Electronic Arts потеряла все?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Рассуждение о том, как изменилась компания «Electronic Arts» за последние годы. Что потеряла и что приобрела «EA»? Какая главная проблема компании?


За последние годы компания «Electronic Arts» (далее «EA») сильно сдала позиции. И тогда как, например, «Ubisoft» все еще пытается что-то сделать и вернуться в игру, «EA» же напротив, словно бы растворилась. Давайте посмотрим, что именно потеряли электроники и почему они не особо пытаются что-то изменить.

Бесполезные лицензии

Начнем, пожалуй, с простенького. С аперитива, так сказать. После приобретения компанией «Disney» прав на такую гигантскую (в плане фанбазы) франшизу как «Star Wars», компании «EA» достался лакомый кусочек – эксклюзивные права на выпуск игр по франшизе. Прежде, игры Звездным Войнам всегда были довольно популярны. Помню, как мы с друзьями шли домой после школы, дабы поскорее поиграть в «Jedi Academy» или «Empire at War» или в другие, не менее (а иногда и более) культовые тайтлы. Но компания «EA», заполучив лицензию, выпустила лишь одну по-настоящему хорошую игру и несколько онлайн сервисов (да, это не игры, это сервисы), вляпавшись в очень крупный скандал по пути. Как итог, в конце 2020 – начале 2021, эти права перестали быть эксклюзивными.

Гонки наше все

Однако отправимся к самой «EA» и их внутренней кухне. Некогда великая (возможно я преувеличиваю) игровая гоночная серия, известная как «Need for Speed». В лучшие годы, игры данной серии выходили регулярно. Порой, даже слишком регулярно. Увлекательный геймплей. Крутая костомизация. А музыка. Музыка и по сей день обитает в плей-листах многих игроков и вряд ли когда-нибудь их покинет. Тем не менее, столь частый релиз не мог не сказаться на качестве выпускаемых игр. И в таких обстоятельствах – сократить частоту релизов, и нарастить качество самих игр, было бы вполне логичным ходом. Так они и поступили. Не считая онлайн игр, мобилок и ремастеров, за последние 7 лет, в серии вышло только 3 проекта. И все бы ничего, но вот качество проектов осталось прежним. По слухам, новая часть «NFS» выйдет этой осенью. И я сомневаюсь, что там что-то сильно изменится.

Ролевые игры больше не нужны

Но гонки и лицензии это еще полбеды. Одно является очень нишевым жанром, другое может, как прийти, так и уйти. Давайте посмотрим, что там с РПГ. Одной из главных надежд «EA» является компания «BioWare». Этих ребят прежде знали как мастеров жанра. Знатоков — ролевиков. И действительно, так и было. Серия «Mass Effect» это, ни много ни мало, по-настоящему великая серия. Космоопера, достойная сравнения с такими гигантами как «Star Wars» и «Star Trek». А серия «Dragon Age» поселилась в сердцах многих любителей жанра и обитает там и по сей день.

Но время идет и «BioWare» давно уже не «BioWare». Людей давно нет, а последним проектом не считая трилогии ремастеров «Mass Effect» (за что им большое спасибо, без шуток), стал мертворожденный «Anthem». Разумеется, новые анонсированные части «Mass Effect» и «Dragon Age» оставляют веру в БиоВаров, но лишь слегка. Никто уже и не помнит когда в последний раз выходили новые РПГ от электровников. Грустно.


Шутеры, шутеры и еще раз шутеры

Наконец, мы подошли к тем сериям, которые по-настоящему делают и имя, и кассу для всей «EA». Начнем с шутеров. Если с «Apex Legends» от «Respawn» все более-менее нормально, хоть она уже и выпала из инфополя, то другим таким тайтлом (и куда более значимым для самой компании) смело можно назвать серию «Battlefield», выпускаемых студией «DICE». Я больше не буду говорить о том, как раньше все было хорошо, и как плохо стало сейчас. Мне кажется, я уже превысил лимит подобного нытья. Вместо этого, кратенько обсудим исключительно последние части серии.

За последние годы, после релиза «Battlefield 4», ни одна из игр не серии не смогла снискать массовой любви аудитории. «Battlefield 1», хоть лично мне и понравился, но в нем очень специфичный сеттинг, так сказать на любителя. «Battlefield 5» так же вляпался в кучу скандалов. А «Battlefield Hardline» вообще оказался чем-то непонятным. Распыляясь между попытками создать мощного конкурента для «Call of Duty» и попытками сохранить свою идентичность, разработчики и издатели завели серию в глубокие дебри, породив однажды в ночь, ни то сына, ни то дочь.

