NX20 — топовая (на момент написания статьи) модель в линейке системных беззеркальных камер Samsung. Во многом она похожа на своих предшественниц NX10 и NX11, которые в прошлом занимали такую же, топовую позицию среди камер NX. Главные отличия новинки от старых моделей: большее разрешение матрицы (20,3 Мп, APS-типоразмера), поворотный дисплей (3-дюймовый AMOLED 640×480), встроенный Wi-Fi и сопутствующие приложения передачи данных на компьютер или в сеть, бо́льшая скорость съемки (до 8 к/с при полном разрешении и до 30 к/с при 5 Мп).
Может ли такая камера быть заменой (для опытного фотографа) более громоздкой зеркальной камере, и насколько она удобна при съемке? Я пытался ответить на этот вопрос в статье о первенце линейки — Samsung NX10. Когда писалась та статья, беззеркалки еще не были так широко распространены как сейчас, и ощущения от камеры были действительно новыми. Тогда мне пришлось достаточно много поснимать (и фотографий, и видео) на Samsung NX10, и камера мне, в общем, понравилась — легкая, не очень заметная, и по функциональным возможностям вполне профессиональная техника. Радовало сочетание компактности (как самой камеры, так и широкоугольной оптики), производительности, качество отображения на AMOLED-дисплее, но несколько разочаровали электронный видоискатель (не реализацией в конкретной камере, а принципиально: уж лучше большой дисплей, при необходимости — с шахтой-блендой, чем «псевдооптика») и некоторая медлительность в реакции на управление. Поясню про электронный видоискатель. В помещении с ним снимать вполне удобно. Но на улице, при ярком окружающем освещении, глазу приходится привыкать к другой, отличной от натурной, яркости картинки в электронном видоискателе каждый раз, когда собираешься выполнить съемку. Такое привыкание не только неприятно, но и приводит к потере скорости съемки.
Все сказанное про NX10 справедливо и в отношении NX20. Возвращаясь же к вопросу о системной беззеркалке как о возможной замене зеркальной камере, сформулирую ответ, каким он представляется мне. NX20 по системности, функциональности и скорости работы сопоставима с зеркалками начального уровня; она подойдет для любительской (фото и видео) и более сложных видов съемки, которые не предполагают мгновенной реакции фотографа на событие и оперативной перенастройки камеры. Похожа камера на зеркалки начального уровня и широким набором функций, позволяющих делать снимки «просто и весело». Более того, богатый и разнообразный любительский арсенал средств больше роднит ее с компактами, которые уж точно не рассчитаны на скучную методичную работу.
Интерфейс i-Function, хороший поворотный дисплей, множество встроенных цифровых фильтров — все это предполагает съемку с экспериментами над каждым снимком. Вот несколько примеров использования функций и электронных фильтров, которые могут быть эффективной заменой компьютерного графического редактора и фантазии в использовании технических возможностей камеры и оптических фильтров.
Кроме привычных 2D-фильтров и режимов стилизации, встроенных в камеру, есть у Samsung NX20 и режимы 3D-съемки. Причем процессор камеры может как создавать симуляции объемного изображения на основании единственного снимка, так и генерировать настоящие 3D-изображения в режиме съемки с панорамированием. К сожалению, ни сама камера, ни ПО из комплекта не позволяют без специальных дисплеев или телевизоров просматривать объемные картинки.
Формат MPO-представления объемных изображений не является экзотическим. Стандартные стереопары, упакованные в него, могут быть без труда «разобраны» на пары JPEG или анаглифические картинки с помощью стороннего ПО. Я пользуюсь MPO Toolbox (описание программы можно найти на сайте stereoscopynews.com). Но у Samsung NX20 объемное панорамное изображение строится не по паре снимков. Программа справляется с псевдо-3D MPO-файлом камеры, но не может конвертировать в анаглифическое изображение панорамный 3D MPO.
