Nikon D70


Nikon D70

Ее окрестили убийцей Canon 300D. Но это лишь громкая фраза. Те, кто снимает Canon, будет снимать Canon, а фотографы Nikon получили действительно великолепный «подарок» за разумные деньги. Ведь в зеркалке коробка — лишь малая (хотя и основная) часть всей возможной фотографической системы. К ней нужны объективы, вспышки, пульты ДУ, батареи и батарейные ручки. И если у человека уже есть все это от Canon, то зачем ему начинать все сначала.

Камера Nikon D70 внешне похожа на Nikon D100, по функциям почти ей не уступает и сделана из пластика. Ощущение в руках очень приятное. Выглядит изящнее бюджетной цифровой зеркалки Canon 300D.

Камера

Nikon D70

Байонет Nikon под объективы Nikkor. Полная функциональная совместимость гарантирована только для серий G / D — AF, с другими объективами есть ограничения по работе экспозиционной (в т. ч. вспышечной) и фокусировочной автоматических систем. Слева от объектива лампа подсветки автофокуса (она же индикатор таймера и фонарь для системы подавления эффекта красных глаз). Слева внизу кнопка репитера диафрагмы. Справа вверху датчик системы ДУ, ниже большая кнопка отсоединения объектива, ниже переключатель режимов фокусировки.

Nikon D70

Хотя внешне камера похожа на Nikon D100, многие фотографические функции теперь контролируются нажатием на кнопки и вращением дисковых селекторов настроек (под большой и указательный пальцы правой руки). Напомним, что у Nikon D100 на том месте, где у Nikon D70 диск выбора сюжетных программ и экспорежимов, был еще диск для настройки баланса белого и чувствительности, серийного режима, формата файла. Но у D100 не было сюжетных программ, а у D70 они есть. Рядом со спусковой кнопкой две маленькие кнопочки включения режимов настройки экспокоррекции и выбора типа экспозамера. Справа у информационного дисплея метка фокусировочной плоскости.

Nikon D70

Интерфейсные разъемы: питание, видеовыход, USB. Рядом с камерой блок для элементов питания типоразмера CR2. Про запас в поход нужно взять именно такие. Форм-фактор современных литиевых батарей для цифровых камер таков, что большие по размеру элементы питания в него не втиснешь. И если нет возможности использовать внешнюю батарейную ручку (о ней для Nikon D70 ничего не известно), то есть такой «аварийный» выход из положения.

Nikon D70

Вид сзади. Именно здесь теперь находятся кнопки входа в режим настройки чувствительности, баланса белого и формата файлов, серийного режима, фиксации экспозиционных и фокусировочных параметров и ручной «вилки». Ручной, потому что для съемки каждого кадра серии со сдвигом экспозиции, баланса белого или импульса вспышки, вам придется нажимать на спуск. А если нужно, чтобы камера сама снимала всю серию для «вилки» — перейдите в режим серийной съемки. Дисплей снабжен защитным экраном, а видоискатель наглазником. Крепление резинового наглазника так ненадежно, что лучше сразу положить его в карман и одевать по мере надобности. Хотя и это, наверное, не поможет.

