Nikon D100, Canon EOS D60
и объектив SIGMA
(24-70 мм F:2,8 EX DG ASPHERICAL DF)


Nikon D100, Canon EOS D60

Фирмы Nikon и Canon в этом году выпустили 6-Мегапиксельные зеркальные камеры D100 и EOS D60, очень близкие по тактико-техническим характеристикам и цене. У нас была возможность сравнить эти аппараты в реальной работе. Поскольку мы собирались сравнивать именно камеры, а не объективы вышеназванных фирм, то были установлены объективы SIGMA одинаковой оптической конструкции, но с разными байонетами для подсоединения к соответствующим камерам. Объектив достаточно высокого класса (EX, от Excellence — маркировка профессиональных объективов), и можно ожидать, что его вклад в ухудшение изображения не был решающим, и в основном качество изображения определялось матрицей, CCD (ПЗС) у Nikon и CMOS (КМОП) у Canon. Размеры у матриц практически одинаковые: 23,4×15,6 мм (3008×2000 пикселей) у Nikon и 22,7×15,1 мм (3072×2048 пикселей) у Canon.

Результаты параллельной съемки двумя камерами и наши впечатления от них мы попытаемся представить в данной статье. Однако мы прекрасно понимаем, что на выбор камеры эта статья вряд ли повлияет. Решение о приобретении того или иного фотоаппарата, на наш взгляд, предопределено как историей фирм-производителей, так и опытом и имуществом фотографа. В общем, выбор между Nikon и Canon определяет судьба, и от нее не уйдешь. Вероятно, именно поэтому все тестовые съемки проводились на Патриарших прудах.

— Это почему?
— Потому, что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что…
Ваш выбор камеры от нас не зависит.

Canon D60
Фокусное расстояние объектива F=24 мм, диафрагма F:8, выдержка 1/750 с, ISO 200. Исходные (неповернутые) снимки, сделанные камерами:
Nikon D100
(2,84 МБ) и Canon EOS D60 (2,32 МБ).

Этапы большого пути

От взгляда в прошлое все равно никуда не денешься. Поэтому приведу несколько этапов большого пути двух известных фирм.

Фирма Nikon формально образовалась в 1917 году в результате слияния трех фирм, одна из которых существовала с 1881 года. До 1945 года фирма специализировалась в основном на военной оптике. В1932 году фирма выпустила свои первые фотообъективы. В 1936, а по другим данным, в 1937 году были выпущены объективы Nikkor 50 мм F: 3,5. Эти объективы устанавливались на фотокамерах Hansa Canon. Таким образом, истории наших героев пересеклись уже 67 лет назад.

В 1945 году фирма вынуждена перековать мечи на орала. Из 19 заводов и 23 тысяч служащих у нее остается один завод и 1400 рабочих.

В 1948 году была выпущена первая дальномерная камера Nikon 1. Камера являлась подражанием легендарным Leica и Contax, однако кадр размером 24×36 мм никогда не был для Nikon догмой, и в первой камере он составил 24×32 мм.

В 1959 году фирма выпустила зеркальную камеру Nikon F. Это уже прямой родственник нашей героини, поскольку введенный тогда байонет F так с тех пор принципиально и не менялся. Все старые объективы можно установить и на современную цифровую камеру, хотя, конечно, у них не было контактов для передачи информации и управления моторами. И современные объективы можно попытаться установить на старые камеры, недаром у нашего объектива SIGMA для Nikon есть кольцо для ручной установки диафрагмы, как и контакты для передачи значения диафрагмы от камеры. У аналогичного объектива для Canon есть возможность только электрического управления диафрагмой.

SIGMA

Фирма Canon образовалась в 1937 году (торговая марка зарегистрирована в 1935 году), а первая доисторическая камера Kwanon была создана в1934 году. В 1936 году появилась уже упоминавшаяся Hansa Canon с объективами от Nikon. Первой камерой с собственным объективом стал Canon S1 в 1946 году. Таким образом, с полностью своей продукцией, камера + объектив, фирмы Nikon и Canon вышли на рынок почти одновременно.

