Baldur's Gate 3: словно в сказку попал! Обзор самой главной ролевой игры последних лет
«Это было круто!» — давненько у меня не возникло подобной мысли после прохождения какой-либо игры. Из последнего подобные эмоции дарила разве что Persona 5. Проходил за полуорка воина чемпиона, т.к. люблю смачные криты. В процессе: прохождение за жрицу Ллолс, воина лучника лесного эльф, паладина человека, варвара тифлинга за тёмный соблазн. В кооперативе играю за двергара барда, а товарищ за гитьянки монаха.
Содержание
Идеальный баланс приключения
Вот где Larian хочется только хвалить. Игра отлично выдерживает баланс по времени между боями, диалогами, кат-сценами, пазлами и исследованием мира. Поэтому здесь сложно заскучать, что очень редкое явление в партийных РПГ, где баланс обычно смещён в сторону сражений. Здесь почти каждая битва это событие, а не механическое истребление мобов, как и в настольной DnD. Ложкой дёгтя служит Храм Шар, который откровенно затянут.
На что похожа?
Divinity: Original Sin 3 я здесь не увидел. Конечно многие механики взяты из предыдущих игр студии (вот ведь сюрприз), но ощущается игра более самобытно. Ролевая система абсолютно другая, сеттинг другой, сражений гораздо меньше, повествование и постановка на куда более высоком уровне. Первые две части Врат Балдура тоже мимо. В первую очередь на ум приходят Fallout 1,2 и Dragon age: origins. Уровень свободы очень близок к первым двум Fallout, а структура компании очень похожа на первый Dragon age.
Создание персонажа
Играть интересно за любое сочетание рас и классов! Например, бард и варвар, имеют не только уникальные реплики в диалогах, но и отдельные сценки не доступные другим классам. Раса дроу также заслуживает особого внимания. Меню создания персонажа не интуитивно понятное, не хватает описания прогресса уровней и более подробного описания правил DnD. Создать нежизнеспособного персонажа сложно, но если поставить себе цель, то очень даже возможно. Кстати запросто можно пропустить выбор подкласса на 3-ем уровне. Так что за возможность пересобрать персонажа в лагере — отдельное спасибо.
Очень не хватает возможности «ролить» характеристики самому. От этого страдают большинство игр по настольным правилам. Проблема воина с низкой харизмой, тупого паладина, вечно перегруженного мага, неуклюжего жреца, к сожалению, актуальна и здесь. В настолке характеристики не имеют особого значения, т.к. служат больше для описания персонажа. В конце концов за банку пива ДМ накинет +1 к телосложению или ловкости, если уж очень надо. Из-за этого в компьютерных играх по мотивам очень выделяются классы с главной характеристикой в харизме. Да, можно читерить, но уж лучше покидать кубики, как в первых двух частях — так ведь честнее.
Кастомизация персонажа сделана хорошо, но хотелось бы больше лиц или возможность это лицо хоть как-то настраивать. В игре можно создать огромного накачанного эльфа, но нельзя сделать тощего полуорка или толстого полурослика — что за дискриминация? Тем более, что расовые особенности характеристик здесь не учитываются. Для чего нужна кастомизация половых органов? Я так и не понял, но почему бы и нет в конце концов.
Для своих
Baldur's Gate 3 далеко не самая технологичная игра на сегодня, но какая же она красивая. Настолько хорошо сеттинг Forgotten Realms в компьютерных играх не делал ещё никто. Храмы Латандера и Шар, сами Врата Балдура выглядят просто великолепно. А уж андердарк здесь просто лучший из когда-либо созданных, но его преступно мало.
Игра пестрит всевозможными отсылками к первым двум частям серии, персонажам вроде Дризта, городам вроде Вотердипа, наличием в сюжете Эльминстера и Воло.
Но вот как игра знакомит с этим миром новичка? Игре явно не хватает встроенной энциклопедии по лору. Играть конечно всё равно будет интересно, но подобные вещи сделали бы игру ещё лучше.
Ролевая игра
Конечно о свободе настолок речи не идёт, но разработчики очень постарались передать атмосферу, и порой абсолютно неадекватные, но веселые моменты, возможные только при игре с хорошим DMом. Толкать противников с крыши, метать гоблинов в других гоблинов, комбинировать различные заклинания и умения, грабить, убивать, взрывать, унижать и пытать NPC, обезглавливать трупы, бегать голым по городу, выпивать в тавернах,
Вариантов прохождения квестов и игровых ситуаций обычно больше, чем два. Игра учитывает состав партии, класс, расу, и даже выбранного бога. Правда не всегда и не везде, но развернуться здесь есть где. Например: запугивание от навыка, от расы полуорка или дроу, или от варвара — обычно ничем не отличаются и приводят к одному и тому же результату. Но для отыграша это действительно создаёт определенную иллюзию огромной вариативности, что вполне работает. Может быть стоило сделать поменьше классов и рас, но проработать их поглубже. Некоторые классы и расы и так получили больше внимания, например: Варвар, Бард и раса Дроу. Паладин довольно банален, и очень на любителя. А приколы про анти-паладина (здесь клятвопреступник) ходили среди игроков в DnD ещё лет 20-30 назад.
