Культура Ctrl+Z. Почему я не люблю The Last of Us 2

| Компьютерные и мобильные игры

Пока болтали на стриме про The Last of Us 2, я вдруг поняла, почему она так зашла некоторым игрокам — и поэтому же не зашла другим. И дело не в плойке, эксклюзивности или легендарности серии.

Мораль.

Точнее, моральный посыл, который плотно переплетается с сюжетом. Игра-то у всех одинаковая, геймплей один и тот же, прохождение линейное — то есть, кто бы ни сел за геймпад, увидит он то же самое, что и человек на другом конце Земли.

Все дело в восприятии.

Мы живем в мире победившего постмодернизма, где все определяет контекст. Мы смотрим на любое произведение в контексте своего бэкграунда, и в том же контексте это произведение оцениваем.

А что нам дает серия The Last of Us 2?

Сюжеты обеих частей построены совершенно одинаково: протагонист принимает решение, идет его исполнять, убивая на пути людей, а в самом конце, когда оказывается нос к носу с необходимостью перейти Рубикон, сделать то самое, последнее действие — меняет выбор. Тем самым как бы отменяя все действия до этого.

И вот здесь и сталкиваются две парадигмы.

В первой живут люди, выросшие в реальном мире, где всегда приходится отвечать за свои поступки. Обозвал парня из соседнего двора? Он обидится и будет требовать сатисфакции за школой после уроков. Придется драться, ну и что, что ты этого не хочешь. Назвал клиента гондоном, а тот услышал? Уволят: начальнику без разницы, что ты случайно не выключил звук. Соблазнил чужую жену? Дуэль. Тяжелая школа, которая наглядно показывает ответственность за собственные решения и поступки.

А есть и вторая, которая появляется, когда в первой жить тяжело и страшно. Своего рода мечта о мире, в котором всегда можно нажать Ctrl+Z, и все забудут. Подставил друга? Ctrl+Z. Изменил жене с ее лучшей подругой? Ctrl+Z. Человека убил? Ctrl+Z, Ctrl+Z, Ctrl+Z! Мечта, что любую ошибку можно отменить. Ну или хотя бы отключить последствия — отключить, а не исправить. Потому что исправление последствий означает их принятие и принятие собственного поступка.

Все мы живем в первой парадигме и отчаянно мечтаем о второй. Вот бы повернуть не налево, а направо, тогда бы я не сбил пьяным пешехода, а доехал бы спокойно домой. Вот бы снова вернуться в тот день, я бы закрыл дверь на щеколду, и жена бы не зашла в квартиру. Вот бы удалить те фотки из интернета...

И вот обе части The Last of Us 2 — они про это. Про возможность выбора без последствий, про отмену, про волшебную кнопку Ctrl+Z. Про то, что можно перерезать кучу живых людей на пути к своей цели, а потом поддаться минутному порыву — и это все отменит. Что можно извиниться, удалить, запретить, заставить замолчать и ничегошеньки за это не будет.

Только так не бывает. Взрослая жизнь — это всегда выбор и ответственность за него. И последствия.

Знаете, за что я люблю «Ведьмака»? Главный посыл всей серии — это «не бывает меньшего зла» (довольно поверхностно раскрытый в третьей части, надо сказать). У всех твоих решений есть последствия, и тебе придется с ними жить.

А The Last of Us 2 — она не такая. Она про выбор без последствий и переживаний.

И это именно то, за что серию любят одни и ненавидят другие. Потому что для первых это та самая волшебная кнопка Ctrl+Z, с которой не очень срастается в реальном мире, а в игре — самое то. Кто, в конце концов, будет переживать за бесчисленных болванчиков в компьютерной игре? А Элли — вот она, счастливый конец, победители уходят в закат, титры.

А другие в такое просто не верят. Не укладывается у них в голове, что взрослый разумный человек может вот так легко переменить решение, а потом спокойно жить без угрызений совести. Что его не беспокоит, что все те убитые были зря. И такой мир не оживает, остается картонным, не вызывая ни сочувствия, ни сопереживания.

Post scriptum

Знаете, за что я никогда не полюблю The Last of Us 2?

