Камера с объективом-блинчиком и блендой к нему.
Samsung NX10 14,6 Мп камера со сменной оптикой и электронным видоискателем. Так как оптического видоискателя с зеркалом и призмой для прямого визирования через объектив у нее нет, корпус получился существенно более компактным, чем у зеркалок. Отсутствие зеркала позволило максимально приблизить объектив к матрице. Что, в свою очередь, дает возможность делать короткофокусные объективы более простыми и компактными, чем у камер с зеркальной системой видоискателя.
Но простая конструкция без дополнительных оптических элементов на пути от объектива до матрицы не предполагает их использование не только для визирования, но и для системы фокусировки. Фокусировка (по контрасту) у камеры производится по основной матрице. А контрастная фокусировка пока медленнее фазовой, основной для зеркалок. Samsung NX10 фокусируется медленнее зеркальных камер в обычном для них режиме, но все же быстрее, чем многие из них (близкие ей по цене) в режиме прямого визирования LiveView.
Не только фокусировка пока (в конкретной модели; нет сомнений, что дальше будет лучше) медленнее, но и качество изображения в электронном видоискателе (не смотря на разрешение 3*640*480) не сравнится с тем, которое присуще зеркалкам (современным, а не отдельным старым с грубым матированием фокусировочных экранов). В какой-то мере последнее компенсируется обилием информации, отображаемой в видоискателе, и усилением сигнала при съемке в сумерках (правда, лишь до некоторой экспозиции, достаточной для работы видеосистемы видоискателя). Но оценивать точность фокусировки или настройки фильтра (к примеру, поляризационного) в такой видоискатель заметно труднее, чем в зеркальный. С другой стороны, если у фотографа до этого был только компакт и он привык к ручной фокусировке по дисплею и грубой настройке фильтров, видоискатель и дисплей NX10 оценит на «5».
Плюсы и минусы систем со сменной оптикой и электронным видоискателем вполне очевидны. В профессиональном секторе (с репортерским уклоном) они пока не конкуренты зеркальным камерам. И Samsung позиционирует NX10 не как замену зеркалке, а как аппарат для тех, кто привык к компакту с дисплеем, привык строить кадр и снимать, держа камеру в некотором отдалении от глаз.
Съемка с визированием по видоискателю отличается от съемки с визированием по дисплею. Первая предполагает погружение в процесс, контакт с камерой (что добавляет стабильности) и съемку с уровня глаз. Такая съемка быстрее, окружающее освещение не влияет на восприятие изображения, но она беднее ракурсами. Теперь о второй. При использовании дисплея, как видоискателя, легче контролировать не только снимаемый объект, но и окружающее пространство (конечно, не при ярком освещении). И снимать можно с любого ракурса и уровня, до которого достает рука.
Я снимаю и зеркальной камерой, и компактной. И по привычке к первой сразу пытался пользоваться электронным видоискателем, и оценивать NX10 в сравнении именно с зеркалкой. И камера мне не понравилась. И видоискателем, и обычным для компактов небольшим буфером, и задумчивостью камеры с сообщением на дисплее «обработка». Но вскоре (мне потребовалось, примерно, два дня чтобы «переучиться») перешел на «компактный» стиль съемки по дисплею, без длинных серий и стал сравнивать камеру с компактом. Разнообразие ракурсов съемки существенно увеличилось. И камера мне понравилась. Я стал воспринимать ее, как быстрый компакт со сменной оптикой, который при необходимости превращается в не очень быструю «зеркалку». Если посмотреть на NX10 именно как на «развитие» компакта, то она окажется идеальной ему заменой. Ведь кроме возможности менять объективы, у нее еще APS-C размера матрица (КМОП, 15,1 Мп). А фокусировка заметно быстрее чем та, которая реализована в компактах.
К плюсам камеры стоит добавить еще универсальность интерфейсов (мне легко удалось подключить универсальную вспышку и универсальный пульт управления) и, конечно, дизайн. Камеру удобно держать в руке, удобно снимать и у нее хорошо продуманный интерфейс управления и функционально, и по реализации меню (не хватает разве что принудительного переключения дисплей/видоискатель, что вообще кажется курьезом, так как это стандартная функция для компактов с электронным видоискателем). И напоследок NX не просто камера, а система из камеры, оптики и принадлежностей. Ее можно использовать и как электронную игрушку, и как эффективный инструмент для многих видов прикладной съемки.
На верхней панели находятся: кнопка подъема встроенной вспышки, башмак системных вспышек, переключатель режимов фото/видеосъемки, спусковая кнопка с кольцом включения питания, кольцо настроек, кнопка быстрого перехода в автоматический режим («зеленая кнопка», на случай если нет времени соображать, как настроить выдержку/диафрагму в режимах PASM) / увеличения (при просмотре) и кнопка переключения серийного режима/таймера/уменьшения (при просмотре). В соответствии с классом у камеры есть не только программные, ручные и сюжетные режимы работы, но и «совсем» простой Smart , в котором автоматика распознает сюжеты.