Первая зеркалка Canon F1ex появилась, как и у Nikon, в 1959 году.

Не умаляя величия наших героев, замечу, что Россия все же более родина слонов, чем Япония, и Красногорский завод выпускает «Зенит» с 1952 года. Впрочем, первая японская зеркалка Asahiflex I от Pentax появилась в том же 52. Но! первый наш 35 мм зеркальный фотоаппарат Спорт (ГОМЗ) появился практически одновременно с Kine Exacta (E.H.G.) в 36 году. Подробнее об истории фотокамер см. здесь и здесь.

Байонет EF у камер Canon появился в 1987 году. Таким образом, Canon EOS D60 является потомком существенно более короткой ветви, чем Nikon D 100. Но при анализе возможных родственных связей стоит внимательно присмотреться к способам крепления объективов к этим камерам. Для объектива важно, как его закрепить, и на каком расстоянии от пленки. Объективы традиционно в пленочных камерах крепятся либо с помощью резьбы, либо с помощью байонета.

Байонет (от франц. baionnette — буквально, штык) — соединение деталей, при котором одна деталь с прорезью надевается на другую деталь с соответствующим выступом — стопором. В борьбе за чистоту русского языка можно было бы сказать, что объектив крепится к камере штыковым соединением. Однако до 19 века в российской армии в дуло вставляли «багинет», который потом заменили на польский «штык» (sztyk). А посему, поскольку неисковерканное французское ничем не хуже польского, будем считать, что термин «байонет» имеет полное право на существование.

Другой важный параметр конструкции оправы — это расстояние между базовой поверхностью оправы объектива и фокальной плоскостью, называемое рабочим отрезком объектива. Рабочий отрезок у камер Canon EOS — 44 мм, а у камер Nikon с байонетом F — 46,5 мм. У Зенита с резьбой М42 — 45,5 мм, а у старого с резьбой М39 — 45,2 мм. Таким образом, через переходные кольца на камеры Canon можно поставить очень многие чужие объективы. В то время как на аппараты Nikon можно поставить только объективы с рабочим отрезком, равным или больше 46,5 мм. Набор объективов может стоить существенно дороже, чем сама камера, а поскольку поколение, которое начинает свою фотографическую жизнь с чистого листа и для которого первой зеркальной камерой может стать одна из наших героинь, еще не народилось или, во всяком случае, не размножилось, то имеющаяся оптика будет оказывать влияние на выбор камеры. Применительно к нашей истории следует отметить, что с байонетом F выпускались камеры Киев19 и Киев20. Следовательно, владельцы Зенитов с богатой коллекцией объективов уже вынужденно обвенчаны с фирмой Canon, а владельцы объективов для Киева — с фирмой Nikon. Возможностей усыновить чужие объективы у аппаратов фирмы Canon существенно больше, чем у аппаратов фирмы Nikon. С другой стороны, если есть необходимость снимать одновременно на цифру и пленку, система Nikon предпочтительнее, поскольку, имея всего две камеры, причем пленочная может быть очень старой, без переходных колец можно использовать всю имеющуюся оптику.

Пеленг
Nikon D100 с объективом Пеленг. Подробнее об объективе и его использовании с камерами Canon см. здесь.

Для полноты исторической картины заметим, что японская фирма SIGMA, объективы которой стали неотъемлемой частью наших тестов, существует с 1961 года. Подробнее см. здесь.

Осмотр с поверхности

Прежде чем переходить к изучению снимков, рассмотрим повнимательнее сами камеры. Как можно заметить, они очень похожи. Однако пальцы, привыкшие к одной камере, автоматически будут попадать мимо органов управления на другой. Если у Canon колесико над спусковой кнопкой, то у Nikon — под. У одной камеры объектив крепится вращением по часовой стрелке, у другой — против. И так далее, и тому подобное.

