Novation Nocturn — компактный контроллер с технологией Automap Universal 2.0


Контроллер Novation Nocturn относится к компактным контроллерам. Основные плюсы устройства — это светодиодная подсветка уровней и новая технология Automap Universal 2.0.

Первое, что обращает на себя внимание, — это современный дизайн. Действительно стильные контроллеры редко попадают в бюджетный класс.

Технические характеристики

  • назначаемые вращающиеся энкодеры: 8 энкодеров с бесконечным вращением, сенсорные, подсвеченные по кругу;
  • функция Speed Dial: бесконечное вращение, LED-подсветка;
  • назначаемые кнопки: 8;
  • назначаемый кроссфейдер: 1×45 мм;
  • системные кнопки: «Learn», «View», «Page+» и «Page-»;
  • групповые кнопки: User, FX, Inst, Mixer;
  • интерфейсные дата порты: 1 × USB MIDI;
  • размер: ширина — 239 мм, высота —137 мм, глубина — 18-28 мм;
  • вес: 0,5 кг.

Еще в статье о Behringer BCR2000 было сказано, что если цена на Nocturn будет находиться в районе $150, то успех контроллеру обеспечен. К счастью, стоимость такой и оказалась. С учетом того, что у новинки мало конкурентов и близких аналогов, Nocturn будет сравнен по ряду параметров с BCR2000. Конечно, можно вспомнить nano Kontrol от Korg, но там - обычные ползунковые регуляторы и обычные поворотные регуляторы, которые можно назвать «вчерашним днем» по сравнению с энкодерами для современной работы с софтом.

Комплектация и установка

Комплектация скромная: диск с драйвером, очень краткий мануал и USB-провод. (бумажная реклама с другими продуктами от Novation и Focusrite не в счет).

Мануал настолько краток, что после установки драйвера с диска Nocturn невозможно понять — работает ли Nocturn? Софт не сообщает — подключен ли Nocturn, а в мануале нет   пошаговых инструкций, из которых визуально можно было бы понять, как контроллер должен работать.

После скачивания драйвера с сайта, контроллер заработал. Производитель рекомендует скачать видеоролики, где наглядно показано, как работать с контроллером. Даже тем, кто не знаком с английским языком,  их все равно нелишне будет посмотреть.

Когда контроллер правильно установлен, можно во всем разобраться и самостоятельно, несмотря на то, что некоторые моменты сделаны не интуитивно.

Возможно, в более поздних поставках производитель все же сделает пошаговый мануал, а видеоролики будут добавлены на комплектный диск с драйверами.

Подключается контроллер через USB, внешнее питание не требуется.

Технология Automap Universal 2.0

Суть технологии заключается в том, что вы указываете набор VST и VSTi, которыми хотите управлять через Nocturn. Также заявлена поддержка RTAS- и TDM-плагинов.

В списке плагинов выбранные VST/VSTi продублируются с пометкой "Automap".

После загрузки плагина с пометкой «Automap», внизу появится небольшая информационная панель с возможностью ввода параметров.


 

На скриншоте сверху — плагин без Automap, снизу — с Automap.


Браузер Automap

В панели управления Automap все контроллеры назначаются автоматически. При этом подписи по дефолту берутся из плагина, все сразу наглядно видно.

Если регуляторов больше 16-ти, то последующие заполняются на следующих страницах. Переключение между страницами осуществляется через кнопки «page+» и «page-» с самого контроллера.


Уровни прозрачности браузера Automap

Панель управления Automap можно сделать как непрозрачной, так и прозрачной. Помимо этого можно задать и ее размер, минимальный с четко различимыми шрифтами — 450×300 пикселей. Таким образом, если возникнет желание помузицировать в дороге с сабноутом (ноутбуком с экраном в 7″—10″, с низким разрешением) то проблем не будет — все уместится на экране.

