MP3/HDD-плеер Apple iPod mini


На рынок МР3-плееров компания Apple вышла достаточно поздно, но удачно. Три года назад весьма популярными были еще MP3/CD, все заметнее становилась доля рынка плееров на флэш-памяти и были уже в ходу первые достаточно громоздкие модели на жестких дисках. Изначально последние использовали винчестеры на пластинах 2.5” емкостью 6 Гбайт, позднее объем встроенной памяти был увеличен, однако особым спросом эти модели тогда еще не пользовались: слишком громоздкие, слишком прожорливые, слишком дорогие… С последним недостатком управиться на тот момент не мог никто, а вот первые две проблемы специалисты из Apple решили, применив в первом iPod только-только появившиеся накопители с пластинами диаметром 1.8” емкостью 5 Гбайт. Идея была рискованной — в результате плееры конкурентов предоставляли пользователю в четыре раза больше места для музыки за те же деньги, почему и никто не торопился применять новые винчестеры в своей продукции. Однако риск был просчитан — пяти гигабайт многим вполне достаточно, а вот размеры и масса новинки были существенно меньше того, к чему все привыкли, так что разлетались плееры «на ура» — чего-нибудь подобного многие ждали давно, да и компания всегда была крайне популярна на американском рынке. Прочим на тот момент еще особого внимания не уделялось — достаточно сказать, что первое время плееры были способны работать лишь с компьютерами от самой Apple, а последние на рынке заметны тоже, в основном, в США. Впрочем, со временем модель научилась обмениваться данными и с более массовыми РС-совместимыми машинками, по мере роста объема жестких дисков появлялись и новые модели, в которых заодно дорабатывали дизайн — словом, нормальная эволюция портативных плееров.

Революция случилась после выпуска Hitachi микродрайва на 4 гигабайта. В Apple решили, что данный накопитель как нельзя лучше подходит для выпуска еще более миниатюрного плеера, способного даже в некоторой степени конкурировать с моделями на базе флэш-памяти. В очередной раз угадали, правда, не совсем — даже в самой компании не ожидали, что iPod mini станет таким популярным. Плеер просто сметали с прилавков, в результате чего Apple не успевала их производить в достаточных количествах :)

Однако массовый ажиотаж наблюдался в основном на рынке США, в то время как в других регионах iPod встречали прохладнее (хотя и в некоторых вполне неплохо). Особенно это касается нашей страны, где сколь-нибудь заметной популярностью плееры Apple похвастаться не могут, чему есть две вполне объективные причины. Во-первых, очень уж они простенькие, если не сказать даже грубее, но точнее — «примитивные». Для американского пользователя сойдет, российский же давно избалован азиатскими производителями. В частности, данные опросов показывают, что более 2/3 россиян считают FM-тюнер необходимым компонентом плеера, а где вы его в продукции Apple видели? Да и много чего еще перечислить можно. Впрочем, данная проблема является большой, но не главной (многим нужен просто хороший плеер, да и функциональность вполне может быть расширена дополнительными аксессуарами), — главная заключается в финансах. Если инженерам и дизайнерам Apple в умении работать никто и никогда не отказывал (пусть и результат их работы все воспринимают по-разному), то в случае маркетологов становится жалко, что телесные наказания давно отменены. Последние свято верят, что Россия — страна европейская, уровень жизни в ней как в Европе, а значит и цены должны быть такими как в Европе. А за цены Apple недолюбливают даже в сытой Европе — в цифрах они идентичны американским, вот только валюта другая: евро, а не доллар. И, если европейцам «наценка за географию» в 20-25% кажется чрезмерной, то чего уж говорить о пользователе российском? Кроме того, в Европе так с ценами играют практически все производители, так что покупателю податься некуда, а вот в России Apple единственная компания, проводящая столь неразумную ценовую политику. Это не только на плеерах сказывается, но и на всем рынке, где данная компания работает. Остальные же производители ведут себя совсем иначе. AMD вот даже не стесняется нас на одну доску с Индией ставить, потому что знает — не до жиру сейчас среднему россиянину, так что на одного обиженного сравнением найдется пара десятков благодарных за возможность приобретения не поставляемой на рынки «высокоразвитых» стран младшей модели процессора или компьютера на его основе. И пока в Apple не поймут, что российский пользователь в основной массе небогат, так что на цену смотрит весьма внимательно, тем паче, что ему есть с чем сравнить, так и будет распределение рынка плееров кардинальным образом отличаться от тех же США.

С другой стороны, много или мало, но плееров продается достаточно. Так что давно хотелось подержать в руках продукт от Apple, посмотреть, что же получают заплатившие не такую уж и малую сумму, да и просто так — все-таки, по сути, именно Apple дала жизнь этому классу плееров (все плееры на дюймовых винчестерах, вышедшие до iPod mini, особого следа не оставили — малый объем памяти при не самой низкой цене приводил к тому, что больше внимания обращали либо на флэш, либо на более крупные модели). Руки, правда, до тестирования никак не доходили до последнего времени :( Однако теперь вот время нашлось. Причем совпало это с некоторым «тихим» обновлением семейства. Hitachi выпустила жесткие диски на 6 Гбайт, попутно снизились и цены на 4 гигабайта, так что вместе с появлением модели с увеличенным жестким диском в линейке iPod mini произошло и некоторое снижение цен. Кроме того, обновленные модели могут похвастаться увеличенным временем работы, что делает их еще более интересными. Что получилось в результате, мы сейчас и посмотрим.

