Эргономика работы за компьютером — субъективные заметки, v. 2.3 release


Прошел почти год со времени начала работы над этой статьей. После публикации первой и второй версии я получил достаточно много писем, многие из них напоминали мне о забытых или просто не вошедших в первые версии фактах, имеющих отношение к теме, а также поправляли меня в некоторых позициях. Также было обсуждение и в конференции, и просто кое-что еще вспомнилось, да и за год технический прогресс не стоял на месте, в результате я решил переработать материал. Он по-прежнему открыт для обсуждения, дополнений и правки. Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении.

Итак, уважаемые сидельцы за компьютером и смотрельцы в монитор, я продолжаю обобщать свой более чем десятилетний опыт подобного времяпрепровождения, стараясь объединить с еще не совсем забытым медицинским образованием и изложить в простой и понятной любому форме. Буду весьма признателен за любые, а особенно объективные дополнения и исправления, особенно от старшего поколения в помощь подрастающему, чтобы у нашей смены не проваливалась грудь, не портилось зрение и не сводило пальцы. Словом, чтобы общение с железным другом было максимально безопасно для здоровья.

Необходимое замечание. Источников для данной статьи я не указываю по причине их отсутствия. :) Она является результатом моего обучения на врача, работы врачом-реаниматологом, занятий мануальной терапией и менее традиционными способами лечения. По результатам обсуждения я также решил делать меньше скидок на медицинскую неподготовленность читателя, в то же время стараясь изъясняться доходчиво.

Первая часть представляет из себя то, во что я верю полностью, что подтверждается другими авторами, является достаточно общим местом и составляет основу моего подхода к проблеме.

Во вторую часть, отсутствовавшую в первой версии, я вынес околонаучные, малодоказанные и прочие неоднозначные вещи, которые, однако, по моему мнению, заслуживают упоминания их здесь с тем, чтобы предоставить читателям самим судить о их достоверности и полезности. Словом, это не совсем воспроизводимые результаты… ;)

В этой редакции также добавлен FAQ. Он вышел не очень большим и скорее абстрактным — но что я могу поделать, это же часто задаваемые вопросы…

Еще добавлена врезка по предельно допустимым дозам и концентрациям, скорее с ознакомительными целями, и ссылки на рекомендации по правильной работе с техникой HP & MS ;-) в понимании этих фирм.

Приступим.

Часть первая

  1. Общие положения
  2. Выбор помещения
  3. Выбор и установка стола
  4. Выбор и установка кресла (стула)
  5. Выбор и установка монитора и правила работы с ним
  6. Выбор мыши
  7. Выбор клавиатуры

Общие положения

Основными повреждающими здоровье при работе за компьютером, как и при любой сидячей работе, являются следующие неспецифичные (т.е. не связанные именно с работой за компьютером) факторы:

  1. Длительная гиподинамия. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата, кроме того, ведет к застою крови во внутренних органах и капиллярах.
  2. Нефизиологическое положение различных частей тела.

Физиологическим для человека является так называемое эмбриональное положение, его легко испытать на себе, если полностью расслабиться в соленой воде. Когда мышцы расслаблены и воздействует на них лишь естественный тонус покоя, тело приходит в определенное положение. Рекомендую его испытать и запомнить, особенно для конечностей. Для спины и шеи в вертикальном положении физиологично другое — когда явно выражены поясничный и шейный изгибы позвоночника, при прямой вертикальной линии, проходящей через затылок, лопатки и копчик. Правильную осанку необходимо выучить "телом" путем его контроля какое-то время, и потом она будет поддерживаться автоматически. Проще всего встать к ровной стене и прижать к ней плотно пятки, икры, ягодицы, лопатки, локти и затылок. Достигнуть идеала вообще непросто, в процессе работы особенно, но к этому надо стремиться — хотя бы для отдельных частей тела.

  1. Длительно повторяющиеся однообразные движения. Здесь вредна не только усталость тех групп мышц, которые эти движения выполняют, но и психологическая фиксация на них (образование устойчивых очагов возбуждения ЦНС с компенсаторным торможением других ее участков). Хотя наиболее вредны именно повторяющиеся однообразные нагрузки. Через усталость они могут вести к физическому повреждению суставов и сухожилий. Наиболее известен в среде пользователей РС тендовагинит запястных сухожилий, связанный с вводом информации посредством мыши и клавиатуры.
  2. Ну и, наконец, долгое пребывание в замкнутом, а еще хуже — душном и прокуренном помещении.
  3. Световое, электромагнитное и прочее излучение в основном монитора — а вот это специфический повреждающий фактор при работе с компьютером.

