Android-x86 — первый взгляд на Android 4.0 Ice Cream Sandwich на планшетах


Android 4.0 сейчас является, что называется, горячей новинкой. Новая версия только начинает появляться на рынке, но Google обещает, что вскоре она займет на нем центральное место. Производитель в описании системы традиционно оптимистичен: новая версия Ice Cream Sandwich предлагает много серьезных изменений в интерфейсе, что позволит сделать работу с телефонами и планшетами, использующими Android, значительно удобнее.

В связи с этим очень интересно посмотреть на систему в работе. Но пока, увы, возможности познакомиться с ней крайне ограничены: на рынок выпущен только новый смартфон Galaxy Nexus, в котором Ice Cream Sandwich уже установлен, и буквально пару дней назад появились сообщения, что новая версия системы стала доступна для флагмана предыдущего поколения, Google Nexus S.

В то же время, практически нет информации о том, что из себя представляет Android 4.0 для планшетов. Ну, за исключением кратких официальных заявлений производителей, обещающих обновления для уже выпущенных планшетов до версии 4.0 и анонса какого-то планшета за 100 долларов. И мне лично очень хотелось восполнить этот пробел.

Помощь пришла в виде проекта Android-x86, занимающегося портированием этой операционной системы на платформу x86. Уже несколько недель назад они выложили первую тестовую сборку Android 4.0.1, чем мы немедленно и воспользовались, установив ее на имеющийся в нашем распоряжении планшет. Хотя работает она пока не очень хорошо, нам удалось не только поработать с ней, но и сравнить ее с Android 3.1 Honeycomb. Конечно, выводы очень предварительные: во-первых, тестовая версия, в которой много чего не работает, во-вторых, работает на неродной платформе. Тем не менее, организацию интерфейса и основные функции сравнить можно. Ну что же, приступим.

Немного истории

Изначально проект Google Android планировался для использования только в смартфонах. Если кратко, то Android создавался как конкурент iOS еще в те времена, когда на ней выпускался только iPhone, но по идеологии и логике построения системы ОС Google походила скорее на Windows Mobile (с некоторыми чертами Palm. Хотя тут можно спорить). Однако к моменту, когда Android более-менее приобрел черты нормальной работоспособной ОС (где-то к версии 2.1, а лучше — 2.2), приоритеты рынка очень сильно поменялись: самой интересной и продаваемой новинкой был планшет Apple iPad.

Спрос на планшеты был огромен, а вот предложение… Дело в том, что у производителей для конкуренции с iPad не было ничего: ни нормальной платформы, ни операционной системы, ни даже концепции устройства. От отчаяния объявлялись и иногда даже выходили на рынок планшеты на Windows CE или настольных Windows, но они очень плохо подходили для работы пальцем, так что считаться конкурентами iPad просто не могли.

Единственной более-менее подходящей системой как раз и оказалась Google Android, которая, помимо всех своих достоинств, была бесплатной и имела открытые исходные коды. Первыми планшеты на Android стали выпускать китайцы (причем часто — на весьма устаревших версиях). Их не смущала телефонная ориентация системы, они даже не выключали телефонный блок, который в отстутствие сотового модуля повисал в воздухе. Постепенно на платформу обратили внимание и ведущие мировые производители.

Очень интересно выступила компания Samsung: вместо того, чтобы убирать телефонные компоненты из системы, она, наоборот, предоставила в планшете возможность совершать звонки и записала это в один из плюсов системы. Вообще, планшет Galaxy Tab получился довольно удачным по функциональности, к тому же он долгое время оставался единственным в своем роде, что очень сильно помогло ему в продажах, даже вопреки высокой цене. Планшеты на «телефонной» версии 2.х выходят до сих пор, в качестве примера можно привести HTC Flyer, который вышел на рынок как раз под закат Android 2.х.

Рынок, производители, да и сама логика конкурентной борьбы требовали от Google актуальной операционной системы, ориентированной именно на планшеты. Такой версией стала представленная в конце февраля 2011 года Android 3.0 Honeycomb. И сразу после выхода у новой системы обнаружился целый ряд неожиданных особенностей. Во-первых (впрочем, это очевидно), версия 3.0 с самого начала позиционировалась только для устройств с большой диагональю экрана и горизонтальной ориентацией, т. е. планшетов. Этим, кстати говоря, в Google сломали собственную нумерацию версий, т. к. получалось, что 3.0 для телефонов не будет в принципе. Во-вторых, даже полуофициально Android 3.0 рассматривался как экспериментальное ответвление, без каких-либо долгосрочных перспектив. В-третьих, система ориентирована на разрешение 1280×800 точек и фактически — только на 10-дюймовые планшеты. Так что, например, Acer при выпуске Iconia A100 пришлось пойти на определенные ухищрения, чтобы заставить систему работать на 7-дюймовом экране.

Наконец, Google не стала выкладывать в открытый доступ исходные коды версии 3.0 Honeycomb. Формально компания обещала, что предоставит доступ к исходным кодам тогда, когда система будет полностью доработана для поддержки всех нужных устройств, а не только планшетов. Пока же Google не хочет, чтобы разработчики использовали его разными «unauthorized ways» (сложно перевести, но смысл состоит в запрете неконтролируемого использования и разработки дополнительных модулей). В реальности это обернулось тем, что в открытый доступ была выложена уже только версия 4.0 Ice Cream Sandwich.

Android 3.0 Honeycomb

Кратко пройдемся по основным новшествам и особенностям операционной системы Android 3.x, использующейся в подавляющем большинстве современных планшетов. В принципе, у нас на сайте уже есть обзор, посвященный пользовательским впечатлениям от новой системы, поэтому мы сосредоточимся на технологических новшествах, указанных производителем: это поможет нам при анализе новшеств версии 4.0 Ice Cream Sandwich.

По сравнению с 2.х новая версия имела очень сильно измененный интерфейс, значительно поменявший логику работы с системой, а также ряд технологических улучшений платформы (например, использование аппаратного ускорения в интерфейсе). Общий обзор новшеств на сайте производителя можно почитать здесь.

