Free-to-try: как рефанды в Steam «убили» демоверсии (и это бесит)

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Если вы, как и я, геймер со стажем, то наверняка помните те далёкие времена, когда покупка игры была настоящим приключением. Мы терпеливо ждали выхода новых номеров журналов вроде «Игронужды» и «Секции Игр», чтобы прочитать свежие обзоры и репортажи с выставок. Затем изучали ролики на YouTube в 480p (когда он вообще появился) и, главное, качали демо-версии с прилагаемого диска (а то и из Сети!), дабы попробовать игру на вкус перед покупкой.

«Демки» были чем-то вроде пробников в супермаркете — возможностью убедиться, что продукт того стоит. Мы могли вдоволь наиграться, ощутить атмосферу, оценить графику и геймплей. И все это без риска потратить кучу денег впустую на «кота в мешке».

Автор: Veselyi_kot

Но все изменилось, когда на сцену вышла платформа Steam и ввела функцию рефандов. Казалось бы, прекрасная идея — попробовать любую игру в течение двух часов и вернуть деньги, если она не понравилась. Однако на деле получилось так, что эта механика фактически «убила» классические демо-версии. А рефанды… Да, рефанды позволяют попробовать игру. Но ценой каких неудобств и стресса для геймеров!

Что пошло не так, и какими благими намерениями была вымощена дорога в Ад?

Что не так с рефандами в Steam: психологический аспект

Представьте себе: вы только что потратили кучу денег на новую игру, и у вас есть всего два часа, чтобы решить, стоит ли она того. Поставили таймер на 119 минут, и рванули спидранить. Спидранить настройки графики («лишь бы запустилось»), обучение («да некогда мне!»), диалоги — лишь бы понять, это играбельно и можно начать новую игру по-человечески, или нужно делать Alt-F4 в последние 60 секунд и оформлять этот самый рефанд.

Вы даже не успели отойти в туалет или выпить чашку кофе — любая минута на весу. Ведь если просрочить рефанд, придется распрощаться с кучей денег за игру, которая могла оказаться совсем не тем, на что вы рассчитывали. И это — настоящий психологический ад.

Представьте, что вы покупаете новую машину, но у вас есть всего 2 часа, чтобы решить, устраивает ли она вас. Вы должны проверить всё: от работы двигателя до комфорта сидений и качества аудиосистемы. И всё это нужно сделать в крайне сжатые сроки, иначе вы не то что останетесь перед неполным выбором, а просто с вашей карточки автоматически спишут два миллиона и скажут: «теперь она твоя, сам дурак». Звучит абсурдно, не правда ли?

Но это именно то, с чем мы сталкиваемся при покупке игр в Steam. Вместо того, чтобы спокойно насладиться игровым процессом, мы вынуждены гнаться за тиканьем часов. Вместо того, чтобы погрузиться в новый мир, мы судорожно проматываем обучение и диалоги, опасаясь упустить возможность вернуть деньги.

И что-то мне подсказывает, что игра против времени, где вы пытаетесь впихнуть в эти два часа максимум контента для принятия обоснованного решения — это не совсем тот опыт, что был задуман создателями игры.

Что не так с рефандами в Steam: мошенники

Некоторые студии решили воспользоваться ситуацией и стали специально «растягивать» начало игры, чтобы не дать игроку увидеть ее суть в течение двух часов пробного периода. Допустим, игра начинается с получасовой непропускаемой вступительной катсцены в стиле кинематографичных блокбастеров.

Затем идет плавный переход к обучающей кампании длительностью в час, где вас пошагово вводят в курс игровых механик. После нее вас ждет еще одна серия замедленных роликов общей продолжительностью в полчаса. И только потом открывается доступ к основному контенту игры. Но — бац — срок рефанда на исходе, так что возврат уже невозможен. Или вы делаете рефанд «вслепую», так и не попробовав потенциальный шедевр.

Не успел? Сам дурак.
Автор: Veselyi_kot

И, в итоге, вы застряли с игрой, суть которой толком не поняли и не попробовали. Иди пожуй варёного дерьма, как говорится. Это явный обман потребителя, маркетинговый трюк, рассчитанный на то, что после двух часов «затравки» вы уже не сможете отказаться от покупки, даже несмотря на то, что ещё не попробовали геймплей.