Приведенные выше иллюстрации демонстрируют «развлекательные» возможности камеры, но как вариант репортерской ее рассматривать не стоит. Она так и не позиционируется — но ведь конкурирует с зеркалками! Поэтому нужно разобраться, что мешает оперативно снимать с ее помощью. Отмечу, что отдельные системы камеры работают очень быстро. Хотя для автофокусировки и используется «контрастный» принцип, фокусировка выполняется практически без задержек. В серийном режиме можно снимать до 8 к/с при полном разрешении или 30 к/с при ≈5 Мп. Вот пример серии (последовательность: левый столбец сверху вниз, затем правый сверху вниз) фрагментов снимков (уменьшенных вдвое), полученных в режиме 30 к/с:
В репортерской работе нередко приходится оперативно переключаться с одного сюжета на другой с изменением настроек, а камера после съемки серии, к примеру, будет сообщать, что идет обработка данных и перенастройки невозможны. Система электронного видоискателя и дисплея также иногда на миг «подвисает», да и автоматическое переключение с дисплея на видоискатель происходит не мгновенно (это объективно обусловлено необходимостью исключить ошибки случайного переключения). Используя отдельно дисплей или видоискатель (нужно выполнить соответствующие установки в меню), выключив серийный режим, RAW, стилизации и шумоподавление можно добиться от камеры быстрого срабатывания и переключения режимов. Но это уже не будет репортерская камера.
Аналогичные замечания к скорости работы я формулировал и в отношении Samsung NX10. И ожидал, что новинка будет более совершенной именно по части оперативности. Но этого не произошло. Развитие системы идет по пути удовлетворения запросов любителей: камера обзаводится «непрофильными» функциями (Wi-Fi) или любительскими «интуитивными» аналогами «скучных формальных» профессиональных режимов: интерфейс i-Function, фильтры цветовой обработки и стилизации, встроенный графический редактор, встроенные фильтры коррекции искажений оптики.
Выбор сюжетного режима, подходящего для установленного на камеру объектива (в данном случае универсального зума). Настройка осуществляется с помощью кольца объектива и кнопки i-Fn | «Профессионалы» могут назначить кольцу на объективе и кнопке i-Fn разнообразные настройки, которые будут доступны в ручных и приоритетных режимах управления |
i-Function — фирменная реализация интерфейса управления Samsung. Фактически, это надстройка над привычным управлением съемкой, которая переносит акцент в управлении с традиционных фотографических параметров и режимов на интуитивно понятные неподготовленным пользователям сюжетные и композиционные решения и «привязывает» их к возможностям объектива. Причем, привязывает и к его оптическим характеристикам (соответствующие фокусным расстояниям объектива сюжеты), и к механике управления (выбирать режим или параметр съемки можно кольцом на объективе при нажатой кнопке i-Function). У NX20 i-Function уже второго поколения («2.0») — функция, позволяющая согласовать возможности оптики с набором сюжетных программ, управлять интеллектуальным цифровым зумом и параметрами съемки в «продвинутых» (PASM) режимах.
На корпусе камеры имеется шильдик «Wi-Fi». Положение и размер, делающие его более заметным, чем значки «Full HD» и «20,3 Мп» (они находятся на боковой поверхности), свидетельствуют о степени важности этой функции. Когда камера была выпущена (весной этого года), функции Wi-Fi не были, конечно, революционной новинкой, но все же являлись выдающейся особенностью камер. Сейчас Wi-Fi в фотокамере — почти привычный компонент. При этом собственно Wi-Fi, как радиоинтерфейсом, мобильность камер не ограничивается. Это лишь «символ» возможности разнообразных способов передать из камеры снимки, видео и текст в интернет или на другое совместимое устройство.
Удобны ли функции Wi-Fi на практике? Вероятно, не у одного меня разворачивание проводных и беспроводных сетей ассоциируется с головной болью. Впрочем, это пережитки прошлого, и сейчас, как правило, все легко соединяется в сети, и часто без усилий со стороны пользователя (за это мы должны быть благодарны массовости мобильных телефонов и смартфонов). Но насколько просто пользоваться функциями Wi-Fi в фотокамере NX20? Предельно просто. Я ожидал возможных проблем лишь при использовании функции синхронизации камеры и компьютера — Wi-Fi Direct / Auto Backup. Ожидал даже не проблем, а необходимости вводить параметры сетевых настроек в оба устройства при том, что интерфейс камеры не предполагает удобного набора текста (перемещаться по виртуальной клавиатуре приходится с помощью мультиселектора). Оказалось же, что и в этом случае от пользователя никаких усилий не требуется. Просто камеру нужно сначала подключить к компьютеру USB-кабелем, и устройства сами найдут и сконфигурируют друг друга. Ну а Wi-Fi-функция дистанционного управления съемкой с помощью планшета или смартфона (Remote Viewfinder) даже при всей аскетичности доступных пока настроек непременно впечатлит и гиков, и «серьезных» пользователей, которым нужен беспроводный контроль за съемкой для решения прикладных задач. Более подробно о Wi-Fi-функциях камеры и ПО из комплекта я планирую написать в отдельной (следующей) статье. Остаток этой будет посвящен конструкции, управлению и качеству снимков.