Есть такой мысленный морально-этический эксперимент — «Проблема вагонетки». Формулировка его такова:

«Тяжёлая неуправляемая вагонетка несётся по рельсам. На пути её следования находятся пять человек, привязанные к рельсам сумасшедшим философом. К счастью, вы можете переключить стрелку — и тогда вагонетка поедет по другому, запасному пути. К несчастью, на запасном пути находится один человек, также привязанный к рельсам. Каковы ваши действия?»

Несколько лет назад я месяц думала об этой вагонетке, задавалась вопросом, как бы поступила я, перебирала в уме последствия каждого шага и под конец обратилась к мировой культуре.

В 2003 году, кстати, в Чехии сняли короткометражный фильм "Мост", сюжетом которого и является этот эксперимент, а развязкой — выбор и его последствия. Фильм тяжелый, момент выбора бьет наотмашь, наглядно показывая, что не бывает того самого «меньшего зла».

Так вот, тот же самый выбор в The Last of Us 2 реализован максимально всрато, его реализация не укладывается ни в одну этическую концепцию, а то, что могло хоть как-то обосновать смену решения, реализовано как унылые оправдания подростка.

И вот этого надругательства над человеческой моралью я им простить не могу.

нет
Об авторе
На-все-руки-девочка, толсти тролле и техногик. Нервы как стальные канаты.
По всем вопросам пишите в личку

41 комментарий

nobleman
Автора текста не смущает, что Джоела убили за его выбор в первой части, не говоря об испорченных отношениях с Элли и муками совести? Без всяких Ctrl+Z.
Аналогично с Элли во второй части: за свое желание мстить она потеряла всех дорогих ей людей и осталась калекой не только физически, но и морально?
Mowgli
+1
не очень понятны все эти требования к Эли, которая подросток и с огромной дыркой в голове (зомбоапокалипсис + романтичный в стиле гранж хладнокровный убийца Джоель в роли родителя), и которую явно и очевидно плющит всю вторую часть.
112390770726510361918@google
Вы знакомы с девочками (возьмём их, ибо мальчики совсем другие), у кого в детстве забрали родителей, кому пришлось отстаивать свою жизнь и всё такое? В первую очередь они становятся полноценными людьми с пост синдромом и искалеченным характером, а также особенным взглядом на мир, который желательно поправить с помощью психологов.
А Элли — это стандартнейший подросток из города, с которым отец выходил на природе и научил разводить костёр и ставить палатки. Но нам же нужно чтобы в игре был стелс, убийства, жестокость… Так давай просто добавим ей эти анимации, чего уж там! Нафиг перечеркнём пост синдром, а то вдруг люди подумают, что тут адекватностью повеяло.
По правильному Элли должна была либо быть чёрствым камнем как Джоэл, если не черствее, а значит никаких любовных линий и модельку от Эбби можно ей отдать. Либо девочка, которая видит спасение только в мужчинах и после первого же громкого выстрела начинает кататься по траве с криками и закрывая глаза и уши руками.
116989177118483339637@google
«Стандартнейший подросток»… Это в мире постапокалипсиса, ребёнок, который был рождён уже после его начала, который не видел нормальной цивилизованной жизни. «Стандартнейший»… Первую часть вы тоже явно не играли и не имеете понятия через что Элли прошла.
«Никаких любовных линий»… Ну да, ну да… В первобытном мире, когда вся жизнь была посвящена выживанию, никаких любовных линий быть не могло, конечно же… И люди тогда делением размножались, но даже если и нет, то точно никакой любви не было. Известные воины и завоеватели в человеческой истории тоже никого не любили. Пост-синдром же....
Как же я презираю вас, диванных психологов, выдающих свои жалкие фантазии за реальную психологию.
mal4ik
если презираешь, зачем пояснять. сюда редко когда ктот кроме диванных заходит. например аффтар, которому хайпануть на теме значительно важнее качества публикуемых выводов. впрочем это общий тренд)
Makcimko
И для этого мы скачем через всю карту без возможности выбора, чтобы в конце «ой, я передумала?», развернуться и уйти? И так несколько раз?
То, что Элли подросток, не снимает с нее ответственность за гибель людей, которые в эту ее историю мести и страданий вообще ввязываться не хотели. И не снимает ответственности с игрока.
А линейный сюжет, кстати, с игрока ответственность снимает. Мол, я не мог поступить иначе.
Это была бы отличная игра, если бы в ней была возможность выбора: идти или не идти. Убивать или пройти мимо. Оставить антагониста в живых или отомстить. И на каждую вилку концовка, смотри, username, к чему привели твои решения. Вот тогда — была бы игра про выбор, месть и последствия. А так — хуевое кинцо для подростков
Splinterjack
Есть такие опции в игре. Можно ее выключить и не идти, и не делать.
utb1988
Выключить игру? Тогда зачем покупали?
Splinterjack
Причем здесь покупка? Речь идет о невозможности.
Вас предупреждали, что Вы обязаны согласиться на отправку своей личной информации производителю смартфона и другим компаниям, когда Вы принимали решение о покупке? Иначе не получится использовать смартфон. Но на самом деле все-равно купите и согласитесь.
Существует такая проблема, сначала покупаешь и лишь потом узнаешь о нюансах.
Makcimko
Ну так это тогда интерактивное кино. А для кино у него сюжет беспомощный. Прям как сумерки — картинка красивая, а с героями как-то не срослось
utb1988

