iТоги 2004 года:
Цифровые зеркальные камеры


Итак, год 2004 закончен. Настало время рассчитаться со старыми долгами и подбить его итоги. Например, в бурной области цифрового зеркалкостроения, без сомнений, как никогда стремительно развивающейся сейчас, в эпоху уже очевидного вытеснения 35-мм пленки из любого массового, в том числе профессионального использования. Если вы еще не прочли итоги от Владимира Родионова — начните с этой статьи: iТоги 2004 года :: Фотография переходного периода.

Материалы нашего сайта, имеющие отношение к указанным в статье продуктам:

  • Canon EOS-1 D Mark II: зеркальная камера Canon для профессиональных спортивных репортеров
  • Nikon D70 — еще одна цифровая зеркальная камера для любителей, которым фотоаппарата с несменной оптикой недостаточно
  • Цифровая камера Canon EOS 300D как рыночное явление
  • Canon EOS 300D — цифровая зеркальная камера по разумной цене
  • Камера KONICA MINOLTA DYNAX 7D и объективы с резьбой М42 — современная цифровая камера с системой стабилизации изображения, работающая практически с любыми объективами
  • Pentax *ist D: владельцы оптики Pentax, наконец, получили зеркальную цифровую камеру для своих объективов, а владельцы объективов с резьбой М42 — альтернативу к камерам Canon
  • Canon EOS 1Ds — 11 Мп матрица с размером 35 мм кадра
  • Canon EOS300D: альтернативная прошивка — исследование того, насколько функционально еразличие камер Canon EOS 10D и EOS 300D обусловлено бортовым программным обеспечением

Самые недорогие

Интересно, что в таком динамичном сегменте, как современные цифровые камеры со сменной оптикой, любое жесткое деление на ниши будет выглядеть условным. Набор возможностей, еще год назад бывший адекватным для того или иного применения, устаревает, растут параметры и скорости. Совершенно спокойно может возникнуть ситуация, когда зеркальная камера производителя «А», будет существенно опережать зеркальную камеру схожей цены от производителя «Б», практически по всем параметрам. А еще через пол года выйдет новая модель от «Б» и всё резко встанет с ног на голову. Конечно, тем, у кого накоплен некий парк оптики, остается сидеть на попе ровно, в ожидании хорошей цифровой камеры с их байонетом, но есть еще и большой парк желающих перейти от продвинутых ($500-1000) цифровиков с несменной оптикой, на ставшие доступными (по цене) цифровые зеркальные камеры. Эти люди могут свободно выбирать систему, не имея за плечами в кофре груза дорогих объективов, и будут смотреть в первую очередь на параметры.

Несомненно, самой-самой недорогой и ходовой зеркальной камерой года следует признать

Canon EOS 300D

Анонсированная еще в августе 2003 года камера успешно продается и является актуальной по сей день, именно поэтому она вошла в этот обзор, посвященный новинкам 2004 года. По некоторым данным, продается не просто очень хорошо, а является лидером продаж в этом сегменте. Самое главное достоинство этой камеры — доступность. Соотношение между качеством получаемого изображения, возможностями и ценой.

За рубежом камера может быть приобретена в среднем за $650-700, и это, при сравнимой с Canon EOS 10D картинке (в большинстве случаев). Разумеется, есть упрощения — вдвое меньший буфер, более низкая скорость работы, менее удобное управление, досадная невозможность переключать режимы автофокусировки или метеринга по желанию (жестко завязаны на текущую программу). Нет функций подстройки (кастомизации). Так как многие эти ограничения навязаны маркетинговыми соображениями, и исполнены на уровне программного обеспечения камеры, появилась сделанная умельцами прошивка, активирующая многие функции, в том числе кустом настройки. Разумеется использовать ее надо на свой страх и риск — и порой она приводит к странным эффектам и особенностям, но в общем и целом работает вполне удовлетворительно. А вот более хлипкий, порой поскрипывающий конструктив и совсем уж маленький и подслеповатый фокусировочный экран прошивкой не заменить. Но, собственно говоря — еще раз посмотрите на цену! Вот причина успеха, ведь качество картинки, даже полученной на автомате, не сравнить ни с одной схожей по цене цифровой камерой с несменной оптикой и меньшей по размеру матрицей. Камера поддерживает не только всю линейку оптики Canon, но и новый специальный тип объективов EF-S — с более сильно выдвинутой назад последней линзой и не предназначенных для установки на несовместимые с ними старые аппараты. Это стало возможным благодаря меньшему, чем у полнокадровых пленочных аппаратов размеру зеркала. У такой оптики меньше рабочий отрезок и, следовательно, ей легче даются экстремально широкие углы и малые значения фокусного расстояния. Которые особенно актуальны для камера с APS размером матрицы.