В теории, с Automap все отлично: нужно указать VST/VSTi, и все будет назначено автоматически. На практике, нет различий между кнопками и вращающимися контроллерами. В итоге, кнопки могут назначаться на энкодеры, и наоборот. И после автозаполнения нужно редактировать назначение вручную.

Для переназначения нужно выбрать нужный регулятор и выбрать другое значение. Все довольно удобно. Автозаполнение параметров может не произойти, если у VST-плагина параметры не имеют собственных названий; в этом случае заполнять контроллеры надо вручную.

При работе в режиме стандартного MIDI-контроллера тоже все довольно просто. Нужно лишь указать, какие каналы может использовать Nocturn, а после идет работа как с обычным контроллером. Проблем не возникло ни в Ableton Live, ни в Adobe Audition.

После настройки плагина пресет можно отдельно сохранить.

Каждый энкодер — сенсорный, что позволяет выбирать нужный энкодер, лишь прикоснувшись к нему, без вращения. Это довольно удобно и быстро, как при автоматическом назначении нужного энкодера, так и при использовании энкодеров в качестве кнопок управления внутри панели Automap.

Пользователям Ablton Live + VST/VSTi технология Automap дает отличный бонус — настроить свои VST/VSTi можно один раз, и потом в любом проекте загружать под них соответствующий пресет.

Все эффекты и инструменты распределяются по группам user, fx, inst и mixer. По умолчанию для MIDI отводится user-группа, для Automap — VST fx и VSTi inst. Но настроенный инструмент/эффект можно переместить и в другую группу.

Из нареканий к софту можно отметить лишь незначительные недоработки.

То, что не вошло в браузер automap, находится в меню, в трее.

Если после автоматического заполнения окажется, что одной страницы в браузере вам недостаточно (крутилок у VST 10 штук, автоматически 8 назначилось на энкодеры, а две на кнопки, и все поместилось на одну страницу, а надо 8 — на энкодеры на одной странице, и еще 2 — на энкодры на второй странице), то в самом браузере добавить страницу нельзя, нужно добавлять страницу через панель в трее. Это неудобно, если работа идет в полноэкранном режиме, в секвенсоре.

Втрое замечание — удаление настроек какого-либо контроллера возможно только через клавишу del на обычной клавиатуре. По логике, должен быть предусмотрен и альтернативный вариант работы с мышью. Возможно, в будущих версиях все это доработают, так как технология Automap представлена самой прогрессивной разработкой.

Третье замечание — названия регуляторов могут быть не более 10 символов и только на английском языке. Если для контроллеров с ЖК-экранчиками вроде ReMOTE ZeRO SL — это нормально (аппаратные ограничения), то в софтовом экране можно бы расширить функциональность.

Четвертое — при использовании VST/VSTi с Automap количество пресетов не лимитировано, и достаточно индивидуально задать название инструмента, и на какой странице вы будете находиться — не важно. В случае с работой с MIDI, можно переименовать лишь канал. Все регуляторы в пределах пресета будут назначаться лишь на один канал. Если на один канал повесить несколько инструментов/эффектов, то логично дать названия и для перелистываемых страниц, однако это не предусмотрено. В итоге, при работе можно будет использовать с наглядным отображением только 16 инструментов/эффектов. К слову, у BCR2000 в каждом пресете нет привязки к одному каналу, а на каждый регулятор канал назначается индивидуально. Было бы неплохо, если бы подобный функционал был и у Nocturn. Это важно для тех, кто работает не только с VST/VSTi, но и с встроенными штатными в секвенсор инструментами и эффектами.

Функция «Speed Dial»

Девятый энкодер имеет зеленую светодиодную подсветку. Он представляет собой чувствительный к касанию дискретный энкодер, управляющий тем параметром музыкального ПО, на который наведен курсор мыши в окне программы. Реализована функция очень просто: при начале вращения имитируется нажатие кнопки мыши, а далее, в зависимости от направления вращения, — движение мыши вверх-вправо или вниз-влево. Так и хочется задать вопрос производителям секвенсоров — почему столь простую функцию нельзя назначить на колесо мыши?