Ответ Makcimko на комментарий
Ну так это тогда интерактивное кино. А для кино у него сюжет беспомощный. Прям как сумерки — картинка красивая, а с героями как-то не срослось


И стоит дешевле.
44595603@vkontakte
То есть ничего что Эбби два раза пощадила Элли??? И так-то Элли знала за что так жестоко забили Джоэла. Она очень долго не общалась с ним из-за этого. И так и не простила. В последнем ихнем разговоре она сказала, что постарается простить. Что тоже очень сильный эмоциональный момент, ведущий к сути финала.
Ничего что Элли в итоге отказалась от мести и жила счастливой жизнью с Диной и её сыном?? Но мёртвый Джоэл всё чаще и чаще давал о себе знать. И всё разрушилось. Элли уже хотела с собой покончить, но потом всё таки решила поискать решение во внешнем мире. Снова ищет Эбби и находит. И вот тут, надо же, Эбби уже не Эбби практически. А Элли упорно заставляет её драться. Хотя могла бы просто убить. И надо же, Элли вот-вот уже додушила Эбби, как в голове у Элли появляется уже не мёртвый, а живой, играющий на гитаре, Джоэл. И Элли вовремя отпускает Эбби.
Эпилог в Санта-Барбаре в итоге стал своего рода разрушением этой самой зависимости. В конце Элли оставляет гитару, подаренную Джоэлом, потому что её одержимость наконец-то закончилась.
В этот момент Элли прощается с самой идеей Джоэла. Она хоронит его с уважением к нему и начинает новую главу в своей жизни, какой бы она ни была. Когда она покидает дом, именно он в её «зеркале заднего вида».
Вы даже на ютубе нормально не смогли это увидеть. Про то как это тонко ощущается на геймпаде я молчу. О таком переходе на девятое поколение только мечтать можно было.
Последний раз редактировалось
112390770726510361918@google
Джоела убили в втором произведении и это играет исключительно в другом контексте. Если бы Джоела убили в первой части — продолжение бы небыло даже таким как сейчас «гениальным» и стало огромной дырой в финансах Сони и точкой в карьере Дракмана.
Также про Элли — Дракман решил из неё сделать нового персонажа, который ведёт свою жизнь только через месть. И это играет против сюжета, когда по сюжету она должна была убить Эбби, но нет, я не буду, а то о ком будет третья часть? А Элли, в своё время не убили, потому что в третьей части, вполне вероятно, она ляжет на хирургический стол.
А не «последствия». Нам даже не показали последствия решения всеми любимого Джойла оставить людей без лекарства ради себя любимого. Просто в плечиках уссохся, да начал идти на поводу любой женщины, даже выглядящей как мужчина. Я не понимаю как можно пытаться оправдывать людей, которые попросили деньги за ведро говна, из которого можно покушать только если вилочкой, которая называется ПС4! Да, очень красивое ведро, исполнено суперски, по нему можно прочитать историю где оно было до этого, всю сложность бытия и трагичность, можно даже подуматЬ, что без говна (читай сюжета) оно бы стало новым квадратом Малевича, но нет. Это красивое ведро с говном. И вилочка пс4 по скидке.
utb1988
Так ведь игры, и другие художественные произведения, для этого и нужны — убежать от реальности на время.
Я не играл и ещё не смотрел до конца видеопрохождение, но насколько я понял главной идеей было: «Насилие порождает насилие», «Месть порождает месть» и насколько я понял никто из персонажей не учится на своих ошибках, они не додумались до средневекового принципа: «При захвате города правитель и вся его прислуга, родственники и вельможа должны быть убиты, чтобы не расти мстителей».
112390770726510361918@google
