Ассасины Карибского моря. Обзор Assassin's Creed 4 Black Flag Часть 1

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Игры

Арррр! Собирайтесь, мои славные сухопутные желтопузики! Хватайте кружки, наливайте горячий грог, устраивайтесь! Сегодня я расскажу про настоящего морского волка! Грозу морей, балагура, пьянчугу и джентльмена удачи — про Эдварда Кенуэя, доброго капитана «Галки», и одного из знаменитых пиратских главарей острова Нассау, что на Карибах!

Наш протагонист — Эдвард Кенуэй
Автор: Ubisoft

Без преувеличения, Assassin's Creed 4 Black Flag является самой знаменитой игрой серии. Именно в ней идеально совпал баланс сухопутной и морской части, отменный антураж пиратской романтики, невероятно сильная работа с сюжетом и веселый игровой процесс. После того, как в третьей части была продемонстрирована великолепная механика управления кораблем, столь стильная и захватывающая, даже у самых ярых скептиков не осталось сомнений, что такой жемчужиной игрового дизайна не воспользуются. При кажущемся нагромождении элементов на экране, управлять морским игровым процессом очень просто и удобно. И в большей части именно корабельным механикам посвящен Black Flag.

Я продолжаю проходить игры серии Assassin's Creed, чтобы ретроспективно оценить путь их становления и развития технологий, игровых механик, подходов в создании сюжета. Из всех игр серии, в которые я играл на момент их выхода, четвертая часть запомнилась мне чуть ли не больше всех из-за масштабов, красоты, и приключенческой эстетики восемнадцатого века. Сейчас, спустя одиннадцать лет, мне интересно проанализировать как игра сохранилась, и была ли она и правда настолько хороша, как я и другие игроки ее помним. Тем временем, обзоры прошлых частей серии уже опубликованы на лучшем видео игровом портале IXBT games, ссылки на публикации находятся в конце этой статьи.

Assassin's Creed 4 — это первая номерная игра серии, где больше нет Дезмонда Майлса. Напомню, что бармен Дезмонд — это спаситель человечества из сюжетной арки пяти предыдущих игр. Дезмонда выкрали злые тамплиеры и засунули в машину Анимус, позволяющую смотреть и записывать генетическую память предков. Благодаря этому Дезмонд за считаные часы обучался всему, что его предки ассасины достигли за время жизни, а записывающие воспоминания тамплиеры узнавали ценные исторические сведения для своих коварных замыслов. Например о волшебных супер устройствах мозгопромывалках, также известных как Яблоки, которыми можно было поработить мир. Потом Дезмонда спасли ассасины, воюющие с тамплиерами чуть ли не с Юрского периода. Внезапно выяснилось, что Дезмонд избранный и надо спасать мир, потому что так предупредили голограммы супер древней забытой цивилизации, погибшей тысячи лет назад. В конце концов Дезмонд пришел в нужную пещеру, потрогал там светящийся шар и помер. Этим он как-то спас человечество. Как именно, нам не показали, потому что сценаристы Ubisoft этого не придумали. Это была уже пятая часть со сквозным сюжетом подряд, где история насаживалась на обрубок истории, которым оканчивалась предыдущая игра. Поэтому к концу арки про спасение мира сюжет уже представлял собой монстра Франкенштейна, которому старались хоть как-то придать вид чего-то вменяемого.

Отдельного упоминания заслуживает ответвление Assassin's Creed 3 Liberation, где мы впервые в серии играли за девушку ассасина, Авелину де Гранпре. Обзор этой части также уже опубликован, и ссылка размещена в конце этой статьи. Невзирая на крайне спорный сюжет с внедрением агрессивного феминизма, выставляющий Авелину как стереотипную Мэри Сью без страха и упрека, в истории серии было проведено важное изменение. Игра позиционировалась, будто она разрабатывалась злодейской корпорацией Абстерго. И в самом вступлении был небольшой ролик, говорившей, что машина для воспроизведения воспоминаний Анимус теперь может показывать воспоминания Авелины абсолютно кому угодно. И для этого совершенно не нужно быть ее родственником или нести в себе часть гена древней забытой цивилизации Предтеч. Теперь технология воспоминаний стала общедоступна в компактном форм-факторе чуть ли не игровой консоли со шлемом виртуальной реальности, по типу SONY PlayStation. Упомянуть это следовало из-за того, что при старте Black Flag мы видим логотип Abstergo Entertainment, а это означает, что злые тамплиеры продолжают развитие своих технологий портативной системы воспоминаний, и теперь кто угодно может прожить жизнь еще одного ассасина. На этот раз Эдварда Кенуэя.

ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ

Ах, тропическое солнышко на курортах… Вот бы сейчас туда!
Автор: Ubisoft

Жизненные сложности капера Эдварда

История начинается прямо посреди морского сражения в 1715 году, где несколько утлых суденышек во главе со шхуной окружили посудину нашего протагониста — капера Эдварда Кенуэя. Капер — это узаконенный пират, который может грабить суда, шастающие по морю под враждебным флагом. В те времена под «враждебным» буквально значило, не под таким же как ты. Поэтому англичане с удовольствием грабили французов, испанцев, голландцев и даже других англичан, если случались прецеденты, когда подслеповатые каперы не замечали, что там за флаг мотыляется на рее.

И вот во все стороны палят пушки, а корыто с Эдвардом никуда не движется — рулевого снесло бортовым залпом. Кенуэю поступает команда встать за штурвал, ведь он не капитан, а всего лишь матрос, в лучшем случае боцман. Я мгновенно включаюсь в задачу, бегу на мостик, становлюсь за штурвал, и… игра замирает. Ничего не происходит, никто не шевелится, управление не работает. К счастью, продолжали шарашить вражеские пушки, поэтому быстро наступила десинхронизация, и меня отбросило в воспоминаниях Эдварда до контрольной точки — то есть обратно на старт игры. А случилось это из-за программной ошибки, видимо потому, что я рванул к капитанскому мостику еще до того, как прогрузились подсказки по управлению. Ведь контрольная схема осталась такой же, какой была в третьей части, игнорируя неудобные изменения из Assassin's Creed 3 Liberation. В общем, после перезагрузки с контрольной точки, все получилось. Появились все необходимые подсказки, как ходить и как вставать за штурвал, и я вместе с Эдвардом вступил в морское сражение.

По сравнению с третьей частью была внесена важная корректировка в пушечную стрельбу. Раньше выстрел всегда был будто бы по прямой. Поэтому, если корабль качало на волнах, вполне себе можно было весь залп запульнуть в воду, и тогда ни одно ядро не доплыло бы до противника. Теперь же пушки стреляют более менее по законам физики, а именно навесом, да по параболе. Также появилась возможность корректировать высоту залпа, благодаря чему теперь волны можно перестреливать, и ядра будут пролетать прямо над ними. Очень удобно.

Расстреляв все кораблики и шхуну врагов, матросы нашего судна замечают, что горит пороховой погреб. Все начинают суетиться, капитан командует немедленно потушить пожар. И в этот момент откуда-то сверху на капитана десантируется таинственный мрачный ассасин в носатом капюшоне. Ни что иное как знаменитый ассасинский потайной клинок пронзает сердце капитана через спину, и смерть моряка совпадает со взрывом арсенала. Эдварда швыряет взрывной волной за борт, и он теряет сознание.

Таинственный мрачный ассасин
Автор: Ubisoft

В кратком забытии Эдварду является судьбоносная ночь, когда он общался со своей возлюбленной, чье имя я тут же забыл (как оказалось Кэролайн), и обсуждал жизненные планы и трудности. Девушка интересовалась, зачем становиться именно капером, почему нельзя пойти во флот и получать зарплату, как честный человек. Эдвард объясняет, что на флоте, пока безродный матрос заработает в белую шиллинг, его капитан получит шестьсот, и не видать им такими темпами достойного дома. Кенуэй напрямую с горечью говорит, что ему же не многого хочется, просто заработать на еду, от которой живот не крутит, да на домик, стены которого не продувает ветер. И это настолько простая понятная житейская мотивация, что тут же обезоруживает любой скепсис. Ведь это то, чего хочет каждый из нас. Обладать нормальным обустроенным жилищем, которое можно было бы назвать домом, да есть еду, не расползающуюся на сахар и жир.