Итак, недорого, дешевле пока просто нет, отличная альтернатива топовым цифровикам с несменной оптикой, прекрасная матрица с низким уровнем шумов. Чем мы платим за это? Чуть хуже, чем хотелось конструктив, чуть меньше, чем хотелось бы, управления, чуть медленнее, чем хотелось бы запускается камера, срабатывает затвор и просматриваются картинки. Заметили все это? Недовольны? Наверное, вы профи или очень продвинутый любитель. Тогда вам к Nikon D70 или Canon EOS 10D/20D. Там уже все будет.

Кстати, в этом году появился обновленный, черный, более профессионально выглядящий вариант исполнения этой камеры. Доступен в комплекте с батарейной ручкой, также придающей дополнительную визуальную солидность и ухватистость.

Pentax *istDs

Очень интересное явление. Новинка, младшая сестра анонсированного в 2003 году *istD. Самая маленькая из всех классических цифровых зеркалок, просто крошечная, при этом недорогая и достаточно способная. Питание — от обычных пальчиковых батарей (!) или аккумуляторов. Карта памяти — не стандартный для цифровых зеркалок CF а компактный, но достаточно скоростной и ныне уже вполне дешевый SD.

Ситуация чем то напоминает Nikon D70 и Nikon D100 — вроде бы младшая камера, но если присмотреться: Практически все существенные ограничения в возможностях внесены на уровне программного обеспечения (например нет поддержки TIFF формата — а кому он нужен если есть RAW?) зато в наличии чуть-чуть более быстрый (а значит новый) затвор, чуть-чуть более крупный дисплей, чуть-чуть более высокая скорость серийной съемки и более емкий буфер. А еще есть USB 2.0 на высокой скорости и больше информации в видоискателе (!). Одни плюсы, хоть и младшая модель ;-). Все нормально — за время пути требования и стандарты могли подрасти. Вот оно, следствие бурного развития этого рынка — выходящий год спустя обрезок в итоге вынужден в чем-то опережать старшую сестру. Иначе, он не будет актуальным на фоне продукции конкурентов. А вот управление и корпус выглядят чуть проще и скромнее. Ожидаемая цена — $800 и затем ниже.

По сравнению с 300D хочется отметить больше гибкости в выборе режимов съемки (например, можно включить точечный или центровзвешенный замер по желанию) и заметно более качественные видоискатель и фокусировочный экран, а также ЖК. А самое главное — совместимость с Pentax KA оптикой, достаточно старым стандартом, для которого производится и производилось очень много различной продукции, не только Pentax но и другими фирмами. А это значит, что проблем с недорогими и качественными фикс-фокалами в комиссионке не возникнет и потенциал разрешения 6 мегапиксельной матрицы можно будет раскрыть полностью даже за небольшую вложенную в оптику сумму.

Olympus E300

Очень необычная камера, хотя и зеркальная и со сменной оптикой. Возможно, первый вестник новых, менее традиционных решений со сменной оптикой, просто обязанных появиться рано или поздно ввиду специфичных отличий современных цифровых зеркалок от классической 35-мм пленки. Матрица формата 4:3, специально разработанный под новый цифровой стандарт сменной оптики байонет (Впервые анонсированный с Olympus E1). Размер матрицы чуть меньше принятых в остальных недорогих моделях вариаций на тему APS формата (фокусное расстояние пересчитывается на 35мм эквивалент с коэффицентом 2, в то время как у большинства неполнокадровых зеркалок это 1.5 или 1.6).

Необычная и оригинальная инженерная конструкция с работающим вбок зеркалом (см. иллюстрацию), расположенным сбоку фокусировочным экраном и системой из трех зеркал, вместо традиционной пентапризмы, доводящей изображение до видоискателя в надлежащем виде. Новая конструкция распределена так, что занимает заметно меньше места и позволяет обойтись без нароста сверху камеры. Сменная оптика все того же формата 4:3, причем анонсированы два недоргих, до $300 объектива перекрывающих фокусные расстояния в диапазоне 28-90 и 80-300, если перевести в привычные нам для 35 мм значения.

Эта камера, изначально будет стоить порядка $1000 долларов с объективом 28-90 в комплекте, что достаточно хорошо (сама коробка — чуть более $700), к тому же, легко предвидеть достаточно быстрое снижение цены. 8 мегапикселей на матрице такого размера настораживают, но не пугают — уровень шумов все равно будет заметно ниже традиционных цифровиков с несменной оптикой, а, благодаря современным технологиям вполне может сравниться с APS матрицами двухгодичной давности разработки, как CMOS так и CCD, до сих пор используемыми в таких моделях как Canon EOS 300D, Nikon D70, в обеих Pentax *istD.