ну если игры — это для того чтобы убежать от реальности — это не значит, что они должны содержать высокий процент абсурда. Даже фэнтези или фантастика, при всей странности сетинга, старается быть логичным и связанным, чтобы читатель, игрок, зритель, мог поверить в существование этого, а иначе имерсивность пропадает и это становится игрой на 5 минут.
44595603@vkontakte
Где абсурд? В начале вон откомментили ваш так называемый абсурд. И где он теперь?
Или у вас что-то новенькое?
Последний раз редактировалось
Splinterjack
«Все мы живем...» – нельзя утверждать наверняка. Вариант событий в фильме – лишь фантазия, нельзя делать выводов о реальности основываясь на вымыслах.
Если задумываться о решении выдуманной моральной дилеммы, можно незадумываясь ответить, как захочется в текущий момент. Бессмысленно принимать решение заранее, так как в нужный момент решение может измениться и оно будет лучше отвечать заданным критериям.
Некоторые люди понимают, что у поступков (и у чего-угодно) есть последствия, эти люди не хотят все обратить. У них есть достаточно опыта, чтобы убедиться в том, что отмена невозможна. Но также эти люди понимают, что решения нужно формировать исходя из полной картины (доступной им). И нельзя заранее решить, кого давить, также как нельзя решить зря ли ты убивал кучу болванчиков, пока не дойдешь до точки, в которой будет необходимо решать.
Последний раз редактировалось
Tokapb
А мне там гомосятина не понравилась.
Вот уж точно, они там поправки не приняли.))))
Mowgli
все бомбящие с второго ласт оф уза очень любят слова «должны» «правильно» и пр. Дорогие товарищи психологи киноведы, погуглите слово инфантилизм!.. Дракман и сони вам ничего не должны, даже за то что вы любите первую часть и точно знаете какой «правильной» «должна» быть вторая.
Vinzentious
Меня особенно забавляют любители «логики», которые везде суют своё «эТо нЕ лОгИчНо!!!». Для таких диванных экспертов не существует понятия «чувства и психика персонажа», они считают, что в игре всё должно действовать по «лоГикЕ!!!»
116989177118483339637@google
От игры бомбит только диванных «психологов» и «киноведов», которые ни в зуб ногой по теме, которую обсуждают.
Mowgli
Если бы в Анне Карениной была возможность сделать выбор и не изменять или хотяб не кидаться под паровоз, то Анна Каренина перестала бы быть Анной Карениной! (пдм-тссс..). А Ласт оф уз 2 отличная сюжетная игра про выбор, месть и последствия. Явно удачная, судя по бомбящим!
bombotoster
Стрим не смотрел, но абсуждаю
автор неадекват и ребенок.
п.с
не имеет значения, — понравилась вам игра или не понравилась, увидели вы в ней что то или не увидели. За проследние 10 лет вышло менее 5 игр такого масштаба и проработки. И с каждым годом таких игр будет все меньше и меньше. Представьте себя в блокадном Ленинграде и хлеб с плесенью — вот именно такая это игра сейчас.
Makcimko
«Стрим не смотрел, но обсуждаю» — это вы про меня или про себя, простите?
bombotoster
про ситуацию в целом
п.с.
что бы ответить на вопрос, — хорошая игра или нет, — достаточно написать 10 игр за последнии 20 лет 18+ которые будут лучше этой игры. Все остальное — лирика и хайп
Последний раз редактировалось
Vanzer
Похоже вы не только дальтоник :D
Последний раз редактировалось
140149854@vkontakte
Лучше в чём? Большая часть игр, вышедших в прошлом десятилетии лучше этой игры, ибо не топчутся на останках геймдизайна начала нулевых… Понятное дело, что игра хорошо сделана, но она ничего нового не предлагает. Это не R* с их Red Dead Redemption 2, которая и сделана хорошо, и предлагает новый игровой опыт. Да и эт, бюджеты-то сравнивай. The Last of Us это игра для продажи консолей, то есть бюджет явно больше, чем у обычной игры, и при всём этом она умудряется не выдавать ничего особо выдающегося.
utb1988
А о каких играх идёт речь?
118044080729645500702@google