Девушка с опаской спрашивает, сколько же времени займет такая работа. Кенуэй отвечает, что год, ну или, максимум, два. Кэролайн берет с него обещание, что Эдвард точно вернется, максимум, через два года, и в это мгновение наш неудачливый капер приходит в себя. Недолгая потеря сознания не успела стать причиной смерти от утопления, и Эдвард всплывает на поверхность прибрежных вод. Вокруг бушуют пожары горящих остовов кораблей, и капер плывет к берегу.

Свалившись на песок Кенуэй смеется, радуясь своей удаче остаться в живых. Но как оказалось, выжил не он один. Таинственный ассасин тоже выползает на берег. Он ранен, но ему хватает сил попросить Эдварда доставить его в Гавану. Ассасин сулит деньги, но при этом не проявляет ни малейшего уважения. Наоборот, он бросается упреками, что Эдвард жадный пират, корыстный и гадостный. Так и есть, но прозвучали слова ассасина очень обидно, и Кенуэй пытается воспользоваться бедственным положением выжившего, чтобы обыскать его и обокрасть. У того оказывается пистолет, и Эдварду не остается ничего иного, кроме как отступить и начать болтать, предлагая подружиться заново. Ассасин даже не думает давать пирату второго шанса и жмет на спусковой крючок. Вот только он только что из воды вылез, ясное дело, что порох промок, и выстрела не происходит. Раздраженный ассасин пускается в бегство. а хищный до денег Эдвард несется за ним с хорошим настроением.

Здесь я просто обязан рассказать о том, насколько красива игра. Куда бы мы не повернули камеру, и как бы не наклонили голову, везде и всюду нас будут сопровождать насыщенные цвета и сочные краски. Уровень картинки просто восхищает. Графически игра вполне способна составить конкуренцию любому ААА эксклюзивному хиту тех лет, в том числе и от той же компании SONY. Даже играя в игру 2013 года сейчас, на исходе 2024, я смело могу говорить о том, что выглядит она просто великолепно и совершенно нисколько не устаревшей. Стоит только посмотреть на волны и прозрачную лазурную воду, как невольно понимаешь, что там вода градусов двадцать шесть. Да там ночью в воде теплее, чем на воздухе. Кругом живописные пальмы, лианы и разнообразная растительность. Из животных я моментально углядел огромных черепах. Они просто кучковались на пляже и без малейшего интереса смотрели на Эдварда. Коротко говоря, технический скачок картинки между третьей и четвертой частью по настоящему впечатляет. В то время, как в Assassin's Creed 3 меня в дрожь бросала работа с освещением, здесь я открыв рот смотрю на все вокруг и хочу еще больше буйства красот и красок. И продолжая разговор про сравнение с предыдущей частью, в Assassin's Creed 4 геймплея очень много. Я только успел вылезти на берег и получить задание мчаться за ассасином, как тут же наблюдаю с десяток активностей.

В первую очередь, это сундуки. Пресловутые сундуки, которых много, очень много разбросано по Карибскому морю. На островке, на котором оказался Эдвард, сходу я нахожу десяток. Такое чувство, будто все пальмы расписаны документально за пиратами и искателями сокровищ поименно, и каждый у ствола оставляет по сундуку. В них лежат деньги и какой-то ценный хлам. Никаких ингредиентов или дополнительных драгоценностей в сундучках не бывает. Еще есть светящиеся желтые хрусталики, фрагменты Анимуса, некое достижение, которое зарабатывает игрок для злой тамплиерской корпорации Абстерго. Также есть карты сокровищ, где на карте крестиком отмечено место, где копать. Отыскав первое же сокровище, Эдвард серьезно обогатился на полторы тысячи реалов. Ну и не будем забывать про их величества насесты на вышках. Насесты вновь вернулись в номерные части игр после того, как от них отказались в третьем Assassin's Creed, где нужно было стоя на одной ноге раскачиваться на ветру, силясь сохранить равновесие, на столбиках и крестах церквей. Теперь-то насесты можно вновь использовать по назначению, и за пять минут игры посидеть можно сразу на трех.

Дизайн уровней тоже моментально бросается в глаза. Если в Assassin's Creed 3 у нас было что-то плоско равнинное с деревьями, где надо было обязательно пробежать по пенькам, либо было что-то каменистое, и надо было лезть по уступам, то тут, в Black Flag, сходу идет совмещение всех возможных сочетаний ландшафта. Перемещение, в основном, вертикальное, с учетом разнообразных времянок, домиков, столбиков, потайных водопадов, поваленных стволов, кривых пальм и так далее. Заметно, что разработчики настолько набили руку в формировании уровней для игры, и настолько обучились работать с видеоигровым движком, что для них стало легко и просто создавать комплексные локации, подчиненные логике быстрого перемещения ассасинов за счет паркура. И да, новый видеоигровой движок AnvilNext, который дебютировал в третьей части, здесь работает потрясающе и развит просто на максимум. Пока что впечатления исключительно положительные. Играть приятно, бегать и прыгать весело, паркур не напрягает и добавляет драйва, а сюжет сходу увлек за собой. Да и поведение Кенуэя очень натуралистично соответствует необузданному хищному пирату, чья цель заработать побольше денег.

Спустя пять минут пребывания на острове Эдвард переходит в режим туземца-выживальщика
Автор: Ubisoft

Побег с необитаемого острова

Мы остановились на том, что Эдвард бросается в погоню за ассасином, крича ему вслед, что они начали знакомство не с той ноги, и следует еще разок обсудить поездку в Гавану. Уже сходу по тону нашего пирата становится понятно, что он сам ни на грамм не верит в то, что голосит. Ассасин тоже не верит, а потому даже не думает остановиться. Нет ни малейших сомнений, что если пират догонит ассасина, то тут же убьет. Не зря же у Эдварда на поясе сразу две сабли болтается. Наверняка пират любитель их выхватывать и весело звенеть. Промчавшись по постоянно идущему вверх горному ландшафту, Эдвард проносится через опустевшую деревню, но тут в него внезапно стреляет ассасин. Видимо второй пистолет либо меньше промок, либо ассасин успел просушить порох на бегу. Даже стрельба не спасает незадачливого представителя братства, и ему приходится вступать в сабельный бой. Само собой, раненный ассасин ничего не может противопоставить озлобившемуся Эдварду.

Зарубив ассасина, Кенуэй забирает с его тела коробочку с каким-то голубоватым прозрачным кубиком и письмо, в котором говорится, что ассасина звали сеньор Дункан Уолпол, и он должен был приехать в Гавану за неким вознаграждением. В лицо там Дункана никто не знал, поэтому выходить на контакт собирались по узнаваемому одеянию тайного братства ассасинов. Почему такое одеяние в письме называют «печально известным» или же «обладающим дурной репутацией», если орден ассасинов секретный, не объясняется. Но мы к такому привыкли. За прошедшие две игры мы насмотрелись на пару десятков изобличающих писем, дающих исключительно важную и полезную сюжету информацию, поэтому еще одно такое простенькое сюжетное письмо здесь даже не вызывает удивление. Дочитав, Эдвард понимает, что подходит ассасину по комплекции, и переодевается в одежду зарубленного Дункана. Среди всего прочего пират находит потайной клинок ассасина, но не понимает, что это и насколько важный девайс держит в руках, а потому просто его выкидывает. Сабли то сподручнее.

Приодевшийся Эдвард смотрит на непонятный ассасинский ножик
Автор: Ubisoft

Удача следует за Эдвардом попятам, поэтому со следующего же насеста пират видит шхуну на якоре в заливе неподалеку. Спрыгивать с насестов на тропических островах мы теперь будем не в стога и телеги с сеном или листьями сакуры, а в пальмовые листы, удобно скучкованные, чтобы ассасинам было мягко и комфортно десантироваться с насестов. На берегу оказался торговец, которого собрались грабить невесть откуда появившиеся солдаты. Если бы нашим протагонистом был достойный джентльмен ассасин или гениальная Авелина, то я бы вновь начал придираться, что в мире Assassin's Creed принадлежность к страже или к солдатне — это моментальный смертный приговор. Любой представитель военного сословия или же стража порядка считается жутким врагом не достойным жизни, поэтому нашинковать с десяток городовых, пока идешь с одной улицы города до другую — дело по-настоящему благое и достойное. Даже если стражник просто выполняет свою работу и вообще ни в чем не виноват. Но теперь наш герой — корсар, и для него вообще нет ничего святого и правильного. А потому мы с удовольствием и без зазрения совести подкрадываемся к врагам через кусты, и по тихому душим. Последних же трех солдат уже не таясь просто исполосовываем саблями.

