Не так давно линейка видеотехники от компании Pioneer пополнилась проектором для домашнего кинотеатра. Несмотря на то, что это первый проектор данной марки, он сразу попал в высшую лигу, так как имеет разрешение Full HD, а изображение формируется с помощью технологии D-ILA, современная версия которой обеспечивает очень высокую контрастность. Разумеется, внешне KRF-9000FD соответствует фирменному стилю KURO — корпус проектора черный с лаковым покрытием.
Содержание:
- Комплект поставки, характеристики и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Меню
- Коммутация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики
- DVI-подключение
- HDMI-подключение
- Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Выводы
Комплект поставки, характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Черного цвета корпус проектора, за исключением днища, имеет зеркально-гладкое лаковое покрытие. (Снизу проектор не такой зеркальный.) В результате внешне проектор выглядит очень стильно и дорого. Правда, судя по состоянию тестового экземпляра, лаковое покрытие не очень устойчиво к царапинам. Не зря в комплект поставки должна входить специальная салфетка для чистки и полировки поверхности. Впрочем, учитывая класс проектора, он наверняка будет закреплен на потолочном кронштейне в относительной безопасности от факторов окружающей среды, поэтому стильность в ущерб практичности простить можно. На верхней панели находятся кнопки управления и индикаторы состояния.
Спереди видно две симметричные решетки (через одну воздух забирается, через другую выдувается), расположенный по центру объектив и окошко ИК-приемника рядом с ним.
Еще одна оснащенная сменным фильтром воздухозаборная решетка располагается на днище. Интерфейсные разъемы помещены в неглубокую нишу на задней панели, там же — окошко второго ИК-приемника. Под этой нишей — стандартный разъем питания.
Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса, что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну эти ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые отверстия. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.
Пульт
Пульт не очень большой. Его корпус изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. Кнопок много, однако, пульт очень удобен в использовании. Форма эргономична, самые нужные кнопки легко находятся на ощупь, две самые востребованные при настройке изображения функции — регулировки яркости и контрастности — вынесены на большие кнопки-качалки, есть кнопки непосредственного выбора входов и профилей. Некоторые подписи, правда, мелковаты. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой LIGHT. Включение и выключение проектора разнесены на две кнопки.
Меню
Меню имеет строгое и лаконичное оформление под стать дизайну самого проектора.
Шрифт меню удобочитаемый, хотя, может и несколько мелковатый. Навигация удобная, но не самая экономная. При настройке ряда параметров, влияющих на изображение, меню исчезает, остается только одна строчку с ползунком, что упрощает оценку вносимых изменений.
К недостаткам можно отнести то, что текущие значения параметров можно узнать, только выделив нужный в списке на странице. Русской версия меню нет, однако к проектору прилагается достаточно подробное руководство на русском языке.
Коммутация
Проектор оснащен двумя HDMI-входами версии 1.3, компонентным, S-Video и композитным входами. VGA-входа нет. Для подключения источника SCART-RGB-видеосигнала потребуется переходник со SCART на 4 RCA-разъема, которые подключаются одновременно к компонентному и композитному входу, а в меню нужно будет включить соответствующий режим. Также к компонентному входу можно подключать источники RGB-сигнала с синхронизацией в зеленом канале. Переключение между источниками осуществляется перебором с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или непосредственным выбором входа с помощью 6-ти кнопок пульта. Автоматического распознавания активного подключения нет. В меню можно указать некоторые характеристики видеосигналов (например, яркостный диапазон для HDMI). Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, в руководстве приведены распайка разъема, характеристики протокола и команды.
Управление проекцией
Объектив оснащен электромеханическими приводами механизмов фокусировки и трансфокатора. Не прочитав руководство, практически невозможно догадаться, как выполнить настройки фокуса и зума. Эти настройки производятся только при выводе тестового шаблона из зеленой сетки. Два неприметных колесика в передней части днища предназначены для регулировки положения объектива. Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 34% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. Объектив немного выступает за габариты корпуса, что требует повышенной аккуратности при транспортировке проектора. От пыли переднюю линзу защищает полупрозрачная крышка, одевающаяся на объектив и никак не прикрепленная к корпусу. Для облегчения настройки проекции на экран можно вывести несколько видов шаблонов (кнопка TEST пульта или пункт Test Pattern в меню).
Основных режимов геометрической трансформации три: 4:3 — изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3; 16:9 — картинка увеличивается и при необходимости растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов; Zoom — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox.
В случае HD-сигналов можно только включить режим V-Stretch, который немного растягивает картинку по вертикали так, что полосы при формате 2,35:1 уходят за область проекции, при этом для восстановления правильных пропорций нужно использовать опциональный анаморфотный объектив. При подключении по HDMI и сигналах с «компьютерными» разрешениями (например, 1024 на 768 пикселей) картинка может быть пропорционально увеличена с сохранением исходных пропорций (режим Normal), растянута на всю область проекции до соотношения 16:9 (Full) или выведена без интерполяции (Dot By Dot).
Настройки Overscan и Screen Crop помогут избавиться от помех по периметру изображения. Первая применима только для сигналов с разрешением меньше HD, при ее включении картинка немного увеличивается так, что по 2,5% оказывается за областью проекции. Вторая доступна только для HD-сигналов и позволяет на 2,5% или 5% обрезать картинку по периметру без увеличения, а значит и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой HIDE. В меню включается вертикальный и горизонтальный переворот изображения в соответствии с типом проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление).
Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Кроме привычных настроек, влияющих на цветовой и яркостный баланс,
в проекторе есть регулировка цветовой температуры (3 предустановленных и 2 пользовательских профиля с регулировкой усиления цветовых компонент),
продвинутая настройка гривой гамма-коррекции (4 встроенных и 1 пользовательский редактируемый профиль — выбор показателя и поточечная правка гамма-кривой общей и по цветам в раздельности),
а также регулировка баланса в тенях с помощью изменения смещения красного, зеленого и синего цветов. Есть настройка контурной резкости, функция подавление видеошума и программное сведение трех основных цветов. Предустановленные сочетания настроек хранятся в трех редактируемых профилях, еще три отведены под пользовательские сочетания.
Привязки настроек к видеовходам нет.
Дополнительные возможности
Есть функция автоматического выключения при длительном отсутствии видеосигнала на текущем входе.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Pioneer KRF-9000FD (если не указано иное, то Color Temp. = High, Gamma = Dynamic, Lamp Power = High, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Световой поток в режиме | |
— | 590 лм |
Lamp Power = Normal | 490 лм |
Равномерность | +8%, -21% |
Контрастность | 290:1 |
Максимальный световой поток чуть-чуть ниже паспортного значения (заявлено 600 лм). В полностью затемненном помещении при использовании белого матового полотна картинка не будет выглядеть блеклой на экране как минимум до 2,5 м шириной. Равномерность освещенности хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
— | 17 400:1 |
Максимальное фокусное расстояние | 23 800:1 |
Full on/full off контрастность очень высокая и на максимальном фокусном расстояние она приближается к заявленному значения в 30 000:1 (возможно, при центральном положении объектива контрастность была бы еще выше). Вне области проекции присутствует незначительная засветка (на уровне черного внутри), сходящая постепенно на нет, что повышает субъективно воспринимаемый контраст в том случае, когда экран больше границ изображения.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 35 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 32,5 | Очень тихо |
Проектор по современным меркам не самый тихий, но даже в режиме высокой яркости его можно без какого-либо дискомфорта использовать для просмотра фильмов в домашнем кинотеатре. Шум равномерный и не раздражает.
DVI-подключение
При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное. Геометрия идеальная. Градации на шкале серого различимы в диапазоне от 0 до 255 (при Brightness = 1 и Contrast = -1) с шагом через 1. Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие, правильные и насыщенные. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива плюс несведение матриц незначительные — ширина светло-фиолетовой/сине-зеленой каймы на границах контрастных объектов не превышает 1/3 пикселя, да и то только в одном углу. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Равномерность фокусировки хорошая.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при Brightness = 1 и Contrast = -1. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами (яркость белого поля принята за 100%).
От 0 до 255 яркость следующего оттенка всегда выше предыдущего. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 1,89, что меньше стандартного значения 2,2, при этом гамма-кривая немного отклоняется от показательной функции. График ниже иллюстрируют характер роста яркости в тенях.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Слабые градации оттенков в тенях (при Brightness = 1) и на светлых участках изображения хорошо различаются.
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Яркостная четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | 520 | Хорошо |
S-Video | 530 | Хорошо |
Компонентный (480/576, i/p) | более 540 | Отлично |
Компонентный (1080i) | более 1080 | Отлично |
Цветовая четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | 110 | Очень хорошо |
S-Video | 110 | Хорошо |
Компонентный (480/576, i/p) | 270 | Отлично |
Компонентный (1080i) | более 540 | Отлично |
Яркостная и цветовая четкости высокие (некоторое занижение яркостной и цветовой четкости при композитном и S-Video-подключении можно не принимать во внимание). Тестовые шаблоны с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков хорошо различаются в тенях и на светлых участках изображения. Цветовой баланс правильный.
В случае чересстрочных сигналов при включенном режиме PureCinema проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, использую смежные поля. На тестовых фрагментах с мирами в движении периодически происходит срыв на вывод по полям, однако на фрагментах реальных фильмов прогрессивное преобразование выполняется идеально, но только для сигналов стандартного разрешения. На изображении 1080i двигающиеся элементы выводятся по полям.
Сглаживание зубчатых границ объектов в случае видеосигнала обычного разрешения производится с не очень большой эффективностью. Положительный эффект от функции шумоподавления присутствует.
Определение времени отклика и задержки вывода
Из-за довольно сильной модуляции яркости лампы (с частотой более 200 Гц) при определении времени отклика графики яркости пришлось сильно сглаживать, что привело к некоторому завышению значений, а значит, приведенные ниже значения являются оценкой сверху. Для перехода черный-белый-черный время включения — не более 11 мс, время выключения — не более 5,3 мс. Среднее суммарное время перехода между полутонами составило 19,7 мс.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора при HDMI(DVI)-подключении составила порядка 34 мс.
Выводы
Строгий дизайн в стиле KURO находится в полной гармонии с высоким качеством изображения и в частности с настоящим бескомпромиссно глубоким черным на экране. Данный проектор может быть использован в качестве основного компонента при создании домашнего кинотеатра высокого класса. Возможно, особой популярностью он будет пользоваться у почитателей марки Pioneer и стиля KURO, которые захотят многократно увеличить размер экрана относительно уже имеющихся у них ЖК- и плазменных телевизоров.
Достоинства:
- Отличное качество изображения (высочайшая контрастность, хорошая равномерность, отличная цветопередача, превосходная четкость)
- Стильный дизайн корпуса
- Электромеханические приводы фокуса и зума
- Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
Недостатки:
- Нет VGA-входа
- Нерусифицированное меню