Для борьбы с 1,3 и 4 повреждающими факторами рекомендации просты — надо хотя бы раз в час устраивать перерывы, походить, размяться. Если курите — покурить выйдите в другое помещение — это и разминка, и менее вредно для здоровья и сохранности техники.

Еще лучше выполнять пару физических упражнений по своему вкусу. Совсем хорошо составить для себя комплекс упражнений для самостоятельной разблокировки позвоночника, но это дело индивидуальное, и дистанционно тут помочь я не способен. Если какие-то проблемы уже возникли, лучше обратиться к специалисту, благо их сейчас достаточно. Обычно сами себя они называют мануальными терапевтами.

Не забывайте — глазам тоже необходим отдых и разминка!!!

Если из-за напряжения внимания (особенно при поединке по сети) моргать стали редко — моргайте осознанно, каждые 5 секунд где-то, или активно "промаргивайтесь" когда тактическая ситуация станет менее напряженной. ;) Это не только способствует увлажнению роговицы и удалению отмерших ее клеток, но и массирует глазные яблоки, что также полезно.

Дополнительно можно помассировать глазные яблоки пальцами, от внешнего угла к внутреннему, затем круговыми движениями внутрь-наружу. Веки при этом должны быть закрыты. Также полезно вращать глазами при закрытых веках.

Разминка для мышц аккомодации (наведения на резкость хрусталика) следующая: встать перед окном, из которого видна даль, и поочередно фокусировать взгляд то на раме, то на горизонте.

Ну и… Полезно иногда пешком ходить, а еще лучше физическими упражнениями заниматься. ;) Проходя открытые пространства на улице, чаще смотрите вдаль, а также на облака и звезды, дабы не возникало периодически мыслей типа: "Деревья отрендерены неплохо, но вот глубина резкости маловата, да и границы мип-уровней надо отодвинуть…" при взгляде на реал…. ;)

Выбор помещения

Помещение должно быть просторным, хорошо проветриваемым и в меру светлым.

Яркий солнечный свет порождает блики на мониторе, поэтому лучше предусмотреть жалюзи. Вообще по всем гигиеническим нормам помещение в целом и рабочее место должны быть освещены достаточно и равномерно. Недопустимо в темной комнате освещать только рабочее пространство, однако если для какой-либо работы необходим очень яркий свет, то лучше дополнительно осветить рабочее место при достаточном, но не излишнем фоновом освещении.

Пыль и жара — враг не только здоровья, но и техники, поэтому лучше установить кондиционер.

Синтетические ткани при соприкосновении с натуральными и с телом накапливают статическое электричество, которое вредно для техники и вызывает неприятные ощущения при прикосновении к заземленным деталям — поэтому постелите палас из натуральной шерсти и ходите в одежде из натуральных волокон. Энергоснабжение и заземление в тему этой статьи не входят.

Раздел вышел кратким и даже несколько издевательским потому, что все это стоит дорого и наиболее трудновыполнимо. Трудно доказать начальнику необходимость соблюдение соответствующих санитарно-гигиенических норм, но стремиться к этому надо. Нормы эти легко найти в любой правовой базе данных, должен отметить, что рекомендации по площади и кубатуре помещения выполняются редко, особенно в маленьких фирмах.

Выбор и установка стола

Стол должен быть по возможности большим. Это главное условие, т.к. когда места еле хватает для размещения всей периферии, то про эргономику можно просто забыть. Высота его должна быть где-то на уровне середины живота при прямой посадке, когда пятка и носок стоят на полу, а бедро параллельно полу и спина прямая. Далее, если не оговорено особо, будет подразумеваться именно такая поза.

Глубина — так чтобы расстояние до экрана монитора было достаточным (обсудим позже), но не менее 50 см. Ширина зависит от количества периферийных устройств и прочего, что должно на нем находиться. Ну и, конечно же, чем массивнее — тем лучше, устойчивость враг вибрации, а вибрация — враг техники.

Очень неплохо поставить 2 стола под прямым углом друг к другу, второй справа, чтобы рабочая рука с мышкой спокойно лежала на нем. Здесь есть 2 подхода: поставить 2-й стол под правую руку или сесть лицом к вершине угла, ими образованного, особенно второй подход актуален, когда мало места и столы узкие, или при работе в основном с клавиатурой.

Между столом и стеной за ним должно быть свободное пространство. Во-первых, даже полутораметровой глубины стол предполагает, что задняя часть монитора с ЭЛТ будет свешиваться за него, а во-вторых (это уже не эргономика, а просто удобство) будет обеспечен свободный подход к задней стенке системного блока, от которой отходят все кабели.

Оптимально сидеть лицом к дверям (в офисе), чтобы за спиной было закрытое жалюзи окно. Второй вариант — окно слева, системный блок прикрывает монитор от бликов.

Пара слов о так называемой "компьютерной" мебели. Единственное ее преимущество — она способна дать что-то отдаленно напоминающее удобную посадку на очень маленькой площади. Для небольших людей. Не рекомендую при наличии малейшей возможности обойтись без нее. Рекомендую детям в районе 9-12 лет.

Несколько лучше решение, предлагаемое на сайте www.ergonomic.ru

Однако и там я не со всеми положениями согласен. Все-таки я считаю более удобным размещение под прямым углом двух больших столов. Мониторы при организации рабочих мест на несколько человек стоят вплотную друг к другу, а это очень плохо. Да еще и задней частью. Весь подход рассчитан на людей среднего роста. Вообще во главу угла поставлена не эргономика, а экономия рабочей площади при максимально достижимой эргономике, хотя я прекрасно представляю и подходы без экономии пространства на основе такой мебели. В любом случае это много лучше "компьютерных" столов.

Оптимальным является изготовление рабочего стола на заказ, с учетом не только габаритов, но и личных предпочтений работающего за ним, примерного набора всего, что необходимо расставить и т.д.

Ну, вот и поставили стол(ы) в кабинете на место, теперь переходим к креслу.

Выбор и установка кресла (стула)

Если от стола зависит удобство расположения компонентов и своих рук, то от того, на чем и как мы сидим, зависит положение и удобство ног, а, главное, позвоночника. Пренебрегать позвоночником нельзя — он очень быстро и заметно на это реагирует. Не даром производится огромное количество офисных стульев и кресел, чья цена вполне может быть в районе $1000 только за счет удобства, а не эксклюзивных материалов. Впрочем, вполне можно выбрать подходящее кресло в районе $200. Тогда все достаточно просто: эти изделия уже оснащены колесиками, физиологической спинкой и устройством для настройки их высоты.

Единственная рекомендация в таком случае — чаще менять положение. То есть посидев какое-то время наклонившись к клавиатуре, надо откинуться на спинку и т.д.

Долго сидеть в одном положении вредно!

Это вызывает застой крови не только в конечностях, но и во внутренних органах… Можно, однако, обойтись и старым совковым креслом или просто стулом. Тогда надо помнить следующее. Если стул (кресло) совсем неудобное, лучше его сразу выкинуть, будь оно хоть красного дерева. Не забывайте — при том количестве времени, которое профессионал проводит у компьютера, ВСЕ имеет значение. Итак, сели прямо. Все удобно, все под рукой. Попечатали, помышевозили. Теперь откинемся назад, развалимся, покачаемся на задних ножках. Важно, чтобы и в этом положении все было под рукой и удобно. Во время оно, сидя в простеньком кресле, я ставил рядом стул, чтобы он составлял с подлокотником одну плоскость, и на него клал мышку. А клавиатуру при надобности на колени. Самая развязная и неприличная поза как правило самая удобная. Чтобы положить ноги на стол достаточно прикрыть дверь в кабинет ;)

Ничто не должно отвлекать от работы, ничто не должно вредить здоровью. Если Вы — профессионал, то проведете здесь очень большую часть своей жизни. Должно быть удобно всегда.

В продолжение темы, это относится и к столу, и к стулу, и к клавиатуре с мышью. Нога должна стоять большую часть времени на полу полной ступней. Для нее это наиболее здоровое положение. Рука _почти_всегда_ должна и локтем, и запястьем и всем, что между ними лежать на чем-нибудь. В том случае, если Вы сидите за двумя столами, составленными углом, положение рук при печати на клавиатуре наиболее хорошее. Когда работаете мышью, рука всегда должна касаться стола и локтем, и запястьем, и предплечьем. Это положение, когда мышцы плечевого пояса наименее нагружены, это профилактика шейного остеохондроза, т.к. напряженные мышцы плеч все время немного перекашивают шейный отдел позвоночника, что очень быстро дает о себе знать.

Если кресло не анатомическое, то очень желательно подкладывать под поясницу подушечку — это профилактика остеохондроза поясничного. Хорошо, если есть подголовник — это снимает напряжение с мышц шеи. Также неплохи для разгона крови массажеры из деревянных шариков на леске, которые в большом количестве продаются на обочине большой дороги, но использование его — дело вкуса, кроме того, не следует использовать его постоянно. В общем-то, основная его задача — заставить Вас ворочаться в кресле. При рациональном использовании они препятствуют застою крови в органах малого таза, а это не много не мало, как профилактика расстройств в половой сфере.

Ну, что же… Утвердились в удобном кресле перед широким столом… Пора расставлять то, что образует наш рабочий инструмент.

Выбор и установка монитора и правила работы с ним

Хотя в деле сохранения здоровья мелочей не бывает, монитор, пожалуй, более всего воздействует на него. Экономия на мониторе недопустима. Зрение испортить легко, но крайне сложно восстановить.

С выбором сейчас стало гораздо легче, чем пару-тройку лет назад. Большая часть мониторов плоские и поддерживают высокие частоты регенерации. Кроме того, мониторы, соответствующие ТСО99, имеют электропроводящее покрытие на экране и металлический кожух с дырочками под декоративным пластмассовым корпусом, что при правильном заземлении устраняет статику и сильно снижает паразитные излучения, а также препятствует налипанию пыли. При отсутствии такого кожуха излучение от тыльной стороны монитора превышает излучение от экрана, т.е. на мониторы соседей по помещению тоже надо обратить внимание.

Должен сразу сказать, что соответствие монитора последним стандартам безопасности вовсе не значит, что он полностью безвреден. Доказательством тому служит тот простой факт, что стандарты постоянно пересматриваются в сторону ужесточения требований к оборудованию.

Плоский монитор вовсе не роскошь и нужен не только дизайнерам для максимальной реалистичности картинки. Для глаза очень вредно все время выполнять настройку на резкость в пределах небольшого диапазона. Поэтому, например, также вредно читать в транспорте, удерживая в фокусе постоянно вибрирующую книжку. При выпуклом мониторе при перемещении глаза от центра экрана к периферии мышцы хрусталика выполняют примерно такую же работу. Их усталость приводит в итоге к спазму, и можно потерять до 3х единиц зрения только за счет этого спазма аккомодации, без каких-либо органических изменений. К счастью, такая потеря зрения может компенсироваться вышеприведенной гимнастикой для глаз, иногда помогает ношение очков +1…2. В запущенных случаях лучше обратиться к специалисту-офтальмологу, есть более действенные методики, но они подбираются индивидуально.

Про частоту регенерации понять проще. Мышцы зрачка настраиваются на изменение яркости освещения, и если оно ощутимо меняется 60 раз в секунду, то нетрудно представить себе, какую работу им приходится проделывать для подстройки. Эта работа обычно не воспринимается сознанием, но это не значит, что ее нет. Проверить, воспринимаете ли именно Вы мерцание экрана именно на этой частоте можно так: посмотреть в сторону от экрана, так чтобы увидеть его под углом около 45 градусов. Боковое зрение больше чувствительно к мерцанию. И когда перестанете воспринимать его, накиньте еще герц 20. 72 герца воспринимают все, 85 — большая часть, 100 — достаточный минимум, когда мерцание для большей части людей неразличимо. Лично я воспринимаю и 90, но не на всех мониторах.

Замечу еще здесь о таком часто забываемом параметре монитора, как время послесвечения люминофора. На мониторе обычно стоит наиболее предпочтительный режим, например 1024*768@75. Обычно это означает, что люминофор подобран именно для этой частоты, и при развертке в 85 герц все будет, скорее всего, нормально, а вот при 60 мерцание будет гораздо более заметно, чем у старого монитора, в основном на такую частоту и рассчитанного.

