Два дня в неделю в Москве можно увидеть Джотто, Беллини, Айвазовского, Брюллова из частных собраний
Под Храмом Христа Спасителя почти притаился Центр искусств, куда открывается доступ по субботам и воскресеньям, и это частное собрание заслуживает особого внимания.
Вы подпадете в затемненный коридор, не случайно, наверное, отмеченный красной дорожкой, потому что коллекция по-настоящему звездная: Брюллов, Маковские, Клевер, Айвазовский, Вельц, Шильдер… И это лишь малая часть фамилий! Некоторые из них будут многократно повторяться, иные на вашем пути попадутся разово: так, например, Карл Брюллов встретит вас акварелью и только.
Структура
Красная дорожка — наша Нить Ариадны: она проходит от начала до конца по основному коридору, однако он имеет ответвление в виде комнаток-закутков, в которые имеет смысл заглядывать. Например, один из них познакомит вас с живописью Предвозрождения:
Это доски, выполненные в поздней готической традиции, когда художники еще не открыли перспективу или, по крайней мере, не начали использовать ее активно и повсеместно. Обязательное следование византийским каноном, несоразмерность фигур, золотой фон и условные черты лиц — отличают большинство образов этой комнаты.
Среди удивительных фамилий, которые расположены здесь, обратить внимание стоит на две: во-первых, это Джотто.
Великий реформатор представлен небольшой доской, что уже интересно, потому что сохранившегося до наших дней Джотто необычайно мало! Правда, этому есть пояснение: работа выполнена «мастерской Джотто». И здесь она тоже принадлежит к «дореформенной живописи».
Вторая культовая фамилия — Джованни Беллини:
И это уже настоящее Раннее Возрождение. Прижизненный гений представлен здесь также религиозным сюжетом, однако, как можно видеть, решен он уже «по-новому». Фигуры помещены в реальный фон, и даже при всей условности, сдержанности, они уже в большей степени люди, чем Святые.
Доска относится к позднему периоду творчества, 1490-е, когда новое искусство набирало обороты, и Беллини, основатель Венецианской школы живописи, явно откликнулся на художественные поиски своего времени.
Голландцы
Итальянская религиозная живопись «рифмуется» с русской иконописной традицией, но и зарубежное искусство представлено несколькими залами, в том числе Малыми Голландцами, культурой Востока. Голландцы хороши в данном случае не звучными фамилиями, а «разноплановостью». Экспозиция хорошо передает, какая была конкуренция между художниками и жанрами тех лет, когда мастера были «вынуждены» оттачивать мастерство в одном направлении, чтобы не переходить друг другу дорогу. Есть здесь и такой цикл, объединенный общими персонажами:
Зал наполняют и пейзажи, и городские сцены, и знаменитые цветочные натюрморты, и бытовые зарисовки:
Несколько картин выполнены и на религиозную тематику, однако, несмотря на явные аллегории, призванные подчеркнуть «мистичность», воспринимаются они вполне житейски: хороший пример — Искушение Святого Антония.
Картина изобилует традиционной символикой искушения и намеками на время (часы, череп, змея). Хотя змея, конечно, еще и символ греха, который нужно, разумеется, игнорировать.
Русские мастера
Проходя дальше по коридору, вы будете продолжать наблюдать русские фамилии: Кустодиев, Мещерский, Клодт и другие:
Несмотря на то, что Западных картин много, все же количественно они проиграют нашим мастерам. Особое внимание всегда будут привлекать жанровые картины В. Е. Маковского — зачастую это живые, ироничные «заметки» о насущных проблемах:
Дальнейшие кабинеты будут посвящены уже русскому искусству. Два зала в настоящее время посвящены творчеству Рерихов и их школе:
Интересно предположить, что и это собрание постарались как бы согласовать с основной экспозицией: здесь, как и вокруг — и пейзажи, и портреты, и религиозные картины:
Собственно говоря, дальнейший путь до конечный точки и прервется на русский пейзаж и творчество маринистов.
Алисов и Айвазовский
Несомненным предводителем «Русского моря» остается Айвазовский, и здесь есть сразу несколько крупных картин мастера.
Однако экспозиция позволят как бы открыть для себя еще несколько любопытных фамилий: одна из них — Алисов. Это также крымский художник, ученик сперва Клевера, затем — Айвазовского, и их работы можно даже сравнить:
Художник известен и небольшими картинами:
Еще один малоизвестный русский мастер, который представлен в зале, — Капустин:
Пейзаж
Зал пейзажной живописи — жемчужина экспозиции. Здесь Клевер, Дубовской, Шильдер и многие другие важные имена русского искусства:
Есть здесь, кстати, и Алисов, и на него уже можно взглянуть как на ученика Клевера:
Великолепны пейзажи Ивана Вельца, которые буквально «фотографичны» и ощущаются абсолютно реальными:
Парадное искусство
Выйдя на красную дорожку, у вас будет еще несколько шажков рядом с «уютными» картинами, и к последнему залу вас подведут Нестеров, Кустодиев, В. Маковский:
После чего вы попадете в финальную точку — зал с парадными картинами, прославляющими Императорский дом и успехи Русской армии. Зал нельзя назвать плохим: стены украшают видные художники своего времени (Рубо, Самокиш), однако здесь много лоска и официоза, а это всегда скучнее.
В финале я приглашу тех, кому интересно, совершить и виртуальную прогулку: по традиции небольшой ролик с картинами и краткими комментариями уже на канале:
5 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий