M-Audio Revolution 5.1


 

M-Audio выпустила римейк Revolution 7.1 в виде Revolution5.1. Revolution7.1 была первой мультимедийной картой с поддержкой 7.1. Как и большинство продуктов использовавшие "супер новую фичу", продукт быстро потеснился на рынке более продуманными изделиями конкурентов. А сам продукт ушел на доску почета компании с пометкой "мы были первыми".

У производителя теперь две мультимедийных PCI карты в линейке. Формально старшей считается Revolution7.1 с даже более высокой ценой на $20, но реально старшей должна быть Revolution5.1 с более качественным ЦАП AKM 4358 (такой же ЦАП стоит в профессиональных картах ESI Juli@ и Audiophile192), дополнительным выходом для наушников и внутренним разъемом AUX.

Т.к. ранее Revolution7.1 была задвинута в сторону конкурентами, интересно будет посмотреть, насколько конкурентноспособна будет новая Revolution5.1 сегодня.

Внешний вид и разъёмы

Входы Микрофонный
Линейный
AUX
Выходы Цифровой (Digital out)
Front / Наушники
Center/LFE
Rear
Headphones

Revolution7.1 больше напоминала профессиональную карту с небалансными миниджековыми выходами и более дружелюбной панелью управления в драйверах. В Revolution5.1 исправили часть недостатков, и теперь вместо передовых surround каналов сделан отдельный выход для наушников. Добавили внутренний разъем AUX, необходимый для подключения TV тюнера. Цифровой вход делать не стали, видимо решив, что данные с CD-DA можно считывать исключительно по шине, и его необходимость нужна только в Про Аудио. Тем не менее, при наличии игровой звуковой карты от Creative, цифровой вход желательно иметь, что бы бесконечно не перетыкать провода из одной карты в другую.

Дизайн платы придется по душе оверклокерам, свободного места на плате много. В то же время для остальных пользователей есть недостаток, отсутствие продублированных разъемов для подключения внешних разъемов на корпусе.

Корпус ASUS TA211 с внешними разъемами HP и Mic

К примеру, у Prodigy7.1/Aureon Space/Sky и звуковых карт от Creative продублированы выходы на наушники, микрофон и т.п., что позволяет их подключать к внешним гнездам, расположенные на корпусе. C Revolution5.1 такой возможности нет.

Цифровой контроллер
Envy24GT (24 бит, 192 кГц;
интерфейсы: три I2S/AC-link выходных, два I2S/AC-link входных)

Revolution7.1, Prodigy7.1 и Aureon Space7.1 используют другой цифровой контроллер Envy24HT с 5-ю выходными I2S/AC-link. В Revolution5.1 используется более простой контроллер, где аналогичных выходов всего три, достаточных только для 5.1.

Основную популярность Revolution5.1 дал используемый ЦАП AKM 4358. Точно такой же ЦАП используется в профессиональных звуковых картах ESI Juli@ и M-Audio Audiophile192.

Учитывая, что основная масса покупателей Revolution5.1 не музыканты, то отсутствие балансных разъемов и некоторых про фич в драйверах не имеет для них какого-либо значения, а вот двукратная разница в цене привлекает многих, кому необходимо только послушать музыку.

Паспортные характеристики AKM 4358:

  • Sampling Rate Ranging from 8kHz to 192kHz
  • THD+N: -94dB
  • DR, S/N: 112dB

У производителя Revolution5.1 позиционируется ниже, чем Revolution7.1 что вызвано какими-то соображениями маркетологов. Учитывая обратный уровень качества применяемых ЦАП-ов, можно предположить, что AKM 4358 стали использовать не из-за стремления к более высокому качеству, а просто один восьмиканальный ЦАП удобнее, чем два, плюс этот же ЦАП используется в Audiophile192, позволяя закупать оптом этот ЦАП более крупной партией, снижая себестоимость конечных продуктов. И к Envy24GT с лишь тремя I2S выходными каналами сложнее подключить два ЦАП-а, как это сделано в Revolution7.1

В качестве АЦП используется AKM 5365:

Паспортные характеристики:

  • Sampling Rate : 32kHz to 96kHz
  • S/(N+D) : 94dB
  • DR, S/N : 103dB

Качество АЦП более чем достаточное для оцифровки винила, аудиокассет и записей с тюнера.

Комплектация

В комплекте к звуковой карте прилагается несколько дисков

  • Диск с драйвером и электронной версией мануала
  • Диск с ПО (WinDVD5 OEM, Ableton Live4 Demo, набор семплов ProSessions Sample Collection и демонстрационный альбом Tranquility Base WMA9 Surround)
  • Два диска с игрой WakeBoarding.

Набор ПО для такой карты минимален, однако на комплектное ПО мало кто обращает внимание. Тем не менее, с картами, имеющими отношение к Про Аудио зачастую прилагается лицензионный профессиональный софт. Многие музыканты давно смекнули, что покупка определенной звуковой карты может выйти дешевле, чем покупка всего прилагаемого софта отдельно. Поэтому производители карт обычно подчеркивают, какой комплектный софт имеет лицензию, а какой только демо или trial. У M-Audio Revolution5.1 на коробке Ableton Live4 Demo отмечен в списке без какого-либо упоминания о демонстрационной версии. К слову, текущая демонстрационная версия (на момент написания статьи - шестая) Ableton Live всегда доступна для скачивания с официального сайта. Хотелось бы надеяться, что в будущем M-Audio будет более четко информировать покупателей о комплектном ПО, и комплектовать свои продукты более свежим софтом.