Итак, наиболее сильно поменялись интерфейс и система управления. Изменились рабочие столы, в 3.0 они пролистываются с 3D-эффектом. Переход к приложениям теперь осуществляется через кнопку в правой вверхней части экрана. Приложения в списке стали пролистываться вбок, что логично для этой ориентации экрана.

Полностью изменилась система управления. В интерфейсе предполагается наличие двух панелей: System Bar и Action Bar. Первая предназначена для системных функций и управления, вторая — сосредотачивает функции приложения и управляется им же, т. е. содержание панели зависит от разработчиков приложения.

Пару слов скажем о системной панели. Ее элементы можно разделить на три большие группы: кнопки управления, уведомления (notifications), системные функции (время, состояние батареи и беспроводных сетей). В 3.0 Google решил полностью отказаться от аппаратных кнопок, перенеся все элементы управления на экран. Экранных кнопок три, но традиционных осталось всего две: «назад» (возврат на шаг назад в приложении либо закрытие текущего приложения) и «домой» (немедленный выход на десктоп). Исчезла кнопка поиска (поиск теперь представлен в виде кнопки в верхнем левом углу) и «меню». Кстати, кнопка меню может появляться рядом с основными кнопками в нижней панели для некоторых старых приложений, оптимизированных для 2.х. У приложений, адаптированных к 3.0, эта кнопка должна появляться в верхней панели. Зато появилась отдельная кнопка вызова «недавно запущенных приложений» для более легкого перехода между ними. Если нажать на панель в информационной зоне (где часы), то появится меню управления системой: некоторые наиболее распространенные действия, типа регулировки яркости, вынесены прямо туда. В этом же меню отображаются полные версии уведомлений (иконки об их наличии показываются левее инфозоны). Из этого меню можно сразу перейти к настройкам планшета.

В системе был произведен и ряд других изменений. Например, другая клавиатура (по объяснениям производителя, сделанная так, чтобы удобнее было пользоваться на планшетах, однако я этого особо не заметил — прим. автора), улучшения типа «улучшенной поддержки copy-paste» (удобнее стало отграничивать зону выделения). Некоторые программы, например почта, получили «двухоконный» интерфейс (списанный не будем говорить откуда). В техническом плане главными новшествами стали использование аппаратного ускорения в интерфейсе системы и поддержка многоядерных процессоров. Подробнее о некоторых моментах мы поговорим ниже.

Старт Android 3.0 Honeycomb получился очень скомканным: в стремлении выпустить новую систему побыстрее (над рынком медленно сгущались тучи в виде iPad 2), «флагманский» планшет Motorola Xoom выпустили на рынок явно недоработанным (в том числе и по программной части). Это привело к валу негативных отзывов, испортивших первое, самое важное впечатление о системе и продуктах на ней.

Более того, профессиональные обзоры и отзывы на новую систему тоже были либо противоречивые, либо скорее негативные. Мне показалось, что в основном виной тому две причины: во-первых, многие журналисты ждали прорыва на фоне уже существующей iOS, а во-вторых, они уже слишком привыкли к iPad, и при обзоре новых планшетов происходила ломка стереотипов. Впрочем, в системе действительно было немало спорных моментов и недоработок. Не говоря уже о том, что по совокупности пользовательских впечатлений Honeycomb явно не дотягивала до iPad, а стоил Xoom при этом существенно дороже. Что крайне нехорошим образом отразилось на уровне продаж.

Google довольно быстро выпустил систему 3.1, на которой пошли в продажу уже все остальные планшеты. Потом была выпущена 3.2, в которой список изменений был крайне небольшим. Думаю, что новых версий 3.х мы уже не увидим, ибо грядет переход на 4-ю версию.

Что нового в Android 4.0?

После «планшетной» 3.х, основная задача Android 4.0 — снова стать единой операционной системой для телефонов и планшетов. Она должна запускаться и нормально работать на обоих классах устройств. В частности, разработчикам обещается единая среда разработки для телефонов и планшетов (удивительно, а что, раньше была разная?!).

В большинстве обзоров о новой версии говорится как о прорыве, о чем-то новом и уникальном. При этом все обзоры делаются по телефону Samsung Galaxy Nexus, поэтому сравнение идет с версиями 2.3.х (в лучшем случае), а при таком сравнении изменения действительно радикальные. В реальности же очень много идеологических моментов и решений в интерфейсе взяты напрямую из версии 3.0. Поэтому когда я поставил новую версию Android на планшет, особых отличий по сравнению с версией 3.0 я не увидел.

Кстати говоря, если посмотреть внимательно, то на официальном представлении Android 4.0 представители компании сказали много красивых слов о новой системе, но речь шла почему-то только о телефонах. О планшетах, насколько мне известно, не говорилось вообще. Впрочем, к этой теме мы вернемся в конце материала. А пока посмотрим на заявленные новые функции Android 4.0 — очень кратко.

Новый шрифт Roboto: улучшает читаемость и пр. Этот момент в описании сильно напоминает «наш ответ Microsoft», которая так долго и упорно рассказывает про новый шрифт в Windows Phone 7.

Новые возможности системы: улучшенная многозадачность, включая список недавно запущенных приложений. Аппаратное ускорение трехмерного интерфейса (насколько я понял, этот пункт напрямую взят из версии 3.0). Добавлены Android Beam (использование NFC для организации прямого взаимодействия устройств, опознавания и пр.) и Wi-Fi Direct — прямое соединение двух устройств по Wi-Fi. Поддержка USB host (вроде бы есть и в 3.1—3.2). В новой системе можно не только удалять самостоятельно установленные приложения, но и отключать системные приложения и службы, чтобы те не потребляли ресурсы. Введен контроль за объемом информации, переданной по сотовым сетям, с возможностью настройки предупреждения и блокирования и с разбивкой потребления по приложениям. Т. е. можно выделить, какое приложение потребляет много трафика, и запретить ему доступ в сеть. Разблокировка по лицу пользователя, новые возможности Bluetooth (например, подключение медицинских аппаратов) и пр.

