное устройство в 2020 году?)
D
Не надо заливать нам. Cell тоже от IBM со своей PowerPC архитектурой. Просто Cell состоит из ядра PowerPC который умеет мультипоток и еще 8 числодробилок «асиков» с 256 кб памяти, из которых один всегда блочился для стандартизации (чтобы можно было и бракованные процы с одним неисправным асиком задействовать, а не отбраковывать).

Добавить комментарий