Название Apple iPod mini
Размеры 91 × 51 × 13 мм
Масса 103 грамма
Память 1" HDD, 4 или 6 Гбайт
Дисплей 138 × 110 1.68" LCD-моно
Интерфейс USB 2.0 и FireWire
Аудиоформаты AAC, MP3, Apple Lossless, WAV PCM, AIFF, Audible
FM-радио Нет
Запись аудио Нет
Аккумулятор Встроенный Li-Ion
Особенности 4 игры, просмотр текстов, органайзер

Первое впечатление

Извлечем плеер из коробки. Сначала он кажется несколько громоздким, хотя через некоторое время начинаешь использовать несколько иной эпитет — внушительный :) Громоздкость же можно считать оптическим обманом: на деле плеер очень даже компактен. Размеры его всего лишь 91 × 51 × 13 мм при массе 103 грамма, в то время как у ближайшего конкурента Creative Zen Micro эти параметры другие: 84 × 51 × 19 мм, 108 грамм. За счет большей высоты впечатление громоздкости изначально и возникает, хотя во время использования больше внимания начинаешь обращать на очень малую толщину, что крайне удобно. Впрочем, разница на текущий момент не столь уж кардинальна, но не забывайте, что iPod mini был первым плеером этого класса, а конкуренты его и сейчас обойти не могут. Еще одна сравнимая модель (H-10) от iRiver легче, но в миллиметрах больше по всем направлениям: 95.5 × 54.6 × 15 мм, 96 грамм. Так что у конструкторов Apple есть повод для гордости. С другой стороны, есть уже и чего опасаться: сингапурцы и корейцы в компактные корпуса своих плееров упаковывают и большую функциональность, а из моделей сравнимых по оной (пусть и чуть более крупных) есть уже и такие серьезные конкуренты, как Archos Gmini XS200 (76 × 60 × 19.6 мм при массе 122 грамма) или пара похожих моделей от Sony, снабженных винчестерами емкостью 20 Гбайт. Так что, в отличие от момента появления mini на рынке, толкучка сейчас на этом сегменте изрядная, и одной лишь компактностью драки не выиграть. Посмотрим, что же еще интересного в плеере от Apple.

Кстати, стоит отметить, что iPod mini оказался не только одной из первых моделей данного класса — его заслугой можно считать и появление на рынке разноцветных корпусов плееров. До его выхода компании уделяли данному вопросу недостаточное внимание, да и в Apple придерживались одного цвета корпуса, делая все плееры слишком уж однообразными. mini сразу же предложил четыре варианта расцветки корпуса. Не так и много (позднее конкуренты переплюнули достижение — в частности, Zen Micro может похвастаться целых десятью вариантами расцветки), однако почин многого стоит. К тому же, в случае iPod mini речь идет не просто о цветной пластмассе — корпус плеера металлический (за исключением торцов и колеса управления). Да и самый слабый с точки зрения ударных воздействий элемент (дисплей) в его случае заглублен, так что можно утверждать, что плеер менее восприимчив к падениям и прочим неблагоприятным воздействиям, которые в случае портативного устройства вполне возможны.

Любопытная деталь — надпись на пакетике, в который плеер упакован, гласит: «Don’ t steal music!» Такая вот пропаганда с места в карьер :) Впрочем, не стоит думать, что одними наивными призывами борьба с пиратством и ограничивается — на деле защите прав издателей уделено было немало времени разработчиков. Однако, благими намерениями, как известно, можно только одну дорогу вымостить, и куда она ведет всем давно известно… но об этом мы поговорим отдельно.

Подключение к компьютеру и ПО

Подобно старшим моделям, iPod mini поддерживает оба современных высокоскоростных периферийных интерфейса: USB 2.0 и FireWire. Тогда как практически все конкуренты ограничиваются лишь первым из них. Справедливости ради, должен отметить, что почти все заявляют и о совместимости с USB 1.1 (пусть медленно, но работать будет), в то время как Apple открытым текстом сообщает, что устаревшая версия стандарта может оказаться непригодной — ищите адаптер, раз уж пользуетесь старым компьютером. При этом плеер обходится всего одним интерфейсным разъемом, применяемым также и для подключения дополнительных аксессуаров. Такой подход имеет как свои достоинства, так и ярко выраженные недостатки. С одной стороны, не приходится размещать на корпусе несколько интерфейсных разъемов, с другой же, например, тому, кто пожелает использовать плеер для переноса данных, придется в обязательном порядке носить с собой и «родной» кабель. И не приведи Аллах его потерять или сломать — компания, конечно, с удовольствием продаст вам новый, но… за 25 долларов! Неплохой навар с учетом себестоимости подобного кабеля, исчисляемой центами. Для сравнения – обычный USB-кабель, пригодный для большинства моделей конкурентов (и не только для плееров, но и для прочего оборудования) стоит в районе 1.5-2 долларов. Но тут уж ничего не попишешь — потому производители и «любят» нестандартные разъемы, что такая политика позволяет зарабатывать и на аксессуарах.

