Rare-теты, часть первая. Серия Battletoads

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Если честно, за эту работу я не хотел браться и даже подумывал её прикрыть. Изначально в планах был сравнительный обзор двух ностальгических Beat’em-Up-ов прошлого года: Streets of Rage 4 и Battletoads. Но после пары часов в каждом я усилено взялся за всех «Жаб».

Но раз решил писать о Battletoads, почему думал бросить и пойти дальше? Наверное, дело в создателях амфибий, культовой для фанатов платформеров студии Rare. Пару лет назад моя позиция о ней складывалась на основе роликов американского ютубера “JonTron”, который обожал их игры. После личного ознакомления, у меня сложилось иное мнение о студии и её наследии. Особенно после ухода под крыло Microsoft, которое кое-кем чуть ли не подаётся как смерть студии. Я не разделяю этот пессимизм, но без прохождения проектов, что были выпущены после слияния, сложно как-то отстаивать свою позицию. И сегодняшний гость скорее будет аргументов в пользу противников Microsoft-овской Rare.

Поход в прошлое

С первой BattleToads меня связывают противоречивые чувства. Её можно долго хвалить за великолепные задумки в дизайне  и столько же ругать за излишне завышенную сложность. По факту игра представляет из себя симбиоз сегментов из нескольких жанров: Beat’em Up-а, платформера и чего-то на подобие гонок, сегменты с турбобайками или моноколесом. И хотя игру чаще всего относят к Beat’em Up-у, я бы больше назвал её платформером, так как в нём сосредоточен самый большой кусок игры и лучшие идеи.  Сегменты вроде вращающейся башни, когда создаётся эффект ходьбы по кругу, так и вовсе выглядят впечатляющими для своего времени.

На Beat’em Up же отводится меньше времени, даже если играть идеально.  Да и вышел он однообразным. Нет разнообразия врагов, взаимодействие с окружением, интересных боевых приёмов, за парой исключений. После Final Fight или Streets of Rage жанровые особенности в творении Rare кажутся примитивными. Beat’em Up сам по себе несложный жанр в плане механик, но жабы даже на этом фоне выглядят слабо. Вытаскивает лишь удар с разгона, когда персонаж врезается во врага, а у героя вырастают рога на голове при столкновении. 

Также Beat'em-Up вытаскивает и то, с каким задором художники подошли к работе над спрайтами жаб. Приятно смотреть на то, как во время битвы трансформируются руки и на ногах вырастаю огромные сапоги или появляются те же рога. 

Но сильнее, чем спрайтами и решениями в дизайне, игра запомнилась сложностью, которая часто требует от игрока запоминать прохождение чуть ли не наизусть. Те, кто знаком с BattleToads по детству, скорее всего вспомнят последнюю часть уровня с турбобайками, где препятствия появляются так быстро, что приходится перемещаться с определённой амплитудой. Хотя на самом деле это не самое сложное испытание. Взять уровень Snake Pit, где жабы двигаются по ползущим вверх-вниз огромным змеям. Здесь назубок нужно помнить маршрут каждого пресмыкающегося. Иначе продвинутся весьма сложно из-за убивающих от прикосновения элементов, резких движений и непредсказуемости живых “платформ”. Дополнительное препятствие создаёт переход между змеями.  Игрок может прыгнуть слишком рано или поздно и, с наибольшей вероятностью, вернуться на контрольную точку без жизни.

И из таких решений игра состоит где-то наполовину. В отличие от других хардкорных игр, вроде Castlevania, попыток прохождения у игрока ограничено. Если три раза потерять все жизни, весь прогресс исчезнет. Хотя Rare при портировании на другие платформы усложнения старалась сгладить, кое-где всё становилось хуже. Взять этап, где жабы наперегонки бегают с тремя крысами до бомб. В оригинале прохождение упрощало то, что крыс можно бить, и они ненадолго отвлекались. Но даже это не помогало, так как без знания структуры локации обогнать врагов было весьма затруднительно. Особенно последнего, который и быстро бегал, и уровень был очень запутанным, давая преимущество крысе. На SEGA комки шерсти стали немного медленнее, но жабы никак теперь не могли на них влиять. Или упростив уровень на моноколесе, который на SEGA проходится без каких-то проблем, Rare усложнила водный уровень, где нужно уплывать от огромных циркулярных пил, чья скорость резко возрастала на подъёмах.

