M-Audio ProKeys Sono 61 —
MIDI-клавиатура с синтезатором
и звуковым интерфейсом


Линейка ProKeys Sono продолжает традицию комбинированных MIDI-клавиатур M-Audio. На этот раз, помимо внутренней USB звуковой карты, имеющей микрофонный, гитарный и линейный входы, новинка предлагает нам встроенный синтезатор с тембрами нескольких пиано.

В линейке Sono существуют две модели, имеющих 61 либо 88 клавиш. В обоих клавиатурах механика полувзвешенная. В старшей модели, Sono 88, чуть больше тембров и есть разделение на зоны. В статье рассматривается M-Audio ProKeys Sono 61.

Встроенные тембры — аппаратные, а наличие банка 128 General MIDI, плюс барабаны/перкуссия, позволяет называть эту клавиатуру синтезатором. Производитель предпочитает термин digital piano.

Возникает вопрос — откуда взяты тембры? Известно, что стерео-семплы рояля Steinway подготовлены группой экспертов из Digidesign Advanced Instrument Research (A.I.R.) Помимо тембров есть эффекты ревер и дилей.

Клавиатуара Sono почти не нуждается в компьютере. Оговорка сделана потому, что для абсолютного автономного использования необходим блок питания, не поставляющийся в комплекте. Иначе для включения придется подключиться к USB.


Встроенная USB звуковая карта предлагает:

  • аудио интерфейс 2 входа / 2 выхода;
  • формат 16 бит 44 кГц;
  • балансный XLR вход для динамического микрофона;
  • 1/4″ гитарный вход;
  • стерео RCA входы;
  • TRS 1/4″ разъемы для линейного стерео выхода;
  • два выхода на наушники спереди;
  • аппаратный direct monitoring.

В комплекте поставляется облегченная версия секвенсора Ableton Live.

Технические характеристики:

  • Микрофонный вход
    Импеданс 4.4 кОм, балансный интерфейс
    Максимальный уровень сигнала при минимальном усилении -2.2 dBu (0.6 В rms)
    Сигнал/шум -96 дБА
    Динамический диапазон 96 дБА
    Коэффициент гармоник + шум 0.004 % (-88 дБ)
    Частотный диапазон 20 Гц - 20 кГц, +/- 0.5 дБ
    Предусилитель 41 дБ
  • Гитарный вход
    импеданс 1 МОм, небаланс
    Максимальный уровень сигнала при минимальном усилении +12 dBV (4 В rms)
    Сигнал/шум -94 дБА
    Динамический диапазон 94 дБА
    Коэффициент гармоник + шум 0.00782 % (-82.1 дБ)
    Частотный диапазон 20 Гц - 20 кГц, +/- 0.6 дБ
    Предусилитель 40 дБ
  • Линейный вход
    Импеданс 10 кОм, небаланс
    Максимальный уровень сигнала +2 dBV
    Сигнал/шум -96 дБА
    Динамический диапазон 96 дБА
    Коэффициент гармоник + шум 0.005 % (-86 дБ)
    Частотный диапазон 20 Гц - 20 кГц, +/- 0.5 дБ
    Предусилитель 41 дБ
  • Линейный выход
    Импеданс 240 Ом, небаланс
    Максимальный уровень сигнала +1.8 dBV (1.2 В rms)
    Проникновение каналов < -88 дБ
    Сигнал/шум -95 дБА
    Динамический диапазон 96 дБА
    Коэффициент гармоник + шум 0.00391 % (-88.2 дБ)
    Частотный диапазон 20 Гц — 20 кГц, ±0,1 дБ
  • Выход на наушники
    Максимальный уровень -2 dBV (0.8 В rms) при нагрузке 32 Ом при искажениях менее 0.05% Кг+шум
    мощность 18,2 мВт при нагрузке 32 Ом при искажениях менее 0.05% Кг+шум
    Диапазон импеданса нагрузки 32-600 Ом
    Частотный диапазон 20 Гц — 20 кГц, ±1,3 дБ

Параметры соответствуют недорогому интерфейсу и подойдут при концерных выступлениях или репетициях. Полноценной заменой звуковой карте встроенный интерфейс не станет, но заменить собой непрофессиональную звуковую карту или свехбюджетную полупрофессиональную — вполне может.

После установки драйверов клавиатура обновила внутреннюю прошивку и высветила в трее значок панели управления. Мы тестировали с драйвером 5.10.00.5122v2 под Windows XP SP3. Существуют драйвера и для других ОС — MS Vista, Mac OS X.

На удивление, звуковая карта имеет собственные драйвера, а не обычный стандартный драйвер «Аудио устройство USB». Это дает возможность использовать ASIO драйвер с настройкой буфера в семплах (минимально 128 семплов, максимально — 4096).

ASIO диагностика в программе RMAA 6 PRO.