Изменения интерфейса:

  • Magazine-style interface: интерфейс, как у журналов. Предлагается другая организация больших квадратных элементов на экране. Вроде не прямое заимствование, но выглядит очень похоже на Windows Metro.
  • Новая анимация меню и переходов, трехмерная анимация рабочих столов (применена уже в 3.0).
  • Улучшенные уведомления. Иконки появляются в нижнем правом углу. Нажав на них, можно вызвать само уведомление. Уведомление может иметь активные элементы — например, кнопку «ответить» для письма, кнопки плеера (тоже введено в 3.0).
  • Список недавно открытых приложений.
  • Возможность «свайпом» убирать приложения и уведомления.
  • Настраиваемые виджеты (можно организовать прокрутку внутри виджета и точно подстроить его размер)
  • Возможность организовывать папки, просто перетащив одну иконку на другую. В дальнейшем папку можно произвольно переименовывать.
  • Две панели управления — снизу (системная) и сверху (action bar). Изменений по сравнению с 3.0 не отмечено.
  • Виртуальные кнопки на системной панели, полное отсутствие аппаратных кнопок.
  • Улучшенный копи-пейст — как в 3.0, но графически показывает, куда будет перенесен и вставлен выделенный кусок.
  • Новая клавиатура с улучшенным предсказанием, голосовое управление.
  • Новый экран блокировки. Стоило обругать Windows Phone на вынесение контроля управления плеером на локскрин, как то же самое сделал Google. Т. е. на планшете-то это не страшно, а вот в телефоне будут те же проблемы.
  • Возможность штатно делать скриншоты (кнопки Power + Vol. Down).

Изменения во встроенном ПО. Утверждается, что много нового в стандартных программах и утилитах. Обновлен интерфейс календаря, теперь в нем работает масштабирование. Переделано приложение Voicemail. Очень сильно изменено приложение для камеры. Появилась возможность включить следящий фокус, отсутствует лаг при нажатии на спуск, камера сама может фокусироваться на лице и снимать его. Упрощен доступ к настройкам камеры. Изменили организацию и внешний вид галереи, добавили редактор для фотографий.

В систему добавлен хаб «People». Теперь в нем группируется вся информация о контакте, включая информацию из социальных сетей и пр. (По организации и внешнему виду — почти прямое заимствование из Windows Phone, причем в собственной системе пока смотрится чужеродным элементом.)

Новый браузер, имеющий ряд интересных возможностей: может запрашивать десктопную версию сайта, сохраняет страницы для чтения в оффлайне, режим «инкогнито», активный зум, может синхронизироваться с Google Chrome. Хотя это не мобильная версия Chrome (почему до сих пор не сделали?), но используется тот же движок WebKit. Обещают, что улучшена производительность, быстрее рендерятся страницы. Поддерживает до 16 вкладок. (На самом деле, браузер практически идентичен установленному в Android 3.0.)

Комментируя этот список, сразу отмечаешь, насколько удивительно похожи между собой списки новшеств 3-й и 4-й версий. Если для проверки внимательно посмотреть ту же википедию (не говоря уже о более солидных источниках, типа «родных» описаний версий 3.0 и 3.1), то сразу видно, что бо́льшая часть новшеств, указанных для 3-й и 4-й версий, одинакова даже в формулировках.

Возможности вдумчиво познакомиться с оригинальным планшетом на Android 4.01 у нас еще не было, однако недавно была выложена первая тестовая сборка Android-x86. Которую мы и исследовали (в той степени, в которой удалось заставить ее работать).

Оборудование

Благодаря любезности компании Acer, нам достался планшет Acer Iconia W500 на платформе AMD Brazos (чип С-50). Первая версия Android 4.0.1 x86 корректно работала только на этой платформе, в то время как на платформе Intel у нее был целый ряд существенных проблем (хотя они, вроде бы, уже решены).

Для сравнения мы используем любезно предоставленный нам для тестов Samsung Galaxy Tab 10.1 с операционной системой Android 3.1. В связи с этим должен сделать оговорку: ОС на Samsung Galaxy Tab 10.1 доработана производителем, поэтому внешний вид и некоторые функции могут отличаться от «чистого» Android. Впрочем, нам выбрать не из чего. А пользователи, у которых есть планшеты с «голой» ОС Android 3.x, могут сравнить наш вариант с тем, что показывается у них.

Android 4.0 в реальной жизни

В принципе, если правильно все подобрать, то система ставится даже с флэшки, и довольно быстро. Но при этом она очень требовательна к инсталлятору, создающему флэшку (у меня запустилась только с одного).

загрузка Android 4.0
загрузка Android 4.0

Можно ставить Android и в параллель с Windows. Но надо быть аккуратным, и на всякий случай сделать бэкап оригинальной системы (у меня, например, старая ОС запускаться перестала, но я ставил Android в тот же раздел, т. к. работоспособность Windows и не была приоритетом).

Правда, при запуске выяснилось, что на моей системе у Android возник конфликт адресов ядра и видео, так что работает система минут 10, после чего экран гаснет, а потом заполняется мусором — и надо перезагружаться.

конфликт при старте Android 4.0

Стартует система быстро — быстрее, чем планшет Samsung. В работе она тоже плавнее — впрочем, у Samsung поставлена своя оболочка и много программ собственной разработки, что негативно сказывается на производительности. Да и замусорен наш экземпляр Galaxy Tab был изрядно.

В нашей сборке Android-x86 не работало довольно много функций, падение вызывали даже пара элементов настроек (например, Storage). Не работала хваленая возможность снимать скриншоты, зажимая две клавиши (а жаль: у нас были бы шикарные скриншоты, тем более что Samsung тоже легко умеет их делать). Не запускалась камера, что очень досадно, т. к. очень хотелось оценить новый интерфейс. Наконец, и это совсем обидно, не запускались функции голосового управления и голосового поиска Google. Но, еще раз подчеркну, это сугубо предварительная сборка, и обращать внимание на неработоспособность элементов в ней не надо.

Так что перейдем к рассмотрению внешних особенностей интерфейса, которые работают вполне неплохо.

Экран блокировки

Экран блокировки сделан трагически-синим, в темных тонах (чтобы AMOLED меньше энергии потреблял?). Шрифты надписей и часов у двух планештов совсем разные, но Samsung применяет свои шрифты.

Экран блокировки Android 4.0 и 3.0

Панель статуса в правом нижнем углу в версии 4.0 активна. Т. е. если нажать на часы, то появляется основное меню, из которого можно выполнить некоторые настройки — например, включить или отключить Wi-Fi. Правда, дальше этого окна система пройти не даст: если, скажем, выбрать переход в настройки, то соответствующее окно откроется только после разблокировки устройства. Кстати, в 4.0 обещают выводить кнопки плеера тоже прямо на панель блокировки. В 3.1 такого нет, и единственное возможное действие — разблокировка.

Экран блокировки Android 4.0 и 3.0

Я уже высказывал свое мнение, что активные элементы на экране блокировки — это какое-то внутреннее противоречие. Либо это экран блокировки, когда все заблокировано, либо это экран управления — тогда причем тут блокировка? Хотя в некоторых случаях именно для телефона это может быть полезно, чтобы что-нибудь быстро настроить, но и вероятность случайного срабатывания при этом повышается.

Наконец, в 4.0 на кольце разблокировки могут быть размещены несколько элементов. Пока известно, что прямо оттуда можно вызвать камеру. Хотя, кстати говоря, не знаю, будет ли такая функциональность у планшетов. Из-за этого для разблокировки планшета иконку нужно тащить именно вправо (в 3.1 — в любую сторону).

Рабочие столы и меню приложений

Структура рабочих столов не поменялась: они и организованы, и пролистываются так же, как в 3.1. Даже рамки исчезают одинаково, когда рабочий стол встает на место. В 4.0 нет номеров рабочих столов, поэтому непонятно, на каком из них находишься. Список того, что можно размещать на рабочих столах, не изменился, а вот механизм размещения поменялся сильно.

рабочий стол Android 4.0 и 3.0

Рабочие столы прокручиваются с трехмерным эффектом, при прокрутке у рабочего стола появляется голубая рамка, которая исчезает после того, как стол встал на место.

рабочие столы Android 4.0
рабочие столы Android 3.0

В 4.0 в качестве новой функции заявлены виджеты, которые могут прокручивать содержимое внутри себя. Кроме того, размеры виджета можно произвольно менять, подгоняя под имеющееся пространство.

Убираются виджеты и ярлыки одинаково: если удерживать палец на элементе, то появляется возможность его двигать, а в правом верхнем углу появляется мусорная корзина. Кстати, пользоваться этой функцией на планшете с большим экраном не очень удобно — приходится тащить ярлык через весь экран с риском, что он «отцепится».

Переход в меню приложений в обеих версиях выполняется через иконку «Приложения» (в версии 4.0 надписи нет, остался только графический элемент). Иконка находится в правом верхнем углу, что опять же неудобно: как правило, планшет держишь за нижнюю часть боковых панелей, т. е. тянуться до нее далеко, приходится отпускать правую руку и держать планшет одной левой.

меню приложений в Android 4.0 и 3.0

Организацию меню приложений в Android 4.0 полностью поменяли и, на мой взгляд, не в лучшую сторону. В 3.1 в списке были только иконки приложений, и можно было выбрать: показывать их все либо только установленные пользователем.

В 4.0 все программы и виджеты объединены в единый список, переключаться между ними можно, например, по закладкам в верхней части экрана. Но если листать список приложений вправо, то после последней страницы он просто пролистнется дальше, на виджеты. Причем в этом списке показываются не виджеты, а их иконки, т. е. они неактивны и не отображают информацию.

Изменилась анимация меню приложений, в 3.1 это была лента из нескольких экранов, которые пролистывались. В 4.0 старое окно по-прежнему ходит вбок, а вот новое «всплывает» из-под него. Старая страница уходит всегда влево, а если провести пальцем слева направо, то она вернется, а текущая уйдет вниз. Причем если пройти вправо до конца приложений, то начнут появляться виджеты, которые потом надо перемещать на рабочий стол.

группировка приложений в меню приложений Android 4.0
группировка приложений в меню приложений Android 4.0

В этом меню можно ухватить виджет — тогда меню приложений пропадет, а откроется рабочий стол, куда можно будет этот виджет установить.

виджеты в меню приложений Android 4.0 и 3.0
установка виджета на рабочий стол в Android 4.0

Мне кажется, что для планшета гораздо удобнее схема, реализованная в 3.1, где снизу расположен список виджетов, а сверху — миниатюры всех пяти рабочих столов. Убирается виджет одинаково в обеих версиях: если подержать на нем палец, он «отклеивается» от стола, после чего его надо перенести в виртуальную урну.

Десктопное меню и уведомления

Остановимся на двух новых и важных элементах управления.

Во-первых, это основное меню, которое появляется при нажатии на зону уведомлений.

главное меню в Android 4.0 и 3.0

Как видите, в 4.0 появляющееся изначально меню неинформативно (там дублируются данные из панели уведомлений и показываются уведомления). Чтобы получить доступ к самым нужным функциям, требуется дополнительно нажать на экранную кнопку справа. Правда, большие иконки в 3.0 — это фирменное дополнение Samsung, в чистой системе это окно выглядит по-другому. Зато сразу видно, к чему стоило бы стремиться разработчикам Google.

полное главное меню в Android 4.0

Второй важный элемент — уведомления. В обеих планшетных версиях они реализованы схожим образом.

уведомления в Android 4.0 и 3.0

В системной панели, рядом с часами, появляется маленькая иконка. Если щелкнуть по ней, то откроется только это уведомление. Если же открыть основное меню, то в нем будут показываться 3-5 последних уведомлений, их можно убирать по одному.