Эталоном такого нашутилова для меня стала Wolfenstein II: The New Colossus. Нет, вы не подумайте, сама игра мне понравилась… Но вот именно что «игра» там начинается как раз через те самые два часа. И будь игра плохой — оценить это я бы не смог.

Что не так с рефандами в Steam: не всегда они вообще есть

С 2022 года большинство покупает игры ключами или гифтами — чтобы сэкономить на комиссиях прямого пополнения или даже получить принципиальную возможность купить эту игру. И в обоих этих случаях пожевать варёного дерьма ты можешь сразу, ибо рефанды тут не принимаются вовсе. Хи-хи.

Да, для тех, кто покупает игры не через официальный магазин Steam, а через альтернативные источники, такие как ключи или гифты Steam, система рефандов вообще не работает. Вы можете потратить деньги на игру, не имея возможности вернуть их, если игра окажется не тем, чего вы ожидали. Если игра окажется плохой или просто не подойдет вашему вкусу, вы застряли с ней навсегда. Никаких рефандов, никаких извинений.

Автор: Не является объектом авторского права

Более того, с ростом популярности альтернативных источников покупки игр, эта проблема только усугубляется. Всё больше людей оказываются за бортом защиты, которую предоставляет официальная система рефандов Steam.

И если с некоторыми тайтлами можно смело сказать «а ты что думал, в сказку попал, экономист чертов», то некоторые после февральского инцидента в принципе можно купить на российский аккаунт только легальным, но всё едино незащищённым гифтом или ключом у реселлеров. Удачи.

Чем демо-версии были лучше?

В былые времена демо-версии выходили в двух основных вариантах.

  • Первый — с ограничением по времени, когда вы могли наслаждаться игрой в течение, скажем, одного часа.
  • И второй — с ограничением по контенту, давая доступ к определенной начальной части кампании или локациям.

Но у любого из этих вариантов было одно общее важное преимущество: в рамках этого отведенного времени или контента вы могли перепроходить игру сколько угодно. Наигрываться вдоволь, пробовать разные стили прохождения, экспериментировать с настройками графики.

Допустим, демка была ограничена одним часом геймплея. Но вы могли перезапускать кампанию, сбрасывать этот час — и несколько раз начать новую кампанию с чистого листа, поиграться с настройками графики и прочими параметрами. Попытаться пройти предложенный уровень разными способами — ударной силой, скрытностью или хитроумными уловками, чтобы проверить гибкость игры…

Вы могли по-настоящему «вкусить» игру и только потом принять взвешенное решение о покупке. Без страха профукать два драгоценных часа пробного периода и остаться ни с чем.

Демо-версии были компактнее

Кроме того, и по сей день далеко не все живут в Москве. Кое у кого и по сей день есть излишне тесное знакомство с такой милой аббревиатурой, как ADSL, или, что ещё хуже, ограничения на трафик. И вот ты такой сидел, выкачивал трое суток игру (или всадил на неё половину пакета интернета), а она… Тебе не понравилась. А время на закачку или трафик из пакета уже не вернуть…

В то же время «полноценные» демо-версии раньше по десятку-другому на болванку журнала «Игронужда» влезали, да и сейчас «весят» от силы пяток гигабайт — там, где они всё же есть.

А то ведь и вовсе ничего качать не надо — получил болванку «в подарок», вставил и полетел. Это, впрочем, тема для отдельной истории…
Автор: Veselyi_kot

Заключение: Благими намерениями…

Valve, бесспорно, создавала механику рефандов из хороших побуждений — дать людям хоть как-то попробовать игры, на которые нет демо-версий. Но этим решением они неосознанно убили сами демо-версии, которые раньше у большинства игр всё же были — и это тот случай, когда лекарство, на мой взгляд, хуже болезни. Потому что раньше игры без демо-версий я просто не покупал от слова «вообще», а теперь покупка абсолютно любой игры превращается в двухчасовой, «нервяковый» квест с таймером «рефанд или да», в который даже в туалет отойти нельзя.

Как часто мы слышим эту фразу: «Благими намерениями вымощена дорога в ад»… И, увы, система рефандов в Steam стала именно таким случаем. Valve хотела как лучше, но в итоге только навредила игрокам.