Панель управления драйверов незначительно отличается от панели управления Revolution7.1.

Панель управления в целом сделана не плохо. Минимум графики, открывается без тормозов и долгой прорисовки. Но по удобству лидируют карты от ESI/Audiotrak, где управление входными и выходными каналами сделано на одной панели/вкладке. А вот Creative серии Audigy радуют пользователей открытием панелей управления с достаточно заметными задержками. Драйвера от X-Fi не избавились от "тормозов" и вкладок, но обросли анимированной графикой, которая на старых системах просто радует пользователя слайдшоу от излишней анимации.



В сравнении с Revolution7.1 просто убран пресет 7.1

Особого упоминания заслуживает опция Speaker Bass Management. При активации со всех каналов выделяется низкочастотный сигнал и направляется на сабвуфер. При использовании театрального саба совместно с X-Fi, Prodigy и проф. многоканальными картами многие жалуются, что сабвуфер играет только при воспроизведении 5.1 DVD-V дорожки, в то время как в стерео сабвуфер молчит.



Что примечательно, низкочастотный канал выделяется даже под Kernel Streaming и ASIO.

Программисты M-Audio несколько просчитались с назначением каналов. Общепринято на третий и четвертый канал назначать тыловые каналы, а на пятый и шестой - центр и саб. Здесь все наоборот. При запуске DivX фильма с дорожкой AC3 при выборе 4.0 на выход, тыловые каналы направляются на центр и саб. В режиме для 2.1 саб направляется на центральный канал, для режима 4.1 саб направляется на центральный канал, левый тыловой на саб и правый тыловой на левый тыловой. С такой путаницей каналов становится бесполезным bass management, а так же владельцам некоторых акустических систем придется перепаивать межблочные провода от звуковой карты к усилителю.



В QuickSwich Settings можно установить любые конфигурации пресетов, но при этом только четыре.

Рассмотрим особенности основных пресетов.

Hedphones — работает только выход на наушники. На фронтальный выход сигнал дублируется и заглушен на уровне -70 дБ. Сигнал не зависит от уровня Master Volume. Это очень не удобно, если регулировка уровня громкости делается через звуковую карту, а не внешний усилитель.

Stereo и Stereo w/Integrated subwoofer (трифоник, саб берет сигнал совместно с сателлитами) — работает выход на наушники и фронтальный выход. Выход на наушники полностью дублирует фронтальные каналы. Несмотря на возможность выбора кроссовера, отсекающего НЧ, кроссоверы работают только при активации SRS TruSound. В этом режиме становится ясна несуразность с фронтальным выходом в режиме Headphones. Хотя сигнал с фронта и дублируется, уровни громкости регулируются раздельно, при этом минимальный уровень соответствует -70 дБ. Если поставить галочки mute для фронтального канала, то сигнал на фронт подаваться не будет. При этом пропадет сигнал и на выход Headphones. Пик метры от Headphones не показывают реального значения сигнала, на чистом синусе постоянной амплитуды на фронтальном выходе показывается постоянный уровень, а на Headphones пикмеры дергаются на меньших значениях, хотя с аналоговым выходным сигналом все в порядке.

Stereo w/Discrete Subwoofer — В даной конфигурации предполагается использовать отдельный сабвуфер, подключаемый к отдельному сабвуферному выходу к звуковой карте. В данной конфигурации кроссовер отделяет НЧ с фронта и направляет в саб в соответствии выбранной частоте раздела. Доступны частоты 40, 60, 80, 90, 100 и 120. Есть опция Bas to Sub + Mains — НЧ направляются на саб, а с фронтов НЧ не вырезаются. Для согласования сателлитов с сабом есть функция Phase+180, а так же возможность выставления задержки. Задержка высчитывается относительно заданного расстояния до саба в футах. Диапазон значений — от 0 до 30 футов, что соответствует задержке от 0 до 30 мс (по футу на мс) согласно записи тестового сигнала. Задержку для всех каналов, включая саб, можно выставлять только в конфигурациях 2.1, 4.1 и 5.1. Т.к. выход на наушники дублирует фронтальный выход, то при использовании кроссовера НЧ так же срезаются.

Возможность выделения низкочастотного канала на саб выгодно отличает M-Audio Revolution5.1 от многих других карт. Тем не менее, стоит не забывать, что можно аналогично выделить сигнал на саб у X-Fi в режиме Creation Mode. В Entertaiment и Game Mode отделить низкочастотный канал можно только в конфигурации 5.1 (опция Bass Redirection), по этому в играх в режимах 2.1 и 4.1 у Revolution5.1 есть небольшое преимущество в системах с использованием кинотеатральных сабов. У Prodigy7.1 благодаря гибкому роутингу сигнала с фирменной панелью управления DirectWire3.0 с сигналом можно делать практически что угодно, а так же выводить любой канал через любой выход с помощью NSP или другой аналогичной программы. Хотя это и дает несравненно бОльшие возможности, тем не менее требует навыков работы с профессиональным софтом. У Revolution5.1 управление минимальным необходимым набором функций сделано максимально удобно для пользователя.

Но есть и определенный недостаток в работе кроссоверов. При обработке сигнала близкого к 0 дБ (максимальной громкости) возникает клиппинг. Для того, что бы от него избавится, нужно понизить уровень громкости Wave Out в плейере или в микшере Windows примерно на -3 дБ. В самой панели управления Revolution5.1 этого регулятора нет.


Понижение уровня Wave в микшере Windows

Особого упоминания заслуживает опция Bas to Sub+Mains. При активации этой опции на фронтальные каналы ранее вырезанный низкочастотный сигнал заново накладывается. Сравните работу X-Fi XtremeMusic и Revolution5.1, где результат по идее должен быть одинаковым.

X-Fi XtremeMusic Front Out>>E-MU1212m

X-Fi XtremeMusic Entertaiment Mode, Конфигурация динамиков 5.1, настройки THX: Bass Redirection On, Front Large/Small. В режиме Large форнтальный сигнал не подвергается обработке. В режиме 5.1 без активации CMSS звук на все каналы не раскладывается, работая аналогично режиму у Revolution5.1 Stereo w/Discrete Subwoofer.

Revolution5.1>>E-MU1212m

При активации Bas to Sub+Mains происходит не корректное сложение ранее отфильтрованного сигнала, активация Phase+180 (оранжевый график) не помогает. Заданные значения задержек каналов всложении сигнала не учавствуют, по этому подогнать сигнал по фазе нет возможности.

У обоих продуктов числовое значение выбора частоты раздела очень условное, 110 Гц для X-Fi и 210 Гц для Revolution5.1. В режиме 192kHz у обоих карт высокие частоты не обрезаются.

Подробный отчет работы кроссовера у Revolution5.1

Многоканальные режимы. В многоканальных режимах при активации Sensaura или SRS TruSound происходит раскладка стерео на многоканальный звук. В режиме Sensaura пик метры не работают. Под Sensaura кроссовер работает только в режиме 2.1 и 4.1. В конфигурации 5.1 стерео раскладывается по всем каналам, но никаких настроек для подстроек нет.

Digital — в этом режиме отключаются аналоговые выходы и включается цифровой выход. Совместно с аналоговыми выходами цифровой выход не работает ни в одной конфигурации. В режиме Digital карта работает в режиме Direct и нет возможности регулировать даже общий уровень сигнала. Более неприятным в этом режиме является невозможность активации Sensaura. К слову, у X-Fi и Prodigy подобных ограничений нет, там цифровой выход просто клонирует фронтальный выход и нет никаких проблем со стерео потоком в играх.

При воспроизведении через ASIO звуковой поток вместо SPDIF направляется на ЦАП. При запуске двух программ, где одна воспроизводит звуковой поток через DirectSound, а вторая через ASIO, с DirectSound звук идет на SPDIF, а с ASIO на ЦАП, что говорит о том, что аппаратных ограничений для одновременного воспроизведения через ЦАП и SPDIF нет, просто в драйверах это не реализовали.



С управлением входных аналоговых каналов дело обстоит не важно. Во вкладке Inputs выбирается источник для записи, а так же регулируется уровень входного сигнала. У используемого АЦП AKM 5365 есть функция определения клиппинга и автоматического понижения уровня записи, что позволяет поставить уровень записи на максимум, подать максимально громкий участок звука на вход, а потом приступить к оцифровке. На деле же все иначе, по умолчанию функция определения клиппинга отключена. При превышении определенного уровня срабатывает защита и сигнал на входе отключается. Неприятно больше другое, нет опции звукового мониторинга записываемого сигнала (у Revolution7.1 есть "Enable monitiring", у revolution5.1 согласно описанию должна быть опция "Active input", которая на деле отсутствует в панели), по этому невозможно понять, есть при записи клиппинг или нет. Пик метры здесь никак не помогают, т.к. работают по тому же бестолковому алгоритму, что и для выхода на наушники. На скриншоте видно, что сигнал не превышает уровня -6 дБ, но в звукозаписывающих программах показан клиппинг. Так же при записи или мониторинге в редакторе или секвенсоре при активации мониторинга отчетливо слышно хрип. По этому стоит ориентироваться на пик метры записывающей программы, а еще лучше для контроля включать мониторинг в редакторе/секвенсоре. Мониторинг сигнала и автокалибровку входа можно включить через прикрученную к Revolution5.1 панель управления от Audiophile 2496, но об этом ниже.

В поле Monitor Levels есть возможность послушать лишь с фронтального выхода микрофонный, линейный и AUX вход. Выставляемый уровень сигнала на запись никак не влияет. Более того, уровень сигнала не регулируется через Master Volume, делая управление совершенно неудобным. Если к аналоговому входу подключить к примеру тюнер, то через мультимедийную клавиатуру, мышь или пульт ДУ регулировать входной сигнал нельзя. Так же нельзя услышать тюнер в наушниках или разложить звук по всем каналам через Sensaura или SRS TruSound. Такая регулировка громкости не глюк софта, а аппаратное ограничение. Линейные входы регулируются через шести канальный регулятор уровня PT2258-S и направляются на аналоговый выход параллельно ЦАП. Делать синхронизацию с уровнем Master Volume программисты M-Audio не стали.

В пресете Digital АЦП не отключается, но по дефолту направить оцифрованный поток на SPDIF нельзя. При этом, при включении мониторинга в редакторе оцифрованный сигнал направляется на ЦАП, а не SPDIF.

Линейный вход неверно распаян, перепутаны местами правый и левый канал, что необходимо учитывать при записи и при прослушивании через сквозной канал.



