Четкость, техничность и драйв: обзор стационарного ЦАПа Topping E50

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Hi-Fi и цифровой звук

Когда мы еще говорили о стационарном ЦАПе SMSL SU-8S, я буквально в двух словах обмолвился и об одном из его серьезнейших конкурентов: Topping E50. По начинке ЦАП строится на конвертере ESS ES9068AS, с 32- битным USB чипом XMOS XU216, а это означает просто запредельное качество для PCM и DSD и полное декодирование MQA потока. Ну а в качестве бонуса, здесь просто фантастического уровня дисплей, куча интересных настроек и выходы как на классической RCA-паре, так и балансных TRS, как у профессиональных аудиоинтерфейсов. В общем, аппарат просто огонь, его сегодня подробно и рассмотрим.

Характеристики
  • ЦАП: ESS ES9068AS
  • USB: XMOS XU216
  • Разрешение звука: до 768 кГц/32 бит, DSD512
  • Поддержка форматов декодирования: PCM, DSD, MQA
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
  • Входы: USB, оптика и коаксиал
  • Выходы: RCA и балансный XLR
  • Питание: по USB (5 вольт 0.5 ампер)
  • Размеры: 155 x 129 x 41 мм
  • ОС: Windows, MAC OS, Android, iOS
Упаковка и комплектация

Пришел ЦАП в классической уже картонной коробке с логотипом пройденной Hi-Res Audio сертификации и адресом официального сайта компании.

В комплект нам положили инструкцию, гарантийный талон, пульт дистанционного управления и два метровых USB кабеля для питания и подключения к компьютеру.

Пульт тактильно приятный, сделан из матового пластика с прорезиненными кнопками. Из функционала на него вынесли отключение звука «mute», управление громкостью, переключение активного входа и выхода, встроенных в конвертер фильтров, автоотключние и изменение яркости дисплея. Как видите, только самое необходимое.

Дизайн/Эргономика

Корпус у ЦАПа полностью металлический с наклейками о поддержке MQA и Hi-Res Audio сертификации. Снизу же находятся 4 резиновых ножки.

Из входов имеем USB, оптику и коаксиал, а на выход идет RCA-пара и два балансных TRS разъема. Ровно такие, как используются у современных аудиоинтерфейсов.

Передняя же часть полностью отдана под большой информативный дисплей и одну сенсорную многофункциональную кнопку. Одно касание которой переключает входы, а двойное — выходы. Так же здесь есть возможность играть как в одно направление, так на оба выхода сразу, если в этом, конечно, есть смысл.

Для редактирования всего списка настроек необходимо в режиме ожидания (когда горит только красная точка) на 3 секунды зажать сенсорную кнопку. Там под литерой «F» скрывается набор фильтров, «L» — отвечает за подсветку, «A» — автоотключение, «O» — выходы, а «m» включает и отключает фиксированную громкость для работы в качестве предусилителя. Для принятия изменений еще раз зажимаем кнопку до появления «8-8».

На главном экране отображается тип воспроизводимого потока, активный вход, уровень громкости и битрейт. При работе аппарат абсолютно не греется, места на столе не занимает, да и выглядит весьма достойно.

Разбирать Topping E50 не вижу ни одной причины. Базируется аппарат на самом свежем и очень крутом чипе ESS ES9068AS с полным декодированием MQA потока, за USB отвечает тоже последняя реализация XMOS XU216, а в качестве операционных усилителей используются благородные TI OPA1612.

Питается ЦАП от любого USB порта, что открывает абсолютно новые перспективы для его использования. Например, с повербанком, где мы полностью избавляемся от артефактов сети. Не очень удобно, что нет механического регулятора уровня сигнала, да и сенсорная кнопка штука хотя и привычная, но для аудиосегмента скорее компромиссная. Ничто не заменит старую добрую механику.

Алгоритм работы с девайсом очевиден. Лично я подключаю его по USB к своему ноутбуку, а на выход подсоединяю стационарный усилитель для наушников L50. И уже к нему идут мои активные мониторы Yamaha и, собственно, наушники. О усилителе подробнее мы поговорим в следующий раз, сегодня же сконцентрируемся на ЦАПе. Включается он автоматически при обнаружении сигнала. Если же его долгое время нет, то ЦАП автоматом уходит в сон. Такое я, честно говоря, вижу впервые. Для пробуждения необходимо нажать на кнопку включения с пульта или пару раз тапнуть на сенсор. И все, начинаем получать удовольствие от прослушивания любимой музыки.

Программное обеспечение

Под Windows 10 аппарат определяется автоматически, способный к работе посредством WASAPI драйверов. Однако я настоятельно рекомендую скачать и установить о официального сайта драйверы XMOS, которые производитель всегда держит в самом актуально состоянии.