Давайте вернемся к истокам этой системы. Рефанды были задуманы как способ дать шанс игрокам опробовать игры, для которых не было демо-версий. Звучит неплохо, не правда ли? Наконец-то у нас появился способ ознакомиться с проектом перед его покупкой даже там, где такой возможности разработчиком не предусмотрено!

Однако на практике всё пошло наперекосяк. Разработчики, видя, что Valve предоставила альтернативу демо-версиям, начали массово их убирать. Зачем тратить ресурсы на создание отдельной демки, если игроки могут просто воспользоваться рефандом «вместо» неё, а кое-кто не впишется в таймер и увеличит им доход?

Я понимаю, что Valve стремилась к благим целям. Они хотели защитить права потребителей и дать им возможность не рисковать деньгами при покупке игр. Но, к сожалению, их решение возымело обратный эффект.

Вместо того, чтобы наслаждаться игровым процессом, мы теперь вынуждены жить в постоянном стрессе. Вместо свободного выбора мы зажаты в тиски ограничений времени и правил. А если мы решаем сэкономить и купить игру через альтернативные каналы, то вообще лишаемся права на возврат денег. Вот вина Valve, главная проблема системы рефанда и очередное подтверждение практике «Хотели как лучше, получилось как всегда»

По крайней мере, таково моё (резко отрицательное) мнение обо всей этой ситуации. Мнение, по которому Valve, пытаясь улучшить ситуацию, сделала её лишь (на порядок) хуже. А что думаете вы?

PCДругой
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Играю в игры, читаю о них — а теперь и пишу, чтобы разбавить жизнь копирайтера для китайских (ой, простите, *тюменских*) товаров. Несколько лет проработал компьютерным мастером, так что, порой, и о «железе» могу написать, если вдруг что в руки попадёт. Всегда мечтал быть игровым журналистом — и, как знать, может быть однажды эта мечта сбудется?

