Good Computer Games: Ex Machina. Хороший предок донатной MMO
Рубрика GCG продолжает твёрдо стоять на земле, перейдя с двух ног на четыре, шесть, а иногда и восемь колёс. Обзору подвергнется игра 2005 года от компании Targem Games: Ex Machina, распространяемая на Западе как Hard Truck: Apocalypse. Также обзор коснётся двух дополнений, Меридиан 113 и Аркада.
Сюжет
Игра стартует в 2234 году в одном сельскохозяйственном посёлке, где на совершеннолетие герой получает от своего отца в качестве подарка слегка бронированный грузовик с наскоро приваренным пулемётом, родительское наставление и просьбу передать груз бармену в соседнем городе.
Несмотря на общую миролюбивость граждан, окружающий мир смертельно опасен — в воздухе распространён яд, из-за которого всем людям приходится носить специальные защитные маски на всё лицо. Яд этот был выпущен не особо разумными исследователями упавшего на землю НЛО, более чем за двести лет до событий игры. Кроме воздуха опасность также представляют различные бандитские формирования, промышляющие разбоем на дорогах и держащие в страхе беззащитные посёлки. Организации, которые стараются поддерживать порядок в регионах, сталкиваются с систематическим сопротивлением преступников анархистов.
Пока главный герой едет в соседний город, сталкиваясь с мелкими, но опасными бандитскими багги, его родной посёлок разоряют, дома сжигают, а обитателей убивают, поэтому возвращается он уже на руины, где с умершим отцом на руках герой клянётся найти и отомстить тех, кто сотворил эти зверства. И первая чёрная метка передаётся местному криминальном авторитету Феликсу.
Примечательный момент — уже в самом начале игра предоставляет развилку, которая в том числе оказывает значительное влияние на концовки. На выезде из города герой сталкивается с загадочной девушкой по имени Лиса, которая на модернизированном багги ищет какого-то человека. Если герой согласится ей помочь за вознаграждение, игроку предстоит конвойная миссия, в которой конвоировать будут грузовик игрока, а самому игроку нужно заехать в два разных города в любом порядке, после чего Лиса признаётся, что ищет Айвена Го, узнает от героя его расположение, и уедет. После нападения герой может отправиться мстить местной банде, либо же поехать искать Лису и выбивать ответы напрямую из её маски, впрочем, она будет активно сотрудничать. Если герой откажется помочь Лисе, то отправится напрямую к Акселю, который и даст наводку на «хвостатую».
Игра больше приключение, поэтому месть за отца и родную деревню стала лишь поводом поколесить по миру, устроить парочку локальных войн, разгромить несколько десятков банд и заполучить самый мощный и вместительный грузовик, обвешав его оружием, как новогоднюю ёлку. Пр этом в игре несколько концовок, пути к которым многочисленны и разветвлены.
Геймплей
Игра представляет собой аркадный приключенческий боевик на колёсах и открытым миром. Грузовиком игрок управляет с помощью клавиатуры, оружием — мышью. Все грузовики разделены на две части — кабину и кузов, которые возможно менять на более подходящие, при наличии в автомастерской города, но установить кабину от БелАЗа на шасси лёгкого грузовика не получится. Кабины и кузов увеличивают прочность техники, повышают защищённость от трёх типов урона, а также меняют комплекты вооружения. Разные кабины и кузова визуально отличаются друг от друга, позволяя создавать внешне весьма привлекательных химер, в которых легко узнаются отечественные прототипы. По мере прохождения игроку становятся доступны новые шасси грузовиков, отличающиеся общей прочностью конструкции, мощностью двигателя и объёмом топлива. Также на эти шасси возможно ставить кабины и кузова с большим количеством и размером точек вооружения. При поездке в игровом мире тратится топливо. Когда топливо полностью израсходуется, машина может продолжать ехать, но уже с очень небольшой скоростью. Игрок может заправиться только в городах и на заправках. В боестолкновения теряется прочность кабины и кузова транспорта, которую восстанавливают также в городах и на заправках.
Вооружение в игре представлено тремя классами — огнестрельное, энергетическое и ракетно-артиллерийское. К первым относятся пулемёты, дробовики, малокалиберные автопушки, а их особенность состоит в быстрой скорости снаряда, а сами орудия не тратят снаряды при стрельбе. Ко второму классу относятся лазеры и плазменные орудия, у которых снаряд медленный, но очень разрушительный. Третий же класс представлен средне- и крупнокалиберными орудиями, миномётами и ракетными установками. Этот класс промежуточный между первыми двумя, однако мины и ракеты движутся каждый по своей траектории, а их орудия имеют ограниченный боезапас, который нужно пополнять в городах. Каждый из классов наносит свой тип повреждения — проникающее, энергетическое и взрывное. Грузовики и их детали имеют разные показатели сопротивления ко всем трём типам урона. Вооружение имеет разный размер, малый, средний, большой и два специальных, соответственно на разное крепление не получится установить не подходящее орудие. Грузовики разных видов в зависимости от типа кузова и кабины могут иметь от 1 до 6 креплений для установки вооружения и устройств. На некоторые кузова грузовиков можно установить боковые орудия, как правило ракетные установки, а также навесное вспомогательное оборудование, например миноукладчик, дымогенератор, лезвия и буры. Кроме того, кузов — наш инвентарь, поэтому критически важно искать кузова с большей вместимостью. На кабину любого грузовика возможно установить модули, улучшающие как характеристики самого транспорта, так и установленного на него оружия. Оружие имеет свой запас прочности, и при его исчерпании перестаёт функционировать.
