Как я перестал бояться и полюбил Kenshi

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Компьютерные и мобильные игры

Игровая индустрия изменилась. Она стала сахарно-ванильной, плоской и однообразной. Мы стали больше раздражаться при виде различных туториалов, которые объясняют нам какие-то базовые и прописные истины, вырывая нас из игрового процесса. Привет, Doom: Eternal. Нас перестала привлекать графическая составляющая, особенно если за ней нет ничего, кроме красивых пейзажей и окружения. Привет, Assassin's Creed: Odyssey.

И вот во всей этой суматохе ААА-проектов, которые стоят в разработке больше, чем голливудские фильмы 90-ых годов, я обратил свой взор на Kenshi. Игру, которую делал 1 человек, работая охранником. И лишь в 2013 году, благодаря появлению Steam Early Access, он смог собрать достаточную сумму для того, чтобы нанять себе небольшую команду. 

Сделать невозможное

Пожалуй, сложнее создания игры такого масштаба будет попытка сделать на неё некое подобие обзора. Я, будучи взрослым человеком, заставшим российский печатный игрожур на заре его появления, усвоил для себя 3 базиса адекватного восприятия любого проекта:

  • Игра должна быть куплена на свои собственные средства;
  • Игру нужно пройти до финальных титров;
  • Нужно понимать, что твоё мнение – не истина в последней инстанции.

И, если с пунктом 1 и 3 у меня всё в порядке, то вот пункт 2 становится камнем преткновения. Кенши нельзя пройти. Каждый сценарий, каждый старт – это уникальный опыт. А, если у вас хорошо развито умение отыгрывать роль, то вы испытаете намного больше эмоций, чем от простого приключения. Это уже медитативное погружение в свой, хорошо срежиссированный фильм. Практически те же ощущения, которые испытываешь в Red Dead Redemption 2, вот только там тебя за руку вёл сценарий. Здесь же ты – сам себе режиссёр, сценарист, постановщик и оператор.

Возвращаясь к вопросу об адекватности восприятия, уточню – мною наиграно более 100 часов, но за то время я успел изучить только 40-45% всей карты, ибо тяга к выращиванию кактусов и обустройству деревень у меня гораздо выше желания исследовать жуткие и непонятные биомы. Поэтому давайте мы поверим в то, что на основании этих 100 часов я могу объективно оценивать продукт, в который иные наиграли под 1 000 часов и успели установить из мастерской Steam моды на обнажённые тела и шесты для стриптиза.

В чём суть?

Не побоюсь громких фраз, но это вершина инди-гейминга. Создать игру, которая была бы похожа по своему подходу к ролевой части на «Gothic II», «TES III Morrowind», а также давала бы свободу отыгрыша на уровне «Космических рейнджеров» и первых частей «Fallout» и при всём этом была бы абсолютна неповторима по своей стилистике – тут нужен талант.

Гениален ли Крис Хант (создатель игры) в той же степени, в какой гениален Хидео Кодзима? Нет, Крис — это скорее Хидитека Миядзаки. Его основные идеи понятны и просты, но они работают. При этом гениальность самого мира игры раскрывается именно по канонам мастера Миядзаки. Иными словами, в лучших традициях олдскульного гейминга, тебя со старта «бьют по печени» и оставляют одного посреди дикой и враждебной среды. Шаг в сторону – смерть. Сюжет есть, вот только со старта тебе о нём никто не расскажет. Хочешь понять, что за мир такой – сходи и узнай. У кого и где – пойди и найди. Как сделать что-то? Догадайся сам. С тобой тут нянчиться не будут. Ошибся – перезагрузился. Не сделал сейв перед тем, как пойти в поход до ближайшей кучи руды? Боже, какой же ты неудачник!