Была у меня ситуация, когда я пересел (очень давно) с монитора с разверткой 56 Гц за монитор с разверткой 72 Гц, и глаза стали уставать больше — второй монитор был рассчитан на 85. А 85 Гц видеокарта не хотела выдавать. Недостаток длительного послесвечения — смазанность изображения при быстрой его смене. Сейчас это, конечно, не так актуально, как лет 10 назад, но знать не будет лишним.

Время послесвечения более длительно у аналоговых и старых LCD мониторов, поэтому они плохо подходят для игр, например, где картинка часто меняется. У современных LCD мониторов несколько другой принцип передачи картинки, там это не актуально, инертность изображения делает практически неощутимым мерцание его уже при 60 Гц развертки. Небольшая инертность совсем не вредна, просто несколько неудобна. Проверить степень мерцания изображения можно просто: помахать растопыренными пальцами между экраном и глазами. В этом случае монитор играет роль стробоскопа. Чем больше заметен стробоскопический эффект — тем больше мерцание. У хороших и современных LCD мониторов он почти не заметен, у хороших и современных CRT мониторов также не очень выражен, но по-своему… ;) В общем, поэкспериментируйте.

Гораздо легче сейчас стал и выбор видеокарты — если еще пару лет назад хорошее качество в 2D обеспечивали лишь Matrox и ATi из изделий массового рынка, то сейчас плохое качество изображения по вине адаптера встречается все реже и реже.

Итак, выбираем плоскоэкранный монитор с частотой развертки не менее 100 Гц (либо TFT панель) и хорошую видеокарту.

Небольшое отступление. Сейчас цены на видеокарты Asus серии Deluxe уже вполне доступны. В комплекте с ними идут "очки виртуальной реальности". Суть их работы проста до смешного: жидкокристаллические "стекла" поочередно затемняются, и на экран выводится синхронно изображение, сформированное для каждого глаза в отдельности. При этом создается стереоэффект, как в стереокинотеатре.

Меня этот эффект ничуть не впечатлил, т.к. формирование стереоизображения — это функция коры головного мозга, а не зрительного анализатора, и при должном уровне абстракции можно достичь сравнимого эффекта просто при взгляде на экран, но я встречал людей, которые просто по-детски радовались этой игрушке.

Должен заметить, что частота регенерации экрана при этом делится между глазами пополам, и если у Вас есть 100 Гц, то в итоге это эквивалентно 50ти. Еще не расхотелось? Но глаз воспринимает и перепады яркости, когда перед ним задергивают шторку….

Скажу одно — при частоте до 140 Гц глаза устают бешено, а при 140 — очень быстро. Так что расплата за фенечку сомнительной полезности слишком велика. Я не думаю, что и на более высоких частотах такой режим для зрения безвреден — уж больно он нефизиологичен…

На LCD мониторе использование стерео очков просто невозможно — по 30 кадров на глаз в секунду, да еще и изображение инертное.

Про шлемы VR и прочие приспособления ничего не скажу, так как в живую видеть доводилось только старые модели, которые как монитор представляют из себя полный хлам.

ОК, выбрали — теперь ставим. В общем-то, когда стол на уровне середины живота, то и монитор встанет правильно ;). А именно: на 15-20 сантиметров верхний край активной области ниже уровня глаз. А теперь надо повернуть его в вертикальной плоскости так, чтобы от верхнего и нижнего края до глаз было примерно одинаковое расстояние. Когда за спиной окно — источник бликов — иногда монитор опускают "лицом вниз", чтобы от них избавиться. Это вредно: глазам постоянно приходится наводить резкость и они быстрее устают.

Данное утверждение оказалось достаточно спорно, т.к. кто-то привык к тому, что верхний край монитора на уровне глаз, или даже выше. Здесь могу сказать, что единого подхода нет, и если сложились определенные привычки, то лучше им и следовать. Одно точно — от глаз до любой точки монитора должно быть примерно равное расстояние. И если только привыкаете — воспользуйтесь моими рекомендациями, ибо для шеи наиболее естествен легкий наклон вперед.