Торговец в восторге и благодарит Эдварда. Тот же предусмотрительно представляется Дунканом и говорит, что находится на секретной миссии его Величества короля, и ему срочно нужно в Гавану. Добродушный купец радуется еще больше, потому что сам управлять кораблем не умеет, а про Эдварда сперва подумал, что он не суперагент, а попросту пират. А то манера держаться у него, знаете ли, опасная такая, самоуверенная. Эдвард в ответ хмыкает и сопровождает торговца на его корабль. Встав за штурвал перед нами встает задача вывести корабль из залива. Это не так просто учитывая изменчивый ветер и большое количество песчаных отмелей. Тем не менее, у Кенуэя уже двухлетний опыт рулевого, а потому он проходит это испытание на раз. Управление не сильно поменялось с третьей части. Для того, чтобы поднять или опустить часть парусов (или даже все паруса) теперь используются кнопки движения, а не отдельные клавиши, так управление становится более интуитивным. Сам же кораблик теперь ощущается более легковесным, как будто груженое торговое судно по своей ватерлинии намного выше, чем корабль Коннора «Аквила» в Assassin's Creed 3. Маневренность и простота контроля еще больше повысила удобство игры, и хочется дальше продолжать приключение.

Эдвард рулит торговой шхуной
Автор: Ubisoft

Добро пожаловать в Abstergo Enterteinment

Неожиданно, прекрасные картины Карибских островов отступают, и Анимус отключает воспроизведение памяти Эдварда Кенуэя. Мы смотрим на красивый технологичный офис от первого лица, и приглядываемся к лицу девушки менеджера, которая отмечает что-то в планшете. Девушка говорит, что мы показываем отличные показатели и хорошо синхронизировались с Эдвардом. Именно поэтому мы подходим как кандидат на специальную программу, под кодовым названием «Подопытный Семнадцать». Девушка ведет нас через холл от переговорки, в которой мы находились, к ресепшену. Мы понимаем, что это была финальная часть собеседования, и теперь нас официально взяли на работу в Abstergo Entertainment.

Перед нами огромный холл с большими экранами и аквариумом с осьминогом. В холле проводят экскурсии и рассказывают, насколько студия Abstergo высокотехнологичная. Наша начальница тоже немного вводит нас в курс дела. Она говорит, что студия была открыта совсем недавно и пока что успела выпустить только один продукт Liberation, но теперь уже готова к полноформатному производству, и именно поэтому так ценна наша помощь. Abstergo Entertainment — это видеоигровая студия, разрабатывающая игры, которые позволяют воспроизводить самые интересные исторические события, специально собранные и обработанные так, чтобы пользователь получил только самый захватывающий игровой опыт. Сквозь строки мы читаем в ее словах, что злые тамплиеры редактируют историю, вычеркивая все, что им не выгодно, и показывая в определенном свете те или иные события.

Нас подводят к ресепшену, и мы получаем универсальное средство управления и работы внутри офиса — планшет. Прямо перед нами с секретарем на ресепшене прощается девушка, и я тут же обращаю на нее внимание, потому что узнаю голос. Этот голос сопровождал меня во время всех моих приключений в Анимусе и вне его, начиная с Assassin's Creed 2. Это голос Ребекки — ассасина супер-пупер инженера-технаря-админа-программиста-механика-разработчика, которая умудрилась самостоятельно собрать свой Анимус, чтобы Дезмонд мог в неимоверно ускоренном темпе пройти весь жизненный путь Эцио, Хэйтема и Коннора в сюжетной арке спасения мира. Значит она тоже тут, и Assassin's Creed 4 является прямым продолжением третьей части. Интересно, как много деталей и обрубленных концов сюжетных веток прошлой номерной части серии все-таки переползло и в эту. К слову, проект «Подопытный Семнадцать» тоже относится к сюжету прошлых частей серии, так как злодейская корпорация Абстерго к этому моменту времени уже вела исследования геномов целых шестнадцати человек, все из которых мертвы (замучены опытами Анимуса).

Холл Abstergo Entertainment
Автор: Ubisoft

Мы идем к лифту, и начальница говорит, что в офисе не очень много охраны. Это потому, что планшет является одновременно и ключ-картой, и средством аутентификации, и универсальным рабочим устройством. Поднявшись, нас знакомят с директором студии со вкусным новогодним именем Оливье. Заодно узнаем, что нашу провожатую зовут Мелани. Она говорит, что по проекту «Подопытного Семнадцать» самые лучшие моменты истории рода Кенуэев берутся из ДНК очень щедрого донора — Дезмонда Майлса. Так мы понимаем, что труп Дезмонда после того, как он спас мир, забрали тамплиеры и принялись разбирать и расщеплять на ДНК, чтобы потом найти среди нанятых сотрудников того, кто смог бы более менее нормально синхронизироваться с геномом.

Мелани провожает нас к рабочему месту, и это мечта любого офисного сотрудника. Свое собственное огороженное широкое пространство, с личным шкафчиком и полочками для складывания фигурок, игрушек, чашек и канцелярии. Свое собственное большущее удобное кресло и огромный широкоформатный монитор, синхронизированный с планшетом. И никто к тебе не зайдет со спины посмотреть, что ты делаешь, и никто не подойдет просто так незамеченным. Если только ты не в Анимусе погружен в воспоминания, само собой. За съемной панелью стола что-то ковыряет сотрудник то ли хозяйственного отдела, то ли специалист технической поддержки. Вне зависимости от того, кто это, он говорит, что занят калибровкой, и не надо ему мешать. Мне показалось странным, что именно под нашим столом кто-то ковыряется, и я заинтересовался, а не Шон ли это? Ребекку мы уже опознали, и было бы логично, если бы Шон тоже был здесь же. Вот только голос был не похож, может быть это и не он.

Нас оставляют на рабочем месте обживаться, проходить инструктажи техники безопасности, электробезопасности, правил корпоративной этики и прочими вещами. Но нам это не интересно! Скорее подключившись к Анимусу, мы выясняем, что наша начальница Мелани — руководитель проекта! Значит, она сама в Анимус не лазает, а занимается настройкой рабочих процессов, придумывая как бы так команде проекта работать, чтобы соблюсти все тайминги и сроки, и чтобы все задачи по контракту выполнялись в установленном объеме и качестве. Подумав про все это, мы погружаемся в воспоминания, и попадаем на солнечную Кубу.

Оливье пытается изобразить пирата, а Мелани терпит чудачества начальника
Автор: Ubisoft

Гаванский залазий

Корабль торговца по имени Стид Боннет, под управлением Эдварда, филигранно пришвартовался в порту Гаваны, и экипаж сходит на берег. Моментально на глаза бросается яркая черта тех времен — высушенные на солнце скелеты пиратов в клетках прямо на причале. Такая деталь тут же напоминает нам, какой жуткой бедой были морские разбойники, и лишь подобный вид жестокой казни мог бы как-то отпугнуть проходимцев. На пирата Эдварда этот вид производит самое устрашающее впечатление. Виду он не подает, ведь нужно сохранять легенду, что он многоуважаемый Дункан на секретном задании к самому губернатору. Но поджилки слегка затряслись, и Кенуэй поинтересовался у своего знакомого торговца, где достойный постоялый двор неподалеку, где можно было бы продезинфицироваться ромом. К счастью, Боннет как раз собирался в приличное заведение, где зачастую останавливаются купцы, и зовет Эдварда с собой.

Первым же делом в порту моряков встречают ярко накрашенные и нарядно одетые проститутки. Как и в прошлых играх серии, они отмечены специальным опознавательным знаком на мини-карте. Их можно нанять для отвлечения стражи или чтобы незаметно добраться куда-то не привлекая лишнего внимания. В Assassin's Creed 3 проституток не было, ведь индейцы и джентльмены во время войны за независимость США ни за что бы не сочли достойным подобный промысел! В Liberation в Новом Орлеане того же временного периода публичных домов тоже не было, даже с учетом того, что город был французской, а потом и испанской колонией. Ведь игра разбирала превратности судьбы и сложности жизни ассасинши Авелины де Гранпре с точки зрения спасения рабов. А если бы еще проститутки появились, то такого напряжения борьбы за социальную справедливость по уже двум фронтам Авелина бы не осилила.