Ладно, с физической стороной разобрались. Что с логикой? Несмотря на заметные тенденции к переходу на работу через стандартный UMS-драйвер, что обеспечивает пользователю максимальную гибкость в плане работы с памятью плеера, многие производители моделей на винчестерах все еще продолжают держаться за специализированные драйверы и программное обеспечение, и Apple в данном случае не исключение. Приятным моментом является, правда, то, что софт необходимо использовать лишь для работы с музыкой, а вот файлы данных можно переносить и без него, поскольку плеер (после настройки) доступен как внешний накопитель. При этом не нужно производить никаких хитрых телодвижений, как в случае с Zen Micro, где UMS-область нужно было специальным образом конфигурировать, что является плюсом iPod mini. Минусы тоже очевидны — записанную при помощи файлового менеджера музыку плеер воспроизводить откажется: музыкальную библиотеку можно модифицировать только при помощи программного обеспечения на компьютере. Примечательно, что файлы при этом с устройства можно извлечь, так что на роль защиты от пиратства подобное «упрятывание» подходит слабо. Плеер записывает музыкальные файлы в скрытую папку, причем присваивая им бессмысленные названия, однако и то и другое для мало-мальски подготовленного пользователя проблем не составляет ;) В общем, получился чистейший компромисс между желаниями пользователей и звукозаписывающих компаний — когда и одной стороне плохо, и другой нехорошо ;) С другой стороны, нормально обновлять музыкальную базу без компьютера пока умеет продукция только одной фирмы, так что необходимость в ПО можно рассматривать как неизбежное зло (для массового пользователя, чтящего законы, все равно очень небольшое).

Посмотрим, что же нам предлагают в качестве ПО. Компания Apple убеждает всех в обязательном использовании своей же разработки — iTunes. Даже на сайте нет раздела «iPod» — он называется «iPod+iTunes». Причину данного навязывания понять легко: Apple имеет свой онлайновый музыкальный магазин, который как раз прекрасно работает через iTunes. Таким образом, есть очень большая вероятность, что пользователь не станет приобретать музыку у конкурентов — зачем, если для этого еще нужно что-то делать, а тут все под рукой? Однако работает магазин далеко не во всех странах, да и для нашего пользователя пользы от него все равно было бы немного — отечественные продавцы и ассортимент пошире предлагают, и цены почти на порядок ниже держат, так что зачем россиянину впихивать iTunes, я не знаю. Впрочем, на деле компания несколько лукавит — работать с плеером можно и без iTunes. В частности, плагин для Winamp я нашел за пару минут :) Однако пользоваться им не стал — нужно же проверить, что рекомендует поставщик (такая вот нелегкая у тестера доля).

Что собой представляет программа? Да, в общем-то, ничего особенного. В двух словах ее проще всего определить так: аналог Windows Media Player с урезанной функциональностью и повышенными требованиями к аппаратным ресурсам :) С первым все просто — если WMP давно уже воспроизводит и видео, то iTunes универсальным плеером не является. Со вторым тоже: программа занимает в памяти 36 мегабайт (когда подключен плеер, то и все 42), в то время как WMP обходится максимум 20-ю да и то при воспроизведении видео (и кто-то еще называл WMP прожорливым? :)). В остальном же стандартные для современного мультимедиа-центра функции: воспроизведение файлов разных типов, управление музыкальной библиотекой, ее пополнение с аудиодисков (при помощи встроенного кодера) и выполнение обратной операции (то есть запись дисков) без привлечения сторонних программ. И, разумеется, работа с плеерами от Apple — как синхронизация музыки, так и выполнение определенных настроек (с использованием плагинов подойдут и плееры от других компаний, особенно с поддержкой UMS, но интеграция куда более слабая в их случае). Со своими задачами программа справляется неплохо, интерфейс на любителя, но достаточно многим нравится. В общем, из существенных недостатков могу назвать лишь один — жесткая ориентация на хранение музыки на винчестере. Для того чтобы файл воспроизвести или переписать в плеер, его необходимо добавить в коллекцию. Все бы ничего, но если держать музыку на сменных дисках (что приходится делать владельцам мало-мальски крупных аудиоколлекций), то библиотека быстро начинает заполняться ссылками на файлы, находящиеся на CD/DVD, которые в данный момент могут быть недоступны. И если при использовании программы исключительно в роли медиацентра это вполне логично — для каталогизации библиотек на разных дисках обычно используются другие утилиты, то в случае ее применения как менеджера для плеера это доставляет определенные неудобства. Впрочем, как я уже сказал, никто не заставляет использовать для работы с плеером исключительно iTunes — для того альтернативные менеджеры и разрабатываются, чтобы недостатки «родного» ПО обходить. Сюда же, кстати, относится и жесткая привязка плеера к определенному компьютеру, а точнее к установленной на нем копии iTunes. Определив несоответствие библиотеки на компьютере, к которому плеер подключают, с тем, что было при начальной инициализации, его… Правильно — проинициализируют заново, что вызывает полную потерю музыки, хранимой на встроенном винчестере. Издержки требований звукозаписывающей индустрии, которая в некоторых странах уже окончательно потеряла совесть. А поскольку наиболее маразматические ассоциации пенкоснимателей базируются в США, на рынок которых плеер, в первую очередь, и ориентирован, под раздачу попадают и жители стран с менее идиотским законодательством. Конечно, привыкнуть можно ко всему, но лучше раз и навсегда понять: хочется использовать все возможности плеера — с iTunes вам не по пути. Однако если в вашем ведении всего один компьютер, а объем музыкального архива мал (исчисляется единицами гигабайт, или десятком-другим), так что последний прекрасно помещается на винчестере, то данная программа будет очень неплохим решением, вполне пригодным к употреблению с точки зрения функциональности и достаточно простым в использовании.