Сейчас это уже версия 5.27.0, хотя неделю назад еще была 5.20.0. Не знаю больше ни одного производителя, который бы данным вопросом настолько заморачивался. Кроме того, драйверы позволяют использовать старые версии Windows, открывают настройки задержки и предоставляют к устройству полноценный ASIO интерфейс. А это дорогого стоит.

Из удивительного на официальном сайте я нашел обновление прошивки для героя нашего обзора, после которой желательно сделать сброс на заводские настройки. Происходит это в режиме ожидания с пульта управления: последовательно нажимаем кнопки «громкость вниз», «громкость вверх» и «отключение звука».

В панели же Wndows нам доступно разрешение до 32 бит 384 кГц.

Со смартфоном аппарат тоже прекрасно работает, причем во всех приложениях, играх и стримминговых сервисах. В том числе и через специализированный BitPerfect режим.

Измерения

Все замеры тут, естественно, имеют оценку «отлично».

Ровненькая кривая АЧХ, какой-то запредельный уровень шума, прекрасный динамический диапазон и искажения ниже уровня минус 110 Дб.

Причем как гармонические, так и интермодуляционные.

Небольшой разбаланс каналов относится к усилителю или к моими межблочным кабелям.

По питанию работа от повербанка реально убирает все лишние гармоники. Можете увидеть это самостоятельно на графиках. В общем, железо и измерения у аппарат просто ТОП.

Все измерения производились на аудиоинтерфейсе MOTU M4.

Звук

По подаче Topping E50 показывает максимально возможную техничность с просто великолепной отработкой атак и затуханий, отличной передачей эмоций и очень подробной прорисовкой всего музыкального полотна. Слушается это до вау-эффекта, если конечно остальной ваш тракт позволяет в достаточной мере раскрыть потенциал ЦАПа. А в связке же с усилителем для наушников L50 — это вообще нечто. Герой обзора легко и очень качественно отыграет любые скоростные тяжелые жанры, оркестр или даже сложный мультиинструментальный джаз. В этом плане вообще никаких преград для E50 я не вижу. Из одноклассников сравнивал E50 с SMS SU-8s на одном и том же усилителе L50. Лично мне чуть больше понравился вариант от SMSL и я даже поясню почему. Дело в том, что SU-8s просто потрясающе, на мой взгляд, умеет передать сцену в глубину, да так, что каждый инструмент буквально ощущаешь в отдалении друг от друга и при этом все они объемные и практически живые. Для оркестровой музыки это очень подкупает, в тяжелой же или, например, ритмичной электронике — скорее лишнее.

Topping шикарно строит передний план и достаточно четко прорисовывает все остальное, но так сильно в глубину не уходит. Зато у него звук резкий и прозрачный, а SMSL имеет легкое такое смягчение пиков. То есть тут больше вкусовые различия, чем в уровне. Кто любит тяж, хорошо компрессированную электронику или другие не сильно перегруженные инструментами стили — без сомнения выберут Topping E50. Он буквально создан для этих направлений. А для академической музыки, оркестра и других мультиинструментальных команд предпочтительнее оказывается SMSL. Но это вовсе не значит, что Topping хуже или лучше SMSL. Просто у них немного разная подача. Мне посчастливилось сравнить их напрямую, но даже в этом случае я затрудняюсь однозначно сказать, что бы выбрал сейчас. У Topping кристально чистое звучание с уходом от саб вибраций до самых высоких частот. Причем прорисовано все одинаково круто. SMSL мягче, музыкальнее и пытается больше показывать пространство сцены в глубину.

Если же все таки разобрать звучание ЦАПа по частотам, то тут превосходный по глубине и прорисовке бас, отличная передача нижней середины (это где находится ритм составляющая) и просто идеально чистый и при этом естественно звучащий вокал и разнообразные лидирующие инструменты. Высокие же, если ваша акустика позволяет, имеют ровно такую же массу, что и середина и длятся до самых своих пределов, да так, что затухания струн буквально завораживают. Из наушников в тестировании участвовали очень техничные Moondrop KATO и универсальные модели Yanyin Canon с Kinera Skuld. Возможностей которых для раскрытия данного ЦАПа было, на мой взгляд, с головой. Очень круто звучит аппарат, мне даже особо сравнить его звук не с чем. Burson PlayMate 2 очень шумит в фоне и гораздо сильнее красит звучание. Хотя да, они примерно на одном уровне.

В сухом остатке, у нас практически зеркально чистое звучание с хорошей проработкой тембров, мелодичностью и отличной передачей эмоциональной составляющей. Все очень четко, детально и технично. Если вы ищите что-то с максимально натуральной подачей, способное подробно передать звучание даже на критически высокой скорости и при этом сохранить целостность каждого из тембров, точно прорисовать их взаимодействие и созвучие, то это однозначно к Topping E50. Я переслушал множество ЦАПов из разных ценовых категорий и E50 — один из тех, что я бы хотел оставить себе. Для тяжа, рока, электроники, блюза, всяких этнических вещей и произведений старой школы — он просто шикарен. Если деньги позволяют, то рекомендую брать именно его, а не младшие версии от этого же производителя. Оно реально того стоит.