При этом Speed Dial работает практически в любой программе. Довольно забавно навести курсор мыши, например, на поворотный регулятор панели управления PatchMixDSP звуковой карты E-MU, и через Nocturn менять значение.

Для владельца обычного компьютера с мышью Speed Dial, скорее всего, не даст чего-то особенного, мышью пользоваться зачастую проще и быстрее, но для владельца ноутбука без мыши, Speed Dial будет гораздо востребованее.

Единственный недостаток — эта функция не будет адекватно работать с теми плагинами, где поворотные регуляторы нельзя поворачивать движением мыши вправо-влево или вверх-вниз, а нужно именно круговое движение мышью, как, например, в семплере ProtеusX. Второе — эмуляция нажатия клавиши мыши не всегда работает, порой надо подвести мышь, и нажать на кнопку мыши, а после вертеть энкодер.

Общие впечатления

Контроллер не имеет кнопки включения устройства. Nocturn включается тогда, когда загружена программа Automap под названием «Launch server». Довольно часто при наличии USB-контроллеров, секвенсоры их видят только в том случае, если до запуска секвенсора контроллер был включен. В случае с Nocturn, при запуске секвенсора, если хоть на один VST/VSTi был назначен Automap, то ПО автоматически запустится, и Nocturn автоматически включится.

Кроссфейдер у Nocturn пригодится, в первую очередь, ди-джеям, в обычной работе функциональность у него, как у обычного ползункового регулятора, с односторонней связью — от контроллера в секвенсор.

Отдельно хочется напомнить, в чем преимущество контроллеров с энкодерами, таких как Nocturn и BCR2000, перед контроллерами с обычными поворотными регуляторами, таких как, например, на E-MU Xboard 49.

В примере — две огибающие, изначально у них среднее значение. Далее, прибавим значение в плюс энкодером и поворотным регулятором, на верхней огибающей видно, что значение плавно прибавилось — это регулировка энкодером, а  на нижней — сперва сбросилось в ноль, и только потом прибавилось — это регулировка обычным поворотным регулятором, который изначально был в положении «ноль». Обычный поворотный регулятор физически не может отслеживать параметры софтового регулятора, в отличие от энкодера, который работает только в + или -. Помимо этого, у Nocturn и BCR2000 есть светодиодные индикаторы, которые дополнительно показывают уровень значения, что удобно в работе. То, как меняются значения по огибающим. Можно наблюдать не на мониторе, а прямо на контроллере. У большинства обычных MIDI-клавиатур (даже не бюджетных) регуляторы обычные, и пригодиться могут только для внешних синтезаторов, управляемых по MIDI через конкретную клавиатуру без автоматизации из секвенсора. В целом, сегодня обычные регуляторы неактуальны, и хочется порадоваться тому, что контроллеры с энкодерами попадают в бюджетный сектор, и тому, что энкодеры начинают появляться и в некоторых недорогих MIDI-клавиатурах.

Несколько жаль, что во многих молоточковых бюджетных клавиатурах, для привлечения внимания и универсальности, устанавливают практически бесполезные поворотные регуляторы, когда пользователям было бы удобнее взять клавиатуру без них и спокойно сверху положить тот же Nocturn и обычную компьютерную клавиатуру, а не забивать вокруг MIDI-клавиатуры драгоценное пространство.

Если сравнивать Nocturn с BCR2000, то можно отметить следующее.

Сами по себе поворотные регуляторы у BCR2000 удобнее — больше радиус и более глубокий рельеф. Мокрыми пальцами повернуть энкодер у Nocturn гораздо сложнее. При большом желании, можно купить в магазине радиодеталей более удобные поворотные ручки и заменить их Nocturn. Второе отличие, из-за того, что у Nocturn энкодеры сенсорные, после BCR2000 и XBoard 49 возникает ощущение некоторой разболтанности. Но стоит приноровиться, как все ОК. При этом и Nocturn и BCR2000 хотелось бы пожелать использовать прорезиненные ручки, как у XBoard, пусть они не будут сверкать хромом, но зато в работе окажутся удобнее.