смахивание уведомлений в Android 4.0

Чтобы убрать уведомление в 3.0, надо нажать на крестик на нем. В 4.0 можно убирать уведомления, просто смахивая их с экрана.

Управление

Ну, не будем говорить про тач, это и так понятно.

В обеих системах три кнопки управления, все кнопки расположены на экране. Кстати, зачем было делать таскбар, я не особо понимаю, т. к. функциональных элементов на нем размещено слишком мало (середина, например, у меня всегда оставалась пустой), поэтому все время остается впечатление, что это «назло Windows». Которая, если я правильно понимаю, собирается отказываться от таскбара вообще.

Функции кнопок не отличаются от 3.х — те же стандартные «Назад», «Домой» и «Список приложений». Аппаратной кнопки «Меню» больше нет, теперь это кнопка с тремя полосками, которая появляется где угодно: либо в таскбаре рядом с тремя основными кнопками, либо в правом верхнем углу, если там есть отдельная панель.

К сожалению, у нас не работала кнопка показа активных приложений. Жаль — это одна из самых интересных и неоднозначных функций Android. Поэтому мнение о ее работе пришлось составлять на основе Android 3.1.

По заявлениям разработчика, немного поменялась клавиатура, однако я особых изменений не отметил. Возможно, действительно улучшились предсказания, но это все равно не тянет на прорыв. Зато сразу бросается в глаза, что поменялся внешний стиль: вместо красиво оформленных «под реальную жизнь» рельефных кнопок клавиатура стала набором светлых прямоугольников (что тоже наводит на мысли о стиле метро, впрочем, тут я могу быть предвзят).

клавиатуры в Android 4.0 и 3.0

Настройки

Меню системных настроек сильно поменялось в плане организации: структура стала более простой и логичной, некоторые пункты переехали из одной группы в другую. Мне показалось, что пользоваться настройками действительно стало удобнее, но для того, чтобы сформировать мнение, нужно некоторое время активно попользоваться устройством, а с Android 4 такой возможности пока не представилось.

Например, очень сильно поменялось меню настройки беспроводных сетей.

настройки Wi-Fi в Android 4.0 и 3.0

Оно однозначно выглядит теперь проще и логичнее, а некоторые настройки вообще перенесены на отдельную вкладку.

настройки Wi-Fi в Android 4.0

Углубляться в сравнение организации элементов меню не хочется, поэтому мы просто приведем сравнительные скриншоты окон настроек на двух планшетах. Те читатели, которым это интересно, могут сами оценить, что изменилось.

настройки звука в Android 4.0 и 3.0      настройки экрана в Android 4.0 и 3.0
настройки приложений в Android 4.0 и 3.0      настройки сервисов геолокации в Android 4.0 и 3.0
настройки языков и методов ввода в Android 4.0 и 3.0      настройки языков и методов ввода в Android 4.0 и 3.0
настройки безопасности в Android 4.0 и 3.0      настройки даты и времени в Android 4.0 и 3.0
окно системной информации в Android 4.0 и 3.0      окно системной информации в Android 4.0 и 3.0

Мы же обратимся к самому интересному моменту — возможности контролировать мобильный трафик за определенный период. На скриншоте нули, потому что считается только трафик через сотовые сети (а мы не использовали наши планшеты в таком режиме при тестировании).

статистика мобильного трафика в Android 4.0

Как видите, можно задавать промежуток, за который будет делаться расчет. Кроме того, в этом же пункте меню выводится разбивка, какие приложения сколько трафика потребляют. Т. е. можно сразу оценить, из-за чего идет перерасход, и запретить провинившемуся приложению выход в сеть (или настроить его).

Теперь перейдем к анализу основных приложений, идущих в комплекте с системой.

Системные приложения в Android 3.0 и 4.0

Браузер

Судя по оптимистическим заявлениям, браузер должен быть новый и какой-то необычный, однако на деле это тот же браузер, что и в версии 3.0. Ну, то есть по сравнению с браузером в 2.х это, наверное, действительно большой шаг вперед, однако в 3.0 браузер имел абсолютно ту же функциональность. Даже синхронизация с Google Chrome была уже в 3-й версии Android.

браузер в Android 4.0 и 3.0

При этом в 4-й версии традиционно непонятная ситуация с поддержкой технологии Flash. Компания Adobe глобально отказалась от мобильного флеша, советуя переходить на HTML5 и Adobe AIR. С другой стороны, модуль для 4-й версии Android вроде бы должны все-таки выпустить, однако как, когда и будет ли он вообще — пока неизвестно. В 3.1, кстати говоря, флеш работает. Например, встроенные видеоролики и живые потоки корректно отображаются не только во встроенном браузере, но и в Opera Mobile (хотя вот в Firefox, например, нет).

Из особенностей работы стоит отметить, что браузер в 3.0 открывает новую вкладку в фоне, а в 4.0 она при этом становится активной. В 4.0 браузер поддерживает иконки высокого разрешения, но показываются они некорректно.

Ознакомиться с внешним видом браузера, меню и окнами настроек можно в галерее скриншотов.

меню браузера в Android 4.0 и 3.0      меню браузера в Android 4.0 и 3.0
настройки браузера в Android 4.0 и 3.0      настройки браузера в Android 4.0 и 3.0
настройки браузера в Android 4.0 и 3.0      настройки браузера в Android 4.0 и 3.0
настройки браузера в Android 4.0 и 3.0      настройки браузера в Android 4.0 и 3.0

Почтовый клиент

Поменяли местами две иконки, больше никаких изменений я не заметил.

приложение GMail в Android 4.0 и 3.0
приложение GMail в Android 4.0

Android Market

К моему удивлению, это приложение претерпело наибольшие изменения. Если посмотреть на стартовую страницу магазина, то возникают некоторые сомнения: в тот ли магазин я попал? Она оформлена в виде больших прямоугольных плиток с информацией на них.

стартовая страница приложения Market в Android 4.0 и 3.0

Правда, дальше страницы идут со старым оформлением, что разрушает единое впечатление от магазина.