Вышла «Battlefield 2042». Думаю, стоит уделить этой игре отдельный абзац. Ох, какой был анонс. Думаю, многие из вас видели этот трейлер. А затем, последующие подробности впечатлили. Да еще как. Огромные карты, 128 человек, рандомные природные катаклизмы и всё-всё-всё. Что на деле? Огромные карты на деле стали пустыми и крайне непродуманными, а все 128 человек ютились на небольшой площади, создавая беспросветный град из пуль. Вышел-выстрелил-умер. Вот вся суть игры. Из катаклизмов осталось лишь торнадо, набившее оскомину уже часов через 8 игры. Как итог, мертвая игра за 5$, вокруг которой пляшет один московский некромант. Хотя, знаете, «Battlefield 2042» на самом деле еще жива. Во всяком случае, в плане инфополя. Думаю, мне стоит вернуться к этой теме чуть позже.

EA и FIFA

Ну и вот, мы добрались до самого главного. Локомотиву всей «Electronic Arts». К серии, которая ежегодно генерирует миллиарды выручки. К серии, которая стала легендой (нет). К серии «FIFA». Вообще, есть еще и «Madden NFL», но у нас она совсем не популярна, так что ее мы опустим. Так вот. Говоря о фифе, я вновь вспоминаю свой разбор компании «Ubisoft». Там, главным измерителем состояния и пути всей компании стала серия «Assassin’s Creed». В случае с «EA», таковой, безусловно, является данный спортивный симулятор. Забавно, но «FIFA» собрала в себе почти все проблемы из выше перечисленных пунктов.

Немного личного. Вообще, я люблю футбол. Играть, к сожалению, я в него не могу, но вот смотрю частенько и с удовольствием. У меня есть любимая команда, за которой я регулярно слежу и настоящий футбольный симулятор запросто мог бы стать некой отдушиной. И в принципе он таковым стал. Но, раз в пять-семь лет и только одиночные режимы.

Что же не так с фифой? Всё. Игры этой серии всегда были, есть и будут самыми настоящими конвейерами. Но с появлением онлайн режимов, издатели пересекли все черты дозволенного. Если вы думаете, что самой известной и самой грязной гачей является «Genshin Impact», вы сильно ошибаетесь. В фифе, вы не сможете играть и побеждать, не вливая средств, хоть руководители «EA» и заверяют нас в обратном. Это самые мерзкие и наглые схемы выдаивания денег из аудитории, помноженные на убогий баланс. Лично я не понимаю, как в это можно в принципе играть, а тем более покупать ежегодно. Даже однопользовательские режимы пострадали от такого подхода. Здесь и кроется главный корень всех проблем «EA».


Вопросы и итоги

Получая чудовищные прибыли из гачи, «EA» растеряло все остальное. Зачем стараться и напрягаться? Зачем пытаться восстановить имя «BioWare»? Зачем создавать сильного конкурента для «Call of Duty»? Зачем в принципе что-то делать, если, практически не приложив усилий, ты можешь заработать миллиарды? И ладно бы это влияло только на качество самой фифы, но нет. Это влияет на всю компанию вообще. Они забыли, как делать игры? Они не знают, что и как им делать со своими франшизами?

Если «Activision» погрязла в скандалах (надеюсь, Фил все исправит), а «Ubisoft» утопает в собственной жадности, то «EA» похоже, плевать на саму себя. Я могу ошибаться, но последней их крупной игрой, которая получилась действительно хорошей, была «Star Wars Jedi: Fallen Order». И было это аж в 2019, тогда как на дворе уже 2022. «Electronic Arts» как бы есть, но их как бы и нет.

Ах да, я забыл упомянуть. Но пусть это будет вишенкой на торте. В конце концов, «EA» потеряла официальные права на фифу, поссорившись с самой организацией «FIFA» (что уже не новость, но все же подходит сюда отлично). И что они дальше будут делать? Ну, понятное дело, что игры серии продолжат выходить, но с другим названием и без лицензированных штук по типу эмблем клубов и всего такого. Думаю, они потеряют часть прибыли с франшизы. Пусть не сильно, но может это, наконец, заставит их пошевелиться.

В целом, у «Electronic Arts» еще есть потенциал. Те самые анонсы новых частей своих крутых серий от «BioWare», продолжение «Star Wars Jedi: Fallen Order». Будущий «NFS». Что-то планируется делать с 2042-ым. Какие-то новые проекты, возможно. А так же проблемы с фифой. Все это может положительно сказаться на репутации самой студии. Будем ждать, и надеяться на лучший исход.