Подсветка у верхнего ряда в BCR2000 разнообразная, а у Nocturn — только один режим, соответствующий в BCR2000 «Bar». Таким образом, панорама через Nocturn не так наглядна. То, что количество светодиодов вокруг энкодера у Nocturn меньше, — не снижает удобства в работе, все так же наглядно.

В целом, расположение энкодеров у Nocturn не располагают к работе с микшером, энкодеры в один ряд у BCR2000 более интуитивны в работе. Nocturn более удобен при работе с инструментами и эффектами, когда надо управлять небольшим количеством параметров, и тут браузер Automap здорово помогает, когда в любой момент можно посмотреть, какой параметр соответствует какому энкодеру, глядя на монитор. В случае с BCR2000 надо все подписывать на самом контроллере.

В ReMOTE ZeRO SL названия высвечиваются на самом контроллере на ЖК-экранчиках, и эти экраны ощутимо увеличивают стоимость контроллера. Благодаря технологии Automap 2.0 с браузером Automap удалось ощутимо сэкономить на стоимости контроллера, сделав наглядность работы не только за счет подсветки светодиодами. Сама идея с браузером Automap с наглядным отображением контроллеров, названий и текущих значений довольно удачная, хотелось бы увидеть аналогичные решения и для контроллеров других производителей.

Не возникает впечатления, что Nocturn может полностью заменить BCR2000 и наоборот. У каждого контроллера есть свои преимущества. При этом хочется отметить, что связка Nocturn + BCF2000 (с моторизированными фейдерами) была бы более выигрышной. Если подобный контроллер покупается впервые, и выбрать надо что-то одно, то Nocturn будет более актуален тем, у кого на столе мало места. Обычная клавиатура с MIDI-клавиатурой порой отнимают большое пространство. К тому же BCR2000 как крупный контроллер удобен в управлении лишь в определенных положениях. У Nocturn из дополнительных плюсов — снизу большие прорезиненные прокладки, что дает ему отличную устойчивость на любых поверхностях. Если для динамических и полувзвешенных клавиатур он все же великоват для установки сверху, то на взвешенной клавиатуре он разместится сверху в самый раз. Из-за небольшой высоты контроллера, управление энкодерами будет таким же удобным, как и поворотными регуляторами на самой MIDI-клавиатуре.

Так ли важно иметь в контроллере большое количество энкодеров, как в BCR200 или 8-ми у Nocturn более чем достаточно? В целом, у BCR2000 их действительно многовато, крайне редко используются все. У Nocturn после BCR2000 их, кажется, маловато, но до тех пор, пока не привыкаешь переключаться между пресетами/страницами.

Хочется отметить, что какой бы замечательный контроллер ни был, рекламный девиз «все делать будете через контроллер без мыши» не более чем реклама идеала. На деле, конечный результат придется все равно подправить мышкой. Выше пример записи изменения значения через энкодер, как видно есть лишние значения, которые надо удалить при финальной правке с огибающей.

Итог

У производителя получился отличный контроллер, и притом за демократичную цену с высоким соотношением цена/качество. Фактически у Nocturn нет конкурентов, ближайший бюджетный контроллер с энкодерами BCR2000 сильно отличается по форм-фактору. Основное преимущество у Nocturn — это компактность, что важно в домашних условиях в ограниченном пространстве, либо в поездке с ноутбуком. Стоит отметить отличное ПО в виде Automap, с помощью которого Nocturn в работе близок по удобству к более дорогим контроллерам с ЖК-экранами. Как и ожидалось, Nocturn действительно можно считать успешным и удачным продуктом. Впечатления от знакомства с контроллером только положительные, несмотря на отсутствие человеческого мануала в комплекте.