И такого в BattleToads достаточно много. Можно рассказать и о  более “случайных” моментах, о боссах, о местами нечестных контрольных точках, но тогда придётся уделить всю статью первой части. Это можно списать на непонимание баланса своей игры, баги, но в последующих играх дела обстоят несильно лучше. Спустя два года вышло сразу два продолжения: кроссовер с Double Dragons и Battletoads in Battlemaniacs. Последняя — переработка одних из самых ярких уровней первой части с ещё большим  усложнением, ещё одной гоночной мини-игрой и парой новшеств в боевой системе. А встреча с Драконами похвастается любопытной переработкой Asteroid от ATARI, сносным дизайном уровней с лестницами из игр о брутальных братьях и отсутствием серьёзных усложнений в платформинге. Разве что боссы ещё более сложные и однообразные на фоне первой части. Складывается чувство, что сама Rare не понимала, что со своими жабами делать.

В 1995 вышла последняя игра серии от самой Rare. Выпущена она была исключительно на игровых автоматах и довела Beat’em Up до ума: добавила разнообразных врагов и интерактивные элементы, но убрала гонки и почти полностью платформер, оставив только заснеженный уровень и туннель для спуска. Но при этом некоторые игроки называют её лучшей Battletoads из-за доработок, отличной графики и брутальных анимаций. Жабы отрывают врагам головы, разрубают их бензопилами и не стесняются бить по яйцам. Не обошлось даже без немного сортирного юмора. Справедливости ради, дорабатывать бои и анимации начали ещё в Battlemaniacs, но в автомате это заметно куда лучше из-за возможности пройти игру за каждую жабу и куда большего уклона на бои. Если и считать серию Beat’em Up-ом, то автомат, действительно, лучшая часть. 

Посмотрев все игры, некоторые из которых остались за кадром, я для себя решил, что, если за что и стоит помнить старые BattleToads, так это за фантазию их создателей. Первая игра полна интересных идей и необычных решений как в дизайне, так и в игровом процессе. Я бы даже сейчас посоветовал хотя бы приглянуться к ней. Однако дальше видна была попытка сыграть на своём успехе. Если Donkey Kong Country Rare дорабатывала на протяжении трёх игр и пыталась придумать что-то новое и интересное, то BattleToads будто были доильной машиной.

CalArt мне в душу

Но вернёмся к проекту 2020 года. Уже после демонстрации игрового процесса у аудитории возник ряд вопросов. Почему разработчиком выступила не сама RARE, а никому неизвестная студия? Почему всё выглядит как очередной мультсериал от Cartoon Network? И что с игровым процессом?

Для начала за Battletoads (2020) отвечала DLALA Studios, в 2015 году выпустившая дешёвый и мало кому известный файтинг «Overruled!», хотя в своём официальном портфолио эту игру она даже не вспоминает. Зато разработчики не забывают упомянуть, что именно они портировали пискельную игру “The Escapist” на PS4 с XBOX One и помогали в создании дополнения “Escape Team”. Также на сайте написано, что студия участвует в поддержке Sea of Thieves, cотрудничает с институтом южной Калифорнии по креативным технологиям и даже разработала совместно несколько проектов.  

По прочитанному складывается чувство, что это вспомогательный разработчик, который играет роль дополнительной рабочей силы, чтобы не отвлекать основную команду от более важных задач. И своего какого-то подхода у DLALA Studios нет. Разве что черты дизайна «Overruled!» видны в облике новой Battletoads. Особенно ярко у Тёмной Королевы, которая из космической ведьмы-доминантки превратилась в невзрачную тётку в фиолетовом пальто с квадратным лицом, вместо властного подбородка. Плюс ещё и с британским акцентом, чтобы подчеркнуть её ум на фоне других героев. Да, это самый умный персонаж всей игры, что было бы не плохо, если не ощущалась огромная разница в интеллекте.

Cюжет, как и Королева, не вызвал особого восторга. По шуткам и формуле понятно, что его писал сценарист ситкомов. Условный сезон поделён на 4 эпизода, где в первой серии банда бывших звёзд с кризисом среднего возраста отправляется на поиски приключений, а начиная со второй каждая из жаб по порядку сходит с ума, создавая разного рода “комичные” ситуации.  При этом приключения весьма заезженные: встреча с рэднеками, лицемерными интеллигентами, сектантами и так далее.