Меню

меню Nikon D70
Верхний уровень меню камеры, четыре раздела. Настройки просмотра, съемочных параметров, пользовательских функций и системные установки.
меню Nikon D70
Обычный просмотр одиночного кадра.
меню Nikon D70
Просмотр с гистограммой.
меню Nikon D70
Просмотр с индикацией съемочных настроек.
меню Nikon D70
Мультикадровый просмотр.
меню Nikon D70
Просмотр с увеличением.
меню Nikon D70
Меню «просмотр», подменю «настройка задания печати».
меню Nikon D70
Настройка съемочных параметров.
меню Nikon D70
Подменю «Optimize image». Съемка в «ключе» сюжета и для верного воспроизведения при использовании протокола Direct Print. В соответствии с сюжетом настраиваются: резкость, контраст, цвет, широта цветового пространства, насыщенность.
меню Nikon D70
Оптимизировать картинку можно и вручную. Настройки оптимизации.
меню Nikon D70
Среди них — выбор цветового пространства.
меню Nikon D70
Возможные форматы съемки: RAW, JPEG и RAW с JPEG (3008×2000).
меню Nikon D70
Настройки баланса белого. Их можно сделать из меню или с помощью диска и кнопки настроек на корпусе. Зато раздел «Preset» в меню имеет дополнительные настройки.
меню Nikon D70
Так, компенсацию цвета источника света можно настроить по мишени или выбрать той, которая была на уже готовом, или даже обработанном в Nikon Capture 4.1, снимке. То есть, если вам сложно выполнить процедуру ручной калибровки баланса белого по мишени, то просто снимите мишень в режиме автобаланса белого в полный кадр и определите настройку автобаланса для снятого кадра как Preset.
меню Nikon D70
Выбираем кадр и назначаем его настройку баланса белого настройке Preset.
меню Nikon D70
Подменю пользовательских настроек.
меню Nikon D70
Среди них есть и возможность выбрать величину центрального поля для центровзвешенного экспозамера.
меню Nikon D70
75% веса при замере будет назначено полю размером 6/8/10/12 мм.
меню Nikon D70
Другие системные установки. Задан режим «вилки» для вспышки и экспозиции.
меню Nikon D70
Другие возможные режимы «вилки».
меню Nikon D70
Включена подсветка автофокусировки.
меню Nikon D70
Выбор режима работы автофокуса.
меню Nikon D70
Системные установки.
меню Nikon D70
Среди них возможность добавить комментарий к снимку.
меню Nikon D70
Прочие системные установки. Если пользовательские установки слишком сложны для фотографа, и он не сможет в них разобраться, то в пункте «CSM menu» нужно выбрать «простой режим» и тогда останется всего 10 пунктов из 26.

Изображение

Разрешение, индекс экспозиции, шум

Приведены фрагменты миры 1:1, расположенной в центре кадра и снятой объективом Sigma 28-105 мм, f/2,8, D Aspherical.

мира
мира
мира
мира
мира
ISO 200, f/8, 1/40 c
ISO 200, f/18, 2,5 c
ISO 200, f/18, 2,5 c, включено понижение шума
ISO 800, f/29, 1,6 c
ISO 800, f/29, 1,6 c, включено понижение шума

Камера хорошо переносит длительные выдержки. Изображение при базовом индексе экспозиции, эквивалентном ISO 200 и выдержке 2,5 с, не выглядит шумным. При диафрагмировании от f/8 до f/18 заметного падения разрешения не происходит. На первый взгляд фрагмент для ISO 200 с включенным шумопонижением выглядит более шумным, чем без шумопонижения. Так как он и чуть более четкий, можно предположить, что в фильтр понижения шума заложено еще и подчеркивание краевой резкости. Оно-то и усиливает шум. Фильтр шумопонижения, даже если он включен, не применяется к снимкам, сделанным при выдержках короче 1 с. Ситуация повторяется и при ISO 800. Шумопонижение подчеркивает картинку, а заодно и шум. Видно, что диафрагмирование до f/29 уже влияет в худшую сторону на разрешающую способность системы камера+объектив.

Баланс белого, индекс экспозиции, шум

тест «баланс белого» и «шум»
Полный кадр (уменьшенное изображение). Тестовая таблица лежит на белом листе бумаги.
фрагмент 1:1
Дневное освещение, AWB, ISO 200, 1/60 с.
фрагмент 1:1
Дневное освещение, AWB, ISO 400, 1/125 с.
фрагмент 1:1
Дневное освещение, AWB, ISO 800, 1/250 с.
фрагмент 1:1
Дневное освещение, AWB, ISO 1600, 1/500 с.
фрагмент 1:1
Лампы дневного света, AWB, ISO 200, 13 с.
фрагмент 1:1
Лампы дневного света, AWB, ISO 400, 5 с.
фрагмент 1:1
Лампы дневного света, AWB, ISO 800, 3 с.
фрагмент 1:1
Лампы дневного света, AWB, ISO 1600, 1,6 с.
фрагмент 1:1
Лампы дневного света, AWB, ISO 1600, 1,6 с, принудительное понижение шума.

Приведенные фрагменты еще раз подтверждают, что можно спокойно снимать на длинных выдержках (более 10 секунд) и не бояться появления цифрового шума. А фильтр шумопонижения, как это ни странно, действует с обратным эффектом. Отметим, что это не первый случай. И у других камер иногда наблюдается такое. Возможно, есть сюжеты, на которых фильтр понижения шума «сработает». Но при съемке миры и цветовой таблицы фильтр не помог справиться с шумами, а даже подчеркнул их.