Эта игра возвращает нас к тому времени, когда игры не делались ради того, чтобы угодить игроку, сделать ему весело. Вы сами для себя должны определиться, что будет развлекать вас в период вашей сессии. Вполне вероятно, что первые часов 10 вы будете ковырять ближайший камень с медной рудой, а при появлении на горизонте других людей в ужасе убегать в город под крыло стражи. Первый поверженный бандит станет достижением, сродни победе над каким-то серьёзным боссом из слешера, ибо даже будучи раненным, ограбленным и избитым этот бандит станет весьма серьёзной опасностью. Он то уже давненько тут выживает, а вот вы с босыми пятками и просвечивающей из-под тряпок голой задницей только сегодня решились прийти в этот суровый мир.

Но это всё лишь лирика. Вступление после вступления, которое затянулось ровно на столько же, на сколько затянутой будет ваша первая попытка влиться в этот удивительный мир.

Итак, что же такое Kenshi на самом деле?

Это:

  • Ролевая партийная игра в духе старой школы;
  • Песочница в открытом мире;
  • Стратегия в реальном времени;
  • Градостроительная стратегия – экономический симулятор;
  • Ролевая одиночная игра с элементами хоррора.

И это только та часть жанров и поджанров, которая доступна Вам на старте игры, без установки глобальных модификаций, делающих игру поистине впечатляющей в плане игрового опыта.

Все ли аспекты одинаково хорошо проработаны? Скорее нет, чем да, но найдите мне похожий продукт на рынке, за исключением Mount & Blade и я буду готов пристыдить Kenshi.

Хотя пожурить игру всё же есть за что, и пусть фанаты меня возненавидят сейчас, но я хочу быть объективным – первые часа 2-3 знакомства нужно пережить и не нажать на запрос рефанда средств в Steam.  Да, мне больно это сейчас говорить, но моей первой мыслью после запуска было что-то вроде: «о боже, на что я опять потратил свои деньги?!»

И с этой мыслью я не мог расстаться примерно первые 40 минут с момента запуска. Кривое управление, в купе с не самой приятной камерой, да к тому же с подлагивающим, на моём топовом ведре уходящего поколения, мире при поднятии камеры чуть выше городских стен. А какой тут «эффект» красно-кровавого дождя в отдельных локациях… подобное должно быть запрещено в согласии с Конвенцией ООН принятой в 1984.

Продолжить список недостатков можно было бы лагающей анимацией персонажей, отсутствием музыки – хотя те композиции, которые есть в игре замечательны, особенно этот жуткий эмбиент в ночное время. Но 70% игры мы слышим «технические шумы» (кирку, меч, топот ног) и шум куллеров своего системника.

Но…  на это можно закрыть глаза. На это нужно закрыть глаза. И тогда вы поймёте, что дьявол кроется в деталях, а Kenshi дьявольски обаятельна в своих мелочах. Стражники таверн выносят трупы бандитов из зданий и лучшим для вас решением будет помочь им выкинуть тела подальше от города, иначе дикие звери, пришедшие полакомиться падалью, быстро отправят вас на тот свет. Еда и медикаменты стоят недешево и будьте готовы к тому, что, проколупав почти 10 минут реального времени злосчастную жилу с рудой, вы сможете купить себе лишь пару блюд, которых хватит на то, чтобы удовлетворить голод сейчас и пообедать завтра, при очередном шахтерском трудовом дне. Вы можете приобрести дом, а можете построить свой город, вот только попытка создать небольшую общину землепашцев будет воспринята всеми местными бандформированиями как сигнал к действию. Не удивляйтесь, если спустя 1 игровой день к вам на базу придут просить дань бандиты, а следом за ними придут Ниндзя Чёрного Дракона, которые порежут вас на кусочки… потому что могут.

А ещё, наверное, стоит вспомнить про местные расы, аналогов которым я, честно говоря, долго не мог придумать. Условно – в игре есть люди (белые и афрокеншианские, причём с довольно расистскими базовыми навыками), рой – simp`ы, мутировавшие в насекомоподобных существ, шеки – местные представители воинственных мутантов-солдат, выведенных искусственно, и «скелеты» – роботы, которые своим существованием возвращают нас к тем временам, когда эту планету населяли высокотехнологичные предки людей.

