Обзор видеокарты Asus ROG Strix Radeon RX 5500 XT OC Edition (8 ГБ)

Объект исследования: Серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Asus ROG Strix Radeon RX 5500 XT OC Edition 8 ГБ 128-битной GDDR6

Кратко о главном

В начале всех обзоров по серийным видеокартам мы обновляем свои знания о производительности семейства, к которому относится ускоритель, и его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций.

Мы уже знаем, что по скоростным показателям AMD Radeon RX 5500 XT 8 ГБ находится примерно между Nvidia GeForce GTX 1660 и GTX 1660 Super, а также между Radeon RX 580 и RX 590. Этот ускоритель подходит для достаточно комфортной игры при максимальных настройках качества в разрешениях до 1920×1080/1200 включительно, а вот замахнуться на разрешение 2560×1440 не получится, придется снижать настройки качества графики. А в некоторых играх с особо тяжелой графикой придется несколько снизить настройки графики и для Full HD.

Характеристики карты

Компания Asustek Computer (торговая марка Asus) основана в 1989 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. На рынке в России с 1992 года. Старейший производитель видеокарт и материнских плат. Сейчас выпускает очень широкую гамму продуктов по многим разделам IT-индустрии (включая мобильный сегмент). Производство в Китае и на Тайване. Общая численность работников около 2000 человек.

Asus ROG Strix Radeon RX 5500 XT OC Edition 8 ГБ 128-битной GDDR6
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU Radeon RX 5500 XT (Navi 14)
Интерфейс PCI Express x8
Частота работы GPU (ROPs), МГц OC Mode: 1737—1867(Boost)—1876(Max)
Gaming Mode: 1737—1845(Boost)—1865(Max)
1685—1755(Boost)—1867(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 1750 (14400) 1750 (14000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 128
Число вычислительных блоков в GPU 22
Число операций (ALU) в блоке 64
Суммарное количество блоков ALU 1408
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 88
Число блоков растеризации (ROP) 32
Число блоков Ray Tracing
Число тензорных блоков
Размеры, мм 280×125×58 220×100×36
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 3 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 137 130
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 24 20
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 3 3
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 20,6 35,3
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 19,1
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 19,1
Видеовыходы 1×HDMI 2.0b, 3×DisplayPort 1.4 1×HDMI 2.0b, 3×DisplayPort 1.4
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 1 1
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц (7680×4320@30 Гц)
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, Dual-Link DVI 2560×1600@60 Гц (1920×1200@120 Гц)
Максимальное разрешение/частота, Single-Link DVI 1920×1200@60 Гц (1280×1024@85 Гц)
Средняя цена карты Asus 20 500 рублей на момент публикации обзора

Память

Карта имеет 8 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 4 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6, MT61K512M32KPA-14:B) рассчитаны на номинальную частоту работы в 3500 (14000) МГц. Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.

Особенности карты и сравнение с самой дешевой картой Radeon RX 5500 XT

Asus ROG Strix Radeon RX 5500 XT OC Edition (8 ГБ) Sapphire Pulse RX 5500 XT 8 ГБ
вид спереди
вид сзади

Референс-карта RX 5500 XT не была предоставлена нам компанией AMD, а даже если бы и была, это вовсе не означало бы, что она является эталонной и примером для сравнения. Поэтому мы решили сравнивать с самой дешевой картой на рынке (по мнению Яндекс.Маркета) из тех, которые уже были у нас на тестировании. В данном случае мы взяли карту Sapphire, которая действительно является сейчас самой дешевой.

Отлично видно, что разводка печатных плат сильно отличается. И разница отнюдь не ограничивается конвертером питания, в сравнении с картой Asus модель Sapphire — простая, как... ну, не как «валенок», конечно, но все равно проще не бывает, если мы говорим о RX 5500 XT в целом.

Итак, схема питания ядра у карты Asus — 7-фазная.

Схема управляется ШИМ-контроллером International Rectifier (Infineon) IR35217.