11 комментариев

10147917009600730427@mailru
А у меня где то дома валяются CD диски Игрового мира и ещё всяких журналов. А вот уже когда пошли на DVD я уже перестал покупать этот журнал.
Лучше звоните Солу
Сколько денег было потрачено на эти журналы с дисками… Я наверное в Стиме столько не потратил.
Лучше звоните Солу
Демоверсии убил не Стим, а появление Ютуба. Зачем играть, если можно посмотреть?
Veselyi_kot
Эм-м… Затем, что не все игры можно «посмотреть» (например, стратегии или симуляторы)? Затем, что не у всех, ЪЪЪУЪ, есть хотя бы десятимегабитный безлимитный канал, и в провинции по сей день не забыты аббревиатуры ADSL или (в лучшем случае) LTE, делающее выбор «что качать» критическим (и видео в него не вписывается от слова никак)? Затем, что «посмотреть» не скажет, запустится ли игра на /твоём/ железе, и как будет работать? Затем, что ютуб не расскажет тебе, что управление делала лоботомированная макака?
Ну и, наконец, на тех же дисках (когда они стали DVD) был и геймплей. Более того, геймплейное видео даже по одному из каналов регТВ долгое время крутили с 24 до 5 ЕМНИП, в рамках пиар-компании местного игрового магазина. Демо-версиям это всё совершенно никак не мешало, пока не появились рефанды Steam.
Лучше звоните Солу
Что нельзя посмотреть в стратегиях и симуляторах, не понимаю? Нет безлимитного интернета — тогда лучше вообще забудьте про игры. Сейчас такое время, что без интернета играть нельзя. Протестировать своё железо да, нужна демка. Но если у вас нет безлимита, то и железо тестировать вам не нужно. Читайте книги. Ходите в лес за грибами или на озеро за рыбой. Чем там ещё люди без интернета занимались )
Veselyi_kot
1) Потому что смотря, как другой человек играет в стратегию, ты не понимаешь, как именно он играет. Тупой ли ИИ, связаны ли механики, адекватное ли управление. С симуляторами вдвойне актуально: понять, как управляется машина в, допустим, очередной Need for Speed, или как самолет отзывается на управление в авиасиме, можно только порулив лично. А как оценить, скажем, вариативность той же RPG, если на ютубе ты видишь один билд и один рут?
2) Этим вы категорично отрезаете… Эм-м… Примерно процентов так 50 россиян, если брать по нижней планке. Вот у меня, под Калугой, дома до буквально начала этого, 2024 года была лимитная выделенка с 50 гиг в месяц и 15 мегабитами (днем) плюс ночной безлимит на 2.5 мегабита, а на селе — пусть безлимитный, но, ЪЪЪУЪ, ADSL 2048/512. Конечно, часть проблем снимал внешний терабайтник и электричка до Москвы раз в пару месяцев, но это тоже ответственное решение.
И да, в этом году до нас добралась YOTA со своим свистком (точнее, до города, село ещё не проверял), но 10 мегабит (в рабочие часы и ночью, вне пиковых часов, або все ломанулись пользоваться) это как бы тоже не сказать что абсолютная свобода действий.
Лучше звоните Солу
Да ладно, все там понятно, особенно если стример адекватный и нормально комментирует игру )
Демоверсии убил не Стим. Стим убил только дисковые версии игр. А в демоверсиях просто пропала необходимость. Сейчас издатели больше вкладываются в рекламу, чем делали это во времена демоверсий. И люди покупают не глядя, иногда даже делая предзаказы и покупая ещё не существующие игры. Демоверсии стали просто никому не нужны )
А
Самый лучший способ проверить качество игры — торренты: в демо и в первых 2 часах игры сложно заметить многие недостатки (особенно если среднее прохождение игры занимает 30+ часов), а торренты позволяют полностью оценить игру от начала и до конца (обязательно нужно проверить до конца, чтобы потом не разочароваться в ужасном концовке уровня Mass Effect 3). Потом можно решить: заслуживает ли игра покупки или нет.
B
Нормальные разработчики продолжают изготавливать демо-версии игр. В своëм основном жанре походов как минимум с 7-10 за год ознакомился (Wartales, Broken Road, Troops, Darkest Dungeon II, Pandemic Train, Headquarters WW II, Xenonauts 2, линейка Strategic Mind, парочка цивоподобных).
Pacific Drive вполне приличную демку предоставлял.
Друзья в Стиме периодически делятся скриншотами с демок по своим интересам.
А ключи надо по акциям покупать, чтоб не жалеть об излишке потраченных денег.
Например, на РашБи (игровой магаз МТС) сейчас Jagged Alliance 3 за 470 рублей отдают.
Рекомендую
117490739597814456346@google
Субъективищина вместо разностороннего взгляда с за и против, что помогут составить собственное мнение или решение
B
В середине июня Steam проводит фестиваль «Играм быть», многодневный праздник будущих новинок. Во время данного фестиваля пользователям становятся доступны сотни демоверсий игр и каждый сможет найти что-то для себя.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор новинки, планшет Teclast T50HD: бюджетный, производительный, стильный

Предлагаю подробно рассмотреть новинку на рынке планшетов, а именно — модель Teclast T50HD, которая имеет вполне неплохие заявленные характеристики и продается по адекватной стоимости....

Format выпустил первый в мире велосипед гревел-кантри?

Довольно необычная новость обнаружилась на официальном сайте популярного российского бренда велосипедов Format. Компания опубликовала крохотную заметку, которая оставляет больше вопросов, чем...

Телефон против фотоаппарата: гонка длиной в 25 лет

Ровно 25 лет назад, в мае 1999 года, был представлен первый телефон со встроенной камерой. Им стал «японец» Kyocera VP210, правда, камера у него располагалась спереди и предназначалась в первую...

Обзор Vancer Groove & Thrash: топовые игровые мыши с 8К донглом в комплекте

Недавно малоизвестная компания Vancer, специализирующаяся на игровых мышках, представила 2 интересные новинки — Groove и Thrash. Знаю, о чем вы подумали, название второй модели не самое...

Охота на призраков: как ученые выслеживают темную материю

В бесконечных просторах Вселенной скрывается загадка, которую ученые пытаются разгадать уже не одно десятилетие — загадка темной материи. Эта невидимая субстанция, не взаимодействующая...

Обзор MoonDrop Para: открытые планарные наушники на 100 мм драйвере

В компании MoonDrop, похоже, решили положить конец дилемме относительно размера планарного излучателя. Да, в относительно новых Para установлен не 50 и даже 60 мм драйвер, а, так сказать, полная...