Расстояние до монитора должно быть достаточно большим. Если это 14-15", то от 50 см до метра, если 17" — от 80 см до полутора метров, и так далее. Использовать высокие разрешения и тереться носом о монитор вредно, и вот почему: при этом постоянно двигается шея, об обеспечении более-менее одинакового расстояния от глаз до монитора не идет даже речи, и, кроме того, чем ближе к монитору, тем более мощный поток электромагнитного излучения воздействует на глаза и вообще голову.

Этот пункт тоже вызвал достаточно много возражений, многие привыкли смотреть на экран с более близкого расстояния. Не беру частности вроде работы с большими изображениями, когда одновременно надо видеть и все изображение, и его части. Также отдельным вопросом является работа дизайнера или верстальщика. Я говорю о расстояниях при нормальном зрении, и при работе в обычных приложениях, а чаще всего более близкое расстояние до монитора обусловлено именно плохим зрением. Тут должен сказать, что лучше придвинуть монитор поближе, чем одевать очки при небольшом ухудшении зрения, т.к. при работе в очках, по многочисленным наблюдениям, глаза устают больше, чем без них.

Все вышесказанное относится к мониторам с ЭЛТ трубкой. LCD монитор воспринимается как книга, и комфортное расстояние до него, как до книги при чтении — от 24 до 50 см в зависимости от остроты зрения при диагонали 15-18". При больших размерах — в зависимости от специфики работы, сейчас такие мониторы еще мало распространены. И еще — пока не доказано наличие вредных излучений от TFT панелей.

Обсуждать электромагнитное излучение и стандарты, его регулирующие, не входит в задачи данной статьи, но надо помнить, что даже зеленый-презеленый монитор вреден для здоровья в любом случае, и этот вред тем больше, чем он ближе.

Поэтому давайте обеспечим достаточное расстояние от нас до наших мониторов и не будем выставлять сверхвысоких разрешений. Для 15" оптимально разрешение 800*600, для 17" — 1024*768 при указанных выше расстояниях. Не слишком большое разрешение обеспечивает к тому же и более высокую частоту регенерации обычно. Вышесказанное относится к работе с текстом, при работе с изображениями иногда полезны высокие разрешения.

В последнее время глупой модой среди веб-дизайнеров стало использование очень мелких шрифтов фиксированного размера, которые так и притягивают к экрану и нормально смотрятся только в разрешении 640*480. Не знаю, как вы, а я на такие сайты стараюсь не ходить — разрешение переключать надоедает, а так… здоровье дороже. Если же абсолютно необходимо читать таким образом оформленный сайт, то надо войти (для MSIE) в "Сервис" -- "Свойства обозревателя" -- "Общие" -- "Оформление" -- и отметить галочкой "Не учитывать размеры шрифтов". В результате такого бойкота дизайнерской мысли становится возможным регулировка размера шрифта на экране.

Достаточно большое значение имеет цветовая гамма. С точки зрения минимализации излучения оптимален интерфейс командной строки — контрастные белые буквы на черном фоне, ведь черные точки на мониторе почти ничего не излучают. Однако многих такой расклад давит психологически. И вот тут должен отметить, что с психологической точки зрения цветовые предпочтения различаются весьма сильно не только у разных людей, но и у одного и того же человека в зависимости от настроения, текущей жизненной позиции и прочего. Настолько, что даже есть специальный психологический тест, по этим предпочтениям определяющий достаточно много параметров. Общие же рекомендации простые: фоновые цвета должны быть неяркими и в приятной для Вас цветовой гамме, шрифты контрастными и достаточного размера. Стоит потратить немного времени и настроить интерфейс под себя, это ведет к повышению комфортности работы.

Яркость же и контрастность монитора я всегда настраиваю таким образом: контрастность почти на максимум (90%), а затем подбираю яркость, чтобы хорошо было видно. Обычно получается в районе 10…20%. Высокая контрастность, чтобы не напрягать глаза, а низкая яркость для уменьшения излучения.

Итак, обеспечим себе достаточное и равномерное расстояние от глаз до любой точки монитора, комфортные настройки. Немного надо времени, чтобы привыкнуть к вышеописанным оптимальным условиям, и потом другие условия станут просто раздражать. И это правильно.