Как я уже говорил выше, iTunes работает и как грабер, импортируя аудиотреки в выбранный пользователем формат. Несколько необычным для пользователя РС может показаться разве что выбор форматов — не поддерживается WMA (впрочем, WMA-файлы в библиотеку добавлять можно — они при этом просто переконвертируются), зато есть поддержка ААС. Этот многострадальный формат аудиокомпрессии появился еще пять лет назад и уже тогда был достаточно тепло встречен пользователями по причине того, что при сравнимой с МР3 степенью сжатия обеспечивал более высокое качество звука. Однако у семи нянек дитя, как всегда, оказалось если не без глаза, то подслеповатым точно — на сегодняшний день существует несколько абсолютно несовместимых друг с другом реализаций формата. В результате, в отличие от свободно переносимых между устройствами (теоретически; на практике возможны нюансы) MP3 и WMA, AAC нельзя рассматривать как какой-то жесткий стандарт — не всякий плагин или программа для работы с ААС воспримет файлы, созданные другой программой, пусть даже номинально и поддерживающей этот же формат. Однако если переносимость вас не волнует, можете пользоваться: выигрыш по сравнению с МР3 будет. Благо и кодек в iTunes достаточно хорошо проработанный — как видно по скриншоту, поддерживается (по крайней мере, заявлена) оптимизация под современные наборы инструкций (перекодирование WMA-файлов на Athlon 64 3200+ шло со средней скоростью 23х, что можно считать очень неплохим результатам — MP3-кодеки работают быстрее, но у AAC качество выше). Можно также пользоваться и форматом сжатия без потерь от самой Apple, но здесь о переносимости вообще говорить очень сложно — честно говоря, я даже не встречал плагинов для его поддержки каким-либо софтом, кроме написанного программистами Apple (хотя не удивлюсь, если таковые найдутся). Если же вы планируете использовать музыкальные файлы не только на своем компьютере (или плеере линейки iPod), но и обмениваться ими с другими пользователями или прослушивать на всей массе портативных устройств, то оптимальным вариантом будет кодировать их в старом добром формате МР3, благо iTunes и это позволяет.

Удобство пользователя увеличивает возможность выбора одного из трех методов синхронизации музыкальной библиотеки на компьютере с винчестером плеера. Самый простой вариант — синхронизировать все «один к одному», выбираемый по-умолчанию способ. Опробован он был еще на более крупных моделях, для которых хорошо подходит. Однако в случае mini с его ограниченным объемом памяти он подойдет лишь для тех пользователей, объем музыкальной коллекции которых невелик (либо использующих iTunes только для работы с плеером, но не как основной инструмент). В противном же случае оптимальнее использовать второй вариант синхронизации — только выбранные списки воспроизведения (создаются тем же iTunes). Тут все легко и просто — основная коллекция остается «вне сферы интересов» плеера, но создается несколько списков, содержащих ту музыку, которую вам хочется всегда иметь при себе. Третий вариант подходит тем, кто желает держать процесс наполнения музыкой плеера под жестким контролем, чего проще всего добиться, перетаскивая песни на плеер вручную. Впрочем, и в случае использования первых двух способов можно добиться четкого контроля — достаточно лишь не забыть отметить галочку, делающую процесс синхронизации применимым только к выделенным вручную файлам (отдельным музыкальным или целым плейлистам).

Скорость процесса синхронизации музыки обычно никого не напрягает (гигабайты данных будут переписываться лишь сразу после покупки — в последующее время вы вряд ли будете добавлять в коллекцию более одного-двух альбомов), но плеер способен работать и как внешний накопитель. При переписывании большого файла при помощи файлового менеджера получилось получить скорость порядка 6.6 мегабайт в секунду (и при чтении, и при записи). Эти результаты примерно равны демонстрируемым массовыми флэш-накопителями или однодюймовым внешним жестким дискам, однако заметно ниже, чем показывают ВЖД и плееры на базе винчестеров большого форм-фактора. Впрочем, они и сами по себе менее портативны, что для плеера даже важнее скорости, так что можно говорить о паритете. Прямой конкурент от Creative пишет данные примерно с той же скоростью, а читает на 15% быстрее (в чем заслуга в первую очередь производителя винчестера), но в качестве внешнего накопителя проигрывает iPod mini по удобству. Как я уже говорил, для превращения последнего во внешний винчестер достаточно лишь поставить одну галочку в настройках в iTunes, после чего плеер будет определяться как UMS-устройство на любом компьютере с более-менее современной ОС, а распределение винчестера между областью данных и местом для музыки будет осуществляться динамически. В случае же Zen Micro распределением должен заниматься сам пользователь вручную, причем изменение размера UMS-области приводит к уничтожению всей хранимой на ней информации, ее размер не может превышать 2 Гбайт (в последней прошивке, правда, максимальный размер UMS-области составляет 4 гигабайта, что уже вряд ли можно назвать ограничением), да и поработать с меню придется не только для настроек, но и при простом подключении плеера к компьютеру. В этом плане плееры от Apple более удобны. В свою очередь, по удобству они заметно отстают от устройств производства Archos, которые вообще не требуют устанавливать какой-либо софт и даже индексы музыкальной библиотеки обновляют своими собственными силами.