Samsung NX20, конструкция и интерфейс
Корпус
При удобстве форм и размеров корпуса, а также системы управления есть у камеры свойства, за которые покупатели не похвалят разработчиков (или маркетологов). На сравнительно большом корпусе нашлось бы место для стандартных интерфейсных разъемов подключения обычных (не HDMI) дисплеев и микрофона для записи звука в видеорежиме. Но A/V-порт объединен с USB, и кабель под экзотический фирменный разъем в комплект не входит. Микрофон можно установить только в фирменный системный башмак, и, к сожалению, совместимый микрофон на наш рынок не поставляется. На мой взгляд, это странная политика, вряд ли способствующая успеху в целом очень хорошего продукта.
Экранный интерфейс. Дисплей в режиме съемки и оперативных настроек (Fn)
Подсказка при переключении камеры в интеллектуальный режим съемки SMART, в котором камера сама определяет сюжет | Дисплей в режиме SMART-съемки с индикацией возможных сюжетных режимов |
Дисплей в режиме съемки «приоритет диафрагмы»; при необходимости левую и правые информационные колонки, окно гистограммы и отображение прочей информации можно отключить | Указатель горизонта для продольного и поперечного положений камеры |
Дисплей в режиме отображения и настроек основных параметров съемки. Для настройки параметра нужно его выбрать с помощью диска навигации | Настройка формата и степени сжатия JPEG |
Настройки серийного режима, таймера и автоматической вилки экспозиции, баланса белого и вилки стилизации (по параметрам функции «Мастер снимков») | Настройка светочувствительности |
Настройки съемочных параметров камеры через меню в режимах фото- и видеосъемки
Меню съемочных установок | Меню пользовательских настроек |
Меню съемочных установок | Меню пользовательских настроек. Настройка шумоподавления |
Меню съемочных установок | Меню пользовательских настроек. Настройка автоматической вилки по экспозиции, балансу белого и стилям |
Меню системных установок камеры | Меню пользовательских настроек. Настройка вспомогательной сетки |
Меню системных установок камеры | Меню пользовательских настроек. Настройка функционирования кнопок |
Меню системных установок камеры | Меню пользовательских настроек. Настройка отображаемых информационных полей |
Меню настройки параметров GPS (приемник в комплект не входит) | Меню пользовательских настроек. При включенном режиме «электронный затвор» минимальная выдержка может составлять 1/8000 с. Включение функции «Исправление искажений» позволяет еще на этапе съемки избавиться от искажений объектива (часть изображения на краю при этом будет удалена) |
Настройка режима отработки экспозиции для видеосъемки | Настройки режимов видеосъемки и функций оптимизации контраста / настройки цветопередачи |
Настройки режимов видеосъемки. Встроенный фейдер затемнения для начала или конца ролика позволяет обходиться без дополнительного редактирования на компьютере | Функция «мульти-движение» позволяет ускорять или замедлять снимаемый фильм |
Интерфейс и меню функций в режиме просмотра
Просмотр снимка и информации о параметрах съемки | Просмотр в режиме поиска снимка по миниатюре. Файлы можно сортировать по дате и типу снимка |
Просмотр снимка, информации о параметрах съемки и гистограмм изображения | Просмотр в режиме поиска снимка по миниатюре с увеличением активной миниатюры. Данные можно сортировать по дате и типу снимка |
Меню просмотра | Меню просмотра с «умной» сортировкой по ключевым характеристикам файлов (выбрано — по дате) |
Меню обработки в режиме просмотра. Обрабатывать можно и RAW-файлы, но при сохранении их разрешение будет уменьшено | Меню просмотра |
Качество снимков, шум при различных значениях светочувствительности
Снимки
Продолжение о программном обеспечении камеры и Wi-Fi-функциях — в следующей статье.