Видеоверсия обзора
Выводы

Подводя итоги, стационарный ЦАП Topping E50 прежде всего выглядит просто фантастически, имеет специально созданный для него усилитель для наушников, удобный пульт в комплекте, очень богатое меню и возможность использовать его, запитав от повербанка. Например, для минимизации шумов и искажений или работы вдалеке от розетки. Минусов ему даже придумать не могу. Чтобы хоть что-то сказать, тут нет блютуз и балансные выходы не на аудиофилских XLR, а на профессиональных TRS коннекторах. А так, все очень даже здорово: аппарат умеет сам уходить в сон, да и замеры у него просто фантастические. По начинке имеем самое актуальное железо с поддержкой PCM до 32 бит 768 кГц, DSD512 и полное декодирование MQA.

Да и звучит аппарат, как говорится, на все деньги. Чисто, глубоко, драйвово и при этом очень насыщенно, мелодично и эмоционально. Для скоростных жанров — то что доктор прописал. Это реально аппарат, который купил и закрыл вопрос со звуком на долгие годы. Однозначно могу рекомендовать к приобретению. Мне данный девайс понравился просто безумно.

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА Topping E50

17 комментариев

D
>>Чисто, глубоко, дайвово и при этом очень насыщенно, мелодично, эмоционально и клубнично :)
j
ОС: Windows, MAC OS, Android, iOS
на Linux надо понимать, звук хорошо и без внешних цапов?
:-)
Syncaine
Linux, конечно, тоже поддерживается.
ssw_spb
На линуксе ВСЕ хорошо и без внешних цапов.
Syncaine
Довольно наивное утверждение, хотя все зависит от опыта
akatenev
За свои денежки E50 + L50 — офигенная связка. Только D90se + A90 пожалуй немного получше (да и то только для топовых изодинам), но в три раза дороже.
Syncaine
Абсолютно согласен, связка огонь и выше прыгать 99% меломанов смысла нет.
akatenev
Если бы покупал сейчас, пожалуй именно этих бы и купил. У них нет такой изощренной схемотехники, как у старшей парочки, но работают почти так же.
Как я и предполагал, новые чипы ESS не привели к улучшению характеристик (да в общем-то это и не нужно), но зато позволили очень существенно снизить цену.
A
Пожалуй в низшем сегменте сейчас лучшая покупка это цап+усилитель dx3 pro+. Отличные характеристики, о звуке узнаю через месяц.
akatenev
Я бы скорее смотрел в сторону EX5. Впрочем, он несколько подороже. Тут многое зависит от того, с какими наушниками использовать, для меня, например DX3 Pro совсем не подходит, а вот EX5 уже более или менее.
MsmuAlligator
По начинке имеем самое актуальное железо с поддержкой PCM до 32 бит 768 кГц, DSD512

Аппараты постарше с XMOS XU208 тоже умели играть 32/768 и DSD512, так что не принципиально.
Включается он автоматически при обнаружении сигнала. Если же его долгое время нет, то ЦАП автоматом уходит в сон. Такое я, честно говоря, вижу впервые.

Это есть и у его младшего собрата Е30. Собственно преемственность и по внешнему виду и по управлению очевидна.
Отличия конечно есть: появились балансные выходы, новый чип 9068 с поддержкой MQA и XMOS проапгрейдили до XU216 — достойное эволюционное обновление.
Спасибо за обзор!
i
чудный обзор, сколько лет слушаю музыку на разных девайсах, но подобных эпитетов услышать так и не довелось, пожалуй возьму проверенный годами Креатив, например последнюю AE-7, её хоть продать можно будет потом, если сказки о невероятном звуке в очередной раз окажутся брехнёй и существенной разницы с встройкой не будет.
K
Набор слов, как всегда.
b
Необходимость наличия декодирования MQA сильно приувеличена (теми кому она выгодна). Сравниваю одинаковые записи MQA с DSD даже 64, отдаю предпочтение последним. Да MQA обычно получше стандартного 44.1/16, но до DSD он не дотягивает, правда у него и размер файлов сильно меньше.
akatenev
Необходимость MQA вызвана использованием стриминговых сервисов, Tidal в основном. И это очень неплохо работает, надо сказать.
DSD действительно лучше по качеству, но хранить и транслировать записи в DSD стриминг пока не может, из-за слишком большого объема.
V
Какой софтиной делаются все эти измерения характеристик и выставляется итоговая оценка (все эти хорошо, отлично и т.п.)?

Добавить комментарий