Поддерживаемые типы файлов

Как я уже писал выше, набор поддерживаемых iTunes форматов несколько непривычен для пользователя РС, а портативные плееры Apple естественно поддерживают те и только те форматы, с которыми работает iTunes. Итак, что же мы имеем в активе. Во-первых, МР3 — поддержка данного формата постепенно становится обязательной не только для специализированных плееров, но и вообще для любой массовой аудиоаппаратуры. Ничего удивительного нет и в том, что поддерживаются все вариации данного формата безупречно (в первом приближении) нет — все-таки 2005 год на дворе :) А вот WMA плеер не поддерживает вообще. Никак. Единственное, что предлагается тем, у кого в библиотеке такие файлы водятся — включить автоматическое перекодирование их в формат AAC в iTunes. Что касается AAC, то, как я уже говорил выше, с этим форматом не все гладко из-за того, что большую часть времени его разработки не было ни одной компании, способной на установление жестких стандартов. В наш тестовый набор файлов входит некоторое количество композиций, закодированных в AAC, причем известен, по меньшей мере, один плеер, их воспроизводивший, однако ни один из этих файлов не подошел ни iTunes, ни iPod mini. Проверять же совместимость с файлами, созданными при помощи iTunes, просто глупо — разумеется, что каждый из них по-определению будет нормально воспроизводиться плеером. Третий из поддерживаемых форматов привычен всем пользователям плееров на жестких дисках — обычно несжатый WAV PCM. В случае его использования вам не придется жертвовать качеством музыки в угоду возможности записать ее как можно больше, хотя еще лучше данному требованию отвечает четвертый поддерживаемый формат — Apple Lossless. Как и все форматы сжатия без потерь, он обеспечивает примерно двукратное сжатие, что обеспечивает достаточно большое преимущество перед моделями того же класса, но поддерживающими только форматы сжатия с потерями: если вам нужно максимальное качество звука, то емкость винчестера iPod можно смело удваивать «в уме». Четвертый формат, поддерживаемый плеером, в практической жизнедеятельности встречается редко — это «родной» для Маков AIFF. Пятым поддерживаемым форматом является специальный для аудиокниг — Audible. Его поддержке компания уделяет достаточно большое значение, однако важен он, по сути, лишь для пользователей из США, где аудиокниги продаются именно в таком виде. Российские же издатели используют МР3, немалая часть изданий в сети закодирована в WMA, а вот Audible мне как-то встречать не приходилось, так что последние два формата на территории России можно считать виртуальными.

Итак, подведем итоги. Число поддерживаемых форматов на первый взгляд велико, однако на поверку оказывается более скромным. Важными для сторонников универсальности являются MP3 и WAV (последний, впрочем, в случае плееров этого класса используется не очень часто). Тот, кто готов связать свою жизнь навеки с iTunes, может существенно расширить список за счет AAC (кстати — один из российских онлайн-магазинов готов продавать музыку и в этом формате) и, особенно, Apple Lossless. Поддержку остальных форматов вряд ли можно посчитать полезной, а вот отсутствие поддержки достаточно распространенных уже WMA и OGG можно занести и в минусы модели. Можно и не заносить — большинство пользователей прекрасно обходятся вообще одним МР3, который iPod mini поддерживает.

Качество воспроизведения

Ниже приведены результаты измерения качества звукового тракта при помощи RMAA 5.4 на компьютере, оборудованном звуковой картой Terratec DMX 6fire. Тестирование проводилось в два этапа — мы использовали как генерируемый программой тестовый файл «в чистом виде», так и его же после сжатия в МР3 при помощи GOGO-no-coda 3.12 (с битрейтом 320 Кбит/с). Начнем с первых результатов, благо применение несжатого файла позволяет наиболее точно оценить параметры аудиотракта: в этом случае на цифрах не сказываются ни особенности алгоритма компрессии, ни возможная неполная совместимость с конкретным кодером:

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.01, -0.09 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -88.7 Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 88.2 Хорошо
Гармонические искажения, %: 0.0013 Отлично
Интермодуляционные искажения, %: 0.011 Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -84.9 Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0096 Очень хорошо

Общая оценка: Очень хорошо (подробный отчет)

Результат хороший, но не отличный — ранее протестированные плееры Archos, не говоря уж о Creative, демонстрировали лучшие параметры. Впрочем, в условиях типичного городского шума, да еще и с неидеальными наушниками (в лучшем случае неидеальными — большинство недорогих массовых портативных моделей качеством вообще не блещет) разницу в пару децибел динамического диапазона на слух определить практически невозможно. Уровень же искажений (который на восприятии аудио сказывается сильнее всего) достаточно невысок и на фоне параметров наушников будет вообще незаметен.