На последней вкладке указана версия драйвера. После установки карты как правило возникает желание поставить самый последний драйвер. На сайте производителя самому последнему и единственному драйверу более двух лет. Если бы не было различных недоработок в драйвере, такое положение вещей было бы нормой, но в данном случае получается, что поддержка карты давно заброшена.

Страница тех.поддержки с сайта производителя

Попутно возникает вопрос, указанная версия в панели управления та же самая, что на сайте, или нет? Как видно, на сайте указана только дата, а на панели только версия.

В свойствах видно, что установленный драйвер имеет несколько иную версию и более раннюю дату. После установки драйвера с сайта, информация о драйвере не изменилась.

При двойном щелчке мыши по иконке в трее открывается панель управления, по щелчку левой — небольшое меню, через которое можно активировать Sensaura или TruSurround. Хотелось бы увидеть пункты с переключением режимов карты HP/2.0/…/Digital аналогичные в Quick Swich Settings.

Устранить некоторые баги и получить доступ к некоторым функциям можно с помощью запуска панели управления от Audiophile 2496 серии Delta.

Панель от Audiophile 2496 не заменяет и не дает тех же самых функций, что есть в родной панели управления от Revolution5.1, не смотря на кажущуюся универсальность. Часть настроек не регулируется и сбрасывается.


Панель управления M-Audio Delta работающая с M-Audio Revolution5.1

На первой вкладке показываются только уровни, при этом выбор входа Mic/Line/Aux и чувствительность входа осуществляется только с родной панели Revolution5.1. При этом, после запуска панели управления от M-Audio Delta начинает работать функция автоклиппинга у АЦП.

Patchbay/Router

Данная вкладка дает доступ к функциям недоступных в родной панели Revolution5.1

Каждый столбец — это один из физических выходов карты, три стерео пары (выход на наушники совмещен с H/W Out 1/2) и SPDIF.

На выход можно подать

  • WaveOut x/x — то, что воспроизводит Winamp, PowerDVD и т.п. Поменять фронт с тылом нельзя, WaveOut 1/2 привязан к H/W Out 1/2 и т.п.
  • H/W In 1/2 — то, что поступает на АЦП. В примере, сигнал подаваемый на линейный вход, воспроизводится через фронт и наушники, а на так же саб/центр каналах (H/W Out 3/4) но при воспроизведении меняются местами левый и правый канал (L/R Rev.).

На SPDIF так же выбирается поток, либо WaveOut, либо то, что приходит на АЦП.

Теперь можно смело подключать тюнер в AUX и слушать звук через наушники или лубую другую стерео пару.

При мониторинге в режимах 2.1, 4.1 и 5.1 низкочастотный сигнал на саб не посылается.

В Hardware Settings доступна регулировка уровней выходных каналов и выставление задержки latency.

Bass Managment мало отличается от настроек оригинальной панели управления Revolution5.1

В SRS TruSurroundXT добавлена опция кроссовера на саб. Максимальная частота — 400 Гц, видимо, для самых бюджетных пластмассовых сабов.

Так же стоит упомянуть и еще об одной панели управления, разработанной сторонним разработчиком.

R5.1 Mini-mixer

Панель управления разработана участником нашей конференции aka hlabs. Как видно из скриншота, панель рассчитана на работу в пресетах 2.0 и HP с возможностью активации TruSurround.

Тестирование в RMMA

Диагностика возможностей Revolution5.1 в RMAA в режиме Sensaura.

Диагностика DirectSound

Device: M-Audio Revolution (revo.sys)

Features:
DirectSound 2D Hardware: Yes
DirectSound 3D Hardware: Yes
EAX 1.0: Available
EAX 2.0: Available
EAX 3.0: N/A
EAX 4.0: N/A
EAX 5.0: N/A

Rates:
dwMinSecondarySampleRate 100
dwMaxSecondarySampleRate 192000

Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 64
dwFreeHw3DStaticBuffers 64
dwFreeHw3DStreamingBuffers 64
dwFreeHwMixingAllBuffers 64
dwFreeHwMixingStaticBuffers 64
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 64

Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 65
dwMaxHwMixingStaticBuffers 65
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 65
dwMaxHw3DAllBuffers 65
dwMaxHw3DStaticBuffers 65
dwMaxHw3DStreamingBuffers 65

Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0

В играх Revolution5.1 работает стабильно. Из-за уже устаревших софтовых алгоритмов Sensaura и поддержки только второй версии EAX в играх качество звучания уступает картам Creative линейки Audigy2 и X-Fi. Игровые возможности у карты не высокие, но в то же время лучше, чем у встроенного звука и звуковых карт с QSound. После того, как Creative купил Sensaura, многие карты на Envy получили поддержку игр на алгоритмах QSound уступающем Sensaura.

Поддержка ASIO

Выбор ASIO драйвера в Ableton Live5

ASIO драйвер в профессиональных программах определяется верно.

Уровень задержки выставляется в семплах. Минимальная задержка в 64 семпла при частоте дискретизации 44.1 kHz составляет 1.45 мс. В секвенсорах CuBase SX2 и Ableton Live5 карта работала стабильно без щелчков. Но это не означает, что сменив старый Live5.1 с KX на Revolution5.1 все проекты смогут работать с меньшей задержкой. Самая минимально возможная задержка зависит от драйверов звуковой карты, но чем меньше задержка, тем выше загрузка на CPU. Как правило, даже на "крутых" системах идет работа с задержкой в 5-10 мс, несмотря на то, что звуковые карты могут обеспечить 1-2 мс или меньше.