Возможностей данного контроллера, по всей видимости, достаточно для честного управления фазами питания. В результате имеем 7 сборок типа DrMOS — Vishay Intertechnology SiC632A (до 50 А каждая). Традиционно для Asus, система питания исполнена по технологии Super Alloy Power II, в ней использованы современные твердотельные конденсаторы.

Также на лицевой стороне имеется другой ШИМ-контроллер (uPI Semiconductor uP9505P),

который управляет 2-фазной схемой питания микросхем памяти.

Мониторинг состояния осуществляет контроллер IT8915FN производства компании ITE (Integrated Technology Express).

На снимке выше хорошо виден дополнительный разъем для подключения корпусного вентилятора, чтобы заставить его работать в соответствии с нагревом GPU карты (технология Fan Connect II). Всем этим также управляет вышеуказанный контроллер ITE.

Штатные частоты памяти равны референсным значениям, а вот частота работы ядра несколько выше, что, как выяснилось в ходе тестирования, обеспечивает прирост производительности в районе 3% и выше.

Имеется переключатель BIOS, позволяющий быстро переключиться между двумя режимами работы: P (Performance) Mode и Q (Quiet) Mode.

Режимы отличаются только кривой работы вентиляторов: в «тихом» частота вращения вентиляторов ниже. Рядом с переключателем есть кнопка выключения подсветки (если та раздражает владельца).

У карты Asus обычный набор видеовыходов: три DisplayPort и один HDMI. Питание подается через один 8-контактный разъем, который имеет световой индикатор корректности подключения: если все правильно, то должен гореть белый светодиод, который переключается на красный в случае проблем.

Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Asus GPU Tweak II.

Утилита имеет три предустановленных режима работы карты по частоте GPU, самый быстрый — OC Mode
Gaming Mode — режим работы по умолчанию (к сожалению, заданные в нем пиковые частоты недостижимы при реальном использовании карты)
Этот режим не имеет вообще никакого смысла, ибо и без снижения частот можно добиться «тихого» режима работы карты, переключившись на другой BIOS
Если вам мало предустановленных режимов, можно вручную управлять частотами

Заметим: лимит потребления не дает карте достичь задаваемых пиковых значений частоты. А сам этот лимит можно повысить только на 10%. Здесь я попробовал через MSI Afterburner выставить частоту работы ядра в 2020 МГц и частоту работы памяти в 1875 (15 000) МГц.

Однако частота памяти сразу же сбрасывалась до 1860 (14 880) МГц, а фактический максимум по частоте ядра составил 1976 МГц (вместо выставленных 2020 МГц). При этом лимит потребления был поднят на 20%, но это, увы, не помогло. Это надо учитывать всем, кто любит разгонять видеокарты: у семейства AMD Radeon RX 5000 выставленная максимальная частота ядра практически никогда не достигается.

Тем не менее, ручной разгон все же позволил увеличить производительность примерно на 6%.

Нагрев и охлаждение

Как во всех СО серии Strix, основным элементом является сдвоенный пластинчатый никелированный радиатор. Обе части радиатора соединены тепловыми трубками, разносящими тепло по ребрам. Микросхемы памяти (через термоинтерфейс) охлаждаются той же большой подошвой, которая прижимается к GPU. Для силовых элементов имеется своя небольшая подошва с термоинтерфейсом на второй части радиатора. На обороте карты установлена толстая пластина, служащая не только элементом жесткости для массивной карты, но и охладителем PCB.

Поверх радиатора установлен кожух с двумя вентиляторами Axial-tech, как их называет производитель. Особенностями вентиляторов являются уменьшенная центральная часть, что повышает поток прокачиваемого ими воздуха, и соединение кольцом кончиков всех лопастей, что повышает надежность этих элементов, а также минимизирует шум от вибраций. Производитель декларирует пылезащищенность вентиляторов и минимальный уровень шума.