Дополнительно

Компактный контроллер Novation Nocturn

Novation Nocturn — компактный контроллер с технологией Automap Universal 2.0

Контроллер Novation Nocturn относится к компактным контроллерам. Основные плюсы устройства — это светодиодная подсветка уровней и новая технология Automap Universal 2.0.

Первое, что обращает на себя внимание, — это современный дизайн. Действительно стильные контроллеры редко попадают в бюджетный класс.

Технические характеристики

  • назначаемые вращающиеся энкодеры: 8 энкодеров с бесконечным вращением, сенсорные, подсвеченные по кругу;
  • функция Speed Dial: бесконечное вращение, LED-подсветка;
  • назначаемые кнопки: 8;
  • назначаемый кроссфейдер: 1×45 мм;
  • системные кнопки: «Learn», «View», «Page+» и «Page-»;
  • групповые кнопки: User, FX, Inst, Mixer;
  • интерфейсные дата порты: 1 × USB MIDI;
  • размер: ширина — 239 мм, высота —137 мм, глубина — 18-28 мм;
  • вес: 0,5 кг.

Еще в статье о Behringer BCR2000 было сказано, что если цена на Nocturn будет находиться в районе $150, то успех контроллеру обеспечен. К счастью, стоимость такой и оказалась. С учетом того, что у новинки мало конкурентов и близких аналогов, Nocturn будет сравнен по ряду параметров с BCR2000. Конечно, можно вспомнить nano Kontrol от Korg, но там - обычные ползунковые регуляторы и обычные поворотные регуляторы, которые можно назвать «вчерашним днем» по сравнению с энкодерами для современной работы с софтом.

Комплектация и установка

Комплектация скромная: диск с драйвером, очень краткий мануал и USB-провод. (бумажная реклама с другими продуктами от Novation и Focusrite не в счет).

Мануал настолько краток, что после установки драйвера с диска Nocturn невозможно понять — работает ли Nocturn? Софт не сообщает — подключен ли Nocturn, а в мануале нет   пошаговых инструкций, из которых визуально можно было бы понять, как контроллер должен работать.

После скачивания драйвера с сайта, контроллер заработал. Производитель рекомендует скачать видеоролики, где наглядно показано, как работать с контроллером. Даже тем, кто не знаком с английским языком,  их все равно нелишне будет посмотреть.

Когда контроллер правильно установлен, можно во всем разобраться и самостоятельно, несмотря на то, что некоторые моменты сделаны не интуитивно.

Возможно, в более поздних поставках производитель все же сделает пошаговый мануал, а видеоролики будут добавлены на комплектный диск с драйверами.

Подключается контроллер через USB, внешнее питание не требуется.

Технология Automap Universal 2.0

Суть технологии заключается в том, что вы указываете набор VST и VSTi, которыми хотите управлять через Nocturn. Также заявлена поддержка RTAS- и TDM-плагинов.

В списке плагинов выбранные VST/VSTi продублируются с пометкой "Automap".

После загрузки плагина с пометкой «Automap», внизу появится небольшая информационная панель с возможностью ввода параметров.


 

На скриншоте сверху — плагин без Automap, снизу — с Automap.


Браузер Automap

В панели управления Automap все контроллеры назначаются автоматически. При этом подписи по дефолту берутся из плагина, все сразу наглядно видно.

Если регуляторов больше 16-ти, то последующие заполняются на следующих страницах. Переключение между страницами осуществляется через кнопки «page+» и «page-» с самого контроллера.


Уровни прозрачности браузера Automap

Панель управления Automap можно сделать как непрозрачной, так и прозрачной. Помимо этого можно задать и ее размер, минимальный с четко различимыми шрифтами — 450×300 пикселей. Таким образом, если возникнет желание помузицировать в дороге с сабноутом (ноутбуком с экраном в 7″—10″, с низким разрешением) то проблем не будет — все уместится на экране.