К примеру, при запуске больших проектов в Ableton Live5 минимальная задержка, при которых в проекте при воспроизведении не было щелчков, для X-Fi XtremeMusic, Revolution5.1, Prodigy7.1 и E-MU1212m оказалась одинаковой, не смотря на разный класс карт и их позиционирование производителями.

В отличии от E-MU1212m и X-Fi XtremeMusic сменить размер буфера без закрытия всех воспроизводящих программ нельзя. У Prodigy7.1 такой же недостаток, но при попытке изменения буфера появляется сообщение с требованием закрыть все звуковые программы, к которым могут относится и icq менеджеры, и программы мониторинга (воспроизводящие тишину в режиме "пауза"). У Revolution никаких сообщений не выводится, а в меню остается новое значение буфера, которое заработает с момента закрытия всех программ, воспроизводящих в данный момент звук.

Диагностика возможностей Revolution5.1 в RightMark 3DSound 2.2

Диагностика ASIO

Device: M-Audio Revo ASIO

Features:
Input channels: 2
Output channels: 8
Input latency: 512
Output latency: 512
Min buffer size: 512
Max buffer size: 512
Preferred buffer size: 512
Granularity: 0
ASIOOutputReady — supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — supported
192000 Hz — supported

Input channels:
channel: 0 (Analog In 1 Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 1 (Analog In 2 Revolution [1]) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Analog Out 1/2 Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 1 (Analog Out 1/2 Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 2 (Analog Out 3/4 Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 3 (Analog Out 3/4 Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 4 (Analog Out 5/6 Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 5 (SPDIF Out L/R Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 6 (SPDIF Out L/R Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 7 ((null) Revolution [1]) — Int32LSB

Как видно, карта имеет только два канала для записи и восемь каналов для воспроизведения. Для большего удобства каждый канал подписан. Но подписи к каналам совершенно не адекватны.

Реальная картина такая.

ASIO IN/OUT № канала подпись к каналу в драйвере режим 5.1 режим Digital
ASIO in 1 channel: 0 Analog In 1 Revolution [1] только левый аналоговый вход только левый аналоговый вход
ASIO in 2 channel: 1 Analog In 2 Revolution [1] только правый аналоговый вход только правый аналоговый вход
ASIO out 1 channel: 0 Analog Out 1/2 Revolution [1] левый фронтальный выход и левый выход на наушники левый фронтальный выход и левый выход на наушники
ASIO out 2 channel: 1 Analog Out 1/2 Revolution [1] правый фронтальный выход и левый выход на наушники правый фронтальный выход и левый выход на наушники
ASIO out 3 channel: 2 Analog Out 3/4 Revolution [1] выход на центральный канал левый фронтальный выход и левый выход на наушники
ASIO out 4 channel: 3 Analog Out 3/4 Revolution [1] выход на сабвуфер правый фронтальный выход и левый выход на наушники
ASIO out 5 channel: 4 Analog Out 5/6 Revolution [1] левый тыловой выход левый тыловой выход
ASIO out 6 channel: 5 SPDIF Out L/R Revolution [1] правый тыловой выход правый тыловой выход
ASIO out 7 channel: 6 SPDIF Out L/R Revolution [1]    
ASIO out 8 channel: 7 (null) Revolution [1]    

В режиме Digital SPDIF под ASIO интерфейсом не работает, перенаправляя звуковой поток на аналоговые выходы в соответствии с таблицей, полученной опытным путем. Каналов для реального воспроизведения во всех режимах только 6.

У X-Fi и Audigy2 Value возможности в ASIO различаются только поддержкой частот. M-Audio Revolution поддерживает дополнительные 176 и 192 kHz, но при этом только на воспроизведение.

M-Audio Revolution5.1 Creative Audigy2 Value Creative X-Fi
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — supported
192000 Hz — supported
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported

88200 Hz — not supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — not supported
192000 Hz — not supported
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported

176400 Hz — not supported
192000 Hz — not supported

Возможности записи в ASIO у X-Fi гораздо выше. (У линейки Audigy2 возможность записи внутренних (не аналоговых) каналов есть только в режиме 48/16)

M-Audio Revolution5.1 Creative X-Fi
channel: 0 (Analog In 1 Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 1 (Analog In 2 Revolution [1]) — Int32LSB
channel: 0 (Windows Record L) — Int32LSB
channel: 1 (Windows Record R) — Int32LSB
channel: 2 (Mix FL) — Int32LSB
channel: 3 (Mix FR) — Int32LSB
channel: 4 (Mix RL) — Int32LSB
channel: 5 (Mix RR) — Int32LSB
channel: 6 (Mix FC) — Int32LSB
channel: 7 (Mix LFE) — Int32LSB
channel: 8 (Mix RC or SL) — Int32LSB
channel: 9 (Mix RC or SR) — Int32LSB

channel: 10 (Line-In /Mic L) — Int32LSB
channel: 11 (Line-In /Mic R) — Int32LSB
channel: 12 (Digital-In L) — Int32LSB
channel: 13 (Digital-In R) — Int32LSB
channel: 14 (Line-In 2/Mic 2 L) — Int32LSB
channel: 15 (Line-In 2/Mic 2 R) — Int32LSB
channel: 16 (Auxiliary 2 L) — Int32LSB
channel: 17 (Auxiliary 2 R) — Int32LSB
channel: 18 (Line-In 3/Hi-Z L) — Int32LSB
channel: 19 (Line-In 3/Hi-Z R) — Int32LSB
channel: 20 (SPDIF In L) — Int32LSB
channel: 21 (SPDIF In R) — Int32LSB

На практике возможность записи внутренних каналов позволяет сделать многоканальную запись всего, что воспроизводится звуковой картой на данный момент. Это может быть запись воспроизводимого DVD-Audio, звуковой дорожки от фильма, многоканальной звуковой дорожки от любой игры или другой работающей программы.