Итак, достойная пристального внимания новинка, в первую очередь по двум причинам. Серьезно опускает планку завышенной (на мой взгляд) изначально цены на Е системы от Olympus и демонстрирует возможность создания новых, не повторяющих традиционные пленочные конструкции решений для зеркальных камер со сменной оптикой.

Nikon D70

Несомненно, эта камера такой же лучший выбор 2004 года, каковым была Canon EOS 300D в 2003 году. За цену порядка $900 с небольшим (сейчас) вы получаете уйму неожиданных бонусов:

  • Существенное время работы от одной зарядки аккумулятора (почти вдвое дольше Canon 300D).
  • Мгновенное время старта и выключения, без какой либо видимой задержки.
  • Сравнимая с топовыми репортерскими зеркалками задержка срабатывания затвора после нажатия вами спуска. Заметно, более чем вдвое меньше чем у 300D, и что важно, уже за той гранью, когда задержка как-то дает о себе знать на практике.
  • Матричный замер экспозиции раздельно по цветным каналам (RGB) специальной матрицей из 1005 точек. Возможность доступная ранее только на топовых камерах от Nikon и во многих случаях спасающая репортеров от неверного определения экспозиции на автомате (попросту пересвета) в сложных условиях цветного освещения в помещении, клубе, на концерте.
  • Высокая скорость съемки, большой двойной буфер, с размером, зависящим от формата (даже максимального размера кадров при съемке в JPG может влезть до 23 в зависимости от степени сжатия), очень высокая скорость записи на CF карту и просмотра отснятого (не превзойденная до сих пор (на мой субъективный взгляд) даже Canon EOS 20D ) еще больше увеличивает вероятность никогда не замечать наличия буфера и никогда не иметь дела с его переполнением.
  • Пластмассовый, но очень добротный, плотный и прочный конструктив, достаточный даже для полного обхвата большой рукой размер, без батарейной ручки, чрезвычайно удобное управление.
  • Возможность выбирать любые режимы метеринга, размер зоны центровзвешенного замера и уйма других настроек на все случаи жизни, включая возможность загружать собственные тональные (передаточные) кривые (по которым создаются JPEG файлы в камере) с PC определяя таким образом контраст и тональное решение снимков.
  • Система высокоскоростной синхронизации со вспышками и кратчайшая выдержка 1/8000.
  • Очень цепкий в темноте автофокус, как у лучших профессиональных моделей.

Парадокс этой камеры в том, что она по всем параметрам превосходит более старую старшую модель D100. Единственное исключение — пластмассовый корпус (но в отличие от Canon EOS 300D, без каких либо заметных нареканий даже в случае самой жесткой эксплуатации) и меньший по размеру фокусировочный экран. Обидно, но не забываем, что эта камера стоит меньше $1000, а не $3000!

Редкий случай недорогой камеры пригодной по большому счету для любой типичной репортерской съемки. Практически, без каких либо компромиссов.

Бытует мнение, что шумы матрицы D70 заметно выше Canon EOS 300D. В первую очередь это следствие минимальной установки ISO 200, в то время как у Canon доступно ISO 100. С другой стороны на более высоких значения D70 не проигрывает и даже наоборот, его шум более напоминает зерно и в полиграфии (журнале) на мой взгляд, менее заметен, чем цветные пятна шума CMOS матрицы 300D или 10/20D.

Как бы там ни было, эта камера заслуженно стала хитом продаж 2004 года, подвинув бывшего практически монополистом EOS 300D и установив новые планки скорости, комфорта, гибкости и энергопотребления.

Наш выбор в нише порядка $1000.

Крепкая середина

В этом сегменте, покупателям интересны не только цена и возможности но и вечные ценности, такие как большой и качественный фокусировочный экран, металлический корпус, скорость серийной съемки и чувствительность / точность автофокуса и замера экспозиции. Параметры тут более консервативны, многое уже достигнуто, а вот разрешение и качество реализации выше описанных аспектов продолжает расти.

Canon EOS 20D

Несомненно, в этом разделе это лучшая новинка года. Nikon, бросивший видимо все силы на D70 и F6 так и не побаловал нас в этом году заменой явно устаревшего D100 (с другой стороны, справедливо отметить что D70 вполне способен конкурировать с 10D), остальные же игроки (Kodak и Fuji) используют переработки конструктивов Canon и Nikon, а Sigma SD10 и Olympus E1 без сомнений стоят несколько «в стороне», а Konica Minolta еще только выходит на рынок. Итак:

За ту же цену, (~$1500) за которую еще недавно продавался 10D, нам предлагают:

  • 8 мегапикселей, при прежнем, а по некоторым данным и более низком уровне шума.
  • Быстрый старт, более продуманный и оперативный буфер сходный в работе с D70, серийная съемка 5 кадров в секунду (взрослая цифра!). Просмотр картинок тоже стал резвее, хоть и не дотягивает чуть-чуть до Nikon.
  • Качественный и хорошего размера фокусировочный экран, новая система автофокуса с новым расположением точек, включая диагональные и большую точность и чувствительность центрального датчика, как на топовых моделях.
  • Основательный композитный (с металлом) корпус, новый орган управления: кроме заднего колеса появился еще и джойстик для выбора фокусировочной точки и навигации в меню.
  • Поддержка EF-S объективов а следовательно и недорогие широкие зумы. К этому аппарату было приурочено и выпушено несколько новых EF-S зумов среднего класса с долгожданными фокусными расстояниями (EF-S 17-85mm F4.5-F5.6 IS USM и EF-S 10-22mm F3.5-F4.5 USM — аналог диапазона 16-35 для пленочных камер).
  • USB 2.0 на высокой скорости и прочие приятные мелочи.

Из пожеланий (а каких либо НАРЕКАНИЙ к этой камере найти сложно, за свои деньги она представляет просто оптимальный вариант по всем параметрам) можно отметить 1.8 экран, с уже не очень актуальным числом точек — сейчас, несомненно, можно желать и большего и несколько шумную и ощутимую работу зеркала, связанную с повышенной скоростью серийной съемки (могли бы не серийном режиме обеспечить более мягкое срабатывание). Интересно, что скорость серийной съемки только одна — при величине порядка пяти кадров в секунду, по моему скромному мнению, пора ввести возможность выбора — скажем три и пять. В остальном, Canon остается твердым лидером в этой нише доступных даже любителям, но с профессиональными запросами камер. На шаг, опережая всех своих возможных конкурентов. Аплодисменты в студию.

Наш выбор в нише порядка $1500.

Konica Minolta Dynax 7D

Самая интересная и интригующая новинка года. Фактически, широко доступной для покупателей она станет лишь в начале следующего года, но вполне законченные, практически рабочие варианты можно было потрогать и протестировать даже в России, например на традиционном осеннем питерском фотофоруме.

Фотоаппарат впечатляет:

Сразу бросается в глаза очень большой, яркий и качественный (аналогов среди цифровых зеркалок до $3000 просто нет!) фокусировочный экран, прекрасная эргономика и прочный корпус из композитного материала. Во многом эта камера похожа на опередившую свое время пленочную Dynax 7. Большой и качественный дисплей, цепкий и быстрый автофокус, и, главное ноухау фирмы — система стабилизации матрицы, позволяющая стабилизировать вибрации камеры, увеличив резкость снимков в сложных условиях, с рук и на длинных выдержках. В отличии от встроенных в объектив стабилизаторов, эта функция распространяется на всю доступную вам оптику, и не стоит таким образом ничего кроме начальных вложения в сам фотоаппарат. С другой стороны, эффективность этой системы еще подлежит тестированию и изучению. С точки зрения логики — можно наметить свои плюсы и минусы, но все они будут сугубо умозрительными и только тесты реальной финальной версии камеры смогут адекватно оценить диапазон применимости этой без сомнения заманчивой «фичи».

По конструктиву (в первую очередь) и характеристикам камера находится чуть выше 10/20D и других середнячков, занимая скорее положение аналогичное Nikon F100 или Canon EOS 3 в пленочном мире, но и начальная цена будет чуть-чуть выше — по некоторым данным порядка $1700. Корпус достаточно большой, прочный и очень ухватистый, а ЖК экран вообще замечательный: 2,5 дюйма, с разрешением 200000 пикселей. Очевидно, что через некоторое время после начала продаж цена может заметно опуститься, и тогда, мы строго рекомендуем не обремененному грузом оптики покупателю подумать об этой камере как о наиболее вероятном варианте — такой дисплей, управление, отделка, фокусировочный экран и стабилизация матрицы вполне стоят раздумий. Оптика Minolta всегда являлась отпугивающим фактором для выбора этой системы (как и фактор отсутсвия, до недавнего времени, адекватной цифровой зеркалки), в первую очередь в силу не очень широкого выбора и низкой по сравнению с Canon или Nikon доступностью ассортимента в магазине. Но, с другой стороны, не страдая чрезмерной резкостью, оптика Minolta слывет пластичной и мягкой, хорошо передающей цвет и имеющей более приятное, чем у большинства объективов Nikon и Canon боке. В таких вопросах, как известно товарищей нет и каждый должен сам посмотреть снимки и решить, что ему по нраву больше. Но вот интересный факт — среди фотографов, снимающих дикую природу, очень много приверженцев Konica Minolta — возможно благодаря прекрасным, качественным и комфортным (хоть и не очень скоростным) фотоаппаратам среднего и высшего класса, а возможно и благодаря озвученным выше свойствам оптики.