рейтинги приложений на маркете в Android 4.0 и 3.0
результаты поиска по маркету в Android 4.0 и 3.0

Сразу обращает на себя внимание, что элементов на экране стало меньше, зато они стали крупнее. Скорее всего, это результат адаптации под маленькие экраны смартфонов.

Переработано описание приложения. Из него убрали ненужные элементы, теперь оно более экономично скомпоновано. Скриншоты вынесли в верхний правый сектор, сделали единое окно с общим рейтингом и т. д.

просмотр приложения на маркете в Android 4.0 и 3.0
просмотр приложения на маркете в Android 4.0 и 3.0
разрешения устанавливаемого приложения с маркета в Android 4.0

На этом мы заканчиваем сравнение интерфейсов двух версий Android. На мой взгляд, различия если и есть, то настолько несущественные, что никак не тянут на новую версию. К тому же, про большинство новых функций вообще неясно — новые ли они, или взяты напрямую из 3.0, а новыми являются только в применении к мобильным телефонам.

Немного больше интереса вызывают дополнительные настройки, в частности контроль мобильного трафика, но это скорее не улучшение, а компенсация сознательно заложенной в Android системной особенности, когда приложениям разрешено самостоятельно лазить в интернет. Чем они и пользуются.

Мультитаскинг как он есть

В 4.0 есть еще одна функция, взятая напрямую из 3.1 — улучшенная мультизадачность и контроль за ней. Как уже отмечалось, кнопка вызова списка приложений на экран в нашей сборке не работала, но, насколько я понял из доступных документов, реализована эта функция так же, как в 3.1.

Во-первых, мне не очень понятно, почему говорится об улучшенной мультизадачности, когда фактически обсуждается реализация визуального контроля за запускавшимися приложениями. Во-вторых, речь идет не о «списке активных приложений», а о «списке недавно запускавшихся приложений». Это важная оговорка, ведь эти приложения могут еще работать в фоне, а могут быть уже принудительно завершены и выгружены — узнать, что с ними случилось, из стандартного менеджера невозможно.

Разработчики говорят, что в Android используется довольно стандартный алгоритм: приложение держится в памяти до тех пор, пока хватает ее объема, после чего штатный менеджер приложений какое-то из них убивает. Причем механизм выгрузки очень жесткий: менеджер задач принудительно выгружает приложение из памяти сразу, не давая ему возможности сохранить свое состояние. Таким образом, состояние приложения сохраняется только в момент переключения приложения из активного в фоновый режим (т. е. когда вы из него переходите в другое приложение). Если приложение в фоне занималось еще чем-то, то результаты скорее всего будут потеряны. Есть и другие тонкие моменты — например, насколько полно сохраняется состояние приложения при переходе в фоновый режим.

По результатам активной работы с Android 3.1 у меня осталось впечатление, что приложение вполне может убиваться и по таймауту. Например, если открыть несколько вкладок в браузере, отключить экран, собраться, выйти из офиса, дойти до метро и там включить экран, то практически наверняка браузер запустится заново и… разумеется, вкладки не будут сохранены! Даже если к моменту отключения экрана они полностью загрузились. Почему убивается браузер — непонятно, ведь планшет находится в режиме сна и вряд ли память требовалась для чего-то еще.

Судя по всему, производитель осведомлен о проблеме, но вместо того, чтобы ее решить, предпочел заняться обходными маневрами: в штатном браузере реализована опция «сохранить страницу для оффлайн-просмотра». Что, на мой взгляд, является костылем, но никак не решением. Для сравнения, браузер в смартфоне с WinPhone 7 вполне позволяет наоткрывать вкладок и потом по очереди читать их в дороге. А у телефонов требования к энергопотреблению и расходованию памяти должны быть пожестче, чем у планшетов.

Вообще, вопрос производительности и управления памятью (в том числе, неожиданной принудительной выгрузки приложений) поднимается на форумах постоянно, и единого ответа нет. И чаще всего — именно применительно к Android. Причем очень многие удивляются, что вроде и аппаратные характеристики устройства хорошие, и оптимизировано все — но все равно постоянно какие-то проблемы.

В общем, это не та многозадачность, к которой мы привыкли. Вопрос даже не в том, что приложения в фоновом режиме замораживаются, а в том, что они могут произвольно убиваться системой в самый неожиданный момент вместе со всей информацией, т. е. никакой стабильности и прогнозируемости поведения системы нет. Можно получить доступ только к списку того, что недавно запускалось, да и то не всегда — насколько я понял, в него попадают приложения, из которых выходишь по кнопке «Домой», но не «Назад» (во втором случае они сами штатно закрываются). Я то и дело сталкивался с ситуацией, когда только что закрытого приложения в списке нет. Соответственно, не очень понятно, что происходит, если убираешь приложение из этого списка «свайпом». Оно принудительно закрывается? Или закрывается штатными средствами с сохранением состояния? Не говоря уже о том, что система, вполне вероятно, уже убралась в этом списке до вас. Не буду говорить про версию 4.0 — может, там алгоритм как-то изменен и показываются только запущенные приложения, — но пока точную достоверную информацию именно про менеджмент 4.0 найти не удалось.

Некоторые особенности новой операционной системы

Кратко остановлюсь еще на двух особенностях.

Во-первых, это разрекламированное аппаратное ускорение. Оно работает, по словам представителей Google, не везде, а лишь для некоторых элементов окон, другие же все равно рисуются с помощью ресурсов CPU. Единственное изменение в 4.0 — что теперь система по умолчанию пытается активировать ускорение, тогда как в предыдущих версиях его приходилось включать принудительно для приложения.

Во-вторых, ситуация с поддержкой Mass Storage Device и карт памяти. В современных версиях Android внутренняя память объединена в единое адресное пространство. В первую очередь это сделано для того, чтобы избежать ситуаций, когда памяти в телефоне навалом, а ставить приложения некуда (эту ситуацию, думаю, многие помнят). Поэтому папка sdcard является виртуальной и монтируется уже внутри системы. По словам разработчиков, это сделано для того, чтобы в системе сохранялось общее хранилище файлов, не мешающее защищенным зонам приложений. А так как это единое адресное пространство ОС, то она не может давать к нему прямой доступ внешним устройствам — например, компьютеру. Следовательно, прямое подключение внутренней памяти в качестве Mass Storage Device недоступно. Если в устройстве есть слот для карты SD, то эта карта будет видна внешним устройствам, но и системе она будет доступна как внешнее хранилище данных.