И если этот список вас как-то не впечатлил, то как насчёт того, что в игре есть целая куча фракций, со своим отдельным лором и мотивацией? При этом, в зависимости от вашей расы и даже пола взаимодействие с ними будет разным. Как на счёт клуба для гетеросексуальных, патриархальных, белых мужчин, которые носят с собой местный аналог библии и устраивают священные крестовые походы против всех несогласных с тем, что только белые мужики спасут этот мир.

Или слышали ли вы о том, что в Кенши есть отдельная мини-фракция людей, которые думают, что они являются скелетами, при этом они поклоняются мертвому скелету-гиганту, который, по приданиям, когда-то спас весь этот мир? Правда способ «выражения благодарности» у членов культа довольно странный, ведь они убивают всех подряд, дабы принести жертву своему «божеству». Не удивило? А как на счёт фракции антипода – роботов, которые решили, что они люди. Ну и что? А то, что эти психопаты отлавливают на просторах своих земель людей, после чего сдирают с них кожу и натягивают её на себя! И надоумил их на это какой-то обычный чернокожий психолог. Именно эти парни стали причиной того, что я предпочитаю отсиживаться у себя в пограничных землях и периодически постреливать по голодным бандитам из турелей, не выходя куда-то далеко.

Вообще жутких мест в игре предостаточно. А жутких ситуаций, когда персонажу отрубают ноги, одевают кандалы и заставляют ползти по раскалённой пустыне к шахте, где его будут заставлять работать до смерти…. Я думаю, эстеты поймут, насколько эта игра принципиально отличается в своём видении конца света от какого-нибудь Far Cry: New Dawn. А по вопросам расизма, сексизма, классовой дискриминации, рабства и жестокости общества игра переплёвывает многие произведения, которые были созданы для «демонстрации всего этого в страшном свете реализма». Соломон Нортал из «12 Years a Slave» не прожил бы и дня на шахте Святой нации. А местный «Джанго» оперативно отправился бы кормить червей, ведь сильные мира сего строят свои капиталы на крови рабочих и солдат, а любая попытка восстановить вселенскую справедливость и дать всем мир, равенство, братство заранее обречена на провал.

Что по итогу?

Весь свой обзор я старался избегать поверхностной оценки по общепринятым критериям. Кенши это не та игра, которую можно однозначно рекомендовать всем подряд. Кого-то оттолкнёт эстетика. Кто-то не выдержит общего внешнего вида игры – хуже, чем Dragon Age: Origin спустя 11 лет после выхода.

Однозначное нет для тех, кто любит высокобюджетные блокбастеры от именитых издателей и разработчиков. Кенши – продукт недоработанный и сделанный на голом энтузиазме.

Однозначное да, для тех, кто скучает по олдскульным проектам, когда разработчик делал в том числе и «для себя», а не ради денег.

Всем остальным предлагаю попробовать прикупить игру по скидке. Свои 300 – 450 руб. она отбивает в любом случае. Не поскупитесь поддержать разработчика звонкой монетой и может быть ещё через 12 лет мы увидим от него Kenshi 2 UE 4 Edition. Верим, надеемся, ждём.

P.S. все скриншоты в статье ранние, дабы не заспойлерить вам самое интересное. 

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

3 комментария

izbranniy
1. игра должна быть куплена
2. игра должна быть пройдена до финальных титров
3. на максимальном уровне сложности
4. должны быть выполнены все побочные квесты
5. переиграны сетевые карты
6. пройти нужно за каждого персонажа (или каждым путем)
7. желательно без сохранений
у меня так))
Lezard
Большой недостаток игры, практически нет квестов. Основная деятельность грабеж и торговля.
CuJIbBEP
Самый большой недостаток игры — игра и есть один сплошной баг. :)
Из-за которого весь игровой процесс сводится к беготне да мордобою.
Что бы в этом убедиться достаточно выполнить первый пункт в списке Артёма. :))
Никакого Kenshi 2 UE 4 Edition не будет, будет та же самая недоваренная перловка на том же движке с немного другим лором, и всё (об этом сам разработчик сообщил)…
Последний раз редактировалось

Добавить комментарий