В теории, с Automap все отлично: нужно указать VST/VSTi, и все будет назначено автоматически. На практике, нет различий между кнопками и вращающимися контроллерами. В итоге, кнопки могут назначаться на энкодеры, и наоборот. И после автозаполнения нужно редактировать назначение вручную.

Для переназначения нужно выбрать нужный регулятор и выбрать другое значение. Все довольно удобно. Автозаполнение параметров может не произойти, если у VST-плагина параметры не имеют собственных названий; в этом случае заполнять контроллеры надо вручную.

При работе в режиме стандартного MIDI-контроллера тоже все довольно просто. Нужно лишь указать, какие каналы может использовать Nocturn, а после идет работа как с обычным контроллером. Проблем не возникло ни в Ableton Live, ни в Adobe Audition.

После настройки плагина пресет можно отдельно сохранить.

Каждый энкодер — сенсорный, что позволяет выбирать нужный энкодер, лишь прикоснувшись к нему, без вращения. Это довольно удобно и быстро, как при автоматическом назначении нужного энкодера, так и при использовании энкодеров в качестве кнопок управления внутри панели Automap.

Пользователям Ablton Live + VST/VSTi технология Automap дает отличный бонус — настроить свои VST/VSTi можно один раз, и потом в любом проекте загружать под них соответствующий пресет.

Все эффекты и инструменты распределяются по группам user, fx, inst и mixer. По умолчанию для MIDI отводится user-группа, для Automap — VST fx и VSTi inst. Но настроенный инструмент/эффект можно переместить и в другую группу.

Из нареканий к софту можно отметить лишь незначительные недоработки.

То, что не вошло в браузер automap, находится в меню, в трее.

Если после автоматического заполнения окажется, что одной страницы в браузере вам недостаточно (крутилок у VST 10 штук, автоматически 8 назначилось на энкодеры, а две на кнопки, и все поместилось на одну страницу, а надо 8 — на энкодеры на одной странице, и еще 2 — на энкодры на второй странице), то в самом браузере добавить страницу нельзя, нужно добавлять страницу через панель в трее. Это неудобно, если работа идет в полноэкранном режиме, в секвенсоре.

Втрое замечание — удаление настроек какого-либо контроллера возможно только через клавишу del на обычной клавиатуре. По логике, должен быть предусмотрен и альтернативный вариант работы с мышью. Возможно, в будущих версиях все это доработают, так как технология Automap представлена самой прогрессивной разработкой.

Третье замечание — названия регуляторов могут быть не более 10 символов и только на английском языке. Если для контроллеров с ЖК-экранчиками вроде ReMOTE ZeRO SL — это нормально (аппаратные ограничения), то в софтовом экране можно бы расширить функциональность.

Четвертое — при использовании VST/VSTi с Automap количество пресетов не лимитировано, и достаточно индивидуально задать название инструмента, и на какой странице вы будете находиться — не важно. В случае с работой с MIDI, можно переименовать лишь канал. Все регуляторы в пределах пресета будут назначаться лишь на один канал. Если на один канал повесить несколько инструментов/эффектов, то логично дать названия и для перелистываемых страниц, однако это не предусмотрено. В итоге, при работе можно будет использовать с наглядным отображением только 16 инструментов/эффектов. К слову, у BCR2000 в каждом пресете нет привязки к одному каналу, а на каждый регулятор канал назначается индивидуально. Было бы неплохо, если бы подобный функционал был и у Nocturn. Это важно для тех, кто работает не только с VST/VSTi, но и с встроенными штатными в секвенсор инструментами и эффектами.

Функция «Speed Dial»

Девятый энкодер имеет зеленую светодиодную подсветку. Он представляет собой чувствительный к касанию дискретный энкодер, управляющий тем параметром музыкального ПО, на который наведен курсор мыши в окне программы. Реализована функция очень просто: при начале вращения имитируется нажатие кнопки мыши, а далее, в зависимости от направления вращения, — движение мыши вверх-вправо или вниз-влево. Так и хочется задать вопрос производителям секвенсоров — почему столь простую функцию нельзя назначить на колесо мыши?