Как-то не приходило мне такое в голову, но вот Андрей Воробьев в своих последних статьях, описывающих видеокарты с выводом изображения на телевизор, настоятельно не рекомендует использовать бытовой телевизор в качестве монитора для работы или игр. Могу только поддержать его. Выход на телевизор предназначен для просмотра фильмов с CD & DVD и ни по одному параметру не годится в мониторы при использовании обычных бытовых телевизоров (различные комбайны TFT с телетюнером и прочую экзотику оставим в стороне). Если придет мысль не покупать монитор, а воспользоваться "на первое время" с целью его замены имеющимся телевизором — гоните эту мысль!

Не рекомендую устанавливать вплотную к монитору аудиоколонки и источники бесперебойного питания, т.к. эти устройства являются источником наводок и портят качество изображения. В запущенных случаях это проявляется заметным на глаз дрожанием картинки. Даже если оно не различимо в случае экранирования монитора и источников наводок, не исключено, что на подсознательном уровне дрожание всё же воспринимается. Поэтому лучше всё же разнести указанную периферию с монитором где-то на полметра. Особенно актуален этот совет в свете применения современной 5.1 акустики с колонкой центрального канала, которую многие ставят на монитор. Ранее самыми провокационными были в этом плане источники бесперебойного питания, выполненные в виде подставки под монитор.

Ну вот вроде и все про монитор. Перейдем к периферии.

Выбор мыши

С хвостатой подругой попроще. Тут главное — насколько сам себя удобно чувствуешь, и очень многое зависит от привычки.

Однако есть и некоторые общие правила. Мышь должна соответствовать размеру руки. Тут вариантов много, но я, например, пока не взял в руку MS IntelliMouse Explorer (MSIME), не понял, что все, что я использовал до тех пор, было слишком маленьким (или я очень большой ;)) . Сейчас многие новые мыши оснащены колесиком, и это удобно в работе. Держать такую мышь стоит за края большим пальцем и мизинцем, чтобы указательный лежал на левой кнопке, средний на колесике, а безымянный на правой кнопке. При этом запястье должно лежать на столе постоянно, а катать мышь по столу надо только движениями пальцев. Здесь со мной многие могут не согласиться, особенно те, кто привык держать мышь большим и безымянным пальцем и двигать ее всем предплечьем. Но поверьте — стоит переучиться. Когда предплечье спокойно лежит на столе, рука устает значительно меньше, и меньше вероятность развития тоннельного синдрома. Когда мышь держишь большим пальцем и мизинцем, то амплитуда движения ее больше, и при современной чувствительности мышей этого вполне хватает. Так, у меня (без экспоненциального ускорения движения курсора в зависимости от скорости перемещения мыши) ее пробег по ковру при перемещении курсора от края до края экрана составляет около 1.5 см. Привыкнуть к такой технике управления мышью смысл есть. Через 2 недели неудобства рука станет уставать гораздо меньше, чем до этого.

При этом пропадает необходимость в валике под запястье. Распространенные коврики и подставки с валиком, кстати, никакого толку не имеют. Смысл есть их использовать только тогда, когда под правой рукой стоит стол несколько (на высоту валика) выше рабочего, а коврик лежит на рабочем столе и представляет из себя продолжение приставного. В противном случае предплечье зависает в воздухе, двигается, устает и т.д. К тому же и на локоть нагрузка больше.

MSIME — самая большая из известных мне мышей, но есть модели, в том числе и оптические, от других производителей, которые меньше по размерам и подойдут под любую руку. Выбрать просто — в спокойном состоянии вся рука должна расслабленно лежать на мыши, не свешивась по краям, но и не скукожившись.

Пара слов в полемику сторонников шариковых и оптических мышей. Оптические как правило более удобны по форме и продуманы по дизайну, однако точность позиционирования и удобство в сложной и ответственной работе вроде битвы по сети или редактирования изображений остаются за старой и более разработанной шариковой технологией и портом PS/2. Порт этот допускает частоту опроса мыши до 200 Гц, а USB только 125, и пока это непреодолимое различие, отлично ощущаемое при переходе "сверху вниз".