Пока что не известны окончательные скоростные характеристики камеры на практике, декларируется три кадра в секунду и буфер на 9 RAW и 15-12 JPG файлов. Однако, как мы знаем на примере D70 и EOS 10D — размер буфера это еще не все, важна еще и эффективность работы с ним и CF картой. На глаз (а мне удалось пощупать эту камеру) ее производительность в обыденной съемке соответствует EOS 10D, но не дотягивает до 20D или Nikon D70. Впрочем, этот вопрос во многом зависит от программного обеспечения, которое судя по всему все еще дорабатывается и тестируется.

6 мегапикселей CCD матрица, APS, 1.5х, по-видимому, схожа с использованной в Nikon D100 / D70 и Pentax * istD / Ds. Доступны 100-3200 ISO. Что касаемо уровня шумов и качества передачи цвета — судить рано, слишком много зависит от тонких настроек софта камеры и заданных пользователем режимов, а времени возможности детально исследовать результаты у меня (да и у других обозревателей) пока не было.

Из нареканий, которые пока, до первых полноценных тестов нельзя считать окончательными, хочется отметить неудобства в навигации по меню и удалении картинок при просмотре — разные действия требуют (в отличие от самой съемки, где все параметры выбираются очень оперативно и логично) некоторое число избыточных нажатий на разные органы управления. Возможно, финальная версия программного обеспечения исправит эти недоработки интерфейса.

Высокоскоростной USB 2.0, CF I / II и видеовыход.

Без сомнений эта камера будет одной из самых интересных новинок на рынке в 2005 году, и следует внимательно следить за ее появлением на прилавках и окончательными тестами.

FUJIFILM FinePix S3 Pro

Эта камера, как и Dynax 7D, еще не доступна в продаже, но уже анонсирована и даже продемонстрирована на различных выставках. Точная цена пока не озвучена, но можно предполагать цифру порядка $2000. И, судя по всему, этих денег камера стоит.

За основу взята «фотографическая» часть Nikon F80, однако, она заметно переработана. Используется часть новинок от D70, переделан почти весь внешний корпус, он стал заметно крупнее, ухватистее и прочнее, F80 угадывается только с верхней части камеры. Несмотря на схожее «фотографическое» управление, и механическую начинку, разработана полностью новая цифровая часть. В этой камере заявлены несколько очень привлекательных и интересных новшеств.

Во-первых — матрица с датчиками двух типов — грубой чувствительности но широкого допустимого диапазона входного сигнала (большой фотошироты регистрируемого без потерь сюжета) и стандартной чувствительности стандартной для CCD фотошироты. Такая конструкция позволяет бороться с самым главным недостатком цифровых матриц по отношению к традиционной негативной пленке — малой, в несколько раз более узкой, фотоширотой и агрессивным поведением характеристической кривой вблизи зон пересвета. Именно эти факты делают столь неоправданно контрастными цифровые снимки на солнце и столь неуловимо притягательными портреты, выполненные на пленку — там, даже на грани пересвета кожи все равно сохраняется объем лица, в то время как цифровые снимки просто «плющат» всё, что вышло за предел их линейной характеристики восприятия.

Итак, именно FUJIFILM как производитель пленки осознает важность этого момента и борется за повышенную «фотошироту» своих матриц. В данной камере используется первая APS (1.5х) матрица такого «двойного» типа. Число пар датчиков — 6.4 миллиона, но, т. к. геометрическую информацию (грубо говоря, есть линия, нет линии) можно получать с датчиков обоих типов раздельно, по тестам разрешения данная матрица будет (видимо) превосходить обычные 6 мегапиксельные. Логично ожидать значений тестов, скорее характерных для 8-12 мегапиксельных матриц. Точность AD преобразования и RAW фалйа — 14 бит, вдвое большее число датчиков повлечет за собой больший размер необработанных файлов и потенциально большее время записи, но, будем надеятся что разница в качестве того стоит. Тем более что портретная, студийная и пейзажная съемка, выигрывающиеF80 таких возможностей сильнее всего, не так привередливы к серийным режимам и скорости обработки информации камерой. Как бы там ни было, доступна запись как файлов с разрешением 12 мегапикселей, и с разрешением 6 — когда данные пары датчиков объединяются. Интересно, что есть несколько эмулирующих динамические и тональные характеристики пленки профилей обработки данных в камере, выбрать которые можно из меню.

Кроме новой матрицы, хочется отметить два дисплея на задней стенке камеры (в дополнение к стандартному верхнему дисплею в стиле F80). Нижний ЖК предназначен для показа изображений, верхний ЖК является небольшой монохромной матрицей и способен не только отображать различные цифровые параметры съемки, но и показывать различные текстовые и символические меню, для выбора параметров или функций над уже отснятыми изображениями. Таким образом, цветной дисплей можно практически не включать во время съемки или настроек камеры, он нужен только для просмотра отснятого.