У карт семейства Prodigy от Audiotrak и семейства Audigy1/2/4 под KX драйверами есть возможность не только многоканальной записи, но и возможность направить звуковой поток только в ASIO программу, без направления звукового потока в ЦАП. Это позволяет с помощью профессиональных VST эффектов (параметрические EQ, реверы, компрессоры и т.п.) в режиме реального времени сделать качественную инсталляцию всех АС под конкретное помещение, реализовать Bi-Amp на фазолинейных фильтрах и многое другое.

Под WDM драйверами у карт от Creative есть выбор записи Wave Out Mix и What U Hear (Wave Out Mix+Analog in), что дает возможность стерео записи того, что карта воспроизводит в данный момент. У Revolution5.1 нет даже этого. Запись возможна только для Mic/Line/Aux.

К примеру, на многих сайтах сейчас есть возможность слушать музыку только из интернет браузера без возможности сохранения файлом. Обычно достаточно запустить какую-нибудь записывающую программу и выбрать источник записи wave. C Revolution5.1 так сделать нельзя.

По сегодняшним меркам такая функциональность у Revolution5.1 даже ниже, чем у встроенного звука. Единственное, в чем Revolution5.1 превосходит встроенный звук, это аппаратное ASIO с меньшей задержкой и больший диапазон поддерживаемых частот.

Измерения

Аналоговые выходы

Отчет о тестировании режима 24 бит 44.1 кГц Revolution5.1 >>E-MU1212m


Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.03, -0.08 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -104.5 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 104.5 Отлично
Гармонические искажения, %: 0.0007 Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ (А): -93.9 Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0024 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -104.4 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0024 Отлично

Подробный отчет о тестировании режима 24 бит 44.1 кГц

На фронтальном выходе получились несколько хуже значения, нежели на остальных выходах, что связано со сквозным Line/Mic/Aux входом, тем не менее С/Ш в некоторых случаях для тылового выхода достигал 107 дБ. На остальных выходах С/Ш составил около 109 дБ, соответствуя заявленным данным от производителя, который указал реальные замеры продукта, а не паспортные значения преобразователей.

  Паспортные данные от производителя. замер iXBT.com
Динамический диапазон, дБ 106 104.5~108.9
Соотношение сигнал-шум, дБ 109 104.5~108.8
Коэффициент нелинейных искажений, % 0.00185 0.0006
Коэффициент нелинейных искажений, дБ -95 -104.4

Для сравнения приводится таблица с данными от Prodigy7.1, X-Fi XtremeMusic и E-MU1212m в небалансном режиме для 24-х бит.


  Revolution5.1 (фронтальный выход) Revolution5.1 (тыловой выход) Prodigy7.1 (тыловой выход) X-Fi XtremeMusic (фронтальный выход) E-MU1212m loop -10dBV Reference 44.1/16
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.03, -0.08 +0.03, -0.08 +0.03, -0.33 +0.01, -0.05 +0.03, -0.20 +0.00, -0.00
Уровень шума, дБ (А): -104.5 -108.8 -104.4 -107.3 -112.6 -97.8
Динамический диапазон, дБ (А): 104.5 108.9 104.4 107.1 112.4 97.7
Гармонические искажения, %: 0.0007 0.0006 0.0005 0.0008 0.0003 0.0003
Гармонические искажения + шум, дБ (А): -93.9 -94.9 -93.6 -96.5 -99.1 -91.7
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0024 0.0020 0.0025 0.0018 0.0010 0.0037
Взаимопроникновение каналов, дБ: -104.4 -105.4 -100.8 -105.0 -110.4 -98.4
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0024 0.0019 0.0032 0.0047 0.0017 0.0039

Как видно, все карты по динамическому диапазону и соотношению сигнал шум превосходят референсный сигнал 44.1/16. Некоторым может показаться не очевидным, что звуковая карта с лучшим ЦАП и более высоким значением Dr и S/N будет звучать лучше даже в 44.1/16. Тем не менее, все параметры взаимосвязаны и ЦАП с низким параметром Dr не будет иметь высокого значения IMD. В таблице видно, что наилучший результат по Dr и SN дает E-MU1212m и хотя по этим параметрам есть превосходство над референсным файлом, по гармоническим искажениям E-MU1212m лишь приблизилась к параметрам референсного сигнала. Фактически только эта карта по выше перечисленным параметрам способна максимально точно воспроизвести 16-ти битный сигнал. Остальные карты немного не дотягивают по одному или двум параметрам.