Насколько я понимаю, эта ситуация — тоже следствие идеологического конфликта внутри Android. С одной стороны, разработчики стремятся сделать новые системы более простыми и беспроблемными в использовании, выведя их по этому параметру на уровень конкурентов. С другой стороны, внутренние базовые принципы организации Android таковы, что предполагают значительно большее участие пользователя: например, в основе лежит доступ к файлам на дисках, тогда как у конкурентов с файлами работает только «свое» приложение, т. е. вы ориентируетесь не на файлы, а на задачи определенного приложения. И эти проблемы надо как-то решать.

Также напомню, что наличие внешнего слота для карт памяти — одно из выгодных отличий Android от конкурентов, которые примерно по тем же соображениям (простота использования, единообразная структура, безопасность) просто исключили возможность использования внешних карт вообще.

Будут ли влиять идеологические проблемы?

Говоря о версии 4.0, необходимо хотя бы кратко напомнить о двух основных проблемах системы Google Android.

Первая проблема — это фрагментация платформы. Для Android существует большое количество устройств, версий операционной системы, оболочек и т. д. Это существенно затрудняет разработку, т. к. надо учитывать очень много параметров. Что Microsoft, что Apple решают эту проблему, ограничивая выбор платформ и комплектующих, а также делают программную прослойку низкого уровня. Приложения работают на высоком уровне и используют стандартные вызовы системы, поэтому для них неважно, какова аппаратная платформа — эти проблемы берет на себя операционная система. Android по этому пути пойти не может, т. к. изначально создавался под идеологию открытости. К тому же, для него уже накоплена критическая масса устройств и ПО, поэтому глобально изменить идеологию или технические аспекты платформы становится все сложнее и сложнее.

В этой ситуации компания сделала очень нужный для себя шаг: выделила отдельную ветку операционной системы, максимально упростила аппаратную конфигурацию (одна аппаратная платформа, одно разрешение экрана и т. д.), закрыла ее для модификаций третьими лицами… Все это было необходимо для того, чтобы отсечь все второстепенные факторы и заняться главным — обкатать новые технологии и новый пользовательский интерфейс. После чего по результатам обновлений подготовила новую ОС общего назначения, 4.0, которая уже рассчитана на весь спектр поддерживаемых устройств, но заимствует основные технологии и особенности интерфейса версии 3.0. Наверняка Google рассчитывает, что за некоторое время все устройства получат обновление, и 4.0 будет установлена на всех актуальных устройствах, став новой единой платформой, на которую разработчики будут ориентироваться в своих приложениях. А поддержку тех устройств, которые не подлежат обновлению, скорее всего прекратят. И тут возникает вторая проблема: гигантские задержки с обновлениями.

Это бич Google. Еще не все обновились на 2.1, как вышла 2.2. Вышла 2.3, но значительное количество устройств, появившихся на рынке прямо перед анонсом, до сих пор работают на 2.2. Компания пытается спихнуть ответственность на производителей смартфонов и операторов, которые отвечают за финальную обкатку и создание прошивки под конкретное устройство, но это явно общая проблема. Обновления появляются спустя несколько месяцев после выхода новой версии операционной системы и (что более обидно) появления на рынке устройств с ней. Более того, очень часто происходят неожиданные и неприятные отказы в обновлении тех или иных продуктов, вполне еще жизнеспособных и совсем не исчерпавших свой жизненный цикл.

Ситуация с 4.0 ничем особо не отличается. Насколько я понимаю, позиция Google будет заключаться в том, чтобы максимально перевести существующий парк более-менее современных аппаратов на платформу 4.0. Тем более, что уже действует требование об обязательной поддержке устройств в течение 18 месяцев после начала выпуска (после ряда совсем уж позорных случаев, когда обновления не получали устройства, выпускавшиеся чуть ли не 8-9 месяцев назад). Поэтому производители активно рапортуют о готовности провести обновления своих устройств до Android 4.0. Но задержки в получении апдейтов это не отменяет.

Ведь анонсы анонсами, а даже в них сроки обновлений, как правило, указываются совсем не близкие: весна или даже второй квартал следующего года. Galaxy Nexus когда поступил в продажу? А Google Nexus S начал обновляться только буквально вчера. И уже точно известно, что Nexus One официального обновления не получит. Вообще, невезучий телефон — и HTC свою версию не обновляет, и Google вот… С планшетами ситуация и вовсе туманная. ASUS Transformer Prime на новом чипсете Tegra 3 должен появиться на рынке с Honeycomb 3.2 и лишь потом обновиться до 4.0. Кстати, его выпуск на рынок даже откладывали из-за «обнаруженных проблем с чувствительностью Wi-Fi». У меня при тесте Android 4.0 тоже обнаружились проблемы с чувствительностью Wi-Fi — я часто использовал два планшета рядом, и было очень заметно, что у планшета с 4.0 связь с сетью хуже. Кстати, 4.0 умеет объявлять сеть со слабым сигналом «сетью с ненадежной связью» и отказывается к ней подключаться.

О рынке и перспективах

На этой ноте вернемся к заданному в начале материала вопросу: а почему на презентации Android 4.0 обошли вниманием планшеты и говорили только и исключительно о смартфонах?

Да потому, что 4.0 Ice Cream Sandwich можно назвать новой только применительно к смартфонам, работающим на версиях 2.х. Для них, для телефонов — да, это действительно шаг впе… ммм, в некотором направлении. Поэтому обозреватели (а на обзоры с 4.0 пока идут только телефоны) сравнивают 2.х с 4.0 и находят для себя много удивительного. В реальности же Android 4.0 призван перетащить все (в т. ч. и неоднозначные) новшества 3.0 на телефоны. Так что если сравнивать новую версию с функциональностью планшетов на базе 3.0 Honeycomb — то внесенные изменения тянут, ну, наверное, на версию 3.3 с новой темой. Устраивать по этому поводу мировую премьеру не стоило, поэтому планшеты тихо исключили из списка приглашенных.