Кулер останавливает вентиляторы, если температура GPU опускается ниже 55 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, затем останавливаются, загрузка видеодрайвера снова заставляет вентиляторы крутиться на 1-2 секунды (пока идет опрос рабочей температуры), и они выключаются (это видно в ролике ниже).

Кулер позволяет легко снять кожух с вентиляторами для очистки без демонтажа всей СО.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner (рассматриваем только режим работы P Mode: поскольку он и так тихий, нет смысла переключаться в Q Mode):

После 6-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 63 градусов, что является отличным результатом для видеокарты такого уровня.

Максимальный нагрев — центральный участок PCB около GPU и силовых преобразователей.

При ручном разгоне частота вращения вентиляторов поднимается почти до 1600 оборотов в минуту, однако на уровень шума это влияет слабо.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура составляла 34 °C в P Mode и 42 °C в Q Mode, в обоих случаях вентиляторы не вращались, уровень шума был равен фоновому.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, шум сохранялся на том же уровне.

В режиме максимальной нагрузки в 3D (без ручного разгона) ситуация следующая.

P Mode:

Температура достигала 63 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1220 оборотов в минуту, шум вырастал до 20,6 дБА, это очень тихо. В ролике ниже карта нагружается тяжелым 3D-тестом, при этом ощутимого подъема уровня шума нет.

Q Mode:

Температура достигала 68 °C, но вентиляторы при этом раскручивались лишь до 1050 оборотов в минуту, а шум, по сути, оставался на фоновом уровне.

Подсветка

Фирменная утилита Asus Aura Sync управляет подсветкой.

Правда, подсветка тут чисто формальная: у карты светится лого ROG на торце сверху. Да и выбор режимов работы подсветки, в отличие от материнских плат той же Asus, очень ограничен.

Видеоролик подчеркивает скромную подсветку видеокарты. Ее продвинутые варианты встречаются в картах существенно более высокого ценового диапазона.

Комплект поставки и упаковка

Базовый комплект поставки обычно включает в себя руководство пользователя, носитель с драйверами и утилитами. Мы видим базовый комплект без носителя (производитель справедливо считает, что он не нужен в условиях всеобщей интернетизации, все равно более свежее ПО надо скачивать с сайта производителя), плюс бонус в виде фирменных стяжек.

Результаты тестирования

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Gears 5 (Xbox Game Studios/The Coalition)
  • Tom Clancy’s The Division 2 (Massive Entertainment/Ubisoft)
  • Devil May Cry 5 (Capcom/Capcom)
  • Red Dead Redemption 2 (Rockstar)
  • Star Wars Jedi: Fallen Order (Electronic Arts/Respawn Entertainment)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
  • Resident Evil 3 (Capcom/Capcom)
 
Gears 5
 
Tom Clancy’s The Division 2
 
Devil May Cry 5
 
Red Dead Redemption 2
 
Star Wars Jedi: Fallen Order
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus
 
Resident Evil 3

Рейтинги

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 550 (то есть сочетание скорости и функций RX 550 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. Из общего списка выбирается группа карт для анализа, куда входят RX 5500 XT и его конкуренты.

Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на конец мая 2020 года.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
12 GTX 1660 Ti 6 ГБ, 1500—1965/12000 720 346 20 800
13 GTX 1660 Super 6 ГБ, 1530—1965/14000 680 382 17 800
14 RX 590 8 ГБ, 1469—1545/8000 610 321 19 000
15 Asus Strix RX 5500 XT, разгон до 1975/14880 600 293 20 500
16 GTX 1660 6 ГБ, 1530—1960/8000 600 364 16 500
17 Asus Strix RX 5500 XT, 1685—1876/14000 580 283 20 500
18 RX 5500 XT 8 ГБ, 1685—1867/14000 560 346 16 200
19 RX 580 8 ГБ, 1257—1340/8000 540 309 17 500

Хорошо видно, что Radeon RX 5500 XT с 8 ГБ памяти обходит Radeon RX 580 и лишь немного не дотягивает по скорости до GeForce GTX 1660 и Radeon RX 590. Карта Asus в тестах лишь слегка быстрее референсной модели, а вот ручной разгон обеспечил ей дополнительные 5,9% производительности, в таком режиме карта смогла догнать GeForce GTX 1660.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели рейтинга iXBT.com разделить на цены соответствующих ускорителей.