В этом то и проблема, многие так называемые «эксперты» типа автора, начинают искать в играх какой-то высокоинтеллектуальный смысл, забывая при этом что это просто игра
101213634604024129943@google
А тогда какой вообще смысл играть? Для тех, кто не хочет делать выбор, уже давно сериалы придумали и это еще одна из причин почему так популярны стримы.
Chocky
Ни в одну игру серии не играл, но вроде в первой части не было темы «ой, я чот передумал», была как раз та самая этическая дилемма из мысленных экспериментов, а конкретно: имеет ли право врач, у которого умирают 5 пациентов без органов для трансплантации, «разобрать» пришедшего на осмотр здорового на органы. И любой человек, не являющийся психопатом, отвечает на этот вопрос «нет». Пусть даже 5>1. Джоэла можно обвинить в том, что он не не продумал заранее, как будут «исследовать» Элли, но в общем люди вообще не любят думать о плохом, а он цикад считал хорошими парнями, поэтому история вполне правдоподобна. То, что он соврал Элли про причины её спасения — это как бы тоже входит в типичную моральную норму, она — подросток, он фактически выступал её опекуном, он не мог переложить ответственность на неё.
101213634604024129943@google
Тут ключевым является не решение врача, а решение человека «для разборки», если он согласен, то почему бы и нет? Всегда принятие решения как распорядится имеющимся за владельцем. Во всех остальных случаях это уже нарушение чьих то прав.
Chocky
Элли, как ребенок, не имеет права принимать подобные решения. Она даже сама решить, заняться ли ей сексом не имеет права, чего уж говорить о самоубийстве. Задурить ребенку голову разговорами о великом благе и подвиге несложно, поэтому подобные вопросы решаются с согласия опекуна. А тут опекуну забыли сообщить и не факт что Элли согласилась, может и ей не сказали. Так что Джоэл поступил 100% правильно, как и должен был поступить отец.
Vinzentious
Ещё хочется добавить, что Джоэл поступил так, не только потому что он «эгоист», но и из-за того, что он испытал в начале игры, когда потерял свою дочь. Тут уже не работает всеми любимая логика
241507722899466@facebook
История хороша тем, что рождает потребность что-то понять в себе.
Как это случилось с автором поста.
А формально любая видеоигра-это просто игра в кукол, нарисованных на экране.
Raim
Как бы все игры с ctrl+z. Единицы без
Lurkerman
Хорошая игра с сильным сюжетом, и драмы в ней гораздо больше, чем в первой части
111327465624505352817@google
Умная девчонка, приятно почитать умные комментарии.
116989177118483339637@google
Хочется написать автору много мата, потому, что невозможно читать этот бред. Но обойдусь без мата.
Предлагаю автору поиграть в 90% современных игр, где весь сюжет состоит в «иди вот в эту точку на карте и убей всех», «целый час беги по этому подземелью с бесконечным мочиловом и забери артефакт», а потом повтори этот увлекательный геймплей с увлекательным сюжетом несколько раз. Такие игры как TLOU2 — это уже редкая жемчужина в океане игрового мусора и была бы ей, даже если бы все притензии к сюжету были оправданы.
Джоелу не удалось нажать CTRL+Z и он погиб — последствия догнали его. Эбби не удалось нажать CTRL+Z — она потеряла парня и беременную подругу, последствия догнали ею. Элли не удалось нажать CTRL+Z — она получила и моральную и физическую травму, а если бы вышла третья часть то мы наверное бы увидели и другие последствия её поступков ( но это вряд ли, после хейта умственно отсталых, третья часть если и будет, то максимально однозначной и не способной никого обидеть, но и вряд ли способной кого-то сильно заинтересовать). Вся игра — полная противоположность тому, что вы написали, но вас это не смущает.

Добавить комментарий