Зато в Гаване 1715 в Assassin's Creed 4 все в порядке. Эдвард раскланивается с девушками, а они призывно улыбаются в готовности подружиться с таким просоленным моряком. Торговец спрашивает Кенуэя, знает ли он этих девушек, а тот с улыбкой отвечает, что знакомство с ними оплачивается в почасовом формате, чем сильно смущает простоватого попутчика. Проходя мимо оружейного магазина, Эдвард предлагает торговцу профинансировать покупку для них обоих оружия, и выбирает себе пару замечательных сабель. За обсуждением покупок торговец и не заметил, что потерялся, и теперь не знает в какую сторону идти. Наш пират говорит, что в этом нет проблемы и, уточнив, как должен выглядеть трактир, взбирается на самый верх башни, чтобы посидеть на насесте. Разумеется, Эдвард не ассасин. Но необходимое качество у него в крови, и как будто сам носатый капюшон подсказывает ему, что нужно сделать, когда видишь насест на башне — нужно срочно взобраться, посмотреть в даль, а потом сигануть в подставленное сено. Это неписанный закон братства ассасинов и великое наследие еще самых первых носатых братанов, сражавшихся с тамплиерами в древний Мезозой, если верить сценаристам предыдущих частей серии.

Кубинский насест
Автор: Ubisoft

Осмотревшись, пират понимает, что происходит неслыханное — его не было всего пару минут, а торговца уже грабят! Спрыгнув в сено и побегав за грабителем вокруг квартала, Эдвард настигает его и забирает деньги обратно, заодно напоминая нам, что в игре есть механика позволяющая прыгать на убегающего противника и валить его наземь. Здесь же я узнаю, что одна из активностей из Assassin's Creed 3 перенеслась и в эту часть — если раньше мы годами собирали разбросанные и летающие по всей Америке листы из книг графомана Бенджамина Франклина (того самого), то теперь все куда более реалистично. Теперь по Карибскому морю во все стороны летает народное творчество в виде текстов матросских песен. Их можно ловить, учить команду петь, и весело рассекать морские просторы под заливистое завывание музыкальных товарищей.

Мы воссоединяемся с Боннетом возле входа в тот самый трактир, к которому мы изначально шли. Видимо, купец поспрашивал местных о направлении и нашел нужное здание. В таверне Эдвард решает остановиться выпить, но тут к нему обращается один из моряков, коротающих время за стаканом рома и шаловливой девушкой на коленях. Матрос расслышал говор Эдварда, и тут же начал бахвалиться, что участвовал в войне. Необходимо отметить, что наш герой Эдвард Кенуэй разговаривает с очень ярко выраженный валлийским акцентом, который ему подарил британский актер Мэтт Райан (также известный как экзорцист Джон Константин в телесериалах канала CW о супергероях DC Comics). В англоговорящем мировом сообществе широко известно деление по принципу акцентов, когда можно определить британец человек или американец, с южных ли он штатов или с северных, из города или из деревенской местности. И случаи, когда просто произношение с головой выдает говорящего, совершенно не редки. Так и произошло в данном случае. Эдварда спровоцировали и он попался на крючок, выдавая колкий комментарий об английском короле и его недостойных слугах. Матрос тут же вскакивает и во всеуслышание начинает говорить, что узнал Эдварда. Он называет его по имени и упоминает, что тот якшается с пиратами Нассау.

У нашего же героя на кону некая награда от губернатора, и подобного обвинения он оставить без внимания не может, мгновенно начиная драку. Хорошенько избив пятерых матросов, Эдвард и не собирается заканчивать, не взирая на сломанный нос, вот только набегает стража, и приходится сбегать использовав дымовую гранату. Эти гранаты позволяют мгновенно исчезнуть из поля видимости любого врага, благодаря чему в прошлых частях серии я быстро убивал потайными клинками практически всех нападавших на меня стражников. Очень удобные приспособления! Торговец оставшийся один среди стражников паникует и просит не бросать его, но Эдвард лишь успевает ответить, что они вновь встретятся позже.

Цвет гаванского общества
Автор: Ubisoft

Я решил еще побегать по городу, повыполнять активности, чтобы посмотреть, как в целом играется Assassin's Creed 4. И должен отметить, что сложность активностей в Гаване сбалансирована очень хорошо. Здесь нет надоедливых забегов за листками Франклина (того самого), когда мятый лист А3 мотает так, что ты не можешь нормально за ним угнаться, и это становится раздражающим. Вместо этого, исхитрившись, страничку с матросской песней можно даже изловить чуть ли не моментально, когда она начинает свой полет. Также есть и спасение пиратов от стражи — выглядит это точь в точь, как когда ассасин Эцио Аудиторе спасал горожан от произвола властей и принимал в братство в Asassin's Creed 2, Brotherhood и Revelations. Сундуки распиханы удобно и не вызывают негодования от того, под какими углами их рассовали разработчики. Контракты на убийства выглядят вновь как взаимодействие с секретной голубятней, где можно брать задания на убийства пособников тамплиеров. Понятное дело, по сюжету Эдварду пока рано выполнять такие задания — ведь он не ассасин и про тамплиеров не знает. Но можно предположить, что он воспользовался пиратской чуйкой и знает, какие голуби выглядят как посланцы контрактов на убийства. Да и говоря о сложности активностей — они все на виду. Не нужно проходить дополнительного обучения или получать сюжетное задание, чтобы какая-то пачка заданий начала отображаться на карте. Они все сразу показаны. Может быть что-то новенькое начнет появляться во время прохождения истории, но и даже сейчас занятий очень и очень много. Гавана не маленький город, и зачищать на нем пиктограммы секретиков и разнообразных задач оказалось весело.

Вернулись и активности по поиску рукописей, по аналогии с Кодексом Альтаира из Assassin's Creed 2. Пусть Black Flag и базируется на технологиях движка, на котором разрабатывалась третья часть с дополнением про Авелину, все же игра наследует больше всего механик именно из трилогии Эцио. И это потрясающе, потому что именно в ней был концентрирован игровой процесс серии. Благодаря всем тем наработкам получилось создать приключение, в которое интересно играть. Это не унылый просмотр роликов ради двух минут постановочной игры в промежутках, как в третьей части. Это и не маленькие зарисовки про вырезание стражи и солдат в промышленных масштабах ради бунтов и мятежей во имя свободы. В Black Flag собран именно что концентрированный игровой процесс, в который веришь. Наш герой — пират, который стремится сколотить состояние. Ему не интересна абстрактная свобода, ему наплевать на судьбы невольников. Он собирает золото, секреты, тайны и вещи, которые могли бы облегчить или слегка упростить его нелегкий морской разбойничий быт.

Паркур в игре также собрал все самое лучшее в серии, и даже добавил новые элементы. Это и небольшие анимации, ускоряющие движение героя через фрагменты местности и зданий. Если раньше ассасин бы перепрыгнул с балки и завис на карнизе, чтобы передохнуть перед медленным подтягиванием, то Эдвард проделывает это куда проще. Пират использует инерцию от прыжка, и просто забрасывает себя на карниз. С точки зрения реалистичности это не вызывает каких-то вопросов, потому что смотрится довольно натурально. Зато скорость перемещения повышается, а непрерывность паркура от такого лишь выигрывает. И это очень важно, потому что непрерывность движения напрямую воздействует на темп, с которым игрок воспринимает паркур. Необходимо достигать удобства перемещения ассасина по игровому миру, что по земле, что по деревьям, что по зданиям. Именно благодаря этому строится баланс игрового процесса.