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.22, -0.57 Хорошо
Уровень шума, дБ (А): -88.3 Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 69.5 Средне
Гармонические искажения, %: 0.220 Плохо
Интермодуляционные искажения, %: 34.890 Очень плохо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -83.5 Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.029 Хорошо

Общая оценка: Средне (подробный отчет)

Использование же сжатия в тестовом файле принесло немало неприятных сюрпризов — в первую очередь динамический диапазон на уровне компакт-кассет и большое количество искажений. С чем это связано сказать сложно — скорее всего, плеер несовместим с некоторыми существующими версиями кодеков. В принципе, эта проблема легко могла бы быть решена перепрошивкой, благо с аппаратурой-то все нормально (подтверждением чего являются результаты, полученные на несжатом материале), но обновлений firmware я на сайте как-то не нашел, так что исправления ошибок пользователь может прождать до второго пришествия. Грешить на тестовый файл никак не выходит — он прошел уже далеко не через один плеер, и нигде таких проблем не было (кстати — флэшовый iPod Shuffle справился с ним отлично).

Субъективные впечатления в целом не отличаются от объективных результатов: хорошее качество при работе с несжатыми файлами (как WAV PCM, так и в родном формате сжатия без потерь), некоторые непонятки с МР3 — часть файлов воспроизводится нормально, часть… как-то странно, что ли. Впрочем, в условиях улицы на последнее внимания можно не обращать, так что субъективно не все так страшно, как можно решить, пользуясь только цифрами тестов. Наиболее надежный способ полностью обезопасить себя от влияния особенностей восприятия плеером разных кодеков можно используя созданные самостоятельно при помощи iTunes файлы. Даже возникает подозрение, что «это не бага — это фича»: своеобразная защита от бродящих по сети пиратских записей ;)

Разумеется, все вышесказанное верно лишь при использовании более-менее качественных наушников — комплектные неплохо подходят к плееру по стилю, но работают лишь на уровне недорогих моделей, ценой 10 баксов и меньше. А подогнать плеер к наушникам можно легко, благодаря примененному эквалайзеру — на первый взгляд он особого впечатления не производит, поскольку кажется чисто пресетным. Однако на деле все 20 (!) пресетов могут быть точно настроены через iTunes, что достаточно удобно. Так что минусом можно считать лишь относительно невысокий уровень громкости — компания не называет цифры выходной мощности, однако подтверждает, что «ноги растут» оттуда же, откуда и цены: на российский рынок поставляются модели, разработанные для стран Евросоюза, где существуют ограничения на выходную мощность для портативных аудиоустройств. Для России последние неактуальны, так что зачем в ней продавать искусственно ограниченные модели непонятно. Впрочем, ограничение программное, так что может быть устранено при помощи специальных утилит.

Дисплей

Хотя в наше время просто черно-белый ЖК-дисплей выглядит уже почти анахронизмом, однако это не касается плееров на базе жестких дисков — в этом классе цветные ЖК или OLED только-только начинают завоевывать место под Солнцем. К тому же, iPod mini появился достаточно давно, так что никаких новомодных изысков в нем быть просто не может. Но дисплей очень хорош — 138 × 110 точек (у Creative 160 × 104, так что разница непринципиальная) с диагональю 1.67 дюйма и очень мощной светодиодной подсветкой. Последняя дает столько света, что плеер можно использовать как фонарик (недаром в меню даже есть специальный пункт, отвечающий за безусловное включение подсветки). Это имеет и свои отрицательные стороны — включенная подсветка очень сильно «сажает» аккумулятор. Впрочем, качество самого дисплея достаточно для того, чтобы подсветкой вообще практически никогда не пользоваться (за исключением полной темноты), что я и делал, хотя с Creative, например, так поступать не рисковал.

Что касается отображаемой информации, то тут сложно что-то особенное вспомнить — iPod mini, разумеется, подобен в этом плане первому iPod, а последний оказал на рынок очень большое влияние (впрочем, и в его случае схема дисплея была создана не на пустом месте, благо у конкурентов к тому моменту было уже немало наработок). Содержимое дисплея практически идентично тому, что «рисует» ранее рассмотренный Creative Zen Micro, за одним исключением (не в пользу продукта от Apple) — из тэга берутся только имя исполнителя и название композиции, а вот название альбома не отображается. Зато очень интересно прокручивается тэг: прокрутив часть строки, плеер приостанавливается, затем продолжает прокрутку. Поддержка тэгов никаких сюрпризов не принесла: все поддерживается без каких-либо искусственных ограничений. Единственное, что привело меня в замешательство — невозможность во время воспроизведения музыки посмотреть полную информацию о воспроизводимом файле. Хотя, возможно, как-то это реализуется, однако не слишком тривиальным образом, недоступным уму простого тестера :) С другой стороны, кроме тестеров редко кому надо.