При этом Speed Dial работает практически в любой программе. Довольно забавно навести курсор мыши, например, на поворотный регулятор панели управления PatchMixDSP звуковой карты E-MU, и через Nocturn менять значение.

Для владельца обычного компьютера с мышью Speed Dial, скорее всего, не даст чего-то особенного, мышью пользоваться зачастую проще и быстрее, но для владельца ноутбука без мыши, Speed Dial будет гораздо востребованее.

Единственный недостаток — эта функция не будет адекватно работать с теми плагинами, где поворотные регуляторы нельзя поворачивать движением мыши вправо-влево или вверх-вниз, а нужно именно круговое движение мышью, как, например, в семплере ProtеusX. Второе — эмуляция нажатия клавиши мыши не всегда работает, порой надо подвести мышь, и нажать на кнопку мыши, а после вертеть энкодер.

Общие впечатления

Контроллер не имеет кнопки включения устройства. Nocturn включается тогда, когда загружена программа Automap под названием «Launch server». Довольно часто при наличии USB-контроллеров, секвенсоры их видят только в том случае, если до запуска секвенсора контроллер был включен. В случае с Nocturn, при запуске секвенсора, если хоть на один VST/VSTi был назначен Automap, то ПО автоматически запустится, и Nocturn автоматически включится.

Кроссфейдер у Nocturn пригодится, в первую очередь, ди-джеям, в обычной работе функциональность у него, как у обычного ползункового регулятора, с односторонней связью — от контроллера в секвенсор.

Отдельно хочется напомнить, в чем преимущество контроллеров с энкодерами, таких как Nocturn и BCR2000, перед контроллерами с обычными поворотными регуляторами, таких как, например, на E-MU Xboard 49.

В примере — две огибающие, изначально у них среднее значение. Далее, прибавим значение в плюс энкодером и поворотным регулятором, на верхней огибающей видно, что значение плавно прибавилось — это регулировка энкодером, а  на нижней — сперва сбросилось в ноль, и только потом прибавилось — это регулировка обычным поворотным регулятором, который изначально был в положении «ноль». Обычный поворотный регулятор физически не может отслеживать параметры софтового регулятора, в отличие от энкодера, который работает только в + или -. Помимо этого, у Nocturn и BCR2000 есть светодиодные индикаторы, которые дополнительно показывают уровень значения, что удобно в работе. То, как меняются значения по огибающим. Можно наблюдать не на мониторе, а прямо на контроллере. У большинства обычных MIDI-клавиатур (даже не бюджетных) регуляторы обычные, и пригодиться могут только для внешних синтезаторов, управляемых по MIDI через конкретную клавиатуру без автоматизации из секвенсора. В целом, сегодня обычные регуляторы неактуальны, и хочется порадоваться тому, что контроллеры с энкодерами попадают в бюджетный сектор, и тому, что энкодеры начинают появляться и в некоторых недорогих MIDI-клавиатурах.

Несколько жаль, что во многих молоточковых бюджетных клавиатурах, для привлечения внимания и универсальности, устанавливают практически бесполезные поворотные регуляторы, когда пользователям было бы удобнее взять клавиатуру без них и спокойно сверху положить тот же Nocturn и обычную компьютерную клавиатуру, а не забивать вокруг MIDI-клавиатуры драгоценное пространство.

Если сравнивать Nocturn с BCR2000, то можно отметить следующее.

Сами по себе поворотные регуляторы у BCR2000 удобнее — больше радиус и более глубокий рельеф. Мокрыми пальцами повернуть энкодер у Nocturn гораздо сложнее. При большом желании, можно купить в магазине радиодеталей более удобные поворотные ручки и заменить их Nocturn. Второе отличие, из-за того, что у Nocturn энкодеры сенсорные, после BCR2000 и XBoard 49 возникает ощущение некоторой разболтанности. Но стоит приноровиться, как все ОК. При этом и Nocturn и BCR2000 хотелось бы пожелать использовать прорезиненные ручки, как у XBoard, пусть они не будут сверкать хромом, но зато в работе окажутся удобнее.