Например, в самом первом Assassin's Creed было бесполезно ходить по улицам городов. Потому что там сновали толпы, мешались бомжи и нищенки, толкались пьяницы и городские сумасшедшие. А вот на крышах иногда встречалась стража, но особо не мешалась. Швырнул метательный нож, и идешь дальше. Было очень удобно. Это пришлось спешно менять в Assassin's Creed 2, и далее уже баланс перемещения выверился и был оптимальным вплоть до третьей части, когда сменили игровой движок и сделали мир игры более большим и масштабным. Тогда стало удобнее ходить по земле, чем прыгать по домам и деревьям. Потому что расстояния большие и ассасин не допрыгивал до домов. А прыжки по деревьям были не всегда очевидны из-за листвы и веток. Теперь, в Black Flag улочки снова такие же по структуре, как в трилогии Эцио, одинаково удобно носиться что по земле, что по зданиям. А масштаб при этом сохранился большим, как в третьей части, из-за чего воспринимается игра еще реалистичнее.

Последствия трактирной драки
Автор: Ubisoft

Вернувшись в порт, Эдвард находит Боннета крепко избитым. Добродушный британец весь в кровоподтеках и синяках, но зла на пирата не держит. Лишь сокрушается, что у него изъяли весь сахар, да и переметные сумки Эдварда, которого он по прежнему считает Дунканом, тоже пропали. Это уже пирата не устраивает, и он выспрашивает, кто забрал его вещи. Оказалось, что испанцы, и Кенуэй решает проследить за стражами. Британец же просит спасти и его сахар, так как нужно же чем-то торговать, а тут товар высшего сорта. Проследить за стражей получается вплоть до официального мероприятия — казни через повешенье. На ней мы подслушиваем, что сахар передан в крепость, и воруем ключ у офицера проводившего казнь. Также нам мельком дают взглянуть на настоящего здоровяка в тяжелых доспехах — ни дать, ни взять джаггернаут. Напомню, что «джаггернауты» — это усиленные враги, которых нужно долго лупить, чтобы победить. Обычно они выглядят тяжелыми и высокими, используют мощное не быстрое оружие, и попутно являются мини боссами аванпоста. Крепость испанцев в Гаване, к слову, очень похожа на аванпост.

В крепость можно пробраться сразу тремя способами — через парадный вход либо с боем, либо отвлекая испанцев проститутками, через причал, или используя древесный паркур. Каждый из выбранных способов приведет в разные точки форта, но и это будет еще не все! Если в третьей номерной части мы бы смотрели несколько роликов, после чего нам дали бы взобраться на стену и показали еще ролик, то тут мы можем прорываться либо сражаясь, либо скрытно. Мы можем устраивать диверсии подрывая бочки с порохом, можем прятаться в чуланах пока мимо проходят патрули. И даже тогда окажется, что в форте спрятаны как минимум еще два секрета. Если внимательно присмотреться к карте и к логике построения уровня, то мы быстро заметим, что один сундук и одну рукопись не получится взять из комнат, потому что двери в них заперты. И здесь мы придем к тому, что если обежать форт и внимательно его осмотреть, то можно будет найти бойницы, ведущие в эти самые секретные комнаты, в которые можно попасть по фрагментам сломанных стен и балок. Казалось бы, просто очередное сюжетное задание без прикрас, без злодеев, без тамплиеров, без джаггернаутов, постановочных роликов и лекций о свободе. А какой уровень проработки.

Я забрался в крепость по деревьям, но мне было интересно исследовать этот уровень, поэтому я подрался со стражей, и всех перебил. Для выполнения основного задания вовсе необязательно исследовать все — просто поднимись по одной лестнице и подойди к двери, этого достаточно. Но игра поощряет и вознаграждает любознательность. Не спешить проходить поскорее сюжет и миссии, а именно не торопиться и получать удовольствие от приключения и исследования. Здесь же я заметил, что сражения стали скоротечнее, чем в предыдущих двух играх (Assassin's Creed 3 и Liberation). И это тоже отличное изменение. Ведь усиленные враги с топорами были жуткой проблемой. Сражаться с ними было не интересно, они наносили много урона, а побить их можно было лишь ударив по яйцам (буквально) и затем зарубив. Блокировка ударов и контратака на них не действовала, а пробить их «защиту» можно было далеко не всегда. Я еще в третьей части нашел способ справляться с такими крепышами — я убивал их из пистолета. Понятно, что в играх серии про восемнадцатый век перезарядка огнестрельного оружия происходит долго, а сами пистолеты и мушкеты однозарядные. Но я успевал сделать один выстрел, после чего начинал наворачивать круги, убегая от врагов и перезаряжаясь, чтобы застрелить следующего крепыша с топором. Так и побеждал. А теперь этот цикл сражения стал намного проще и быстрее, даже с учетом того, что у меня по сюжету и пистолета-то еще нет.

В башне форта мы находим сумку, которую Эдвард снял с тела убитого ассасина Дункана. Пират еще раз проверяет содержимое, и мы вновь видим некий полупрозрачный синеватый куб. Эта деталь сюжета и раньше цепляла взгляд, но раз мы посмотрели на нее уже дважды, то это точно что-то супер важное. Уходя, Эдвард видит сахар своего товарища британца, но не задерживается чтобы его забрать. Встретившись с Боннетом Эдвард извиняется, что не принес сахар, и в качестве компенсации кидает мешочек золота. Купец же говорит, что грузов у него осталось в достатке и он просто вернется на Барбадос через пару недель к опостылевшей семье. Пират предлагает плюнуть на все, и уйти в Нассау, и сперва эта идея торговцу нравится, ведь это настоящее приключение. Но энтузиазм потухает в его глазах, когда Боннет вспоминает о семье и о том, что Нассау — это притон пиратов и бандитов. Нашему пирату приходится по душе тяга Боннета к свободной жизни и он говорит, что на самом деле его зовут Эдвард, а Дункан, так, прозвище, секретное имя для губернатора, к которому ему уже пора на встречу.

Пострадавший Боннет надеется, что Эдвард вернет ему конфискованный сахар
Автор: Ubisoft

Как самозванец Эдвард в гости ходил

В доме губернатора ассасина уже поджидают. Стоит назваться именем Дункана, как ворота уже открыты, и Эдварда приглашают на террасу, откуда слышны пистолетные выстрелы. Поднявшись, мы видим тир, где британский капитан с обезображенным лицом (с сабельными шрамами на щеке) пристреливает пистолеты вместе с франтом в широкой шляпе. Джентльмены пожимают руки, знакомятся, и представляются. В шляпе оказывается господин со вкусным именем Жульен. Он говорит, что он француз Жульен Дюкасс, ненавидит ассасинов, но не против того, чтобы Дункан вступил в орден. Так мы понимаем, что ассасин, которого прибил наш пират, был предателем перебежчиком на сторону тамплиеров. Эдварда зовут пострелять из пистолетов и наконец-то нас учат ими пользоваться. Все как и раньше, можно выстрелить по автоматически наведенной цели, либо прицеливаться вручную. Разница в этот раз в том, что теперь Эдвард не стреляет один раз, а потом минуту перезаряжается. Теперь наш пират стреляет три раза, потому что у него три пистолета. Да и перезарядка стала в разы шустрее. Настрелявшись, Жульен интересуется, а куда подевались потайные клинки, ведь ассасин без них не ассасин. Эдвард же ловко выкручивается, говоря, что они сломаны так, что уже даже и не починить. Как удачно, что у Жульена с собой есть целых две штуки, которые он взял в качестве трофея.

Мы переходим на новую тренировочную площадку с манекенами, где второй тамплиер (капитан Роджерс) просит нас продемонстрировать различные техники убийства скрытым клинком. Эдвард сперва приходит в замешательство, ведь он никогда ими не пользовался, но к счастью ему напрямую говорят, что нужно сделать и какие убийства господа хотят посмотреть. По сути, да, это простое обучение использованию потайного клинка, но оно специально сделано так, чтобы мы волновались, а не раскроет ли себя пират своей неумелостью. К счастью, много ума не требуется, и у Эдварда все получается. Мы тренируем удар просто находясь рядом с чучелом, прячась в стогу сена, свисая с карниза, и находясь на крыше. Появились и два новых типа использования потайного клинка — из-за угла и на бегу, на высокой скорости. Нужно заметить, что пока в игре у меня еще потайных клинков не было, я пошел искать один из сундуков в городе. И там стояло четверо стражников в шеренгу. Я повис над двумя из них на карнизе, после чего совершил двойное убийство. Игра отработала так, будто потайные клинки у меня уже были и прокрутила их анимацию. И понятно, что это довольно редко используемый тип убийства со стороны игроков, но тем не менее, это в игре не убрали, хотя по сюжету, повторюсь, клинков у Эдварда еще не было.