Nikon D100, Canon EOS D60
Nikon — слева, Canon — справа. Количество оставшихся кадров у Nikon индицируется и в выключенном состоянии.
Nikon D100, Canon EOS D60
Размеры и вес камер без объектива и аккумуляторов:
Canon — 150×107×75 мм, 780 г, Nikon — 144×116×81 мм, 700 г.

К известным отличиям, пришедшим еще из пленочной эпохи, к которфм относятся, например, разные башмаки для подключения вспышки, механический тросик у Nikon и электронный у Canon, добавились еще и различия в конструкции корпуса, обусловленные цифровой природой камер.

Canon D60
Nikon D100
Отсеки для карт памяти CF
Canon EOS D60
разъемы: USB, видеовыход, синхронизация вспышки, пульт дистанционного управления.
Nikon D100
разъемы: питание, видео выход, USB.
Отсеки для карт памяти CF.
Canon — сверху,
Nikon — снизу.

Так, у Nikon есть съемное защитное стекло на ЖК-экран и разъем для подключения внешнего питания. Фирма Canon на этих деталях сэкономила. Поэтому защитного экрана нет, а для того, чтобы подключить внешний источник питания, необходимо вставить заглушку вместо аккумуляторов.

Nikon D100
аккумуляторы
Защита ЖК-экрана у камеры Nikon
Lithium-Ion аккумулятор Nikon EN-EL3
(7,4В, 1400 мА·час) — справа,
Lithium-Ion аккумулятор Canon BP-511
(7,4В, 1100 мА·час) — слева.
Nikon D100, Canon EOS D60
ЖК-экран Canon 1,8″ 114000 пикселей, ЖК-экран Nikon 1,8″ 118000 пикселей. Навигация у Canon осуществляется стандартным для пленочных камер колесом на задней панели, у Nikon мини-джойстиком, типичным для цифровых камер.

Кстати, еще о вспышках. Встроенная вспышка Nikon в открытом состоянии возвышается над объективом существенно выше, чем у Canon, что, безусловно, плюс. Зато у Canon есть стандартный синхроконтакт для несогласованных вспышек.

Объектив SIGMA (24-70 мм F:2,8 EX DG ASPHERICAL DF)

По оптическим меркам, совсем новый объектив, анонсированный в 2001 году, состоит из 14 элементов, три из которых служат для минимизации сферических аберраций и астигматизма и сделаны асферическими. В нем использованы также две линзы, сделанные из низкодисперсного стекла, что позволяет свести к минимуму хроматические аберрации. Фокусное расстояние объектива изменяется от 24 до 70 мм при постоянной максимальной диафрагме F:2,8. Изменение фокусного расстояния осуществляется поворотом кольца. При минимальном фокусном расстоянии объектив максимально выдвинут из оправы. В дальнейшем при увеличении фокусного расстояния размеры его постепенно уменьшаются, и только начиная с фокусного расстояния примерно в 65 мм, передняя линза снова начинает выдвигаться. Подобное возвратно-поступательное движение, естественно, сказывается на усилии на кольце.

Возможна как автоматическая, так и ручная фокусировка. В конструкции оправы применен механизм, обеспечивающий неподвижность фокусировочного кольца при автоматической фокусировке. Для того, чтобы перейти на ручную фокусировку, необходимо сдвинуть кольцо на себя.

Объектив снабжен фигурной блендой и, соответственно, при фокусировке и зуммировании передняя линза не вращается. Это весьма удобно при использовании поляризационных фильтров, резьба под светофильтры 82×0,75. Так что к этому объективу, который позиционируется как профессиональный и маркируется буквами ЕХ (excellence — великолепие, сам себя не похвалишь — никто не похвалит), придется покупать и довольно дорогие фильтры. У объектива есть шкала дистанции в метрах и футах, для фокусного расстояния 24 мм нанесена шкала глубин резкости. Минимальная дистанция фокусировки 0,4 м. Диафрагма изменяется от F:2,8 до F:32 при всех значениях фокусного расстояния. Размер 87×113 мм, вес 700 г.

Фото

Рассмотрим фрагменты вышеприведенного снимка.