Ложка…

В комплекте с Nikon D70 была новая программа Picture Project. Ее функциональные возможности весьма ограничены (перенос снимков из камеры в компьютер, цифровой фотоальбом с минимальной коррекцией изображения), и предназначена она для фотографа любителя. В то же время в самой камере заложены не только любительские возможности, но и по-настоящему профессиональные. В частности, она поддерживает RAW формат, цветовые пространства sRGB и AdobeRGB, дистанционное управление съемкой из компьютера. Для того, чтобы воспользоваться ими, Picture Project не подойдет. Нужна как минимум Nikon Capture 4.1. А она свободно не распространяется. Доступна из сети только 30-дневная ознакомительная версия.

Но попробуйте ее еще получить. Предположим, что все наши фотографы, которым приглянулся Nikon, грамотные компьютерщики, в чем я лично не уверен. И у всех есть «хороший» канал интернет. Тогда они делают следующее:
идут на сайт nikon.ru и видят, что он сейчас в режиме реконструкции (это на самом деле быстро исправляется, сомнений нет, и сейчас уже сайт работает, но в описании комплекта камеры D70 есть ошибки — совместимость с Nikon Capture 3 и вообще раздел ПО давно не обновлялся);
учат английский, идут на европейский сайт www.europe-nikon.com и там пытаются загрузить Nikon Capture 4 (18 МБ, требуется регистрация и серийный номер камеры), с регистрацией проблем нет, но боюсь, что многих огорчит сообщение — «камеры с таким номером нет»;
читаем, что значит «нет» — а это просто в Европе ее может не быть, остается Америка, там и находим требуемый софт, сообщаем свою Европейскую регистрацию, номер камеры и (наверное) закачиваем требуемые 18 МБ;
это еще не все, нужно обновление до Nikon Capture 4.1 (еще 18 МБ).

Итак, на 30 дней вы получите требуемый софт. Если вы компьютерщик — нет проблем, но если вы фотограф, боюсь все это вас немного огорчит.

Меня огорчило еще одно. Многие программы для просмотра цифровых снимков, корректно отображающие съемочные настройки цифровых камер, наотрез отказываются сообщать индекс экспозиции при съемке у камер Nikon. Нужна хотя бы бесплатная программа Nikon View. Если у вас она уже есть — попробуйте открыть с ее помощью обычный JPEG файл Nikon D70. Версии до 6 тут же сообщат об ошибке и «закроются». То есть многие известные программы для просмотра (не Nikon) открывают и показывают изображение и только об ISO молчат, а Nikon View 5 «зависает». Проблем «нет» и здесь. Так же, как и с Nikon Capture, регистрируемся и «легко» закачиваем свои три десятка МБ и пользуемся программой неограниченно и бесплатно.

Изображение, высокий контраст, RAW (.NEF) файлы

Мне не удалось воспользоваться Nikon Capture 4.1. Все закончилось на той стадии, когда оказалось, что для 18 МБ версии 4 нужно такое же обновление. К счастью, в бесплатный Nikon View входят модули для обработки RAW файлов. Причем как встроенный в сам редактор, так и как плагин для Photoshop. RAW файл 48 битный и теоретически содержит больше информации для обработки изображений. У Nikon D70 12 битный АЦП и при съемке в .NEF (Nikon RAW) можно надеяться, что при обработке будет возможность не только назначить файлу многие съемочные параметры «из компьютера», но более аккуратно «вытянуть» тени и света. Попробуем.

Полный кадр

Исходный снимок с большим перепадом яркостей снят в RAW и JPEG.

фрагмент 1:1

Это выделенный фрагмент JPEG файла 1:1.

фрагмент 1:1

Это он же, но с коррекцией гаммы до 3 в «Уровнях» Photoshop.

Откроем файл в Photoshop и сохраним его как 48 битный TIFF.

Модуль преобразования  .NEF файлов для Photoshop

Окно модуля для Photoshop, преобразующего RAW в JPEG или TIFF. Все что можно настроить при конвертировании — компенсация экспозиции (эквивалентно изменению ISO) и баланс белого.

фрагмент 1:1

Тот же фрагмент, конвертированного файла.

фрагмент 1:1

Это он же, но с коррекцией гаммы до 3 в «Уровнях» Photoshop для 48 битного файла.

фрагмент 1:1

Это он же, но со сдвигом индекса экспозиции до 2 при конвертировании и коррекцией гаммы до 1,5 в «Уровнях» Photoshop. Преимущества перед JPEG нет.