Жульен и Роджерс
Автор: Ubisoft

На пути к губернатору Эдвард пытается завязать светский диалог со своими новыми знакомыми. Жульен говорит, что занимается поставкой оружия и боеприпасов, в то время как обезображенный капитан проводит истребление пиратов. На Мадагаскаре Роджерс свои дела уже закончил, и на очереди Нассау. Наш пират интересуется, каким же образом капитан проводит очистительные мероприятия. Тот не без удовольствия отмечает, что дает разбойникам выбор — либо вернуться в Англию без гроша в кармане, либо висеть на виселице. На этом процессия добирается до губернатора, которого представляют как Лауреано Торреса, Великого Магистра Ордена Тамплиеров. Эдвард отдаем ему прозрачный кубик и его принимают в Орден как своего. Собравшись за столом совещаний седой губернатор говорит, что целью тамплиеров станет некая Обсерватория — сооружение, позволяющее стирать границы между людьми, давая знать где кто в какой момент времени находится. Подобная сила позволит искоренить зло и непонимание между людьми, ведь не останется места лжи и неискренности. Чтобы найти Обсерваторию нужен некий Мудрец, которого в последний раз видели сорок пять лет назад. Пока Магистр посвящает всех в тамплиеры, надевает кольца на пальцы и рассказывает далеко идущие планы по обретению власти и наведению порядка в Англии, Франции и Испании, Эдвард обворовывает участников совещания, заодно прикарманивая карту на столе. Следом по стаканам разливают ром и говорят, что завтра утром ждут Эдварда в гавани, где ему передадут причитающуюся награду. Пират очень доволен и с нетерпением ждет встречи.

Наутро в гавани Эдвард встречается с капитаном Роджерсом, но тут его окликает оказавшийся неподалеку дружелюбный Боннет. Он несколько раз кричит настоящее имя пирата, на что обращает внимание капитан Роджерс. Эдвард же сходу отвечает, что Боннет — капитан, который его довез, и для конспирации он назвался ему другим именем. Роджерсу нравится такая предусмотрительность, и он ведет нашего героя на встречу с другими тамплиерами. Вся верхушка ордена во главе с Магистром Торресом уже собралась в порту, где в кандалы заковали некоего Родригеса, который является Мудрецом, нужным для распечатывания Обсерватории. Торрес берет каплю его крови и помещает в тот самый голубоватый прозрачный кубик, который привез Эдвард. После чего все вместе мы начинаем движение в сторону поместья губернатора. Эдвард по пути интересуется у Магистра, так ли важна эта Обсерватория. Тот ни сколько не удивляется тому, что новообращенный тамплиер не знает о ней и говорит, что это сооружение возвела древняя забытая раса Предтеч, а чтобы войти нужна кровь Мудреца, и вообще это все очень важно.

Мы замечаем как со всех сторон по крышам начинают скакать знакомые атлетичные силуэты в носатых капюшонах, и понимаем, что готовится нападение ассасинов. Эдвард предупреждает Торреса, и тот отдает приказ ни в коем случае не позволять ассасинам забрать Мудреца. Начинается сражение стенка на стенку, в котором тамплиеры сражаются на земле, а Эдвард взбирается на крыши, и начинает зачищать на них стрелков ассасинов. Стоило только расправиться с засадой, как поспевает и основная атака ассасинов. В два счета они освобождают Мудреца, а Магистр и Эдвард получают по дротику в шею из трубок плевательниц. Видимо, дротики были некачественно намазаны ядом, и ни одному из них ничего от плевка не сделалось, лишь голос осип на минутку. Сам же Мудрец пускается наутек через крыши, но от бойкого Эдварда ему не сбежать. Промчавшись по крышам и кронам деревьев пират сбивает Мудреца с ног и под дулом пистолета возвращает тамплиерам. Капитан Роджерс откланивается и отбывает в Англию, чтобы принять должность губернатора Гаваны по распоряжению короля. А Великий Магистр Торрес вручает Эдварду мешок с золотом за его труды, называя это лишь первой из множества небольших премий. Вместе с золотом тамплиер учтиво приглашает пирата на завтрашний допрос в полдень, на что Эдвард с удовольствием тут же соглашается.

Недовольный мудрец Родригес
Автор: Ubisoft

Алкогольный стелс Эдварда

К вечеру пират присоединяется к добродушному Боннету, и они начинают глушить ром. Эдвард жалуется, что тысяча реалов, которую отсыпал Торрес — это, от силы, сто фунтов, и таким образом состояние не сколотить. А вот если узнать, что за Обсерватория такая, и продать это устройство подороже, то тут то уже можно зажить припеваючи. Стать достойным джентльменом и помереть в роскоши, как говаривал Долговязый Джон Сильвер из книги «Остров Сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона (кстати, события в книге происходят именно в это же время, что и история игры). Боннет не так уверен в продаже Обсерватории для всеобщего пользования, потому что тогда его жена сможет следить, куда он намылился в очередной раз, и из-под тяжелого каблука уже будет совсем не вылезти. Тем временем, Эдвард уже накрутил сам себя так, что решает прокрасться на хорошо охраняемую территорию дома губернатора, и пообщаться с Мудрецом лично.

В Asassin's Creed 4 по новой заиграла механика дополнительных задач, которая и раньше существовала в серии, но всегда больше раздражала, чем привлекала интерес. Это был дополнительный нюанс сложности для игроков, которые бы хотели большего от игры, чем просто веселые сюжетные постановочные задания. Такие дополнительные задачи ставили перед игроком условия и ограничения, которым требовалось следовать, чтобы оператор Анимуса достиг максимальной синхронизации в выполнении задания с предком, чьи воспоминания он смотрел. Потому как если задание пробраться в какой-то форт, то, да, можно пробраться на территорию любым способом. Но Эцио или, скажем, Коннор, сделал это так, что его никто не заметил. Или не касаясь земли. Или не пользуясь стогами сена. И если мы повторим этот трюк легендарного ассасина, то тогда дополнительные условия будут выполнены, и это на очередной шаг приблизит нас к получению достижения и неких замечательных наград. В Steam награды для игр серии еще не появились на момент, как я проходил эти задания, но в магазинчиках внутри игры уже начали появляться наряды за выполнение подобных условий по достижению высшей синхронизации. Например, в Assassin's Creed 3 за полную синхронизацию можно было одеть Коннора в наряд Альтаира. Это нисколько не меняло удовольствие от игрового процесса, даже делая его еще скуднее, чем он зачастую был в постановочных мини играх из которых состояла игра. А вот в Black Flag концепция поменялась. Теперь дополнительных задач не много, они реализуемы, и это дает дополнительное испытание не только для тех, кто излазал игру вдоль и поперек, но и для тех, кто идет по приключению в первый раз. Можно даже смело говорить, что эти необязательные задачи вносят дополнительную атмосферность в приключении. Например, сейчас Эдвард лезет в поместье тамплиеров. Можно идти напролом и всех вырезать, как это бы сделал Коннор или Авелина. А можно по максимуму использовать укрытия и тихо устранять разрозненно стоящих стражников, тем самым не поднимая тревогу, не попадаясь на глаза, и действуя максимально скрытно, что было бы куда более реалистично. И да, здесь мы можем оценить всю эффективность стелса в траве, кустах, пальмовых листьях и стогах сена.

Пробравшись через толпы стражей, так и норовивших нас заметить с наблюдательных вышек и засечь в свете ламп, мы оказываемся перед темницами тамплиеров. Эдвард с удивлением видит, что вся стража уже убита и лежит в лужах крови. Родригеса же нигде нет. Пират настолько ошарашен, что даже не замечает, как к нему со спины подкрался огромный рыцарь в тяжелых дребезжащих стальных доспехах. Стоило нашему герою развернуться, как он тут же получает кулаком в латной перчатке по лицу, из-за чего только начавший заживать нос вновь оказывается разбит, а вся физиономия Эдварда становится кровавой массой. Великий Магистр Торрес тоже здесь, и приказывает отправить пирата в кандалах куда-то для дальнейших допросов, и с горечью говорит, что догадался, что перед ним вовсе не бывший ассасин Дункан Уолпол.