Видоискатель на основе ограниченного по площади согласно кроп-фактору видосикателя F80 на первый взгляд не лучше и не хуже D70. Т.е. мог бы быть и больше, по крайней мере, у камеры этой ценовой группы. С другой стороны, положительные эмоции вызывает интегрированная вертикальная рукоятка. Питание имеет свои плюсы и минусы — это четыре AA батареи или аккумулятора.

Еще одна интересная функция — визирование на дисплее, как у «незеркальных» цифровых фотоаппаратов. Ее смысл сомнителен — дисплей не поворачивается, но может быть оправдан при съемке с уровня пола или наоборот, когда камера над головой. Для этого поднимается зеркало и открывается затвор, а после на экран начинает непрерывно транслироваться изображение с матрицы. Возможность, которая может когда-либо пригодиться, но которой не стоит злоупотреблять — ведь такой режим очень вероятная причина (потенциально) для попадания пыли на матрицу.

Скорость серийной съемки до 2,5 кадров в секунду, есть ISO 100, но нет цветной матрицы экспозамера как в последних моделях Nikon включая D70. Что ж, только первые тесты покажут, насколько качество изображения адекватно цене этого, несомненно, добротно исполненного аппарата.

В наличии USB 2.0, CF I / II и XD слоты.

Ждем первых тестов.

Sigma SD10

Фактически вторая версия, работа над ошибками SD9. Несколько запоздалая и не до конца проделанная — вряд ли эта камера достойна внимания — единственное ее преимущество — 3-х слойный сенсор от FOVEON сильно ограничен по ISO — даже значение 400 смотрится плохо и шумно, практически как 1600 или даже 3200 на D70(!). С фотографической части камеру нельзя назвать удачной, да и удобной тоже. Отсутствие поддержки JPG при неторопливой записи выглядит не лучшим сочетанием. Появление же 20D сводит на нет преимущество матрицы FOVEON в реальной передаче мелких деталей. Кроме того, родной байонет Sigma сулит существенные затруднения с выбором и доступностью оптики.

Выше среднего

Canon EOS 1D Mark II

Быстрее, выше, сильнее. Новый, еще более улучшенный вариант 1D, теперь — 8 мегапикселей. И это без потери скорости (!) серийной съемки по сравнению с предыдущей версией камеры. И с большим буфером, вмещающим 40 (20 RAW, в полтора раза больше чем раньше), значения ISO 100 и даже 50 (через меню). Убран внешний сенсор баланса белого — видимо и без него удалось получить необходимее результаты. Добавлена поддержка FAT 32 карточек памяти и поддержка SD карт (раньше были только CF ), появился датчик ориентации, разрешение 2х дюймового ЖК возросло до 2000000 пикселей. Реальное разрешение по-прежнему несколько меньше полнокадрового (но и очень дорогого 1Ds) но зато подавление шумов в очередной раз заметно улучшилось. Самое главное преимущество этой камеры — универсальность. Репортерская конструкция и скорость, и студийное качество в 8 мегапикселей, при низком уровне шумов и кроп-факторе всего 1.3. Все это стоит ~$4100 — отличное, продуманное сочетание. Единственный более или менее заметный недостаток — вполне ощутимое, не мгновенное время старта. Впрочем, снимая репортаж, такую камеру, с весьма емким аккумулятором можно держать и постоянно включенной.

Мы можем смело рекомендовать эту камеру как прекрасный вариант для профессионалов любого плана.

Canon EOS 1Ds Mark II

Новая версия самой дорогой зеркальной камеры Canon — EOS 1Ds. Полнокадровая матрица, теперь 16 миллионов пикселей, увеличенная до четырех кадров в секунду серийная съемка, плюс все прочие новшества, уже знакомые по 1D Mark II. Качество картинки без компромиссов, шумы еще ниже, чем у предшественницы. Смущает одно — цена по-прежнему высока — порядка $7000. Полный кадр так и не стал экономически выгодным. Несомненно, что большинству покупателей хватит и 8 мегапикселей в исполнении 1D Mark II, особенно с учетом разницы в цене. А те, кому их не хватит, могут задуматься и о недорогом цифровом заднике к среднеформатной камере. Впрочем, посередине остается определенная ниша для этого аппарата, пусть и, очевидно, не такая большая.

Что касаемо любых других, кроме цены, аспектов работы, то эта камера достойна только похвал.