Управление

Схема управления iPod всегда несколько выделялась на общем уровне — вместо кнопок для прокрутки списка меню (или регулирования громкости) всегда использовалось вращающееся колесо. Создавая mini, компания сделала еще один шаг вперед: «колесо» стало сенсорным, а все кнопки были помещены под него. Эта схема оказалась очень удачной, так что вскоре была перенесена и в более крупные модели производителя. Управлять плеером действительно удобно, хотя, по-моему, в Apple перестарались с эпитетами в описании на сайте:

Такой продуманный дизайн вы найдете только у Apple. Поскольку, сколько бы они ни старались, конкуренты не могут догнать нас.

Разумеется, не смогут, поскольку вряд ли станут гоняться за этим «неуловимым Джо» :) В целом сенсорной панелью сегодня уже кого-либо удивить сложно, а есть ли преимущества в ее круговом исполнении… Если и есть, то мне их обнаружить не удалось. В то же время кнопок все равно достаточно много, так что в плане простоты освоения Gmini XS200 все равно выглядит несколько лучше. Во всяком случае, в случае последнего думать, на что нажимать вообще не приходится, а возможности, обеспечиваемые одним джойстиком и всего двумя кнопками даже шире (впрочем, для этого пришлось освоить полностью графический интерфейс, однако для современных устройств это проблемы не составляет). Что действительно очень удобно, так это не расположение элементов управления, а то, что плеер «следит» за разъемом наушников и ползунком блокировки кнопок, автоматически выходя из «спячки» в том случае, если вы подключаете наушники или разблокируете кнопки.

Схема меню полностью идентична Zen Micro, благо при создании последнего плеера в Creative весьма активно использовали опыт конкурентов. В общем-то, за исключением немного разных органов управления, работа с обоими плеерами происходит одинаково при помощи линейных меню. Удобнее, разве что, опять же, полностью графическая ОС от Archos, хотя для того, чтобы просто послушать музыку достаточно и меню.

Дополнительные возможности

Несмотря на то, что я в самом начале сказал, что плееры Apple в плане дополнительных возможностей достаточно примитивны, кое-что есть и в запасе у iPod mini. Во-первых, это встроенный органайзер с адресной книгой, совместимый с Outlook. По поводу полезности подобной утилиты я уже, помнится, говорил, но еще раз повторюсь: мне сложно представить себе владельца недешевого плеера, но не пользующегося мобильным телефоном и еще сложнее представить себе ситуацию, когда органайзер в плеере окажется сравним по удобству со встроенным в мобильник. Однако, может быть, кто-то и пользуется встроенной в плеер утилитой – поверить могу :) Вторая дополнительная «примочка» могла бы оказаться, наоборот, полезной — речь идет об утилите просмотра текстовых файлов. На экране iPod текст читается отлично, сама по себе утилита достаточно удобна, но все портит один недостаток — с распространенными кодировками русского языка она не работает, требуя UTF16. Таким образом, перед закачкой файла в плеер его придется обрабатывать конвертором, что менее удобно, чем в случае некоторых конкурирующих разработок, прекрасно работающих и с ANSI-кодировкой. Третий же дополнительный компонент — игры. Причем не одна, а целых четыре. Три из них особого внимания не заслуживают: весьма примитивный «Арканоид» (Philips в мобильники куда более симпатичный встраивает), еще более страшненький «Паратрупер» и привычный со времен Windows 3.1 пасьянс (может оказаться полезным разве что для освоения управления плеером). Вот четвертая игра понравилась. Представьте себе нечто типа «Угадай мелодию»: плеер случайным образом из музыкальной базы выбирает четыре трека, отображает на дисплее их названия и запускает воспроизведение одного со случайного места. Нужно угадать — что это за песня :) Чем быстрее выбрали (правильно, разумеется), тем больше очков, причем со временем список сокращается и раунд заканчивается либо при выборе трека, либо когда в списке останется всего одна песня. Прекрасное времяпровождение в те минуты, когда просто слушать музыку уже надоело. Жаль, что остальные производители пока до такого не додумались.

Энергопотребление

Официально время работы второго поколения iPod mini доведено до 18 часов, в то время как владельцы первого должны были ограничиваться всего восемью часами. На практике время работы существенно меньше и зависит от того, как плеер использовать. Возникло ощущение, что на максимальном уровне громкости оно не сильно превышает 8 часов, которые были обещаны владельцам плееров первого поколения (фактически мне приходилось заряжать плеер с той же частотой, что и Creative Zen Micro, для которого заявленное время работы в полтора раза меньше — 12 часов), так что увеличение лишь кажущееся. Подсветка тоже способна уменьшить время работы, но ей можно и не пользоваться большую часть времени.

Аккумулятор в плеере встроенный Li-Ion, и заменить его самостоятельно вряд ли получится. В случае чего замена возможна в сервисном центре, однако цена этой операции весьма высока. А вот в дальней дороге владельцы iPod (включая и mini) способны оказаться в лучшем положении, нежели пользователи других плееров с несменными аккумуляторами — я уже говорил, что для этой линейки на рынке присутствует большое количество разнообразных аксессуаров, в том числе и внешние батареи, подключаемые через стандартный порт на нижнем торце плеера.