Вначале я думал, что позвали сценариста из детского сегмента, хотя по отцензуренным шуткам про средний палец, разные мерзости, вроде поношенного подгузника, мат и секс можно было брать и выше. Особых границ, как я посмотрел, нет, так как все пишут и во взрослом, и в детском сегменте, поэтому это мог быть кто угодно. Но над Battletoads работал Том Кауфман, один из сценаристов “Рика и Морти”. Лучше всего из его портфолио я запомнил эпизод “Get Schwifty” с участием героев в межпланетном музыкальном конкурсе и «The Wedding Squanchers», где семья прячется от инопланетных захватчиков.

Но тогда получилась ли Battletoads чем-то в духе приключений пожилого авантюриста и его непутёвого внука? Нет. Для начала в первой серии игроку толком не одну из жаб не показали. Все они описаны примерно так: Зитц — умный и уравновешенный лидер, Пимпл — пацифист, а Раш — позёр.  

Но эти черты вообще не важны. Во второй главе у Зитца резко просыпается чувство собственной важности, из-за чего он втягивает команду в неприятности из-за которых их чуть не убивают. А в третьей уже Пимпл, чьё поведение до этого показано абсолютно спокойным, резко становится раздражительным по каждому поводу. И только Раш ведёт всю игру в рамках своего образа. Чем-то напоминая Джерри из “Рика и Морти”, версию Даффи Дака из “Looney Tunes Show”, Джо из “Friends” и сотню других подобных героев, последняя жаба штампованный беспросветный идиот, всё существование которого сводится к жажде славы и внимания. Если в других сериалах такой персонаж создаёт интересные ситуации, то, кроме шутки про детективов-конспирологов с поношенным подгузником, Кауфман никаких сколько-то забавных моментов Рашу не даёт. Все приколы сводятся к несмешным словесным каламбуром об его тупости.

После прохождения возникает чувство, что в этом “сериале” либо не хватает хронометража, либо сценарист не понимал, чего он хочет. Вторая и третья главы так и вовсе филлеры, которые ни на что не влияют и нужны, чтобы симулировать развитие характеров героев. Но с тем же успехом с самого начала можно было переходить к последней серии, и ничего не поменяется.  

Такое нормально для “Simpsons”, “American Dad” или “Family Guy”, так как эти сериалы в первую очередь сатирические. Но даже там всё продумано так, чтобы арка подходила тому или иному герою. И, чтобы ситуации не кончались, в них и существуют универсальные персонажи, чьи действия можно объяснить чем угодно, как тот же инопланетянин Роджер из American Dad. Что высмеивают жабы, я не до конца понимаю. Конспирологов, секты и другие попавшиеся мне на глаза темы, куда лучше обыграны в других сериалах и, иногда, даже в совершенно детских. Вспомнить хотя бы перезапуск Чипа и Дейла из 80-ых с серией, где мышиная секта поклонялась рекламе колы.

Для меня проблема сюжета новой Battletoads в том, что сериальный сценарист вместо того, чтобы написать целостную историю, достал забракованные тексты к какому-то из своих проектов и перенёс их без переработки в игру. При этом он забыл, что персонажи не прописаны, и неплохо было бы чётко продемонстрировать героев, что новая Battletoads не делает.

И для какой аудитории сделан этот сериал? Раз для взрослой, почему отцензурены шутки? Или для подростков? Тогда что в сериале делают взрослые приколы? А, если это для фанатов, зачем им это? Оригинальные игры всегда представлялись пародией на Черепашек-Ниндзя с элементами космооперы и боевиков 80-ых. Стоит держать в голове, что игры выходили в те годы, когда из-за ограничения памяти, очень тяжело было реализовать полноценный сюжет в некоторых жанрах. Но даже, если бы это хотели сделать, игры точно бы не рассказывали о недовольных жизнью мужчин средних лет, которые отправились на поиски приключений для разбавления своего унылого существования.

Хотя нечто похожее и считается одной из версий происхождения жаб в первой игре, но там это больше представлялось как история попаданцев, которые в новом мире получили новые облики и творили нечто неординарное. А жабы в 2020 находятся в весьма жизненных ситуациях, только их окружение нарисовано как бесформенные существа. Хотя даже обычную ситуацию можно повернуть в нечто невообразимое, как это делала “Futurama”. 