Nikon D2x

Эта камера очень близкая сестра D2h, по сути отличающаяся только матрицей и связанной с ней электроникой. В некотором роде — конкурент 1Ds Mark II, хотя по цене это чуть иная ниша, видимо эта камера будет стоить ~$5500, но может и более (с одной стороны не полнокадровая матрица позволяет снизить цену почти до уровня D2h с другой, захочет ли Nikon это делать). APS матрица (1.5x) с 12 миллионами пикселей — на сегодняшний день это рекорд плотности среди всех камер этой статьи. Отсюда и вероятный повышенный уровень шума (800 ISO максимальная установка) по сравнению с D2h матрица которого имеет всего 4 миллиона датчиков при том же физическом размере. Фотографическая часть эквивалентна D2h, при полном разрешении достигается скорость пять кадров в секунду и восемь кадров в специальном «обрезанном» по краям 6 мегапиксельном режиме. Камера спорная, захотят ли клиенты платить более $5000 за APS матрицу, даже с таким разрешением не понятно, возможно куда как более уместно смотрелась бы матрица с компромиссным значением кроп-фактора 1.3 x.

Как бы там ни было, дождемся финального появления аппарата на прилавках и сравним качество изображения с ценой :)

Большой 2.5 дюймов ЖК с высоким разрешением заслуживает отдельной похвалы. Ясно точно — фотографическая база D2 более чем достойна, попробовав в деле и D2h и D2x я не нашел ни одной придирки к интерфейсу, конструкции, фокусировке, видоискателю и фокусировочному экрану и т.д. Посему, всячески рекомендую эти камеры, наравне с Canon EOS 1D Mark II. Выбирайте на свой вкус, кошелек и исходя из наличия оптики под тот или иной байонет.

Кстати, в отличие от D70, замер в D2 полноценно работает и со старыми MF объективами Nikkor, в том числе в режиме приоритета диафрагмы.

KODAK DCS ProSLR /с

Странный гибрид фотографический части Sigma (угадывается очень четко), байонета Canon EOS и электронной части KODAK с полнокадровой (размер полного 35мм кадра) матрицей (!) неудачно дебютировавшей еще в Contax ND, снятом с производства по непонятным (возможно имеющим отношение к качеству изображения или выходу годных матриц) причинам.

Франкенштейн фото рынка, не меньше. Как такой странный союз (механика Sigma и байонет Canon ) мог произойти политически мы не знаем, но, имея опыт производства объективов под этот байонет, Sigma, несомненно, была способна воспроизвести его и на камере.

Несомненно, фотографическая начинка Sigma не лучший кандидат, но видимо с Canon договориться по каким либо причинам не вышло. В итоге, за высокую цену, сравнимую с топовыми моделями Canon и Nikon построенными на бескомпромиссной фотографической основе репортерских камер, мы получаем сомнительную фоточасть, не способную конкурировать даже с 200 долларовыми пленочными камерами. Заплатив за это около $4500. Каким бы не было качество изображения с полнокадровой матрицы KODAK (а вряд ли оно значительно превысит 12 мегапикселей Nikon D2x или 8 мегапикселей 1D Mark II — лучших по конструкции камер) это не оправдывает (на мой взгляд) подобного монстра. Тем более, что не за горами тот день, когда APS или 1.3 x матрицы CANON станут не 8 мегапиксельными, а 10 или более.

Вряд ли мы можем рекомендовать эту камеру, за исключением редких случаев, таких как свадебная фотография или некоторые виды студийной съемки. Но и там лучше присмотреться к 1D Mark II или Nikon D2x, камер заметно превосходящих эту по качеству фокусировочного экрана, автофокуса, корпуса и функциональности.

Теперь посмотрим на родную сестру этой камеры,

KODAK DCS ProSLR / n

Камера анонсирована, но пока еще не доступна в широкой продаже. Еще одна переделка Nikon F80 (рекордсмена по числу цифровых инкарнаций), столь же существенная и упрочненная, как и у Fuji.

Основное достоинство — та самая пресловутая полнокадровая матрица в 14 мегапикселей. Недостатки — основные следствия достоинства. Не очень высокая скорость работы (менее двух кадров в секунду в лучшем случае). Судя по всему (окончательных тестов пока нет) более высокий, чем у камер порядка EOS 20D уровень шума. Зато в наличии высокое разрешение и доступны значения ISO вплоть до шести (!) что может быть полезным для студийных съемок. Если, конечно, шумы иной природы при таком слабом усилении сигнала не поглотят его целиком — опять таки поживем, увидим.

Никаких особых фотографических новшеств, сверх F80 нет, зато есть полнокадровая матрица — вещ заманчивая, но дорогая — камера видимо будет стоить $5000. Стоит ли платить такие деньги за Nikon F80, когда есть Nikon D2h / D2x? Каждый решит для себя сам, однако очевидно, что высокая цена полнокадровых матриц и их не очень удовлетворительное качество заставляют камеры на их основе все сильнее и сильнее проигрывать APS решениям, даже в области дорогих камер, ценою более $3000. А появление заметного парка специальной, рассчитанной под APS кадр оптики для распространенных байонетов только ускорило этот процесс умирания полноценного 35мм кадра в цифровой индустрии. Что ж, это естественный отбор.