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 GTX 1660 Super 6 ГБ, 1530—1965/14000 382 680 17 800
04 GTX 1660 6 ГБ, 1530—1960/8000 364 600 16 500
11 GTX 1660 Ti 6 ГБ, 1500—1965/12000 346 720 20 800
12 RX 5500 XT 8 ГБ, 1685—1867/14000 346 560 16 200
14 RX 590 8 ГБ, 1469—1545/8000 321 610 19 000
18 RX 580 8 ГБ, 1257—1340/8000 309 540 17 500
19 Asus Strix RX 5500 XT, разгон до 1975/14880 293 600 20 500
21 Asus Strix RX 5500 XT, 1685—1876/14000 283 580 20 500

Мы видим, что карты на GeForce GTX 1660/Super/Ti уже разумно подешевели и потому смотрятся выигрышнее. Неплохо выглядят и покидающие рынок Radeon RX 590/580 (новых карт в рознице уже совсем мало). А вот цены на Radeon RX 5500 XT до сих пор чрезмерно высоки, хотя по идее эти ускорители должны соперничать по стоимости с GeForce GTX 1650 Super, а не с GeForce GTX 1660. При этом стоимость рассмотренной карты Asus (при единицах розничных предложений) выглядит колоссально завышенной, эта видеокарта заслуженно занимает последнее место в своей группе, и разгон совершенно не спасает ситуацию. Мы все еще ждем падения цен на Radeon RX 5500 XT, только после этого видеокарты на этом GPU станут интересными.

Снова надо повторить, что рейтинг полезности учитывает только чистую производительность (с оговорками), а такие вещи, как шум, подсветка, элементы дизайна и набор видеовыходов, не учитываются.

Выводы

Видеоускоритель Asus ROG Strix Radeon RX 5500 XT OC Edition (8 ГБ) прекрасно годится для игры в разрешении Full HD или ниже при использовании максимальных настроек качества. Уже изрядно надоело говорить про то, что в прошлом году AMD наконец выпустила замену для видеокарт на чипах семейства Polaris, которые появились в далеком 2016-м... Однако Radeon RX 5500 XT не имеет никаких революционных преимуществ в сравнении с Radeon RX 580/590, выигрыш заметен только в нагреве и энергопотреблении, да еще новинка явно имеет меньшую себестоимость (128-битная шина обмена с памятью против 256 бит у Polaris). Поэтому новые ускорители должны иметь адекватные цены и отправить уже топовые ускорители на Polaris (Radeon RX 580/590) на заслуженный отдых. Однако этого никак не происходит, новые Radeon RX 5500 XT неоправданно дороги. Мы все еще надеемся, что это временная проблема.

Если абстрагироваться от цен, то рассмотренная карта Asus может стать хорошим выбором для геймера, которому хватит разрешения Full HD — в нем она в большинстве игр обеспечит достаточную производительность с максимальными настройками качества графики. Кроме того, у карты великолепная (одна из лучших среди аналогов) система охлаждения, исключительно тихая даже под высокой нагрузкой и вообще бесшумная при малой нагрузке, а также позволяющая легко снять кожух с вентиляторами для чистки. Подсветка у карты очень скромная, и ее можно легко отключить, причем карта запоминает установленный режим подсветки. Дополнительно карта позволяет управлять одним корпусным вентилятором, однако и без него СО даже избыточно эффективна.

Справочные материалы:

Благодарим компанию Asus Russia
и лично Евгения Бычкова
за предоставленную на тестирование видеокарту

2 июня 2020 Г.