Что мы имеем?

Однако новая Battletoads это не только сюжет. Как и оригинал, новая игра поделена на несколько игровых процессов. Почти в каждом жаб ждут свои особенности, собираемые предметы, которые ничего не дают, кроме регистрации достижений в Xbox, STEAM или на других платформах. Игрок не увидит интересных концепт-артов, роликов и даже важных набросков раннего дизайна героев, если он был.

Стоит начать разбор с Beat’em Up-а. Ему уделили больше половины игры, но он не тот же самый, что игроки ощущали 30 лет назад. Знакомые фанатам толкания врагов заменили на простые комбо со специальными ударами, уклонение, стрельбу жвачкой, которая ненадолго выводит рядовых противников из боя, и притягиванием врагов языком.

Стоит и отметить яркое отличие между героями. Зитц и Раш одинаковые по скорости, но первый нацелен на воздушные комбо, а второй — на наземные бои, а Пимпл бьёт сильнее всех, но очень медленный. Если одна из жаб погибает, то придётся подождать несколько секунд, пока ей снова можно будет пользоваться. К тому же идёт ещё и оценивание того, как игрок сражается и как часто использует каждую жабу. И чем больше приёмов каждой амфибии задействовано, тем больше оценка за схватку. На уровне задумки игра действительно радует.

Не меньше удовольствия вызывают и анимации трансформаций. Они вышли не такими брутальными, как в ранних играх, но в целом приятными. Превращения рук в турбины самолёта, кирпичи и трансформация в акулу и игровой автомат с другим абсурдными вещами выглядят довольно забавно.  Разве что некоторые формы Раша нарисованы мерзко. Задние планы также вполне любопытные. Если присмотреться, на них заметны интересные сюжетные детали, которые заставляют хвалить создателей.

И были бы изменения даже интересными, если бы не сам по себе дизайн персонажей и врагов, которые в большом количестве сливаются друг с другом и жабам. Иногда схватки переносятся на задний план, где всё немного проще за счёт нахождения всех участников на одной линии.  Но когда появляются противники с особыми условиями смерти, игра превращается в кашу. Надо следить за каждым «особенным», которые могут быть разбросаны по всей арене, за жабами, за обычными «пешками». И от этого легко потеряться.

На лёгкой и средней сложности игроку хотя бы даётся паучье чутьё, которое предупреждает об опасности. Но на высокой все подсказки убираются, что делает прохождение затруднительно. Плюс враги на сложном очень живучие и быстро умирать отказываются. А оглушающие нововведения, вроде жвачки и притягивания языком врагов, сделаны весьма неудобно и не на всех врагов действуют.  К тому же, пока язык жабы вернётся обратно, персонажа успеют несколько раз ударить.

Остальные механики куда лучше слились с визуальным стилем игры, но в них нет той изюминки, что была у старых игр. Знакомым по первой части турбобайкам поменяли ракурс, сделав их похожими на мобильный раннер. Платформер занимает четыре этапа, один из которых взят из первой части. Тот, где жабы бегают на перегонки с крысами. Только вместо крыс — желатин, а вместо жаб — тёмная королева, которой дали парашют и рывок.

Три остальных этапа будто взяли из Donkey Kong Countrу. Только интересные механики заменили на загадки по перемещению ящиков. Ощущение, что DLALA Studios пыталась отдать дань уважения ключевым играм Rare. Особенно Country.  Есть даже “вагонетка”, которую усложнили через нажатие кнопки для сцепления с “рельсами”. 

Из всех представленных жанров разве что Shoot’em Up выглядит новшеством, но, кроме сложности, его чем-то выделить не получается. Всё остальное — мини-игры с дополнительных подробностями о сюжете и никаким влиянием на игровой процесс. 

В Battletoads (2020) присутствует режим на трёх игроков, но для него советую звать кого-то, кто хотя бы знаком с каждым куском новой части. В одних, как Shoot’em Up и Beat’em Up, кооператив сделан неплохо и местами с интересными усложнениями, вроде перебалансированных загадок и распределением ролей. В битвах игроки могут воскрешать друг друга, что упрощает прохождение. В других сегментах игра втроём же присутствует для галочки. Как в платформере, где камера идёт только за первым игроком. Или же всё упирается в то, что участники должны действовать синхронно, чтобы пройти дальше. Например, на “вагонетке” надо вместе нажимать на кнопки, чтобы транспорт не потерял скорость. 