Device: M-Audio USB ASIO

Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 362
Output latency: 362
Min buffer size: 128
Max buffer size: 4096
Preferred buffer size: 256
Granularity: -1
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - not supported
88200 Hz - not supported
96000 Hz - not supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Analog In 1 ProKeys Sono 88) - Int32LSB
channel: 1 (Analog In 2 ProKeys Sono 88) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Analog 1/2 ProKeys Sono 88) - Int32LSB
channel: 1 (Analog 1/2 ProKeys Sono 88) - Int32LSB

Поддерживается только одна частота — 44 кГц. Другие частоты в музыкальных проектах практически не используются. 24 бита интерфейс понимает, но толку от перехода на повышенную разрядность не будет.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Тестируемое устройство M-Audio USB ASIO
Режим работы 16-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
Версия RMAA 6.2.1 PRO
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала НЕТ
Изменение уровня -6.2 дБ / -6.2 дБ
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.10, -0.15
Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А)
-97.2
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
97.3
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0017
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-84.6
Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0081
Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ
-95.8
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0084
Очень хорошо
Общая оценка
 
Отлично






Подробный отчет 16 бит 44 кГц

Подробный отчет 24 бит 44 кГц

Как видно по результатам теста, устройство показывает заявленные паспортные параметры, только если отключить нормализацию сигнала. Уровень выхода оказался на 6 дБ ниже уровня входа, это видно по строчке «Изменение уровня» в таблице. Вероятно, это связано с проседанием тока при питании от шины USB. При работе от отдельного сетевого адаптера такой проблемы не должно возникнуть.

Мощность выхода на наушники довольно скромная. В наушниках Beyerdynamic DT-250 на максимумальном усилении всё хорошо слышно, но запас отсутствует.

Механика клавиш понравилась. При прямом сравнении есть ощущение, что механика лучше полувзвешенных клавиатур Keystation и Axiom. Отклик лучше и ход приятнее.

Выводы

Клавиатура Sono 61 проявила себя весьма интересным устройством. Перед тестированием были опасения, что интеграция нескольких возможностей в одном продукте неизбежно приведет к деградации каждой составляющей. Однако встроенные тембры хорошие, вполне профессионального уровня. Механика — приятная и отзывчивая. Звуковая карта смогла удивить наличием полноценных драйверов и присутствием интерфейса ASIO с настраиваемым буфером.

 

 

Cредняя цена по Москве на MIDI-клавиатуру M-Audio ProKeys Sono 61 составляет Н/Д(0)



MIDI-клавиатура M-Audio ProKeys Sono 61
предоставлена на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU





Дополнительно

MIDI-клавиатура M-Audio ProKeys Sono 61

M-Audio ProKeys Sono 61 —
MIDI-клавиатура с синтезатором
и звуковым интерфейсом

Линейка ProKeys Sono продолжает традицию комбинированных MIDI-клавиатур M-Audio. На этот раз, помимо внутренней USB звуковой карты, имеющей микрофонный, гитарный и линейный входы, новинка предлагает нам встроенный синтезатор с тембрами нескольких пиано.

В линейке Sono существуют две модели, имеющих 61 либо 88 клавиш. В обоих клавиатурах механика полувзвешенная. В старшей модели, Sono 88, чуть больше тембров и есть разделение на зоны. В статье рассматривается M-Audio ProKeys Sono 61.

Встроенные тембры — аппаратные, а наличие банка 128 General MIDI, плюс барабаны/перкуссия, позволяет называть эту клавиатуру синтезатором. Производитель предпочитает термин digital piano.

Возникает вопрос — откуда взяты тембры? Известно, что стерео-семплы рояля Steinway подготовлены группой экспертов из Digidesign Advanced Instrument Research (A.I.R.) Помимо тембров есть эффекты ревер и дилей.

Клавиатуара Sono почти не нуждается в компьютере. Оговорка сделана потому, что для абсолютного автономного использования необходим блок питания, не поставляющийся в комплекте. Иначе для включения придется подключиться к USB.


Встроенная USB звуковая карта предлагает:

  • аудио интерфейс 2 входа / 2 выхода;
  • формат 16 бит 44 кГц;
  • балансный XLR вход для динамического микрофона;
  • 1/4″ гитарный вход;
  • стерео RCA входы;
  • TRS 1/4″ разъемы для линейного стерео выхода;
  • два выхода на наушники спереди;
  • аппаратный direct monitoring.

В комплекте поставляется облегченная версия секвенсора Ableton Live.