Подсветка у верхнего ряда в BCR2000 разнообразная, а у Nocturn — только один режим, соответствующий в BCR2000 «Bar». Таким образом, панорама через Nocturn не так наглядна. То, что количество светодиодов вокруг энкодера у Nocturn меньше, — не снижает удобства в работе, все так же наглядно.

В целом, расположение энкодеров у Nocturn не располагают к работе с микшером, энкодеры в один ряд у BCR2000 более интуитивны в работе. Nocturn более удобен при работе с инструментами и эффектами, когда надо управлять небольшим количеством параметров, и тут браузер Automap здорово помогает, когда в любой момент можно посмотреть, какой параметр соответствует какому энкодеру, глядя на монитор. В случае с BCR2000 надо все подписывать на самом контроллере.

В ReMOTE ZeRO SL названия высвечиваются на самом контроллере на ЖК-экранчиках, и эти экраны ощутимо увеличивают стоимость контроллера. Благодаря технологии Automap 2.0 с браузером Automap удалось ощутимо сэкономить на стоимости контроллера, сделав наглядность работы не только за счет подсветки светодиодами. Сама идея с браузером Automap с наглядным отображением контроллеров, названий и текущих значений довольно удачная, хотелось бы увидеть аналогичные решения и для контроллеров других производителей.

Не возникает впечатления, что Nocturn может полностью заменить BCR2000 и наоборот. У каждого контроллера есть свои преимущества. При этом хочется отметить, что связка Nocturn + BCF2000 (с моторизированными фейдерами) была бы более выигрышной. Если подобный контроллер покупается впервые, и выбрать надо что-то одно, то Nocturn будет более актуален тем, у кого на столе мало места. Обычная клавиатура с MIDI-клавиатурой порой отнимают большое пространство. К тому же BCR2000 как крупный контроллер удобен в управлении лишь в определенных положениях. У Nocturn из дополнительных плюсов — снизу большие прорезиненные прокладки, что дает ему отличную устойчивость на любых поверхностях. Если для динамических и полувзвешенных клавиатур он все же великоват для установки сверху, то на взвешенной клавиатуре он разместится сверху в самый раз. Из-за небольшой высоты контроллера, управление энкодерами будет таким же удобным, как и поворотными регуляторами на самой MIDI-клавиатуре.

Так ли важно иметь в контроллере большое количество энкодеров, как в BCR200 или 8-ми у Nocturn более чем достаточно? В целом, у BCR2000 их действительно многовато, крайне редко используются все. У Nocturn после BCR2000 их, кажется, маловато, но до тех пор, пока не привыкаешь переключаться между пресетами/страницами.

Хочется отметить, что какой бы замечательный контроллер ни был, рекламный девиз «все делать будете через контроллер без мыши» не более чем реклама идеала. На деле, конечный результат придется все равно подправить мышкой. Выше пример записи изменения значения через энкодер, как видно есть лишние значения, которые надо удалить при финальной правке с огибающей.

Итог

У производителя получился отличный контроллер, и притом за демократичную цену с высоким соотношением цена/качество. Фактически у Nocturn нет конкурентов, ближайший бюджетный контроллер с энкодерами BCR2000 сильно отличается по форм-фактору. Основное преимущество у Nocturn — это компактность, что важно в домашних условиях в ограниченном пространстве, либо в поездке с ноутбуком. Стоит отметить отличное ПО в виде Automap, с помощью которого Nocturn в работе близок по удобству к более дорогим контроллерам с ЖК-экранами. Как и ожидалось, Nocturn действительно можно считать успешным и удачным продуктом. Впечатления от знакомства с контроллером только положительные, несмотря на отсутствие человеческого мануала в комплекте.