Между тем

Хочется поговорить об общих тенденциях и напомнить еще о двух камерах. Сперва, о Olympus E1 — очевидной неудаче этого года. В первую очередь благодаря неверной ценовой политике, дорогой оптике, меньшему размеру матрицы при большей цене и неумению Olympus делать действительно профессиональные репортерские коробки. Камера, выйди она за $1500 вполне имела бы шансы отвоевать долю рынка. Но этого не случилось — ее возможности и реальное качество картинки не стоят тех денег, что за нее просят, а маркетинговые разговоры по поводу особой цифровой оптики и иже сами по себе, на ровном месте еще не гарантия успеха. Возможно, выход E300 подтолкнет распространение этой системы и байонета 4:3, но в нише обычных любителей, далекой от профессионалов. Как бы там ни было, отметим дебютное оригинальное инженерное решение E300, способное (через некоторое время) кардинально повлиять на вид и конструкцию цифровых зеркальных камер со сменной оптикой.

Теперь о Nikon F6, долгожданном и, пожалуй, последнем пленочном прорыве в области 35 мм зеркальных камер. Во многом более компактный и менее агрессивный конструктивно F6 смотрится не как замена F5 а как продолжение и развитие, пускай и более насыщенное и более качественное по параметрам F100. Этот факт однозначно дает нам понять что время первенства пленочных зеркалок ушло и пленочная коробка в системе стоит теперь на второй роли. F6 выглядит хорошим дополнением к вашему репортерскому D2h, но не его полным пленочным аналогом. Пора привыкать — теперь пленка, будь это FM3a, F6 или F55 — это вторая камера в кофре репортера. Да и что мелочиться — у представителей многих иных видов фотографической деятельности та же ситуация.

Художественное же фото долго будет иметь дело с пленкой особенно в среднем формате, не только благодаря большему разрешению в некоторых случаях но в первую очередь благодаря аналоговой мягкости и пластичности, фотошироте. Возможности иметь негатив как документ и ощутимую ценность, возможности печатать в ручную авторские отпечатки. Но, это творческая фотография, а фотография прикладная, профессиональная, двигатель экономики и прогресса, уже подписала свой приговор пленке. И дело тут не в качестве, дело в практичности. Любая полиграфия, любая передача и обработка изображений связаны сейчас с компьютерами, а значит, исходно-цифровой-исходник удобнее и предпочтительнее. Итак, мы живем в эпоху смерти фотопленки как инструмента для семейной, прикладной и репортажной фотографии. И смерть эта протекает на наших глаза, очень скоротечно. Снижается оборот и продажи пленочных компаний, и особенно пленочных фотоаппаратов, растут обороты и производство цифровых. Это факты. Если же вы занимаетесь художественным фото и вам по душе пленка — не переживайте. Она не исчезнет окончательно, как и среднеформатные пленочные камеры, да и полки барахолок от этой цифровой революции только пополнятся новым, недорогим и качественным пленочным секонд-хендом.

Интересно наблюдать крах идеи сделать полнокадровые цифровые камеры доступными и постепенный переход на специальные цифровые версии объективов, рассчитанные на APS кадр. Это решение показало себя более жизнеспособным, а APS матрицы выглядят все более и более оптимальными по соотношению цена/качество изображения.

Два интересных события года — первая цифровая дальномерка со сменной оптикой — совместный продукт Cosina и EPSON, с легендарным байонетом лейка M. Для любителей соответствующей оптики и стиля съемки вещ долгожданная, но и недешевая — $3000 выглядит пока скорее завышенной чем адекватной ценой. Но это только пробный шар, помяните мое слово, скоро мы увидим сразу несколько подобных решений, в том числе, очень вероятна дальномерная цифровая камера от самой Leica AG.

Интересен так же цифровой задник к камерам Leica R, единственное действительно модульное решение позволяющее использовать уже давно выпускаемые камеры R8 и R9 как с пленкой, так и как цифровые — меняя задние крышки по желанию. Пока что этот модуль не доступен в продаже, Leica объявила о его доводке и предположительной доступности в середине 2005 года. Ох уж эти цифровые гонки ;-) — зато скоро увидим первые результаты.

Итоги итогов

Итак, итоги итогов. Самые удачные и рекомендуемые нами зеркальные камеры года:

  • Nikon D70 в нижнем ценовом сегменте;
  • Canon EOS 20D в среднем;
  • Canon EOS 1D Mark II в профессиональном.

Также в будущем году рекомендуем присмотреться (по мере появления в продаже) к Konica Minolta Dynax 7D и FUJI FinePix S3 Pro.






Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.