Звуковые колонны – ценно каждое слово

Если перед вами вузовская аудитория или конференц-зал, и при этом стоит задача озвучить их, сохранив максимальную разборчивость речи, так или иначе, вам придется столкнуться с рядом трудностей. Большинства из них можно избежать, выбрав в качестве средства воспроизведения компактные линейные массивы – так называемые звуковые колонны, состоящие из множества расположенных друг над другом громкоговорителей. Это, конечно, не совсем концертный звук, как можно было бы предположить по названию. Акустические колонны разрабатываются с учетом особенностей закрытых помещений вытянутой прямоугольной формы, имеющих множество звукоотражающих поверхностей. По большому счету, они изначально «заточены» под передачу голоса, что в нашей ситуации можно расценивать как несомненный плюс.

 Звуковые колонны, состоящие из множества расположенных друг над другом громкоговорителей
По бокам экрана висят звуковые колонны, состоящие из множества расположенных друг над другом громкоговорителей

Сегодня мы рассмотрим ряд типичных ситуаций озвучивания, и помогут нам в этом компактные, но мощные звуковые колонны ALA компании Atlas IED, производителя с 80-летним опытом, а также вертикальные массивы KYDO, AXIR и GIAX бельгийского бренда Audac. О том, что данная разновидность акустических систем гораздо эффективнее стандартных настенных и потолочных решений и лучше проявляет себя в залах с повышенными требованиями к разборчивости музыки и речи, мы уже сказали. Следует отметить и другое их качество, напрямую сказывающееся на характеристиках воспроизведения. Речь о специфической диаграмме направленности с широким углом раскрытия по горизонтали и усеченным – по вертикали. Благодаря ей, практически весь звук «работает» на аудиторию, и лишь сравнительно небольшая его часть распространяется по направлению пола и потолка, создавая минимум отражений. Еще одной отличительной особенностью колонных излучателей является то, что они являются линейными источниками звука. Звуковое давление, исходящее от них, при каждом удвоении расстояния уменьшается не на 6 дБ, как от обычных АС (являющихся точечными источниками), а всего лишь на 3 дБ. Грубо говоря, четко слышно и на первых рядах, и на «галерке». Это совершенно отчетливо ощущается при работе колонн ALA – можно походить по залу и потестировать картину на различных уровнях громкости, будете приятно удивлены.

 Акустические колонны ALA

ALA20T высотой 1664 мм состоит из двадцати (количество отражено в названии) 3″ НЧ/СЧ-динамиков и шести равномерно распределенных вокруг них «пищалок» диаметром ¾″. Встроенный трансформатор позволяет подключать массив к трансляционной линии, или в обходном режиме – к 8 Ом усилителю. Номинальная мощность – 500 Вт RMS (отводы 7.5, 15, 30, 60 Вт / 100 В), при чувствительности 96 дБ (Вт/м). Подключение осуществляется через клеммный блок или разъемы Neutrik SpeakOn.

 Клеммный блок ALA

Модель – флагманская в линейке, ей под силу наиболее ответственные инсталляции и самые крупные залы: конгресс-холлы, актовые залы, кинотеатры, терминалы аэропортов, вокзальные помещения.

 В зале ожидания аэропорта

Несколько слов о технических особенностях ALA. Громкоговорители собраны по схеме D'Appolito, когда определенное количество мидбасовых головок (НЧ/СЧ) и ВЧ-излучателей симметрично располагается на одной вертикальной оси. Причем для уменьшения интерференции звуковых волн все динамики расположены достаточно близко друг к другу. К тому же такой способ размещения заметно улучшает равномерность АЧХ на средних частотах – по большему счету, наиболее важных для получения максимально детализованной сцены воспроизведения.

 

Следующая модель линейки, ALA15T обходится пятнадцатью НЧ/СЧ диаметром 3″ и четырьмя ВЧ-динамиками по ¾″. Угол раскрытия в горизонтальной плоскости, как и в случае с ALA20T, составляет 120° при чуть меньшей чувствительности (95 дБ). Что касается «младшей» ALA5T, она насчитывает пять НЧ/СЧ-динамиков и два твитера ¾″, выдавая 125 Вт RMS в частотном диапазоне 125 Гц – 16 кГц. Раскрытие 100°, чувствительность 94 дБ, высота 425 мм. При том, что нескольких таких мини-массивов будет вполне достаточно для озвучивания, скажем, школьного класса, офисного или складского помещения.

 Колонна ALA15T

Корпус звуковых колонн Atlas IED выполнен из алюминиевого сплава, цвет – преимущественно белый (иные варианты возможны, но под заказ). В комплекте идут два типа настенных кронштейнов – длинный и короткий. Выбрав тот или иной и отрегулировав его определенным образом, вы сможете изменить угол наклона массива от 2.6 до 26°. То есть вы без труда сможете направить звук на аудиторию даже в том случае, если вам посчастливилось озвучивать зал собраний в старом купеческом доме, имеющем десятиметровый потолок с лепниной. Из минусов – цена и необходимость подключения качественного усилителя. За приличный запас мощности приходится платить, это аксиома. Для качественной низкочастотной поддержки производитель рекомендует использовать ALA с сабвуферами серии A-Line.