Аналоговый вход

Отчет о тестировании режима 24 бит 44.1 кГц Revolution5.1 Loop

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.05, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -101.9 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 101.9 Отлично
Гармонические искажения, %: 0.0015 Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ (А): 92 Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0030 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -101.4 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0031 Отлично

Подробный отчет о тестировании режима 24 бит 44.1 кГц

Цифровой выход

Отчет о тестировании режима 16 и 24 бит 44.1 кГц Revolution5.1 >>E-MU1212m

Тест M-Audio Revolution5.1 44.1/16 SPDIF Reference 16 bit M-Audio Revolution5.1 44.1/24 SPDIF Reference 24 bit
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Уровень шума, дБ (А): -97.8 -97.8 -143.0 -147.7
Динамический диапазон, дБ (А): 97.7 97.7 133.1 133.4
Гармонические искажения, %: 0.0003 0.0003 0.0000 0.0000
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0037 0.0037 0.0002 0.0002
Взаимопроникновение каналов, дБ: -98.4 -98.4 -144.0 -149.2
IMD+N (swept freq), % 0.0039 0.0039 0.0000 0.0000

Подробный отчет о тестировании режима 16 и 24 бит 44.1 кГц

Цифровой выход работает корректно, традиционно для карт на Envy24XX.

Звучание

Revolution5.1 vs Jul@ vs Audiophile192

При сравнительном тестировании использовались студийные мониторы ADAM S2.5A ($3800 пара). Качество звучания сравнивалось с картами ESI Juli@ и M-Audio Audiophile192. Во всех картах используется одинаковый ЦАП, что дает основание предположить об одном уровне качества этих карт.

Из обзора M-Audio Audiophile192

Звучание всех трех карт в целом находится на одном уровне, отличия в нюансах. ESI Juli@ (балансное TRS подключение) лидирует по детальности, атаке и стереопанораме. Audiophile 192 ей немного уступает, но играет лучше, чем M-Audio Revolution 5.1. Повторимся, отличия будут слышны только на достаточно качественной акустике. Для недорогих активных стереоколонок или мониторов начального уровня такие нюансы вряд ли проявятся.

Выход на наушники

Качество звучания у карт зависит больше от встроенного усилителя для наушников. Для АС результаты могут быть совсем другими.

В наушниках фронтальный выход и headphones различается. При использовании разных наушников наблюдается разное соотношение уровней сигнала у выходов, и чем у наушников выше импеданс, тем разница в уровнях меньше. На Technics RP-F880 (Импеданс 50 Ом) выход HP чуть громче с большим уровнем низких частот.

Уровень усиления достаточен для большинства наушников, тем не менее для наушников с низкой чувствительностью нужен отдельный усилитель. Так, выход HP не смог раскачать Амфитон ТДС15 (изодинамические наушники, "Hi-End советских времен").

Для сравнения с другими звуковыми картами использовались широко распространенные Technics RP-F880.

X-Fi Xtreme Music vs Revolution5.1

Если уровень максимальной громкости примерно одинаков, то качество различается в пользу Revolution5.1. Звучание X-Fi менее детальное с худшей артикуляцией низких частот. На меньших уровнях громкости различия между картами уменьшаются.

Prodigy7.1 vs Revolution5.1

Prodigy7.1 лидирует насыщенностью низких частот, а Revolution5.1 более четкой атакой. Запас мощности у Prodigy7.1 выше, для равной громкости в панели управления Prodigy7.1 Master Volume был на отметке 87%

Был сделан замер выходов для наушников под активной нагрузкой (переменном резисторе) с сопротивлениями 16, 32 и 55 Ом. Дополнительно сделан замер выхода для наушников бюджетного микшера Behringer UB502 ($50-70) подключенного к E-MU1212m.

Любопытно, изодинамические наушники не вызвали отклонения АЧХ по сравнению с резистором. При этом для популярных Technics RP-F880 отклонения АЧХ на 100Гц составляют всего 1.5 дБ. При замерах на разной резистивной нагрузке АЧХ не менялась.

На реальных наушниках результаты могут отличаться, в зависимости от кривой импеданса наушников. Для звуковых карт уровень громкости выставлялся максимальным.

Режим 24 бит 192 кГц 16 Ом 32 Ом 55 Ом
Revolution5.1, Гармонические искажения, %: 0.131 0.042 0.0021
UB502+E-MU1212m, Гармонические искажения, %: 0.141 0.041 0.0024
Prodigy7.1, Гармонические искажения, %: 0.169 0.062 0.0053
X-Fi XtremeMusic, Гармонические искажения, %: 0.139 0.059 0.027

Спектры показывают, что на низкоомной нагрузке все усилители входят в режим нелинейности кривой усиления. Согласно психоакустике, вторая и третья гармоники относительно высокой амплидуды гораздо лучше маскируются основным тоном, нежели гармоники высоких порядков с низким уровнем.


На основе спектрограмм можно отметить, что наиболее "грязный" спектр имеет Prodigy7.1. Лидируют Revolution5.1 и UB502 с самыми чистыми и благоприятными спектрами. Для малоомных наушников, ниже 55 Ом, рекомендуется использовать внешний усилитель, расчитанный на соответствующую нагрузку.

Т.к. из имеющихся в наличии наушников наибольшие отклонения АЧХ усилителя получились под Technics RP-F880, то интересно посмотреть, как себя ведут остальные усилители на этой нагрузке. Здесь лидирует Prodigy7.1. При этом делать далеко идущих выводов не стоит, т.к. АЧХ показывает лишь ипеданс нагрузки, причем масштаб киривой зависит от выходного сопротивления усилителя и входного сопротивления измерительной карты. Чем ниже сопротивление входа, тем масштаб больше. Таким образом можно сделать вывод, что выходное сопротивление у Prodigy7.1 самое низкое.