Воспользуемся встроенным в Nikon View 6.2 редактором RAW:

Nikon Editor, модуль преобразования  .NEF файлов

Настроек, как видно, больше. Но результат не лучше:

фрагмент 1:1

Фрагмент.

фрагмент 1:1

Это он же, но со сдвигом индекса экспозиции до 2 при конвертировании и коррекцией гаммы до 1,5 в «Уровнях» Photoshop. С помощью «бесплатных» приложений воспользоваться возможностями RAW формата для нашего снимка не удалось.

Цветовые пространства

Информация о цвете на снимке Nikon D70 может кодироваться в соответствии с одним из трех цветовых пространств. Ia sRGB — для съемки портрета, IIIa sRGB — съемка пейзажа, Adobe RGB — более широкое цветовое пространство, предназначенное для файлов, которые в дальнейшем предполагается подвергать обработке в графических редакторах. Adobe Photoshop может корректно «подставлять» профиль Adobe RGB при открытии файла. Но программы и устройства, поддерживающие протоколы согласования типа EXIF PRINT, полностью совместимы только с файлами, закодированными в sRGB. В руководстве камеры рекомендуется использовать программу Nikon Capture 4.1 для работы с изображениями, если при съемке был выбран режим Adobe RGB.

Скоростные характеристики

Серия кадров при съемке в формате RAW состоит из 4 кадров и укладывается в чуть больше чем 1 секунду. В формате JPEG — 11 кадров за 3 секунды. При обычной покадровой съемке можно снимать до 2 кадров в секунду, а после заполнения буфера через 3-4 секунды для RAW или 1-2 секунды для JPEG. Система управления очень удобна, а автоматика быстра и из выключенного состояния первый кадр можно снять уже на первой секунде.

Технические характеристики:

Матрица: ПЗС RGB, 23,7×15,6, 6,1 Мп
Байонет: объективы Nikkor, коэффициент 1,5
Формат файлов: NEF (RAW) 12-бит, JPEG Exif 2.2, DPOF, 3008×2000
Фокусировка:

TTL авто 5 зон с возможностью ручного выбора зоны, слежением и автовыбором зоны по ближайшему объекту, Nikon Multi-CAM900 модуль фокусировки, подсветка до 3 м, ручная, однократная, постоянная с предикативной функцией

Экспозамер: TTL при максимальной апертуре, 3D сенсор, центровзвешенный 75% для 6/8/10/12 мм кружка центра, усредненный, точечный 2,3 мм
Экспозиция: 30-1/8000 с, Bulb, ±5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV, P/A/S/M, программы, ручная эксповилка 2/3 шага
Программы: авто, портрет, ландшафт, макро, спорт, ночной ландшафт, ночной портрет
Индекс экспозиции экв ISO: 200 — 1600, шаг 1/3 Ev
Баланс белого: авто, 6 предустановок с подстройкой, по мишени, вилка по балансу белого
Вспышка: Ведущее число — 11 (ISO 100), режимы: снижение эффекта «красных глаз», вкл/выкл, медленная синхронизация, по «первой/второй» шторке, коррекция импульса, горячий башмак, Х-контакт до 1/500 с
Серийный режим: серия 3 к/с 4 RAW или 12JPEG, таймер 2-20 сек
Видоискатель: Оптический, вынесенная точка 18 мм, экран B-тип, матовое стекло с зонами фокусировки и решеткой, 95%, увеличение 0,75Х для объектива 50 мм
Дисплей: 1,8″, 130000 пикселей
Сменная память: CF I/II, Microdrive
Источник питания: Li-Ion EN-EL3 или 3×CR2
Интерфейсы: USB, PictBridge, ДУ, V, DC
Размер/вес, мм/г: 140×111×78/595

Nikon D70 — еще одна цифровая зеркальная камера для любителей, которым фотоаппарата с несменной оптикой недостаточно. Хорошо, что сам по себе фотоаппарат функционально не уступает своему предшественнику Nikon D100. А управление с «большим акцентом» на меню для кого-то покажется даже более удобным. Потому, если нужна хорошая зеркальная камера для съемки, то можно сэкономить полцены. Тем более, если снимаете вы в городе (к примеру в детском саду или школе) и вам не нужны дополнительная батарейная ручка и потенциальные возможности RAW формата. А когда все это понадобится, можно будет докупить внешний блок питания (или сделать самому) и программу Nikon Capture.



Аппарат предоставлен для тестирования интернет-магазином www.sonystore.ru





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.