 

Теперь посмотрим, что нам может предложить европейский производитель. Акустические колонны KYDO, AXIR и GIAX хоть и менее мощные (шесть, двенадцать или двадцать четыре 2″ динамика – 60, 120 и 240 Вт RMS, соответственно), но не менее интересные с точки зрения эффективности при проведении мероприятий. Аудиопоток у них по форме также близок к цилиндрическому и, как следствие, медленнее ослабевает, сохраняя свою интенсивность по мере увеличения расстояния от источника звука. Впрочем, как мы выяснили, данное свойство присуще всем линейным излучателям. И это не единственная аналогия. Как и в предыдущем случае, инженеры Audac использовали принцип соосного расположения в одном корпусе нескольких динамических головок, концентрирующий направленность вдоль центральной оси. Для присутствующих в зале создается эффект так называемой звуковой волны, воспроизводимой как будто единым излучателем размером с саму колонну.

 Акустические колонны в интерьере

KYDO и AXIR подключаются к любым усилителям 100 В, при этом для изменения мощности от 120 до 2.5 Вт можно воспользоваться имеющимся переключателем. По окончании монтажа системы практически не заметны и совершенно не влияют на дизайн помещения. Признавайтесь, вы не сразу обнаружили их на иллюстрации? О том и речь. С технической точки зрения наибольшей гибкостью отличаются AXIR, предоставляющие возможность управлять мощностью каждой «половинки» отдельно. При работе в наклонном положении это обеспечивает режим пониженной громкости для ближней зоны и повышенной – для дальней. Отдельного упоминания заслуживает сертифицированная по IP55 всепогодная колонна AXIR/O с защитой от попадания влаги внутрь корпуса.

 

В зависимости от геометрии помещения, наличия трибуны или сцены, дальности рассадки слушателей и ряда других факторов, вы можете подобрать наиболее приемлемый вариант или сочетание. Дальность слышимости компактных KYDO составляет в среднем 8 м, дизайнерские AXIR «простреливают» в два раза дальше, на 16 м. Что касается GIAX – это по-настоящему «дальнобойное» профессиональное орудие для больших залов 30-35 м в длину, формирующее акустическую волну 170° по горизонтали и 10° по вертикали.

 «Дальнобойные» GIAX

Таким образом, доля искажений и отражений от стен минимальна, даже в помещениях с откровенно сложной акустикой. Благодаря этому, естественность звучания прослеживается на всем пути следования звуковой волны, без откровенных ям и провалов. При удалении от источника мощность аудиопотока падает заметно медленней. Градиент ослабления небольшой – поэтому разница в давлении у близко и далеко сидящих будет незначительной. Обратная сторона использования линейных излучателей – как уже было отмечено, они предназначены для воспроизведения речи. Нет, конечно, поставить музыку, особенно в фоновом режиме, не возбраняется. В кофе-брейк паузах и других ситуациях это поможет разрядить атмосферу в зале. Однако при всей четкости музыкальной картины стоит помнить, что в связи с малым размером излучателей будет преобладать середина и ВЧ, низа будет откровенно не хватать. Для оптимизации звучания также не следует выкручивать звук «на полную», на более тихих режимах часть недочетов волшебным образом исчезает.

 

С помощью настенного монтажного кронштейна вы сможете направлять колонну в горизонтальной и вертикальной плоскости, выбирая оптимальное положение прослушивания. Что касается внешнего вида, колонны Audac выполнены в стильном алюминиевом корпусе белого или черного цвета. За счет малого веса (KYDO – 2.5 кг, AXIR – 4.2 кг, GIAX – 6.5 кг) и легкого «дышащего» дизайна (толщина профиля 7х10 см) данные системы можно разместить практически в любой аудитории без ущерба для интерьера, будь то ультрасовременное помещение с евроремонтом или, напротив, исторический памятник XIX столетия. По этой причине перечень мест, где они уже установлены, помимо перечисленных выше образовательных и транспортных объектов, включает в себя госучреждения, а также культовые сооружения: храмы, костелы, мечети.

 KYDO в костеле

Помимо прочего, опираясь на опыт завершенных инсталляций, можем сказать, что младшие в своих линейках модели (ALA5T и KYDO) хорошо зарекомендовали себя в залах-трансформерах с несколькими активными зонами. Универсальность и компактность позволяют использовать их в различных режимах – как при проведении переговоров, лекций и конференций, так и для музыкальной трансляции на средней громкости во время фуршетов, церемоний награждения и праздничных мероприятий. Понятное дело, все это при условии использования и других качественных компонентов звукового тракта: медиаплеера, систем усиления и распределения сигналов, микрофонов, кабелей, в конце концов.

 

Однако о системах озвучивания в целом – в следующих обзорах. И как обычно, под занавес обращение к активной части аудитории: подписывайтесь на наш блог, задавайте в комментариях интересующие вопросы, высказывайте конкретные пожелания по выбору следующих тем.
Об авторе
«СНК-Синтез» – один из ведущих дистрибьюторов профессионального коммутационного и звукового оборудования, кабелей, систем конференц-связи, светильников, креплений и аксессуаров, находящих применение во множестве проектов на территории России, стран СНГ и Балтии.
+2 0 10413 0
Автор SNK-Syntez Рейтинг +0.28 Сила 0.70
Блог Hi-Fi и цифровой звук 182 513 RSS

0 комментариев

Добавить комментарий