Я обнаружил, что если есть намерение оперативно что-то снять, пользуясь электронным видоискателем, удобно прикрывать датчик переключения дисплей/видоискатель большим пальцем правой руки еще до того, как камера поднесена к глазу. Так обеспечивается надежность срабатывания автоматики переключения на видоискатель, что особенно критично, если торопишься и пользуешься очками и не плотно прижимаешь лицо к камере (в такой ситуации датчик может просто не сработать). Не знаю, на сколько это может повредить камере, но в руководстве написано: «Не заслоняйте датчик глаза. Это может привести к повреждению камеры.» Я, примерно, неделю снимал именно в таком режиме «принудительного» переключения видоискателя и ничего с камерой не произошло.
Как уже отмечалось, у камеры хорошо продуманное и удобное меню (на мой вкус). Крупные значки основных настроек хорошо видны и легко воспринимаются и при съемке с использованием дисплея, и при съемке через видоискатель. В чем электронный видоискатель без сомнения превосходит оптический в возможности отображать разнообразную информацию. Я не раз обращал внимание, что при съемке зеркалками, сосредоточившись на сюжете, теряешь контроль над настройками камеры. В видоискателе Samsung NX10 и изображение снимаемой сцены, и информация о настройках гармонично сочетаются.
Дисплей в режиме «Приоритет диафрагмы». Кроме информационных значков через меню можно дополнительно включить экранную сетку. | Дисплей в интеллектуальном автоматическом режиме съемки. Строка миниатюр под изображением означает некоторые из программы, которые автоматика камеры может распознать (всего распознается около полутора десятков сюжетов). |
Дисплей в режиме видеосъемки. | Дисплей в режиме просмотра фотографий. |
Основные съемочные параметры, настраиваемые через кнопки быстрого доступа и кнопку Fn.
Управление камерой осуществляется в стиле «компактов», то есть, в основном, через экранные меню. Причем, многие настройки даже основных функций многоуровневые на ощупь управлять камерой не получится. Чтобы добраться до конкретной настройки нужно «погружаться» на 3-4 уровня «внутрь». Тем не менее, меню наглядное и удобное.
Настройка разрешения снимков. | Выбор режима экспозамера. |
Выбор режима автофокусировки: зоны/зон, автоматическое определение лиц. | Настройка светочувствительности. |
Настройка таймера. | Настройка баланса белого. |
Мастер снимков. JPEG фотографии еще в процессе съемки можно кодировать в определенном стиле от «стандартного» до ч/б; есть возможность пользовательской настройки оттенка, насыщенности, резкости, контраста. | Дисплей в режиме съемки видео. Возможна съемка в программном режиме автоматики или в приоритете диафрагмы. Кроме миниатюр режимов съемки видео (разрешение, качество, звук) под изображением можно заметить значки фейдеров. Если соответствующие функции включены, видеоролик может «появляться из темноты» или «уходить в темноту». |
Выбор режима, размера и положения области фокусировки
Режимы фокусировки: фокусировка в момент нажатия на спусковую кнопку, непрерывная и ручная. | Большая область замера, подойдет для динамичных сюжетов с большим объектом съемки. |
Средняя область замера. | «Точечный» замер, пригодится, к примеру, при съемке сквозь ветки дерева. |
Хотя зону фокусировки нельзя переместить во все области изображения (по горизонтали выбор зоны ограничен, примерно, положением мишени на снимках, приведенных выше), выбор режимов и положения зон фокусировки существенно более гибок, чем это возможно в зеркалках при фазовой фокусировке.
Настройки камеры через меню, вызываемые кнопкой MENU.
Некоторые функции основного меню дублируют те, которые настраиваются кнопками или через оперативное меню Fn | |
Стабилизация изображения осуществляется системами OIS объективов. Но управлять режимами стабилизации (стабилизация работает постоянно или только в момент съемки) нужно через меню камеры. | Пользовательские установки функционирования камеры и настройки интерфейса. |
Пользовательские установки камеры. |
Настройки интерфейса камеры.
По скромности настроек пользовательского интерфейса камера ближе зеркалкам, чем компактам. Ничего лишнего, и кое-что хотелось бы добавить. Явно не хватает кнопки принудительного переключения дисплей/видоискатель, функции принудительного увеличения при ручной фокусировке.
Настройки отображения информации при съемке. | Настройки кнопочного управления. |
Дисплей в режиме просмотра.