Canon D60
Nikon D100
Make — Canon Make — NIKON CORPORATION
Model — Canon EOS D60 Model — NIKON D100
Orientation — 1 (top left)  
XResolution — 180 XResolution — 300
YResolution — 180 YResolution — 300
ResolutionUnit — 2 (inch) ResolutionUnit — 2 (inch)
DateTime — 2002:10:14 16:20:49 DateTime — 2002:10:14 12:21:13
YCbCrPositioning — 1 (center of pixel array) YCbCrPositioning — 2 (datum point)
ExifOffset — 196 ExifOffset — 252
ExposureTime — 1/750 seconds ExposureTime — 10/7500 seconds
FNumber — 8.0000 FNumber — 8.0000
ISOSpeedRatings — 200  
ExifVersion — 220 ExifVersion — 220
DateTimeOriginal — 2002:10:14 16:20:49 DateTimeOriginal — 2002:10:14 12:21:13
DateTimeDigitized — 2002:10:14 16:20:49 DateTimeDigitized — 2002:10:14 12:21:13
ComponentsConfiguration — 1 2 3 (YCbCr) ComponentsConfiguration — 0 3 2 (CrCb)
CompressedBitsPerPixel — 3 (average) CompressedBitsPerPixel — 4 (average)
ShutterSpeedValue — 1/1000 seconds  
ApertureValue — F 8.00  
ExposureBiasValue — 0.0000 ExposureBiasValue — -0.3333
MaxApertureValue — F 2.80 MaxApertureValue — F 2.83
MeteringMode — 6 (partial) MeteringMode — 2 (center weighted average)
Flash — 0 (no flash) Flash — 0 (no flash)
FocalLength — 24 mm FocalLength — 24.0000 mm
UserComment — UserComment — ASCII
FlashPixVersion — 100 FlashPixVersion — 010
ColorSpace — 1 (sRGB) ColorSpace — 1 (sRGB)
ExifImageWidth — 3072 ExifImageWidth — 3008
ExifImageHeight — 2048 ExifImageHeight — 2000
InteroperabilityOffset — 1866 InteroperabilityOffset — 38228
FocalPlaneXResolution — 3443.9462  
FocalPlaneYResolution — 3442.0168  
FocalPlaneResolutionUnit — 2  
SensingMethod — 2 (other)  
FileSource — 3 (digital still camera) FileSource — 768 (other)
Maker Note (Vendor): — Maker Note (Vendor): —
Macro mode — Normal  
Self timer — Off  
Quality — Fine  
Flash mode — Off  
Sequence mode — Single or Timer  
Focus mode — One-Shot  
Image size — Large  
Easy shooting mode — Manual  
Digital zoom — None  
Contrast — Normal  
Saturation — Normal  
Sharpness — Normal  
Metering mode — Partial SensingMethod — 2 (other)
Focus type — Auto  
AF point selected — Center  
Exposure mode — Av-priority ExposureProgram — 3 (aperture priority)
White Balance — Auto LightSource — 0 (auto)
Image Type — IMG:EOS D60 JPEG  
Firmware Version — Firmware Version 1.0.2 Software — Ver.1.01
Camera Serial Number — 13AF65312  
Image Number — 1898955  
Owner Name — RWPBB  
  SubsecTime — 909115392
  SubsecTimeOriginal — 909115392
  SubsecTimeDigitized — 909115392
  SceneType — 256 (other)

Сравним информацию о снимках, извлеченную с помощью программы IrfanView, и сами снимки. Для удобства сопоставления порядок параметров для Nikon изменен. Часовой пояс Nikon установлен не по Москве. Сразу заметим, что информации о снимках Nikon существенно меньше. И хотя у Canon часть записей фактически дублируется, но все же полезной информации приводится больше.

Особо огорчает, что Nikon нестандартным образом помечает информацию о чувствительности, и IrfanView и XP ее не видят. Справедливости ради следует отметить, что Nikon View 5 всю полезную информацию, в том числе и чувствительность, приводит.