Технические характеристики:

  • Микрофонный вход
    Импеданс 4.4 кОм, балансный интерфейс
    Максимальный уровень сигнала при минимальном усилении -2.2 dBu (0.6 В rms)
    Сигнал/шум -96 дБА
    Динамический диапазон 96 дБА
    Коэффициент гармоник + шум 0.004 % (-88 дБ)
    Частотный диапазон 20 Гц - 20 кГц, +/- 0.5 дБ
    Предусилитель 41 дБ
  • Гитарный вход
    импеданс 1 МОм, небаланс
    Максимальный уровень сигнала при минимальном усилении +12 dBV (4 В rms)
    Сигнал/шум -94 дБА
    Динамический диапазон 94 дБА
    Коэффициент гармоник + шум 0.00782 % (-82.1 дБ)
    Частотный диапазон 20 Гц - 20 кГц, +/- 0.6 дБ
    Предусилитель 40 дБ
  • Линейный вход
    Импеданс 10 кОм, небаланс
    Максимальный уровень сигнала +2 dBV
    Сигнал/шум -96 дБА
    Динамический диапазон 96 дБА
    Коэффициент гармоник + шум 0.005 % (-86 дБ)
    Частотный диапазон 20 Гц - 20 кГц, +/- 0.5 дБ
    Предусилитель 41 дБ
  • Линейный выход
    Импеданс 240 Ом, небаланс
    Максимальный уровень сигнала +1.8 dBV (1.2 В rms)
    Проникновение каналов < -88 дБ
    Сигнал/шум -95 дБА
    Динамический диапазон 96 дБА
    Коэффициент гармоник + шум 0.00391 % (-88.2 дБ)
    Частотный диапазон 20 Гц — 20 кГц, ±0,1 дБ
  • Выход на наушники
    Максимальный уровень -2 dBV (0.8 В rms) при нагрузке 32 Ом при искажениях менее 0.05% Кг+шум
    мощность 18,2 мВт при нагрузке 32 Ом при искажениях менее 0.05% Кг+шум
    Диапазон импеданса нагрузки 32-600 Ом
    Частотный диапазон 20 Гц — 20 кГц, ±1,3 дБ

Параметры соответствуют недорогому интерфейсу и подойдут при концерных выступлениях или репетициях. Полноценной заменой звуковой карте встроенный интерфейс не станет, но заменить собой непрофессиональную звуковую карту или свехбюджетную полупрофессиональную — вполне может.

После установки драйверов клавиатура обновила внутреннюю прошивку и высветила в трее значок панели управления. Мы тестировали с драйвером 5.10.00.5122v2 под Windows XP SP3. Существуют драйвера и для других ОС — MS Vista, Mac OS X.

На удивление, звуковая карта имеет собственные драйвера, а не обычный стандартный драйвер «Аудио устройство USB». Это дает возможность использовать ASIO драйвер с настройкой буфера в семплах (минимально 128 семплов, максимально — 4096).

ASIO диагностика в программе RMAA 6 PRO.

Device: M-Audio USB ASIO

Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 362
Output latency: 362
Min buffer size: 128
Max buffer size: 4096
Preferred buffer size: 256
Granularity: -1
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - not supported
88200 Hz - not supported
96000 Hz - not supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Analog In 1 ProKeys Sono 88) - Int32LSB
channel: 1 (Analog In 2 ProKeys Sono 88) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Analog 1/2 ProKeys Sono 88) - Int32LSB
channel: 1 (Analog 1/2 ProKeys Sono 88) - Int32LSB

Поддерживается только одна частота — 44 кГц. Другие частоты в музыкальных проектах практически не используются. 24 бита интерфейс понимает, но толку от перехода на повышенную разрядность не будет.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Тестируемое устройство M-Audio USB ASIO
Режим работы 16-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
Версия RMAA 6.2.1 PRO
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала НЕТ
Изменение уровня -6.2 дБ / -6.2 дБ
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.10, -0.15
Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А)
-97.2
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
97.3
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0017
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-84.6
Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0081
Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ
-95.8
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0084
Очень хорошо
Общая оценка
 
Отлично






Подробный отчет 16 бит 44 кГц

Подробный отчет 24 бит 44 кГц

Как видно по результатам теста, устройство показывает заявленные паспортные параметры, только если отключить нормализацию сигнала. Уровень выхода оказался на 6 дБ ниже уровня входа, это видно по строчке «Изменение уровня» в таблице. Вероятно, это связано с проседанием тока при питании от шины USB. При работе от отдельного сетевого адаптера такой проблемы не должно возникнуть.

Мощность выхода на наушники довольно скромная. В наушниках Beyerdynamic DT-250 на максимумальном усилении всё хорошо слышно, но запас отсутствует.

Механика клавиш понравилась. При прямом сравнении есть ощущение, что механика лучше полувзвешенных клавиатур Keystation и Axiom. Отклик лучше и ход приятнее.

Выводы

Клавиатура Sono 61 проявила себя весьма интересным устройством. Перед тестированием были опасения, что интеграция нескольких возможностей в одном продукте неизбежно приведет к деградации каждой составляющей. Однако встроенные тембры хорошие, вполне профессионального уровня. Механика — приятная и отзывчивая. Звуковая карта смогла удивить наличием полноценных драйверов и присутствием интерфейса ASIO с настраиваемым буфером.

 

 

Cредняя цена по Москве на MIDI-клавиатуру M-Audio ProKeys Sono 61 составляет



MIDI-клавиатура M-Audio ProKeys Sono 61
предоставлена на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU