Обсуждаем статью PC Gamer «Самые важные игры и события для игроков на ПК за последние 30 лет (часть 1)»
В честь своего тридцатилетия забугорный журнал «PC gamer» выпустил большую статью о самых важных игровых событиях которые касаются ПК бояр, под названием: «The most important games and moments in 30 years of PC gaming». Статья настолько «большая», что ее разбили на 3 части. И вот хочу поделиться своим важным мнением о том как я запомнил и такие ли они важные. А ещё, что бы возбудить ваши ностальгические железы разбавлю вырезками из игровых журналов тех лет.
Пока IXBT, Игромании и Навигатору Игрового мира не стукнула тридцатка, мы не увидим подобных статей от них. Но я как состоявшийся игровой задрот с тридцатилетним стажем, хочу вместе с вами разобрать, что же такого важного в этих событиях? И порассуждать, не как акционер, разработчик или журналист, а как игрок из России игравший все это время.
Приветус ребята! С вами профессор «Института Вымышленных Геймерских Специальностей» кафедры независимой истории игровой индустрии Клок.
Если вам интересен оригинал можете с ним ознакомиться ЗДЕСЬ
А всех кто остался тут приглашаю порассуждать, почему выбрано это событие, высказать свое мнение, и есть ли достойный конкурент на этой же точке временной шкалы? А еще разбавить это все это вырезками из наших журналов, которые выходили в то время
И помните: Если вы не умеете читать дальше кликбейных заголовков и превьюшек, то автор не несет отвесности, за то что вы сами себе придумали. И если понятия «сарказм» и «ирония» вам не знакомы, то лучше воздержаться от прочтения — ведь это всего лишь мнение автора, основанное на его субъективном видении мира и исторических событий, и может отличаться от вашей точки зрения. И извините если скриншоты будут из разных ремастеров или других частей, нет времени каждую игру отдельно ставить ради 3х скриншотов… Тут еще архивы журналов перебирать
DOOM (DECEMBER 1993)
В статье пишут, что ПК игры были и до Дума, но именно он стал культурным феноменом, который вывел ПК из категории «офисная техника» в категорию «игровая консоль» для элиты.
Только дурак будет спорить, что DOOM — это не игровая икона. Всякие «умники» скажут, что в DOOMе, нет ничего инновационного (вид от первого лица — был в куче игр от Maze Wars (1973) до Battlezone (1980)), сюжет в ТХТ файле (который вырезали ради уменьшения объема на дискете) и вообще Wolfenstein 3D (1991) был первее. DOOM это игра которая породила новый жанр. Это сейчас легко создать шутер от первого лица используя интернет, книги и игровые движки, но в 1993 была более фундаментальная проблема: как создать «плавный эффект» смены кадров без вызывания головокружения у игрока. И Дум по сути просто смог умело собрать все наработки в один котел, дал игроку кучу разнообразного оружия и добавил тонну мяса и крови. Что еще нужно школьнику любого возраста? Разве, что позволить кубики от первого лица передвигать…
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Каждый школотрон в 90х мечтал играть в ДУМ, но компьютер в СНГ который мог тянуть его, даже в конце века, было сложно купить, и почти все довольствовались приходилось довольствоваться мортал комбатом на сеге.
Согласен с PC gamer
E3 BEGINS (JUNE 1995)
E3 — это игровая выставка, где издатели и разработчики, могут показать свои будущие продукты массовой публике.
PC gamer нахваливают первый Е3 прошедший в 1995 году, говоря что если до него игровые выставки, напоминали сборку бухгалтеров, то Е3 сделал из этого рок концерт. Спорить сложно, и время показало Е3 и другие выставки - это в первую очередь площадки для поиска инвесторов или рекламы, а уже в последнюю как сходка фанатов, которая позволит пообщаться с разработчиками.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Да событие важное, но в СНГ 95 года, еще не было игровой культуры. Бонус и Гамовер, как и дети в песочницах обсуждали сами игры, а не события которые их окружают.
Я сходками Е3 стал интересоваться в где т в 2000 году, но для меня это было менее важное событие чем февральский номер игромании, где подводились итоги года. Это потом когда «журналы» стали оправлять своих корреспондентов на это события, У3 стали посвящать чуть ли не целые выпуски или даже полностью отдавать диски шедшие с журналами, под видео отчеты.
Согласен с PC gamer
QUAKE (JUNE 1996)
PC gamer нахваливает сеттинг (средневековое фэнтези + индустриальный футуризм) который в будущих частях не стали развивать. Но только в конце говорит игра произвела «вторую шутерную революцию» — если ДУМ смог доработать «вид из глаз», то Квейк вывел все это в настоящие 3Д.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
В СНГ в 1996 о Кваке могли только говорить, Ведь в живую игровой процесс видели только избранные. Не каждый компьютерный клуб (не говоря уже о личном ПК) мог позволить себе комп который будет его тянуть, а когда они обновились, уже были популярны QUAKE 3 (1999), Counter-Strike (2000) или Unreal Tournament (1999). Но в то время всегда находился человек, который говорил «первая квака лучше»… интересно сейчас есть такие?
А вот игровые журналы в СНГ чуть ли не начинали свой путь с QUAKE:
Не Согласен c PC gamer:
Если рассматривать игру с геймплейной точки зрения, Квака, ничем не отличалась от дума — бегай стреляй во все подряд, собирай «ключи» ищи проходы.
Я бы на это место поставил первую Half-Life (1998), как показало время (взять хотя б сюжета) — эта игра повлияла больше на шутеры, чем «Rocket jump» из Кваки. Или добавил бы представителей из других жанров — например Diablo (1996), который геймплейно сильно расширил границы жанра РПГ, и у нас она более популярна по сей день.
ULTIMA ONLINE (SEPTEMBER 1997)
PC gamer пишет, что Ultima Online была для жанра ММОРПГ как DOOM для шутеров. А также, что по духу Ультима ближе к EVE (2003), чем WOW (2004).
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Серия ULTIMA была столпом жанра RPG, о которой сейчас не слышно даже эха. Только номерных частей было 9, и столько же спин оффов… Но в историю попала ULTIMA ONLINE, которая меньше всего похожа на своих «родителей». Тут ситуация та же что и с DOOM (1993). Ультима не была первой ММО, но смогла собрать лучшие наработки конкурентов, завернута в красивую обертку (до этого жанр ММО ассоциировался у людей с тонной текста, у кому интересно почитайте что такое MUD), и использует наработки с сеттингом популярной RPG серии. Но как и в EVE, тут интересней следить за новостями чем играть самому. А новости были от «человек впал в кому после 36 часов игры» и до «Убийства короля во время его выступления».
До 2010 года я не встречал ни одного человека в живую, кто играл в эту игру в «актуале». Но это неудивительно, у нас любили другие «онлайновые развлечения» (КС, Квейк 3, Диабло 2, батла или старкравт) да и в компьютерном клубе вряд ли кто-то будет настаивать сервер. Для меня первой ММО была Сфера на ADSL модеме, максимум что я смог сделать, это дойди до города и из-за лагов у меня были постоянные дисконекты. После я перешел в Бойцовский клуб… но это уже другая история. Вы можете сегодня ознакомится с ULTIMA ONLINE, ведь есть несколько живых пиратских серверов.
Вот что писали в игровых журналах об Ultima Online:
Не согласен с PC gamer:
Игра больше интересная как феномен первой популярной ММО, но как по мне на жанр и индустрию больше повлиял Everquest (1999) — и я бы лучше его упомянул, тем более там тоже скандалов хватало.
FALLOUT (OCTOBER 1997)
PC gamer пишет, что к 1997 году жанр cRPG был мертв (что относительно правда), а Fallout смог вернуть интерес к этому жанру. И его наработки (изометрическая перспектива) используются даже сейчас.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
FALLOUT — это одна из первых «RPGнового поколения». Всех она поражала (да и сейчас может удивить) не графикой, а сюжетом и своей вариативностью, почти каждый квест можно было решить тремя У — Укради, Уговори, Убей.
В СНГ, среди «RPG эстетов», в то время фоллыч был легендой, как Ведьмак 3 или Балдурс Гейт 3 сейчас. Но большинство игроков не хотело много читать, а хотело крошить скелетов в катакомбах церкви. Мне знакомый прорекламировал игру в 1999 году так: «Это как Диабло, только в будущем», и запустив ее я был сильно разочарован «медленной боёвкой» и ненужными диалогами. Думаю многих в то время она этим отпугивала. Но почти у всех, кто переборол «страх», игра заняла важное место в геймерских сердцах
А вот вам скрин из обзора на FALLOUT что писали в журнале Game. EXE в 1997 году:
Не согласен с PC gamer:
Как по мне была игра, а точнее разработчики которые больше повлияли на жанр RPG- это BioWare с Baldur's Gate. Об этом мы поговорим в следующих частях. Но благодаря им современные РПГ (от Cyberpunk 2077до Baldur's Gate 3), обязаны многим.
VOODOO2 (MARCH 1998)
PC gamer расхваливает транзисторы и новые разрешения которые принесли с собой видеокарты VOODOO.
Я полностью согласен, что выход видеокарт VOODOO является ключевым моментом в игровой индустрии. Именно с этого момента каждая игра захотела перейти в ТРИДЭ (даже если этого не нужно), от линий («три в ряд») и до реалистичных симуляторов самолетов. Именно с этого момента покупать комп без «видюхи» не было больше смысла. И именно этой «железке» мы обязаны золотому веку экшенов/шутеров который бомбанул в 00х.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
как по мне главный плюс VOODOO- была ее доступная цена. Я поставил себе в комп вуду после того как не смог запустить Макса Пейна, на своей системы 1998 года. И купив себе видюху, я был шокирован качеством графики. Дело не в картинке, а в качественном переходе. По ощущением это было как с марио 1985 года, перейти на киберпанк 2077 на максимальных настройках.
Согласен с PC gamer
STARCRAFT (MARCH 1998)
PC gamer пишет что игра известна только благодаря Южной Кореи и киберспорту. но еще и добавляют «это доведенная до совершенства стратегия в реальном времени»
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Вообще все игры ранних Blizzard можно вносить в этот список. Так как это были эталоны в своих жанрах. StarCraft вышел в удачное время расцвета интернета, и благодаря уникальному балансу юнитов быстро стала киберспортивной дисциплиной. Что позволило ему выделится среди таких конкурентов как Command & Conquer (1995) и Age of Empires (1997). ДА и в клубах игра была очень популярна. А вот один из первых обзоров на StarCraft в игромании № за май 1998:
Не согласен с PC gamer:
Я бы на месте StarCraft поставил Dune 2 (1992) — она дала основу жанру (как Дум), и по сути имеет тот же геймплей. Тем более что были более революционные стратегии, которые действительно меняли или дополняли жанр, взять тот же Warcraft 3.
THIEF: THE DARK PROJECT (DECEMBER 1998)
PC gamer пишет, что в игре были интересный готический сеттинг, передовая графика и реалистичный звук. И еще что игру по сей день используют как пример левел дизайна.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
В СНГ кто-то помнит эту игру? А ведь в свое время это была технологическая революция как Crysis в свое время. 3д экшн от первого лица который использует реалистичные тени, создающиеся в в реальном времени… где вы такое видели? Сейчас конечно везде, но в то время это был прорыв. Но из-за слабых систем фанатов этой игры мало.
Не согласен с PC gamer:
Если отбросить все графические и дизайнерские достоинства, я бы все же выбрал другую стелс игру — Splinter Cell (2002), где все это тоже есть, но реализовано намного лучше.
Вырезка из журнала Страна игр Январь 1999
AGE OF EMPIRES 2: THE AGE OF KINGS (SEPTEMBER 1999)
PC gamer пишет что немногие игры прошли проверку временем и поддерживаются сообществом и разработчиками почти 20 лет
Честно вообще не понимаю, зачем тут вторая Эпоха империй. Скорее всего это как-то связано с забугорной ностальгией. Или может microsoft и PC gamer могут быть как-то связаны? Да не, чушь…
Посмотрите какие игры выходили в 1999 году (накидаю разных жанров для разнообразия) Heroes of Might and Magic III, Quake III Arena, Homeworld, Jagged Alliance 2, Medal of Honor, SimCity 3000 или Worms Armageddon. Чем среди таких шедевров Age of Empires 2 смог выделиться у журналистов PC gamer непонятно.
Как стратегия, старкрафт лучше и разнообразней (тут вам за каждую расу новый геймплей, а не пара юнитов характерные для вашей нации), как «глобальная стратегия» масштаб маленький.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
В СНГ игра была популярна, но не так что бы стала культовой как Герои 3. В клубах конечно играли в нее, но это редкость. А любители истории в 2000м ушли спорить какое построение в Казаках (2000) более эффективно. Хотя может я и мое окружение тогда не понимало ничего, вот как Game Exe в 1997 году выглядела обложка посвящённая первой части:
Не согласен с PC gamer:
Здесь должны быть Герои 3. Они были более популярны, у они были оригинальны, и у них был классный саундрек. Ну или уж первую часть, которая была более свежей в плане идей.
DEUS EX (JUNE 2000)
PC gamer пишет, что это игра вершина геймдева 90х годов. И тут сложно не согласится. Это действительно была революция — Сплав РПГ и Шутера… что дальше стратегия и шутер? (привет Command & Conquer: Renegade (2002)). Сюжет завязанный на всяких современных интригах, тайнах и обществах.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Это была настолько революцией, что большинство игроков не понимали как в это играть и бросали. Фанаты шутеров не понимали, почему нельзя таскать весь арсенал на себе, 2 противника это смертельная опасность и вообще зачем все эти диалоги. А фанаты РПГ были в смятении от открывшегося третьего измерения и чтобы попасть в противника нужно не кубики кидать, а навести на него прицел. вырезка из обзора Megagame за сентябрь 2000 года:
Согласен с PC gamer
WINDOWS XP (AUGUST 2001)
PC gamer нахваливает систему, говорит что это важный переход с ДОСа и Виндовс 95 (куда делся 98 хз). А «надежность» позволила завоевать популярность среди игроков.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Великая и ужасная ХР. Не которые на ней сидят и по сей день и довольны.
Не согласен с PC gamer:
Как по мне вносить выход «стабильной» системы как «важное» событие ПК индустрии — это перебор. Еще циничней это звучит, если учесть что выбора то у ПК бояр не было. Выход Linux или его стабильной сборки более важное событие… но наверно тут не как не связанный деньги Microsoft и важные события типа Windows XP, Эпохи империй 2.
Игровые журналы (Игромания например) посвящали целые полосы ХПшке, но бегло найти в 5ти журналах тех лет я не смог их найти. Кто помнит номера или месяц\год пишите дополню.
BATTLEFIELD 1942 (SEPTEMBER 2002)
PC gamer пишет, что на рубеже веков геймеры мучались двумя вопросами «Что, если бы вы могли играть в многопользовательские шутеры в командах?» и «Каково было бы сражаться во Второй мировой войне?» и BATTLEFIELD 1942 дал все это… Хотя ведь была Operation Flashpoint
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Была одним из первых первым популярным массовым шутером. Но в СНГ уже попробовали Operation Flashpoint, и очень неохотно перехоли в батлу. Переманить большинство смогла ток батла про вьетнам. А вообще в клубах все играли в QUAKE 3 (1999), Counter-Strike (2000) и Unreal Tournament (1999) где 10 + игроков на карте казались битвой под Бородино. А Battlefield 1942 предлагала 64 игрока, да еще и можно было кататься на технике. Это ж почти как в GTA 3 (2001) только про войну. В то время люди стали привыкать к постановочным картсценам. Но видя геймплей Батлы, где игрок бежит рядом с колонной танков, в небе над ним идет самолетная битва, отовсюду на голову сыпятся снаряды и бомбы, а по вам из здания на конце карты палит снайпер — заставляет открыть рот даже у бывалого игрока, который понимал что-то не скрипты. Если конечно вы найдете в клуб где есть 64 компа и столько же игроков… А Интернет тогда стоил дорого. С ботами игра выглядела пресно. После подобные ощущения у меня смог повторить BATTLEFIELD 1 Вырезка из обзора Игромании
Согласен с PC gamer
EVE ONLINE (MAY 2003)
PC gamer пишет что EVE стала самобытной благодаря тому, что придерживается принципа «полной свободы» и PvP. Но самое главное: игра создается вокруг своего сообщества.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Еще одна ММО. И тут да действительно уникальная — засунуть симулятор бухгалтера в космическую обертку мало кто сможет. Её действительно можно считаться важным событием: за 20+ лет у игры не было достойных подражателей, и жанр определить довольно сложно. Elite и Star Citizen все же относятся к космосимам, а EVE больше к экономической стратегии, где вы начинаете обычным рабочим, но можете положить все свободное время и реально управлять межгалактической корпорацией. За этой игрой интересней следить, чем играть. Например новость где игроки интригами стравливают две гигантские гильдии, которые устраивают космические баталии с участием десятка тысяч игроков, в ходе которых теряют десятки (а может и сотни) тысяч долларов, звучит более интересно, чем сама битва для рядового участника.
Я тоже не нашел в игровых журналах за 2003 год обзора, что меня сильно удивило. Но оно и понятно интернет тогда мало кого интересовал, и жанра ММО в СНГ по сути до 2005 небыло.
Согласен с PC gamer
VALVE RELEASES STEAM (SEPTEMBER 2003)
PC gamer пишет, что Steam не задумывался как магазин, а как площадка для обновления их игр. Но в 2003 году, Vavle стали готовиться к выходу Half-Life 2, и стали добавлять «базарные» функции.
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Влияние Steam на игровую индустрию объяснять думаю не нужно.
Но в свое время идея продавать игры в «цифре» вызывала не понимание. Ведь по сути вы покупаете воздух за деньги. Раньше хотя бы у вас был диск.
Кто тут помнит свой первый магазин пятерочка? Но думаю каждый вспомнит дизайн Steam когда делал первые покупки там. Для тех кто хочет поностальгировать вот вам карусель из скриншотов. Узнали свой первый дизайн?
Согласен с PC gamer
CALL OF DUTY (OCTOBER 2003)
PC gamer пишет, что сейчас мы CoD знаем как мультиплеерный продукт (вот так чудеса, скажут многие), но на своей заре это было кинематографическое приключение после которого жанр FPS уже не был прежним/
Как событие запомнилось у нас и его влияние:
Call of Duty в свое время действительно завораживал своими карт сценами. 3 компании которые хорошо показывают 3 стороны конфликта и ужасы войны, у которых разный геймплей немного отличается (где то вы обычный пехотинец, где-то командир танка, а где-то снайпер в разрушенном городе). Да и сейчас если отбросить всякие «серые морали» CoD способен увлечь интересными сценами. Вообще в свое время была «война» между консольной серией Medal of Honor (1999) и ПКшной Call of Duty (хотя вроде как ее для Хкоробки 360 разрабатывали, но кому какое дело было?). И для многих из того времени будет удивительно, что клон Medal of Honor пережил своего прародителя.
Согласен с PC gamer?
Хотел конечно кинуть предъяву, мол Call of Duty это всего лишь конвейер, и были в то время и другие «кинематографические игры» (Max Payne 1-2; Fahrenheit, Mafia: The City of Lost Heaven). Но первая Call of Duty умело завлекало массового игрока — начиная игру со сцены высадки в Нормандии, которая почти дословно повторяет аналогичный момент из уже даже тогда ставшего культовым «Спасти рядового Райана», умело совместив длинную карт сцену и геймплей.
Эпилог
PC gamer решил тут закончить первую часть своей статьи, и я не буду спорить с умными журналистами, и последую их примеру. Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой Клокоблог в Вк. Это даст мне стимул дальше строить из себя знатока, и заниматься графоманством.


























































2 комментария
Добавить комментарий