Ранее, карты на Envy24XX представляли собой альтернативу картам Audigy2/ZS, у которых не возможно было отключить SRC 44>>48. Было в порядке вещей держать две карты, одну для музыки, а другую для игр. Сейчас Creative сделал возможным отключение SRC в Audigy2 Value, Audigy4 и X-Fi. На момент написания статьи, младшая карта от X-Fi стоила $120 против Revolution5.1 за $85, что вполне согласовалось с представлением: только для музыки — Revolution5.1, а для музыки и игр — X-Fi. Сейчас в Европе начались продажи X-Fi XtremeMusic в OEM и X-Fi XtremeGamer BOX. Если сделать относительный пересчет к текущей стоимости X-Fi XtremeMusic у нас, то X-Fi XtremeMusic в OEM стоит всего $65.

Учитывая небольшую разницу в качестве звучания между X-Fi XtremeMusic и Revolution5.1, для младшей X-Fi в качестве "музыкальной карты" под качественный тракт больше подойдет E-MU1212m PCI на топовых ЦАП CS4398, или E-MU0404 последней модификации на топовом AKM4396. Но у профессиональных карт от E-MU очень сложные в освоении драйвера для простого пользователя. Хорошим выбором была бы Audiotrak ProdigyHP на топовом AKM4396 и высококачественных ОУ, но к большому сожалению, подобные карты к нам в страну не завозят. А доставка из других стран лишь повышает цену, и оправданнее уже приобрести сразу универсальную X-Fi Elite Pro на топовых CS4398 за $300. В качестве "музыкальной карты" Revolution5.1 будет более оправдана с Audigy 1, Audigy 2, Audigy2 ZS, где пользователь не собирается переходить на X-Fi.

Стоит отметить тенденцию роста аппаратного качества у бюджетных карт, с одновременным снижением цен. Но, в отличии от рынка с видеокартами, где разница проявляется только в качестве и быстродействии 3D, а в 2D возможности практически равны, у звуковых карт до сих пор нет единого стандарта функциональности. Купив более дорогую карту, пользователь может обнаружить гораздо меньшую функциональность, чем у более дешевого продукта. Подобные проблемы можно было встретить во времена таких карт, как Riva TNT1/2 которые хуже работали в 2D, по сравнению с более слабыми S3. Что-то подобное получается и со звуковыми картами сейчас, что не способствует использованию в PC лишь одной универсальной звуковой карты, заставляя покупать несколько карт с одинаковым уровнем качества записи/воспроизведения, но разными функциональными возможностями в драйверах. Во время продвижения шины PCI-E с малым количеством PCI слотов на материнских платах уже не каждый может себе позволить держать в компьютере несколько звуковых карт.

В бюджетном секторе "около $100" пользователю имеет смысл выбирать звуковую карту по таким параметрам, как универсальность, функциональность, удобство управления, наличие определенных фич или форм-фактор разъемов.

Выводы

Инженеры M-Audio сделали удачный редизайн Revolution7.1, сумев поставить качественный ЦАП AKM 4358, отдельный выход на наушники, внутренний AUX и при этом установить более низкую цену. Огорчает лишь не до конца проработанные драйвера, а так же отсутствие выпуска новых версий драйвера.

Оправданность цены под вопросом, т.к. карта оптимизирована под определенный круг задач, а именно: прослушивание музыки через любые конфигурации от 2.0 до 5.1 с отдельным качественным выходом на наушники, с удобным управлением и функциональным bass management. Фактически идеальный выбор аудиофила, которому кроме качественного прослушивания музыки и фильмов от карты больше ничего не нужно. В категории "только для музыки" карта является беспорным лиделом в своей ценовой категории.

Для начинающих музыкантов, приобщающихся к сфере Про Аудио данная карта будет неудачными выбором из-за запутанных названий ASIO каналов, примитивным роутингом сигнала и неработающим SPDIF в ASIO. Для работы со звуком более оправдана будет Audiotrak Prodigy7.1 LT с отдельным выходом на наушники и с сопоставимой ценой $85-90. Либо стерео карты E-MU0404 или ESI MAYA44.

Геймерам карта не даст ничего нового, мало отличаясь от встроенного звука на алгоритмах Sensaura. С момента выхода X-Fi XtremeMusic или X-Fi XtremeGamer в OEM комплектации с сопоставимой ценой, покупка младших X-Fi или даже более дешевых Audigy2 Value/Audigy4 с возможностью отключения SRC будет оправданнее.

Плюсы

  • качественное звучание с использованием AKM 4358
  • отдельный качественный выход на наушники
  • удобная реализация bass management для режимов 2.1, 4.1 и 5.1
  • возможность выставлениея задержек всех каналов
  • более низкая цена, чем у Revolution7.1 из-за не верного позиционирования продукта маркетологами, что на руку покупателям

Минусы

  • неверная распайка линейного входа
  • нестандартное назначение выходных каналов
  • нет возможности записи внутренних источников (wave out mix, what u hear и т.п.)
  • не работает SPDIF в ASIO
  • неверные обозначения каналов в ASIO
  • некорректная работа Bas to Sub+Mains
  • различные недоработки в драйверах и отсутствие обновления драйверов
  • качество 3D-звука уступает Creative Audigy2 и X-Fi
  • Нет возможности вывода 3D звука через SPDIF
  • Качество звучания уступает ESI Juli@ и M-Audio Audiophile192

Ссылки

Панель управления от Audiophile 2496 серии Delta. Достаточно распаковать файлы в любое место и запустить deltapnl.exe

R5.1 Mini Mixer

 

Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.