При анализе информации о снимке, сделанном камерой Canon, бросается в глаза расхождение между временем экспозиции и скоростью затвора. Любопытно, что XP, хотя и отображает существенно меньше параметров, приводит обе эти, по сути, эквивалентные величины, и они одинаковы и равны 1/750 с.

Как видно из таблицы, в обеих камерах уделяется значительное внимание идентификации снимка и привязке к конкретной камере. Имя пользователя (Owner Name) в память камеры Canon EOS D60 заносится с помощью программы RemoteCapure.

Ниже в таблице приведена информация о снимках, которую можно извлечь, воспользовавшись родными программами просмотра. О чужих снимках они информируют весьма скупо и на роль универсальных не годятся. Программа Zoom Browser EX позволяет скопировать данные в буфер обмена. Из Nikon View 5 информацию приходится перепечатывать вручную.

Zoom Browser EX

File Name: IMG_8955.jpg
Camera Model: Name Canon EOS D60
Shooting Date/Time: 14.10.2002 16:20:49
Shooting Mode: Aperture-Priority AE
Tv( Shutter Speed ): 1/750
Av( Aperture Value ): 8.0
Metering Mode: Partial
Exposure Compensation: 0
ISO Speed: 200
Lens: 24.0 — 70.0mm
Focal Length: 24.0mm
Image Size: 3072×2048
Image Quality: Fine
Flash: Off
White Balance: Auto
AF Mode: One-Shot AF
Active AF Points [ Center ]
File Name: DSC_0012.JPG
Camera Model Name: NIKON D100
Shooting Date/Time: 14.10.2002 12:21:13
Tv( Shutter Speed ): 1/750
Av( Aperture Value ): 8.0
Exposure Compensation: -0.333333
Image Size: 3008x2000
Flash: Off
File Size: 2915KB
Owner's Name:
Parameters
Contrast: Normal
Sharpness: Normal
Color saturation: Normal
Color tone: Normal
File Size: 3067KB
File Number: 189-8955
 
Custom Function Settings
02:Shutter button/AE lock button 0:AF/AE lock
03:Mirror lockup 0:Disable
04:TV,AV and exposure level 0:1/2-stop
05:AF-assist beam/Flash firing 0:Emits/Fires
06:Shutter speed in Av mode 1:1/200(fixed)
07:AEB sequence/auto cancellation 0:0 Enabled
08:Shutter curtain sync 0:1st-curtain sync
09:Lens AF stop button Fn, switch 0:AF stop
10:Auto reduction of fill flash 0:Enable
11:Menu button return position 0:top
12:SET button func, when shooting 0:Default
13:Sensor cleaning 0:Disable
14:Superimposed display 0:On
15:Shutter release without CF card 0:Possible without CF card
 
Drive Mode: Single-frame shooting
Owner's Name: RWPBB
Camera Body: No. 0330301216
 

Nikon View 5

Canon EOS D60
2002/10/14 16:20:49
Image Size: 3072×2048
Focal Length: 24.0 mm
Exposure Mode:
Metering Mode: Partial
1/750 sec — f/8
Exposure Comp.: 0 EV
Sensitivity:
White Balance:
Nikon D100
2002/10/14 12:21:13.6
JPEG (8-bit) Fine
Image Size: Large (3008×2000)
Lens: 24.0 — 70.0mm f/2.8-2.8
Focal Length: 24.0 mm
Exposure Mode: Aperture Priority
Metering Mode: Center-Weighted
1/750 sec — f/8
Exposure Comp.:-0.3 EV
Sensitivity: ISO 200
White Balance: Auto
AF Mode: AF-S
Tone Comp: Auto
Flash Sync Mode: Not Attached
Color Mode: Mode II (Adobe RGB)
Hue Adjustment: 0
Sharpening: Auto
Noise Reduction:OFF
Image Comment:

Я недаром уделил столько места официальной информации о снятых кадрах, поскольку, хотя снимки сделаны с одной выдержкой и диафрагмой при якобы одинаковой чувствительности, выглядят они существенно по-разному. Создается впечатление, что высокая чувствительность Nikon выражена в каких-то других единицах, и если при съемке ориентироваться на показания независимого экспонометра, то снимки, сделанные Nikon D100, будут казаться недоэкспонированными. Занятно, что собственный экспонометр это понимает, и в нашем случае ручной установки параметров индицирует поправку -0,3EV. Любопытно это потому, что чувствительность в ISO определяется только для классических фотоматериалов, и индекс экспозиции у цифровых камер существует исключительно для того, чтобы можно было пользоваться отдельным экспонометром. Создается впечатление, что за эталон яркости взята продукция разных свечных заводиков.

Цветовой баланс в автоматическом режиме тоже весьма оригинальный; глядя на листву, создается впечатление, что снимок сделан летом, а не осенью.

Из информации о снимках Canon в программе IrfanView привлекает внимание FocalPlaneXResolution — 3443.9462, FocalPlaneYResolution — 3442.0168, из этих значений можно извлечь физический размер матрицы — 0,883″×0,595″ = 22,4×15,11 мм

И еще о разрешении. Оценивая размер возможных отпечатков, Canon ориентируется на реальное типографское разрешение (линиатуру растра) в 180 lpi, а Nikon — на фотографическое качество сублимационных принтеров.

Как видно из снимков мир, разрешение у камер примерно одинаковое, однако при равном значении выдержки, диафрагмы и чувствительности, кадр от Nikon выглядит темнее. Съемка отражения щели, лежащей на светостоле с люминесцентными лампами, в дифракционной решетке, позволяет сравнить спектральную чувствительность. Хотя спектр люминесцентных ламп полосчатый, тем не менее, спектральные характеристики матриц можно оценить как примерно одинаковые.

мира
спектр
Nikon D100 — сверху, Canon EOS D60 — снизу
F=24 мм, F:8, 1/20 с, ISO 200.
Для наглядности при верстке размер увеличен вдвое.
F=70 мм, F:4, 1/8 с, ISO 200.

Зависимость ЧКХ от расстояния от центра кадра определяется исключительно объективом, при диафрагме F:8 она слабо выражена, а при F:2,8 уже заметна. Для количественной оценки была снята мира, состоящая из нескольких рядов вертикальных черных штрихов, нанесенных с разной частотой. Значения амплитуды для ряда, состоящего из 400 пар линий, были отнесены к соответствующим значениям для ряда, содержащего 100 черных штрихов. Соответственно, для центра кадра это отношение составляет 1,05, а для края — 0,84. В центре тонкие штрихи контрастнее, чем толстые. Это, вероятно, связано с алгоритмом повышения резкости и сжатием в формате JPEG.

В заключение, еще несколько фрагментов фотографий, щелкнув по которым, вы можете посмотреть на оригиналы снимков.

Canon D60
Canon
ISO 200; F=70 мм; F:2,8; 1/500 с

Nikon D100
Nikon
ISO 200; F=70 мм; F:2,8; 1/320 с
Canon D60
Nikon D100
Canon
ISO 200; F=70 мм; F:8; 1/250 с
Nikon
ISO 200; F=70 мм; F:8; 1/180 с
Canon D60
Canon
ISO 200; F=70 мм; F:2,8; 1/180 с

Nikon D100
Nikon
ISO 200; F=70 мм; F:2,8; 1/160с
Canon D60
Nikon D100
Canon
ISO 200, F=70 мм, F:11, 1/250 с
Nikon
ISO 200, F=70 мм, F:11, 1/250 с
Canon D60
Nikon D100
Canon
ISO 200; F=24 мм; F:11; 1,5 с
Nikon
ISO 200; F=24 мм; F:11; 1,6 с

Снимали: В. Родионов и С. Щербаков.

Подробно об органах управления камерой Nikon D100, а также о зависимости шумов от чувствительности читайте во второй части нашей статьи, написанной С. Щербаковым.

Камера Nikon D100
предоставлена компанией «Компьютер для любителей фото»





Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.