На память Эдварду приходит воспоминание, когда его пьяного в лачугу забрасывал отец Кэролайн, его молодой жены. Отец девушки говорит, что толку от парня нет, ни на суше, ни на море. А сам Кенуэй грезит о дублонах, огромных кораблях и том времени, когда он сможет начать жить достойно.

Магистр тамплиеров Торрес радуется флакону для крови Мудреца Родригеса
Автор: Ubisoft

Как Эдвард стал пиратским капитаном

Но это было тогда. А сейчас Эдвард сидит прикованный цепью вместе с огромным брутальным негром где-то в трюме испанского корабля. Объединив силы, пленники выламывают цепи, и тихо убивают всех солдат в трюме. Найдя свое снаряжение они переодеваются, и товарищ Эдварда по несчастью говорит, что у испанцев в плену полно пиратов. Все они отличные моряки и просоленные морские волки. Если их спасти, они точно пойдут за Эдвардом через огонь и воду. Условившись встретиться позже, бывший невольник прыгает за борт, а наш герой начинает освобождение своей будущей команды под проливным дождем. Вновь, если бы мы играли в какую-либо предыдущую часть, то перед нами бы стояла задача убить всех врагов на палубах четырех кораблей и нажать кнопку действие возле пленников сидящих в одном и том же положении в одних и тех же местах корабля. Здесь же пленные пираты расположены кто на носу, кто на корме, кто в трюме. Кого-то охраняют по трое стражников, кого-то враги с топорами, кто-то патрулирует парами. Вариативность и разнообразие привносит необычайный элемент погружения. Даже погода влияет на атмосферу приключения. Ведь проливной ливень совмещен с поднявшимися волнами, из-за чего каждый корабль кренится в разные стороны, то вздымаясь вверх, то чуть ли не зачерпывая воду носом опускаясь вниз.

Освободив пиратов на всех кораблях испанцев Эдвард командует абордаж оставшегося брига Эль Дорадо, и убивает капитана. Расправившись с командой пираты моментально распределяют обязанности между собой, Кенуэй становится за штурвал, ставятся все паруса, и бриг начинает улепетывать от испанского флота прямо через поднявшуюся бурю. Именно сейчас начинает играть совершенно новыми красками самая кинематографическая часть новых игр серии Assassin's Creed. Ведь третья часть привнесла механику морского приключения и управления кораблем, а теперь Black Flag вывела эту механику на совершенно новый уровень. Огромные волны заливают палубу брига, ветер заставляет постоянно совершать маневры и корректировать курс. Само море тоже заставляет еще качественнее следить за штурвалом, ведь теперь появились так называемые волны-убийцы. Огромный девятый вал несется на корабль, норовя его опрокинуть и пустить на дно вместе с экипажем. Чтобы противостоять стихии необходимо направить бриг носом прямо на волну, чтобы корабль взобрался на нее, а потом скатился как с горки, без вреда для экипажа и такелажа. Но и это не все, что приготовили тропические воды. Огромные вихри ветра и воды формируют тайфуны, несущиеся через бушующие волны, снося все на своем пути. К счастью Эдварду не занимать опыта в управлении кораблями, поэтому ему удается филигранно уйти от всех опасностей.

По завершении шторма, что команда, что капитан, повалились на палубу и уснули мертвым сном, настолько было велико их изнеможение от борьбы за собственные жизни сперва с людьми, а потом и с морем. Наутро Эдвард решает как подобает познакомиться со своим новым афрокарибским товарищем. Тот говорит, что его зовут Адевале, и он согласен остаться под командованием Эдварда в должности квартирмейстера (мастера над оружием, артиллерией и абордажной командой). В качестве капитана команда ни за что не признает негра, говорит Адевале, ведь в 1715 году процветало рабство, поэтому он отлично понимал, что быть квартирмейстером при Эдварде для него настоящая удача. Тут же он начинает давать советы капитану о том, что стоит позаботиться о состоянии корабля, который Кенуэй решил переименовать из «Эль Дорадо» в «Галку». Необходим ремонт после бури, канаты гниют, порох хранится неправильно, пушки не чищены и ржавеют. Помимо всего прочего необходимо восполнить запасы пресной воды и поохотиться, чтобы было что есть команде. Разобравшись с первостепенными задачами, Эдвард скомандовал идти к острову Абако.

Эдвард и Адевале обсуждают ущерб их новому бригу
Автор: Ubisoft

Тут же мы знакомимся с новыми активностями и возможностями. Во-первых мы можем спасать потерпевших кораблекрушение или каким-то другим способом оказавшихся за бортом пиратов, принимая их в команду. Во-вторых, не редки случаи, когда среди плавающих досок и бочонков попадется что-то действительно ценное в виде подходящих нам ресурсов (например, хорошее корабельное дерево). В любой момент Эдвард может отпустить штурвал, что автоматически приведет к сбросу якоря, после чего может прыгнуть за борт и уплыть куда захочется. Так, покинув бриг, Эдвард выходит на берег острова Абако, отстреливает игуан и оцелотов, и из их шкур мастерит себе новую кобуру и кожаные наручи. В прошлых играх серии здоровье ассасина зависело от уровня экипировки, которую мы покупали в магазинах. Теперь же больше не нужно посещать доктора для лечения ран (здоровье восстанавливается само со временем), и покупать снаряжение тоже нужно уже далеко не все. Теперь многие вещи Эдвард может смастерить себе сам при помощи необходимых материалов, которые мы сможем раздобыть в процессе игры. Также на острове лежит новая карта сокровищ, отсылающая на другой остров Карибского моря, и письмо в бутылке — местная графомания для наполнения Базы Знаний. Читать ее не интересно, потому что это обрывки каких-то историй лишь слегка расширяющих общий лор игры.

Вернувшись на корабль, Адевале (Адэ, как его начал называть Эдвард) дарит капитану Кенуэю новый пистолет для пустой кобуры, и предлагает выдвинуться в цивилизацию. Пират говорит, что в Нассау цивилизации нет, зато весело. Мы отправляемся в путь, и на этом, всего через восемь часов, завершается вступление игры.

В погоне за сундучками
Автор: Ubisoft

Итоги и выводы вступления игры

Будучи далеко не маленькой игрой, Black Flag умудряется сочетать исключительно полезные элементы и механики. За все вступление я не заметил, чтобы явно присутствовали какие-то лишние элементы. Казалось бы, должны быть какие-то артефакты в виде механик прошлых частей серии, или какие-то активности, которые просто перекочёвывают из игры в игру, но их нет. Можно было бы сократить количество фрагментов Анимуса и сундучков, да и то, их не так чтобы чрезмерно много встречалось. Игровые механики хорошо работают друг с другом и не конфликтуют.

Сухопутная часть осталась практически такой же, какой была в Assassin's Creed 3. Из игры пропали лошади, но это не заметно, так как история происходит на островах в Карибском море. Для тех мест, конь — это скорее что-то экзотическое. Проще увидеть кота верхом на черепахе, чем лошадь. А больше, по сути, ничего и не пропадало. Зато изменился паркур по деревьям — он стал многократно удобнее. Если раньше было непонятно, куда ты лезешь, есть ли впереди ветка, можно ли взобраться выше по стволу дерева и так далее, то теперь всегда все понятно. Во-первых всегда видно, какой элемент древесного паркура будет дальше. Во-вторых, всегда интуитивно понятно, где можно подняться на верх под крону дерева.

Смешение паркура по зданиям и по деревьям тоже стало намного более бесшовным. Уже не создается ощущения, будто ты переключаешься из одной системы перемещения в другую. Теперь это равнозначные части удобного движения. Порой деревья даже удобнее, потому что там нет вариантов зацепиться за неправильный выступ или ветку. Регистрация углов в паркуре тоже стала лучше. Если раньше ассасин мог тупить и не понимать в какую сторону наискосок ты хочешь прыгнуть, то теперь это реализовано лучше. Игра иногда продолжает ошибаться с направлениями, но уже намного меньше.