Далее идет нечто неуловимое, что профессионалы в Quake называют "чувством шарика". Это связано с тем, что вес шарика равен или даже больше веса всего остального мышиного "тела", и при перемещениях мыши ощущается достаточно четко, многим помогая более точно позиционировать курсор. Во время движения трение шарика о валики создает небольшую вибрацию, которая вызывает характерные тактильные (в кончиках пальцев) ощущения. Эти ощущения количественно точно отражают величину смещения, более тонко, чем ощущения от смещения кисти, которые осознаются через более грубое мышечно-суставное чувство.

Дополняет это еще и тот факт, что некоторые на самом деле возят мышь по воздуху, когда ковра касается только шар, либо правильно подогнанные друг к другу "лапки" мыши и коврик создают очень малое трение скольжения и покоя (важно для первого движения перед этим стоявшего манипулятора). При этом в хороших мышах достигается фантастическая точность прицеливания, раза в 2 превышающая точность нынешнего (второго) поколения оптических мышей, которым все же свойственны некоторые ошибки сенсора и в которых полностью отсутствует "чувство шарика" и пальцами ощущается не трение шарика о валики, а только трение "лапок" о ковер или стол, а при "парении" над поверхностью отсутствует и оно.

Так что решайте сами, что нужнее — функциональность при повседневной работе или точность прицеливания. А можно и пару грызунов завести. А если разного пола еще… ;)))

Выберите себе мышь по вкусу и возите ее правильно.

Выбор клавиатуры

А тут еще проще. Клавиатуру надо выбирать полностью эргономичную. То есть и с разворотом 2х блоков относительно друг друга, и с "горбом". Проще говоря, на мой взгляд наиболее хороша клавиатура MS Natural Pro и ее имитации. Elite от MS мелковата, в придачу клавиши расположены по-дурацки, особенно курсорные. Да, и на расположение клавиш тоже стоит обратить внимание. Оно должно быть привычным и удобным. Ну, и статьи отдельные есть на сайте про клавиатуры.

Если Вы привыкли к классической "прямой" клавиатуре и имеете малейшую возможность поменять ее на эргономичную — сделайте это прямо сейчас. Лучше одновременно с мышью. 2 недели неудобств — и будет гораздо удобнее. И запястья перестанут уставать.

И еще — если печатать приходится очень много, то попробуйте все-таки поставить 2 стола под прямым углом и сесть лицом к образованному ими углу, как я писал выше. Когда локти стоят на столе, руки устают значительно меньше. А хроническая усталость потом проявляется во всяких болезнях суставов и сухожилий. Когда же сидишь за столом прямо, то положить на стол получается только предплечья. Лучше класть тем местом, где их объем больше всего.

А можно купить ИК эргономичную клавиатуру и держать ее на коленях, откинувшись в кресло. Правда, я про такие не слышал. Хотя есть радиоклавиатура с мышью в комплекте Logitech Cordless Desktop Pro (Ergo, Multimedia, ser&ps). Работает в диапазоне 2 ГГц в непосредственной близости от …. Нет, я такую не хочу! ;) А если серьезно — мне провода не мешают при моей организации рабочего места. А Вы выбирайте для себя на свой вкус.

Конечно, более функциональны, чем изделия от MS, клавиатуры из трех раздельных блоков (под каждую руку + цифровой), но здесь я экзотику не рассматриваю. Много всяких хороших вещей есть за большие деньги либо редко попадающихся в наших краях. Либо и то, и другое. И это относится не только к клавиатурам. Всего этого я в данной статье не упоминал, ибо "Плюнь в лицо тому, кто скажет, что можно объять необъятное" ©К. Прутков.

Вот вроде и все.

Запомните еще раз, какие наши профессиональные заболевания:

  1. Близорукость, астигматизм, светобоязнь
  2. Остеохондроз любого отдела позвоночника
  3. Геморрой и заболевания органов малого таза
  4. Заболевания мелких суставов и сухожильных сумок рук

И — самое главное! — это ВАМ должно быть всегда удобно. Если ничего не напрягает, нигде после рабочего дня не чувствуешь напряжения и усталости — значит, эргономика на должном уровне. Никто не позаботится о Вашем здоровье, кроме Вас самих. Простите за повторы прописных истин и некоторые спорные утверждения. Любые дополнения приветствуются.

Успехов.

(по ряду причин вынесена в отдельный файл ;))

Статья по-прежнему открыта для обсуждения. Наиболее полные и аргументированные дополнения войдут в следующую версию.





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.