Как импортозаместили WoW: чем закончился хайп Аллодов Онлайн
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» — именно так можно одной фразой описать то, что переживает отечественная MMO RPG в последние месяцы. 5 марта Activision Blizzard закрыла для игроков из РФ возможность продления подписки на WoW, дав начало их масштабной миграции в другие MMO. Больше всех от этой ситуации выиграли Аллоды Онлайн — тот самый проект, который когда-то давно заклеймили «российским клоном WoW». Но смог ли он действительно «импортозаместить» американского мастодонта?
История вопроса
Следует отметить, что это не первый раз, когда на Аллоды сваливается внезапная популярность. Подобное уже происходило в 2020 году, в пике самоизоляции. Тогда от резкого притока игроков тоже падали сервера, но это не идет ни в какое сравнение с весной 2022 года. В этот раз существующие сервера уже не могли принять всех желающих, а потому для переселенцев из WoW были открыты сразу 4 сервера с говорящими названиями: Приют, Звезда удачи, Ветер перемен и Звездная тропа. Таким образом, общее число серверов удвоилось, да и в старых игровых мирах подрос онлайн.
Повлияла ли эта ситуация на команду разработчиков Allods Team? Безусловно. Выиграли ли от этого старожилы, возвращенцы и новички проекта? Давайте разбираться.
Allods Team вовремя подсуетились, и уже 7 марта добавили пробный период для подписочных серверов, продолжительностью 14 дней. Теперь любой, кто регистрирует новый аккаунт, может попробовать на зуб P2P-версию Аллодов. Данная мера сработала даже лучше, чем ожидалось, в итоге единственный на тот момент подписочный сервер Нить Судьбы страдал от перегрузки. В очередях на вход могло сидеть одновременно ~ 1500 человек, время ожидания для последних в очереди составляло около часа, при этом стабильностью работы Нить Судьбы похвастаться не могла.
Чтобы решить проблему с перенаселенностью, в период с 14 марта по 2 апреля были открыты 4 вышеупомянутых сервера, и к середине апреля очереди на вход в игру можно было увидеть лишь изредка после профилактических работ. На волне популярности Allods Team стала:
- расширять штат сотрудников;
- чаще записывать видео для официального канала на YouTube и отвечать на вопросы игроков;
- активнее вести группы в социальных сетях;
- устранять баги и проблемы, которые игнорировались годами.
Согласитесь, звучит неплохо, но к большому сожалению, в этой бочке меда есть парочка кастрюль дёгтя.
Во-первых, новые сервера делались на скорую руку, а потому оказались точной копией старой-(не)доброй Нити Судьбы, с её печально известной системой боевых пропусков. Те пользователи, кто в течение нескольких лет скупал во время разовых акций баттлпассы, получали чемодан бонусов сразу после создания персонажа на новых серверах.
Эти бонусы позволили существенно ускорить развитие персонажа, что давало преимущество перед новичками. Нужно ли говорить, какой баттхёрт это вызывало у последних? Напоминаю, что мы говорим о P2P-модели. В конце концов разработчики выпилили подобные бонусы из новых баттлпассов, но ситуация от этого сильно лучше не стала.
Во-вторых, ̶у̶п̶р̶о̶щ̶е̶н̶и̶е̶ усложнение прокачки. С начала весны от патча к патчу росло число очков опыта, что получают персонажи за выполнение заданий, однако прохождение длиннющей линейки квестов стало обязательным условием, чтобы добраться до капа (максимального уровня персонажа в игре).
Если ранее на протяжении нескольких лет существовал альтернативный и в разы более шустрый способ прокачки — через многократное повторение определенной миссии в локации «Безвременье», то после одного из весенних патчей Allods Team удалила эту возможность. В последствии было получено следующее объяснение такого решения: «Мы хотим, чтобы игроки проходили наш сюжет».
Сама по себе длительная прокачка с горой квестов — это не криминал, а скорее закон для многих MMO. Проблема Аллодов в том, что «весь контент на капе», то есть для новичков (почти) не предусмотрено каких-то интересных активностей. Если вашу бороду уже коснулась проседь, то возможно вы вспомните бодрое массовое PVP на Паучьем склоне в локации Асээ-Тэпх — это было визитной карточкой Аллодов конца 2010-х. Попасть на это PVP можно было спустя всего несколько часов после регистрации в игре.
Сейчас же низкоуровневое PVP в Аллодах отсутствует как класс. До «хайпа» игроки низких уровней могли посещать баттлграунды (БГ) — специальные локации для массового PVP. Но после одного из весенних патчей резко сузились рамки уровней для подбора игроков на БГ. По идее, должен был улучшиться баланс в низкоуровневом PVP, а по факту оно просто вымерло: игроков с +- одинаковыми уровнями оказалось недостаточно для регулярного сбора сражений.
Политика Activision Blizzard вынудила любителей MMO впервые или вновь попробовать Аллоды Онлайн. И внезапно, этот продукт оказался не так уж плох, по крайней мере если говорить про P2P-сервера, о существовании которых многие до недавнего времени и не слышали.
Как и много лет назад, движок игры не умеет в многопоточность, а потому даже на топовом ПК вы редко увидите трехзначное число на счетчике fps, хотя некоторые подвижки всё же есть. За долгие годы графика в игре мало поменялась, зато появилась возможность посмотреть на Аллоды с трассировкой лучей. В целом ожидать каких-то изменений по графике или производительности в ближайшем будущем не приходится.
Весенний хайп Аллодов прошёл, сейчас это видно невооруженным глазом. Часть беженцев из WoW отвалилась, однако населенность серверов по-прежнему держится на куда более высоком уровне, чем в предыдущие годы. Allods Team очевидно старается сохранить аудиторию, но далеко не все решения положительно влияют на игровой опыт. «Второе рождение» определенно пошло проекту на пользу, ожили даже некоторые фанатские сообщества и сайты. Сложно сказать, как долго будет держаться этот эффект, но наблюдать за развитием игры стало интереснее.