И раз это часть серии, то о сложности отдельно. Я прошёл игру на среднем и лёгком, чтобы посмотреть награду за собираемые предметы. Сложный я закончил на половину, но этого мне хватило, чтобы сформировать мнение.  Отличаются все уровни лишь расположением контрольных точек, количеством здоровья у персонажей, наносимым уроном и временем на выполнение мини-игр. При этом местах разницы в сложности не чувствуется.  Разве что, если игрок часто умирает, игра на среднем и лёгком предлагает включить неуязвимость до конца уровня.  Так что, если проходить игру в компании, то средний самый оптимальный. 

Что в итоге?

Как бы кто не критиковал новую BattleToads, её нельзя назвать плохой. Это тот же игровой Франкенштейн, но без интересных решений в духе первой игры. С одной стороны в нём, кроме музыки, нет напора на ностальгию по старым жабам, что меня удивило, с другой — непонятно зачем его собрали. Проект 2020 года вроде и пытается вызвать у игрока ностальгию, но больше по другим Rare-вским “сокровищам”.  Не то чтобы я горю желанием возвращаться к прохождению первых игр, но они всё-таки куда интереснее и необычней того, что сделали DLALA Studios. Как кооперативную игру на пару вечеров, её можно попробовать, но не больше.

6 комментариев

А
За что они так с нами? (
A
Сравнивать это днище с SoR4? Ну такое себе…
C
Есть ещё одна претензия к стилю помимо никелодеона. Жабы они как бы супергерои с мультяшными суперспособностями, кто-то типа «Маски». Поместив их в мультяшный мир, где абсолютно все обладают мультяшной пластичностью жаб лишили их уникальности.
AnotherStranger
Следующая надежда осталась — черепашки.
M
Изначальная серия игр была топом на Денди. Во первых она вышла уже на закате платформы, когда появилась возможность ставить на картридж оперативу, что собственно и позволило поднять уровень графики в игре почти что до 16-ти битного. Ведь изначально там было ограничение в 256 спрайтов и переключать их можно было только группами. Оператива позволила копировать произвольные данные из ПЗУ в оперативу и получать таким образом произвольные анимации и спецэффекты, типа вращения элементов уровня и параллакса.
Что касается сложности, то тут все было очень продумано. Игра не казалась сложной, т.к. там использовался весьма умный прием, при котором начало каждого уровня было простым и сложность росла линейно. Это давало сразу несколько эффектов. Это обучало игрока геймплэю на этом уровне, давало ему хоть немного поиграть, чтобы он не очень расстраивался, а так же как бы затягивало его в игровой процесс. И да. В какой то момент под конец уровня сложность начинала расти экспоненциально, что приводило к вау-эффекту со стороны игрока. Да современным разрабам следует поучится у Rare, а то в каких-нибудь сегодняшних ММО сложность в основном представляет из себя какую-нибудь нуднятину.
Дизайн уровней был очень классным. Он как бы пародировал другие игры, но при этом делал это очень круто и брутально. Так например «змеек», которые там пауки с паутиной, я видел в игре про Мики Мауса и Дональда Дака на Сеге. Но там это был детский лепет. Ну и башню все знают.
Вторая игра серии вышла более «пиарной». Это как Соник или Марио. Игра была более простой, но более красочной. Хотя в принципе с 3-го уровня все таки начинались определенные сложности. Вообще так получилось, что я поиграл в эту игру первой. И да. Я тоже попал в эту ловушку китайских пиратов. Ибо первая игра серии называлась у них именно Battletoads 3 и следовательно возникал вопрос, а где же первая часть?
На Sega и SNES было уже не то. Потерялось очень много элементов. Игры стали проще. Потерялись характерные фишки Денди, обусловленные ее техническими особенностями, такие как игры с палитрой и ускорение музыки.
В Battlemaniacs играл мало и уже на эмуляторе.
Игра 2020го года потеряла свой стиль. Изначально игра была сделана в стиле комиксов. Т.е. брутально и с элементами панка. Новая игра слишком мультяшная. Слишком детская. Я в нее не играл. Может она и не плохая, но это уже не то.
Последний раз редактировалось
S
Как бы кто не критиковал новую BattleToads, её нельзя назвать

… BattleToads.

Добавить комментарий