Игрок может практически свободно перемещаться по игровому миру, находя различные поселения и локации, которые представляют важность для сюжета, либо добавлены для побочных квестов. Ездить можно не только по дорогам, но и вдали от них, штурмуя холмы или горы. К сожалению, нередки невидимые стены, ограничивающие манёвры для исследования. Игровой мир разделён на сегменты, для перемещения между которыми используются зоны перехода, в основном отрезки широких автомагистралей, или мосты. Для ориентации в пространстве игроку доступна карта местности в интерфейсе, которая открывается по мере исследования игрового мира. Кроме карты местности, игроку доступен личный журнал, в котором записываются мысли главного героя, журнал текущих, проваленых и выполненных заданий, а также энциклопедия вооружения, товаров и техники.
Самая полезная функция городов и поселений — рынки, где игрок может продать и купить товары, модули и вооружение. Также в городах расположены мастерские, где игрок может отремонтировать и заправить грузовик. Также в городе расположен бар, в котором можно не только поговорить за жизнь, у бармена узнать новости, интересную историю или получить наводку на очень выгодный схрон, но и у посетителей получить сюжетный или побочный квест. Также на дорогах расположены заправки, где можно отремонтировать и заправить грузовик, но невозможно торговать и отсутствует бар.
В игровом мире присутствует множество группировок, которые действуют в основном в пределах одного-двух секторов игрового мира. Есть и такие, которые встречаются практически во всех локациях, даже максимально отдалённых и необжитых, например, «Искатели приключений» и"Бандиты". Принадлежность персонажей к той или иной группировке отражается на грузовиках в виде эмблемы и названия группировки. На протяжении всей игры на грузовике игрока остаются знаки различия Союза фермеров, даже когда он переходит в другую фракцию.
Игровой мир при каждом выезде из города постепенно оживает, на крупных автодорогах между городами курсируют караваны, Искатели возятся по небольшим дорогам и вдали от них, постоянно совершаются набеги бандитов на игрока и торговцев. У городов есть защитные сооружения, которые вносят посильный вклад в уничтожение враждебного к городу противника. При этом прочность защитного сооружения не восстанавливается, как и не восстанавливается оно само при уничтожении.
После взрыва автотранспорта противника, от него остаётся не только чадящий дымом и горящий остов, но и ящики с припасами, в которых случайным образом можно найти вооружение грузовика, а также некоторые грузы. Уничтожение грузовика игрока приводит кроме перечисленного ещё и к концу игры. В некоторых сегментах игрового мира в таких трофейных ящиках можно встретить дорогостоящие товары и предметы.
В игре представлена логичная система торговли — товары, не производящиеся в городе оцениваются достаточно высоко, но по мере накопления их количество на складе, цена на единицу товара снижается. Стоимость и количество товаров записывается после посещения рынка, в дальнейшем их можно посмотреть в соответствующем разделе информации о городе на карте. Товары, которые город не производит, ценятся выше и не покупаются даже сразу после их продажи.
Графика
Окружающий мир в целом простой, но иногда детализированный. Создано множество разных локаций, лишь часть из которых выдержана в пыльно-песочном стиле. По сторонам от дорог нередки деревья, иногда встречаются реки и озёра. Перепады высот есть не только на самой дороге, но и по сторонам от неё, можно встретить горы, холмы и встроеннный в гору город.
Игровые модели имеет не только техника с разными орудиями (каждое орудие имеет свою модельку), остовы разрушенных броневиков и грузовиков, но и люди, которых можно встретить в посёлках, либо бредущими по обочине вдоль дорог, и их можно задавить. В баре можно встретить уникальные модельки людей, отлично анимированные, а идея с использованием масок на всё лицо убрало необходимость анимации лиц при разговорах и иных действиях. Из минусов — любая техника картонная и мнётся при любом попадании и столкновении, даже при столкновении с забором. Текстуры пусть и низкого разрешения, но хорошего качества и нарисованы с вниманием к деталям.