В этом свете общая ситуация с продуктами Google начинает выглядеть как очередное «тренируйся вон… на кошках!». Только в отличие от Microsoft, которая осуществляла годовое бета-тестирование собственной телефонной системы на основной целевой аудитории (и теперь раздает для них глобальный апдейт Mango, приводящий ОС в более-менее приличное состояние, и делает вид, что ничего в этом страшного нет), в Google решили не рисковать основным и самым успешным своим рынком смартфонов, а ставили эксперименты на пользователях планшетов, которых меньше и у которых нет выбора: либо китайские поделки на Android 2.3, либо вот вам что-то хоть как-то похожее на планшетную ОС, но на наших условиях, либо — вон iPad продают. Оттестировав новую систему и новый интерфейс и признав, что он вполне жизнеспособен, Google просто переносит эту платформу на смартфоны. Которые, кстати говоря, за это время стали чуть ли не более производительными, чем планшеты. По крайней мере, видео точно лучше играют.

В общем, Google повторяет ход Microsoft (хотя и раньше это все делали, в той или иной степени), выпустив бета-версию под видом новой операционной системы, а потом нормальную операционную систему с увеличенным номером (в данном случае это «3.0» и «4.0»). Более того, компания теперь объявляет, что это новый шаг в развитии индустрии вообще. И в обоих случаях мы наблюдаем одинаковый результат: полный провал продаж и всеобщее недовольство на рынке.

Проводить прямое сравнение, конечно, сложновато, но за 3-й квартал (и только за него) Apple отчиталась за 9,25 млн. проданных iPad. По оценкам компании, за год — порядка 40 млн. В ноябре Энди Рубин давал цифру в 6 млн. планшетов на Android в мире — всего и за все время. Т. е. можно говорить о том, что количество iPad в мире в 10 раз (если не больше) превышает общее количество планшетов на Android.

К тому же, в отличие от iPad, у Google полный провал с приложениями: оптимизированных именно под планшеты до сих пор очень мало. А те, что есть, невозможно найти в существующей структуре Android Market, потому что они там никак не выделены. Тому есть много причин, одна из которых — крайне неудачное взаимодействие с разработчиками. На данный момент те не видят вменяемого рынка планшетов на Android, в который стоит вкладывать усилия и где стоит надеяться на хоть какой-то возврат инвестиций. Поэтому и не работают на нем. Конечно, для версии 4.0 должна быть единая среда разработки для планшетов и телефонов. Что называется, «спасибо, наконец-то». В остальном приходится пользоваться приложениями, написанными под телефоны, и надеяться, что они будут работать корректно.

Т. е. все-таки создается устойчивое впечатление, что для Google было важнее обкатать новую ОС (пусть и в голом виде), чем заинтересовать разработчиков (в отличие, кстати говоря, от Microsoft, которая активно работала в этом направлении). Думаю, именно поэтому владельцам планшетов столь настойчиво сообщают, что они получат на свои устройства версию 4.0. Мол, полгода назад мы немножко вами попользовались, а вы получили совсем не то, на что рассчитывали. Но теперь — вот вам новая система, а там авось и приложения будут…

Причем в истории с планшетами Google занималась вербовкой бета-тестеров отнюдь не в одиночку: вторым важным участником процесса стала NVIDIA. Вышедшая с помпой Tegra 2, имеющая серьезные проблемы с воспроизведением видео высокого разрешения (см., например, этот наш обзор) и несколько отличный от ожидавшегося уровень производительности и энергопотребления — тоже тот еще бета-проект. А сейчас на рынок выходит Tegra 3 (кстати, можно посмотреть обзор ее возможностей на нашем сайте) с забавным для русских названием «Кал-ел» (Kal-El), в котором обещают и 4 ядра (плюс одно мааааленькое), и высокую производительность (в разы больше), и улучшенную энергоэффективность (в разы выше) и всё-всё-всё. Посмотрим, каким окажется это новое поколение.

А пока, если посмотреть внимательно на тот планшет, что был у меня в руках, то становится немного грустно. Впрочем, в мире не бывает ничего идеального. У планшетов с операционной системой Android 3.0 (да и 4.0) есть целый ряд плюсов: открытость, возможность настройки под себя и пр. С конкурирующим решением Apple такого добиться не получится, там можно только то, что разрешили и предложили. В общем, можно и нормально пользоваться этим планшетом, и допиливать его до нужного состояния в случае необходимости. В то же время китайские планшеты допиливать придется, а iPad — нельзя в принципе. (Там и джейлбрейк считается крутым взломом…)

Выводы

После знакомства у нас сложилось устойчивое впечатление, что Android 4.0 — это отнюдь не новая операционная система. Это немного обновленная и улучшенная 3.2, переделанная так, чтобы без проблем работать не только на планшетах, но и на смартфонах. Все основные компоненты системы остались теми же; более того — даже то, что заявлено как новшества 4.0, является таковым только при сравнении с 2.х. Поэтому владельцы смартфонов найдут в ней много новых и интересных решений — в отличие от владельцев планшетов с Android 3.х.

Надеюсь, что гораздо более важным следствием станет создание новой единой платформы для смартфонов и планшетов. И что-то мне подсказывает, что компания Google, которая сейчас потихоньку меняет стратегию поведения на рынке, постарается эту единую платформу в дальнейшем развивать, объединять и делать более привлекательной именно в качестве единого универсального решения. Посмотрим.



Редакция благодарит представительство компании Acer
за предоставленный для тестирования планшет Acer Iconia W500

Редакция благодарит представительство компании Samsung
за предоставленный для тестирования планшет Samsung Galaxy Tab 10.1
Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.