Когда игра только только вышла, было принято ругать ее сухопутную часть. Якобы она устарела, приелась, надоела, стала стереотипной и одинаковой. Говорили, что в ней нет развития, новизны и изюминки. И приводили в пример морскую составляющую игры, которая и вправду подняла серию на новую недостижимую ранее высоту. Вот только мало кто из обозревателей сходил с тропы сюжета, чтобы посмотреть, что еще игра может предложить из сухопутного игрового процесса. А там есть и сложность, и комплексность, и интересные игровые моменты. Даже если просто собираешься грабить склад, то стоит только попытаться сделать это грамотно, а не вырезав всех под корень, тут же обнаружится, что игра формировалась как головоломка. И пускай стелс довольно простой, он работает, и играть весело. Но все пошли бороздить моря, и винить кого-либо в этом невозможно. Потому что в море круто!

Башня с насестом, форт и эшафот — отличный набор достопримечательностей
Автор: Ubisoft

Морской игровой процесс великолепен. Я уже упоминал, что у нас на экране постоянно маячит весь корабль. Все мачты, паруса, такелаж, оснастка, экипаж, сам Эдвард и безостановочно крутящийся штурвал. Но это совершенно не мешает управлению кораблем и общей видимости всего вокруг. Насколько же разработчики и дизайнеры Ubisoft угадали с концепцией, что при постоянно закрытых шестидесяти-семидесяти процентах экрана, все равно сохраняется отличная видимость окружающего пространства. Возможно это в том числе реализовано потому, что в открытом море не на что смотреть, а так игрок порадуется, наблюдая богатую анимацией корабельную жизнь.

Управление кораблем в бою тоже, к слову, реализовано отлично. У нас есть четыре точки видимости, четыре ракурса. Мы можем прицелиться останавливающими корабли ядрами с цепью, и тогда ракурс нашей камеры для прицела удобно сместится на нос Галки. Мы можем стрелять по правому или левому борту из батарей пушек, и тогда камера удобно разворачивается так, чтобы было видно прицел с бортов. Также мы можем кидать взрывающиеся бочки с порохом, и тогда мы смотрим за происходящим с кормы корабля. Есть и еще один ракурс — его мы видим, когда собираемся обстрелять врага из мортир — дальнобойных пушек, камера для которых выступает далеко вперед в море по курсу следования корабля. Мортиры лупят на пятьсот метров вперед, поэтому и точка для обзора и прицеливания у нас сильно выступающая в море.

Для того, чтобы проходить огромные расстояния с удобством и комфортом разработчики предусмотрели управление кораблем от третьего лица, когда мы очень сильно отдаляемся от Галки, и она развивает крейсерскую скорость. Матросы запевают песни, бриг прыгает на волнах, а мы смотрим на трепещущие паруса на ветру, и несемся на встречу приключениям.

Романтика тропических морей
Автор: Ubisoft

Даже во вступлении, на полное прохождение которого нужно потратить восемь часов, приключений полным полно. Я никуда не спешил, выполнял все дополнительные и побочные задания, все активности и собирал все, что плохо лежит. Я не стал выполнять только контракты на убийства, потому что мне казалось, что скоро мне должны дать какую-нибудь трубку-плевательницу, как у ассасинов, вызволявших Мудреца Родригеса. Поэтому я собирался убивать цели для контрактов при помощи отравленных дротиков. Но за все вступление плевательницы у меня не появилось, поэтому контракты я выполню потом.

Сюжет невероятно концентрированный. Каждая миссия начинается и заканчивается постановочным роликом. Нас постоянно сопровождают информативные диалоги. То тут, то там мы наблюдаем маленькие дополнительные анимации, специально созданные только для этих конкретных миссий. Огромное внимание к деталям, невероятная щепетильность по отношению к качеству проекта. И сама история написана просто потрясающе. Мы сопереживаем целям Эдварда, потому что понимаем его. Мы волнуемся, когда он пытается втереться в доверие к тамплиерам. Мы понимаем его тяжелый быт пирата, и насколько непросто жилось людям на островах Карибского моря той эпохи. История специально написана так, чтобы быть понятной, чтобы наша вовлеченность базировалась на реалистичности антуража, пусть и сглаженной условностями. И сам сюжет тоже неимоверно увлекает.

Мы начинаем с морской баталии, потом узнаем мотивацию героя и начинаем ему сопереживать. Мы понимаем, что он бандит и разбойник, и смотрим, как он пытается выдать себя за убитого ассасина. При этом он не отъявленный мерзавец и дружелюбен с Боннетом. И, да, он много дерется, пьет и врет. И тут он оказывается втянут в совершенно необычные для него разборки тамплиеров и ассасинов, которые Эдварда-то вообще не интересуют. И вот от жадности он оказывается в плену, а потом лихо сбегает, как герой настоящего приключенческого романа. Здорово же! Никаких причитаний о тяжести его судьбы, никаких нравоучений и морализаторства. Наглядная демонстрация сложной жизни и веселые приключения!

Веселые, в том числе и потому, что баланс сложности в игре снижен в сухопутной части, и сделан умеренным в морской. Разработчики понимают, что в море игроки будут проводить куда больше времени, а потому основная балансировка игры проводилась для Галки. На суше же используется примерно та же модель, что в третьей части. Эдвард быстрее и ловчее Коннора, а еще у него может быть до четырех пистолетов, поэтому игра становится все легче и легче в зависимости от того, насколько много у нас копится снаряжения. И это неплохо. Потому что, хочешь — вырежи всех врагов на острове. А хочешь, действуй скрытно с минимальным количеством жертв. Поэтому темп игры всегда высокий, всегда насыщенный, всегда энергичный. Игра не дает тебе заскучать, а это самое главное. Продолжение следует!

Связанные статьи:

1. До того, как Ubisoft угодило в Гиймо: Обзор Assassin's Creed 2008

2. Больше и толще. Обзор Assassin's Creed 2

3. Сплошь исторические личности! Обзор сюжета Assassin's Creed 2

4. Смута по-итальянски. Обзор Assassin's Creed Brotherhood

5. Боярин Эцио и DVD Альтаира. Обзор Assassin's Creed Revelations

6. Древние ассасины против ящеров. Обзор Assassin's Creed 3 Часть 1

7. Коренной индеец Радик против понаехавших. Обзор Assassin's Creed 3 Часть 2

8. Смута по-американски. Обзор Assassin's Creed 3 Часть 3

9. Пропаганда Абстерго: первые отголоски повестки. Обзор Assassin's Creed 3 Liberation

Изображение в превью:
Автор: Ubisoft
Источник: Assassin's Creed 4 Black Flag
Приключенческая играPC
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

4 комментария

Scilla
О, ура, обзор на мою любимую игру серии! Ожидаемо, что лишь только первая часть. Там есть много о чём рассказать. Спасибо за обзор.
Д
Приятного чтения! Продолжение в работе)

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор компактной отвертки 27-в-1 с внутренним отсеком для бит: помощник айтишника и мастера ремонта мелкой техники

Несмотря на огромное количество аккумуляторных инструментов, в том числе отверток, их компактные ручные варианты никуда не денутся еще очень долго. Для тех, кто использует этот инструмент...

Обзор открытых спортивных наушников Bluetooth HIPER TWS Sport Air M42 Black

Открытые наушники, также известные как наушники с прозрачным дизайном, имеют несколько важных преимуществ и применений. Они позволяют пользователям оставаться осведомленными о окружающем их мире,...

Зачем в стиральной машине три отсека и что случится, если их перепутать

В каждой современной стиральной машине присутствует три лотка для стирки. Кто-то пользуется всеми отсеками, а кто-то только одним, в который закладывается стиральный порошок, и не знает о...

В пингвиньих семьях тоже бывают разводы. А почему это влияет на всю колонию?

Знаете ли вы, что даже в мире, где царит кажущаяся простота и естественность, кипят страсти? Малые пингвины, эти очаровательные создания, ростом чуть больше кегли, живущие на австралийском...

Камера домофона засняла падение метеорита на крыльцо дома. В чем уникальность события?

Представьте себе: вы возвращаетесь домой после спокойной вечерней прогулки, а на вашем крыльце — пыль, осколки и нечто явно неземное. Именно такая картина предстала перед глазами Лоры...

Почему китайцы до сих пор не отказались от иероглифов, и почему японцам со своими проще

Вопрос о том, почему китайцы продолжают использовать иероглифы в письменной форме, несмотря на прогресс в области технологий и создания более удобных алфавитов, является не только культурным, но и...