Обидно, что чем дальше ты продвигаешься по сюжету, тем все меньше эти особенности влияют на геймлэй. Игра становится более линейной, но не менее увлекательной. Это отчасти обусловлено сюжетом, и тем что многие цепочки квестов завершаются только в третьем акте.
Брать способности разговора с животными и мертвецами тоже вовсе не обязательно, так как в игре полно альтернативных способов это сделать.
Играть за тёмного соблазна понравилось, и довольно весело, но это явно не для первого прохождения.
Можно призвать Бу, и загрызть им Минска насмерть. Можно метать Бу во врагов и в Минска, а можно метать Минска в Бу.
Кубики, дайсы, кости — от них никуда не деться, но именно благодаря им в игре отлично сбалансированная ролевая система.
Спутники
Их можно всех убить, и это прекрасно, что игра позволяет такие вещи. Всего их в игре 10:
Шадоухарт. Молодая жрица Шар с промытыми мозгами, и странным артефактом в инвенторе. Проработана, наверное, лучше всех остальных. Может сменить мировоззрение и цвет волос по ходу сюжета. Neutral evil и Neutral Good скорее всего.
Лаэзель. Нормальная спутница жизни для моего полуорка получилась. Сильная, надменная, мстительная, но в то же время преданная. Личный квест тоже один из самых интересных. Lawful evil без вариантов.
Гейл. «Нашей группе как раз не хватает волшебника» — этой фразой можно описать первую встречу с этим персонажем. «Дружит» с Мистрой, и имеет очень серьезные амбиции. Персонаж классный и очень понравился. Сhaotic good скорее всего.
Уилл. Главный «душнила» отряда, отлично уживается с главным героем паладином. В любом другом случае сидит в лагере с кубком вина в обнимку. Neutral good без вариантов.
Карлах. Горячая женщина во всех смыслах. Яркий пример, как можно сделать физически сильного женского персонажа интересным и привлекательным. Персонаж понравился, но она тоже скорее для добренького главного героя. Очевидно chaotic good.
Астарион. Любитель медведей, вампир, и просто эльф со сложной судьбой. Персонаж, интересный, проработанный, но не в каждую партию подходит. Скорее всего neutral evil.
Хальсин. Лучше бы я выбрал сторону гоблинов и Минтару. Очень скучный и занудный персонаж, может потому что друид. Большую часть времени просидел в лагере.
Минтара. Пролежала почти всю игру в лагерном сундуке. Накормил её телом иллитида на мельнице. Но если без шуток, то персонаж показался интересным, и обязательно попробую выбрать сторону гоблинов. Скорее всего lawful evil.
Джахейра. Один из главных персонажей первых двух частей, правда брать её с собой было вовсе не обязательно. Приятно видеть знакомые лица. Кстати без неё не завербовать Минска.
Минск и Бу. Любимцы многих поклонников первых частей. Свежи бодры, и готовы снова надрать задницы злу, даже если для этого придётся разнести пол города. Одни из лучших дуэтов в истории видеоигр — не больше, не меньше.
Спутникам, как и главному герою, при желании можно сменить класс или пересобрать билд. Хоть всех сделать бардами, и устроить концерт для миконидов. Для первого прохождения я так не делал, ибо ролеплэй. Но, например, Шадоухарт можно сразу переделать в домен жизни, и играть станет значительно проще. Также Карлах можно взять 3 уровня воина чемпиона, и вообще можно подбирать всё что угодно на вкус игрока. На историю это никак не влияет, а тактической свободы изрядно добавляет.
Вовсе не обязательно поддерживать высокое одобрение спутников. Для «правильного» прохождения их личных историй это важно, но и «неправильный» путь тоже неплох.
Правильный подход к созданию экипировки
Практически не встречается «шмоток» по типу: +1, +2, +3. Большая часть оружия и брони имеет дополнительные особенности, и может использоваться хоть до конца игры. Различные амулеты, кольца, сапоги и плащи лучше хранить в инвенторе или лагерном сундуке, а вдруг пригодятся. Также никаких случайно сгенерированных вещей здесь нет, и самую лучшую экипировку можно использовать хоть с первого уровня — вот это правильно, вот это по нашему.
Боевка, сложность, дизайн локаций
Наконец-то пошаговые бои, как и должно быть в игре по правилам DnD. Я нормально отношусь к псевдорелтайму с паузой, но как же он уже задолбал. Сами бои довольно скоротечны на любом этапе игры, а при хорошем броске инициативы бой можно закончить за один, два раунда.