Различные режимы отображения снимка. | |
Режим поиска снимка по миниатюрам. Для оптимизации поиска возможно использование фильтра «по дате». | Просмотр с увеличением. |
Меню просмотра. | Возможности обработки снимка в камере достаточно широки от удаления красных глаз и оптимизации контраста, до кадрирования и улучшения портретных снимков. |
Функция постобработки «Встречный свет» для автоматической локальной коррекции яркости. | Стилизация снимков при просмотре. |
Samsung NX10 снимает фотографии в RAW и JPEG. Файлы этих форматов можно обработать с помощью программы Samsung RAW Converter 3 (JPEG с некоторыми ограничениями, в частности, по обработке шума и изменению настроек резкости). RAW файл NX10 пока не распространен и в полной мере не поддерживается большинством редакторов (для желающих попробовать RAW файл 25 МБ). Samsung RAW Converter 3 эффективный инструмент. Он поддерживает все стандартные для RAW конвертеров функции, пакетную обработку и перенос «вкусов» («рецептов» в других программах). Из не очень распространенных, но полезных функций отмечу: восстановление светов с приоритетом яркости/цвета и насыщенности/оттенка, имитация пленки. Явные недостатки перевод программы на русский (к примеру, «Маска для удаления резкости» вместо «фильтра нерезкой маски»). Качество изображения
Один из наиболее часто задаваемых вопросов о камере Samsung NX10 касается возможности использования ее для съемки в условиях недостаточного освещения. Можно ли снимать на более высокой светочувствительности, чем минимальная? Сильно ли шумит матрица? Камера многими воспринимается, как компакт. Отсюда и вопросы. Сравнивая снимки NX10 со снимками других камер с матрицами APS-C типоразмера никакой принципиальной разницы обнаружить не удается. Картинка чистая. На JPEG снимках явных артефактов, присущих снимкам компактов, не заметно. Градации яркости передаются аккуратно. Снимать можно во всем диапазоне доступных ISO. Кроме того, процессор обработки может сглаживать шум при длительных выдержках (более 4 с) и ISO 3200. Подавление шума можно принудительно включать и отключать:
Для оценки качества изображения производилась съемка мишени Kodak Q13 и штриховой миры при освещении их лампами дневного света. Так как настройки шумоподавления, описанные в меню, мне показались несколько необычными почему только при ISO 3200 производится шумоподавление, во всем диапазоне ISO тестовая съемка выполнялась с включенным и выключенным подавлением шумов.
Далее приведены фрагменты 1:1 JPEG снимков со стандартными установками кодирования изображения. Левая колонка фрагмент «CMY» текста, правая самое темное поле серого клина мишени («гамма1») и оно же после повышения яркости (в графическом редакторе соответствует повышению среднего значения шкалы «уровни» от 1 до 2):
И фрагменты штриховой миры:
Ничего неожиданного испытания на «шум» не обнаруживают. При съемке в диапазоне ISO до 400 единиц на шум можно не обращать внимания. Принудительное шумоподавление, действительно, работает только при максимальной светочувствительности и к заметной деградации четкости картинки не приводит. Стоит отметить, что шумоподавление цветной составляющей шума обеспечивает более чистую передачу теней на снимке при ISO 3200, чем при ISO 1600. И если нужен JPEG без цветных пятен в тенях и можно пожертвовать четкостью, стоит предпочесть именно «ISO 3200 с шумоподавлением» «ISO 1600 без него».
Чтобы оценить, как влияет повышение светочувствительности на качество изображения в реальных условиях, выполнялась съемка одного и того же сюжета при разных ISO. Далее приведен уменьшенный снимок и фрагменты, соответствующие разным ISO.
Скорость съемки, на мой взгляд, единственное в чем камера уступает недорогим зеркалкам. Отставание по скорости фокусировки не такое уж и существенное. Скорость фокусировке как раз соответствует стилю съемки по дисплею «на вытянутых руках». В принципе, под любой предсказуемый сюжет можно приноровиться и не упустить момент. Отставание в скорости более заметно по возможности серийной съемки в RAW и реакции камеры на нажатия кнопок управления. Если снимать RAW и JPEG, то в серии может быть только 3 снимка. При этом скорость съемки ограничена вполне приличным значением 3 к/с. При съемке в JPEG ограничения в количестве снимков в серии нет. Но после нескольких снимков скорость замедляется и возможны небольшие паузы. Далее приведены уменьшенные снимки серии с неспешно едущими велосипедистами. Очевидно, что поймать момент вполне возможно:
Однако если после съемки серии нужно снимать следующую, придется некоторое время подождать, пока камера обработает и запишет прежнюю. Так же приходится ждать, если есть желание сразу после съемки перейти от съемки фото в видео или наоборот или перенастроить камеру. Частота демонстрации сообщения «обработка», что скорее всего связано с небольшим буфером и не очень быстрым процессором, более всего отличает камеру от «быстрых» зеркалок. Снимки
NX10 снимает HD видео 720p. При съемке можно управлять диафрагмой, а так же использовать функции плавного «затемнения» в начале и конце ролика. Автофокус при съемке видео не поспевает даже за медленным развитием сюжета, поэтому реально снимать можно только ролики со статичным сюжетом. При некоторой тренировке за не быстро движущимся объектом съемки можно успевать в режиме ручной фокусировки.
Цены
В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:
Samsung NX10 |
Н/Д(0) |