Заряжается плеер достаточно быстро (по-умолчанию от USB, но другие аксессуары также доступны): полный заряд занимает 4 часа, хотя уже через 2 плеер вполне можно брать в дорогу: уровень заряда встроенного аккумулятора составит (официально) 80%, так что держать его до полной зарядки совсем необязательно. В принципе, возможность зарядить плеер до уровня, которого хватит на пару дней (а то и больше) обычного использования всего за пару часов, уже позволяет особо не заботиться о питании.

Комплект поставки

По-умолчанию бедноват: USB-кабель, пластиковая клипса для ношения плеера на поясе, да наушники (и, разумеется, краткое руководство и диск с ПО). В принципе, данный набор можно считать необходимым, а для многих пользователей — и достаточным. Плееры первого поколения поставлялись с двумя интерфейсными кабелями (USB и FireWire) теперь же для удешевления комплекта остался один. «Пострадать» от этого способны разве что (ирония судьбы :)) владельцы «пожилых» компьютеров от самой же Apple — USB 2.0 там не было, а совместимости с USB 1.1 официально не обещают. Впрочем, нужный кабель всегда можно купить (хотя цены могут неприятно удивить, о чем я уже говорил), да и не только кабель. На рынке присутствует немалое количество самых разнообразных аксессуаров, причем производимых не только Apple, но и другими компаниями. Можно найти как кабели, док-станции или всеразличные ремешки/чехлы, так и более специфическое оборудование, типа внешних батарейных модулей питания (что позволяет не привязываться исключительно ко встроенному аккумулятору, но и использовать стандартные элементы типа АА) или FM-трансмитеров для использования плеера в автомобиле совместно с обычной магнитолой. Пожалуй, богатый выбор аксессуаров является самым большим преимуществом линейки iPod перед конкурентами. Последние нередко предлагают более высокую базовую функциональность и более полные комплекты поставки, но и все. Для плееров же Apple можно найти практически все, что угодно — были бы деньги. Многим же хватит и базового комплекта, благо все необходимое в нем есть.

Цена

В таблице ниже приведена средняя розничная цена обеих модификаций iPod mini (различающихся объемом жесткого диска) по Москве, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

4 Гбайт 6 Гбайт
Н/Д(0) Н/Д(0)

Итого

Несмотря на то, что плеер, по сути, был первым в своем классе, он до сих пор неплохо смотрится на фоне многих конкурентов. Особенно это касается рынка западного, где различные модификации iPod являются лидерами продаж (Apple уже даже можно назвать в первую очередь производителем плееров, а не компьютеров). Впрочем, по конструкции своей на западный рынок они и ориентированы: отсутствие встроенной поддержки FM-радио (столь любимого в России, но не в США), ориентация на покупку музыки через свой же онлайн-магазин, в России пока не работающий, даже поддержка аудиокниг заключается в поддержке неактуального для нашей страны формата Audible, а встроенный просмотрщик текстовых файлов не знаком с наиболее часто встречающимися кодировками русского языка. Но все это меркнет на фоне ценовой политики производителя — взвешивать плюсы и минусы легко при паритете цен на примерно равные изделия, но не как сейчас. Если бы iPod mini с винчестером на 4 гигабайта стоил бы у нас те же 200 долларов, как и в США, на многие его недостатки можно было бы легко закрыть глаза: ничего лучшего за эти деньги вы на рынке и не найдете. Однако стоит он в России как в Европе — ближе к 200 евро, а это уже совсем другая история. За меньшие деньги можно свободно купить плеер с пятью, а не четырьмя гигабайтами дискового пространства, и встроенным FM-тюнером, а возможно и с другими «плюшками» — типа полной поддержки UMS без каких-либо ограничений, возможно пультом ДУ в комплекте, цветным дисплеем, онлайн-кодером, более высоким качеством воспроизведения и т.п. Что этому может противопоставить iPod mini? Разве что металлический корпус, да богатый набор аксессуаров. Однако и первое уже не уникально, а за второе приходится платить дополнительно. Если же богатая функциональность необязательна, то стоит учесть, что сравнимую даже с младшей моделью цену имеет сравнимый же по компактности плеер от Archos, снабженный несравнимым по объему и скорости жестким диском в 20 Гбайт (аналогичная модель Sony пока немного дороже, хотя все равно дешевле, чем iPod mini с шестигигабайтным винчестером). Вот если компания с ценами сделает что-то, тогда еще можно будет о чем-то говорить. Пока же плеер можно однозначно рекомендовать разве что фанатам Apple, которые жить не могут без продукции любимой компании (опять же — такой человек однозначно будет использовать именно iTunes, так что наиболее подходящим плеером для него будет iPod, поскольку остальные плееры с этой программой работают, но вот фирменные аудиоформаты не поддерживают). Остальным — думать, думать и еще раз думать, взвешивая все плюсы и минусы.  

 

Плеер на тестирование предоставлен магазином «iPodshop»

 

 

Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.