Аудио
Музыки в игре очень много, драйвовая в моменты боестолкновений из-за высокой частоты этих столкновений может вызывать стон отчаяния: «Ну не надо, ну опять эти клоуны, за что!?». В мирное время музыка расслабляет и запоминается, из-за чего узнаётся по первым аккордам, представляя собой смесь кантри и джаза. Так как игра отечественной разработки, русская локализация в игре присутствует не только текстом, но и голосом. Все персонажи озвучены качественно, кроме главного героя — он часто переигрывает. Озвучены также и постоянно набегающие на героя бандиты и встречные нейтрально-дружелюбные представители разных фракций. Выстрелы из оружия озвучены нормально. Учитывая то, что сложно узнать реальный прототип для конкретного типа оружия, звуки выстрелов не вызывают когнитивный диссонанс.
Дополнения
Для игры было разработано и выпущено два самостоятельных дополнения Ex Machina: Meredian 113 и Ex Machina: Arkade. Первое дополнение можно считать полноценным сиквелом, в игре другой герой бандитского характера со своей мечтой, к которой он стремится, пути реализации его мечты также многочислены, по мере прохождения герой может столкнуться с главным героем предыдущей части. При этом сюжет всё глубже погружается в фантастику. В игре реализована возможность ездить на легкобронированном танке, лёгкой багги и невооружённом тракторе-комбайне. Восстанавливать прочность транспорта и заправлять его стало возможно с помощью груза — запчастей и канистр с топливом соответственно. Кроме груза, с уничтоженного противника теперь всегда выпадают и деньги, что весьма выгодно для свободной охоты. В игру введена репутация, которую можно менять, выполняя второстепенные квесты фракций, а также раскрашивая свой транспорт. Добавлено множество новых локаций, по стилю и качеству не уступающие оригинальной игре. Новые музыкальные композиции и общее улучшение графики так же выгодно отличают это дополнение.
Во втором дополнении сюжет повествует о событиях, приведших к катастрофе в мире Ex Machina. Главный герой получает задание опробовать новейшую боевую машину и разобраться с опасной ситуацией. Результатом этой разборки будет апокалипсис на всей планете из-за сбития НЛО. Сама игра является рельсовым тиром с множеством одинаково тупых болванчиков, разбросанными на дороге бонусами ремонта, усиления вооружения, прочности, защищённости и скорости. В города заезжать нельзя, как и нельзя менять технику. Общий уровень проработанности локаций, все из которых новые, крайне низок, как и качество текстур и озвучки.
Pro
- Чувство свободы и расслабленности в мире восстанавливающегося пост-апокалипсиса
- Качественные модели техники — кабины и кузова, в которых узнаются отечественные прототипы
- Удовольствие от использования действительно больших пушек.
Contra
- Странный, нелогичный и отдающий мистификацией, а иногда и религиозностью сюжет
- Постоянный гринд денег, который только усиливается к концу игры
- Плохой искуственный интеллект поиска пути
- Быстро деформирующиеся модели техники от нескольких лёгких попаданий
- Бандиты, постоянно спавнящиеся каждый километр, даже в сюжетных сценах побега.
Diagnosis
Ex Machina — качественный приключенческий боевик на колёсах с практически полной свободой действий игрока, который позволяет скоротать несколько вечеров, после чего остановиться, забросить в дальние углы памяти и вернуться назад спустя пару лет и начать всё с начала. Многочисленные минусы, самый главный из которых заключается в чудовищной хрупкости игровых моделек техники игрока перекрываются атмосферой и большой свободой действий. Ex Machina: Меридиан 113 — вполне достойное продолжение, развивающее основные идеи оригинала, хоть и довольно жестоко обратившееся с главным героем предыдущей части (за много лет до Нила Дракманна и его TLOU 2). К сожалению, некоторые промахи предыдущей игры, как-то постоянные респавны залётных банд и картонность моделек техники остались, сама игра по-прежнему отлично воспринимается. Ex Machina: Arcade приятно играется, но как игра серии Ex Machina отвратительна. Сами разработчики не признают её частью серии и вполне обосновано. Уйдя от логики открытого мира и свободы действий, Targem Games оставили посредственную графику, не самый интересный саундтрек и ухудшенное управление, из-за чего игру можно считать аналогом NASCAR Racers (гонка с пушками 2000 года), но с чуть лучшей графикой.
В первых двух играх серии очень приятно ощущение постапокалипсиса и манящей свободы, когда есть только ты, твой верный грузовик и уносящиеся вдаль мили под колёсами. К сожалению, всю эту атмосферу в преемнике этой серии — MMO Crossout полностью растеряли, превратив коллекционирование грузовиков в конструктор лего, из-за чего особенное удовольствие можно от игр получить после нескольких заходов в Crossout.
12 комментариев
Добавить комментарий
Дважды начинал Маханоидов — дважды бросал спустя пару часов. Уже не вспомню, почему…
Добавить комментарий