Проходил на сложности «баланс», и игра показалась довольно легкой. Какая-либо сложность присутствует только до получения 5 уровня. Начиная с 5 уровня мой полуорк бил 6 атак за первый ход с шансом на крит. 19-20 и тройным уроном от расовой особенности. Самое главное наварить зелий ускорения, и выучить для Гейла соответствующее заклинание. На 11 уровне воин бьёт 9 атак за первый ход. Но это мой стиль прохождения, люблю я воинов в DnD. Кстати воин лучник мастер битвы приятно удивил — толкающий выстрел это что-то.
Другими персонажами начал уже на «тактике», и особо ничего не изменилось. Враги стали немного пожирнее, возможно даже поумнее, но опытного манчкина таким вызовом не удивишь. В то же время как-то подсознательно ждёшь более серьезных испытаний, и начинаешь использовать весь арсенал доступных способностей. В итоге игра кажется ещё легче. Сюжетный режим (самый лёгкий) не проверял, потому что не вижу в этом никакого смыслы.
Очень понравился дизайн локаций, где непосредственно происходят битвы. Противники расставлены грамотно, и почти всегда имеют небольшое преимущество пред отрядом игрока. Но в тоже время всегда можно схитрить и расставить своих персонажей в нужных местах. Здесь очень помогают зелья невидимости. Также отлично реализован вертикальный геймплей, что заставляет активно использовать: прыжок, левитацию, толчки и метание различных предметов. Вообщем за боевку 5 с плюсом.
Игра на геймпаде. Играть можно, даже без особого дискомфорта, но по сравнению с мышкой и клавиатурой это боль и страдание. Наловчится к перегруженным менюшкам не проблема, но если есть выбор, то лучше играть в версию для ПК. Для сравнения, не так давно пробовал играть в Morrowind и Kotor на Xbox 360 по обработке. Всегда было интересно как в них играли на первой коробке. И вот где я был очень приятно удивлен — играть в них на геймпаде невероятно удобно.
Сплит-скрин не проверял, но скорее всего он не сильно отличается от Divinity: original sin 2. И ещё немного про класс чародей (sorcerer) и дикую магию в частности. Превратить всех в милых котиков — бессценно.
Юмор и пафос
Какого-то перебора и с тем, и с другими я не заметил. Тем более и в первых частях хватало очень серьезных, и откровенно шуточных моментов. Здесь это всё уместно в контексте сюжета и различных игровых ситуаций.
Я думаю многие помнят пояс смены пола или мага-цыпленка из первого BG. И это тоже часть атмосферы DnD. Хороший данжен мастер должен такие моменты придумывать. Почему? Потому что это весело!
Quick save, quick load
Да, да, да, можно так не делать и довериться «священной» d20, и посмотреть на результат неудачного броска —всё это работает только в настольной DnD с живым данжен мастером. Программа не умеет импровизировать и сделать отрицательный результат «тоже результатом». Возможно в будущем с помощью нейросетей или ещё какой-нибудь технологии это будет возможно, но пока, увы, нет.
Впрочем в BG3 не так и много моментов, где кубик действительно надо перебрасывать. Есть возможность сохраняться прямо в диалогах, и перебрасывать результат неудачного броска. Вот кстати в коопе мы заранее договорились не перебрасывать кубики. Играть стало гораздо быстрее, но не особо то и интереснее. В некоторых ситуациях позагружаться все-таки приходилось, но это скорее из-за личных хотелок в определенных ситуациях.
Выводы
Несмотря на мелкие недостатки, студия Larian подарила нам невероятную ролевую игру. Не революционную, не «новое слово в жанре», не 12/10, а качественную, проработанную, красивую, с большой любовью к жанру и игрокам — настоящее сказочное приключение на десятки и сотни часов.
Плюсы: отличная боевая система с кучей возможностей, лучший Forgotten Realms из когда-либо созданных, крепкий сюжет и проработанные персонажи, уникальная и интересная экипировка, потрясающая вариативность и реиграбельность, отсутствие доброго и злого прохождения как такового. Минск и Бу.
Минусы: не удобный менеджер инвентаря и партии, отсутствие инвентаря отряда и общего веса переносимых предметов (по хорошему давно пора убрать этот параметр из компьютерных игр), проблемный 3-акт, технические проблемы на релизе. Читерская харизма у классов, где она она является основной характеристикой.
P. S. спустя 25 лет я наконец-то надел на своего персонажа шлем Саревока.
15 комментариев
Добавить комментарий
Лучшая игра однозначно )
Но я в целом не очень люблю творчество Винке. Хотя с огромной симпатией отношусь к его экспериментам, и купил все его игры.
Добавить комментарий